Хунгар

Дмитрий Семушин: Почему Венгрия предала финно-угорское единство в пользу "Великого Турана"

Заместитель председателя венгерского парламента Шандор Лежак принимает зарубежных участников Курултая.…Заместитель председателя венгерского парламента Шандор Лежак принимает зарубежных участников Курултая. Будапешт, 9 августа 2012 года. Источник: MTIКазахская и киргизская делегации на венгерском Курултае 2012 года. Источник: hungarianambiance.comКазахская и киргизская делегации на венгерском Курултае 2012 года. Источник: hungarianambiance.comДепутат Европарламента Бела Ковач (Йоббик) открывает табличку с названием поселения тюркскими рунами.…Депутат Европарламента Бела Ковач (Йоббик) открывает табличку с названием поселения тюркскими рунами. Бене, Закарпатье, Украина. Октябрь 2011 года. Источник: сайт Белы КовачаНазвание украинского города Берегсас (Берегово) на венгерском языке с использованием алфавита тюркских…Название украинского города Берегсас (Берегово) на венгерском языке с использованием алфавита тюркских рун. Источник: Блог Варади ВикторииБиблия, изданная на венгерском языке с использованием алфавита тюркских рун. 2011 год. Источник: MTI…Библия, изданная на венгерском языке с использованием алфавита тюркских рун. 2011 год. Источник: MTI

10 августа 2012 года в Венгрии на территории заповедной венгерской степи - "пусты" в Бугаце открылся трехдневный Курултай - съезд представителей "родственных" венграм тюркских народов. Культурное мероприятие с подобным названием проводится в Венгрии уже в третий раз. В этом году оно обещает стать самым представительным по составу своих участников и количеству делегаций. Переориентация с финно-угорского вектора на идею "Великого Турана", т. е. исторического и культурного родства венгров с тюркскими народами - важнейшее изменение за последнее время в зарубежной официальной культурной политике Венгрии.

Современное историческое венгерское мифотворчество в лице организаторов венгерского Курултая утверждает: Туран - это древняя обитель кочевников, Карпаты - последняя остановка, где номады, мигрировавшие с востока на запад, живут и процветают поныне, создав свою государственность. Имеются ли в современной Венгрии какие-либо реальные культурные основания для отнесения этой страны и народа к "Великому Турану"? Разумеется нет. В культурном плане Венгрия - это преодолевшая традиционализм центральноевропейская страна, на которую, тем не менее, продолжает оказывать влияние европейский вариант христианства в его римско-католическом или протестантском реформатском исполнении.

В культурно-этническом плане современные венгры не имеют ничего общего в своей культуре с тюрками-кочевниками - это скорее мадьяризированные, ассимилированные в языковом плане славяне. Еще в начале ХIХ века даже центральные области этой страны не были гомогенными и представляли этнический калейдоскоп деревень с заметной славянской составляющей. Паннония - западная половина современной Венгрии, это историческая прародина славянского мира. Национальное блюдо современных венгров - это блины (palacsinta), а не вареная баранина. Но при этом не будем забывать, что культура винограда в Венгрии уходит своими корнями еще в римские времена. Культурные различия двух половин страны - там где Римская империя была, и там, где ее не было, видны невооруженным глазом, настолько они очевидны. Так на чем тогда основывается туранская культурная ориентация современной Венгрии?

На яркий национальный исторический миф, сформированный еще в эпоху Средневековья, о "Завоевании Родины" десятью кочевыми племенами, приведенными вождем Арпадом в Карпатскую долину из глубин Азии на рубеже VIII и IХ веков. Его дополняет "гуннский миф" об Атилле и происхождении венгров от его орды. Заметим, "Великая Степь", опоясывающая поясом Евразию, - это простой географический факт. Она начинается в венгерской пусте. Но при этом генетические исследования гаплогрупп, проведенные венгерскими учеными, обнаружили "уральскую комбинацию" генов у одного из 250 мужчин венгров. Кочевники мадьяры растворились в людском европейском море без остатка или были беспощадно истреблены святым Стефаном (ум. 1038) - первым венгерским королем и христианским крестителем Венгрии. Правда, после этого человеческие связи с Великим Тураном не прекратились. В Венгрию в ХIII веке переселились половцы (венг. куны) и ясы, бежавшие от татар. И среди современных венгров, хотя и очень редко, нет-нет, да и встретишь их потомка, внешним обликом похожего на казаха.

Как бы там ни было, но исторический миф о евразийском туранском происхождении венгров через систему национальной культуры, образование, литературу устойчиво воспроизводится в современном венгерском обществе. Он составляет существенную романтическую составляющую национального характера венгров. Эта романтика и стала использоваться современным националистическим правительством Венгрии в новой внешней культурной политике этой страны. На самом деле, в своем основании "туранская идея" в Венгрии имеет серьезный экономический подтекст. Точки его приложения в настоящее время - это Турция, Азербайджан и Казахстан. Последние две страны особенно важны с точки зрения энергетических проектов. Не менее значима и работа по увеличению экспортных возможностей страны. Сейчас венгры пробуют развивать отношения с Узбекистаном и Туркменией.

Внешне "туранская идея" зачастую имеет странные проявления в Венгрии. Например, в прошлом году в этой стране издали Библию на венгерском языке, но с использованием древнего тюркского рунического алфавита. Спрашивается, кто это будет читать? Или вот, например, венгерская ультра-националистическая партия Йоббик проводит по всей стране пропагандистскую кампанию установки при въездах в селения табличек названий этих селений, написанных тюркскими рунами. 30 октября 2011 года подобная табличка была установлена депутатом Европарламента от венгерской партии Йоббик Белой Ковачем при селении Бене в Закарпатской области на Украине. Ранее подобные же таблички были поставлены при въезде в Берегсас и в Гече (венг. Мезёгече).

Сейчас проведение туранских Курултаев в Венгрии курирует специальная организация - Венгеро-Туранский фонд (создан в 2009 году). В интернете имеется специальный сайт этого мероприятия (www.kurultaj.hu). Кроме участия в организации Курултая, из последних акций Венгеро-Туранского фонда следует назвать установку 3 июня 2012 года в Казахстане изготовленного в Венгрии монументального памятника "Дерева жизни" весом в две тонны и высотой в 9 метров. Памятник из цельного дерева изготовил венгерский резчик Шандор Немеш. "Дерево жизни" символизирует родство мадьяров с тюркскими народами. В настоящее время специальная венгерская конная экспедиция осуществляет многотысячекилометровое путешествие по степям Евразии, делая крюк для возвращения в Европу через Иран.

9 августа 2012 года накануне Курултая представителей делегаций тюркских народов в количестве около 100 человек в Будапеште в здании венгерского парламента принял его вице-председатель Шандор Лежак. Именно этот политический деятель, член правящей партии Фидес, курирует культурную политику Венгрии на просторах Евразии, в частности, в России. Лежак является "главным покровителем" венгерского Курултая.

От венгерского мира науки организацией и проведением Курултая занимается антрополог Андраш Жолт Биро.

В министерстве иностранных дел Венгрии "туранское направление" венгерской культурной политики направляет Эрнё Кешкень - глава департамента Восточной Европы и Центральной Азии. Впрочем, по образованию он не тюрколог, а русист.

Первый Курултай туранских народов стартовал в 2007 году в Казахстане. Второй проводился уже в Венгрии в 2008 году в сердце исторической земли переселившихся сюда половцев в Бёстёрпусте около города Кунсентмиклоша. После этого, как кажется, венгры целиком перехватили традицию организации этого мероприятия. Курултай стал проводиться один раз в два года в Венгрии. Третий Курултай опять же был проведен в Венгрии в 2010 году в Бугаце. На него прибыли делегаты из 10 стран: Казахстана, Узбекистана, Китая (Уйгурия), Турции, Азербайджана, Туркменистана, Киргизии, России (Башкирия и Татарстан), Молдавии (Гагаузия) и Болгарии. Его мероприятия посетили тогда 150 тысяч гостей. Организаторы нынешнего Курултая полагают, что его посетит уже 250 тысяч человек. Это уже значимая величина и с туристическо-коммерческой точки зрения. На этот раз Курултай будет представлен, как утверждают организаторы, делегациями от всех тюркских народов. На самом деле речь, идет о представителях 25 народов из 17 стран. В этом перечне в качестве отдельных стран венгры числят российские Татарстан и Башкирию. А всего по приглашению Туранского союза Венгрии на нынешний Курултай прибудет 111 делегаций, групп или команд.

Курултай - это прежде всего костюмированное этнографическое шоу, игра в евроазиатских кочевников древности. В Бугаце участники Курултая поселятся в лагере из поставленных юрт. В программе Курултая: демонстрация традиционных или вымышленных под них сакральных традиций и шаманства, конные соревнования и стрельба из лука, выступление музыкальных и песенных коллективов, специальная программа для детей. Особенно почетными гостями в Венгрии на Курултае станут представители племени маджар, "открытых" в Казахстане в Тургайской степи венгерскими этнографами в 2006 году. Оно состоит из 3000-3500 человек. Нам трудно судить, что стоит за этим: действительный факт или столь "модная" теперь современная этническая мистификация. Но, тем не менее, именно это событие стало отправной точкой для нынешних венгерских Курултаев.

Формально, венгры, вполне справедливо, указывают на то обстоятельство, что численность 24 тюркских народов (а со всеми этносами и субэтносами 86) в мире составляет 170 миллионов человек, тогда, как численность 19 народов финно-угорской языковой семьи - только 25 млн., из которых собственно 15 млн. составляют венгры и 5 млн. финны. Тюрки в настоящее время имеют в мире 7 независимых государств (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Турция, Узбекистан ) и 12 территориальных автономий (из них 9 в России). "Туранский Курултай" в Венгрии из-за неопределенности исторических рамок явления позволяет венграм принимать для участия в нем делегации нетюркских народов. Так, в частности, в работе нынешнего Курултая примет участие делегация аваров из Дагестана. В работе Курултая в очередной раз примет участие делегация из славянской по языку Болгарии.

Что касается финно-угров, то они представлены в мире тремя государствами - Венгрией, Финляндией и Эстонией, при этом все они состоят в ЕС, и шестью территориальными автономиями (все в России). Географически весь финно-угорский мир за пределами ЕС ограничивается Российской Федерацией. Тюркский конгломерат народов, выражаясь языком Льва Гумилева, сейчас подает признаки пассионарности. Финно-угорский - нет.

Тюркский мир, таким образом, дает гораздо больше простора для культурного, экономического и политического взаимодействия венграм, чем маленький и внешне скучный в сравнении с ним мир финно-угров. Но, как известно, ласковое теляти двух маток сосет. Поэтому не надо удивляться тому, что спустя месяц после Курултая в Венгрии в сентябре 2012 года будет проведен очередной Конгресс финно-угорских народов. Но, как представляется, сейчас у венгров не хватает ни финансовых средств, ни широты души для работы сразу по двум направлениям внешней культурной политики. Нынешнее финно-угорское мероприятие проводится официальными венгерскими властями без особого желания и политического воодушевления. О причинах этого венгерского холода к современной "финно-угорской идее" и его проявлениях в преддверии всемирного конгресса финно-угров и будет следующая наша публикация.

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1560422.html#ixzz23KtHXunK
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Скоро миром будет править не «Группа восьми» и не «Группа двадцати», а «Группа нуля» ("L'Express", Франция)

27.07.2012, 11:53
распечатать статьюрассказать другудобавить в блог

карта мир карта глобус земля планета государства мировое сообщество


© Фото: SXC.hu

Кто же будет править миром завтра? Как организовать мировое правительство? Жак Аттали задает эти вопросы и предлагает несколько вариантов ответа на них.

Хочу привести здесь несколько выводов, сделанных мной по итогам увлекательной конференции, на которой около тридцати человек из пятнадцати разных стран собрались на этой неделе где-то в США лишь затем, чтобы обменяться идеями, - возможно, они будут полезны для нашей дискуссии.

1. В мире не так много мест, куда можно вот так запросто пригласить на два дня, с единственной целью подумать вместе, самых известных глав предприятий и новаторов из Кремниевой долины, высокопоставленных руководителей нескольких самых крупных инвестиционных фондов планетарного масштаба, несколько лучших экономистов англосаксонского мира, профессоров философии и экономии из Китая, ученых со всего мира, специалистов по наукам о нервной системе, о геноме, а также в области энергетики, врачей, дипломатов из Африки и Индии, и только двух европейцев, среди которых – ключевой персонаж немецкой политической жизни. Без коммюнике, предварительных инструкций и каких-либо рабочих документов. То, что я приведу далее – это лишь отрывки из моих личных выводов.

2. Америка сомневается в себе, поскольку американские элиты начинают понимать, что ее политическая система сегодня полностью парализована величиной предвыборных расходов, которые полностью передали и исполнительную, и законодательную власть в руки частных интересов и не позволяют принять ни одного непопулярного решения, в частности, по сокращению продолжающего расти неравенства.

3. Китай одновременно рассматривается как угроза, заменившая уже, к счастью, несуществующий СССР, и как пример, страна, которой завидуют из-за способности принимать решения, ориентируясь на долгосрочный период, чего не могут делать демократические страны.

4. Европу рассматривают как уже потерявшую свое место в Истории. Практически никто не верит, что европейские страны, даже если бы они этого хотели, могут спасти евро. И многие считают, что исчезновение единой валюты – это уже вопрос нескольких месяцев и даже недель.

5. По всеобщему мнению, основной, гигантский прогресс будет обеспечен благодаря расширению количества реальных и виртуальных сетей, способности контролировать запасы энергии, росту способности к обучению и возможности дистанционно моделировать любой объект в трех измерениях. Тогда мы сможем сосредоточиться на основной проблеме: как учиться лучше и быстрее? Как породить коллективный разум, способный думать быстрее, чем каждый отдельный человек, его составляющий.

6. Принимая во внимание такой невероятный технический прогресс, политика сталкивается с двумя основными вызовами:

a/ Нужно ли рожать больше детей, чтобы избежать создания слишком старого общества, зависящего от слишком маленького количества работающих? Или, наоборот, нужно рожать меньше, ведь технический прогресс приведет к исчезновению значительного количества профессий, не заменяя их на что-то еще?

б/ Как организовать мировое правительство, в котором каждый нашел бы отражение своих интересов, не рассчитывая на простую реорганизацию ООН?

После прочтения этих записок можно понять, что будущим, многообещающим миром будет править не «Группа восьми» и не «Группа двадцати», и даже не «Группа двух» в составе Китая и США, а скорее «Группа нуля», в которой власть будет принадлежать предприятиям, СМИ, НПО, картелям, - всеобщий хаос, где никто не сможет гарантировать, что дальше не будет еще хуже.

История УЙГУРОВ

Уйгуры - один из древних тюркоязычных народов. Они издавна расселены на территории Восточного Туркестана (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), Казахстана и Кыргызстана. Численность составляет 8-10 млн. чел. Уйгурский язык относится к карлукской группе тюркских языков. В истории развития уйгурского языка выделяются три этапа:

древний, состоящий из двух периодов - древнейшего (до 5 в.н.э.) и древнего (6-11 вв.);

средневековый, распадающийся на два периода: раннесредневековый (11-14 вв.) и позднесредневековый (14-18 вв.);

современный, делящийся на новый (18-19 вв.) и новейший (20 в.)1 .

На различных этапах своего развития уйгуры создавали свои государственные образования. Первый уйгурский каганат был создан на Хангае в 323 г., он просуществовал 200 лет, после столетнего перерыва, в 523 г. возник второй уйгурский каганат, просуществовав 80 лет, он был разгромлен в 603 г. Тюркским каганатом. В 743 г. На обломках Восточно-тюркского каганата на территории Северной Монголии был образован Третий уйгурский каганат, который пал в борьбе с древними хакасами в 840 г. Третий уйгурский каганат был феодальным государством с пережитками родоплеменных отношений. Однако, несмотря на эти пережитки, объединение уйгуров, образование каганата, провозглашение кагана с наследственной властью следует рассматривать как новый этап в этническом и политическом развитии уйгуров. Важным выражением определенного этапа в развитии сознания о необходимости этнического и политического единства было принятие самоназвания уйгуры. Новое объединение, в результате которого возник каганат и было принято общее для всех название уйгуры, оказалось более прочным этническим образованием, и его следует расценивать как смену родоплеменного союза народностью, а в области общественного развития смену родовых отношений феодальными2.
В Третьем уйгурском каганате были развиты земледелие, скотоводство, различные промыслы и ремесла. «Памятники говорят о самобытности уйгурской цивилизации. Хотя материальные культура уйгуров имеет глубокие центрально-азиатские

корни, но именно уйгуры начали серьезно насаждать в центрально-азиатских степях оседлую цивилизацию со строительством обширных многоквартальных городов и крепостей». 3
Уйгуры уже в начале 5 в. обладали высокой культурой, своей письменностью, уйгурское письмо развивалось из согдийского. 4 Вместе с согдийской письменностью уйгуры заимствовали с Запада и манихейство. Приняв в 762 г. манихейство, уйгурское общество ближе познакомилось с живописью и другими элементами согдийской культуры.
После падения Третьего уйгурского каганата в 840 г., на территории Восточного Туркестана уйгуры создали государство с центром в Турфане. Уйгурское государство в Восточном Притяньшанье (9-14 вв.) достигло высокой ступени развития во всех областях. Общая площадь государства равнялась примерно 500 000 кв. км. Границы проходили западнее Кучара и далеко восточнее Хами, севернее Урумчи и на юге у Хотана. В 902-1036 гг. было образовано Уйгурское Ганьчжоуское государство, а в 11-12 вв. существовало уйгурское Кучарское княжество.
До принятия ислама уйгуры исповедовали буддизм, манихеизм и маздокизм.
Бесплатный хостинг uCoz