Семинар по исламскому банкингу 17.5.11г 

 

Законы -главное препятствие на пути развития исламского банкинга
   
09.08.2011 03:59

Безнең Ислам Башкортстан, Татария и Чечня могли бы создать совместное банковское учреждение, заявил в ходе IV международного миротворческого форума «Ислам – религия мира и созидания» вице-президент федерального Индустриально-финансового союза по реализации президентских программ России Ихван Гериханов. По мнению Ихвана Гериханова,  республики – главное составляющее мусульманского населения всей Российской Федерации.

«Население Татарстана, например, второе по численности, Башкортостана – третье, а Чечни – четвертое в России, здесь проживает подавляющее большинство мусульман РФ», – цитирует его высказывание портал «Вестник Кавказа». Вместе с созданием исламского банка в регионах предлагается открыть страховые компании, предприятия, другие институты, основанные на финансовых инструментах, признанных исламом.

Известно, что подобные финансовые институты строго придерживаются норм ислама, в соответствии с которыми кредитование со ссудным процентом (ростовщичество) запрещено. Все исламские финансовые инструменты построены таким образом, чтобы выполнить данное условие и в то же время получать прибыль от своей деятельности...

Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложенными в экономику, создали реальную добавленную стоимость. Поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации – процентные бумаги.

«Основа бизнеса обычного банка – выдача ссуд под процент – прямо запрещена Кораном как ростовщичество. Отсюда следует главное отличие исламского банкинга – это беспроцентная основа. Вкладчики исламских банков, в отличие от вкладчиков традиционных банков, получают от банка информацию о том, в какой именно проект или в проект какой сферы вложены их деньги. Соответственно, можно выбрать, в какой бизнес инвестировать. Разработаны и существуют несколько типов договорных отношений между банкиром и клиентом. В частности, если заключается договор «Мудараба», банк предоставляет капитал, а клиент инвестирует его в свой бизнес и прилагает свои трудовые ресурсы, умения и опыт. При этом банк участвует в распределении прибыли и убытков, контролирует использование денег и дает рекомендации по ведению бизнеса и использованию средств», – приводит слова участника форума главы Минэкономразвития Чечни Абдуллы Магомадова «Вестник Кавказа».

Как считает Абдулла Магомадов, факторами, противодействующими появлению и развитию в России исламских банков, можно считать «отсутствие соответствующего законодательства, боязнь ислама, отсутствие или недостаток знаний в этой области, оппозиция местных властей, финансовая неграмотность населения и отсутствие доверия к банкам».

О том, что пока российское банковское законодательство, в отличие от законодательства отдельных стран, не предполагает возможности реализации модели банковского бизнеса в соответствии с требованиями шариата, говорил ранее сайту 102banka и заместитель председателя Национального банка Республики Башкортостан Марат Кашапов.

Устранить существующие проблемы возможно при правильном структурировании сделок, уверяют эксперты, но в отдельных случаях необходимы изменения в российском законодательстве, так как любой вид экономической деятельности предполагает необходимость соблюдения целого ряда требований: в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, организации корпоративного управления, защиты прав потребителей, финансового регулирования и так далее. Так, например, в Казахстане был принят специальный закон об исламских банках. «В настоящий момент никакого движения в сторону законодательного принятия норм исламского банкинга в России нет», – говорит партнер компании «Хазина-Финанс и Ко» Алмаз Абдуллин (ранее он возглавлял проект «Мусульманская карта» в АФ Банке. – Прим. ред.). Поэтому создать подобный исламский банк в российских реалиях будет сложно, отмечает эксперт. По его словам, сегодня удается внедрять лишь некоторые элементы исламских финансовых инструментов, опираясь на действующее законодательство.

Так, в частности, Уфа стала стартовой площадкой для выпуска первой в России мусульманской банковской карты. В Башкирии также разработана стратегия доверительного управления «Ихлас». «Мусульманам запрещено заниматься ростовщичеством, то есть инвестировать свои сбережения в банки под определенный процент. В отличие от банков доверительное управление не может гарантировать конкретную сумму прибыли, а это не противоречит нормам ислама», – отметил директор инвестиционно-финансовой компании «Солид» в Уфе Михал Титов. А генеральный директор ОАО СК «РОСНО» Ханнес Шарипутра Чопра, в свою очередь, будучи в столице Башкирии, сообщил, что компания готова предложить исламское страхование (такафул): «Оно отличается от традиционного тем, что соответствует нормам ислама».

По мнению экспертов, исламская модель финансовых услуг вполне может быть востребована в Башкирии, учитывая значительную долю мусульманского населения. Реализация исламской финансовой модели способствовала бы расширению объемов финансирования за счет привлечения дополнительных ресурсов, а также снижению рисков благодаря более рациональному вложению средств, повышению ответственности инвесторов и получателей ресурсов. А все это благотворно сказалось бы на состоянии экономики и общества.

Однако до внесения соответствующих изменений в российское банковское и гражданское законодательство говорить о появлении исламских банков невозможно.

islamRF Альбина НИГМАТЗЯНОВА 

 Давлетов Р.М., Давлетов М.И.

ООО «Коинот» г.Уфа.

МЕНЕДЖМЕНТ ЗАВОДА ГРУЗОВИКОВ В УФЕ.

 Последние несколько лет в Пакистане из-за изменения климата произошло несколько наводнений. В 2010 г. было 6 млн. беженцев, 1700 погибших, в 2011г. – 8 млн. ООО «Коинот» в интернете на сайтах г.Ташкента предложил в 2010г строить морские дамбы, аналогичные голландским, с участием узбекских мелиораторов. Ирригаторы этой страны 5000 лет строят каналы в пустынях Средней Азии. Подсчитав объемы: 4х2000км, высотой до 15м, секционные, голландцы предложили построить завод грузовиков ДАФ в Башкирии. В первую очередь их убедило в перспективе проекта достижения завода автобусов ДАФ в Нефтекамске. Также немаловажен рынок сбыта – от г.Уфы до г.Карачи.

    Министерство экономического развития РБ предложило составить бизнес-план завода грузовиков. Исследуя промышленные объекты Уфы, производства, в прошлом, связанные с выпуском москвичей, удалось установить на кафедре «Автомобилей, тракторов» БГАУ, что бизнес-план аналогичного состава был составлен на тракторный завод «Тулпар» в г. Кумертау.  Этот бизнес-план можно переделать под производства ДАФ.

   Учитывая кризисные процессы в мире, выпуск самосвалов ДАФ можно проектировать на уровне 40000 шт/год при односменном графике (план выпуска Камаз на 2011г). Кафедра «Автомобилей…»  БГАУ готова составить спецификацию деталей по голландскому грузовику, но пока нет договора министерства промышленности Башкирии и концерна ДАФ. Для составления документации проекта необходимо 3 млн.руб. из венчурного фонда РБ.

   Для конвейера сборочного завода необходимы цеха не менее 500м длиной. Учитывая земельный вопрос в г.Уфе, строительство цехов необходимо запланировать в микрорайоне Шакша, южнее автоценра «Камаз», возле железной дороги. Ориентировочная стоимость строительства - 900 млн.руб. Здесь нужна активная поддержка мэрии г.Уфы.

  По словам предпринимателей Уфы, самым технологически сложным компонентом грузовика является двигатель. Для уфимских производств необходим двигатель Евро-5, мощностью от 400 л.с.,  для работы в сложных условиях (карьерах, горной местности). Эти производства можно разместить в цехах УМПО, производивших двигатели «москвич».

    При проработке проекта, была высказана заинтересованность «Башкомснаббанка» финансировать проект ДАФ по мусульманскому банкингу – 5% «мударабе».  Для этого необходимо составить прямые договоры с мусульманскими банками Пакистана, ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии, Малайзии.

    Пока нет чертежей самосвала ДАФ, можно рассчитать продажи с аналогией самосвала Камаз- 65111 (6х6).  Стоимость деталей и узлов не должна превышать  цены этой модели. Тогда общая сумма продаж 40 тыс. грузовиков составит около 80 млрд.руб.

    Задают вопрос почему производства необходимо сосредотачивать в г.Уфе. Ответ: сейчас кризис, для сборки авто необходимы квалифицированные кадры, которых в малых городах Башкирии нет.  Часто меняются законы министерств РФ, без учета интересов мелких и средних фирм, что ставит большинство проектов в неоправданные риски…

     Уфа является крупным научным и промышленным центром: 6 заводов авиапрома, нефтеперерабатывающие заводы, научные центры – основа композитных производств, необходимое количество квалифицированных кадров.

    Для удешевления автопроизводств, необходимо создавать свободные экономические зоны по территории РБ: Зауралье, Стерлитамаке, Туймазах.

     Вывод: для успешной реализации проекта грузовиков в г.Уфе нужна поддержка  президента, министерства промышленности РБ.

                              Литература:

  1. Сайт  http://pakdam.narod2.ru.  «ТЭО по заводу грузовиков в г.Уфе».   

 УДК  338.242

 ДАВЛЕТОВ Р.М., ДАВЛЕТОВ М.И.

ООО «Коинот» г.Уфа.

 ПЕРСПЕКТИВЫ ИСЛАМСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БАШКИРИИ.

        После развала СССР, коммунистической организации труда в обществе, в РБ начали восстанавливаться рыночные отношения. Территория Башкирии издревле находилась на путях евразийских миграций народов, Шелковом пути. Сарматские курганы на юге Башкирии с их золотыми украшениями звериного стиля показывают, что здесь жили искусные торговцы, мастера обработки металлов, кожи, скотоводы, поддерживавших связи со Средней Азией, Ираном, Китаем, Европой. Планировка Аркаима, аналогична Стоунхенджу в Англии. Через территорию Башкирии неоднократно прошли миграции кочевых гуннов, тюрков. Одним из величайших результатов торговли с южными соседями стало распространение ислама. До этого народы Башкирии поклонялись Тэнгри - небу. Одним из основных элементов этого идолопоклонства являлись человеческие жертвоприношения. Причем, при крупных исторических событиях требовалось жертвоприношение детей ханов. Руководители народа первыми расплачивались за свое  превосходство. А так как войн, засух, болезней было много, требовалось множество жертв. Ознакомившись с основами ислама, охватывающей все стороны бытия, устройства общества, где жертвоприношения людей запрещены, ханы первыми приняли ислам. В течение 100 лет регион перешел в мусульманскую религию. Становление и распространение ислама повлекли за собой величайшие духовные изменения в мировоззрении и поведении жителей Башкирии.

            Ислам в Коране и хадисах Пророка (Мир ему) настоятельно призывает заниматься торговлей, а также с этой целью совершать поездки и путешествия, что обозначено в Коране, как "поиск милости Аллаха". Всевышний сравнивает путешествующих торговцев с теми, кто сражается на Его пути. Он говорит:

"...некоторые из вас странствуют по земле в поисках милостей Аллаха, а иные сражаются на пути Аллаха..." (сура 73:20). Аллах в Коране поощряет людей к торговле местной и международной, с использованием морских путей, которые и сегодня остаются важнейшим международным транспортным средством. По поводу поощрения в использовании морского пароходства для торговли Всевышний говорит: "Ты видишь также корабли, бороздящие моря, чтобы вы могли добиваться Его милости: быть может, вы будете благодарны" (сура 35:12), "…корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами. " (сура 2:164). С точки зрения Ислама, истинные верующие - не те, что восседают в мечетях, дервишских обителях и монастырях. Истинные верующие - это деловые люди (бизнесмены), которых их мирские дела не отвращают от религиозных предписаний.  Пророк Ислама всячески поощрял торговлю, предписывая для нее свои правила, которые отражены в его словах, делах и установлениях. Из его изречений мы знаем следующие слова: "Честный и заслуживающий доверия торговец будет вместе с шахидами (павшими на пути Аллаха) в День Воскресения".  Было обещано, что Аллах возвысит торговцев и они получат высокое вознаграждение в будущей жизни. Известно, что торговля вовлекает в азарт, который побуждает добиваться прибыли любыми способами. Устоявший в рамках честности и доверия является муджахедом - победителем над своей страстью, такой достоин звания муджахеда (борца на пути Аллаха).

          Особенностью торговли является и то, что занимающийся ею погружен в подсчеты своего капитала и прибыли, так что даже во времена Пророка при чтении им пятничной проповеди народ, сидевший перед ним, услышав о прибывшем торговом караване, кинулся к нему, оставив Пророка (Мир ему). По поводу этого Всевышний Аллах предостерег людей: «Но они, едва представится им (случай) заняться торговлей или предаться развлечениям, поспешно устремляются к этим занятиям, оставляя тебя стоять (на возвышении для чтения проповедей). Скажи (Мухаммад): "То, что у Аллаха, лучше забав и торговли, и Аллах – наилучший из тех, кто дает удел"» (сура 62:11).

       Пророк (Мир ему) лично разъяснил и обучил людей, как следует вести дела, чтобы исключить обман, обвешивание, спекуляцию. Ислам запрещает любой вид мошенничества и обмана, будь то в торговле или в любой другой сфере. Мусульманин должен быть правдивым во всех делах, для него его вера должна быть превыше любых мирских соблазнов. Пророк (Мир ему) сказал: "Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе (они могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя) до тех пор, пока они не расстались друг с другом. Ислам отдает предпочтение свободному рынку, в котором спрос рождает предложение. Однажды, когда во времена Пророка (Мир ему) поднялись цены, то люди обратились к нему: "О Посланник Аллаха! Сделай, чтоб цены были фиксированными ". На это он ответил: "Воистину, Аллах - фиксирующий цены. Он Берущий, Дающий и Обеспечивающий, и я надеюсь, что, когда встречу Аллаха, никто из вас не предъявит мне иск в том, что я ущемил чье–либо право (по крови и имуществу)". Любая деятельность, ведущая к греху или преследующая греховную выгоду, пресекается Исламом. Это касается любых торговых сделок, например со свининой, алкоголем и другими запретными пищевыми продуктами, а также такими предметами, как идолы, кресты, статуи и т.д.  Разрешение торговать данными видами товаров предполагает распространение греховной продукции, что недопустимо и запретно.

         Примером необходимости запрета свинины были события на севере Африки во время 2 мировой войны: войска Роммеля в условиях жары, употребляли в пищу тушенку из свинины. В результате начались болезни военнослужащих, часть заболевших отправили в госпитали Европы. При лечении они удивительно быстро выздоравливали. Расследовав это событие, командование вермахта запретило использование свинины в пустынях…

         Одной из разновидностей обмана является обвешивание. Коран акцентирует внимание на этой стороне взаимоотношений между людьми, сделав ее одной из десяти заповедей в суре "аль-Анам": "Наполняйте меру (полностью) и взвешивайте (товар) по справедливости: Мы возлагаем на человека (обязанности) только по мере его возможности" (сура 6:152).

         Мусульманин должен знать, что его религия предписывает ему быть скромным и бережливым: "Но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих" (сура 6:141). И далее: "Но не расточай безмерно, ибо расточители – братья сатаны" (сура 17:26-27). Когда Коран призывает мусульман расходовать свои средства, он не имеет в виду тратить все, а только часть своих накоплений.

          Выращивание любых растений, приносящих вред, как, например, гашиш, запрещено (харам). То же относится и к табаку. Если мы говорим, что табак запрещен (исходя из источника, на который мы опираемся), то запрещено его и выращивать. Если мы говорим, что использовать табак отвратительно (макрух), то, соответственно, и его выращивание - макрух.

          Торговлю следует вести на наличные деньги. Запрещен рост – дача денег под проценты (ростовщичество).

         Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Лучший вид прибыли - [прибыль] торговцев, которые не лгут при разговоре; не нарушают слова, когда что-то обещают; не подводят других, когда те им что-либо поручают; не льстят при продаже и не придираются при покупке; и коль кто-то им что-то должен, они не заставляют его платить, и коль они должны что-то другим, они не медлят с уплатой”.

        Торговцы очищают свое состояние, платя с него закят. Они должны заплатить 2,5% от общей стоимости своего состояния (оцениваемого) в наличных деньгах, акциях и товарах. Если денежные средства вложены в недвижимое имущество, например, в доходные дома, офисные здания, фабрики, либо в оборудование, к примеру, в холодильники для хранения товаров, тогда закят выдают не со стоимости этих объектов, а из чистого дохода, получаемого от их использования. Иными словами, закят выплачивают только из наличных денег или из реализуемых товаров (т.е. в последнем случае из оборотных средств). То же самое касается и неуплаченных торговцам долгов (т.е. дебиторской задолженности торговцам). Что же касается долгов, которые торговцы должны заплатить другим субъектам (т.е. кредиторской задолженности торговцев), то торговцы сначала должны выплатить их, а потом заплатить закят с остатка. Богатые люди не должны считать закят слишком высокой платой, ибо иначе они отдают себя во власть сатаны, побуждающего их не платить закят (www.islamua.net).

            В налоговой политике современных исламских стран закят сочетается с рыночными налогами типа подоходного, НДС, налога на топливо. Для мусульманского экономического мышления подоходный налог - это одна из разновидностей закята и анфаки, милостыни обществу и государству.

            Коран предписывает в торговле по справедливости отмеривать и отвешивать сполна, и причинение убытков другим считает прямым нечестием. Надо сказать, что это указание и современными мусульманами соблюдается очень строго. Исламская честность в торговле, противопоставившая себя распространенным до того бедуинским грабежам, способствовала бурному развитию торговли в исламских странах, завоеванию мусульманами ведущих рынков мира, - до того, что сами понятия "купец", "торговый человек" стали синонимами восточного человека. Ислам, объединив множество народов, способствовал бурному развитию торговых отношений между ними, превращению исламских стран в зону свободной торговли.

              В современных исламских государствах, например в Саудовской Аравии, торговля жестко контролируется законом. Так, за контрабанду полагается наказание в виде ампутации конечностей. Следование исламским принципам и в наши дни никак не означает изоляции в торговой жизни: в 2005 г. Саудовская Аравия вступила в ВТО, обсуждается вопрос об освобождении иностранных инвестиций от подоходного налога на 15 лет.

          О силе влияния ислама на торговлю можно судить по утверждению Корана, что "... при любых расчетах достаточно свидетельства Аллаха" (сура 4, ст. 6). Торговая сделка должна основываться на взаимном согласии сторон и приносить добро каждому: "Расходуйте свое добро в торговых сделках лишь по взаимодоброй воле" (сура 4, ст. 29).

           Общность пользования экономическими благами. "Люди были одной общиной", - говорится в самом начале Корана (сура 2, ст. 213) и разошлись только "по зависти и злобе между собой".

           В последние годы в Башкирии все большее значение приобретает вопрос мусульманского банкинга. Как известно, проценты в исламе запрещены, поэтому мусульманские банки Саудовской Авравии, ОАЭ, Пакистана берут вознаграждение не более 5% от сделок, при 13-18% кредитования российских банков. При льготном кредитовании мелкого бизнеса по программе предпринимательства Башкирии это составляет 8%. Причем мусульманские банки участвуют в продвижении товаров и услуг своих клиентов, участвуя в прибылях-убытках с клиентом в равной доле - 50%.  При совершении сделки мусульманские банки требуют прозрачность отчетности. Эти условия наиболее подходят фермерам в условиях рискованного земледелия (требуемые инвестиции не менее 0,5млрд. дол), мелким предпринимателям (0,5млрд. дол), открывающим ИЧП в РБ, муниципальным органам (1 млрд. дол). В этом несомненны финансовые преимущества мусульманской системы бизнеса. В соседнем Татарстане уже продают сукук – муниципальные обязательства в странах Персидского Залива. Соседи опережают РБ организационно на 2 года. Вместе с тем мусульманские международные аудитные организации признали, что отделить халяльные операции (без %, харама, алкоголя и т.д.) от остальных финансовых потоков удается с трудом.

           В последние годы получили широкое распространение продукты халяль производимые в республике и сертифицируемые комитетом при ДУМ РБ. С каждым годом увеличиваются поставки халяльной продукции за пределы Башкирии.

           В республике в 2011г планируется открытие мусульманского филиала в Башкомснаббанке, филиала «восточный» банка Эллипс (Н.Новгород) на пр. Октября 110 [2]. Инвестиционные отделы этих банков начали поиск бизнес-планов для финансирования проектов по мусульманским правилам. По словам экономического советника Пермского ДУМ законы РФ позволяют открывать и работать банка по правилам исламского банкинга, но не хватает политической воли руководства РФ и РБ. Некоторыми мусульманское финансирование рассматривается как поддержка террористических ячеек и бандформирований. Но все же надо учитывать, что ислам по возрасту (1400) старше российской империи – 1100 лет, и прошел немало исторических катаклизмов. И если бы это была экстремистская религия, то она не набрала бы 1,2 млрд. последователей по всему миру на сегодняшний день. В последнее время началось сотрудничество РБ с Саудовской Аравией, шейхи готовы финансировать совместные проекты через исламские банки республики, а это 1-2 млрд. дол. прямых инвестиций.

           Несомненно, исламские принципы предпринимательства, изложенные в Коране, защищают социальные вопросы организации общества наиболее полно и целостно. Предприниматели РБ, следующие принципам ислама, быстрее получат доступ к наиболее выгодным (5%) мусульманским кредитам.

                                          ЛИТЕРАТУРА

1.   Коран.

2. Давлетов М.И., Кравченко Ю.П., Савельев А.В, Турикешев Г.Т-Г. «Башкортостану нужен исламский банк», журнал «Банковское дело» № 3, 2011г, С.82

 

    17.5.11 в Торгово-Промышленной Палате РБ прошел семинар по исламскому банкингу, организованный холдинговой компанией "Аманат". Лекторы Салман Саид и Хильмун Ижар (на фото: справа- налево), из Исламского Банка Развития (Саудовская Аравия) прочли лекцию по основам исламских финансов: Риба, Гарар, Мушарака, Мурабаха, Салям, Истисны, Иджара, Сукук.

     Пока исламский банкинг составляет 1% от мирового объема, но рост составляет 30% в год. Даже в это кризисное время исламские банки показывают стабильный рост. В РФ развитие исламских банков сдерживается законодательством, хотя в Англии и Франции сумели адаптировать требования к этим финансовым институтам. И большинство клиентов этих банков не являются мусульманами. Татарстан уже начал размещать Сукук на мировых площадках, пока Башкирия отстает на 2 года.

        Отмечалось: регионы РФ разные, существует сильная конкуренция, но развитие мусульманских банков на Кавказе сдерживается нестабильной обстановкой. К сожелению, про РБ почти ничего не известно в исламском мире. Лектора даже хотели перенести дневной намаз совместив с вечерним, но в зале оказалось половина преподавателей из медресе РБ, которые организовали ойле-намаз в соседнем зале.

     Основные отличия исламских банков от российских:

1. Исламские банки могут самостоятельно вести торговые операции.

2. Банки могут составлять договоры, по которым клиенты могут выступать агентами в торговых операциях по приобретению различных активов: оборудования, недвижимости, средств производств и т.д.

        Некоторые специалисты банковского дела РФ предлагают создавать управляющие компании при исламских банках. Имамы Башкирии предлагают создавать потребительские кооперативы для получения инвестиций по законам шариата.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Благодарность

Исполнительное Резюме

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

2.ОПИСАНИЕ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ

2.1 Проникновение на Рынок

2.2 Корпоративный Доход

2.3 Ликвидность Рынка

2.4 Малое число котирований

 

3:ОБЗОР ОТОБРАННЫХ ПРОДУКТОВ ИСЛАМСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА

3.1 АКЦИИ И УЧАСТИЯ В КАПИТАЛЕ

3.1.1 Совместимость с Шариатом деятельности компаний

3.1.3 Соответствие Шариату различных методов торговли

3.1.4 Работа Исламского Фондового рынка

3.1.5 Проблемы Стабильности Исламских Акций и Индекса Акций

 

3.2 ИДЖАРА-СУКУК

3.2.1 Структура Существующего Иджара Сукук:

3.2.2 Другие формы Сукук

3.2.3 Текущий Объем Рынка Сукук основанный на Иджара

3.2.4 Участники (организаторы и владельцы)

3.2.5 Факторы риска операций Сукук

3.2.6 Достоинства и недостатки Сукук

3.2.7 Новые возможности для Сукук

3.2.8 Развития инфраструктуры для Сукук

3.2.9 Проблемы с точки зрения Шариата в Иджара Сукук

 3.3 ИСЛАМСКАЯ ДЕПОЗИТАРНАЯ РАСПИСКА (ИДР):

3.3.1 Возможные преимущества ИДР на Сукук и акции соответствующих Шариату

 4: ИЗУЧЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ СЛУЧАЕВ В РАЗРАБОТКЕ ПРОДУКТОВ

4.1 Инновационные Мудараба Компании- изучение конкретных случаев на примере Пакистана

4.1.1 Уроки извлеченные от развития продукта

4.1.2 Использование Мудараба в качестве СУО (Специально Учрежденная Организация) для забалансовых операций.

4.2 Временные финансово-паевые сертификаты – Пакистан

4.3 Развитие продукта – пример Малайзии

4.4.1 Структура ПМС

4.4.2 Правительственные инвестиционные сертификаты ПИС

4.5 Уроки, полученные от развития продукта

 5: ПРОБЛЕМЫ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ

5.1 Стратегические Планы по Влечению Доли Продуктов Исламского Рынка

5.2 Задачи, требующие длительного внимания

5.3 Желательные долгосрочные цели (не обязательно осуществляемые участниками рынка)

СПИСОК ТАБЛИЦ

Таблица – 1: Объем рынка в отношении рыночной капитализации

Таблица – 2: Объем торговли и Рыночная ликвидность

Таблица – 3: Количество и пропорция новых Котировок

Таблица – 4: Типы доступных Продуктов Фондовых Рынков (на различных рынках)

Таблица – 5: Рыночная Капитализация совместимых с Шариатом акций

Таблица – 6: Хронологическая котировка Правительственного Сукук

Таблица – 7: Корпоративный Сукук основанный на Иджара

Таблица – 8: Общие Характеристики Рисков Сукук

Таблица – 9: Сектор Мудараба – Ключевые Статистики

Таблица – 10: Работа Мудараба в сравнении с другими NBFI в Пакистане

Таблица – 11: Статистика Правительственных Инвестиционных Сертификатов (ПИС)

Таблица – 12: Страны где предложены Продукты Исламского Фондового Рынка

 СПИСОК ГРАФИКОВ

График-1: Структура оригинального Иджара – Сукук

График-2: Иджара Сукук основанный на Истисна (Пример Даррат Сукук)

График-3: Временная структура Правительственного  Иджара Сукук

График-4: Процесс Идентификации о Согласованности с Шариатом МИФР

График-5: Структура ПИС

  ПРЕДИСЛОВИЕ

 Фондовые рынки и беспроцентные финансовые продукты являются неотъемлемой частью Исламской финансовой системы и также имеют особую важность для развития других Исламских институтов. Поэтому у Исламского Института Исследований и Тренинга имеется интерес к проведению исследований в этой области. Ранее Институт опубликовал исследования, посвященные различным аспектам Исламских финансовых инструментов и рынков.

 Финансовые рынки во многих странах – членах ИБР развиваются, в то время как другие страны – члены Банка также делают активные попытки развивать свои энергичные фондовые рынки. Новые финансовые продукты, в частности Исламских сукук были предложены со стороны государственных и в частных корпоративных секторов в местных и международных рынках. На этом фоне Институт публикует данную работу «Продукты Исламского Фондового Рынка: Развитие и проблемы», которая была подготовлена г-ном Салманом Саидом Али. Надеемся, что данная работа послужит для лучшего понимания разработок и проблем новых продуктов Исламских финансовых рынков. Идеи, разрабатываемые в рамках этой работы, помогут увеличить объем и глубину этих рынков.

 Башир Али Халлат

Исполняющий обязанности директора

Исламского Института Исследований и Тренинга 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 

ОАИФУ                 Организация Аудиторов Исламских Финансовых Учреждений

ББА                        Бай Би- заман Аджил

ДКАБ                     Денежно-Кредитное Агентство Бахрейна

МС                         Мушарака Сертификаты

МСИЦБ                 Мушарака Сертификаты  Центрального Банка

ИДДИР                  Индекс Доу Джонса Исламских Рынков

FTSE                      Индекс FTSE  (Financial Times)

FTSE-ГИИ-            Глобальный Индекс FTSE

ГДР                        Глобальная Депозитарная Расписка

ПИС                       Правительственные Инвестиционные Сертификаты

ПМС                      Правительственные Мушарака Сертификаты

ИБР                        Исламский Банк Развития

ИДР                        Исламская Депозитарная Расписка

ИУФУ                    Исламское Управление Финансовых Услуг

МИФР                   Международные Исламские Финансовые Рынки

МОКЦБ                 Международная Организация по Ценным Бумагам

ИИИТ                    Исламский Институт Исследований и Тренинга

ЦУЛ                       Центр Управления Ликвидностью

МС                         Мудараба Сертификаты

МК                         Мудараба Компании

НБФУ                    Небанковские Финансовые Учреждения

РТС                        Сертификат Партнерства (Participation Term Certificate)

КЦББ                     Комиссия по Ценным Бумагам и Биржам

КЦББП                  Комиссия по Ценным Бумагам и Биржам Пакистана

КФУС                    Компания Финансовых Услуг Судана

БЛАГОДАРНОСТЬ

 Я хотел бы выразить благодарность за поддержку, информацию, и полезные дискуссии, которые я вел с людьми во время подготовления этой работы. Я благодарен г-ну Исаму Эльзайн Эльмахи, Генеральному директору Фондовой биржи Хартума; г-ну Мир Гани Саад Мухаммеду Заместителю Генерального директора Суданской Компании Финансовых Услуг и его коллегам; и д-ру Ауатифу Юсуфу за предоставленную информацию по Судану.

 Благодарю г-д Муххамеда Шаоиба и Мухаммеда Умайра Чаухана из компании Мизан Инвестмент Менеджмент за плодотворные дискуссии, а также за информацию о размерах Шариатской части фондового рынка Пакистана. Очень полезные беседы происходили с г-ми Мухаммедом Ясином Лахани и Мухаммедом Якубом Мемоном, которые соответственно являются Председателем правления и генеральным менеджером Фондовой биржи Карачи. Такие же беседы проводились с г-ми Этратом Ризви, Шахидом Гаффаром и Рашидом Маликом, которые являются Специальными уполномоченными в Комиссии по ценным бумагам и биржам Пакистана.Раннее обсуждение по проблемам было проведено с д-ром Таха Таййиб Бахрейнского Институт Банковского дела и Финансирования. Информация относительно Бахрейна была предоставлена различными людьми Денежно-кредитное Агентство Бахрейна (ВМА). Обсуждения телефонной и электронной почты были также проведены д-ром Баширом ал-Амин МИФР Бахрейна. Полезная информация относительно Бурсы Малайзия была получена из Ценных бумаг Обменной Комиссии Малайзии и д-ра Мусса ал-Хабши.Комментарии, сделанные участниками Комитета Политического Заседания и коллегами д-ра Тарикулла Ханом, д-ром Сами ал-Сувайлем, и д-р Ахмед Зубайр обеспечили возможность усовершенствований. Остающиеся ошибки и недостатки являются моей виной, и никоим образом не касается остальных.

Мнения, выраженные в работе, отражают представления автора, который не обязательно отражает мнение и представления ИИИТ или ИБР.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ

Развитие Исламских фондовых рынков является неотъемлемой частью развития фондовых рынков вообще. Такие рынки важны для эффективной мобилизации ресурсов и их распределения. Это в большей степени имеет место в Исламской экономике, потому что запрет банковского процента подразумевает большее доверие участию в капитале и финансированию основанному на реальных активах.

 Работа концентрируется на положении акций и стабильных доходоприносящих продуктов (Сукук) в Исламских фондовых рынках. Приводя в качестве примера Бахрейн, Малайзию, Пакистан, и Судан рассматривается объем фондовых рынков и Иджара Сукук и выдвигаются на первый план проблемы их развития. (Исключены из анализа другие продукты, проблемы регулирования и аспекты микроструктуры рынка). Это сделано с целью понять, как увеличить пропорцию Исламских продуктов на фондовых рынках государств – членов ИБР. Пригодность Соответствующих продуктов побудит фирмы использовать рынки в государствах-членах для привлечения фондов и инвестирования их там.

Пропорция совместимых с Шариатом акций в общей рыночной капитализации значительно варьирует между странами: начиная от 6.4% в Бахрейне до 51% в Пакистане. Малайзия использует другие критерии, согласно которым это соотношение достигает 57.7%. Эта малая доля указывает на то что, необходима большее для преобразования рынка путем стимулирования изменений в деятельности фирм и в их структурах капитала. В тоже самое время, критерии для определения соответствия акций Шариату нуждаются в дальнейшем усовершенствовании и унифицировании через юрисдикцию. Совместимый с Шариатом набор акций, разработанный использованием долго для критериев соотношения капитализации является весьма чувствительным для рыночной тенденции., если набор акций  совместимых с Шариатом является большим, он является источником стабильности, а если он маленький то является источником нестабильности.

Сукук - другой класс продуктов на фондовых рынках, который был успешно принят. Он имеет большой потенциал как инструмент финансирования и управления риском как для корпоративного так и для правительственного секторов. В течение прошлых трех с половиной лет (2001-2005) на рынке для правительственного ш)жара сукук было заключено 18 контрактов со стоимостью 5.6 млрд. долл. США; и для корпоративного иджара сукук 10 контрактов со стоимостью 1.599 млрд. долл. США. Однако, их объем все ещё не существенен по сравнению с потребностями рынка.

Первичный рынок для иджара сукук, как ожидается, будет расти дальше. Однако еще не развился его вторичный рынок. Предназначение сукук более разнообразной группе инвесторов может помочь создать ее вторичный рынок из-за изменчивых и некоррелированных потребностей ликвидности этих инвесторов.

Имеется некоторая нерешенная проблема Шариата в проектировании многих пожара сукук. таких как договоренность скупки собственных акций: оценка срочных сделок: и назначение эксплуатационных расходов основных активов. Эти проблемы должны быть быстро решены для стабильности и сохранения доверия инвесторов в сукук.

Работа также представляет новую структур иджара сукук. основанную ИБР и общим фондом активов стран членов для финансирования проектов в странах членах ИБР.

ВВЕДЕНИЕ

 Проблема развития Исламского фондового рынка в общем не отделяется от проблемы развития фондового рынка. Фондовый рынок играет важную роль в привлечении ресурсов и передаче их по каналам для производственных целей. В этом отношении» важны и первичные и вторичные рынки. В то время как первичный рынок непосредственно обеспечивает фондами для инвестирования: вторичный рынок косвенно делает то же самое. Функция вторичного рынка разнообразна. Он обеспечивает ликвидность активов, предоставляя раннюю выходную возможность; в непрерывной основе оценивает активы и связанные с ними риски, предоставляя соответствующую новую информацию, по мере ее поступления. Ликвидность, эффективная оценка риска и прибыль поощряют мелких вкладчиков большим вкладам, и предпринимателей инвестировать капитал более эффективным образом. Это достигается, когда рынок правильно вознаграждает, работу предпринимателей повышая (или обесценивая) стоимость капитала. Вкладчики (инвесторы) и предприниматели, обе  группы. Извлекают пользу в соответствии с пропорцией капитала, которые они держат. Кроме этого, индивидуальные инструменты так же как статические и динамические портфели, составленные из этих инструментов, обеспечивают возможность разносторонне диверсифицировать риски на все общество и на больший промежуток времени. Эти особенности привлекательны и для представителей и для пользователей капитала. Короче говоря, фондовый рынок обеспечивает долгосрочным капиталом через ряд краткосрочных контрактов.

Важность фондовых рынков в Исламской финансовой системе также происходит от тою факта, что Ислам запрещает банковский процент и поощряет торговлю. Потому, даже банковский сектор имеет тенденцию в большей степени полагаться на финансовые рынки. Банки или будут посредничать между вкладчиками и предпринимателями через рынки, пли они будут непосредственно финансировать своих клиентов посредством фиксированной прибыли' или инструментов основанные на участие в капитале. Таким образом, они будут иметь в собственном портфеле активов в активы, основанные на существенном участие в капитале. Эти факторы сделали бы банки прямыми конкурентами рынков (как замена рынка) в той степени, в которой они непосредственно посредничают между вкладчиками, и предпринимателями. Это также поставит их в дополнительную роль в отношении" рынка в такой степени, что банки будут посредничать через рынок.

Дополнительная значимость, которую начали приносить фондовые рынки многим странам, является увеличивающаяся роль потоков частного капитала. Экономический рост ранее зависел от внутренних финансовых источников финансирования или иностранной помощи. Это со временем изменилось, теперь иностранные потоки частного капитала также стали важным финансовым фактором содействия. Поэтому значение фондовых рынков в привлечении как внутренних, так и иностранных финансовых ресурсов многократно увеличилась. Предпринимательство и правительство, нуждающиеся в финансировании их деятельности через Исламские способы не могут остаться на стороне от этого развития.

 Мурабаха, иджара, истина и салам примеры контрактов фиксированной прибыли.

Только лишь для приведения из Krueger(2003)притоки чистого капиталов зарождающиеся  рынки оставляли менее48 млрд. долл. США в 1990г. (Примерно 0.8% от их ВВП). Эти потоки достигли 212 млрд. долл.США к 1996г.(т.е. примерно 3% от их ВВП).

 В настоящее время рынок инструментов для Исламских фондовых рынков сегментирован между странами и регионами, что это уменьшает эффективный доступный объем и возможности связывания риска с прибылью для инвесторов. Поэтому предложена Система Исламской Депозитарной Расписки с целью расширения рынка для Исламских продуктов.

Социологические исследования развития других различных Исламских продуктов в Пакистане. Малайзии, и Судане предоставляют многие наглядные примеры для развития продуктов. Успешное развитие продукта требует: налоговый нейтралитет в отношении продуктов: организационное стимулирование; управление неблагоприятным выбором (и благоприятным выбором) разработчиками нового продукта; и расчет времени в отношении экономического и финансового состояния рынка. Ликвидность продукта является важным аспектом, которая неблагоприятно затронута в отношении нестандартных или несоответствующих сроков и условий. Поэтому, требуется как простота продукта так и информированность инвестора. В то время как надо уделять внимание разработке продукта, окончательная оценка продукта, так же как и его модификация будут доступны после его использования на рынке. Поэтому важно, чтобы разработчик продукта уделял отдельное внимание модификации продукта также как и предоставлению информации инвесторам.

Работа завершается со среднесрочными стратегическими и другими долгосрочными задачами для увеличения доли Исламских продуктов на фондовом рынке.

 Обеспечение государственного финансирования в Исламской системе посредством рыночных инструментов остается сложной задачей для решения которой крайне важно хорошее функционирование фондовых рынков.

Тема развития Исламских фондовых рынков очень широка. Она может включать множество аспектов, таких как: состояние регулирующей системы и возможных подходов для дальнейшего развития: микроструктура рынка и практическая деятельность: номенклатура продуктов и развитие продуктов; сущность и преимущества участников рынка: идентификация и развитие поддерживающих учреждений; оценка деятельности: анализ окупаемости затрат расширения и интеграции рынка: проектирование стимулирующей и корпоративной системы управления; оценка сущности и роли Исламских фондовых рынков во всей Исламской финансовой системе; и много других аспектов. В данном исследовании сделана попытка обсудить только элементы этих проблем, вовлеченных в развитие Исламских фондовых рынков. Её первичной базисной точкой являются продукты и их развитие. Более определенно это акции и стабильные доходоприносящие продукты как Сукук: и их значения для будущего фондовых рынков. В дальнейшем в случае надобности мы будем рассматривать это на примере четырех стран, а именно. Бахрейна. Малайзии. Пакистана, и Судана.

Во втором разделе дано описание фондовых рынков. В третьем разделе подробно обсуждены два вида продуктов фондового рынка, обыкновенные акции в подразделе 3.1 и сукук в подразделе 3.2 определение их сущности и их объема на рынке. Эти подразделы рассматривают существующее положение двух видов продуктов, анализируют их риски и уменьшение потенциала рисков, а так же предлагают несколько новых инновационных возможностей. В подразделе 3.3 обсуждена проблема стандартизации продуктов и процедур и предложен выпуск Исламской Депозитарной Расписки, которые могут помочь в достижении конвергенции через различные юрисдикции. В четвертом разделе приведены краткие социологические исследования продуктивных инноваций Бахрейна. Малайзии. Пакистана, и Судана, выдвигая на первый план их успехи и проблемы. Этот раздел представляет некоторый опыт развития продуктов. Заключительный раздел подводит итоги работы рекомендациями и указаниями на будущее.

2: ОПИСАНИЕ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ

Исламские фондовые рынки по предположению выполняют все полезные функции традиционных фондовых рынков законным образом и равноправным распределением прибыли. Субъективная природа правосудия и справедливости обязана вовлечь суждения социального благосостояния, которые могут привести к неурегулированным спорам в обществах (особенно, когда вовлекаются финансовые деловые отношения). Однако, руководство, предоставленное в Коране и Хадисах на моральных принципах и поведении наряду с четко определенными границами запретов и обязательств, уменьшают эти споры и они являются фундаментальными для понятия правосудия и благосостояния в Исламе. Запрет банковского процента - один из этих ограничений, применяемый в финансовых и экономических отношениях. Аллах запретил получение и предоставление процентов. Он также запретил получение любой собственности другими незаконными путями. Поэтому. Исламский фондовый рынок должен функционировать без вовлечения процентов и без противозаконных действий, равноценных присвоению чужой собственности незаконными путями.

Ислам также налагает финансовое обязательство закят: финансовое обязательство богатых, по которому нужно взять у богатых и предоставить бедным. Среди многих целей закята (и фай), которые описаны в Коране, это 'чтобы богатство не вращалось только среди вашего богатого народа. Поэтому, если фондовые рынки не растут учитывая увеличение богатства и экономического роста или если их росл искажается приводя к концентрации богатства, то это является признаком некоторой непрочности, которая нуждается в исправлении.

 Когда мы в этой перспективе рассматриваем фондовые рынки в государствах- членах ОИК. мы выявляем различные проблемы, нуждающиеся во внимании. В некоторых странах эти рынки весьма молоды, в то время как в некоторых других они имеют значительную историю. Независимо от их возраста все эти рынки обрели новую подъемную силу и проявляющуюся роль с 1990-ых. Это отличается от глобализации и является шагом к финансовой либерализации в мире. Однако, многие из этих рынков не достаточно быстро растут, чтобы достигнуть критической массы; и те,которые растут не способствуют в достаточной степени экономическому развитию и сбалансированному распределению богатства. Могут быть процитированы многие наблюдения которые подтверждают эти утверждения. Например, (i) несмотря на экономический рост в некоторых странах, компании этих стран не делают попытки котироваться во внутренних фондовых биржах, и поэтому через эти рынки привлекается небольшой капитал. Это является признаком нехватки уверенности участников на рынке. (ii) Большое количество котированных компаний жестко контролируются что позволяют ограниченный свободный резерв, (iii) инвестиционная база является очень маленькой и инертной.Это верно даже для тех мусульманских стран, где рынки подают хорошие надежды, (iv) большинством бирж управляют брокеры или несколько доминирующих игроков в своих собственных интересах, создавая закрытый клуб, вместо стимулирования общественного интереса (v). пропорция проданных ценных бумаг от полного объема ценных бумаг является очень маленькой, таким образом ликвидность рынка

 3Аяты Корана запрещающие риба приведены в следующих пяти сурах Корана.(1) аль-Рум 30:39,(2) аль-Ниса 4:160-162, (3) Але-Имран 3:130-136,(4) аль-Бакара 2:275-277, и (5)аль-Бакара 2:278-281.

4Аль-Хашр 59:7

5Например, в Пакистане менее 1% взрослого населения владеет акциями продоваемыми во

Внутренних фондовых биржах. (Отчет Комиссии по Ценным Бумагам и Биржам Пакистана(2004)).

6Сейчас это меняется, например фондовые рынки Малайзии интегрированы и преобразованы и тоже самое вероятно произойдет в Бангладеш, Пакистане, и некоторых других странах. 

зависит от немногих ценных бумаг, являющимися лидерами объема, (vi) вышеупомянутые факторы делают инвесторов уязвимыми относительно различных форм злоупотреблений на рынке. Таким образом утверждения о ценовой манипуляции, «бега впереди», внутренней торговли, пустая продажа все чаще слышны, (vii) Регулятивные правила существуют на многих рынках, но слабо осуществляются. Кроме этого уклонение от Исламских принципов включающее также практику заимствования и предоставления на процентной основе для осуществления сделок после дат заключения договора, короткую продажу, и торговлю долговыми инструментами, распространено на многих рынках.

Эти факторы призывают рассмотреть фондовые рынки фокусируясь на их развитии с Исламской ориентацией и целями роста. Также имеются некоторые проблемы, специфичные для эффективного функционирования Исламских фондовых рынков, к которые также нуждаются в решении. Эти текущие проблемы включают: (i) развитие продуктов для обеспечения более широкого диапазона структур сроков погашения и возможностей связывания риска с прибылью посредством продуктов совместимых с Шариатом, (и) стандартизация продукта и фикх конвергенция, (in) меры для уменьшения сегментации рынка и её последствий, (iv) осуществление контракта и защита инвесторов, (v) разработка продуктов фондового рынка с целью участия Исламских финансовых учреждений на фондовых рынках, (vi) проектирование инфраструктурных учреждений для поддержания продуктов и методов рынка совместимых с Шариатом. Надеются, что фондовый рынок, который будет развиваться таким образом, лучше будет удовлетворять инвестиционные потребности и послужит более широкому обороту богатства в обществе, и это непосредственно будет способствовать экономическому росту.

Ниже мы в некоторых деталях обсудим некоторые препятствия на пути общего роста фондовых рынков а также препятствия их Исламской ориентации на примере рынков четырех отобранных стран. А именно Бахрейн. Малайзия. Пакистан и Судан представляют различные регионы, но в то же время каждый из них намеревается преобразовать свои финансовые рынки в Исламском направлении.

2.1 Проникновение на рынок:

В какой степени фондовые рынки важны для экономических систем этих четырех стран? Эта значимость измеряется различными обстоятельствами. Рыночная капитализация как процентное соотношение к ВВП одна из них. Это соотношение служит показателем для проникновения фондового рынка в экономику когда используется наряду с другими показателями. Соотношение рыночной капитализации к ВВП было низким в Пакистане и Судане, в то время как оно было близко к международному показателю, которое составляло более 100 процентов в Бахрейне и Малайзии. Таблица 1 показывает это соотношение для этих четырех стран за прошлые несколько лет.

Теоретическая связь между рыночной капитализацией и экономическим ростом не очень проста и часто не ясна. Рыночная капитализация может увеличиться за счет(1) увеличение курсов акций, (и) увеличение формирования нового капитала (экономические инвестиции) через фондовые рынки и (Hi) увеличение потока финансового капитала к фондовым рынкам (замена актива, то есть, увеличение сбережений, хранимых в форме акций). Общая связь между рыночной капитализацией и ВВП является корпоративным доходом. Увеличение корпоративного дохода прямым образом способствует увеличению ВВП, и в то же самое время увеличивает рыночную капитализацию через увеличение курсов акций и увеличение формирования нового капитала. Отношение рыночной капитализации к валовому ВВП также затрагивается структурой финансовой системы и ликвидностью на фондовых рынках. Более высокая ликвидность позволяет инвесторам легко покупать и продавать акции. Ликвидный фондовый рынок снижает инвестиционный риск, таким образом привлекая финансовые потоки и следовательно увеличивает рыночную капитализацию. Однако, трудность, состоит в том. что корпоративные доходы являются не единственным, а только одним из многих факторов которые влияют на рыночную ликвидность. Поэтому, соотношение рыночной капитализации к ВВП должно быть дополнено другими показателями для измерения проникновение фондового рынка в экономику.

Таблица 1 Объем рынка в отношении рыночной капитализации

Часть А: Основной образец 

 

Рыночная капитализация млрд долл США

Рыночная капитализация в процентном соотн к ВВП

 

(2002)

(2003)

(2004)

(2002)

(2003)

(2004)

Бахрейн

7.58 а

 

 

98.7 а

120 b

122.2 с

Малайзия

(КЛФБ)

122.9

168.6

190

130

171.8

 

Пакистан

(ФБК)

9.7

16.26

24.7

13.5

19.7

26.0

Судан

0.593

0.734

1.4

4.0

4.3

 

а расчеты основаны на данных по ежегодным отчетам ФББ по рыночной капитализации и данных IFS по обменным курсам и ВВП

b расчеты основаны на объеме рыночной капитализации в ежегодном отчете ДКАБ за 2003 и ВВП за 2003 (в неизменных ценах) опубликованных в Исламском Финансовом Обзоре МВА, январь 2005 8 – выпуск

с расчеты основаны на рыночной капитализации от сентября 2004 опубликованной на 3-квартальных отчетах Фондовой биржи Бахрейна за Данные по Пакистану (ФБК) взяты из отчета по Финансовым  Рынкам (2004) представленного ГосБанком Пакистана, Глава 4. Конвертация в долл США  вычислена  с помощью Среднего обменного курса для каждого данного года взятого из ежегодного Отчета ГосБанка Пакистана за 2004.

 Таблица 1 (продолжение)

Часть В: Сравнение объема некоторых других стран ОИК и Мира

Страна

Рыночная капитализация

S&Продолжение »

27.5.11 намечается визит 10 представителей нефтяных компаний Саудовской Аравии. Правительство РБ и ТПП готовит мероприятия по проведению встречи с представителями ТЭК республики. 

Бесплатный хостинг uCoz