Святилище убыхов в Агурском ущелье вблизи Сочи.

 

Загадка Ленина и гробница Тутанхамона

Ленин: миф и реальность

 «Нет, это не Инесса Арманд. Это другая женщина, зашифровавшая свое имя, – сказала в интервью Русской службе «Голоса Америки» профессор московской Высшей школы экономики Ирина Волкова. – Правда, один из инициалов можно расшифровать как «Елена». Между прочим, не исключено, что этим объясняется и происхождение псевдонима «Ленин». Связанного, скорее всего, вовсе не с расстрелом рабочих на Ленских золотых приисках, а с совершенно иными, значительно более интимными обстоятельствами».

Мона Лиза и марксист

«Коротка и до последних мгновений /нам известна жизнь Ульянова, /но долгую жизнь товарища Ленина / надо писать и описывать заново», – писал в 1924 году Владимир Маяковский. Увы, дело обстоит сложнее: даже сегодня об этом человеке известно намного меньше, чем принято думать.

Что же выплыло из тьмы забвения на этот раз? Мемуары подруги будущего вождя? Да, именно так. «Один из экземпляров этой книги, – рассказывает Ирина Волкова, – видел в Париже мой отец (В.К. Волков, 1930 – 2005 – известный российский историк, долгое время возглавлявший Институт славяноведения и балканистики РАН – А.П.). – Книга была издана в оккупированном Париже – по всей вероятности, летом сорокового года».

Дьявол, как водится, в деталях. «Советская пропаганда, – продолжает московский историк, – неизменно рисовала образ Ленина как великого знатока искусства. А вот неизвестная ленинская возлюбленная (она была, по-видимому, музыкантшей) придерживалась другого мнения. Однажды она послала ему открытку с репродукцией Моны Лизы. И вскоре получила ответное письмо с вопросом: «Кто эта красивая дама – твоя родственница или подруга?» Между тем жил Ленин на улице Мари-Роз: Лувр находился в пяти шагах…»

А вот другое свидетельство: записки Василия Оболенского – земского деятеля, в молодости не чуждого марксистских увлечений. «Дело было в Пскове, зимой 1899-1900 годов, – рассказывает Волкова. – Там, в ссылке, Оболенский оказался в одном марксистском кружке с Лениным. И как-то раз опоздал на заседание. Вошел в комнату, когда докладчик уже приступил к чтению доклада. Собственно, молодой Ленин (ему не было тогда и тридцати) читал вслух какую-то статью Каутского, причем весьма гладко и споро. Пробираясь к своему месту, Оболенский случайно бросил взгляд на лежавший перед выступающим текст. Каково же было его удивление, когда он увидел, что текст был немецкий – Ленин переводил прямо с листа. Тот, кому знакомы длинные немецкие фразы со строгим порядком слов, подтвердит, что переводить их с листа – дело совсем не легкое. Дело, стало быть, не в малограмотности: у Ленина, как свидетельствует и его неизвестная парижская приятельница, была одна страсть – достижение его партией власти, социальный переворот. Достопримечательности европейских городов его занимали мало…»

Перерисованный портрет

«Уберите Ленина с денег,/ так цена его высока», – писал когда-то Андрей Вознесенский. Мечта поэта-шестидесятника давно сбылась: лысый человек с бородкой вот уже много лет как перестал украшать российскую наличность. Причина тому, правда, не запредельная стоимость, но нечто прямо противоположное: высшие общественные добродетели сегодня воплощает не грассирующий предсовнаркома, а совершенно другие персонажи; один из последних –обольстительный и скорбный адмирал Колчак.

А ленинский миф – жив ли он сегодня? Окончательно ли он превратился в черную легенду? «Ленин неудобен, – считает проживающий в Лос-Анджелесе российский историк Анатолий Разгон. – Был момент, когда всех собак вешали на него. Потом это кончилось: о Ленине трудно говорить просто. Слишком уж противоречивая личность…»

Все-таки противоречивая? «Да, – убежден Анатолий Разгон, – и главное противоречие – между его теоретическими построениями – стройными, но незрелыми, – и практикой. А также отношением к этой практике».

Пресловутая ленинская противоречивость отмечалась уже современниками. «Милостивый государь Владимир Ильич, – писал в самом начале 1919-го года лидер эсеров Виктор Чернов, – …Вы не вор в прямом… смысле этого слова. Вы не украдете чужого кошелька. Но если вам понадобится украсть… народное доверие – Вы пойдете на все обманы… Вы себе «по совести» разрешили переступить через все преграды, которые знает человеческая совесть… История русской церковности… хорошо знает … властных основателей … «церквей», «кораблей» и «согласий», соединяющих в себе… фанатизм пустосвята с хитрецой расторопного… мужичка-ярославца…»

«Кстати, – подчеркивает Анатолий Разгон, – это был великий знаток человеческих душ. Сложный, трудный человек. И одновременно – чрезвычайно артистичная натура. Умевшая привлекать людей, неизменно находя, нащупывая тему, приятную собеседнику…»

…Политик давно отыграл свою роль. У мифа – своя жизнь. «При всем горячем желании приблизиться к оригиналу, он, как и раньше, далек от нас, – констатирует Ирина Волкова. – Причина – банальна: через образ Ленина каждый, кто говорит о нем, артикулирует свои собственные предпочтения. Обусловленные сегодняшними интересами…»

Примечательно, что для нынешних апологетов советского наследия Ленин – далеко не всегда положительный герой. «Не так давно появился документальный фильм («Тайны века. Кто заплатил Ленину» – А.П.), – продолжает Анатолий Разгон, – с участием Натальи Нарочницкой (Наталья Нарочницкая – заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной Думы РФ, историк и публицист, дочь одного из крупнейших представителей официозной советской историографии академика Алексея Нарочницкого – А.П.) – Главная его мысль: революция была сделана инородцами, отщепенцами. Сделана Лениным и Парвусом на немецкие деньги. Давняя концепция – кстати, в свое время озвученная Солженицыным в его неудачной повести «Ленин в Цюрихе»…»

Смена вех? Очередной отказ от наследства? «Ничуть не бывало, – считает Разгон. – Да, публично академик Нарочницкий словословил Ленина. А у себя в гостиной – аплодировал людям, гораздо более правым, чем Солженицын. Просто дочь последовательнее, чем отец. Как когда-то говорили: в КПСС – двадцать два миллиона человек. Есть все – от монархистов до анархо-синдикалистов. Понятно, что есть и черносотенцы…»

Ключ к пломбированному вагону

Политический миф не может обойтись без упрощения. Реальность многомерна. «Да, – рассказывает Разгон, – революционеры-интернационалисты – и большевики, и меньшевики, и эсеры – брали деньги у немцев. И создавали, скажем, типографии в Финляндии. Зачем? Вовсе не ради Германии – они боролись против братоубийственной войны».

«Тема это вечная, – продолжает историк, – но ведь они стремились вызвать брожение и в немецкой армии. Они были убеждены, что революция в России вызовет переворот и в Германии. В чем, кстати, частично оказались правы. Проблема в другом: с точки зрения Нарочницкой и ее единомышленников, Первая мировая война была для России Войной Отечественной…»

«Странная точка зрения, – считает российский этнограф и философ Юрий Семенов. – На мировой арене боролись два блока – и оба нуждались в союзниках. Каждый стремился привлечь Россию на свою сторону. Скажем, Франция не хотела воевать с Германией на одном фронте. Но почему французам и англичанам легко удалось вовлечь Россию в конфликт? Да потому, что у России был колоссальный внешний долг – прежде всего перед Францией. При этом России война была не нужна – наиболее проницательные царские чиновники (например, Дурново) сознавали, что даже в случае успеха она приведет лишь к усилению зависимости от Запада…»

Назад в прошлое: от Мавзолея к гробнице Тутанхамона

Историки спорят, а миф, повторимся, живет своей собственной жизнью. Миф или мифы? Царский, советский, снова царский? Какое место занимает в этой круговерти фигура Ленина? Эти вопросы мы адресовали специалисту по советской мифологии – заведующей Департаментом истории колледжа Велсли и сотруднику Гарвардского центра российских и евроазиатских исследований профессору Нине Тумаркин (Nina Tumarkin), автору известной книги «Ленин жив!» (Lenin Lives!).

Алексей Пименов: Профессор Тумаркин, что для вас было особенно неожиданным, когда вы начали изучать культ Ленина?

Нина Тумаркин: Прежде всего – краткость исторического промежутка, отделяющего погребение Ленина (со всеми связанными с ним ритуалами, в том числе возведением Мавзолея) от открытия гробницы Тутанхамона. (Напомню, что обнаружили ее в ноябре 1922 года.) Искусство бальзамирования, которым владели древние египтяне, поразило тогдашнее общество. И этот исторический контекст мне представляется очень важным.

А.П.: Говоря о Мавзолее в вашей книге, вы ссылаетесь и на русский народный монархизм, и на идеи Федорова, и на богостроительство Луначарского…

Н.Т.: Да, связь ленинского культа с русским наивным монархизмом не была для меня неожиданностью. Равно как и то, что Сталин, а также Зиновьев, принимая решение о бальзамировании Ленина, использовали эти настроения для легитимизации большевистской, а точнее – собственной власти. Но я думала, что все это было оранжировано сверху. Я не предполагала, что была столь сильная народная реакция на смерть Ленина. Эти огромные толпы людей – да еще на лютом январском морозе! И вот что важно: это было первое столь масштабное – и притом публичное – выражение народной скорби, первая публичная траурная церемония после Первой мировой войны. Сопоставимая, кстати, с воздвижением линкольновского мемориала в Вашингтоне. Это был своеобразный ритуал очищения, катарсиса.

А.П.: Но то было лишь начало ленинского культа. За которым последовали зрелый сталинизм, а потом и хрущевская оттепель. Шестидесятники… Образ Ленина использовался на всех этих стадиях, выражая различное, порой противоположное содержание. Благодаря чему это стало возможным?

Н.Т.: Вот это-то и делает образ Ленина таким интересным сюжетом для изучения. Да, различия тут были, и немалые: в двадцатых годах культ Ленина был пронизан скорбью. Любопытно, чествование вождя происходило в день его смерти, а не в день рождения. Цель, конечно, преследовалась политическая: легитимизация очень нелигитимного правительства. В общем, культ Ленина становится частью культа Сталина: помните формулу «Сталин – это Ленин сегодня»? Ну, а в шестидесятые – а точнее, еще раньше, незадолго до секретного доклада Хрущева, роль Ленина вновь меняется. В СССР начинают праздновать 22 апреля, день рождения вождя и праздник весны. Этот праздник – уже оптимистический: его смысловой центр – дедушка Ленин, окруженный детьми. Что, кстати, не соответствует действительности: детей он не любил. А цель – по-прежнему политическая:заменить поверженного Сталина.

А.П.: Да и в канун перестройки образ Ленина еще играл существенную роль – вспомнить хотя бы пьесы Шатрова. Там у Ленина уже явные черты диссидента…

Н.Т.: Да, но все-таки это явление, существовавшее только внутри художественной интеллигенции. Это не мейнстрим… Впрочем, не забудем, что и Горбачев – на том этапе – был в немалой степени ленинцем.

А.П.: Почему сегодняшние российские коммунисты предпочитают Ленину Сталина? При этом выступая за сохранение Мавзолея?

Н.Т.: Сталина они, как и многие другие, в частности, ветераны, считают организатором победы в Великой Отечественной войне – по существу, единственной победы СССР на международной арене. Вот и в недавно появившихся учебниках истории Сталин рассматривается как эффективный менеджер, как герой, возглавляющий и воплощающий сильную Россию, которую мир боится и уважает. А ведь при Ленине Россия была чрезвычайно слаба. А многие и просто возлагают на него ответственность за распад империи.

А.П.: А Мавзолей?

Н.Т.: Для многих это – великий символ России в двадцатом веке, символ Советского Союза, а вовсе не только Ленина. Место, где проходили парады, и где находится святыня: тело вождя-основателя державы. Своего рода сакральный центр страны. Это сложный комплекс чувств. И это символ того, что для миллионов людей означал СССР…

А.П: Есть ли в сегодняшней России другие культы, сравнимые с ленинским?

Н.Т.: При Ельцине была попытка создать своеобразный культ Николая Второго. Но не получилось. Сегодня существует что-то вроде культа Путина. Конечно, сравнивать эти явления трудно. Но главное – остается потребность в культе. Путин – это, так сказать, символ мужественности. В частности – для многих российских женщин. «Хочу такого, как Путин» – помните такую песню? Ну, а другого пока нет… Несмотря на одобрение некоторых аспектов сталинизма, возвращаться к чисткам, я думаю, не хочет никто.

А.П.: Ваш прогноз?

Н.Т.: Трудно сказать. Повторяю, увлечение лидерами прошлого, потребность в их сакрализации, – все это продолжается. Сохраняется и потребность в таком типе руководства. А вот интерес к Ленину слабеет. Судя хотя бы по опросам, Петр Первый – герой. Сталин – тоже. А Ленин – нет. Ибо архитектором великой державы – СССР – был не он…

СВЯТЫЕ КАМНИ ЧЕРКЕССКОГО НАРОДА

Ю.П.Кравченко (директор ООО "Лайт-2)

Г.Т-Г.Турикешев (доцент  педагогического университета им.Акмуллы)

М.И. Давлетов (директор ООО "Коинот)

      Кто знает, быть может, чудный сон приснился здесь два с половиной тысячелетия назад пророку Заратустре, когда он тайными тропами пробирался на юг, к огнепоклонникам. Путь его лежал из прародины ариев, которую сейчас называют "страной городов – Аркаим", раскинувшейся у подножья Уральских гор. Следуя к огнепоклонникам в Малую Азию через Кавказ, Заратустра не мог не посетить священное место, где когда-то был прикован и перенёс муки ради человечества титан Прометей. Уверен: случайным совпадением нельзя назвать тот факт, что в имени главного бога огнепоклонников есть имя Агуры-Ахуры... Бог огня и благоденствия у Заратустры так и назывался – Ахурой-Маздой. Впрочем, все благие боги у поклонников огня назывались – Агурами-Ахурами или Язатами... Ахуры по Авесте – божества, борющиеся против хаоса, тьмы, зла.
     В Индии от слова Агура-Ахура было образовано слово Агни. Оно почти без изменения перешло в русский язык – Агни-огнь-огонь.

 . Прометей, похитивший священный огонь у Богов и отдавший его людям, по легенде был прикован недалеко от берега Чёрного моря, к скале.
     Эта скала находится в центре курорта Сочи – в Агурском ущелье.

На этих землях издревле жили черкесы(убыхи).

Народ этот занимал территорию, обозначенную на современных картах "как всенародно любимый курорт" - Большой Сочи - от Адлера до реки Псызуапсе. Это - вдоль берега. И вверх, в горы - по ущельям рек Зюебзе, Лоу, Ниче, Батхь, Догомепсе, Психи, Хоста и др.
Убыхи представляли собой самостоятельный народ, однако, как считают многие исследователи, по обычаям, общественному укладу, по употреблению адыгского языка наряду с убыхским, они причисляли себя к адыгам. Форт Сочи, взятый царскими войсками 25 марта 1864 года, историки называют "сердцем убыхской земли".
Русский генерал Гейман, который практически поставил точку в существовании убыхов как народа, называл их не иначе, как шайкой. Убыхи, как и шапсуги (одно из племен адыгов) и другие народности, не прекращали сопротивление , поэтому царские сатрапы непременным условием прекращения войны ставили "совершенное очищение восточного Черноморского побережья и переселение горцев в Турцию". Что и свершилось. Александр Второй, "освободитель, гуманист, реформатор", не преминул выразить радость по поводу "счастливого оборота дел с убыхами".

Официально Кавказская война, длившаяся более двух столетий, завершилась в мае 1864 года, хотя сопротивление горцев продолжалось. К тому времени побережье опустело. По свидетельству французского географа Реклю, на пространстве в 10 тысяч квадратных километров, насчитывалось всего 15 тысяч жителей, из них 12 тысяч составляли абхазы, 600 черкесы, остальные - переселенцы.
. В результате Кавказской войны, основная фаза которой происходила в этой части Кавказа в 18591864 годов, большинство адыгов переселилось в пределы Османской империи. Оставшиеся были поселены на равнинных землях на левом берегу Кубани.

В 1864 российское правительство после окончания Кавказской войнынасильно выселило выживших убыхов в Османскую империю, где их потомки жили в илях Балыкесир, Болу, Дюздже, Сакарья, Самсун, Коджаэли, Кахраманмараши др.Фактически этот народ был истреблен русской армией во время Русско-Кавказской войны и вследстии массового переселения в Османскую империю. (около 10 тыс. в этнической группе по оценке 1975 года). Постепенно перешли на турецкий язык и адыгские языки таких же мухаджиров, живущих вокруг. Последний носитель убыхского языка в ТурцииТевфик Эсенч — умер в 1992в деревне Хаджиосман.

После выселения на Кавказе осталось 53 семьи (свыше 300 чел.) убыхов, поселённых в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка.

Убыхские общины управлялись Верховными владетелями из сильного дворянского рода Берзеков. Усадьба последнего владетеля Хаджи Берзека находилась на территории нынешнего Заречного микрорайона Центрального района Сочи.

Убыхи, без всякого сомнения, были сыновьями Кавказа. Это подтверждено трудами ученых. В письменных источниках V – VI веков этноним "апэху" передается как "брух", жили они близ Сочи на территории, которая носила название исчезнувшей речки – "Брухонта". Как свидетельствовал Услар, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их "убых", в то время, как себя этот народ называл "апех" или просто "пех".
Земли убыхов были разделены на три части. Эвлия Челеби, турецкий путешественник, посетивший эти места в сороковых годах XVII века, пишет, что часть убыхов жила на берегах рек Псезуапсе, Сочи и Хоста, углубляясь своими землями в горы. Разноязычность убыхов стала одним из источников версий об их этнической принадлежности. Исследователи прошлого отмечали на побережье, особенно в районе нынешнего Сочи, распространение адыгского, убыхского и абазинского языков, признавая при этом господство первого. Убыхи, жившие в горах, сохранили свой убыхский язык, который специалисты относили к адыго-абазино-абхазской ветви северокавказской языковой семьи.
Территория убыхов доходила до самого моря. На Субешхе, там, где кончается долина реки Шахе, обитали убыхи и шапсуги. В сороковых годах XIX столетия убыхами правил род Атквей, но к концу Русско-Кавказской войны своими предводителями они выдвигали людей из рода Берзедж. На левых притоках реки Сочи находилось селение легендарного Берзеджа Гирандука хаджэ. На правом берегу, вблизи впадения в нее реки Агуа находилось село известного предводителя Берзеджа Дагамуко Исмаила хаджэ. В верховьях реки Шахе находилось селение Бабуко Алим-Гирея.
От реки Шачэ (Сочи) до Агура располагались убыхские и абазинские селения. Из сочинений русского офицера Торнау явствует, что в них насчитывалось до десяти тысяч человек. Однако, точная численность убыхов была неизвестна, отдельные авторы считали, что их насчитывалось более 115 тысяч человек. В годы Русско-Кавказской войны убыхи проживали между реками Шахе и Хоста. Шапсуги соседствовали с ними с севера, а абазины – с южной стороны.
До появления русских на Кавказе убыхи были свободным народом, жившим по своим законам и традициям. Большинство из них составляли тфокотли, жили они достаточно обеспечено. Было у них много рабов, столько не было даже у шапсугов и абадзехов, в основном они занимались домашним хозяйством. Высшим сословием являлись орки, как и у шапсугов и абадзехов, но убыхские орки, были влиятельнее.
Сто убыхских семей выдвигали одного тхэматэ. Им мог стать человек из знатного рода, имеющий солидный возраст, отличающийся мужеством и красноречием, знающий Коран и искушенный в жизни.
Убыхи занимались скотоводством и земледелием, выращивали прекрасные сады и виноградники, разводили пчел, были хорошими мастерами кузнечного дела, изготавливали шелк, любили охоту и путешествия. Это были убыхи, жившие в горах. Селения, расположенные на побережье, больше занимались торговлей. Торговали не только с соплеменниками, но и с Турцией.
Адыги не считали торговлю достойным для себя занятием, она не должна была служить основным источником дохода. Торговлей занимались в основном приезжавшие к ним турки, греки и армяне. Даже оказавшись на чужбине, в Сирии, адыги в своих вновь созданных аулах сами не открывали магазины, предоставляя эту возможность арабам и армянам. Но среди убыхов находились умелые торговцы, которые владели кораблями.
Благодаря росту торговых отношений причерноморских адыгов с Турцией, мусульманская религия стала распространяться активнее. Ислам находил наибольшее распространение среди знатных убыхов и тех, кто поддерживал активные отношения с турками. Значительное число убыхов все еще оставалось вне зоны активного влияния ислама, именно поэтому при выборе тхэматэ учитывалось знание Корана. Надо отметить, что в условиях войны с Россией, ислам становился идеологией, способной объединить горцев в борьбе за свободу.

 Согласно данным барона Федора Торнау, русского разведчика времён Кавказской войны/ оставившем для нас подробнейшие мемуары, которые до сих пор являются наиболее достоверным источником по истории Сочинского Горного Черноморья, территорию между реками Сочи (Шъачэ) и Шахе (Шахэ)занимали убыхи. Как повествует сам Торнау:

«:Убыхи, которых некоторые считают народом особого происхожления-живут на юго-западной покатости гор, между реками Сочи и Шахе. На бере­гу моря они составляют, перемешавшись с шапсугами, несколько отдельных обществ: Хизе, Уордане (Вардане), Шмиткуадж (Чемит - куадж) и Зюеш -известных у черкесов под общим именем Ардона».

На территории современного Сочи проживало убыхское общество Саша (Шача; Шьача), давшее название реке и будущему городу-курорту. Народ Соцва был распространен до реки Агуры. Ближе к Абхазии,на территории от нынеш­него Сочи до Гагры, жили джигеты или садзы, считающиеся потомками легендарных зихив или джихов. Для удобства будем называть их- садзы.

Согласно последним данным (см, Черкессия. Историко-этнографичес-кие статьи. MЦTK «Возрождение» 1990 г, стр. 9, прим. 1), Садзы- это те же убыхи, но подвергшиеся ассимиляции со стороны абхазов, В итоге можно сказать, что всю территорию от нынешней Головинки до Гагры, занимал некогда единый народ убыхов-садзов. Баграт Шинкуба в своей книге «Пос­ледний из ушедших» oписываает тотальный геноцид убыхов со стороны Тур­ции. Некогда довольно распространённый самый загадочный народ прак­тически исчез до последнего человека в турецком плену вместе со своим представляющим огромный интерес для исследования языком. Барон Ф.Тор-нау в своих мемуарах сообщает, что у народа убыхов существовал свой собственный язык, абсолютно не похожий ни на одно из наречий абазинс-кого и черкесского языков. О садзах Торнау также пишет, что они говорят на 2-х языках: 1 -и - Абхазский; 2-й Язык Асадзипсуа- более древний род­ной язык садзов, не похожий ни на адыгейский, ни на абхазский, ни на Абазинский. Несмотря на это, наука до последнего времени относила весь этот народ то к абазинам, то к абхазам, то к адыгам, повидимому вслед­ствие скудных данных о языке убыхов и о народном языке садзов, асадзип-суа. Как бы то ни было, именно этот некогда единый, загадочный народ убыхов-садзов, имевший самобытный язык, обычаи и мифологию, и был известен в стародавние времена, как народ Ардона (Ордане). Именно этот народ и оставил после себя названия не только Вардане, но и Адлера, как это будет показано далее.
Однако ислам не смог вытеснить языческие верования убыхов, которые существовали, со временем, иногда переплетаясь с новой для убыхов религией.
Убыхи, как и другие адыги, продолжали чтить свои священные деревья, поляны, захоронения, имена народных героев. По воспоминаниям Броневского, посетившего в XIX веке черкесское побережье, "они соблюдают отличное уважение к старым дубам, и всякое колено имеет у себя такой дуб на примете. В известные дни, наипаче перед начинанием какого-либо важного дела, как-то перед походом против неприятеля, они становятся хороводом вокруг священного дерева, втыкают в него саблю или другое оружие, затем отправляют обряды, за коими следует пир…"
Белл еще застал священную рощу с крестами рода Аубла, побывал на поляне со священными деревьями и несколькими разбросанными могилами. Поляна Располагалась на возвышенном месте в Сочи. "Крест свешивался с ветви огромного старого дуба, к которому он был прикреплен железным подхватом, – писал Белл. – Эта интересная реликвия несомненное доказательство, что здесь когда-то господствовало христианство… Кресты были назначены для приема жертвований, которые заботливо оставляли до тех пор, пока они не превращались дождем и ветром в лохмотья. Некоторые лоскуты указывали на то, что пожертвования были сделаны еще не так давно".
Каким образом оказались в одном месте адыгские молитвенные места и кресты? Вейденбаум дает такой ответ: "Уже одна многочисленность священных рощ и почти полное отсутствие христианских храмов по черкесскому побережью доказывает, что почитание священных рощ предшествовало введению христианства, и что проповедь этого последнего или велась недостаточно энергично, или продолжалась очень недолго, успев внушить населению уважение к кресту, воздвигнутому среди рощ и лесов, на местах языческих алтарей. Но затем население, предоставленное самому себе, продолжало жить по-прежнему со своими старыми верованиями и даже самому символу христианства придало значение алтаря языческих божеств…"
Однако появление крестов среди адыгов связывать только с одним христианством было бы ошибочным. На древних керамических изделиях адыгов наряду с линейным и линейно-геометрическим орнаментом встречается и солярный знак – равноконечный крест. Он в адыгской мифологии олицетворял огненные силы природы, дающие свет и тепло человеку, видимо, поэтому крест мог означать схему костра. Ученый Ловпаче Нурбий видит в кресте перекрещивающиеся палки-поленья, в костре – символ огня и светила. Крест воспринимался адыгами и как знак солярного (солнечного) культа, указывающего на четыре стороны света. И Вселенную тоже делили на четыре элемента: небо, земля, вода и подземелье. Если с кем-то случалось несчастье, скажем, упал с коня, забодал бык, место, где это произошло, очерчивали в круг, чтобы нечистая сила не могла попасть туда. Этот знак ставился на кувшине или чашке, из которых пил или ел больной. Представлялось, что это изгонит из тела болезнь.
Многие авторы, писавшие об адыгах, например, Ж.Б.Тавернье, Л.Е.Люлье, отмечая черкесские кресты, указывали на египетскую форму креста – трехконечную. "Единственный символ предмета поклонения их (адыгов – Авт.), – писал Л.Люлье, – есть деревянный крест особой формы, в виде буквы Т, прислоненный к дереву". Т – для адыга – это символ солнца, Бога. Этим и объясняется особое отношение древних адыгов к кресту, которого защищали ожесточенно, как священные деревья.
Когда русские войска в 1837 году высадились на берег Черного моря, адыги, чтобы спасти свои священные деревья, обносили их глубоким рвом. Они делали подарки священному дереву, вешали на его ветвях оружие, молились и просили его подарить им удачу во всех делах, исцелить больных, и каждый считал своим долгом защищать его. Народ свято верил в то, что тот, кто срежет ветку с дерева, умрет, а срубивший священное дерево навлечет беду на весь свой род, уничтожение же целой рощи могло привести к гибели целый народ. За нарушение святых обетов предков Бог непременно накажет.
Верещагин в своем путешествии по Черноморскому побережью Кавказа в 1870 году наблюдал много священных рощ, чаще всего вблизи покинутых убыхских селений в долинах рек Шахе, Буу и других. Одно дерево Верещагин особо выделил. Это была белолистка из рода серебристого тополя, стоящая на красивой поляне на левом берегу реки Сочи, в одиннадцати километрах от ее устья. Окружность дерева была четырнадцать метров, в диаметре четыре с половиной метра. Под этим деревом убыхи во главе с Берзедж Гирандуко хаджэ в конце марта 1864 года провели последнее народное собрание перед их выселением.
В монографиях В.И. Марковина, известного исследователя мегалитичес­кой культуры на Западном Кавказе, речь в основном идёт о дольменах. Мен­гиры упоминаются крайне редко да и то в виде вертикальных «частоколов», образующих как бы маленький «дворик-плошадку» перед порталом дольмена. Отдельно стоящие менгиры для Кавказа  не характерны, тогда как в Евро­пе, как южной (Долина Филитоза на Корсике), так и в северной (особенно в северо-западной части Франции), они встречаются довольно часто. Ог­ромное количество самых разнообразных, диковинных, вертикально сто­ящих «камней», встречается в Англии, Уэльсе, Шотландии и Ирландии. Великое множество их находится во французской провинции Бретань. Так, у основания полуострова с почти палестинским названием Киброн (где/ кстати, добывают самых лучших в мире устриц), - находится городок с довольно любопытным названием - Карнак. Случайны эти совпадения или нет, но в Палестине есть свой Хеврон (уже упоминаемый ранее); тогда как в Египте есть свой Карнак, где находится храм, посвящённый солнечному божеству Аммону-Ра и аллея бараноголовых сфинксов. Бретонский Карнак буквально усеян удивительными вертикально стоящими тоже в виде аллей камнями различной величины.

Река Кудепста в г.Сочи сама по себе привлекательна для отдыха. Места здесь живописные, много полян, купален. Недалеко от посёлка Кудепста, возле небольшой рощицы довольно редкого в наших краях пробкового дуба, в урочище Дубравное, Вас ожидает еще один сюрприз. Удивительный арте­факт, посланец далёких эпох, условно называемый местными «Черкесский камень». Специалисты считают, что когда-то в древние времена он был жертвенником. Весьма любопытна его форма. Если посмотреть на него сверху, он может напомнить Вам какую- то «неведому зверушку» с клю-

вом птицы и туловищем зверя. Камень этот довольно внушительных разме­ров; несколько треугольной формы до 5 м- длиной- Загадочны два углубле­ния в фирме кресел для сидения. О подобных каменных креслах, встреча­ющихся в других местах планеты, сообщает Г. Уилкинс в своей увлекатель­ной книге «Затерянные города Южной Америки»:

«В Гуаякильском музее, на побережье Эквадора/ я увидел необыкно­венные кресла из камня, которые выглядели так, будто они прибыли сюда из-за бескрайних морей, из старого Корнуолла, что недалеко, от Св. Юста, или из излюбленных феями или эльфами руин замка Карибреа, где древние короли Корнуолла или белобородые жрецы-друиды восседали на гранитных сидениях и опустошали огромные золотые кубки меда; и тогда из бронзовозолотых труб раздавались самые невероятные звуки, какие только бывают под этой мистической луной! И все же сюда эти каменные кресла попали из северных районов Эквадора, где существует поле, на котором подобные си­дения располагаются по кругу. Какая народность древней Южной Америки устраивала это тайное собрание и восседала в этих громадных каменных креслах? И не напоминало ли всё это встречи на Уилтширской равнине в Стоунхендже или на холмах Вендеи/ или среди кромлехов Бретани?».

Каково же было назначение этого удивительного жертвенника с креслами  в Кудепсте и загадочными корытообразными резервуарами и чашами, выдолбленными на верхней поверхности камня? Интересно бы знать, что за жертвы приносились здесь, и кто сидел в этих креслах? Около «Черкесского камня» находится ещё одна каменная глыба таких же размеров с такими же «чашками». А совсем неподалёку от обоих глыб - фундамент какого- то средневекового здания.

Эти удивительные камни со следами обработки специалисты относят к мегалитической эпохе (в отличие от средневекового здания), а, следова­тельно, они являются современниками дольменов, менгиров и других по­добных/ рассеянных по всему белому свету, мегалитов.

Район города Сочи представляет собой достаточно труднопроходимую горную зону. Практически девственный колхидский лес с обильной зеленой растительностью в летний период, многочисленные колючки, лианы, заросли рододендрона, а также крутые обрывистые горные склоны, - все это чрезвычайно затрудняет движение по этой местности. Возможно, именно эти факторы сослужили добрую службу в сохранности многих сочинских дольменов.

Фото Святилище убыхов в Агурском ущелье вблизи Сочи

Кудепстинский жертвенный камень принадлежит к разряду уникальных.

Этот памятник представляет собой глыбу песчанника, в которой выбиты два "сидения". Позади сидений сделано подобие некоего ложа.
С левой стороны "ложа" на глыбе имеется серия чашевидных знаков.
Интерпретируя культовую принадлежность этого камня, можно представить женщин - "богинь" восседающих на этих сидениях. Лица этих женщин должны быть обращены в сторону восхода Солнца - именно такова ориентация "фасада" культового камня. На "ложе", предположительно, в этот момент был помещен безвременно усопший, или же человек, приносимый в жертву во время проведения ритуала символического возрождения.
Культовое сидение, расположенное в бассейне р. Кудепста; высечено в глыбе песчанника 5х5 м , в северо-восточной части глыбы высечены два углубления в форме сидений, позади сидений выбиты несколько чашевидных знаков и крупное чашеобразное углубление диаметром ок. 0,20 м

В 2004 г впервые были произведены измерения энергетики Черкесского(Кудепстинского камня)с помощью прибора ИГА-1.
Прибор показал границу действия этого камня на расстоянии 8-12 м вокруг него, там же сразу меняется и радиоактивный фон с 12 микрорентген до 6(гамма излучение). Измерения бетта - радиоактивности в районе Кудепстинского камня проводилось с помощью дозиметра ДРГ-05М.
В основном источником бетта-радиации является Солнце, т.е. она фиксируется только на освещенной поверхности Земли.
Например в районе Кудепстинского камня бетта - радиация фиксируется около 50 единиц при направлении дозиметра на Солнце в полдень, и 10-12 единиц в 18 часов по местному времени. Измерения вокруг Кудепстенского камня проводились в пасмурную погоду.
На расстоянии от камня 100 м. бетта - радиация не фиксируется. Затем при подходе к камню на расстоянии около 50 м. начинает фиксироваться фон бетта - излучения 0,2 - 0,3 единицы, в районе 25 м. от камня 1 - 1,5 единицы, а непосредственно у камня 2 - 2,5 единицы.
Эти измерения проводились несколько раз, как в полдень, так и в 18 часов, показания не изменялись.   

 Из-за плохого качества изображения фотографии продублированны в солнечную погоду.
Учитывая то, что дозиметр ДРГ-05М не тарируется по бетта - радиации, показания даны в относительных единицах, которые показывал прибор. Кроме того, так как дозиметр для этой задачи использовался на нижнем пределе измерений, планируется продолжить эти исследования с более чувствительной аппаратурой для контроля бетта - радиации.
Следует отметить, что у нас есть опыт измерений бетта - радиации дозиметром ДРГ-05М на развалинах древнего городища Аркаим (цивилизация близкого периода с Сочинскими дольменами), где также в ночное время фиксируется бетта - радиация.

Также были проведены измерения биополя человека прибором ИГА-1 до и после посещеня дольмена. После 10-минутного нахождения в радиусе действия дольмена, прибор ИГА-1 зафиксировал увеличение биополя на 10-30см (проверялись разные возрастные группы).

Был поставлен опыт с зарядкой на мегалите Черкесский камень воды  из минерального источника, находящегося неподалку.    

 Воду заряжали на мегалите  в течении 30 минут, и прибор также зафиксировал увеличение поля.
Также проводился контроль зарядки воды бетта-частицами. Воду брали из минерального источника, находящегося на расстоянии 300 м. от камня, где бетта-радиация в тени равна нулю. Воду наливали в полиэтиленовую тару и поместили на Кудепстенский камень на 30 минут. Затем эту воду вновь уносили на расстояние 300 м. от камня, при этом бетта-радиация там сохранялась в пределах 1-1,2 единицы в закрытой таре и 0,3-0,4 единицы в открытой таре. Примерно через 30 минут бетта-частицы из воды уходят.

 Проводилось радиопрослушивание профессиональным приемником вокруг Черкессого камня, и был зафиксирован устойчивый рвдиосигнал на частоте 106 кгц, который не идентифицируется как сигнал радиомаяков или радиостанций или как промышленная помеха, при отходе  от этого места интенсивность сигнала падает, а в жилых кварталах Кудепсты совсем пропадает.

Фото Священные деревья убыхов

 Выше на горе над Черкесским камнем растет громадное дерево в шесть обхватов, что говорит о том, что это место являлось древним убыхским святилищам. 

В последующие годы не подалеку от Черкесского  камня был найден еще один мегалит в виде каменного зеркала также обладающий повышенной энергетикой. В 2009 и 2010 г.  проводились научные исследования этих двух мегалитов приборами ИГА-1 и методом биолокации совместно с профессором Вологодского госуниверситета, специалистом по Северным святилищам Бруновым В.В., который в течении календарного года приезжал в г.Сочи четыре раза, результаты изложены в докладах     

В 2010 г. по близости было найдено еще два каменных   зеркала   обладающих повышенной энергетикой.   Начаты поиски священных камней убыхов в других районах г.Сочи. В переводе Уч-Дере означает-Три ущелья. Уч - Дёре, это один из круп­ных выступающих в море мысов. Северная оконечность мыса находится в районе площадки Горный воздух (к северу от Лоо), здесь в море впадает речка Уч - Дере, начинающаяся высоко в горах в районе одноимённого посёлка. На юго - востоке, мыс, сделав ещё одно колено, тянется до само­го посёлка Дагомыс. Очевидно, что мыс Уч-Дере был весьма почитаемым местом у горцев-убыхов, о чём свидетельствует название речки Битха, впадающей в море на мысе Уч-Дере. Согласно местному преданию, сам мыс в древности назывался - мыс Быттхы- Битха или Бытха была птицего­ловой богиней/ покровительницей племени убыхов. Другое её святилище с базальтовой скульптурой-фетишем в виде орлиноголовой богини находи­лось на священной горе Бытха в нынешнем Сочи.

Убыхское название Бытха связано с языческим божеством. В источниках говорится о существовании изображений большой и малой Бытх. Местоположение малой известно — Лувр. Историю о том как она туда попала в свое время живописно описал Баграт Шинкуба (книга «Последний из ушедших»).
Местопложение же Большой Бытхи это гигантская загадка для всех сочинских кладоискателей. По сохранившимся описаниям и топонимике идентифицировать местоположения святилища пока никому не удалось.

    Но после долгих поисков нам удалось найти один из священных камней убыхов и на Бытхе: Найдена также поляна,  на которой согласно Баграта Шинкуба,  наверно и собирались  убыхи   перед последними переговорами с царским генералом.  Мы стояли под этими деревьями казалось что слышны через века ржание коней и бряцание оружия.   

 Всех  кто интересует история черкесского народа  и его древние  святыни приглашаем на регулярные семинары и экскурсии в г. Сочи:

Заявки на участие принимаются по E-mail  astra.47@mail.ru    

Бронирование жилья в Сочи по E-mail  stiffa@yandex.ru   

Размещение в частном секторе от 350р., в гостиницах от 900р. в сутки. 

Тел. в Сочи  8988 504 7397 

                                               Литература 

  1. А.С. (СССР) № 321662c - 1990 г. Способ исследования электростатических полей поверхностей . Кравченко Ю.П. и др.
  2. А.С. (СССР) № 1828268 от 13.02.1990 г. Способ исследования электростатических полей поверхностей, Кравченко Ю.П. и др.
  3. Патент РФ № 2080605 от 27.05.1997 г. Способ исследования электромагнитных полей поверхностей, Кравченко Ю.П. и др.,
  4. Свидетельство на полезную модель РФ № 2448 от 16.05.1997 г. Устройство для электромагнитной разведки, Кравченко Ю.П., Савельев А.В. и др.,
  5. Свидетельство на полезную модель РФ № 4902 от 16.09.1997 г. Устройство для оценки электромагнитного поля биообъекта, Кравченко Ю.П., Савельев А.В. и др.
  6. Патент РФ № 2118124 от 27.08.1998 г. Способ оценки электромагнитного поля биообъекта и устройство для его осуществления, Кравченко Ю.П., Савельев А.В. и др.
  7. Кравченко Ю.П., Савельев А.В. Электромагнитная компонента биополя, ее измерение, оценка и применение в медицинской технике . Доклады 5-го международного конгресса БЭИТ-2002, г.Барнаул, 2002 г.
  8. Кравченко Ю.П.   «Камни Аркаима», Доклады 4-го международного конгресса Биоинформатика. Биоинформационные и биоэнергоинформационные технологии(«БЭИТ-2001»), г.Барнаул, 2001 г.
  9.  Кравченко Ю.П.  «Камни Аркаима похоже действительно лечат». Воскресная газета (г.Уфа) 11-17 янв.2001 г.

10. Акневская Д.А., Кравченко Ю. П., Кравченко С.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ МЕГАЛИТА АППАРАТУРНЫМИ МЕТОДАМИ Доклады VIII Международного научного конгресса "БИОИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, В СОЦИАЛЬНОЙ И В ДУХОВНОЙ СФЕРАХ" ("БЭИТ-2005"), Г. МОСКВА 2005 Г.

11. В.В. Брунов  ОБ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ЛЮДЕЙ СВЯТИЛИЩ, РАСПОЛОЖЕННЫХ БЛИЗ Г. СОЧИ.  Доклады конференции НАУКА, КУЛЬТУРА, ОЗДОРОВЛЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

15-17 октября 2009 года, Вологодский государственный технический университет 

12. В.В. Брунов, Ю.П. Кравченко, Н.П. Брунова  НОВОЕ ОТКРЫТИЕ СОЧИНСКИХ ДОЛЬМЕНОВ, Материалы Второй международной научно-практическая конференции «Наука, культура, оздоровление, становление личности»., 1 по 7 мая 2010 года, КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 13. В.В. Брунов, Ю.П. Кравченко, Н.П. Брунова НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СОЧИНСКИЕ МЕГАЛИТЫ ,Материалы Второй международной научно-практическая конференции «Наука, культура, оздоровление, становление личности»., 1 по 7 мая 2010 года, КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

 

Черкесы и Россия: научные открытия и политический сценарий

Интервью с профессором Макмастерского университета Джоном Коларуссо

Джон Коларуссо
Фото VOA

Джон Коларуссо

Профессор Макмастерского университета в Канаде Джон Коларуссо – один из немногих в мире лингвистов, специа… Продолжение »

 

Население США и России: что показала перепись

Эксперты о демографических тенденциях в обеих странах

Директор Бюро переписи США Роберт Гроувс объявляет официальные результаты переписи населения (архивное фото)
Фото AP

Директор Бюро переписи США Роберт Гроувс объявляет официальные результаты переписи населения (архивное фото)

Что общего между Чечней и Невадой?

В конце марта в России были представлены предварительные результаты переписи 2010 года. По сравнению с предыдущей переписью 2002 года население России сократилось на 2,2 миллиона и составило 142,9 человек.

На четверть уменьшилось население Корякского округа Камчатского края – это наиболее значительный спад по РФ. Численность населения также сократилось более чем на 10 процентов в Республике Коми, Ингушетии, Курганской области, Камчатском крае и Магаданской области.

Наиболее высокий прирост населения наблюдается в столице – в Москве число жителей увеличилось почти на 11 процентов, достигнув 11,5 миллионов человек. Численность населения в Московской области и Агинском Бурятском автономном округе Забайкальского края также увеличилось в среднем на 7 процентов.

Почти во всех республиках Северного Кавказа, кроме Кабардино-Балкарии и Ингушетии, наблюдается прирост населения. В Чечне и Дагестане население увеличилось на 15 процентов – это самый большой показатель по РФ. Однако этот прирост никак не способен компенсировать общее падение количества российского населения.

Обратная тенденция наблюдается в США, где в 2010 году тоже прошла перепись населения. По ее данным, за последние 10 лет в стране прибавилось 27 миллионов жителей. По сравнению с 2000 годом население увеличилось на 9 процентов и составило 308 миллионов 745 тысяч 538 человек.

Наиболее интенсивный рост численности населения отмечен в Неваде – за минувшее десятилетие в этом штате стало на 35 процентов больше жителей. Самым многочисленным населением обладает Калифорния – там проживает более 37 миллионов человек. Самый малонаселенный штат – Вайоминг, где насчитывается около полумиллиона жителей.

Согласно опубликованным 24 марта данным переписи населения 2010 года, более половины прироста населения страны за последние 10 лет составили латиноамериканцы. По прогнозам специалистов, вскоре число проживающих в США выходцев из Латинской Америки превысит 50 миллионов.

Как убедить женщину рожать?

Мюррей Фешбах, старший научный сотрудник Международного центра Вудро Вильсона, напоминает, что на демографические процессы в России, так же как и в Соединенных Штатах, влияют три фактора – уровень рождаемости, уровень смертности и миграция. Однако соотношение этих факторов в США и в России принципиально разное. С момента распада СССР, уровень рождаемости в Российской Федерации заметно отставал от уровня смертности, а внешняя миграция не замещала разрыва между двумя показателями.

Несмотря на то, что за последние несколько лет рождаемость в России выросла, но не достигает уровня простого замещения поколений, который должен быть не ниже 2,15. «Этот показатель неравномерно распределен по территории страны. Например, на юго-западе страны уровень рождаемости высокий, возможно по религиозным причинам, – подчеркивает американский эксперт. – В других местах мы наблюдаем отток мужского населения из-за внутренней миграции».

Однако, по оценкам Фешбаха, в ближайшие годы будет наблюдаться еще более резкое сокращение населения. «Начиная буквально со следующего года число женщин репродуктивного возраста – от 20 до 29 лет – будет стремительно сокращаться. Это будет отголосок периода с 1987 г по 1999 г., когда рождаемость в России сократилась почти на 50 процентов», – комментирует он.

Такую демографическую опасность предвидит и первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматуллин, подчеркивая, что в России и дальше (примерно на 15 процентов) будет сокращаться количество женщин детородного возраста. А в целом, считает этот эксперт, за последние два десятилетия, Россия из-за социально-экономических катаклизмов «потеряла» около 8 миллионов «неродившихся детей».

Инициативы российского правительства последних лет, и в частности, создание так называемого «материнского капитала», по мнению профессора Нигматуллина, принесли определенный положительный эффект, однако, чтобы выйти из демографического провала и вернуться хотя бы к воспроизводству населения необходимо «мощнейшее стимулирование улучшения жилищных условий для молодых семей».

В свою очередь весьма скептически оценивает эффективность госвыплат за рождение второго и третьего ребенка в каждой семьей директор Центра по изучению России доктор философских наук Игорь Чубайс. Эксперт называет эту практику «чрезвычайно забюрократизированной», что делает получение денег крайне затруднительным.

Кроме того, считает аналитик, для того, чтобы женщина в российском обществе, предпочла роль многодетной матери другим современным социальным ролям, необходима смена не только экономической, но и идеологической парадигмы. «Поэтому материнский капитал – это только один шаг, когда надо пройти десять тысяч миль», – полагает он.

Вымирание как форма социального протеста

«Но даже увеличение рождаемости при сохранении нынешнего высокого уровня смертности ничего не даст, – продолжает разговор доктор философии Игорь Чубайс. – Знаете, это все равно, что лить новую воду в емкость с дырявым дном, причем когда эта дыра продолжает увеличиваться…»

Такую «неестественно высокую смертность» Игорь Чубайс во многом связывает со «сверхпотреблением» спиртного, а причину этой «социальной болезни» видит в том, что нынешняя российская власть «не оставляет миллионам людей достойного места ни в экономике, ни в политике».

В свою очередь Мюррей Фешбах обращает внимание на следующую статистику. Уровень заболевания туберкулезом – одно из показательных отличий между США и Россией. В США, где населения в более чем два раза больше, от туберкулеза ежегодно умирают 650 человек. В России это число превышает 25 тысяч. Но это без учета того, что две трети ВИЧ-инфицированных заражены туберкулезом.

Уровень сердечно-сосудистых заболеваний в России, отмечает американский аналитик, превышает показатели в США в три раза и также является одной из главных причин ранней смертности.

Несмотря на то, что уровень смертности в России все-таки сократился за последние несколько лет, смертность в этой стране катастрофически высокая, – соглашается Николас Эберстадт из Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute).

По словам эксперта, нынешняя молодежь в России будет жить меньше, чем их родители. «Возвращение к показателям смертности прошлых поколений уже будет считаться большим успехом для этой страны», – подчеркивает он. А ведь продолжительность жизни в России сегодня ниже, чем в Индии, подчеркивает Эберстадт.

Напомним, что по данным последней переписи в Индии, прирост населения в этой развивающейся стране за последние 10 лет составил 181 миллионов.

Спасут ли Россию мигранты?

Николас Эберстадт убежден, что негативные демографические процессы в России отразятся на экономическом росте и международном влиянии страны. Единственный способ заместить убывающее население – это допустить в страну больший приток иммигрантов, заключает он.

В свою очередь, Мюррей Фешбах, отмечает, что в отличие от США, приток мигрантов в Россию недостаточен для роста населения. По его словам, пик миграции в Россию пришелся на 2008-2009 годы, и есть основания полагать, что в ближайшее время этот процесс пойдет на убыль.

Наконец Игорь Чубайс добавляет, что, конечно, приток так называемых гастарбайтеров не решает кардинально демографическую проблему страны, однако этот процесс можно только приветствовать. «И если уж Россия юридически объявила себя правопреемницей СССР, то было бы логично предоставить всем жителям, родившемся в бывшем Советском Союзе, право на российское гражданство», – заключает этот эксперт.

 

Вторник, 26 июля 2011

Черкесский геноцид обсудили в Аргентине

Международная ассоциация исследователей геноцида изучает «черкесский вопрос»

Фото VOA
 
Уолтер Ричмонд
Уолтер Ричмонд

Черкесы США обратились к ученым с просьбой об изучении геноцида черкесского народа во время Русско-Кавказской войны 19 века. Делегация черкесов из Соединенных Штатов представила доклад о положении этнических черкесов на родине и в изгнании на 9-м форуме Международной ассоциации исследователей геноцида (МАИГ, International Association of Genocide Scholars). Конференция под названием «Правда. Память. Справедливость. Восстановление» состоялась в столице Аргентины Буэнос-Айресе в конце минувшей недели.

«Включение черкесского геноцида в программу МАИГ ставит эту проблему на один уровень с широко известными и изученными геноцидами в истории человечества, что повлечет рост интереса к этому вопросу в мировой академической среде», – сказал «Голосу Америки» Уолтер Ричмонд (Walter Richmond), профессор Occidental College в Аризоне, автор книги о Северо-западном Кавказе (The North Western Caucasus).

Профессор Уолтер Ричмонд выступил на конференции со специальным докладом о черкесском геноциде.

Фатима Тлисова: В чем особенность этой конференции и данной платформы?

Уолтер Ричмонд: Проведение подобной конференции в Южном полушарии (а это произошло впервые в истории МАИГ) служит демонстрацией того, что сфера деятельности Ассоциации исследователей геноцида охватывает весь мир.

Ф.Т.: Кто принял участие в конференции – какие страны, народы?

У.Р.: По понятной причине было много участников из Аргентины, но также были ученые из США, Польши, Великобритании, Германии, Руанды и многих других стран.

Интересно, что всю делегацию ученых из Боснии задержали в аэропорту и не позволили вылететь из страны, в итоге они не смогли принять участие в конференции. Ученого из Руанды также не выпустили власти страны. Ограниченным было участие ученых с Ближнего Востока и из Азии, хотя вопрос этот обсуждался, и Совет ассоциации заверил присутствующих в стремлении расширить географию участников МАИГ во всех уголках мира.

Ф.Т.: Профессор, расскажите о вашем докладе – каковы ключевые моменты и выводы? На чем базировалось ваше исследование?

У.Р.: Моя презентация называется «Развенчание российской истории: черкесский геноцид в свете тбилисских архивов». Я использовал архивные документы царской канцелярии и мемуары российских генералов и чиновников, чтобы развенчать целую серию мифов, последовательно используемых правительствами Российской империи, СССР и Российской Федерации в противовес определению действий российской армии в Черкесии как геноцида. Вот короткий перечень этих установок:

– Черкесы представляли угрозу безопасности России;
– Россия предлагала черкесам переселиться на плодородные земли внутри России;
– Россия была удивлена огромным количеством черкесов, эмигрировавших в Турцию;
– эмиграция была добровольной и мотивировалась религиозными предпочтениями;
– Россия сделала все возможное, чтобы уменьшить страдания черкесов;
– массовая гибель черкесов была вызвана проблемами управления в Турции, но не в России.

Все эти утверждения – историческая фальсификация, я смог собрать в архивах и мемуарах фактическое опровержение каждого из этих установок. Историческая правда о геноциде черкесов содержится в собственных архивных документах Российской империи, значительная часть которых находится в Национальных архивах Грузии. Они изучены пока только поверхностно, поэтому в числе моих рекомендаций для МАИГ – детальное исследование архивов в Тбилиси, так как они могут заполнить пробелы истории черкесов и других народов Кавказа в годы войны 19 века.

Ф.Т.: Какова была реакция на ваш доклад, ведь о черкесском геноциде в мире не так широко известно, как, скажем о геноциде в Руанде?

У.Р.: Реакция была очень позитивная и заинтересованная. После презентации я общался с армянским ученым, женщиной, которая была озабочена использованием термина «геноцид» в отношении черкесов. Я объяснил, что, исходя из принятого определения геноцида, Россия действительно виновна в создании условий, приведших к гибели большей части черкесского населения. Армянский ученый с моими доводами согласилась.

Ф.Т.: Какое влияние, по вашему мнению, включение в программу МАИГ и в частности эта конференция окажет на будущее «черкесского вопроса»?

У.Р.: Я думаю, что важнейшее влияние окажет обращение черкесов к МАИГ о признании черкесского геноцида академическим сообществом. Лидер черкесской организации из Нью-Джерси Ияд Йогар (Iyad Yogar) представил это обращение на конференции, в результате Совет ассоциации запросил историческую справку, которую я подготовлю в приложение к официальному заявлению черкесских организаций.

Ф.Т.: Какое влияние эти события способны оказать на предстоящие в 2014 году Олимпийские игры в Сочи? Известно, что ряд черкесских организаций в диаспоре и на Кавказе протестуют против Олимпиады в Сочи.

У.Р.: Я сомневаюсь, что российское правительство может изменить свои планы по поводу Игр, но по крайней мере, Игры в Сочи обеспечивают черкесским активистам платформу для привлечения внимания к своим проблемам.

После того, как я выслушал великолепные доклады множества других ученых, я утвердился в убеждении, что все нации, осуществившие геноцид в отношении других наций, не желают признать совершенное, используя тактики, подобные тем, что использует российское правительство, для отрицания геноцида.

Я не ожидаю, что проблема черкесского геноцида будет решена в ближайшее время. Публичный анализ российских действий в Черкесии должен восприниматься как долгосрочный проект – как часть общей стратегии восстановления справедливости в отношении черкесов, призванной помочь им сохранить свой народ и перейти в новый этап своей истории.

Бесплатный хостинг uCoz