Ислам

Почему охватывает отчаяние

Несколько тезисов о проблемах Северного Кавказа

Эти несколько тезисов были сформулированы по итогам тяжелых, порой безысходных размышлений о том, что происходит на Кавказе.

Не скрою, я испытываю своего рода разочарованиепосле первоначальных надежд на изменение ситуации в регионе к лучшему.

Несколько лет назад, после образования СКФО и прихода в регион Александра Хлопонина, полного сил и, как казалось тогда, энергии, можно было ожидать, что вот-вот – и все переменится. Появится системный, стратегический подход к пониманию внутренней природы конфликтов, раздирающих регион. Будет получена возможность формулировать меры по коренному улучшению ситуации.


 

 

 

Представлялся прорывом круглый стол по проблемам Кавказа, организованный Эллой Памфиловой при участии президента Медведева, полпреда Хлопонина и всемогущего тогда Суркова, откровенный, открытый разговор в ходе его работы.

Несколько президентских поручений по социальным и правозащитным проблемам, идея формирования Общекавказского гражданского форума с одновременным и обязательным участием силовиков и правозащитников, созыв Общественного Совета СКФО, подписание во всех регионах СКФО десятками тысяч людей, включая представителей власти, «Меморандума о совместном противодействии насилию, экстремизму, межнациональной розни и поддержке миротворческого процесса», создание общекавказского молодежного лагеря «Машук».

Обсуждались с участием полпреда президента РФ идеи о создании общекавказского общественного телевидения, поддержка медийных и интернет-проектов.

Экономические проекты развития Кавказа – от агрохолдингов до автомобильных заводов и туризма, гремели и звучали в прессе и официальных речах.

Системы и схемы аккумулирования невиданных средств на развитие, заказы проектов развития региона то группе Дмитриева, то ЦСИ Северо-Запад, то еще каким-то претенциозным и известным экспертным центрам.

В Дагестане и Ингушетии заработали комиссии по адаптации боевиков.

Казалось, вот-вот и…. ситуация начнет меняться к лучшему.

К январю этого года, после нескольких лет существования СКФО, мы имеем в сухом остатке следующее.

Ни одно поручение президента РФ, данное, по крайней мере, на том совещании в мае 2010 года, не выполнено.

Общекавказский гражданский форум не создан. Перспективы его туманны.

Рабочая группа по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе в Общественной Палате РФ существует только на бумаге.

Никаких существенных федеральных общекавказских СМИ, о которых стоило бы говорить всерьез, нет и не предвидится.

Экономические проекты развития выродились в крайне сомнительные идеи по созданию туристических кластеров.

Молодежный лагерь «Машук» превратился в кормушку организаторов, в инструмент коррумпирования и развращения и без того развращенной, близкой к власти ряда регионов «золотой кавказской молодежи».

Но главное – за эти несколько лет в регионе были безнаказанно убиты по политическим мотивам сотни людей. Наверное, некоторые из них были участниками террористического подполья, кто-то реально искал смерти на пути джихада и готов был умереть с оружием в руках.

Но известные журналисты, религиозные деятели, политики и ученые, смерть которых, уверен, НИКОГДА не будет расследована, равно как и люди, после смерти обвиненные в том, что «бандиты и пособники» (без доказательств и следственных мероприятий – верь, толпа, что у нас невиновных не казнят!) – это все в последние три года.

Насилие стало нормой политической жизни во многих регионах СКФО. Ни одно заявление новоявленных «эскадронов смерти» не расследовано, все эти «черные ястребы», «пегие соколы», говорящие со специфическими ментовскими и силовыми интонациями, безнаказанно угрожают, скорее всего, убивали и продолжают убивать.

Расстрел на пороге «Черновика»Хаджимурата Камалова, открыто вносившегося дагестанскими «эскадронами смерти» в списки приговоренных. Убийство одного из лучших журналистов страны, можно быть уверенным, не раскроют никогда.

Последнее убийство – заместителя муфтия Северной Осетии Ибрагима Дударова, которое связывают с осетинскими «эксадронами смерти», сыпавшими открыто угрозами в интернете, не расследуется и, скорее всего, расследовано не будет.

История с платками в Кара-тюбе (почему девочкам-отличницам нельзя ходить в школу в платке, никто рационально никогда не объяснит), запрет на строительство мечетей в Москве, Ставрополе, Моздоке, Краснодаре – во многих регионах. Это откровенное попрание властями Конституции РФ и полная безнаказанность в связи с этим попранием.

Травля Чечни и ее лидера в московских СМИ, стравливание между собой Чечни и Ингушетии, других регионов Кавказа. Объявление каких-то регионов СКФО «оплотом России», а каких-то, очевидно, проблемами и балластом.

Открытое и безнаказанное обсуждение на федеральном уровне и по федеральным ТВ-каналам вероятности отделения Северного Кавказа от Российской Федерации с участием депутатов Государственной Думы, то есть лишение миллионов, на данный момент, граждан даже теоретических гражданских прав, гарантированных суверенитетом РФ.

Несколько лживых и клеветнических кампаний, волнами прошедших по федеральным СМИ, целью которых, судя по всему, было разжигание откровенной общественной ненависти к кавказцам и Кавказу – дагестанская свадьба, драки с болельщиками, драки в кафе и т.д.

Все это порождает ощущение безнадежности и чудовищной усталости. И только прекрасные лица моих друзей, пока живых и уже мертвых, их вера и надежда заставляют биться в эту бетонную серую стену со следами крови и выщербинами от пуль и осколков – стену Кавказской политики.

Мы продолжаем работу, но кому она нужна, на что уходят наши жизни?

И в завершении 12 тезисов о Северном Кавказе, о том, что является его главными проблемами. Это моя субъективная точка зрения. Понимаю, какой поток возражений она вызовет. Дополняйте, опровергайте, спорьте, доказывайте – именно для этого мы создавали “Кавказскую политику”!

1. Полная зависимость некоторых регионов от местного управленческого, бюрократического аппарата (отсутствие демократических институтов управления, умаление их роли) и, стало быть, зависимость федерального центра от этого же местного аппарата, контролирующего как процессы развития, так и, похоже, процессы дестабилизации. Использующего свое полновластие для шантажа федерального центра.

2. Коррумпированность местных систем управления сверху донизу, зависимость от этнических групп, присутствующих во власти на основании тайных соглашений. Присутствие во власти означает, как правило, доступ к бюджету и его возможностям, откровенное прикрытие коррупционных и мошеннических сделок, закрывание глаз на криминальные действия (вплоть до потакания террору, насилию, расхищению государственных средств).

3. Поступательная исламизация Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и непонимание властями нюансов и особенностей этих процессов. Вовлеченность федеральной власти во внутри-исламские конфликты, поддержка т. н. «традиционного ислама», под которым, как правило, в некоторых регионах, понимаются просто партнерские силовым структурам и бюрократии управленческие исламские структуры. Отсутствие системной работы по вовлечению исламской оппозиции (т. н. «салафитов»), отвергающей террористические методы, в институты и процессы гражданского общества, пропаганда среди исламской (в первую очередь, салафитской молодежи) ненасильственных, современных методов противодействия бюрократическому и силовому антиконституционному произволу, разъяснение в этой среде возможности сосуществования норм шариата и основных принципов Конституции РФ, гарантирующих права и свободы, вовлечение их в системную правозащитную и общественную деятельность.

4. Ставка на Северную Осетию как на «оплот России на Кавказе» привела к превращению республики в криминальный анклав с государственными амбициями, противопоставила соседям, сделала Российскую Федерацию заложником региональных этно-криминальных структур, связанных с силовым лобби как в центре, так и за рубежом, например, в Израиле.

5. Зависимость Западного и Северо-Западного Кавказа от национализма и неспособность государства находить нормальный язык диалога с национальными движениями, как следствие, переключение их на иностранных партнеров – Грузию, Израиль, США, Турцию, Евросоюз.

6. Неправомочная деятельность силовых структур, широкое применение преимущественно закрытых, военно-диверсионных методов при борьбе с терроризмом (без которых, разумеется, невозможно, но которые не являются единственно возможным средством противодействия терроризму), игнорирование или минимизация политических инструментов противостояния экстремизму.

7. Неразвитость институтов гражданского общества и, как следствие, полное игнорирование их возможностей, перекладывание ответственности за нормализацию социальной ситуации на бюрократический аппарат, не имеющий в полной мере доверия у народа и не способный с ситуацией справиться.

8. Наличие неотрефлексированных в публичном пространстве на научном и системном уровне этноориентированных концепций истории и национальной мифологии и, как следствие, конфликт между этими концепциями и официальными версиями истории, использование этих версий как мобилизующих факторов экстремистской деятельности, неспособность государства обсудить единые подходы к болезненным для региона историческим событиям (Кавказская война, депортация народов и т.д.)

9. Нереализованность и невозможность реализации при нынешнем уровне полномочий у полпреда президента в СКФО ни одной целевой системной программы по социально-экономическому развитию региона. Полпреду надо передать полномочия по формированию целевого фонда экономического развития, по кадровым назначениям и создать на уровне округа отделения Совбеза, в котором полпред председательствовал бы от имени президента РФ, а силовики координировали бы с ним свою деятельность.

10. Коррумпированность чиновников на федеральном уровне со стороны региональных этно-криминально-бюрократических элитных групп, вовлеченность в виде «крыши» некоторых влиятельных в Центре людей в межнациональные и этно-криминальные разборки в регионе.

11. Непонимание федеральным пространством, Москвой, в первую очередь, проблем и нужд региона, отсутствие системной работы на единство страны, на развитие ее этнокультурного многообразия как залога формирования сильной политической нации.

12. Полное отсутствие на Кавказе общерегиональных или общекавказских (включая Грузию, Армению, Азербайджан) СМИ, кроме «Кавказского узла» и «Кавказской политики», игнорирование государством важности развития информационного общества в регионе.

Ждем ваших писем, комментариев, опровержений и версий! Лучшие и наиболее ясно сформулированные тексты будут обязательно опубликованы.

http://golosislama.ru/news.php?id=14419    Автор: Максим Шевченко
Источник: kavpolit.com

Божья раса и понаехавшие

Божья раса и понаехавшие

Россия попала в «черный список» стран, где ущемляют права на свободное вероисповедание граждан. В нашей стране существуют ограничения религиозных свобод, ущемляют права небольших религиозных групп, арестовывают активистов «нетрадиционных» религиозных течений, а РПЦ по-прежнему наращивает свое влияние на государственные дела - теснее других конфессий сотрудничает с властями и получает от них преференции.

К такому выводу пришли авторы доклада о религиозных свободах в 2011 году, представленном Госдепартаментом США. В качестве примера, авторы доклада приводят последователей исламского турецкого богослова Саида Нурси, свидетелей Иеговы и других. Очень часто активистов этих течений привлекают по «экстремистской» 282-ой статье.

«Власти этих стран (наряду с Россией к ним относятся Бахрейн, Ирак и Нигерия) часто не отделяли террористическую активность от религиозной практики», – сообщается в докладе. Кроме того, некоторым религиозным объединениям отказывают в регистрации, не дают им проводить богослужения, а активистов нередко арестовывают.

Конкретных примеров с указанием имен и конфессий, к которым принадлежат «преследуемые лица», эксперты не приводят. Однако, можно вспомнить доклад по применению антиэкстремистского законодательства в России в 2011 году центра «Сова», в котором анализируется практика применения уголовных статей, направленных против экстремизма. Отечественные эксперты приводят в пример помимо последователей Саида Нурси, и организацию «Хизб ут-Тахрир», считающуюся в России террористической, которая однако, по свидетельству авторов, «не практикует насилие и не призывает к нему».

Большой резонанс вызвало дело по статье 282 , заведенное против двух имамов, Ильхома Меражова и Камиля Одилова, а также дело книгоиздателя Айдара Хабибуллина, руководителя издательской группы «Сад», и Эдуарда Габдрахманова, которые обвиняются в распространении «экстремистских» листовок, а также в незаконном хранении боеприпасов. Однако доказательства обвинителей строятся только на показаниях неких свидетелей.

Таким образом, количество неправомерно осужденных мусульманских активистов в 2011 году выросло до 26 человек.

Возвращаясь к докладу Госдепа США, помимо преследования  представителей «нетрадиционных» религий, авторы также отмечают, что, несмотря на то, что в России нет государственной религии, власти предоставляют преимущества, так называемым, традиционным конфессиям, особенно – Русской православной церкви.

«Хотя Конституция и законы Российской Федерации не предоставляют четырем традиционным религиям привилегий или преимуществ, из всех них РПЦ наиболее тесно сотрудничает с властями, чем другие религиозные группы», – говорится в докладе.

Так, авторы отмечают, что Православная церковь заключила ряд неофициальных соглашений с различными государственными структурами, которые предоставляют ей больший доступ к госучреждениям, таким как школы, больницы, тюрьмы, полиция, армия.

«Практически все религиозные учреждения в тюрьмах РФ относятся к РПЦ», – сообщают авторы.

В ноябре 2011 года президент Дмитрий Медведев передал в пользование Патриархии Патриаршие палаты Московского Кремля, которые будут использоваться РПЦ для встреч и приемов с участием патриарха, главе РПЦ предоставлены охранники и правительственный транспорт, которыми обычно наделяются только государственные чиновники, также РПЦ может выносить суждения по законопроектам, которые рассматриваются в Госдуме, перечисляют авторы документа.

«В России нарушаются права верующих без конца и очень грубо, – подтвердила WordYou.Ru глава Московской хельсинской группы, правозащитница Людмила Алексеева, один из авторов российского доклада о положении со свободой вероисповедания в нашей стране. – Во-первых, у нас есть какие-то традиционные религии – православие, ислам, католицизм и иудаизм. Остальные течения находятся в очень тяжелом положении. Во-вторых, нарушаются права даже этих «традиционных» религий, потому что по Конституции все религии – равноправны, а на самом деле у нас чуть ли не государственной религией является Русская православная церковь».

При этом не согласна правозащитница с госдеповским докладом в том, что  в нашей стране наблюдается некоторое улучшение ситуации с правами верующих. Так, отмечают американские специалисты, количество инцидентов, связанных с религиозной нетерпимостью, в России в прошлом году все же сократилось.

«Ситуация не стала лучше ни в прошлом году, ни даже уже в этом. Даже по отношении к исламу, который у нас вроде по закону считается традиционной религией, творится просто ужас. Бывали случаи, когда приходили с обыском в дом, находили Коран и на этом основании говорили, что человек экстремист и террорист, и судили его», – говорит Людмила Алексеева.

Алексеева согласна, что одно из течений ислама – салафизм, является жесткой в плане обрядности идеологией. «Но нельзя за это называть людей террористами. А я знаю просто десятки случаев, когда молодых людей, совершенно ни в чем не повинных, засуживают и сажают на 10, 12, 15 лет только потому, что они аккуратно посещают мечеть. Это даже не несправедливость, это изуверство. И, к сожалению, это в нашей стране по-прежнему практикуется», – резюмирует правозащитница.

Автор: Юлия Ахмедова
Источник: wordyou.ru

Рустэм Хамитов потребовал уволить директора аэропорта «Уфа» за бездушное отношение к пассажирам

увеличить
В Международном аэропорту «Уфа» невнимательно относятся к пассажирам-инвалидам, более того — игнорируют их права. Очередной такой случай произошел 18 августа, когда жительница Уфы Светлана Мустафина возвращалась из Москвы с ребенком-инвалидом после ортопедической операции (рейс №151 авиакомпании «Трансаэро»).

Ребенок является маломобильным, передвигается в инвалидной коляске. Врачи разрешили ему сидеть, но запретили стоять или ходить. При посадке в Москве бортпроводники компании «Трансаэро» забрали у Светланы Мустафиной коляску и заверили, что выдадут ее при выходе из самолета в уфимском аэропорту. Мама ребенка убедительно попросила бортпроводников не сдавать коляску в багаж, так как обычно в аэропорту Уфы ее выдавали только вместе с багажом. Несмотря на просьбы, коляску при выходе из самолета Светлане Мустафиной не выдали. Бортпроводники объяснили, что выдадут коляску вместе с багажом и предложили ей самостоятельно донести ребенка к пункту выдачи багажа.

Добравшись до места выдачи багажа, Светлана Мустафина усадила сына на кресло и пошла за багажом. В этот момент ребенок потерял равновесие, упал на бетонный пол и ударился головой. В результате падения у мальчика появилась гематома на одном из прооперированных участков ноги, что является негативным осложнением и влияет на послеоперационную реабилитацию.

По словам матери ребенка, старший смены – сотрудник аэропорта Усманов — отказался принимать письменную жалобу и вызвал своего коллегу Иванова. Он пояснил, что для выдачи инвалидной коляски работникам аэропорта нужно спускаться на два этажа вниз, и это якобы создает дополнительные нагрузки на сотрудников.

Светлана Мустафина утверждает, что подобная ситуация возникает только в аэропорту «Уфа». Это подтверждает аналогичный случай с Евгением Трубачевым, когда сотрудники уфимского аэропорта не дали ему инвалидную коляску при выходе из самолета. После широкого общественного резонанса менеджмент Международного аэропорта «Уфа» отчитался, что принял все меры для комфортного обслуживания пассажиров. Однако, несмотря на это, поток жалоб на действия сотрудников аэропорта не прекращается.

Светлана Мустафина, мать пострадавшего ребенка-инвалида Ивана Чигасова, обратилась к Президенту Башкортостана Рустэму Хамитову с жалобой на работников уфимского аэропорта.

В связи с этим пресс-служба президента РБ распростанила заявление для СМИ, в котором говорится:

«Президенту Республики Башкортостан регулярно поступают жалобы на сотрудников Международного аэропорта “Уфа”, связанные с бездушным и черствым отношением к людям с ограниченными возможностями, пожилым, пассажирам с маленькими детьми. Рустэм Хамитов дал поручение соответствующим службам правительства республики разобраться со сложившейся практикой игнорирования законных прав граждан на территории аэровокзального комплекса. Руководитель республики потребовал привлечь к ответственности генерального директора уфимского аэропорта Рамиля Тимиргазина, вплоть до его увольнения с должности, за неумение и нежелание организовать работу персонала аэропорта с пассажирами, нуждающимися в помощи и поддержке. Президент отметил, что главное для него в работе транспортных предприятий – справедливое и порядочное отношение к людям, и только потом — производственные и финансовые показатели».

Мукаддас-хазрат Бибарсов: Уверен, что нахожусь на правильном пути

В начале августа исполнилось ровно 25 лет с того дня, как муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов возглавил местную общину мусульман. В связи с юбилеем главный редактор "Газеты недели в Саратове" Дмитрий Козенко побеседовал с религиозным деятелем.

— Двадцать пять лет назад вы возглавили мусульманскую общину Саратова. Что за четверть века изменилось, прежде всего в сознании людей?

— Думаю, что за двадцать пять лет произошла революция, и не только в мусульманском сообществе. Изменился общественный строй в стране. Изменились ценности, идеология, мировоззрение людей. Если говорить о религиозном мировоззрении, то мы, безусловно, наблюдаем определенный рост его. Хотя, на мой взгляд, мораль все-таки падает. Парадокс. И число храмов растет, и религиозное сознание растет, а мораль падает.

— Может быть, соблазнов стало больше?

— Конечно. Ведь то, что мы называем глобализацией, играет в нашей жизни огромную роль. И не только у нас, даже в таком сверхконсервативном государстве, как Саудовская Аравия, происходят очень серьезные изменения, которые лично меня не радуют.

— Получается, что сейчас религия, ислам в том числе, должна бороться с возрастающим числом соблазнов, которые искушают людей?

— С одной стороны, да. Но с другой стороны, мы видим, что к людям приходит осознание, что все-таки материальный мир —не главное. Может быть, не все пока понимают это. Где-то на подсознательном уровне есть ощущение того, что мы реально голодны. Отсюда попытка насытиться материально, насытить свое тело. Но все больше людей начинают понимать, что это не первично. Тело, оболочка может жить только за счет души. Человек может быть по-настоящему богат только внутренним своим миром.

— С кем вам проще —с сытыми людьми или с голодными? С богатыми или бедными?

— Богатых у нас очень мало. Богатый человек в моем представлении — тот, который «переваривает» благосостояние, которое у него имеется. То есть он очень спокойно к этому относится, как к данной Всевышним Аллахом милости. Почему я говорю, что богатых у нас практически нет, потому что для многих это состояние, пусть небольшое, настолько давит на людей, что они не могут осознать, что это не главное, что не нужно служить этому «золотому тельцу». Нужно заставить это состояние служить тебе. Поэтому с такой категорией людей намного сложнее работать. Я не говорю про всех, потому что у нас, слава Аллаху, есть люди и состоятельные, за счет которых община держится.

— Вы знаете все нюансы развития саратовской мусульманской общины. Процессы, которые у нас происходят за последние 25 лет, идентичны тем, которые идут по всей России, или у есть свои особенности?

— Думаю, что процесс, конечно, отличается, есть саратовская особенность. Основной показатель — это сознание людей. Насколько люди переживают, как относятся к тому, что происходит вокруг них. Когда что-то происходит в мусульманском сообществе, я вижу, что у нас в Саратове есть люди, которые на это откликаются. К примеру, правозащитная сторона. В России не так много регионов, где люди собирали бы подписи, писали в защиту тех, кто, по их мнению, незаконно задержан, арестован. Если брать события религиозно-идеологического плана, то, когда была попытка установить на памятной земле для всех российских мусульман —в Булгарском заповеднике — языческий символ, саратовские мусульмане проявили, наверное, самую большую активность. И подписи собирали, и обращения писали. Была даже идея провести автопробег. Всё это заставило серьезно задуматься тех людей, которые пытались это сделать.

— Мы говорим с вами накануне большого мусульманского праздника. Но обстановка совсем не безоблачная. Недавно прочитал в СМИ, что руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раис Сулейманов обвинил вас в оправдании ваххабизма.

— Я бы сказал, «обстановка рабочая». У нас умудряются критиковать людей, которые и ничего не делают. Мы же хотим сделать что-то позитивное, созидательное, а те люди, которых вы упомянули, по сути разрушители. Для достижения своих целей они могут кого угодно и в чем угодно обвинить. Додумался же этот «эксперт» обвинить президента Татарстана в покрывательстве «ваххабитов». Бедный Рустам Нургалиевич наверняка не имеет даже представления о таких тонкостях в религиозных течениях. Впрочем, таким экспертам важно обвинить своих оппонентов, написав донос, облить их грязью и заставить оправдываться. Кстати, за этим экспертом стоит группа людей, близких к власти. И вызывает сожаление, что РИСИ, как «мозговой центр», который призван обеспечивать руководство страны, президента достоверной информацией, практически дезинформирует их, устраивая действиями своих сотрудников провокации в отношении активной части мусульман России.

Я абсолютно убежден: за то, что сегодня в Татарстане происходит, львиная доля ответственности лежит именно на этих людях. Они ищут экстремизм там, где его изначально не было. После подобных публикаций правоохранительные органы начинают предпринимать какие-то действия. Не всегда правомерные, не всегда справедливые. Но, загнав людей в угол, мы получаем обратную реакцию.

— То есть это ответ на вашу оценку трагических событий в Казани?

— Не только. Это реакция на всю мою деятельность. Если такие люди оценивают мою работу таким образом, значит, я нахожусь на правильном пути. Это придает мне силы и уверенность. Там, где творится зло, нечестие, обман, я молчать не могу. У меня обостренное чувство справедливости.

— Вы не опасаетесь того, что вслед за такими словами, сказанными человеком из околовластных структур, могут последовать какие-то действия?

— Во-первых, всё в руках Всевышнего Творца. Во-вторых, знаю немало примеров того, как люди, травившие невиновных, фабриковавшие на них уголовные дела, подобно этим господам, сегодня сами сидят на нарах. И присвоившие себе звания экспертов деятели дезинформируют общество, руководство страны и правоохранительных органов. Рано или поздно их антигосударственная и антиобщественная деятельность будет разоблачена. Недаром органы ФСБ сделали предупреждение этому молодому человеку.

— Собираясь сюда, я почитал последние публикации о трагедии в Казани. Вывод некоторые авторы делают такой: традиционный ислам не может сейчас ответить на вызовы радикально настроенной молодежи и поэтому нуждается в некой реформации. Это реальное предложение?

— Мы же россияне, и только у нас «каждый суслик — агроном», и шиитов могут назвать ваххабитами, что сродни тому, что либерал есть ультраконсерватор. Это говорит о некомпетентности людей.

Даже позитивно настроенные, знающие люди могут недопонимать в этих сложных вопросах. Лет двадцать назад в Саратов приезжал по приглашению СГУ Кирилл Глассе. Американец русского происхождения, ученый-энциклопедист. Написал первую энциклопедию Ислама на английском языке. Сам давно принял ислам, долгое время жил в арабских странах. Он мне задал вопрос: «Не могу понять, почему один хадис (изречение пророка Мухамеда. — Прим. ред.) противоречит другому хадису, когда в одном случае пророк сказал так, а в другом случае он сказал противоположное?» А я говорю: он сказал людям с одним менталитетом и восприятием — одно, а людям, которые имели другой уровень знаний и веры, говорил соответственно уровню их понимания. Поэтому нет здесь разночтений. Высокоученый человек, но и он не всегда понимал это. А сегодня люди, которые игнорируют основы, столпы ислама, пытаются учить религии.

— У меня всегда вызывают недоумение примерно такие сообщения: районный суд российской глубинки по представлению местной прокуратуры запрещает какую-то богословскую книгу. Не обязательно, кстати, мусульманскую. Насколько компетентны правоохранительные органы и суды какого-то отдаленного района в таких действиях? Может быть, создать какой-то единый орган с привлечением действительно квалифицированных экспертов?

— Мы очень давно ставим вопрос о создании такой экспертной комиссии. По этому поводу было несколько совещаний. Мы писали президенту после первой волны запрета книг. Была встреча президента с полпредами. Глава государства был этим вопросом вроде обеспокоен. Это еще было при Медведеве. Состоялась встреча муфтиев ПФО с Григорием Рапотой в Ульяновске. Все, и полпред, были этим вопросом обеспокоены. Я сделал там доклад. Собирались, повозмущались, но, к сожалению, этот процесс до сих пор продолжается.

Возникает вопрос: если нет желания создавать такую группу экспертов, если это делается в глубинке, значит, это происходит не хаотично, не само собой? Значит, есть какие-то силы, которые заинтересованы в том, чтобы исламская популярная литература запрещалась? Я не говорю про какие-то экстремистские политические воззвания, брошюры, журналы, призывающие к изменению общественного или политического строя. Здесь вопросов нет, мы не об этом. Заметьте, больше всего попало под запрет именно мусульманской литературы. Значит, есть силы, которые не хотят, чтобы мусульмане имели реальное представление о своей религии, чтобы они были действительно верующими людьми.

Хотя, если смотреть глубже, от этого жизнь не остановится. Сегодня масса возможностей узнать то, что запрещают. Но тем не менее, это психологическое давление, это попытка указать: вот ваше место. Я думаю, что эти вещи не пройдут. Сегодня нужно научиться договариваться, мы живем в одной стране, в одном обществе. И мусульмане достаточно активные люди. Игнорировать этот факт было бы очень неправильно. Мы должны искать точки соприкосновения, компромиссы, мы являемся гражданами одной страны, у нас действует Конституция. Потому что если сегодня запрещают мусульманскую литературу, я не удивлюсь, если завтра появятся заявки на запрет католической, православной, иудейской, буддистской. Тогда наступит хаос.

— Какую цель могут преследовать подобные действия?

— Мое мнение: это попытка указать нам место.

— Но возможные последствия —это рост радикальных настроений.

— Видно же, что есть люди, которые не думают об этом абсолютно. Если бы думали, они бы так не делали. Им всё равно, что будет завтра с нашей страной, потому что у них есть «запасные» аэродромы за рубежом.

— Сейчас в России нельзя не пройти мимо главного события, это процесс Pussy Riot. Вы уже давали свою оценку панк-молебну…
— Я считаю, что это было, безусловно, хулиганство. Но реакция, которая за этим последовала, мне не понятна.

— Большинство противников Pussy Riot приводят следующий аргумент: мы православные, мы очень добрые, а спой они в синагоге или в мечети, их бы разорвали на части. Не кажется вам, что это оскорбление вашей религии?

— Уверен, что это следствие антиисламской пропаганды, мусульманами пугают. Никто бы их не разорвал, их просто как сумасшедших вывели бы из мечети или в психбольницу отправили.

— Вернемся к началу нашей беседы. Вы возглавили мусульманскую общину, когда вам было 27 лет. Какое отношение было к вам? За спиной не говорили: как такой молодой человек может быть имамом?

— Я не знаю, какое отношение было. Во-первых, Аллах мне дал возможность именно в 1987 году приехать в Саратов. Я считаю, что в моей жизни и жизни нашего поколения это было интересное и самое свободное время. Во-вторых, среди молящихся в основном были люди преклонного возраста. Это люди самодостаточные в основе своей. И какие бы у нас трения ни происходили, они умели научить и помочь выбрать нужное в жизни направление. Конечно, были моменты, когда я пытался людям что-то объяснить, а они говорили: почему ты, молодой человек, учишь нас тому, чего мы никогда не придерживались? А когда я горячился, они отвечали: ты пойми нас, мы старые люди. И даже правильные слова не всегда приятно слышать пожилому человеку из уст молодого человека. Поэтому ты нас воспринимай правильно.

— А вне общины, где-нибудь в коридорах власти?

— Я туда не стремился, я работал с людьми. Тогда мои обязанности были — проведение одного ежедневного намаза и повседневные посещения домов мусульман. У нас принято, когда люди приглашают по различным поводам — будь то религиозный праздник, рождение ребенка или смерть человека. Когда люди собирают своих близких родственников. В то время это была моя главная аудитория. И людей было достаточно много. В зависимости от семьи бывало и за сто человек. Я вёл работу, призывал людей, объяснял суть религии. В первый год я посетил 550 домов. И эта аудитория специфическая. Ее нельзя достичь ни по телевидению, ни по радио, потому что ты сидишь с этими людьми в неформальной обстановке. Я был практически на всех похоронах, это очень важно, когда ты рядом с теми людьми, которые потеряли близких. Это сближает людей.

— А когда же пришло понимание, что ваша жизненная стезя именно религия?

— После армии я работал на заводе. Это был 1981 год, брежневское время, когда шла жесткая идеологическая борьба против любого религиозного сознания. Верующих людей пытались выставлять какими-то изгоями. Я это ощущал у себя в школе. С 13 лет я начал читать намаз и, сколько себя помню, постился. Что интересно, мои друзья, русские, прикрывали меня во время уразы (поста), чтобы учителя не видели, что я в столовую не хожу. Поэтому на этот шаг в то время решиться было очень непросто. Но я понял, что жизнь очень скоротечна. Годы идут не просто быстро, они мчатся. У человека есть предназначение. Если он уходит в другом направлении, он может найти что-то материальное. Но потеряет нечто несоизмеримо большее.

Источник: ansar.ru

Аяты и хадисы о национализме.

Хвала Аллаху — Господу миров! Мир и благословение посланнику Аллаха Мухаммаду, его семье и его сподвижникам. Кого направил Аллах, того никто не собьет, а кого Аллах сбивает с пути, того никто не направит. Свидетельствую, что нет бога, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища ни в божественности, ни в господстве, ни в прекрасных именах, качествах и атрибутах. Свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его ко всем людям.
А затем:
Сказал Аллах Всевышний: «Воистину, ваша умма — умма единая, а Я — ваш Господь. Бойтесь же Меня!» (Верующие, 52)
Сказал Аллах Всевышний: «Они хотят, чтобы вы стали кафирами (неверующими), подобно им, и чтобы вы оказались равны». (Женщины, 89)
«О вы, верующие, будьте миролюбивыми и дружными, будьте покорными Богу, не делайте родовых различий, как делали при язычестве, и не ищите других причин для разногласия! Не следуйте по стопам шайтана, который ведёт вас к расколу. Ведь он для вас — явный враг!». (Бакара.208)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть люди прекратят похваляться своими умершими предками, которые представляют угли ада, или будут они для Аллаха презреннее жука, ковыряющегося своим носом в навозе. Аллах очистил вас от джахилийских самовосхвалений своими предками. Каждый из вас либо богобоязненный верующий, либо самовосхваляющийся грешник. Вы люди — дети Адама, а Адам был создан из глины». (Абу Дауд, Ат Тирмизи)

Сказал Аллах Всевышний:
«О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый почетный из вас пред Аллахом — самый богобоязненный». (Комнаты, 13)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах удалил от вас племенной, национальный дух, свойственный джахилийи (невежеству) и свойственный ей же обычай кичиться своими предками, и теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди — дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед неарабом, кроме как в благочестии». (ат-Тирмизи и другие мухаддисы).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своем последнем прощальном хадже сказал:
«Нет преимущества араба над неарабом, кроме богобоязненности (которую он может достичь, как и неараб), ибо самый благородный из вас — самых богобоязненный!»
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдёт в рай (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку». (Муслим)
А также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Возгордившиеся будут собраны в день воскрешения подобно пылинкам в облике людей, и покроет их унижение со всех сторон». (Тирмизи)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть люди перестанут хвастаться своими предками, либо они будут перед Аллахам более презренным, чем жук, который ковыряется в навозе». (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Однажды в беседе с Билалом ибн Рабах ал-Хабаший знатный сподвижник пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Зарр ал-Гифарий по отношению к своему собеседнику обронил фразу: «Эй ты, сын чернокожей женщны».
Когда Билал по этому поводу жаловался Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), тот сказал Абу Зарру: «Ты, оказывается, человек, внутри которого присутствует мракобесие». Что означало: «Оказывается, ты не полный, не настоящий мусульманин». Известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очень разгневался. Тогда Абу Зарр упал на землю перед Билялем и попросил, чтобы тот поставил ногу на его щеку, чтобы смыть страшный грех высокомерия.
Ведь сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ваше происхождение не дает вам повода оскорблять других. Все вы дети Адама, и нет между вами преимуществ, кроме как по религии и богобоязненности». (передал имам Ахмад)
Так же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Двое из членов общины моей впали в неверие: порочащий другого из-за его происхождения и причитающий над покойником». (Муслим)
Также он сказал: «Не наш человек тот, кто призывает к асабийе (национализму), не наш человек тот, кто сражается ради асабийа и не наш человек тот, кто проявляет гнев из-за асабийи». (Муслим)
А также: «Тот, кто провозглашает слепую преданность племени,- не один из нас ; и тот кто, борется во имя слепой преданности племени, — не один из нас ; и тот, кто умирает во имя слепой преданности племени,- не один из нас». (Абу Дауд)
Один сподвижник — Василя ибн аль-Аска — рассказывал: «Я спросил: «О, посланник Аллаха, что означает «нетерпимость»»? Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Когда ты поддерживаешь свой народ, который чинит несправедливость». (Абу Дауд)
Призыв к национализму очень опасное явление, нежели принято думать. И он может вывести человека из Ислама, даже если он совершает поклонение, как сказал о том посланник Аллаха: «Тот, кто призывами джахилии (в число которых входит и национализм) присоединяется к толпам обитателей адского огня». Сподвижники спросили: «Даже если он молится и постится?» Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Даже если он молится и постится. Так называйте друг друга так, как назвал вас Аллах: муслимы, верующие, поклоняющиеся Аллаху». (ат-Тирмизи)
Сказал Аллах Всевышний: «Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», — они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?» (Трапеза, 104)
Ибн Таймия писал: «Дети мусульман, несмотря на то, что от них не исходят деяния Ислама и Таухида, только из-за того, что их родители мусульмане, условно (юридически) принимаются за мусульман. Затем, когда они зреют и достигают совершеннолетия, часть из них верует и совершает требования Ислама осознанно, понастоящему. Некоторые же продолжают совершать требования Ислама по привычке, из подражания традициям, слепо следуя по стопам родителей и местного населения.
Например, возьмем закят. Так уж сложилось по традиции, что правитель взимает определенную часть имущества в качестве закята. Этот человек (слепо подражащий) дает его просто так, не осознавая, что это для него фард установленный самим Аллахом. Он не различает разницу между закятом или каким-нибудь другим придуманным налогом, установленным людьми. Или, например, этот человек вместе с населением Мекки ежегодно посещает Арафат. Он делает это потому, что такая уже сложилась в его жизни традиция, он не осознает, что это поклонение Аллаху. 
Или, например, он воюет с неверными только потому, что окружающие люди из его племени тоже воюют. Такой всего лишь слепо подражает своему племени. Нет сомнения в том, что поклонения таких людей бесполезные. Доказательства Корана, Сунны и иджмы доказывают, что деяние, выполненные таким образом, не могут заменить шариатских деяний, предусмотренных Исламом. То есть, с человека, поступающего подобным образом, не спадает ответственность за настоящее выполнение этих положений; он не освобождается от обязанности выполнить эти действия по-настоящему».(Маджмуль фатауа,26/30).
Сказал имам ибн Аль-Кайим: «Истина внутри не поможет, если не будет… Продолжение »

Жизнью своей преодолевать расколы

Жизнью своей преодолевать расколы

Когда мы приступали к этому маленькому проекту, мы знали, что нас ждут неприятные сюрпризы. Мы знали о многочисленных линиях раскола и отчуждения в среде наших земляков, которые растут день ото дня. Но, именно, зная об этом, мы сделали свой первый шаг к преодолению всех этих линий отчуждения. Потому что факторов успеха на нашей стороне было больше, чем факторов отчуждения, работавших против нас.

На нашей стороне был месяц Рамадан, в который верующие и симпатизирующие им стараются забывать обо всех распрях. На нашей стороне было традиционное горское гостеприимство, не могущее отказать гостю, каких бы религиозных или общественных позиций он ни придерживался. На нашей стороне были неоспоримые аргументы из нашей истории, кровью учившей нас стремиться к консолидации, аргументы нашей религии, требующей от нас единства, и аргументы современных реалий, диктующей необходимость единения.

Итак, группа активистов Федеральной лезгинской национально-культурной автономии и Общественного движения “Хаджи-Давуд” в последние дни месяца Рамадан проехалась по районам Южного Дагестана, чтобы собрать за благотворительными ифтарами жителей региона. Эти ифтары были организованы в Дербентском, Магарамкентском, Сулейман-Стальском, Ахтынском и Курахском районах, а также в селении Новый Куруш Хасавюртовского района.

Все эти встречи собрали сотни гостей. Особенностью наших ифтаров являлось то, что на них приглашались не только активные и соблюдающие мусульмане. Но и те сельчане, которые пока не посещают мечеть, не совершают молитвы и даже не держали пост. Подобная открытость этих благотворительных ифтаров по нашему замыслу должна была способствовать единению наших земляков, которым, к сожалению, и без того хватает линий раскола – на верующих и неверующих, молодых и пожилых, северных и южных.

И это сработало. Старики, которые до этого предпочитали держаться подальше от мечети, занятой молодежью, с готовностью принимали приглашение на эти ифтары и восседали во главе стола. Верующая молодежь, не готовая до этого идти на диалог с “несоблюдающими”, забывала о своих претензиях за единым праздничным столом. Еще одним приятным фактом данных ифтаров явилось то радушие, с которым на них откликались местные власти. Но не все вышло так радужно, как нам хотелось. Поскольку наши предчувствия оправдались, и перед нами проявились настолько глубокие линии раскола и отчуждения нашего общества, что их не преодолеть за один ифтар, или за один месяц Рамадан.

Первый раскол – это, конечно, раскол на верующих и неверующих. Непонимание и отчуждение между ними растет практически по всему Дагестану. Но в лезгинских районах, где в советский период мусульманская традиция была уничтожена на корню, этот раскол ощущается предельно остро. Многие сельчане с недоверием относились к нашему приглашению. Но принявшие приглашение расходились уже крепкими друзьями.

Второй раскол - это раскол самих верующих на суфиев и салафитов. Эта проблема также существует практически по всем Дагестану. Но, опять-таки, в лезгинских районах она также ощущается особенно остро. Так, в Новом Куруше, где суфии и салафиты не смогли ужиться под одной крышей, и вынуждены были разойтись по разным мечетям. Теперь в селе две мечети, между которыми не больше сотни метров; два джамаата, говорящих на одном языке; два пятничных намаза и два отдельных ифатара в Рамадан.

Третий раскол – это раскол между тянущимися к исламу жителями и теми представителями власти, которых раздражает это стремление их же земляков. Так в Магарамкентском районе, несмотря на то, что проведение ифтара было согласовано с главой районной администрации, местные правоохранители все же попытались помешать его проведению. Шесть офицеров местного РОВД с сурово сдвинутыми бровями полчаса убеждали нас, что проведение нами ифтара на территории мечети без представленной за неделю заявки в Минюст и районные структуры МВД и ФСБ противоречит закону о митингах.

Однако, когда мы видели за одним столом верующую молодежь и пришедших только на ифтар стариков, студентов исламских вузов и глав администраций, местных жителей и гостей из российских регионов, становилось очевидным, что все остальные проблемы преодолимы. Главное сделать навстречу друг другу первый шаг. Сегодня за праздничным ифтаром, завтра за круглым столом, а послезавтра и на уровне всей республики. Другого пути нет. Поскольку именно этот путь спасал на протяжении тысячелетий Дагестан, и именно он принесет нам долгожданный мир и сегодня…

Автор: Руслан Курбанов
Источник: kavpolit.com

Русские под «колпаком»?

Русские под «колпаком»?

Видимо отчаявшись законными методами урегулировать ситуацию с противостоянием на Северном Кавказе, силовики все чаще предлагают для решения данной проблемы экзотические, но находящиеся далеко за пределами правового поля, меры. По сообщениям ряда информационных агентств, в правоохранительных органах обсуждают введение особого контроля над русскими женщинами, перешедшими в ислам.

Так в публикации газеты «Известия» за 30 августа, под заголовком «Спецслужбы возьмут русских мусульманок под особый контроль», озвучивается идея тотального контроля над русскими девушками, принимающими мусульманскую религию в качестве образа жизни. Поводом к обсуждению о применении таких нетрадиционных методов в вопросе борьбы с проявлениями экстремизма и преступности, послужило убийство шейха Саида афанди и его сподвижников в Дагестане (да будет милостив к ним Аллах).

Несомненно, жизнь каждого человека бесценна, но особенно большой общественный резонанс вызывает совершение преступления в отношение известных в обществе людей. Это неоспоримый факт. Но, к большому сожалению, почему-то после каждого резонансного преступления силовики, вместо того, чтобы более квалифицировано исполнять свой долг и эффективнее работать, опираясь строго на законы, начинают предлагать удобные для себя, но не приемлемые для свободного демократичного общества методы.

Каким образом можно соотнести признаваемый во всем цивилизованном мире  принцип «презумпции невиновности» человека, с предложениями тотального контроля над верующими, исходя из их отношения к религии? Тогда как быть с теми, кто принимает христианство. По логике вещей их тоже необходимо брать под особый контроль, ибо есть некоторые общественные организации и движения, позиционирующие себя православными но, нередко принимающие участие в акциях далеких от рамок закона.

В этом ключе уж вовсе экзотично, если не оскорбительно, смотрятся рассуждения Виноградова Михаила, представленного в газетной статье психиатром – криминалистом. Он в своих мыслях излагает, какую-то, видимо, только ему психиатру известную теорию о том, что якобы, «русских девушек очень любят мусульмане, потому что из них получаются гораздо более послушные и податливые жены». По его логике, опять же, можно представить, что русских девушек не очень-то приветствуют немусульмане, хотя причину этого психиатр не объяснил.

Вместе с огульными обвинениями в адрес конкретных категорий граждан в неблагонадежности, приводятся унижающие человека рассуждения, якобы, случающиеся с русскими девушками, посмевшими принять ислам.  Не хочется приводить всю мерзость высказываний, которую изливают «эксперты» на голову русских девушек - мусульманок, коих произвольно подозревают в нелояльности, только лишь из-за того, что одна из них подозревается в совершении тяжкого преступления.

Совершаемые преступления категорический нельзя связывать с нацией или религией человека, об этом не писал и не говорил только ленивый. Но, такой прием повсеместно применяется в СМИ и выступлениях официальных лиц для негативной настройки общественного мнения в отношении отдельных категорий граждан. Уже в обществе, в результате вышеперечисленных факторов, утвердилось мнение, что цыгане – наркоторговцы, кавказцы - бандиты, евреи – махинаторы, мусульмане - террористы.

Если российское общество принимает такую схему взаимоотношений, то к какой категории отнести известного душегуба Чикатило у которого тоже есть нация, его коллегу «Битцевского маньяка» Пичу́шкина и многих других?  И как интернационалистам (уважающим все нации, как создание Бога) в таком случае относиться к соплеменникам этих преступников? Может их тоже стоит взять под особый контроль, чтобы из их среды вновь ни явился новый Чикатило или Пичушкин? Хотя, думаю, большого внимания обращать на такие странные рассуждения психиатра не стоит, их можно отнести к неким издержкам его профессиональной деятельности.

Более удивительными прозвучали рассуждения некой Наили Зиганшиной, представленной в материале руководителем Союза мусульманок России, видимо при ЦДУМ, которая поддержала идею о необходимости особого контроля над русскими мусульманками. Хотя, о существовании ни руководителя союза, ни о самом союзе, многие мусульмане, скорее всего и не слышали.

«Русские женщины, принявшие ислам, обычно очень позитивны и активны, но, потеряв кого-то из близких, они могут стать оружием «живой бомбой» в руках бандитов», - вторит Виноградову новоиспеченный руководитель Союза мусульманок России Н. Зиганшина.

При этом Наиля добавляет: «С женщинами, обратившимися в ислам, которые лишились мужей или братьев должны обязательно работать психологи, правоохранительные органы и духовные отцы». Можно себе представить, что означает в устах Н. Зиганшиной слово «обязательно» и, как оно в такой ситуации будет истолковано правоохранителями и психиатрами и «духовными отцами», коих ислам не предусматривает, опираясь в распространении знаний на исламских ученых и проповедников.

Более трезво и логично, по сравнению с путаными мыслями Зиганшиной, прозвучали слова депутата Ярослава Нилова, председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Депутат заявил, что составление списков новообращенных лишь породят в обществе дополнительную напряженность.

Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов также заявил об антиконституционности данной инициативы. По его словам, в главном документе страны существует статья о свободе совести и вероисповедании, которая запрещает применять такую инициативу. Он высказал мнение, что инициатива – взять под «колпак» русских мусульманок – в принципе антиконституционна. - Какими нормами закона будут руководствоваться эти люди, желающие взять под контроль новообращенных, ведь закон о свободе совести никто не отменял, - высказался Аширов. «Предлагают лишить русских женщин права свободного выбора. Но дело не в национальности смертника. Нельзя сужать проблему до такого уровня. Это же абсурд - брать людей под контроль только из-за их религиозных мировоззрений», - заявил он газете.

Автор: Голос Ислама
Источник: golosislama.ru

Михаил Задорнов: «Многие в России могут принять Ислам!»

Михаил Задорнов: «Многие в России могут принять Ислам!»
Известный российский писатель-сатирик Михаил Задорнов рассказал о своем отношении к Исламу.
Как передает islam.az со ссылкой на islam-today, в ходе подведения итогов недели на одной из федеральных радиостанций он заявил: «Многие в России могут принять Ислам. Я считаю, свобода религий сейчас должна быть полная! Хочешь быть даже язычником - будь, в конце концов, язычником. Я в Греции видел много язычников, на Сицилии недавно был, там до сих пор чтят своих богов. В Риме чтят своих богов, но поклоняются они другому, они христиане.
Я православный, но если я вижу мусульманина, это не значит, что я испытываю к нему вражду. Я вам должен сказать, что однажды пришел в классную мечеть в Марокко, потрясающей красоты мечеть. Причем там золота нет, там не изображается Аллах, нельзя изображать людей вообще, у арабов и у мусульман даже зеркала были запрещены долгое время. И знаете, я там сел и там такое спокойствие в мечети, и я заснул! Я, православный, проспал час на ковре в мечети, прислонившись к колонне, меня никто не трогал».

Давлетов М.И., Давлетов Р.М., Кравченко Ю.П.

 ООО «Коинот», ООО «Лайт-2», г.Уфа

АРХИТЕКТУРА ТЕАТРА «НУР».

       Бисмилляхиррахманиррахим. С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.

       Мир и милость Аллаха пусть пребудет с Его посланником Мухаммадом (сас) и всем его родом и всеми, кто последовал за ним!

       В начале перестройки, при развале СССР, многие проекты культуры остались без финансирования, что привело к замораживанию многочис-Фото 1. Татарский театр «Нур».

ленных социальных   объектов. Одним из них был новый кинотеатр возле проспекта Салавата Юлаева. После обсуждения ситуации министерство культуры РБ приняло решение (фото 1) перепрофилировать кинотеатр в татарский театр «Нур». Основной сложностью было вписать гараж, столярный,  пошивочный цеха, с малым залом в уже отроенную коробку большого зала кинотеатра. Учитывая размеры театра, архитекторам удалось разрешить эту асимметрию.

Фото 2. Баку. Восьмигранная башня.

Началось перепроектирование здания. К обсуждению проекта присоединилось несколько татарских общественных центров. Активное участие в разработке архитектурных решений  по театру принял уфимский татарский культурный центр: руководители Зубайда-ханум Хасанова и Фарид-эфенди  Гильмияров.

Фото 3. Китайская пагода.

       Вначале институт «Башгражданпроект» не имел концепции татарского стиля архитектуры. За 70 лет коммунизма - отрицания истории было полностью вытеснены понятия «татарская архитектура», 4700 лет истории татар. Проектировщики БГП пересмотрели все учебники СССР, но не нашли  ни одного примера татарской  архитектуры. К счастью среди татарской интеллигенции было много выпускников среднеазиатских университетов: Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении. Совместными усилиями они помогли внести мусульманские,  общетюркские, золотоордынские элементы (фото 4) зданий в проект татарского театра «Нур». 

 фото 4.  Селитренное городище – остатки города Сарая.

        4700 лет развития тюркской цивилизации не проходит бесследно: археологически доказано, что первоначально на месте Саратова, Волгограда, Астрахани, Волжского, Самары и др. были золотоордынские поселения. Остатки города Сарай, являются крупнейшим по площади археологическим памятником России [1]. Это симбиоз городской и степной цивилизаций, которая отличалась огромными для средневековья городами с величественными зданиями, развитой экономикой и культурой. Поэтому найти татарские элементы в архитектуре нам было несложно (фото 5).

 Фото 5 Алма-ата, бывший чайный магазин.

        Первым вопросом по зданию оказался фасад. Его уже запроектировали как среднестатистический театральный с колесницей над входом. Но было сразу отмечено – по мусульманским канонам запрещено ставить изображения животных на татарских зданиях. Было предложено в фасаде здания установить 2 булгарские башни по краям (фото 2, 6), или традиционный среднеазиатский квадратный вход, как в старинных зданиях Регистана в Самарканде.

        Учитывая историю татар и тысячелетние контакты с Китаем, было предложено сделать стилизованные крыши как в пагодах (фото 3). На это инженеры БГП возразили, в РБ большие нагрузки от снега, такая форма может не выдержать, и спроектировали округлые крыши «ангарного типа». Одним из центральных элементов при проектировании был главный купол - подъемник декораций. Предлагалось по исламским традициям сделать его округлым, как в Иране (фото 7). Но было возражение – такие конструкции труднее монтировать, а при отсутствии финансирования, это лишняя трата времени… Намного проще собрать сборные квадратные конструкции… 

 Фото 5. Самарканд.

      Фото 7. Иран

 Фото 8. Крым. Ханский дворец.

     В проект также вошли элементы индийской архитектуры – небольшие купола над лестничными маршами и стилизованный главный купол.

       Как известно, во всех дворцах тюрки Золотой Орды старались строить фонтаны. Мы предлагали поставить переливающиеся фонтаны типа персидских (фото 8). Фонтан после обсуждения разместили в фойе, но опять, учитывая малый бюджет, в более упрощенном виде.

      Знатоками истории было предложено установить на входных дверях символ Казани - синих драконов, знак 10ти  тысячников – командиров туменов. Всего было предложено не менее 100 дополнений по внутренней и внешней отделке, практически был выполнен новый проект. Причем рабочие чертежи доставлялись прямо с кабинетов проектировщиков на объект. Большую помощь оказал министр строительства  Башкирии, разрешивший спор по авторским правам архитекторов БГП, директивно дав указание незамедлительно вносить изменения по предложениям общественных центров.

     Часть предложений (фото 9) – по интерьеру, ввиду недостаточного финансирования в перестроечный период, осталась без внедрения. Как шутили архитекторы, оставшиеся наработки придется выполнить при первой же реконструкции (реставрации).

           ИншАлла, пусть Аллах дарует нам успех и благополучие. Мир Вам, Милость Аллаха и Его Благословение.

 Фото 9. Самарканд.

             Литература:

1. Хайреддинов Д.З. «Методическая работа в исламоведении: перейдем ли от дискуссии практике?»/ БГПУ им.М.Акмуллы, РИУ ЦДУМ РФ, Федерация университетов исламского мира, Совет по государственно-межконфессиональным отношениям при президенте Республики Башкортостан / V международная научно-практическая конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века»/ Уфа, 16-17 октября 2012г., С.35-38

Бесплатный хостинг uCoz