Азатлык

"Орда" (впечатления)

10 января 2013 года

"Орда" (впечатления)

      В сентябре 2012 г. на экраны вышел художественный фильм «Орда» (рабочее название «Святитель Алексий»). Сюжет фильма связан с поездкой в августе 1357 г. митрополита Алексия в Орду для лечения царицы Тайдулы, матери царя Джанибека. Это реальное историческое событие в фильме показано следующим образом. 
      Царица Тайдула внезапно ослепла. Ее пытались лечить разные колдуны и врачеватели. Ничего не помогло. Тогда Джанибек посылает гонцов в Москву за «русским колдуном» митрополитом Алексием, угрожая, что если тот не прибудет в Орду, то Москва будет сожжена. Алексий знает, что вылечить Тайдулу он не в состоянии. Однако по просьбе князя Ивана Ивановича в сопровождении слуги Федьки едет в Орду. Около больной Тайдулы он молится, пытается лечить, а точнее, имитирует лечение, но сам не верит в благоприятный исход. Когда бесполезность Алексия стала очевидна, Джанибек в бешенстве приказывает раздеть его донага, отобрать все (в том числе Федьку) и выгнать из города. Алексий длительное время ходит по степи, работает вместе с невольниками, подвергается всевозможному насилию, насмешкам и оскорблениям от ордынцев и рабов. Его хотят убить, но этого не допускает приближенный Джанибека. По приказу царя он следит, чтобы Алексий не умер раньше времени. Джанибек хочет сжечь Москву и насладиться страданиями, которые причинит при этом Алексию. В общем, полный набор татарских зверств. Брошенный всеми Алексий лежит без сознания и готовится отойти в лучший мир. В это время к нему приходят посланники царя и сообщают, что Тайдула прозрела. Видимо, после того как Алексий не смог помочь, Тайдулу никто не лечил, а в силу каких-то причин наступило улучшение зрения. Наивные татары приписали чудо колдовству Алексия. Ему вернули одежду и верного Федьку, подарили лисью шубу, посадили их на коней и отпустили в Москву.
      В действительности данный сюжет полностью не соответствует исторической правде. Грубо искажены реальные отношения между Ордой и Русью, сфальсифицированна политика правителей Орды в отношении Русской православной церкви.
      Прежде всего грубому искажению подверглась история исцеления Тайдулы святителем Алексием. Сам он показан, как достаточно никчемная личность, не верящая ни в себя, ни в бога.
      В действительности митрополит Алексий (1293 – 1378 гг.) был, пожалуй, самым выдающимся политическим и религиозным деятелем Руси ХIV в. Являясь митрополитом Киевским и всея Руси, он более двадцати лет управлял Московским княжеством (в церковных текстах его именуют «митрополитом Московским и всея России»). Алексий сумел отразить агрессию против Москвы со стороны Литвы и сохранить единство Русской православной церкви. Его политика способствовала окончательному закреплению Великого княжения за московскими князьями, что ускорило создание единого Русского государства. Алексий не дожил до 1380 г., но воспитал будущих героев Донского побоища князей Дмитрия Ивановича Донского и Владимира Андреевича Храброго. Он создал союз русских князей, которые вывели свои полки на Куликово поле.
      Философско-религиозные труды Алексия оказали большое влияние на Русскую православную церковь. Он обладал медицинскими познаниями и лечил не только духовные, но и телесные болезни. Люди того времени воспринимали мир через религию и верили, что праведники способны по воле божьей творить чудеса. Вера в чудо наряду с медицинской помощью иногда позволяла излечиться от самых тяжелых болезней. Уже при жизни Алексий слыл праведником и чудотворцем. Через 50 лет после смерти он был канонизирован. Джанибек и Тайдула, приглашая Алексия, верили в его чудесные способности, тем более что были с ним знакомы. Улаживая политические и религиозные дела, Алексий неоднократно бывал в Орде.
      Подробно о поездке Алексия для лечения Тайдулы рассказано в «Житии святителя Алексия, Митрополита Московского»:
«Слава о святителе Алексии широко распространилась, и даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца. Татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю Московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. Святый Алексий исполнился скорби, ибо не думал он, что ему по силам такое дело. Но по просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку. Перед отъездом совершил молебен в Успенском соборе со всем духовенством. Во время молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. И было это добрым знамением святому Алексию, что Господь благоволит ему и благословляет его на путь.
      Взял с собой святитель Алексий немного воска от той свечи, изготовил малую свечку. И отправился в путь со всем клиром, уповая на милость Божью. Еще до прибытия блаженного Алексия в ханскую столицу царица Тайдула видела сон – увидела она святителя Алексия в архиерейском облачении в сопровождении иереев. И повелела царица приготовить для святого Алексия и священников драгоценные облачения. Вышел хан Джанибек навстречу святителю, встретил его с великой честью. И начал святитель Алексий молебствование, зажегши малую свечку свою от гроба святого Петра, а после продолжительных молитв окропил освященной водой царицу Тайдулу, и она тотчас прозрела. Все дивились славному и дивному чуду и восхваляли Бога. Хан Джанибек с великой честью и щедрыми дарами проводил святителя Алексия и его спутников на родину».
      Как видим, обстоятельства поездки Алексия, изложенные в житии, разительно отличаются от показанного в фильме. Совпадает только один момент: угрозы Джанибека войной в случае отказа Алексия прибыть в Орду. Однако думаю, что в реальности не было и этого. Житие – это не хроника, а поучительный рассказ о выдающейся личности, его основная цель – преподать читателю урок, заставить восхититься духовным подвигом. Автор жития хотел показать, что верой в Бога Алексий совершил чудо и отвел от своей земли большую беду. В действительности у Джанибека не было необходимости подкреплять свой приказ угрозами. Алексий был его подданным и обязан был выполнить распоряжение царя, тем более что в Орде он бывал неоднократно.
      Помимо жития имеются и другие исторические источники, указывающие, что Алексий ездил в Орду и исцелил Тайдулу. Сохранился ярлык, выданный Тайдулой митрополиту Алексию в ноябре 1357 г., согласно которому Русская церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. По преданию, Тайдула в благодарность за исцеление также подарила Алексию земельный участок в Московском Кремле, занятый ордынским подворьем. Впрочем, некоторые историки этот факт оспаривают.
      К сожалению, в фильме искажению подверглась не только история излечения Тайдулы. Все, связанное с Ордой, ее жителями, ее правителями, показано в исключительно негативном свете. Для этого использованы все возможности кино, от общих планов, до облика и поступков отдельных героев, как основных, так и второстепенных.
      Для того чтобы понять, что в те времена представляла Орда, следует напомнить, что в середине ХIV в. в ее состав входили Крым, Причерноморье, Поволжье, Северный Кавказ, Казахские степи, Хорезм, Урал и Западная Сибирь. Татарам платили дань Русь, Болгария, Сербия, Византия и много другие страны и народы. Тюрки так и называли эту страну – Улу Улус (Великое государство). Иногда о нем говорят, как об «Улусе Джучи» (Джучи – сын Чингисхана, потомки которого правили Улусом). В ХVI в., когда Орда уже погибла, то русские, вспоминая об этой, ставшей легендарной, стране, дивясь ее былому величию и славе, стали добавлять эпитет «Золотая». Под названием Золотая Орда это государство и вошло в историю.
      Столица Орды – Сарай аль-Джедид (Новый дворец) славился великолепными дворцами, мечетями, садами, банями. Это был город с бесчисленным количеством купцов и ремесленников, где шла торговля с Европой, Малой Азией, Багдадом, Ираном, Египтом, Индией, Китаем. Городов, равных Сараю, на Руси и в Западной Европе не было. Всего в Орде было более 100 больших и малых городов.
      Однако в фильме Орда – это бескрайние степи, по которым шатаются люди без определенного занятия. Не страна, а сплошное недоразумение. Сарай показан как нечто гигантское и несуразное. Он заселен исключительно нищими и попрошайками. Ничто не напоминает в нем столицу мировой державы.
      Царь Орды Джанибек (правил в 1342 – 1357 гг.) показан крайне грубым и примитивным. В начале фильма он убивает своего брата Тинибека, затем любуется убийством пленных, а в конце умирает во время очередного дикого праздника. Это не государь великой страны, а хамоватый бандит с большой дороги. В действительности Джанибек, «Добрый» (так назвали его русские летописцы) был крупным государственным деятелем и выдающимся полководцем. Восточные источники и русские летописи связывают с его именем целый ряд мер по усилению роли ислама, укреплению городов, поощрению научного и художественного творчества, расширению владений государства. Будучи мусульманином, Джанибек не обижал и христиан. При нем практически прекратились набеги на русские земли, а епископ Русской православной церкви в Сарае Иоанн пользовался таким авторитетом, что неоднократно представлял Орду при общении с другими странами (в основном христианскими). Об этих сторонах деятельности Джанибека в фильме нет ни слова.
      Его приближенные также убивают всех подряд, превосходя в этом даже своего предводителя. Так, выгоняя от Тайдулы очередного знахаря, Джанибек говорит придворному сделать так, чтобы он его больше не видел. Тот вывел несчастного из царской юрты и зарезал. Джанибек вздыхает: «Я разве просил его убивать, что за народ, дикий народ…»
      Выходит, что и вся Орда – это дикий народ. В фильме вообще все сцены с участием татар связаны с насилием, издевательствами над людьми, в основном русскими, убийствами.
      В истории Орды царица Тайдула (? – 1360 г.) занимает особое место. На протяжении почти 40 лет она сохраняла огромное влияние на все дела государства. От нее даже зависело, кто займет трон. Ее поддержка позволила Джанибеку в 1341 – 1342 гг. в ходе борьбы за власть победить Тинибека и стать царем. Эта женщина самостоятельно вела дела Орды, принимала послов, выдавала ярлыки, творила правосудие. В поисках справедливости к ней обращались как к высшей инстанции. Недаром болезнь Тайдулы так взволновала Джанибека. Она была не только матерью, но и полноправным соправителем, ее болезнь нарушала всю систему высшей власти в Орде.
      Однако в фильме эта выдающаяся женщина, стоящая в одном ряду с Елизаветой I Английской и Екатериной II Великой, показана примитивной и жестокой. Они ни разу не демонстрирует своих выдающихся способностей, зато подчеркнуто равнодушно воспринимает убийство сына Тинибека, с ее подачи татары устраивают массовое убийство пленных. Трудно понять, почему жители Сарая даже навоз ее лошади считают чудодейственным.
      Совершенно не соответствует действительности сцена приезда татарских гонцов в Москву. На лошадях они въехали в храм, а русские, которым нанесено тяжкое оскорбление, продолжают молиться, как ни в чем не бывало. Затем гонцы подчеркнуто грубо разговаривают с князем Иваном Ивановичем, щелкают в его присутствии орехи, всем своим видом и поведением показывают полное к нему презрение. Вообще гонцы напоминают бродяг, а не гонцов великого государя.
      В действительности Православная церковь пользовалась у татар большим уважением. Они знали, что русские стерпят личное оскорбление, но не простят осквернения святынь, и старались этого не допускать. (Очевидно, создатели фильма спутали посланцев Джанибека с группой «Пуси Райот».) В отличие от послов гонцы занимали в государстве достаточно низкое место, так как не представляли своего государя, а только передавали его волю. Грубить московскому князю им было «не по чину». Тем более что Иван Иванович являлся не только данником, но и родственником царя. Его дядя Юрий Даниилович был в свое время женат на Кончаке (Агафье) – тетке Джанибека. Татары и русские с таким родством считались.
В самом начале фильма, принимая послов Папы Иннокентия VI, царь Тинибек демонстрирует полное невежество. Он ничего не знает о католичестве и Папе, его интересуют только подарки.
      Мог ли царь Орды быть таким невеждой? Татары постоянно имели дела с католиками (Польшей, Венгрией, Чехией, Генуей и т.д.). В Сарае у купцов из Европы был торговый двор с католической церковью. Отец Тинибека царь Узбек уделял большое внимание наукам, одной из самых полезных почиталась география. Вряд ли учителя не объяснили царевичу, где восток и запад.
      Очевидно, что незнание царя не соответствует действительности, но этот сюжет должен подчеркнуть неграмотность и жадность ордынцев и всего Востока. Нужно также сказать, что Тинибек не мог принимать послов Иннокентия VI. Под этим именем Козимо Этьен Обер стал Папой в 1352 г. (через 10 лет после смерти Тинибека). Следовательно, невежество проявил не Тинибек, а создатели фильма.
      Послы Папы сообщили Тинибеку, что не привезли ему подарков, так как по дороге их ограбили ордынцы. Могло ли такое произойти в действительности? На дорогах Орды были караван-сараи, где путники могли отдохнуть и запастись провизией. Наиболее опасные участки пути охранялись, существовала система ямщиков, которую в дальнейшем заимствует Русское государство. О спокойствии на дорогах Орды свидетельствуют многие путешественники. Так, итальянец Франческо Пеголотти в книге «Торговое дело», написанной в 1340 г., отмечал, что путь из Таны (город в устье Дона) в Китай через Орду вполне безопасен и днем и ночью. Арабский историк Ибн-Араб шах, побывавший в Орде в 30 – 40-е годы XIV в., писал: «Выезжают, бывало, караваны из Хорезма и едут себе на телегах, без страха и опаски, вплоть до Крыма, а переход этот около трех месяцев». Если простые путешественники чувствовали себя безопасно, то что сказать о послах Папы? Видимо, они сами разворовали подарки, а свалили на татар. Впрочем, это вполне соответствует нравам католической церкви.
      По ходу фильма гонимый всеми Алексий находит поддержку у послов Папы, которые оказывают ему помощь, дают одежду, предлагают у них остаться. Достаточно грубым приемом «цивилизованный» Запад противопоставляется «дикому» Востоку. Зрители фильма должны понять, что только Запад способен к помощи и состраданию, а Восток жесток и беспощаден. Кстати, Тинибек был убит в 1342 г., а Алексий лечил Тайдулу в 1357 г. Ничего не скажешь, задержались послы, за 15 лет не один Папа сменился.
      Нелепости фильма можно продолжать еще очень и очень долго.
      В заключение хочу сказать, что Золотая Орда сыграла исключительную роль в истории Руси. Много раз ордынцы вторгались в русские земли и жестоко их грабили, тяжелые дани разоряли Русь, многочисленные войны с ней вошли в генетическую память русского народа.
      Вместе с тем власть Орды способствовала установлению на Руси порядка взаимоотношений между князьями, сокращению междоусобиц. Русские не только страдали от Орды, но и неоднократно получали от нее помощь при защите своих рубежей от литовцев, поляков, немцев и других захватчиков. Русь во многом переняла у Орды систему управления, был заимствован и высокий уровень веротерпимости. Через Орду русские установили связи со Средней Азией, Ираном, Китаем, Индией и другими странами Востока.
      Русские называли монархов Орды царями, что соответствовало императорскому титулу на Западе. Когда Орда ослабла и распалась, то царский титул органично перешел русским государям. Приняв помазание на царство, Иван IV Грозный (по материнской линии потомок Джанибека) принял на себя и наследие Орды. Это помогло быстро присоединить бывшие ордынские владения: Поволжье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ. На Западе вообще не заметили замену Орды на Русь. Даже в ХVIII в. в Европе на географических картах Русское государство нередко отмечали, как Тартария или Татария.
      Из Орды вышли многие знатные рода: Суворовы, Юсуповы, Аракчеевы, Аксаковы, Голенищевы-Кутузовы, Огаревы, Ахматовы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы, Карамзины, Тухачевские, Танеевы, Тимирязевы, Чаадаевы и другие. Верой и правдой они служили России.
      Ни один народ не оказал на русских такого влияние, как татары. Без них русичи не стали бы русскими, а Русь – Россией. Русское государство по праву считается приемником Орды. История Орды – это часть истории России, часть истории моей Родины.
     К сожалению, фильм «Орда» не способствует пониманию этой простой, но очень сложной истины. Главная мысль, проходящая красной нитью через всю картину, – это враждебность Востока, его дикость и вечная опасность для Запада. После просмотра возникает чувство стыда, отупения и какой-то беспросветной тоски. Наверное, такие же чувства будут испытывать наши потомки, созерцающие фильмы о бытии России под внешним управлением (иго-2), после поражения СССР в холодной войне.

А.А. КУЗНЕЦОВ.
 г. Москва.

История тюрок насчитывает свыше четырех тысяч лет ("Cumhuriyet", Турция)
Халиль Бингель (Halil Bingöl)
Работа Нурера Угурлу «Тюркские народы» посвящена тюркской этноязыковой общности, проживающей на сегодняшний день в различных регионах мира, миграционные потоки которой в прошлом были устремлены в Центральную Европу, на Дальний Восток, в Индию. Влияние тюркских народов было распространено от Дуная до Ганга, от Адриатического до Восточно-Китайского моря, и достигло Пекина, Дели, Кабула, Исфахана, Багдада, Каира, Дамаска, Марокко, Туниса, Алжира, Балканского полуострова. Наиболее интересные фрагменты книги мы обсуждали с ее автором Нурером Угурлу.
Халиль Бингель: Как можно оценить историческое прошлое тюркских народов?
Нурер Угурлу: В книге описывается история многочисленных тюркских народов, проживавших в Азии, Европе, Африке, которые сегодня представлены в различных регионах мира. Понятие «народ» можно определить как человеческую общность, племенной союз («budun»), или улус («ulus»), члены которого связаны друг с другом с точки зрения племени и рода едиными обычаями, языком и культурой. Племенной союз – тесное сотрудничество и объединение древних тюрок, образованный из различных племен, для которых была характерна политическая зависимость. В различных источниках данный термин употребляется в разных значениях. Возникшая впервые в Орхонских письменах (VIII век) категория «bodun» применялась для обозначения всех общностей: местных и чужеземных, кочевых и оседлых. В этой связи, если говорить о понятии «народ», то оно использовалось для наименования тюркских общностей, образованных из племен различной величины – как в отношении гектюрков и тобгачей (они вторглись в Китай), так и для огузов, карлуков, уйгуров, киргизов, татар. Первоначально для определения народной общности в Орхонских письменах упоминались и такие термины, как «чернокостный народ» («kara kamag» или «kara bodun») или просто «bodun». Мухаммед ал-Кашгари (XI век) в «Собрании тюркских наречий» отмечал, что термин «budun» произошел от чикильского диалекта, и интерпретировал его как «народ» и «народность». Западные ученые заменяли термин «bodun» понятиями «people» и «volk». В XIV веке в некоторых произведениях, написанных в период Золотой орды и Хорезма, данный термин встречается достаточно редко, и, упоминаемый как «buzun», он используется для обозначения понятия «народ». В более поздней литературе этот термин не встречается вовсе. Племенные союзы были отделенными друг от друга общностями, у каждого из которых были отдельные земли и вожди. Во главе объединений находились каганы, носившие в зависимости от размера территорий и численности населения такие титулы, как «йабгу» («yabgu»), «шад» («şad»), «ильтебер» («ilteber»). Племенные союзы, большинство из которых находились в составе Тюркского каганата и упоминались в Письменах Гектюрок, один раз в год отправляли кагану различные дары и подтверждали свою зависимость от него, в период ведения войны, например, снабжая сражающееся войско подкреплением. Благодаря направляемым из центра наместникам каганы во многом тщательно контролировали подчиненные им племенные союзы.
- Где находились первые поселения тюрок?
- Тюрки – один из самых древних и постоянных народов в мировой истории. Это крупная народная общность, история которой насчитывает свыше четырех тысяч лет. Ее территории расселения охватывают Азию, Европу, Африку. Первые поселения тюркских народов – прежде всего плоскогорья Средней Азии. Это обширные территории, протянувшиеся от Хинганских гор на востоке до Каспийского моря и реки Волга на западе, от Арало-Иртышского водораздела на севере до горной системы Гиндукуш на юге. Плоскогорья Средней Азии представляли собой преимущественно просторные степи. От северных участков Каспийского и Аральского моря и озера Балхаш до Хинганских гор были расположены плодородные территории. Песчаные степи на юге данных территорий местами оканчивались пустынями. Район песчаных степей соединял плодородные земли, протянувшиеся от Алтайских гор с востока на запад. Историки, рассматривая территории Средней Азии в качестве древнейшего региона поселения тюрок, исследуют их, выделяя две области – к северу и югу от Тянь-Шаня. Регион к югу от Тянь-Шаня – Восточный Туркестан. Север данной территории охватывает Алтайские горы, Джунгарскую равнину и реку Иртыш. На этих территориях проживали динамичные, кочевые тюркские общности. Первоначально в зависимости от территории тюрки занимались земледелием, а при значительных климатических изменениях переходили к скотоводству. Чтобы найти пастбища для животных, они были вынуждены кочевать. Это обстоятельство предопределило полукочевую жизнь тюркских народов.
- Какие представления о «родине тюркских народов» существуют в исторической науке?
- Ученые, занимавшиеся изучением и исследованием тюркской истории Клэпрот и Вамбери, опираясь на китайские источники, относили к «родине тюркских народов» подножия Алтайских гор. По мнению известного тюрколога Радлова, эта территория охватывала регион современной Монголии к востоку от Алтая. Опираясь на сходство тюркских и монгольских языков, Рамстедт предполагал, что тюрки произошли из Монголии. Известный эксперт по тюркской истории в Средней Азии Бартольд к родине тюркских народов также относил регион на территории Монголии. На сегодняшний день эти взгляды устарели, и территорию, о которой идет речь, необходимо расширить. Лингвистические и археологические исследования показывают, что родина тюркских народов протянулась к западу от Алтайских гор. По мнению известного тюрколога Немета, родину тюркских народов следует искать на территории современного Казахстана, а именно между Алтайскими и Уральскими горами. В ходе археологических и этнографических исследований, проведенных в южных районах Сибири и районе Алтайских гор, были получены некоторые результаты, связанные с древними территориями поселения тюркских народов. Как отмечается в работе Киселева «Древнейшая история Сибири» (1951), «пещерная живопись» и археологические находки, обнаруженные к северу от озера Байкал, у истока реки Лена и региона Семиречья, отражают этнические особенности данных мест, сохранившихся с древних времен. Согласно историческим источникам, первые поселения тюркских общностей – регион Алтайских гор. Тюрки, проживающие между Тянь-Шанем и Алтайскими горами, были причислены к алтайским народам.
 Почему тюрки, проживавшие на территории Средней Азии, были вынуждены мигрировать?
- Тюркские народы, населявшие территории Средней Азии, были вынуждены покинуть эти земли в силу изменения географических и социальных условий жизни. На новых территориях тюрки основали множество независимых государств. Доподлинно неизвестно, каким периодом датируются первые миграционные потоки тюрок, однако считается, что он охватывает начало первого тысячелетия до н.э. В результате крупного переселения тюрки, пройдя через юг Каспийского моря и Иранское нагорье (некоторые из них остались в Иране), спустились в Месопотамию, а отсюда вторглись в Сирию, Египет, Анатолию и на острова Эгейского моря. Здесь в различные периоды истории были основаны независимые тюркские государства: Государство Сельджуков, Сельджукский султанат, Османская империя и Турецкая Республика. К концу IV века тюрки, пройдя через север Каспийского моря, из Северо-Восточной Азии мигрировали в Восточную Европу. Со временем они поселились в Центральной Европе, на Балканском полуострове и долине реки Дунай. На этих территориях также впоследствии были созданы тюркские государства. Движение тюркских народов на восток, которое началось с 2500-х годов до н.э., продолжалось длительное время с определенными перерывами. Тюрки, поселившиеся в современных регионах Китая – Шэньси и Ганьсу, – принесли на эти земли свою культуру и цивилизацию и длительное время удерживали власть в Китае в своих руках. Династия Шан, основавшая Государство Шан, была разрушена династией Чжоу (Chow), происходившей из тюркского рода (1050–247 годы до н.э.). Со временем набрав силу, династия Чжоу основала политический союз, который считается началом китайской истории. Тюрки, мигрировавшие на север, поселились на плодородных пастбищах Сибири. Однако точных сведений о том, когда якутские и чувашские тюрки пришли на эти территории, нет. Движение тюркских племен из Средней Азии началось в первые века истории и продолжалось до конца Средневековья. Некоторые тюрки вовсе не покидали свою родину и проживали в долинах рек Сырдарья, Амударья, Или, Иртыш, Тарим и Шу. На этих землях со временем были образованы крупные государства, которые продемонстрировали значительное развитие в культурном и цивилизационном смысле.
- На какие племена можно поделить тюркские общности с точки зрения географии, исторического развития, особенностей диалектов и наречий?
- В этом отношении можно выделить несколько тюркских племен. Мухаммед ал-Кашгари в «Собрании тюркских наречий», в XI веке говоря о тюркских народах, приводит сведения о таких племенах, как огузы, кипчаки, уйгуры, карлуки, киргизы, ягма, булгары, башкиры и др. Наиболее многочисленными из них были племена огузов и кипчаков. После второй половины XI века огузы из племен, населявших долины Сырдарьи, мигрировали в Переднюю Азию и Анатолию, а кипчаки – из бассейна реки Иртыш массово мигрировали в низменности на севере Каспийского и Черного моря. Часть булгар в VI веке спустилась на территории современной Болгарии. Несмотря на разнонаправленные миграционные потоки, значительная часть тюркских племенных союзов осталась в Средней Азии. Этот исторический факт важен с точки зрения формирования и сегодняшней структуры тюркских общностей. Племя огузов стало основой для многочисленной группы, известной под названием «западные тюрки». Кипчаки также образовали многочисленную общность, присоединив другие тюркские народы, которые населяли территории, протянувшиеся от севера Черного моря до места впадения Дуная. Следовательно, кипчаки стали основой для группы, известной сегодня как «восточно-европейские тюрки». Третью группу образуют «восточные тюрки» или «тюрки Туркестана», сформировавшиеся в результате слияния Чагатайского и Узбекского улусов. Эту общность образовали другие тюркские племена, оставшиеся в Средней Азии. В нее также вошли группы кипчаков, которые впоследствии вернулись в Туркестан. В четвертую группу входят тюрки Сибири, Алтая. Различные племена Западной Сибири и Алтая – преимущественно тюрки кипчакского или киргизского происхождения.
- Какова социальная организация тюркских народов?
- С объединением семей и родов были образованы племена тюркских народов. Для обозначения объединения племен употреблялось понятие «племенной союз» («bodun»). Государство, созданное на основе объединения племенных союзов, называлось «иль» («il»). Во главе илей находился «хан». С их объединением создавались «ханства», «каганаты». Эквивалентом термину «народ» на древнетюркском языке служила категория «кюн» («kün»). Во главе государства находился каган, который повелевал войсками и возглавлял «курултай», собиравшийся для обсуждения государственных дел. Исторические документы свидетельствуют о том, что право управления и властные полномочия были дарованы тюркскому кагану богом Тенгри. На памятнике, возведенном в честь Бильге-хана Богю, сохранилась надпись: «Я стал каганом, так велел Тенгри». Права и полномочия кагана у тюркских народов не были безграничны. Каган считался главой государства. При этом правители племен и ханы действовали по своему усмотрению на собственных территориях. Существовали своего рода свободы. В заседания «курултая» при обсуждении государственных дел участвовали наиболее влиятельные представители знати. Курултай собирался два раза в год. На заседаниях данного органа обсуждались такие важные вопросы, как война, мир и торговля, а также принимались законы для упорядоченного и справедливого управления государством. Процесс управления государством у тюркских народов осуществлялся в соответствии с принятыми таким образом законами, а также обычаями и традициями. Жена кагана, которой присваивался титул «хатун», оказывала содействие кагану при обсуждении государственных дел. Кроме того, для помощи кагану создавался совет великих служащих. Обычно они носили титул «бей». Существовали и другие должности и служащие, которым присваивался титул «ябгу», «шад», «тархан», «тудун» и «тамгаджи». Когда каган умирал, собирался курултай, на котором избирался новый правитель – один из сыновей кагана. Как правило, властные полномочия по управлению каганатом передавались старшему сыну.
- О каких тюркских народах повествуется в вашей работе?
- В книге речь идет о тюркских народах, которые населяют различные регионы мира. Они вносили постоянный и долговременный вклад в историю человечества, поэтому при описании человеческой истории значительное внимание уделяется тюркским народам. Ведь их миграционные потоки наводнили территории Центральной Европы, Дальнего Востока, Индии. Нельзя не согласиться с утверждением: «Единственно верное определение тюркских народов может дать только лингвистика. Тюрк – это тот, кто говорит на тюркском языке. Другие определения оказываются недостаточно всеобъемлющими».
- Как вы определяете современные тюркские общности?
- Их можно классифицировать следующим образом. Волго-Уральский регион: татары, крымские татары, башкиры, чуваши, крымчаки. Регион Средней Азии: каракалпаки, уйгуры. Регион Сибири: якуты, долганы, тувинцы, хакасы, алтайцы, шорцы, тофалары. Регион Кавказа: балкарцы, кумыки, карачаевцы, ногайцы, авары, лезгины, даргинцы, лакцы, табасаранцы, рутулы, агулы, отдельные тейпы чеченцев, ингушей, адыги, абхазы, черкесы, абазины, осетинцы, турки-месхетинцы, кабардинцы. Западный регион: гагаузы, караимы.

 

Татарская кровь Дагестана


Мы мало знаем свои села и свои горы. Мало интересуемся тем, кто живет вокруг нас, и откуда мы сами произошли. Не знаем о роли других народов в формировании нашей культуры. А между тем среди нас живет народ, отдавший немало жизней за нашу с вами родину.

Взять, к примеру, село Татарханкент Сулейман-Стальского района. Или как оно называется на лезгинском языке – Татархандхуьр. Откуда произошло это название? Почему в нем появилось словосочетание Татархан? Какое отношение татарский хан имеет к лезгинам?

Лезгинские общественники и молодежные активисты предполагают, что название села, видимо, связано с нашествием татаро-монгольских завоевателей. Видимо, оно стало временной резиденцией предводителя татарского отряда.

А ведь, если покопаться в истории, практически нет такого района в наших землях, где в нескольких селах не существовали бы тухумы с названием «Татарар». Есть такой тухум, к примеру, и в селении Рукель Дербентского района.

Учёные связывают основание и заселение села с арабским завоеванием Кавказской Албании. В короткий период османского владычества в селе и появились крымские татары, ныне представители тухума «Татары».

Или взять селение Урга Хивского района. Происхождение

В Узбекистане определили размеры мусульманских пожертвований

В Узбекистане определили размеры мусульманских пожертвований

Совет улемов Управления мусульман Узбекистана выпустил постановление о размере отдаваемых закятов, выплачиваемых фидья и фитр-садака – видов мусульманских пожертвований.

Как сообщает отдел фетвы Управления мусульман Узбекистана, суммы отдаваемых закятов, выплачиваемых фидья и фитр-садака на месяц Рамадан в текущем году (что соответствует 1433 года по хиджре) определены в следующих суммах.

Учитывая нынешнюю среднюю цену на 1 грамм золота 105.882 сум (около $37), определить нисаб закята в 85 грамм золота, что соответствует 9 млн. сум ($3,2 тыс.), и отдаваемого с него закята в размере 225 тыс сум ($79).

Учитывая установленные средние цены на пшеницу, на городских и районных рынках, что составляет 1 тыс. сум ( $0,3) за килограмм, установлена сумма фитр-садака в 2 тыс. сум ($0,7), как за 2 килограмма пшеницы.

Сумма выплачиваемая как фидья, то есть однодневное питание неимущего, установлена в размере 6 тыс . сум ($2).

Справка:

Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём. Закят — один из пяти столпов ислама.

Фитр садака – вид пожертвования, которое дается раз в год и только имущим человеком неимущему, дабы тот смог отпраздновать Ид-аль-Фитр – праздник Рамазана.

Источник: kant.kg

Ислам и наука могут идти вместе

Британский журнал Economist анализирует состояние науки в современном мусульманском мире.

Издание приводит некоторые статистические данные: в 2005 году в одном только Гарвардском университете вышло больше научных работ, чем в 17 арабоязычных странах, вместе взятых. 1,6 миллиарда мусульман дали миру лишь двух лауреатов Нобелевской премии по химии и физике. Оба из них переехали на Запад, пишет Economist.

Для сравнения приводятся данные, что среди евреев, которых в сто раз меньше, чем мусульман, 79 лауреатов Нобелевской премии по химии и физике.
57 стран, входящих в Организацию исламского сотрудничества, выделяют на исследования и развитие науки всего 0,81 процента от валового внутреннего продукта (ВВП). Для сравнения, в Америке, имеющей самый большой в мире бюджет на науку, на эти цели выделяется 2,9 процента от ВВП, в Израиле — 4,4 процента.

Многие винят в сложившейся ситуации предполагаемую враждебность ислама к науке. Во многих университетах больше внимания уделяют молитвам, чем учебе, и с подозрением относятся к предметам, даже косвенно затрагивающим политику и оценивающим религию не с точки зрения верующего, пишет Economist.

К примеру, в Университете Куаид-и-Азам в Исламабаде есть три мечети, но нет ни одного книжного магазина. После того, как Первез Худбхой, известный пакистанский ученый-ядерщик, ввел курс по науке и международным отношениям в Университете управленческих наук в Лахоре, одном из самых прогрессивных университетов Пакистана, его трудовой контракт отказались продлить.

Однако если присмотреться, можно заметить, что в мусульманском мире происходит пробуждение науки, а также то, что корни научной отсталости уходят не к религиозным лидерам, а к светским правителям, которые не выделяют достаточного финансирования, но не скупятся на контроль независимой мысли, считает Economist.

Золотая история

Было время, когда наука в исламском мире процветала.

Между 7-м и 13-м веком, пока в Европе царило темное Средневековье, в арабском мире халифы династии Аббасидов не жалели средств на научные изыскания. Труды Ибн-Сины, или Авиценны, были настольными книгами европейских медиков в течение многих столетий, Мухаммад аль-Хорезми заложил основы алгебры, название которой происходит от названия его книги «Китаб аль-Хабр», а Абу Райхан аль-Бируни вычислил окружность Земли с точностью до одного процента.

В то время наука и ислам были не просто совместимыми, религия поощряла научные инновации. Необходимость правильного исчисления начала Рамазана мотивировало астрономов, а изречения пророка Мухаммада (мир ему) призывали верующих искать знания, «вплоть до Китая», пишет Economist.

Десятки тысяч людей посетили прошлой осенью выставку «1001 изобретение» в столице Катара Дохе, посвященную этим великим открытиям.

На пути к возрождению?

Власти некоторых мусульманских стран начинают осознавать экономическую ценность научных исследований и инвестировать в них, считает Economist.

В 2009 году был открыт Университет науки и технологии имени короля Саудовской Аравии Абдаллы с бюджетом в 20 миллиардов долларов, которому могут позавидовать даже богатые американские университеты. Руководит исследованиями французский химик, лауреат Нобелевской премии Жан Фрешет.

В Катаре расходы на науку возросли с 0,8 до 2,8 процента ВВП, эта сумма, в зависимости от роста экономики, может достигнуть пяти миллиардов долларов в год. В Турции расходы на исследования увеличивались на 10 процентов ежегодно с 2005 по 2010 год и достигли суммы, в два раза большей, чем в Норвегии.

Приток финансирования начинает приносить результаты. С 2000 по 2009 год количество научных работ в Турции выросло с 5 до 22 тысяч, в Иране при меньшем финансировании произошел рост от 1300 до почти 15 тысяч работ.

Улучшается и их качество: известные научные журналы всё чаще цитируют на своих страницах ученых их Египта, Ирана, Иордании, Саудовской Аравии и Турции.

Наибольшей популярностью пользуются отрасли, имеющие явное практическое применение, к примеру, инжиниринг, сельскохозяйственные науки, медицина и химия.

Фазил Мехмуд Хан недавно вернулся в Пакистан после получения докторской степени по астрофизике в Германии и сейчас работает в Государственном колледже университета в Лахоре. Он говорит, что проректор университета сказал ему прекратить погоню за безумными идеями (черными дырами в его случае) и заняться чем-нибудь полезным.

Совмещать науку с религией

Наука также помогает преодолеть некоторые политические противоречия в регионе. В международной физической лаборатории SESAME, основанной в 2000 году в Иордании, над первым на Ближнем Востоке ускорителем частиц рука об руку работают ученые из Израиля, Палестины и Ирана, говорится в статье.

Зачастую наука бросает вызовы мусульманской доктрине. Тем не менее многие ученые сумели совместить веру с работой, пишет Economist.

— Коран — это не научный учебник. Он дает людям установки на то, как они должны прожить свою жизнь, — цитирует Economist молекулярного биолога из Иордании Рану Даянии.

В некоторых случаях мусульманские ученые не видят препятствий там, где они есть у их христианских коллег. К примеру, в Америке запрещено федеральное финансирование проектов по исследованию клеток человеческих эмбрионов. Ученые в Иране могут проводить такие исследования без проблем, поскольку согласно исламу душа не поселяется в эмбрионе до 40—120 дней с момента зачатия.

Однако свобода мышления, необходимая для науки, всё еще редкое явление в мусульманском мире. Усиление политического ислама, в том числе салафитов, в таких ключевых странах, как Египет, у многих вызывает опасения по поводу возможных ограничений и подавления свободы мысли, считает Economist.

В то же время некоторые надеются на изменения к лучшему. Освобожденные от тотального контроля политических режимов, ученые в арабских странах видят шанс для прогресса. Ученые в Тунисе говорят, что уже наблюдаются многообещающие реформы — на университетские должности люди начали избираться, а не назначаться режимом. Политические бури, сотрясающие Ближний Восток, могут способствовать не только установлению демократии, но и возрождению науки, пишет Economist.

Автор: Радио Азаттык
Источник: ansar.ru

Факты, указывающие на близкородственную связь или даже на идентичность татар и кыпчаков.

В истории очень много фактов, указывающих на близкородственную связь или на некотором этапе истории, даже на идентичность татар и кыпчаков. В этой записи мы хотим вам некоторые из них перечислить.

Самыйм ранним документом, в котором мы видим татар и кыпчаков вместе и в котором кыпчаки названы родственниками татар, является труд Гардизи «Зайн-ал Ахбар», где он приводит легенду, отражающую образование государственного объединения кимаков. В ней повествуется о том, что

«начальник татар умер и оставил двух сыновей, старший овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно, и боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река… После этого к ним пришли семь человек из родственников татар: Ими, Имак, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад… увидев их, рабыня вышла и сказала: «Эр тущ» — т.е. «остановитесь» (дословно «мужи слезте с коней». — Прим. А.Р.), отсюда река получила название Иртыш… Когда снег растаял… они послали одного человека в татарский лагерь… тот, пришедший туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения; пришел враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к этому человеку с гор… все они направились к Иртышу… собралось 750 человек…они… образовали 7 племен, по имени 7 человек…»

Так образовалось государство кимаков. Кумеков Б.Е. относит образование ядра кимаков в списке, данном Гардизи, к периоду не раньше 840 года — времени падения Второго уйгурского каганата, считая племя Ими уйгурским племенем «eyabor», причисляя к уйгурам также татар и баяндуров, но есть мнение, что этот союз племен образовался именно в период после падения Второго тюркского каганата, то есть в середине восьмого века. 

По легенде мотив покушения на старшего брата вполне соотносится с попыткой сиров Куту возглавить тюркский каганат, а враги опустошившие страну и вынудившие ее обитателей бежать на запад к Иртышу, не кто иные, как басмылы, карлуки и уйгуры. Возможно, это отголоски событий гибели еще Сирского каганата. Мятеж младшего Бо-чура, бегство порядка 70 тысяч семей на Иртыш. Гибель государства. Имя главного героя легенды — Шад, — безусловно является титулом наследного принца или главы одного из крыльев каганата.

Но так или иначе, образуется союз племен и в этот союз входят племена ранее считавшиеся родственниками татар, в их числе и сами татары с кыпчаками и во главе этого союза стоит Шад(что означает принц), сын начальника татар.

В дальнейшем, во времена широкой экспансии уже кыпчаков на запад, татары кочуют рядом с кыпчаками как родственники. Знаток кыпчаков Абу Хайан названию сильнейшего кыпчакского племени Токсоба дает толкование как «племя, вышедшее из кыпчакских татар». Тем более что прибывшие в Египет во времена правления мамлюкской династии султана Бейбарса татарские эмиры являлись коренными жителями Дешт-и Кыпчака.

Ибн-Халдун оставил следующее сообщение: «Ход рассказа… указывает на то, что племя Дурут из кыпчаков, а племя Токсоба из ТАТАР» (Тизенгаузен, 1884, стр. 541— 532).

Г. Тизенгаузен публикует пространный отрывок из сочинения Ан-Нувайри о «старинном соперничестве» между кыпчакскими племенами токсоба и дурут, которое завершилось переходом токсобичей на сторону татар пришедших с ханом Бату и разгромом дурутов (Тизенгаузен, 1887, стр. 541). Западные татары-токсобичи, с помощью восточных татар пришедших с Батыем решили этот вопрос раз и навсегда. Дуруты, во главе с Котяном вынуждены были переселиться в Венгрию, но и там им спокойной жизни уже не было. А потомки татар-токсобичей живут в сегодняшних татарах и башкирах и сегодня. Считающие себя татарами, кыпчаки ельдяки, разговаривают на своем родном татарском языке, помнят свой оран токсоба и кыпчакскую тамгу куш алиф. Также у степных башкир племени кыпсак, по сегодняшний день сохранился оран — токсоба.

В.В. Бартольд со ссылкой на Джузджани приводит сообщение, датированное 615/1218 — 1219 гг., о некоем Кадыр-хане, сыне татарина Юсуфа. Благодаря исследованию С.М. Ахинджанова выясняется, что этим «татарским» ханом был правитель Сыгнакского, т.е. Туркестанского владения кипчаков (столица – г. Отрар) из йемеков (кимаков) племени каи (оно же именовалось «уран»), вышедшей из «области Югур», т.е. уйгуров, именно среди которых в Восточном Туркестане, как известно, в IX — XI вв. локализовывалась многочисленная группа татар. В свете этих данных совершенно иное звучание приобретает известный пассаж Ибн Халдуна (XIV в.) о том, что «Племя Дурут из кипчаков, а племя Токсоба из татар». Тут, кроме прочего, надо учесть, что племя токсоба со значением «девятиплеменные» являлось в среде кипчаков одним из элитарных, а его наименование – «тугыз» ~ токс (з), лежащее в основе данного этнонима, совпадает по значению с названием известного еще в период Тюркского каганата татарского племенного объединения «тугыз татар». Еще можно обратить внимание на название г. Тухчина, упоминающегося в 1184 г. на территории Волжской Булгарии недалеко от Биляра («Великого города»), также имеющего, скорее всего, отношение к этому же этнониму (тухч = токс = тукз + ин).

По предположению Э.Н. Наджипа татарами называли себя некоторые группы кыпчаков. Историки сообщают, что во времена правления султана Бейбарса (1259-1277) в Египет прибыло значительное количество татарских эмиров, носивших явно тюркские имена; некоторые из этих эмиров были уличены в тайном заговоре и в связи с монголами; все жены Бейбарса были татарками. Прибывшие в Египет во времена Бейбарса татарские эмиры являлись коренными жителями кыпчакских степей. Следовательно, племена, называвшиеся татарами, жили в Дешт-и Кыпчаке и до прихода монголов на эту территорию.

[Наджип Э.П. Очерк историко-культурной обстановки в XIV-XV вв. - С.86]

Стихи хорасанского поэта Хаким Кушкеки Ка*ани:

«О храбрые тюрки, умеющие владеть мечом,

По сравнению с (победившими вас) Каи, Татарами и Кушанами,

Вы воспитывались в достатке в Хорасане,

Под сенью (сельджукидского) государства.»

 Под названием Каи подразумевается одноименное огузское племя. В составе балхских огузов были, по-видимому, и татары, имевшие восточно-тюркское происхождение, а также кочевники, называемые по старой местной традиции «кушанами».

[Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII в.в. - М: Наука, 1991 - С.198 (303)]

 Эпиграфические памятники свидетельствуют также о том, что в XII-XIII веках на территории Армении жили кыпчаки, которые приняли армяно-григорианство. Они основали там селение Хпчах, построили в 1206 году монастырь Хпчахаванк “Кыпчакский монастырь” Это один из сохранившихся монастырей комплекса Арич в Артикском районе Ширакской области Армении. Все это было за 30 лет до прихода Бату. И что интересно, они признавали родным (бизим тилимиз “наш язык”) кыпчакский язык, а не армянский, хотя сами себя и называли эрмени — армянами и название этого хыпчах тили “кыпчакский язык” в памятниках религиозного содержания обозначали термином «татарча» по-татарски, на татарском языке.

Слово «татарча», как слово означающее родной язык, встречается и в «Кодекс Куманикус», известном письменном памятнике куманского (старокыпчакского) языка начала XIV века (1303 г.)

Ко всему этому можно добавить, что в  труде Фесслера (Dr. J. A. Fesler: Die Geschichte der Ungarn und ihrer Landsassen (teil 1, c. 193), напечатанном в Лейпциге в 1815 году говорится: «название «татары» впервые встречается в русских летописях под 1154 годом. Под этим названием там понимаются половцы (т. е. генуэзские плавцы), которые вскоре составили один народ вместе с татарами»

 Все это доказывает, что большая часть западных, да и восточных кыпчаков были татарами, их называли татарами, они разговаривали на татарском (не монгольском) языке и все это было задолго до прихода сюда Бату.

Бесплатный хостинг uCoz