Сознание.

 

Политолог Марк Урнов – о фашизме в России

Марк Урнов

Марк Урнов

17.12.2010 20:36
Политическая ситуация в России предельно напряжена. В течение многих лет значительная часть российской элиты занималась пестованием молодежных экстремистских организаций, которые в декабре вышли на улицы. Судя по тому, как власть нервничает, по-видимому, в значительной степени контроль над ними утрачен.

Об опасности фашизма в России говорит политолог, научный руководитель факультет прикладной политологии Высшей школы экономики Марк Урнов:

– Мне кажется, что политическая ситуация предельно напряженная. Очень долго, в течение многих лет значительная часть элиты нашей занималась пестованием тех самых молодежных экстремистских организаций, которые сейчас вышли на улицу. Насколько они в настоящее время контролируемы, бог его знает. Но, судя по тому, как власть нервничает, по-видимому, в значительной степени контроль утрачен. Та националистически-фашистская толпа, которая бунтовала на Манежной площади, на самом деле достаточно владеет технологиями флешмобов и может собираться предельно быстро, в разных городах – интернет тому в помощь. Их огромное количество. Значительная часть силовых структур им симпатизирует, это признают сами силовые структуры.
Я больше всего боюсь, что в ответ на этот разгул безумно злобного псевдорусского патриотизма начнут развиваться ответные волны национализма мусульманских меньшинств

Но я больше всего боюсь, что в ответ на этот разгул безумно злобного псевдорусского патриотизма начнут развиваться ответные волны... собственно, они уже пошли – ответные волны национализма мусульманских меньшинств. Если эта волна не будет остановлена, это будет означать конец целостности страны. Это просто откровенно коричневая угроза под лозунгами, под которыми всегда происходят коричневые бунты – "коррупция", "засилье инородцев", "государственная машина не работает", "мы в кольце враждебного окружения", "нас обманули", "бей хача, жида и очкарика". Вот это все мы на сегодняшний день имеем, причем молодежь этому симпатизирует. Путин не нашел времени для того, чтобы высказаться по поводу всей этой гнусности, но зато обвинил в этом либералов.

– Это какой-то волнообразный процесс? Эти волны нарастают каждый раз и становятся все более высокими?

– Эти волны каждый раз нарастают. В 2004 году я провел большое исследование – "Синдром радикального авторитаризма в российском массовом сознании". Мы так специально формулировали вопросы, чтобы понять, на что способно общество. Там были пугающие цифры – где-то под 70% уже тогда говорили о том, что люди коренной национальности должны управлять страной, под 60% говорили о том, что тех, кто мешает президенту, надо просто выкидывать из страны, что нас должны бояться, иначе нас не будут уважать. Весь этот набор радикального авторитаризма или, говоря менее вежливым языком, просто коричневой одури, уже тогда был заложен. На сегодняшний день мы имеем полную реализацию того, что тогда было намечено как тенденция. Это факт. И усугубляется он тем, что людям внушается, будто все в порядке. У них растут запросы. У них растут претензии к власти: если все в порядке, то почему ничего нет? Агрессивность в обществе растет. Ситуация противная.
Хотите прекратить борьбу с коррупцией – говорите о патриотизме. Это абсолютно отработанный рецепт

– Слово "стабильность" уже забыто?

– О какой стабильности сейчас идет речь, когда пошли националистические выступления, когда каждый день – разоблачение коррупции и бандитизма в силовых органах? Я думаю, что на самом деле все связано. Началась более или менее серьезная атака на коррупцию и организованную преступность, она еще пока затрагивает только мелкие региональные города, до столиц до федерального уровня не докатилась. Но коррупция почувствовала опасность, и эти все националистические выступления – вещи срежиссированные. Бороться с коррупцией в условиях, когда ситуация дестабилизирована, невозможно.

– А может так получиться, что новой политической парадигмой начинающейся предвыборной кампании станет не лозунг "стабильность", как это было во время прошлой кампании, а разговоры вокруг патриотизма?

– А как же? Хотите прекратить борьбу с коррупцией – говорите о патриотизме. Это абсолютно отработанный рецепт. Какая там борьба с коррупцией, какая там тихая стабильность? Нужна мобилизация, нужно сплочение вокруг власти. Значит, смотрите, что делается – мы единственные, кто можем все это остановить. Слов приличных для описания всего происходящего нет. Безумие! Безумие, охватившее и страну, и элиту, и значительную часть массового сознания. Повторяю, если эта волна не схлынет, то кончится очень плохо. В лучшем случае может кончиться не очень кровавым распадом страны, а в худшем – очень кровавым.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"

Владимир Овчинский - о способности власти к самоконтролю

Владимир Овчинский

Владимир Овчинский

17.12.2010 14:52
Дикая резня, устроенная местной ОПГ в станице Кущевская, и все последующие вскрытые факты попустительства, коррупции, безнаказанности поставили на повестку дня вопрос о способности власти на региональном и федеральном уровне бороться с преступностью, ее наиболее опасными формами.

"Кущевская аномалия" стала именем нарицательным для всей криминальной ситуации в стране. Уже после кровавых событий на Кубани во многом схожие ситуации вскрыты в гор. Гусь-Хрустальный Владимирской области, Энгельс Саратовской области,  Железнодорожный Московской области, в одном из поселков Кемеровской области. Массовые беспорядки в Москве на Манежной площади тоже возникли после бандитского налета и убийства болельщика "Спартака" Егора Свиридова.

По сути мы являемся свидетелями глубокого кризиса российской уголовной политики и политики в целом.

Главные организаторы резни в станице Кущевской были местными депутатами, причем от правящей партии. И это оказалось не только "кущевским феноменом". Арест главы города Энгельса Саратовской области, который тоже возглавлял банду киллеров, был членом местного крупного преступного сообщества "парковские" (члены которого продолжают оставаться депутатами областного и городского собрания) и тоже относился к правящей партии, и это заставляют серьезно задуматься о чистоте рядов этой партии. Да и других политических структур в той же мере.

9 декабря, в Международный день борьбы с коррупцией Следственный комитет при Генеральной прокуратуре обнародовал чудовищные цифры: в 2010 году за совершение коррупционных преступлений особый порядок привлечения к уголовной ответственности применялся в отношении 8 членов избирательных комиссий, 214 депутатов органов местного самоуправления, 217 выборных должностных лиц органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти, 1 депутата Государственной Думы.

Это – цифры, которые относятся к "докущевскому" периоду. Уже после резни в станице СМИ сообщали о коррупционных скандалах, в которых были замешаны мэры, вице-мэры, депутаты разного уровня в более чем 20 субъектах РФ:

Приморье. В мэрии Владивостока прошел обыск в рамках расследования дела подозреваемых в мошенничестве депутатов гордумы Сергея Сычева (заместителя председателя бюджетного комитета гордумы) и Вадима Глазунова (председателя комитета по городскому хозяйству). Вадим Глазунов в этом году уже попадал в громкий скандал. Конфликт между депутатом и его партнером по бизнесу Владимиром Никитиным закончился необычным образом: Глазунов откусил Никитину кусок уха, а тот несколько раз выстрелил в обидчика из травматического пистолета. Правоохранительные органы не стали возбуждать уголовное дело, не найдя в случившемся состава преступления.

Забайкальский край. Депутат краевого заксобрания, лидер регионального отделения ЛДПР Олег Федоров приговорен к уголовному сроку лишения свободы за контрабанду леса в Китай и уклонение от уплаты налогов на сумму свыше 10 млн. рублей.

Волгоградская область. Состоялось предварительное судебное слушание по делу бывшего вице-мэра Волгограда Игоря Куликова, обвиняемого в получении взятки в крупном размере в составе организованной группы.
Мурманск. Возбуждено уголовное дело в отношении депутата Совета депутатов Мурманска Андраника Мусатяна, подозреваемого в даче взятки двум своим коллегам депутатам по 500 рублей каждому для того, чтобы испортили бюллетени при голосовании о назначении на должность главы администрации Мурманска.

Возбуждено уголовное дело за злоупотребление должностными полномочиями в отношении главы ЗАТО Островной Мурманской области Веры Роздиной. За аналогичное преступление завершено уголовное дело в отношении депутата ЗАТО Скалистый Владимира Мусатяна.
Башкирия. Возбуждено уголовное дело в отношении первого заместителя главы администрации Баймакского района Раиля Абубакирова по статьям УК РФ "Превышение должностных полномочий" и "Присвоение и растрата". По версии следствия чиновник купил на бюджетные деньги автомобиль и передал его жене-предпринимателю. В сентябре 2010 г. уголовное дело возбуждено в отношении главы этого же района и по совместительству мэра Баймака Рустема Саитова. В октябре 2010 г. уголовное дело возбуждено в отношении Айдара Халикова – бывшего мэра города Сибая.

Самара. Проведенная в мэрии Самары аудиторская проверка выявила, что общая сумма нарушений по предприятиям и учреждениям города за время правления мэром Виктором Тарховым составила более 500 миллионов рублей. Материалы проверки переданы в прокуратуру Самары.
Чувашия. Верховный суд Чувашии огласил приговор экс-мэру Новочебоксарска Валерию Андрееву. Ему назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы за получение взятки в виде мебельного гарнитура.
Ставропольский край. Завершено расследование уголовного дела о взятке в 1,8 млн. рублей в отношении мэра Георгиевска Виктора Губанова.

Ханты-Мансийский автономный округ. Осужден на 6 лет лишения свободы бывший мэр Мегиона Александр Кузьмин. Он обвиняется в мошенничестве, хищении средств из бюджета и злоупотреблении должностными полномочиями.

Алтайский край. Утверждено обвинительное заключение в отношении мэра Бийска Анатолия Мосиевского, обвиняемого по 10 эпизодам злоупотребления должностными полномочиями. Общая сумма ущерба, причиненного незаконными действиями мэра, составила более 9,5 млн. рублей.

Томская область. Экс-мэр Томска Александр Макаров приговорен к 12 годам лишения свободы за злоупотребление должностными полномочиями, получение взяток в особо крупном размере, незаконное участие в предпринимательской деятельности, вымогательстве, хранении наркотиков.

Карелия. Принято судебное решение временно отстранить от должности главу Сортавальского района Александра Соколова, подозреваемого в получении взятки.

Воронежская область. Предъявлено обвинение заместителю главы администрации Нововоронежа в том, что он при трудоустройстве представил подложные сведения о наличии двух образований. Фактически Голубев не прошел полный курс обучения ни в одном из вузов.

Смоленская область. Расследуется дело в отношении экс-мэра Смоленска Эдуарда Кагановского и его заместителя Валерия Осипова о вымогательстве взятки в виде трехкомнатной квартиры у директора строительной фирмы взамен выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию дома и магазина, построенных этой фирмой.

Нижегородская область. Приговором суда депутат думы Сарова Илья Баныкин приговорен к условному сроку лишения свободы за хищение чужого имущества с использованием служебного положения.

Удмуртия. Завершено расследование в отношении депутата Воткинской городской думы Евгения Сюрмеева за незаконное получение кредита.

Орловская область. За мошенничество в особо крупном размере на длительные сроки лишения свободы осуждены подельники вице-губернатора Орловской области Игоря Сошникова предприниматели Эдуард Новоселов и Олег Карянский, а также главный специалист Брянского филиала Российского фонда имущества Виктор Беляев. Сам Сошников объявлен в международный розыск по линии Интерпола.

Амурская область. В канун Нового 2011 года будет оглашен приговор по делу бывшего главы Приамурья Леонида Короткова, обвиняемого в превышении должностных полномочий.

Новосибирская область. Здесь разгорается скандал, связанный с деятельностью банды киллеров, которую возглавлял вице-мэр Новосибирска Александр Солодкин. Одновременно начался судебный процесс по делу вице-губернатора Новосибирской области Виктора Гергета, обвиняемого в растрате, злоупотреблении служебными полномочиями, нецелевом расходовании бюджетных средств, превышении должностных полномочий.

Красноярский край. В Красноярске завершено расследование дела в отношении бывшего начальника отдела правового обеспечения реализации целевых программ администрации Красноярска Елены Григоренко. Экс-чиновница обвиняется в мошенничестве с бюджетными субсидиями, выделенными на приобретение жилья молодым семьям. Григоренко, считает следствие, создала преступную группу из родственников и в течение трех лет, используя подложные документы, похитила из городской казны почти
28 млн. рублей.

Ленинградская область. Прокуратура передала материалы для возбуждения уголовного дела в следственные органы в отношении главы администрации Тосно Валерия Гончарова за халатность при расходовании госсредств.

В канун Нового года должен быть оглашен приговор в отношении экс-сенатора от Башкирии Игоря Изместьева, которого обвиняют в убийствах и терроризме. Прокуратура требует приговорить Изместьева к пожизненному заключению.

Надо отдать должное правоохранительным органам за то, что эти преступления были выявлены. Вопрос в том, как все эти люди во власть попали? Почему не работают никакие фильтры по недопущению лиц, проходящих по оперативным учетам МВД и ФСБ, во власть? Почему во власти оказывается такое количество людей недоброкачественных? 

Сейчас от проверки кандидатов на ответственные публичные должности фактически устранились наши спецслужбы. А ведь мировая практика идет совсем другим путем. Демократия должна быть надежно защищена от жуликов и бандитов.

Мы постоянно копируем какие-то сомнительные западные образцы поведения и, одновременно, игнорируем методы по защите общества и государства, апробированные на  Западе. Например, в США в ходе специальной проверки кандидатов на госслужбу Федеральным бюро расследований выясняются следующие вопросы:
– учеты полиции, уголовные дела;
– материальное положение, участие в деловой жизни;
– участие в гражданских процессах (в качестве истца или ответчика);
– любой случай увольнения с работы;
– любые контакты с представителями иностранных государств;
– все события из личной жизни проверяемого, которые могут быть использованы для оказания на него влияния;
– все обвинения в некомпетентности;
– любые конфликтные ситуации в сфере бизнеса;
– заключения врачей-психиатров;
– выписываемые лекарства, содержащие наркотики;
– сведения о злоупотреблениях алкогольными напитками, об употреблении наркотиков;
– участие в организациях, прием в которые ограничен полом, расой, цветом кожи, убеждениями, религиозной и национальной принадлежностью;
– негативные моменты в образе жизни и поведении.

Результаты проверки ФБР оформляет справкой, в которую включается информация негативного характера (если таковая имеется) с указанием источников ее получения. Если источники пожелают остаться неназванными, то ФБР идет им навстречу.

Одновременно в США отработана и система последующего контроля за федеральными служащими после их назначения на должности.

Обеспечение конституционного правопорядка возможно только при условии декриминализации самой власти, ее политической составляющей. Не могут недавние "герои" оперативных сводок становится депутатами и мэрами. Так же как не должны ими становится люди, судимые за умышленные преступления. Хотя бы в этом можно ведь выставить фильтры. Для этого есть механизмы, международный опыт. Дело за малым – желанием его использовать

 

 

ГолосИслама.RU » Общество » Аутсайдеры

Аутсайдеры

Аутсайдеры

Размышление рядового мусульманина о месте Ислама в светском социуме России

Удручает, что имамы сужают территорию своего присутствия в российском обществе. Всё ограничивается мечетью. Что же до действий вне мечети – то они очень ограничены. Это в основном "побывать у начальства в кабинете" с просьбой, или восседать в президиуме какого-либо совещания с угрюмо – каменным выражением лица (очевидно, считается, что так "авторитетнее"). И на этом всё. Да, есть очень редкие исключения, но это исключения.

И ещё: статус Ислама. Муллы его сами принижают. Скорее, неосознанно. И это не продуктивно. В тематике их выступлений в основном 4 тезиса: "о высокой духовности", "об осуждении терроризма", и "не будем игрушкой в чужих руках", "не оскорблять чувства верующих". Это тиражируется всегда и везде. А что, нет других тем, кроме этих 4-х, которые стали дежурно – казёнными? И ни к чему не побуждают. И их заунывное повторение ничего не меняет в реальной жизни. А жизнь многообразна. Она в постоянном изменении. И муллы не участвуют в её круговерти. Не играют главной роли. Они – аутсайдеры!

"Не будем игрушкой в чужих руках". Эта фраза опять-таки принижает роль Ислама. Ислам – это мироздание. Ислам – вселенская данность. И мулла, тот субъект, который говорит от имени Ислама, и который, ближе всех причастен к Исламу. И у него в этой части огромная ответственность. И говоря об "игрушке", мулла косвенно девальвирует статус Ислама. Недопустимо даже в отдалённом контексте упоминания Ислама ставить рядом слова "игрушка", "погремушка", и т.д. Это – харам. Посмотрите, у католических и протестантских священнослужителей РФ другая лексика и риторика. И никто из них, никогда, не упомянул слово "игрушка" прямо или опосредовано по отношению к Библии, или к своей персоне. И это констатация самодостаточности.

Я видел в одной из мечетей Кувейта имама, который вёл пятничную проповедь и совершал намаз в обыкновенном пиджаке и рубашке. И вспомнились некоторые наши муллы в экзотических одеяниях, которые ни в одном религиозном тексте не регламентированы. Всё что надумывают и водружают на себя некоторые муллы – это абсолютная самодеятельность. Одежда посыпается блёстками, приклеиваются к халату аппликации в виде фантастических цветочков. (Что, остаётся на рукавах ещё колокольчики повесить?) И эта "амуниция" – показатель внутреннего духовного содержания муллы. И его специфического понимания эстетики. И тут есть о чём подумать.

Ислам требует от нас скромности, строгости во внешнем виде, и даже определённого аскетизма. Мечеть – не эстрадные подмостки. И мулла обязан выделяться не пестротой халата, а грамотностью намаза и мусульманских обрядов; искренностью, и силой проповеди; и безупречной биографией.

Мулла не должен входить в кокон самоизоляции. Не застревать внутри себя. Недопустима инертность. Противопоказана заскорузлость мышления. Широкий кругозор, высокий уровень культуры – необходимые качества муллы. Потому, что мулла, кроме прочего, преобразователь общества. Он – в идеале, активный общественный деятель. И тут важно понимание своей роли и места в общественной (светской) жизни.

Один из видных религиозных деятелей Кувейта д-р Адель аль-Фалях сказал: "Религия в государстве должна поднимать и обсуждать общественнозначимые проблемы, но вместе с тем не вмешиваться в политику". И это правильно. Религия в светском государстве должна быть абсолютно аполитичной. Это означает: не участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты, не делать заявления осуждающих или поддерживающих того или иного политического лидера, не состоять в партиях и т.д. Аполитичность религии (в нашем случае Ислама), не конформизм, или нежелание испортить отношения с властью. Нет. Вмешиваться религии в политику – не рационально. Религия должна быть не на политической площадке, а в обществе. И тут огромное поле деятельности. Задача религии – изменить общество. Изменится общество – изменятся и политика, и политики.

Тот, кто вник в суть Корана (или Библии) понимает, что арсенал воздействия на общество у религиозного деятеля сильнее, чем у политика. Религия более фундаментальна. И идти в политику религиозному деятелю – размениваться на мелочи. На второстепенное. И отсюда – невмешательство. Религия – это мораль. И соприкосновение религии и политики – это насыщение политики моралью. Но не в рамках политики, а через совершенствование отдельно взятого человека. И нации в целом.

Это суть взаимоотношения религии и политики в светском обществе. И это не уход от острых вопросов. Нет. "Богу – Богово, а Кесарю – Кесарево". У каждого свой "участок работы".

И работа на "своём участке" актуальна для каждой конфессии. 1 февраля 2012г. в храме Христа Спасителя Патриарх Кирилл после литургии призвал: "Идти по пути нравственного возрастания…развития базовых ценностей нашего многонационального народа… Не терять время... Входить во все поры общественной жизни". И это призыв не только к православным, но и к мусульманам. Ко всем, кто неравнодушен.

В этой части деятельность муллы предполагает 3 основных "блока":

1. Намаз и мусульманские обряды.

2. Проповедь.

3. Участие в общественной жизни.

Порой мулла профессионален в первом "блоке", но, к сожалению, недостаточно квалифицирован во втором, и беспомощен (а порой и нелеп) в третьем. Это делает ущербным статус мечети и образ имама. И не принимаются доводы: "Тут у меня получается, а тут не получается". (Кстати, как правило, если мулла слабоват в третьем и втором "блоках", он не особо силён и в первом). И такая "недоработка" у муллы недопустима. Он должен работать над совершенствованием своей личности. "Пахать". Научиться "жечь глаголом сердца". Но как быть "инженером человеческих душ", если не разбираешься в простейших "чертежах"? Имам обязан активно вторгаться туда, где ненормально. И это делать постоянно и целенаправленно. И Аллах будет доволен. А безучастно созерцать – харам.

(О "чертежах жизни". Я спросил у муллы: "Ты знаешь о газетах "Ведомости", "Коммерсант", "Российская газета", о журналах "Власть", "Эксперт"? Эта пресса, с чтения которой начинает свой рабочий день, человек себя уважающий, и стремящийся знать основные тенденции в экономике, в общественной жизни, и в политике РФ. "Нет" а – последовал ответ. Я показал один из вышеупомянутых журналов: "Прочитай". Мулла долго смотрел на одну из статей, шевелил губами, вспотел, и тяжело переведя дух, изрёк: "Я не понимаю, о чём тут пишут. Да и зачем это мне?"

* * *

Вот часть проповеди "Почему у нас проблемы?" от 01.06.2010г. Дамирджана хазрата Зайнутддинова (Казань): "Безразличное отношение большинства к проблемам социума – это сигнал бедствия. Пророк сказал: "В каком бы народе люди не совершали грехи, и среди них есть те, кто в состоянии изменить это положение, но они ничего не делают. Близко то время, когда Аллах их всех накажет (Абу Давуд, "Малахим" 17; Тирмизи "Фитан"). Ярким примером служит кораническая история об обитателях селения, живших на берегу моря, которых Аллах из-за непокорности превратил в обезьян. Среди наказанных оказались не только непосредственные участники греха, но и те, кто не останавливал преступников от их деяний".

Давайте внимательно посмотрим, друг на друга: не проступают ли в нашем облике, и в нашем поведении признаки вышеупомянутых primates?

______________________

  • Биберсов Камиль Аркадьевич, известный ульяновский политический и общественный деятель. В 1990-1993 - депутат ульяновского гор. и обл. советов. 1986-1990 - социолог ульяновского горисполкома. На ряде ульяновских заводов был зам. ген. директоров. В 1999-2001 - руководитель и спонсор регионального отделения социал-демократической партии М.С.Горбачева. В 1998-2002 - советник президента банка "Авангард" (Москва). В настоящее время - советник мэра Ульяновска. 

Источник: islamnews.ru

Признаки псевдоисламского экстремизма




«Серьезность проблемы возрастает, когда взгляды экстремистов навязываются насильно или под угрозой обвинения в неверии, ереси и неуважения к религии, и подобный моральный террор хуже, чем террор физический», - говорит шейх аль-Карадави.Готовится еще одно русскоязычное издание известной книги одного из самых влиятельных мусульманских ученых современности шейха Юсуфа аль-Карадави «Исламское сознание между неверием и экстремизмом». Эта книга в значительной мере является богословским основанием идеологии «умеренности, или срединного пути («аль васатыйи») в Исламе», недавно выдвинутой в Кувейте в качестве социальной доктрины д-ром Аделем аль-Фаляхом. Руководителем Международного центра аль-васатыйи является шейх Аисам Башир – ученик д-ра Юсуфа аль-Карадави.


Немаловажно и то, что эту работу д-р Юсуф начал писать задолго до рубежной даты 11.09.2001, в то время, когда на Западе Ислам еще не подавался в «образе врага», т.е. в богословских суждениях автора нет привязки к отражению агрессивных нападок на Ислам извне. Его богословская аргументация – это интерпретация важнейших положений Корана и Сунны Пророка (мир ему).

Каждый желающий, вне сомнения, извлечет большую пользу от прочтения всей книги. Однако ее немалый объем и вольный характер изложения побуждают нас посвятить ей отдельную статью, чтобы выделить несколько принципиальных, ключевых вопросов, которые содержат в себе фундаментальный богословский анализ нынешних настроений в умме. Ибо, с нашей точки зрения, именно эти моменты требуют наибольшего внимания при определении уммой концепции ее дальнейшего развития.

Шейх Карадави пишет важную вещь, которая стала одним из краеугольных камней идеологии «аль-васатыйи»: «От мусульманина принимается, когда он осложняет себе жизнь и выбирает то, что потруднее, однако неприемлемо, чтобы он понуждал к этому других людей и вызывал у них стеснение в религии и затруднения в жизни».

Радикализм – это первая ступень, когда еще нет нарушения прав других людей, но если радикализм начинают навязывать против воли другим, он превращается в экстремизм:«Серьезность проблемы возрастает, когда взгляды экстремистов навязываются насильно или под угрозой обвинения в неверии, ереси и неуважения к религии, и подобный моральный террор хуже, чем террор физический».

Итак, каковы признаки радикализма и экстремизма установил шейх Юсуф аль-Карадави?

1. Слабые знания сущности религии, неприятие иных мнений.

Шейх Юсуф аль-Карадави имеет в виду не обычную неосведомленность человека о тонкостях религии в силу недостатка образования, в чем нет греха, а «частичное понимание, обладатель которого относит себя к числу ученых... Знания такого псевдоученого не систематизированы и имеют вид разбросанных звеньев цепи, поверхностны и не проникают в глубины. Он не связывает частное с общим, не сопоставляет сомнительное с достоверным и предположения с истиной; у него нет достаточных знаний, чтобы увязать противоречия или взвесить доказательства и домыслы... И вот мы видим его берущим за основу частное для опровержения общего, опираясь на поверхностные суждения».

«Великий ученый аш-Шатыби сказал: «Если человек знает, почему и для чего был низведен аят или сура, знает его толкование и цели, то он не будет преступать эти аяты, а если человек не знает смысла аята, то может быть много взглядов, и каждый выберет свой вариант толкования, не имея достаточного знания, которое привело бы его к истине... Таким образом, они заблуждаются сами и сбивают с пути остальных».

«Это слепой фанатизм... это бескомпромиссность человека в своих понятиях, не позволяющая ему видеть интересы окружающих, цели Шариата и условия современности... Мы против того, кто безоговорочно отрицает взгляды оппонентов и считает их заблудшими невеждами, распутниками и ослушниками, а себя считает идущим по пути истины, будто он – безгрешный пророк, а слова его – откровения свыше!»

Сегодня находятся невежественные радикалы, которые запрещают даже изучать историю эпохи исламских халифов, а ведь «история – это зеркало, в котором отражаются законы Аллаха для всего бытия и для всего человеческого общества, поэтому Коран призывал направить ум на изучение этих законов, чтобы пользоваться ими, а кто этого не делал, у того
слепы сердца»:

«Сколько селений, которые были несправедливы, Мы погубили, и теперь они разрушены до основания. Сколько заброшенных колодцев и воздвигнутых дворцов! Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди. Скольким селениям, которые были несправедливы, Я предоставил отсрочку!Впоследствии Я схватил их, и ко Мне предстоит прибытие. Скажи: “О люди! Воистину, я для вас – предостерегающий и разъясняющий увещеватель» («Аль-хадж», 45-49).

2. Неспособность отличать главное от второстепенного. Понуждение к тому, что не обязательно. Излишества в запрещении.

Шейх аль-Карадави считает, что постижение мотивов указаний Аллаха и действий Его Пророка (мир ему)является необходимым звеном для того, чтобы правильно понять истинное значение этих указаний и действий. Поэтому «еще одной приметой отсутствия фундаментальных знаний Шариата является постоянное склонение к сужению, усложнению и излишнему запрещению, расширению круга запретного, тогда как великие ученые предостерегали от этого», ибо в Коране сказано: «И не говорите о том, что описывают ваши языки ложным: «Это дозволено, а это – запрещено», чтобы измыслить на Аллаха ложь. Поистине, те, кто измышляет на Аллаха ложь, не будут счастливы!»(«Ан-Нахль», 116).

Например, «они утверждают, что носить брюки длиной ниже щиколоток запрещается, приводя достоверный хадис: «То, что ниже щиколоток, – в огне»... Однако эти хадисы ограничиваются другими хадисами, и это предостережение распространяется только на тех, кто делает это для моды и хвастовства... Пророк (мир ему) сказал Абу Бакру, когда тот посетовал, что его брюки длинные и их надо укоротить: «Ты не из тех, кто делает это из кичливости».

Шейх аль-Карадави четко разграничивает понятия веры как только лишь искреннего признания Аллаха сердцем и языком и совершенной веры, «когда совмещается вера сердцем, признание языком и деяния тела». Так хадис Пророка (мир ему): «Не уверует ни один из вас, пока не захочет для своего брата того, что хочет для себя», не означает, что тот, кто не выполнил этой заповеди, не может считаться верующим и муслимом. Если он искренне произнес шахаду, то он уже вошел во врата Ислама и имеет все права муслима, ибо в известном хадисе сказано: «Вера есть твоя вера в Аллаха, в Его ангелов, Его посланников и в Последний день и твоя вера в Предопределение».

Однако это лишь минимум веры, эта вера еще не совершенна, ибо человек еще не постиг всего, что нужно сделать, чтобы заслужить довольство Аллаха. Об этом сказал Сам Всевышний, Превелик Он и Преславен: «Сказали бедуины: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали», но говорите: «Мы приняли Ислам», ибо вера не вошла еще в ваши сердца»(«Аль-Худжарат», 14). Таким образом, бедуины, которые были еще далеки от совершенной веры, вера была у них на устах, но не проникла в сердце, Самим Аллахом названы муслимами. Кто же из людей вправе им в этом статусе отказать?

Но радикалы и экстремисты постоянно подменяют эти два разные по объему понятия, провозглашая кяфирами (неверными) тех, кто не достиг совершенства веры – и то лишь по собственному воображению: «Мы часто сталкиваемся с теми, кто готов перевернуть весь мир из-за подстригания бороды, ношения длинных брюк или движения указательным пальцем во время шахады... Все это происходит в то время, когда наступает западная цивилизация... а мусульмане в разных уголках земли подвергаются гонениям... Среди тех, кто поднимает такие вопросы, есть люди, о которых многим известно их пренебрежение обязанностями каждого мусульманина, такими, как почитание родителей, выполнение действий наилучшим образом, соблюдение прав супруги и детей, прав соседей...

Имам Ахмад приводит хадис, переданный ибн Аби Ниам: «Когда я сидел с сахабом Абдуллой ибн Умаром, к нему подошел человек и спросил, запрещено ли убивать комара. Ибн Умар спросил его: откуда ты? Человек ответил: из Ирака. Тогда Ибн Умар воскликнул: Вот, посмотрите на него – спрашивает о крови комара, а ведь они убили внука Посланника Аллаха!..».

От Абу Масуда аль-Ансари передается хадис: «Один человек сказал: «О, Посланник Аллаха, я опаздываю на утреннюю молитву, потому что такой-то имам читает ее долго». Посланник Аллаха разгневался так, как я никогда не замечал за ним, и сказал: «О, люди, воистину, среди вас естьвызывающие неприязнь! Кто молится имамом перед людьми, пусть сокращает (молитву), ведь за ним может стоять немощный, старик или больной» (приводится у Аль-Бухари)».

«Вызывающие неприязнь» – это первые радикалы в исламской умме!

3. Нетерпимость во взаимоотношениях с иноверцами и жесткость призыве.

Шейх Юсуф аль-Карадави повествует о правилах, установленных Аллахом для исламского призыва: «Призывай к пути Господа твоего с мудростью и добрым наставлением, и спорь с ними наилучшим образом» («Ан-Нахль», 125). Всевышний говорит Своим посланникам Моисею и Аарону (мир им): «Идите к фараону, ибо он ослушался, и скажите ему слово мягкое – может быть, он опомнится или побоится»(«ТаХа», 43-44).

Аллах не приказывает Моисею потребовать от фараона, чтобы тот начал строго соблюдать Тору, которую тогда не знали еще и сами сыны Исраила. Аллах показывает нам в Коране, что для фараона было тогда достаточно проявить покорность своему Создателю в том, чтобы просто послушаться Его повеления отпустить сынов Исраила. Если бы фараон начал слушаться таких повелений Аллаха, то, возможно, он удостоился бы впоследствии милости стать покорным и в ежедневных предписаниях веры, но, пока он не сделал главного выбора – между многобожием и единобожием, соблюдение вероустава было бы для него совершенно бесполезным.

А помочь ему совершить принципиальный правильный выбор могло только «слово мягкое». – Это относится и ко всем межрелигиозным дискуссиям, в которых мусульмане хотят свидетельствовать о своей религии. Таков вывод шейха.

Теперь порассуждаем сами на эту тему. Действительно, каждый из нас принимает веру и покорность Богу Единственному и готов следовать каждому Его предписанию и каждому повелению, однако и наш приход к такому пониманию имел свою поэтапность во времени.

Те, кто вырос в семье праведных мусульман и воспитывался правильно от рождения, все равно приобретал знания постепенно, по мере взросления, причем эти знания проходили через внутренний выбор, который с возрастанием становился все более значимым. А в подростковом возрасте человеку надо еще раз осознать все слышанное им ранее и уже совсем осознанно стать на прямой путь.

Но таких мало. Большинство мусульман, даже из формально мусульманских семей, приходит к вере в зрелом возрасте, после невежества. А огромное число людей приходит сегодня к Исламу после состояния полной джахилии и зачастую – неправой веры. А чтобы достичь состояния полного пребывания в Исламе, которое означает, помимо покорности, овладение обязательным минимумом знаний и соответствие поведения этим знаниям, требуются еще многие усилия и время.

Допустим, мы считаем себя пребывающими в совершенной вере. А знаем ли мы о других, в каком они сейчас состоянии? – Ведь их временная линия жизни не параллельна нашей! В ней такие же законы, но их время сдвинуто по отношению к нашему вперед или назад, и у каждого по-своему! Время тварно и релятивно (относительно).

Может быть, они в том состоянии, который мы сами когда-то уже прошли, но они-то еще только-только дошли до этой точки от худшего состояния, т.е. совершили подвиг, за который их нужно не укорять, а поддержать, помочь закрепиться и идти дальше? Только не ограниченный пространством и временем Аллах, Превелик Он и Преславен!, видит все сразу, а нам нужно сделать усилие, чтобы две жизни людей даже с внешне похожей судьбой совместить как две строго параллельные линии.

Но для суждения о состоянии веры другого мы должны учитывать, помимо временной ассиметрии, и фактор ассиметрии обстоятельств: для другого человека обстоятельства, в которых он делает свои поступки, могут быть иными и более затруднительными, чем для нас, хотя внешне они кажутся похожими. Отсюда и оценка их Аллахом будет иной, ибо Он не возлагает на душу того, что та не может понести. Поэтому наша вера вправе быть бескомпромиссной только применительно к себе, к своему «я» мы вправе не иметь никакого снисхождения и послабления.

Поэтому аяты и хадисы, диктующие нам, какой должна быть наша вера и наша полная покорность Аллаху, бескомпромиссны для каждого из нас с момента постижения нами смысла данных аятов и хадисов, но донесение этого смысла до других людей, которые его еще не постигли, – это совсем иная задача. И эта задача столь же ясно раскрыта в аятах Аллаха, Превелик Они Преславен!, и в хадисах Пророка (мир ему).

После распада Халифата и исчезновения единого мусульманского правового поля, на котором иджма (согласованное мнение уммы) носит обязывающий для всех характер, иджма людей Сунны стала результатом добровольного компромисса разных ученых уммы. А отсюда субъективная бескомпромиссность в вопросе воздействия на другого мусульманина или немусульманина де-факто означает сегодня лишь непризнание свободы другого и угрозу принуждения, насилия по отношению к нему, т.е. несет все свойства радикализма, а при определенной мере настойчивости – и экстремизма.

Самым ярким примером умеренного подхода является Сунна Пророка (мир ему), который в первые 13 лет после ниспослания первых аятов Корана проповедовал только таухид (единобожие), и вокруг него формировалась община. Только после Хиджры Аллах стал постепенно ниспосылать аяты, законодательно регламентирующие жизнь уммы. Отсюда следует, что нельзя сразу требовать от другого человека мгновенного постижения всего того, на что даже сподвижникам Пророка (мир ему) потребовались годы и годы.

4. Подражание экстремистским сектам прошлого. Обвинение мусульман в неверии (такфир).

Шейх аль-Карадави пишет: «Еще одно проявление экстремизма – подозрительное отношение к людям и представление их в черном свете, умаляя их хорошие стороны и преувеличивая плохие. Экстремизм основывается на обвинении... Они не ищут оправдания окружающим, но тщательно ищут их пороки и перебирают их проступки, чтобы бить ими в барабаны и трубить в трубы, сделав из проступка смертный грех, а из греха – неверие!!! Если какое-то слово или дело могут нести и добро, и зло, они наиболее вероятным считают вред...

Если кто-то отличается от них манерами ношения трости или приемом пищи, то они обвиняют его в непочтении к Сунне или в нелюбви к Посланнику Аллаха (мир ему)... Если призывающий к Исламу старается отвечать условиям современности и говорить с людьми на понятном им языке – они обвиняют его в преклонении перед западной цивилизацией».

«Они не слушают того, что противоречит им во взглядах и не идут на диалог и не представляют возможным подвергнуть свои взгляды проверке, экзамену, чтобы сопоставить их с другими и принять перевес. Многие из них не получали знаний от ученых или от высоких специалистов, а получали непосредственно из книг без обсуждения и без обмена мнениями или же проверки своего понимания и своих знаний методом анализа и дискуссий».

«Экстремизм достигает своего апогея, когда люди покушаются на неприкосновенность окружающих и позволяют себе проливать их кровь и грабить имущество, не выказывая никакого уважения или милосердия к ним. Это случается, когда экстремисты обвиняют всех людей в выходе из Ислама и в неверии или в изначальном отсутствии веры у них. Подробные убеждения выстраиваются в неприступную скалу фанатизма, которая делает их приверженца неспособным понимать окружающих и ненавидящим их».

В такую ловушку попадали некоторые раскольники (хариджиты) в эпоху зарождения Ислама. Они больше всех людей соблюдали религиозные требования, постясь, молясь ночами и читая Коран, но пострадали от своих плохих мыслей, а не от нечистоты совести. Их преступления были приукрашены для них, и они считали, что поступают правильно и делают добро. Их стремления в этом мире сбились с верного пути. Пророк (мир ему) сказал о них: «Они удаляются от веры, как удаляется стрела, выпущенная из лука».

Когда сподвижника Пророка (мир ему) Нафиа, сражавшегося вместе с праведным Али ибн Абу Талибом против хариджитов, спросили, что Ибн Умар думает об «аль-хурурия» (хариджитах), то тот ответил: «Он считает их наихудшими творениями Аллаха, ведь они стали применять к верующим аяты о неверущих».

Шейх аль-Карадави описывает новых хариджитов настолько метко, и многие читатели могут сразу увидеть перед глазами знакомый, увы, образ: «Они объявляют неверующими всех, кто не с ними и не соглашается с их взглядами, а также и тех, кто согласен с ними, но не вступает в их общество и не присягает их предводителю. Те же, кто принял их взгляды и вступил в их общество, присягнув имаму, а в последствии по каким-либо причинам вышел из их общества, объявлены ими вероотступниками, которых разрешается убивать.

Всякое исламское общество, узнавшее об их призыве, но не присягнувшее их предводителю, – это общество «неверующих» или «вероотступников». Любой, кто последовал за мнениями имамов – основателей мазхабов, или за единогласным мнением мусульманских ученых, или просто за тем, что считается лучшим, – в их глазах «многобожник» и «неверующий». Вся исламская история после 4-го века по Хиджре объявлена ими эпохой неверия и джахилии ввиду примата принципа таклида (при отсутствии своих знаний следование за учеными)».

Также «мы видим много случаев, когда невежды придерживаются буквального смысла текстов, не углубляясь в понимание их скрытого смысла и постижение их целей и мотивов. На самом деле такие люди лишь возрождают взгляды школы «аз-захирия» после того, как умма избавилась от нее. Эта школа отвергает иджтихад (извлечение смысла, экзегеза) и отрицает «аль-кыяс» (сопоставление, суждение по аналогии). Новая «аз-захирия» следует за старой в отвержении мотивировок, в пренебрежении целями и принципом пользы».

Новая редакция захиритов отличается, по мысли шейха аль-Карадави, от старой только тем, что старая «объявляла о своем пути открыто... а последователи нового течения не признают себя захиритами, хотя и перенимают все негативные стороны старой школы».

Шейх Юсуф аль Карадави делает категорический вывод: «Первопричины подобного радикального отношения к мусульманам – высокомерие и неуважение к окружающим.Первым ослушанием и грехом было ослушание Иблиса, основой которого были гордыня и высокомерие: я лучше него (Адама)».

К оценкам шейха Юсуфа аль-Карадави добавим от себя, что «буквализм» как противопоставление рационализму либо методу аналогий (кыяса) в понимании религиозных текстов является каким-то странным мифом. – Возможно, мусульманский мир, некогда открывший Европе законы данной человеку Аллахом логики, немножко подзабыл то, чем может по праву гордиться. Ведь между текстом Аллаха или Сунны Его Пророка (мир ему) и человеческим «я» (нафсом) неизбежно существует посредствующее звено – это человеческие слова с их значениями, сформировавшимися в обычном словоупотреблении.

Слова Аллаха несотворенны, абсолютны и неизменны, но слова человека тварны, относительны и изменчивы по вкладываемому в них значению. А, читая или слушая Коран, человек (если он не пророк, которому ангел вкладывает слова Аллаха прямо в душу) физически, глазами, читает и физически, ушами, слышит сначала не вечные и неизменные слова Аллаха, а человеческие слова, несущие для него из его привычного обихода какие-то житейские и литературные значения, причем подверженные изменениям, с массой смысловых оттенков.

Для того, чтобы перейти от житейских значений слов к их Божественному значению, к их вечному смыслу, необходимы вера, а также усилие ума и души, которое может быть двояким: либо имеет место попытка рационального, рассудочного осмысления значения Божественного слова через привычные обиходные значения слов, так что критерием понимания выступают слова человеческие, либо же имеет место иджтихад, извлечение смысла, в том числе и путем аналогий (кыяс), от земного, относительного, к неземному, абсолютному, так что значения человеческих слов являются лишь путеводными знаками (знамениями, аятами) к смыслу Божественных слов. Критерием правильного понимания выступает иджма ученых уммы.

Поэтому захириты и многие новые направления, нескромно именующие себя «салафитами», являются на самом деле именно рационалистами, как бы они этого не принимали, ибо их толкования строятся на доводах рассудка, рацио, который пытается постичь смысл слов Всевышнего по простейшей фигуре силлогизма. Тем самым, «буквальный» метод толкования священного текста – это всего лишь наиболее примитивная форма рационализма, которая способна охватить только то из значения слов Аллаха, что наиболее похоже на окружающие человека образы повседневности.

Тем самым, они сужают значение Божественного послания до известных им обиходных значений человеческих слов. Причем, посылками для логических выводов являются у них человеческие суждения и образы, т.е. о воле Аллаха они все равно судят по аналогии со своим миром, причем представления из сего мира выступают для них критерием правильности понимания слов Аллаха.

Итак, если у великих ученых Ислама, муджтахидов, налицо восхождение от суждений и образов земной действительности к великим смыслам вечного Божественного мира, то у захиритов, их последователей и единомышленников все наоборот – путем примитивной рациональной логики они сужают смысл слова Аллаха до собственных бытовых представлений. Или, как сказал о них Пророк (мир ему), «они читают Коран, но он не выходит за пределы их ключиц».

5. Социальные утопии и кровавая романтика.

«К слабому знанию религии добавляется слабое знание реальностей жизни, истории и законов Аллаха в творении. И вот мы видим одного, который хочет того, чего не бывает, и требует то, чего нет, мечтает о том, что нереально, и понимает события не так, как есть на самом деле, и толкует их согласно иллюзиям, осевшим в его голове, не имеющим основы ни в законах Аллаха в творениях, ни в Шариате. Он желает изменить все общество, его сознание, законы, традиции, нравственность, социально-политическую и экономическую организацию воображаемыми способами и нереальными методами...

Отсюда не удивительно, что он бросается на поступки, которые некоторые люди называют самоубийственными, другие называют сумасшедшими. Эти поступки приводят к жертвам, но они на это не обращают внимания.

Если бы они обратились к истории Пророка (мир ему), они бы увидели, что он в течение 13 лет в Мекке занимался призывом и воспитанием, тогда как повсюду господствовало многобожие, и священная Кааба была окружена идолами, число которых достигло 360, а он молился в Каабе и делал таваф вокруг нее. Однако он не думал о самоотверженном нападении для разрушения этих идолов и избавления от них, потому что этим самым он подверг бы себя и своих сподвижников погибели, но идолопоклонство бы не исчезло, а его приверженцы сделали бы замену разбитым идолам на следующий день.

Ибо идолопоклонство было заложено в их сознании еще до изготовления идолов. И пока их сознание не освободится от идолопоклонства, никакое разрушение идолов не поможет».

«Два важных закона, о которых не знают энтузиасты-активисты, торопящие события:
1) Закон постепенного продвижения... это закон бытия и закон Шариата, потому что Аллах сотворил небеса и землю за 6 дней, а ведь мог сказать «Будь!», и все было бы в тот же миг.

...Он сотворил их за 6 периодов, длину которых знает только Аллах... все развивается через несколько этапов, пока не достигнет зрелости и совершенства... со стороны Шариата Ислам начал с призыва к единобожию и правильному вероубеждению, затем постепенно узаконивались и другие положения...

По словам праведной Айши, «первым, что было низведено из Корана – это суры о Рае и Аде, пока люди не пришли в Ислам, а затем снизошло разрешение и запрещение, а если бы первым снизошло: не пейте вино, не прелюбодействуйте, то они бы сказали: мы никогда от этого не откажемся» (Аль-Бухари)».

2) Закон установленного срока. «...для каждой вещи есть определенный срок, в котором она достигнет зрелости или совершенства». «Они торопят тебя с наказанием, но Аллах не нарушает Своего обещания, и день у твоего Господа равен тысяче лет по тому, как вы считаете» («Аль-Хадж», 47).

Утопия всегда заканчивается жестокой антиутопией, социальная утопия – социальной трагедией. Утопия коммунизма, начавшись с романтических общин, мечтавших построить рай на земле – «город солнца», затем объявила войну вере в Бога и терроризировала треть живущих на земле людей под лозунгом: «Загоним человечество к счастью железной рукой!».
Еще хуже, когда подобные утопии навязываются от имени религии. И самое плохое, когда они навязываются от имени истинной религии. Об этой последней опасности также предостерегает шейх Юсуф аль-Карадави. «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят свой нафс («я»)» (сура «Гром», 13:11).

Подытоживая сказанное, сделаем общий вывод о книге «Исламское сознание между неверием и экстремизмом»: в ней дана развернутая картина признаков и идейных предпосылок радикализма и экстремизма. Эти признаки описаны научно, с соответствующими доказательствами (далилями), выбивающими почву из-под ног демагогов, которые несколькими выхваченными из контекста аятами и хадисами пытаются оправдать совсем не исламские идеалы и поведение. И в этом – главная ценность это труда.

Хотя в книге есть заявка на изложение причин радикализма и экстремизма, а также и на предложение путей устранения этих причин, все-таки автор в большей мере описывает уже состоявшееся проявление ложного убеждения. Он скорее показывает богословские механизмы рождения ошибки, нежели вскрывает глубинные причины, побудившие человека ее совершить. Причины греховных поступков отнюдь не сводятся только к богословским ошибкам тех, кто стал на этот путь, хотя и этот фактор тоже имеет место, и у молодежи бывает определяющим.

Но чаще бывает наоборот: психологическая и нравственная склонность человека к греху диктует ему выбор ложных богословских постулатов и учений радикальных сект, которые оправдывают его грех и даже возводят его в добродетель. Впрочем, задача богословов, мыслителей, религиозных лидеров – лишить экстремизм его идейной почвы, чтобы заблудившийся мог прозреть и скорректировать свою жизнь. А остальное от них уже не зависит.

Собственно, учение «аль-васатыйи» сейчас тем и занимается, чтобы более четко установить глубинные причины и, самое главное, четко сформулировать конкретную программу действий по устранению идейных и богословских причин радикализма и экстремизма, не присущего Исламу, но присущего некоторой части мусульман. И вот в этой, идейной части, значение богословского анализа ошибок, проведенного шейхом суфом аль Карадави, трудно переоценить.
А Аллах знает лучше!

Доктор Али Вячеслав Полосин

Ислам.ру

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО СЛЕДОВАНИЯ КОРАНУ И СУННЕ

Существуют различные Джама'аты, между которыми и вероучение, и понимание дозволенного-запретного, и некоторые нравственные нормы находятся в явном противоречии. То, что одни из них считают дозволенным, по мнению других, является запретным. То что, по мнению одних, является сунной, другие считают нововведением. Какая же группа находится на верном пути?

В хадисах приказано следовать вероучению Ахл-и сунна ва-ль-Джама'а (Людей Сунны и Согласия), любить праведных мусульман, дружить с ними и не отделяться от них.

Существуют Условия Следования Правильному Пути
Рассмотрим некоторые основные положения:

1-Прежде всего, необходимо помнить, что единственной Истинной религией является - Ислам. Сказано в священном Коране: "Иннеддийне инд Аллахи-ль-ислям…" - Пoиcтинe, peлигия пpeд Aллaxoм - иcлaм (3: 19). Сказано так же Посланником Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха): 

"В Рай войдут только мусульмане" (Бухари, Муслим).

2-Быть в состоянии "Хубб-и филлях ва Бугъд-и филлях" -

-Что означает: "Любить ради Аллаха и не любить (так же) ради Аллаха".

В переводах смысла следующих хадисов говорится: 

"Три вещи укрепляют веру: Любить Аллаха и Его Посланника больше всего на свете. Любить  мусульманина (даже того), который его не любит, ради довольства Аллаха. И не любить врагов Аллаха, ради Его же  довольства" (Табарани).

"Кого человек любит в этом мире, с тем он окажется рядом после Судного Дня" (Бухари).

"Любить верующих ради Аллаха, и не любить врагов Аллаха, является основой веры" (Абу Дауд).  

3-Следовать вероучению Ахл-и сунна ва-ль-Джама'а (или коротко "Ахл-и Сунна"). 

В полном названии общины, "Ахл-и сунна" означает - "Люди Сунны" или "Последователи Пути" Посланника (мир ему и благословение Аллаха), а "Джама'а" – подразумевает Последователей Пути его  Сподвижников (Сахабов), так как было сказано Посланником (мир ему и благословение Аллаха): 

"Моя умма (община) разделится на 73 группы. 72 из них попадут в Ад и лишь одна спасется. Это те, которые будут идти моим путем и путем моих сподвижников" (Тирмизи, Ибни Маджа).
Отсюда становится ясно, что необходимо следовать не только Корану и Сунне, как обычно предлагают старые и новые псевдомуджтахиды, но необходимо следовать и пути Сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Следование же пути Сподвижников невозможно без глубокого уважения к ним ко всем без исключения. Этот «порог», как обычно, «не могут переступить» почти все основатели реформаторских группировок. Книги подобных лжеученых содержат оскорбления в адрес сахабов. Называя себя Ахли Сунна ва-ль-Джамаа, они, в то же время, беззастенчиво возводят ложь и клевету на хазрата Усмана, хазрата Али, хазрата Фатиму, хазрата Муавия и других выдающихся Сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах.

Имам Раббани (да будет милостив к нему Аллах) пишет в своем "Мактубат"е: 

"Если у кого-либо будут отступления от какого-либо основного положения вероучения, то невозможно будет после Судного Дня спастись от огня Ада. Если же человек правильно уверует во все положения веры, но в делах (в поклонениях, в избежании недозволенного) проявит слабость, то будет прощен после покаяния. Возможно, будет прощен и без покаяния. Если же будет помещен в Ад, то все же будет выведен оттуда (после очищения от грехов, и помещен в Рай). Самое главное – это исправление своего верования (акыды)."[Мактубат, т. 1/193].

4-Неуклонно следовать Сунне и держаться подальше от Нововведений (Бид'а).

По этому поводу Имам Раббани пишет: "Некоторые мусульмане, стремясь улучшить  способы поклонений, думают тем самым укрепить религию. Появляются нововведения, от которых тускнеет блеск сунны. В свое оправдание они утверждают, что дополняют, подправляют религию, улучшают ее. Не ведают они (эти несчастные), что в религии "Ислам" нет недостатков, так как сказано в айате Корана: "…Ceгoдня Я зaвepшил для вac вaшy peлигию, и зaкoнчил для вac Moю милocть, и yдoвлeтвopилcя для вac иcлaмoм кaк peлигиeй…" (5: 3). Следовательно, добавлять к религии что-либо новое, -  значит не верить этому айату – слову Аллаха". [Мактубат, т. 1/260].

5-Следовать Фетвам Одной из Богословско-Правовых Школ (мазхабов), это значит Правильно следовать Корану и Сунне.

Имам Ахмад ат-Тахтави в своих комментариях к "Дурр-уль-Мухтар" имама аль-Хаскафи (да будет милостив к ним Аллах) пишет: "…Существует настоятельная необходимость следовать фетвам ученых одного из 4-х религиозно-правовых школ (мазхабов) – Ханафи, Малики, Шафии, Ханбали. Кто не следует ни одному из этих мазхабов, отделяется от общины Ахл-и Сунна валь-Джама’а".
Имам Мухаммад аль-Хадими (да будет милостив к нему Аллах), пишет, что следование первоисточникам (Адилла-и Шарийа)… Продолжение »

МАШИНА ГЕНОЦИДА РУССКИХ: ВЗГЛЯД ТЕХНОЛОГА

Ниже следует точка зрения известного экономиста, советника нескольких правительств Армении Вазгена Авагяна по такому животрепещущему вопросу, как геноцид русских, начало которому, по мнению ряда русских исследователей, положил февральский переворот 1917 года в России. Материал подготовил наш политический обозреватель из Уфы Александр Стреле.


Как сломать машину геноцида русских? Мой ответ таков: сперва нужно её понять, разобраться с её механизмом. Нужно осознать, что именно в современной жизни убивает русских (а также «лиц, приравненных к русским» - сербов, белорусов, армян и др.) как народ, и как людей, в современной жизни, и только тогда появится возможность исключить это из государственной практики.

Машина геноцида очень часто и очень многих использует «вслепую». Вот, например, геноцид русских мальчиков в армии: механизм прост и изящен. Государство делает вид, что борется с дедовщиной. Каждого полковника, в чьем полку будет факт дедовщины, сурово - вплоть до снятия с должности - карают. К чему это приводит на практике? Полковники заминают любые случаи дедовщины любыми доступными им способами. Если бы государство вместо того, чтобы карать полковников за факты дедовщины, карало бы их за факты сокрытия дедовщины - от дедовщины за несколько дней не осталось бы и следа. Это пример того, как технологически осуществляется скрытый, «белый» геноцид: по виду борьба с явлением, по факту - его раздувание и поощрение...
В Армении изучение геноцидов поставлено на довольно широкую ногу, и относительно русского геноцида я советовался с очень многими компетентными специалистами. Вначале разноголосица их мнений удивила меня. Никто не отрицал самого факта проведения против русских «белого геноцида», однако природу, машину, технологию геноцида описывали совершенно по-разному.
Затем я понял, что мы имеем дело со сложной машиной, сочетающей в себе все возможные формы геноцида. На русских обрушился не отдельный вид или тип геноцида, а целая совокупность геноцидов, сплетенных в единую сеть.
Сейчас объясню. Есть такая форма геноцида, как прямое физическое убийство - ножом, палкой, пулей, бомбой, пожаром и т.п. Этот геноцид называют физическим - т.е. технологически основанным на законах физики. Против русских такой геноцид применялся и применяется, но только там, где это можно сделать в относительной безопасности для убийц. Напомню о Баку 1990 года, где русских вырезали не меньше, чем армян, о чем преступно молчат СМИ. Напомню, что в Грузии из 30 русских сел осталось сегодня только пять. Совсем уж хрестоматийно - резня русских в Чечне при людоеде Дудаеве, вообще обстановка на Северном Кавказе, где убийства русских семьями практикуются много лет. Сопутствующие этому явлению явления - геноциды сербов и армян, производившиеся в одно время с геноцидом русских, одними политическими силами и с одной целью. Напомню также, что Кондопога дала в итоге только русские трупы, иначе говоря, речь там идет о том, что пришельцы резали русских, а отнюдь не наоборот, как нам пытаются внушить.
Однако общий геноцид русских отнюдь не исчерпывается крайними проявлениями физического геноцида. Мы можем выделить технологии физиологического и психического геноцида, которые активно используются там, где, извините за грустный каламбур, нет физической возможности запустить физический геноцид.
Факты умерщвления части русских ельцинским голодомором и предельной нищетой следует считать переходными от физического к физиологическому геноциду. С одной стороны, смерть от физического истощения организма - это убийство, с другой - особое убийство, использующее в качестве оружия физиологию.
Физиологический геноцид не включает в себя в чистом виде голодомор. Он тоньше, с одной стороны - гуманнее, с другой - опаснее и коварнее физического геноцида. Физиологический геноцид, применяемый и сегодня против основной массы русских и приравненных к ним категорий граждан - это удовлетворение первой необходимости, сочетающееся с накоплением недостаточности предметов долгосрочной необходимости. Это по-научному. По-людски это звучит так: сдохнуть не дают, и жить не дают. Да, это не голодомор в ельцинском смысле слова, но это «печалемор», постепенное угасание жизненных сил русского человека в условиях крайней физиологической ужатости, искалеченного привычной и безысходной нищетой быта.

Экономическая справка:
Главное правило труда и заработка - соответствие трудового напряжения интенсивности последующего потребления. Потребление должно согласовываться как с человекочасами труда, так и с иными критериями эффективности труда - квалификацией, разрядностью, уникальностью работы и пр. Рассечение связи между интенсивностью труда и объемами потребления, волюнтаризм как в сфере назначения объемов труда (например, 12 часов вместо 8), так и в сфере вознаграждения за труд (в соответствии с произволом начальства) - есть экономический инструмент геноцида. Разница в оплате за одинаковый труд, разрыв соподчиненности оплаты, определенные едиными сетками (когда оплата начальства получает возможность расти вне и помимо оплаты подчиненных) - так же есть экономический инструмент геноцида. Отрыв интенсивности труда от размеров заработка не только порождает катастрофическое падение производительности труда, но и создает невыносимую морально-психологическую обстановку в коллективе - в частности, в коллективе, который называется государством.

Факты заработков, пенсий и пособий, которые ниже официального прожиточного минимума - это факты физического убийства русских. Факты искажений при расчете прожиточного минимума, крайнее занижение его показателей - это факты физиологического умерщвления нации. Понимаете, потребности человека делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Человек без воды может прожить значительно дольше, чем без воздуха, без пищи - дольше, чем без воды, без новой одежды - значительно дольше, чем без пищи, без собственного жилища - дольше даже, чем без новой одежды. Но это не значит, что одежда и жилище не являются предметами безусловной необходимости для выживания человека. Если кто-то, снабдив человека воздухом, скажет - мол, теперь я спокоен, дышать ему есть чем, а без пищи и воды сколько-то перебьётся - мы справедливо назовем это убийством. А как мы назовем того, кто, снабдив человека воздухом, водой и дрянной пищей, скажет, что человеку и сего довольно, и нечего его одевать там, дом ему строить и т.п.?
Физиологическое выживание не есть жизнь. Физиологическое выживание есть кратковременное - заметим особо! - кратковременное преодоление смерти. Человеку должны быть даны не только инструменты физиологического выживания, но и какие-то простые человеческие радости, он должен иметь возможность не только на предельно-необходимые расходы, но и на некоторые расходы, ошибочно заносимые в разряд роскоши.
Иначе - «печалемор» - долгое и мучительное угасание у миски похлебки, которая - допускаю - может быть, даже и полна до краев. Человек в крайней, предельной печали умирает не от голода, а от пусть даже сытой, но безнадежности, неверия в то, что будет какой-то выход к лучшему. Двадцать лет без правы верить в лучшее будущее - слишком долгий срок, чтобы не скатиться к «печалемору»...
Физиологическое давление на русского человека сегодня колоссально. Например, является ли собственное жилище предметом первой необходимости? Учитывая русский климат - безусловно. Значит ли это, что платежи по ипотеке должны быть внесены в прожиточный минимум? Видимо, да. Но вообразите, какой величины станет прожиточный минимум, если их туда внести! Окажется, что большинство из нас - попросту за чертой - не бедности даже - нищеты!
Даже если люди этого не понимают - они это подсознательно чувствуют. Физиологическое давление, многолетнее ущемление нормальных, простых человеческих потребностей перерастает в машине геноцида русских в склонение и даже принуждение к самоубийству, а также препятствует нормальному размножению, репродукции нации.
Как организован физиологический геноцид русских? У него есть заказчики и есть исполнители. Хроническую бедность заказала мировая закулиса, а выполняет совокупность россиянских начальников. Уже на уровне печатного станка организована крайняя нехватка денег для нормального оборота внутри страны. Денежная масса привязана не к совокупности выпускаемых товаров, а к «валютному коридору». Её катастрофически не хватает для обеспечения нужд страны.
Вообразите ситуацию: если катастрофически не хватает воды для полива полей, что станет с урожаем? Но даже и та вода, которая отпущена на полив (даже и те деньги, которые все-таки выпущены в оборот), практически целиком идет на участки власть имущих. До дальних участков простых русских не доходит по арыку почти ничего...
Принцип выравнивания доходов - нормальная практика наиболее развитых капиталистических государств. В них 10% самых богатых имеют доходы ВСЕГО ЛИШЬ в 4-6 раз выше, чем 10% самых бедных. Почему? Да потому, что без правила выравнивания доходов в условиях беспредельной борьбы с уравниловкой у начальства возникает соблазн забрать себе ВСЕ деньги, а подчиненным не дать ничего. Когда власть дает начальнику возможность неограниченного обогащения, она автоматически (даже если ни она, ни начальник об этом не думают) включает механизм физиологического геноцида подчиненных. Аппетит приходит во время еды - говорят французы, а они знают толк в еде. Пользуясь своей возможностью распределять, человек начнет перманентно увеличивать свою долю и столь же перманентно сокращать долю своих подчиненных.
Собственно, практика РФ доказала это на все 100%, растущий разрыв между богатством и бедностью такой же инструмент физиологического геноцида русских, как и занижение потребности страны в денежной массе.
Двадцатилетнее давление на физиологические потребности сформировало в русской среде крайний потребительский невроз, истерическое состояние психики, деньги (которых постоянно не хватает на самое необходимое) превратились в навязчивую идею народа. Народ утратил способности к созерцанию, любознательности, эстетическому наслаждению, утратил потребности ко всем удовольствиям, которые не носят денежного выражения.
Естественно, машина русского геноцида носит не чисто физиологический, а психо-физиологический характер, в котором элементы психического геноцида усиливают и катализируют физиологический геноцид, и наоборот. Двадцатилетняя патология искалеченной, изувеченной в потребительском смысле жизни сопровождается такой же патологией в области СМИ и информационной сферы. Важным элементом геноцида является АБСОЛЮТНОЕ БЕЗУМИЕ того информационного потока, который идет как из телевизора, так и из большинства печатных СМИ.
Если физиологическое давление на русского человека (путем крайнего занижения его доходов) является «принуждением к самоубийству» (мы тебя убивать не будем, так изведем, что сам повесишься!), то психоинформационное давление сегодня - это «принуждение к безумию». Во-первых, виртуальный мир для русского человека предпочтительнее реального, потому что в реальном его ждет настолько серая, унылая бесперспективность, что благом кажется сбежать оттуда куда угодно. Но виртуальный мир РФ - это не «исправленная реальность», которая могла бы помочь преодолеть несовершенства реальности.
Виртуальный мир РФ - это сюрреализм, это воспаленный бред тяжело больных сознаний, это коллективное творчество психопатов. Так получается слияние двух процессов: физиологическая ущемленность русского человека усиливает в нем психопатические настроения, которые находят свой отзвук (и усиление) в СМИ РФ, а найдя - сами уже выступают причиной нарастающего физиологического ущемления.
Важной чертой геноцида русских является то, что подавляющая масса непосредственных исполнителей геноцида не знает и даже не догадывается о своей роли. Коррупционер или мошенник, которых государство В ПРИНЦИПЕ не подавляет, не задаются вопросом - ПОЧЕМУ? Им хорошо, и все. То, что их неподавление, их поощрение безнаказанностью есть часть плана геноцида - они не скажут даже под пыткой, потому что и сами этого плана не знают. Психопат, которого выпустили на телевидение, тоже не знает - почему и зачем его отобрали и выпустили. Следовательно, и утечки информации от него быть не может - он ничего не знает об общем плане геноцида, он лишь реализует свою патологическую личность на ТВ...
Таким образом, машина геноцида русских имеет три рабочих лезвия. Первое - это убийство русских. Второе - это доведение русских до самоубийства (и отказа от деторождения) через создание долговременно-невыносимых условий жизни. Третье - это доведение русских до самоубийства через провоцирование в них безумия, потому что конечный пункт любой психопатологии - это именно самоубийство.
Рабочие лезвия геноцида имеют видимость автономных процессов и закрепляются через посредство многоколенчатого приводного устройства, отделяющего лезвия от двигателя геноцида. В политологии это называется «стратегией непрямых действий» - т.е. искусством так толкнуть Сидорова, чтобы в итоге упал Петров. В процессах убийства, доведения до самоубийства и сведения с ума активно используется духовный террор против русских - т.е. кощунственное глумление и всенародное показательное опровержение всего того, что составляло на протяжении веков душу народа, его вековой опыт и выбор.
Как сломать машину геноцида? Нетрудно это сделать, если иметь в виду особенности её конструкции. Во-первых, это военно-силовой незамедлительный ответ на каждую попытку убить русского за то, что он русский. Во-вторых, каждому русскому должно быть гарантировано право на жизнь, включающее и удовлетворение физиологических потребностей - государство должно напечатать нужное количество денег и проследить за их справедливым распределением. В третьих, нужна психиатрическая квалифицированная цензура, которая смоет тяжкое марево безумия в СМИ и в потоках информации, нужна ясная и четкая идеология режима, которая будет отсеивать соответствия и несоответствия себе в информационном пространстве.

http://www.rv.ru/

 

 

Высказывания известных людей об Исламе.

Высказывания известных людей об ИсламеШведский король Густав III:
"Основа Ислама очень проста - это формула: Нет бога, заслуживающего служения, кроме Аллаха, и Мухаммаду была ниспослана эта истина. И не найдете в этой Книге [в Коране] ничего, что противоречит наукам нынешней эпохи. И заслуживает эта религия, чтобы ей последовали".

Л.Н. Толстой:
"Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что Магометанство [Ислам] по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или Магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтёт Магометанство с признанием одного догмата, единого Бога и Его Пророка, вместо того сложного и непонятного в богословии - Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений и сложных богослужений...
Мир делал все что хотел, предоставляя церкви, как она умеет, поспевать за ним в своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа.
Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни - богатства, почестей, славы - всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня. Одни - либералы и эстеты - считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие - революционеры и радикалы - считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом.
Признаюсь, что это тяжело мне... И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина [мусульманина], тогда все будет прекрасно".

Джордж Бернард Шоу:
"Если бы человеку, подобному Мохамеду, суждено было единолично управлять нынешним миров, он преуспел бы в разрешении его проблем, что, в свою очередь, принесло бы этому миру покой и счастье, которых ему так недостает".

П.Я. Чаадаев:
"Ислам - одно из наиболее замечательных проявлений Закона. Мухаммад - несравненно более заслуживает уважения со стороны людей, чем вся эта толпа бесполезных мудрецов, которые не сумели ни одно из своих размышлений облечь в плоть и кровь, и ни в одно человеческое сердце вселить твердое убеждение; которые лишь внесли разделение в человеческое существо, вместо того, чтобы постараться объединить разрозненные элементы его природы".

Отто фон Бисмарк:
"О Мухаммад! Я опечален, что не был твоим современником. Человечество только единожды увидело твою великую силу и больше никогда ее не сможет увидеть. Я восхищаюсь тобой".

Ричард Белл:
"Европа стоит на пороге большого упадка. За блестящим, великолепным фасадом таятся стрессы, безумие, самоубийства, душевные болезни, разврат, употребление наркотиков и алкоголя, разбой, изнасилования, невообразимый рост венерических заболеваний. Взаимная любовь и доверие друг к другу исчезли. Всех панически угнетает страх смерти. Нарушена целостность семьи и оборваны связи между ее членами. Правители государств не могут найти выхода из этого положения. Интеллектуальные круги бездействуют в нравственной пустоте. Перед Европой стоит единственный выбор. Единственный путь к спасению. Этот путь - Ислам. Другого выбора нет".

Гете об Исламе:
"Как глупо так и эдак воспевать
Свои суждения об этом и о том!
Ведь если ислам покорность означает Богу,
Мы все живем, и все умрем в исламе".
"Вера в единого Бога - всегда поднимает дух, поскольку служит критериям внутреннего человека".
"Уже само по себе перебирание магометанских четок для восхваления имен Аллаха, отражающих девяносто девять Его качеств, - это великолепное хвалебное молебствование. Одновременное поминание присущих Творцу утверждающих и отрицающих качеств говорит о непостижимости Его Существа; молящийся удивлен и очарован, покоряется Его воли и успокаивается..."
"...Итак, мы должны остаться в Исламе (т.е. в полном подчинении воле Божией)... К этому не могу добавить больше ничего".
"Он не поэт, а Пророк, и донес до нас Мухаммад Коран - божественный закон, а не книгу, написанную человеком для развлечения или повышения общей образовательности".
"Пречист Иисус и был покорен лишь Богу одному Единому;
Оскорбляло Бога, что возвеличили как Бога Иисуса.
Пусть воссияет правда, которую донес до нас Мухаммад,
Который через постижение Единого
Весь мир к покорности перед Аллахом клонил".

Кассиус Клей (Мохаммед Али):
"Я здесь, потому что все мусульмане против ужасной трагедии, случившейся в эти дни. Люди должны знать настоящую правду об исламе. Я не пришел бы сюда, чтобы представлять ислам, если бы он был тем, что из него пытаются сделать".

 

Российская позиция по ливийскому вопросу

В отношении кризиса в Ливии Москва действует противоречиво

 Порой сложно представить, что всего две недели назад Россия воздержалась при голосовании в Совбезе ООН, на котором было утверждено использование военной силы в Ливии.

Несколько дней спустя российский президент Дмитрий Медведев читал нотации министру обороны США Роберту Гейтсу о поступающих из Триполи сообщениях, согласно которым бомбардировка союзными силами стала причиной гибели мирных жителей. Затем российский министр иностранных дел Сергей Лавров предостерег западные страны против поставки вооружений ливийским повстанцам.

На этой неделе российские депутаты выступили на телевидении, предрекая западным странам поражение в Ливии. А в пятницу прокремлевское движение «Россия молодая» провела демонстрацию у посольства США в Москве, требуя, чтобы Барак Обама вернул присужденную ему в 2009 году Нобелевскую премию мира в связи с американским участием в войнах в Ливии, Афганистане и Ираке.

Частично это можно отнести на счет антиамериканизма российского общества, наблюдающегося с окончания Второй мировой войны. В опросе общественного мнения, проведенном незадолго до военной интервенции западных стран в Ливии, 65 процентов россиян согласились с утверждением, что США являются агрессором, который стремится контролировать все страны в мире.

Однако есть и иной аспект.

Россия все меньше зависит от Запада в плане торговли и инвестиций. Роланд Нэш, стратег Verno Capital (работающий в России инвестфонд) говорит, что приток капитала меняет российскую внешнюю политику: «Запад для России уже не имеет того огромного значения, какое он имел несколько лет назад. Происходит переориентация… Это Азия, в частности – Китай, страны Персидского залива и другие развивающиеся рынки, в том числе Южная Америка и Африка».

По словам британца Нэша, Россия все больше расширяет торговлю и укрепляет связи с теми странами, которые исторически считают себя жертвами агрессии со стороны западных держав: «Десять лет назад Запад был абсолютно доминирующим экономическим партнером, а Китай не играл особой роли. За последние 10 лет объем товарооборота с Китаем увеличился в 10 раз. Как торговый партнер для России Китай обогнал Германию».

Многие аналитики считают, что Россия ищет для себя постимперскую роль на международной арене. Не являясь более сверхдержавой, страна решила поддерживать хорошие отношения с ключевыми государствами по всему миру. В советское время российские дипломаты регулярно использовали право вето в отношении резолюций, поддерживаемых Соединенными Штатами. Воздержавшись от недавнего голосования по Ливии, Россия присоединилась к Китаю, Бразилии и Индии.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», говорит, что Россия больше не считает себя мировой державой, которая должна принимать участие во всем происходящем на планете. По его словам, вместо этого страна концентрирует свое внимание на наиболее интересующих ее направлениях.

В их число все больше входят Африка, Латинская Америка и Азия – регионы, являющиеся безучастными наблюдателями ливийских событий. «Россия с отрывом является крупнейшим поставщиком природных ресурсов, а Азия – их крупнейшим потребителем. Так что не неудивительно, что их экономические связи будут существенно укрепляться», – комментирует Нэш.

В пятницу Михаил Маргелов, спецпредставитель президента России в Африке, дал ряд интервью. В них он предсказал, что ливийский лидер Муамар Каддафи потеряет власть к июню. Он также заявил, что направляет помощников в Бенгази для налаживания контактов с оппозицией.

В конечном итоге по ливийскому вопросу можно сказать, что российские власти пытались угодить всем, но не угодили никому.
Бесплатный хостинг uCoz