Святилище убыхов в Агурском ущелье вблизи Сочи. |
Загадка Ленина и гробница ТутанхамонаЛенин: миф и реальность «Нет, это не Инесса Арманд. Это другая женщина, зашифровавшая свое имя, – сказала в интервью Русской службе «Голоса Америки» профессор московской Высшей школы экономики Ирина Волкова. – Правда, один из инициалов можно расшифровать как «Елена». Между прочим, не исключено, что этим объясняется и происхождение псевдонима «Ленин». Связанного, скорее всего, вовсе не с расстрелом рабочих на Ленских золотых приисках, а с совершенно иными, значительно более интимными обстоятельствами».
Мона Лиза и марксист «Коротка и до последних мгновений /нам известна жизнь Ульянова, /но долгую жизнь товарища Ленина / надо писать и описывать заново», – писал в 1924 году Владимир Маяковский. Увы, дело обстоит сложнее: даже сегодня об этом человеке известно намного меньше, чем принято думать. Что же выплыло из тьмы забвения на этот раз? Мемуары подруги будущего вождя? Да, именно так. «Один из экземпляров этой книги, – рассказывает Ирина Волкова, – видел в Париже мой отец (В.К. Волков, 1930 – 2005 – известный российский историк, долгое время возглавлявший Институт славяноведения и балканистики РАН – А.П.). – Книга была издана в оккупированном Париже – по всей вероятности, летом сорокового года». Дьявол, как водится, в деталях. «Советская пропаганда, – продолжает московский историк, – неизменно рисовала образ Ленина как великого знатока искусства. А вот неизвестная ленинская возлюбленная (она была, по-видимому, музыкантшей) придерживалась другого мнения. Однажды она послала ему открытку с репродукцией Моны Лизы. И вскоре получила ответное письмо с вопросом: «Кто эта красивая дама – твоя родственница или подруга?» Между тем жил Ленин на улице Мари-Роз: Лувр находился в пяти шагах…» А вот другое свидетельство: записки Василия Оболенского – земского деятеля, в молодости не чуждого марксистских увлечений. «Дело было в Пскове, зимой 1899-1900 годов, – рассказывает Волкова. – Там, в ссылке, Оболенский оказался в одном марксистском кружке с Лениным. И как-то раз опоздал на заседание. Вошел в комнату, когда докладчик уже приступил к чтению доклада. Собственно, молодой Ленин (ему не было тогда и тридцати) читал вслух какую-то статью Каутского, причем весьма гладко и споро. Пробираясь к своему месту, Оболенский случайно бросил взгляд на лежавший перед выступающим текст. Каково же было его удивление, когда он увидел, что текст был немецкий – Ленин переводил прямо с листа. Тот, кому знакомы длинные немецкие фразы со строгим порядком слов, подтвердит, что переводить их с листа – дело совсем не легкое. Дело, стало быть, не в малограмотности: у Ленина, как свидетельствует и его неизвестная парижская приятельница, была одна страсть – достижение его партией власти, социальный переворот. Достопримечательности европейских городов его занимали мало…» Перерисованный портрет «Уберите Ленина с денег,/ так цена его высока», – писал когда-то Андрей Вознесенский. Мечта поэта-шестидесятника давно сбылась: лысый человек с бородкой вот уже много лет как перестал украшать российскую наличность. Причина тому, правда, не запредельная стоимость, но нечто прямо противоположное: высшие общественные добродетели сегодня воплощает не грассирующий предсовнаркома, а совершенно другие персонажи; один из последних –обольстительный и скорбный адмирал Колчак. А ленинский миф – жив ли он сегодня? Окончательно ли он превратился в черную легенду? «Ленин неудобен, – считает проживающий в Лос-Анджелесе российский историк Анатолий Разгон. – Был момент, когда всех собак вешали на него. Потом это кончилось: о Ленине трудно говорить просто. Слишком уж противоречивая личность…» Все-таки противоречивая? «Да, – убежден Анатолий Разгон, – и главное противоречие – между его теоретическими построениями – стройными, но незрелыми, – и практикой. А также отношением к этой практике». Пресловутая ленинская противоречивость отмечалась уже современниками. «Милостивый государь Владимир Ильич, – писал в самом начале 1919-го года лидер эсеров Виктор Чернов, – …Вы не вор в прямом… смысле этого слова. Вы не украдете чужого кошелька. Но если вам понадобится украсть… народное доверие – Вы пойдете на все обманы… Вы себе «по совести» разрешили переступить через все преграды, которые знает человеческая совесть… История русской церковности… хорошо знает … властных основателей … «церквей», «кораблей» и «согласий», соединяющих в себе… фанатизм пустосвята с хитрецой расторопного… мужичка-ярославца…» «Кстати, – подчеркивает Анатолий Разгон, – это был великий знаток человеческих душ. Сложный, трудный человек. И одновременно – чрезвычайно артистичная натура. Умевшая привлекать людей, неизменно находя, нащупывая тему, приятную собеседнику…» …Политик давно отыграл свою роль. У мифа – своя жизнь. «При всем горячем желании приблизиться к оригиналу, он, как и раньше, далек от нас, – констатирует Ирина Волкова. – Причина – банальна: через образ Ленина каждый, кто говорит о нем, артикулирует свои собственные предпочтения. Обусловленные сегодняшними интересами…» Примечательно, что для нынешних апологетов советского наследия Ленин – далеко не всегда положительный герой. «Не так давно появился документальный фильм («Тайны века. Кто заплатил Ленину» – А.П.), – продолжает Анатолий Разгон, – с участием Натальи Нарочницкой (Наталья Нарочницкая – заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной Думы РФ, историк и публицист, дочь одного из крупнейших представителей официозной советской историографии академика Алексея Нарочницкого – А.П.) – Главная его мысль: революция была сделана инородцами, отщепенцами. Сделана Лениным и Парвусом на немецкие деньги. Давняя концепция – кстати, в свое время озвученная Солженицыным в его неудачной повести «Ленин в Цюрихе»…» Смена вех? Очередной отказ от наследства? «Ничуть не бывало, – считает Разгон. – Да, публично академик Нарочницкий словословил Ленина. А у себя в гостиной – аплодировал людям, гораздо более правым, чем Солженицын. Просто дочь последовательнее, чем отец. Как когда-то говорили: в КПСС – двадцать два миллиона человек. Есть все – от монархистов до анархо-синдикалистов. Понятно, что есть и черносотенцы…» Ключ к пломбированному вагону Политический миф не может обойтись без упрощения. Реальность многомерна. «Да, – рассказывает Разгон, – революционеры-интернационалисты – и большевики, и меньшевики, и эсеры – брали деньги у немцев. И создавали, скажем, типографии в Финляндии. Зачем? Вовсе не ради Германии – они боролись против братоубийственной войны». «Тема это вечная, – продолжает историк, – но ведь они стремились вызвать брожение и в немецкой армии. Они были убеждены, что революция в России вызовет переворот и в Германии. В чем, кстати, частично оказались правы. Проблема в другом: с точки зрения Нарочницкой и ее единомышленников, Первая мировая война была для России Войной Отечественной…» «Странная точка зрения, – считает российский этнограф и философ Юрий Семенов. – На мировой арене боролись два блока – и оба нуждались в союзниках. Каждый стремился привлечь Россию на свою сторону. Скажем, Франция не хотела воевать с Германией на одном фронте. Но почему французам и англичанам легко удалось вовлечь Россию в конфликт? Да потому, что у России был колоссальный внешний долг – прежде всего перед Францией. При этом России война была не нужна – наиболее проницательные царские чиновники (например, Дурново) сознавали, что даже в случае успеха она приведет лишь к усилению зависимости от Запада…» Назад в прошлое: от Мавзолея к гробнице Тутанхамона Историки спорят, а миф, повторимся, живет своей собственной жизнью. Миф или мифы? Царский, советский, снова царский? Какое место занимает в этой круговерти фигура Ленина? Эти вопросы мы адресовали специалисту по советской мифологии – заведующей Департаментом истории колледжа Велсли и сотруднику Гарвардского центра российских и евроазиатских исследований профессору Нине Тумаркин (Nina Tumarkin), автору известной книги «Ленин жив!» (Lenin Lives!). Алексей Пименов: Профессор Тумаркин, что для вас было особенно неожиданным, когда вы начали изучать культ Ленина? Нина Тумаркин: Прежде всего – краткость исторического промежутка, отделяющего погребение Ленина (со всеми связанными с ним ритуалами, в том числе возведением Мавзолея) от открытия гробницы Тутанхамона. (Напомню, что обнаружили ее в ноябре 1922 года.) Искусство бальзамирования, которым владели древние египтяне, поразило тогдашнее общество. И этот исторический контекст мне представляется очень важным. А.П.: Говоря о Мавзолее в вашей книге, вы ссылаетесь и на русский народный монархизм, и на идеи Федорова, и на богостроительство Луначарского… Н.Т.: Да, связь ленинского культа с русским наивным монархизмом не была для меня неожиданностью. Равно как и то, что Сталин, а также Зиновьев, принимая решение о бальзамировании Ленина, использовали эти настроения для легитимизации большевистской, а точнее – собственной власти. Но я думала, что все это было оранжировано сверху. Я не предполагала, что была столь сильная народная реакция на смерть Ленина. Эти огромные толпы людей – да еще на лютом январском морозе! И вот что важно: это было первое столь масштабное – и притом публичное – выражение народной скорби, первая публичная траурная церемония после Первой мировой войны. Сопоставимая, кстати, с воздвижением линкольновского мемориала в Вашингтоне. Это был своеобразный ритуал очищения, катарсиса. А.П.: Но то было лишь начало ленинского культа. За которым последовали зрелый сталинизм, а потом и хрущевская оттепель. Шестидесятники… Образ Ленина использовался на всех этих стадиях, выражая различное, порой противоположное содержание. Благодаря чему это стало возможным? Н.Т.: Вот это-то и делает образ Ленина таким интересным сюжетом для изучения. Да, различия тут были, и немалые: в двадцатых годах культ Ленина был пронизан скорбью. Любопытно, чествование вождя происходило в день его смерти, а не в день рождения. Цель, конечно, преследовалась политическая: легитимизация очень нелигитимного правительства. В общем, культ Ленина становится частью культа Сталина: помните формулу «Сталин – это Ленин сегодня»? Ну, а в шестидесятые – а точнее, еще раньше, незадолго до секретного доклада Хрущева, роль Ленина вновь меняется. В СССР начинают праздновать 22 апреля, день рождения вождя и праздник весны. Этот праздник – уже оптимистический: его смысловой центр – дедушка Ленин, окруженный детьми. Что, кстати, не соответствует действительности: детей он не любил. А цель – по-прежнему политическая:заменить поверженного Сталина. А.П.: Да и в канун перестройки образ Ленина еще играл существенную роль – вспомнить хотя бы пьесы Шатрова. Там у Ленина уже явные черты диссидента… Н.Т.: Да, но все-таки это явление, существовавшее только внутри художественной интеллигенции. Это не мейнстрим… Впрочем, не забудем, что и Горбачев – на том этапе – был в немалой степени ленинцем. А.П.: Почему сегодняшние российские коммунисты предпочитают Ленину Сталина? При этом выступая за сохранение Мавзолея? Н.Т.: Сталина они, как и многие другие, в частности, ветераны, считают организатором победы в Великой Отечественной войне – по существу, единственной победы СССР на международной арене. Вот и в недавно появившихся учебниках истории Сталин рассматривается как эффективный менеджер, как герой, возглавляющий и воплощающий сильную Россию, которую мир боится и уважает. А ведь при Ленине Россия была чрезвычайно слаба. А многие и просто возлагают на него ответственность за распад империи. А.П.: А Мавзолей? Н.Т.: Для многих это – великий символ России в двадцатом веке, символ Советского Союза, а вовсе не только Ленина. Место, где проходили парады, и где находится святыня: тело вождя-основателя державы. Своего рода сакральный центр страны. Это сложный комплекс чувств. И это символ того, что для миллионов людей означал СССР… А.П: Есть ли в сегодняшней России другие культы, сравнимые с ленинским? Н.Т.: При Ельцине была попытка создать своеобразный культ Николая Второго. Но не получилось. Сегодня существует что-то вроде культа Путина. Конечно, сравнивать эти явления трудно. Но главное – остается потребность в культе. Путин – это, так сказать, символ мужественности. В частности – для многих российских женщин. «Хочу такого, как Путин» – помните такую песню? Ну, а другого пока нет… Несмотря на одобрение некоторых аспектов сталинизма, возвращаться к чисткам, я думаю, не хочет никто. А.П.: Ваш прогноз? Н.Т.: Трудно сказать. Повторяю, увлечение лидерами прошлого, потребность в их сакрализации, – все это продолжается. Сохраняется и потребность в таком типе руководства. А вот интерес к Ленину слабеет. Судя хотя бы по опросам, Петр Первый – герой. Сталин – тоже. А Ленин – нет. Ибо архитектором великой державы – СССР – был не он… |
СВЯТЫЕ КАМНИ ЧЕРКЕССКОГО НАРОДАЮ.П.Кравченко (директор ООО "Лайт-2) Г.Т-Г.Турикешев (доцент педагогического университета им.Акмуллы) М.И. Давлетов (директор ООО "Коинот) Кто знает, быть может, чудный сон приснился здесь два с половиной тысячелетия назад пророку Заратустре, когда он тайными тропами пробирался на юг, к огнепоклонникам. Путь его лежал из прародины ариев, которую сейчас называют "страной городов – Аркаим", раскинувшейся у подножья Уральских гор. Следуя к огнепоклонникам в Малую Азию через Кавказ, Заратустра не мог не посетить священное место, где когда-то был прикован и перенёс муки ради человечества титан Прометей. Уверен: случайным совпадением нельзя назвать тот факт, что в имени главного бога огнепоклонников есть имя Агуры-Ахуры... Бог огня и благоденствия у Заратустры так и назывался – Ахурой-Маздой. Впрочем, все благие боги у поклонников огня назывались – Агурами-Ахурами или Язатами... Ахуры по Авесте – божества, борющиеся против хаоса, тьмы, зла. . Прометей, похитивший священный огонь у Богов и отдавший его людям, по легенде был прикован недалеко от берега Чёрного моря, к скале. На этих землях издревле жили черкесы(убыхи). Народ этот занимал территорию, обозначенную на современных картах "как всенародно любимый курорт" - Большой Сочи - от Адлера до реки Псызуапсе. Это - вдоль берега. И вверх, в горы - по ущельям рек Зюебзе, Лоу, Ниче, Батхь, Догомепсе, Психи, Хоста и др. Официально Кавказская война, длившаяся более двух столетий, завершилась в мае 1864 года, хотя сопротивление горцев продолжалось. К тому времени побережье опустело. По свидетельству французского географа Реклю, на пространстве в 10 тысяч квадратных километров, насчитывалось всего 15 тысяч жителей, из них 12 тысяч составляли абхазы, 600 черкесы, остальные - переселенцы. В 1864 российское правительство после окончания Кавказской войнынасильно выселило выживших убыхов в Османскую империю, где их потомки жили в илях Балыкесир, Болу, Дюздже, Сакарья, Самсун, Коджаэли, Кахраманмараши др.Фактически этот народ был истреблен русской армией во время Русско-Кавказской войны и вследстии массового переселения в Османскую империю. (около 10 тыс. в этнической группе по оценке 1975 года). Постепенно перешли на турецкий язык и адыгские языки таких же мухаджиров, живущих вокруг. Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992в деревне Хаджиосман. После выселения на Кавказе осталось 53 семьи (свыше 300 чел.) убыхов, поселённых в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка. Убыхские общины управлялись Верховными владетелями из сильного дворянского рода Берзеков. Усадьба последнего владетеля Хаджи Берзека находилась на территории нынешнего Заречного микрорайона Центрального района Сочи. Убыхи, без всякого сомнения, были сыновьями Кавказа. Это подтверждено трудами ученых. В письменных источниках V – VI веков этноним "апэху" передается как "брух", жили они близ Сочи на территории, которая носила название исчезнувшей речки – "Брухонта". Как свидетельствовал Услар, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их "убых", в то время, как себя этот народ называл "апех" или просто "пех". Согласно данным барона Федора Торнау, русского разведчика времён Кавказской войны/ оставившем для нас подробнейшие мемуары, которые до сих пор являются наиболее достоверным источником по истории Сочинского Горного Черноморья, территорию между реками Сочи (Шъачэ) и Шахе (Шахэ)занимали убыхи. Как повествует сам Торнау: «:Убыхи, которых некоторые считают народом особого происхожления-живут на юго-западной покатости гор, между реками Сочи и Шахе. На берегу моря они составляют, перемешавшись с шапсугами, несколько отдельных обществ: Хизе, Уордане (Вардане), Шмиткуадж (Чемит - куадж) и Зюеш -известных у черкесов под общим именем Ардона». На территории современного Сочи проживало убыхское общество Саша (Шача; Шьача), давшее название реке и будущему городу-курорту. Народ Соцва был распространен до реки Агуры. Ближе к Абхазии,на территории от нынешнего Сочи до Гагры, жили джигеты или садзы, считающиеся потомками легендарных зихив или джихов. Для удобства будем называть их- садзы. Согласно последним данным (см, Черкессия. Историко-этнографичес-кие статьи. MЦTK «Возрождение» 1990 г, стр. 9, прим. 1), Садзы- это те же убыхи, но подвергшиеся ассимиляции со стороны абхазов, В итоге можно сказать, что всю территорию от нынешней Головинки до Гагры, занимал некогда единый народ убыхов-садзов. Баграт Шинкуба в своей книге «Последний из ушедших» oписываает тотальный геноцид убыхов со стороны Турции. Некогда довольно распространённый самый загадочный народ практически исчез до последнего человека в турецком плену вместе со своим представляющим огромный интерес для исследования языком. Барон Ф.Тор-нау в своих мемуарах сообщает, что у народа убыхов существовал свой собственный язык, абсолютно не похожий ни на одно из наречий абазинс-кого и черкесского языков. О садзах Торнау также пишет, что они говорят на 2-х языках: 1 -и - Абхазский; 2-й Язык Асадзипсуа- более древний родной язык садзов, не похожий ни на адыгейский, ни на абхазский, ни на Абазинский. Несмотря на это, наука до последнего времени относила весь этот народ то к абазинам, то к абхазам, то к адыгам, повидимому вследствие скудных данных о языке убыхов и о народном языке садзов, асадзип-суа. Как бы то ни было, именно этот некогда единый, загадочный народ убыхов-садзов, имевший самобытный язык, обычаи и мифологию, и был известен в стародавние времена, как народ Ардона (Ордане). Именно этот народ и оставил после себя названия не только Вардане, но и Адлера, как это будет показано далее. Река Кудепста в г.Сочи сама по себе привлекательна для отдыха. Места здесь живописные, много полян, купален. Недалеко от посёлка Кудепста, возле небольшой рощицы довольно редкого в наших краях пробкового дуба, в урочище Дубравное, Вас ожидает еще один сюрприз. Удивительный артефакт, посланец далёких эпох, условно называемый местными «Черкесский камень». Специалисты считают, что когда-то в древние времена он был жертвенником. Весьма любопытна его форма. Если посмотреть на него сверху, он может напомнить Вам какую- то «неведому зверушку» с клю- вом птицы и туловищем зверя. Камень этот довольно внушительных размеров; несколько треугольной формы до 5 м- длиной- Загадочны два углубления в фирме кресел для сидения. О подобных каменных креслах, встречающихся в других местах планеты, сообщает Г. Уилкинс в своей увлекательной книге «Затерянные города Южной Америки»: «В Гуаякильском музее, на побережье Эквадора/ я увидел необыкновенные кресла из камня, которые выглядели так, будто они прибыли сюда из-за бескрайних морей, из старого Корнуолла, что недалеко, от Св. Юста, или из излюбленных феями или эльфами руин замка Карибреа, где древние короли Корнуолла или белобородые жрецы-друиды восседали на гранитных сидениях и опустошали огромные золотые кубки меда; и тогда из бронзовозолотых труб раздавались самые невероятные звуки, какие только бывают под этой мистической луной! И все же сюда эти каменные кресла попали из северных районов Эквадора, где существует поле, на котором подобные сидения располагаются по кругу. Какая народность древней Южной Америки устраивала это тайное собрание и восседала в этих громадных каменных креслах? И не напоминало ли всё это встречи на Уилтширской равнине в Стоунхендже или на холмах Вендеи/ или среди кромлехов Бретани?». Каково же было назначение этого удивительного жертвенника с креслами в Кудепсте и загадочными корытообразными резервуарами и чашами, выдолбленными на верхней поверхности камня? Интересно бы знать, что за жертвы приносились здесь, и кто сидел в этих креслах? Около «Черкесского камня» находится ещё одна каменная глыба таких же размеров с такими же «чашками». А совсем неподалёку от обоих глыб - фундамент какого- то средневекового здания. Эти удивительные камни со следами обработки специалисты относят к мегалитической эпохе (в отличие от средневекового здания), а, следовательно, они являются современниками дольменов, менгиров и других подобных/ рассеянных по всему белому свету, мегалитов. Район города Сочи представляет собой достаточно труднопроходимую горную зону. Практически девственный колхидский лес с обильной зеленой растительностью в летний период, многочисленные колючки, лианы, заросли рододендрона, а также крутые обрывистые горные склоны, - все это чрезвычайно затрудняет движение по этой местности. Возможно, именно эти факторы сослужили добрую службу в сохранности многих сочинских дольменов. Кудепстинский жертвенный камень принадлежит к разряду уникальных. Этот памятник представляет собой глыбу песчанника, в которой выбиты два "сидения". Позади сидений сделано подобие некоего ложа. |
Население США и России: что показала переписьЭксперты о демографических тенденциях в обеих странах Фото APЧто общего между Чечней и Невадой?
В конце марта в России были представлены предварительные результаты переписи 2010 года. По сравнению с предыдущей переписью 2002 года население России сократилось на 2,2 миллиона и составило 142,9 человек. На четверть уменьшилось население Корякского округа Камчатского края – это наиболее значительный спад по РФ. Численность населения также сократилось более чем на 10 процентов в Республике Коми, Ингушетии, Курганской области, Камчатском крае и Магаданской области. Наиболее высокий прирост населения наблюдается в столице – в Москве число жителей увеличилось почти на 11 процентов, достигнув 11,5 миллионов человек. Численность населения в Московской области и Агинском Бурятском автономном округе Забайкальского края также увеличилось в среднем на 7 процентов. Почти во всех республиках Северного Кавказа, кроме Кабардино-Балкарии и Ингушетии, наблюдается прирост населения. В Чечне и Дагестане население увеличилось на 15 процентов – это самый большой показатель по РФ. Однако этот прирост никак не способен компенсировать общее падение количества российского населения. Обратная тенденция наблюдается в США, где в 2010 году тоже прошла перепись населения. По ее данным, за последние 10 лет в стране прибавилось 27 миллионов жителей. По сравнению с 2000 годом население увеличилось на 9 процентов и составило 308 миллионов 745 тысяч 538 человек. Наиболее интенсивный рост численности населения отмечен в Неваде – за минувшее десятилетие в этом штате стало на 35 процентов больше жителей. Самым многочисленным населением обладает Калифорния – там проживает более 37 миллионов человек. Самый малонаселенный штат – Вайоминг, где насчитывается около полумиллиона жителей. Согласно опубликованным 24 марта данным переписи населения 2010 года, более половины прироста населения страны за последние 10 лет составили латиноамериканцы. По прогнозам специалистов, вскоре число проживающих в США выходцев из Латинской Америки превысит 50 миллионов. Как убедить женщину рожать? Мюррей Фешбах, старший научный сотрудник Международного центра Вудро Вильсона, напоминает, что на демографические процессы в России, так же как и в Соединенных Штатах, влияют три фактора – уровень рождаемости, уровень смертности и миграция. Однако соотношение этих факторов в США и в России принципиально разное. С момента распада СССР, уровень рождаемости в Российской Федерации заметно отставал от уровня смертности, а внешняя миграция не замещала разрыва между двумя показателями. Несмотря на то, что за последние несколько лет рождаемость в России выросла, но не достигает уровня простого замещения поколений, который должен быть не ниже 2,15. «Этот показатель неравномерно распределен по территории страны. Например, на юго-западе страны уровень рождаемости высокий, возможно по религиозным причинам, – подчеркивает американский эксперт. – В других местах мы наблюдаем отток мужского населения из-за внутренней миграции». Однако, по оценкам Фешбаха, в ближайшие годы будет наблюдаться еще более резкое сокращение населения. «Начиная буквально со следующего года число женщин репродуктивного возраста – от 20 до 29 лет – будет стремительно сокращаться. Это будет отголосок периода с 1987 г по 1999 г., когда рождаемость в России сократилась почти на 50 процентов», – комментирует он. Такую демографическую опасность предвидит и первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматуллин, подчеркивая, что в России и дальше (примерно на 15 процентов) будет сокращаться количество женщин детородного возраста. А в целом, считает этот эксперт, за последние два десятилетия, Россия из-за социально-экономических катаклизмов «потеряла» около 8 миллионов «неродившихся детей». Инициативы российского правительства последних лет, и в частности, создание так называемого «материнского капитала», по мнению профессора Нигматуллина, принесли определенный положительный эффект, однако, чтобы выйти из демографического провала и вернуться хотя бы к воспроизводству населения необходимо «мощнейшее стимулирование улучшения жилищных условий для молодых семей». В свою очередь весьма скептически оценивает эффективность госвыплат за рождение второго и третьего ребенка в каждой семьей директор Центра по изучению России доктор философских наук Игорь Чубайс. Эксперт называет эту практику «чрезвычайно забюрократизированной», что делает получение денег крайне затруднительным. Кроме того, считает аналитик, для того, чтобы женщина в российском обществе, предпочла роль многодетной матери другим современным социальным ролям, необходима смена не только экономической, но и идеологической парадигмы. «Поэтому материнский капитал – это только один шаг, когда надо пройти десять тысяч миль», – полагает он. Вымирание как форма социального протеста «Но даже увеличение рождаемости при сохранении нынешнего высокого уровня смертности ничего не даст, – продолжает разговор доктор философии Игорь Чубайс. – Знаете, это все равно, что лить новую воду в емкость с дырявым дном, причем когда эта дыра продолжает увеличиваться…» Такую «неестественно высокую смертность» Игорь Чубайс во многом связывает со «сверхпотреблением» спиртного, а причину этой «социальной болезни» видит в том, что нынешняя российская власть «не оставляет миллионам людей достойного места ни в экономике, ни в политике». В свою очередь Мюррей Фешбах обращает внимание на следующую статистику. Уровень заболевания туберкулезом – одно из показательных отличий между США и Россией. В США, где населения в более чем два раза больше, от туберкулеза ежегодно умирают 650 человек. В России это число превышает 25 тысяч. Но это без учета того, что две трети ВИЧ-инфицированных заражены туберкулезом. Уровень сердечно-сосудистых заболеваний в России, отмечает американский аналитик, превышает показатели в США в три раза и также является одной из главных причин ранней смертности. Несмотря на то, что уровень смертности в России все-таки сократился за последние несколько лет, смертность в этой стране катастрофически высокая, – соглашается Николас Эберстадт из Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute). По словам эксперта, нынешняя молодежь в России будет жить меньше, чем их родители. «Возвращение к показателям смертности прошлых поколений уже будет считаться большим успехом для этой страны», – подчеркивает он. А ведь продолжительность жизни в России сегодня ниже, чем в Индии, подчеркивает Эберстадт. Напомним, что по данным последней переписи в Индии, прирост населения в этой развивающейся стране за последние 10 лет составил 181 миллионов. Спасут ли Россию мигранты? Николас Эберстадт убежден, что негативные демографические процессы в России отразятся на экономическом росте и международном влиянии страны. Единственный способ заместить убывающее население – это допустить в страну больший приток иммигрантов, заключает он. В свою очередь, Мюррей Фешбах, отмечает, что в отличие от США, приток мигрантов в Россию недостаточен для роста населения. По его словам, пик миграции в Россию пришелся на 2008-2009 годы, и есть основания полагать, что в ближайшее время этот процесс пойдет на убыль. Наконец Игорь Чубайс добавляет, что, конечно, приток так называемых гастарбайтеров не решает кардинально демографическую проблему страны, однако этот процесс можно только приветствовать. «И если уж Россия юридически объявила себя правопреемницей СССР, то было бы логично предоставить всем жителям, родившемся в бывшем Советском Союзе, право на российское гражданство», – заключает этот эксперт.
Вторник, 26 июля 2011 Черкесский геноцид обсудили в АргентинеМеждународная ассоциация исследователей геноцида изучает «черкесский вопрос» Фото VOA
Черкесы США обратились к ученым с просьбой об изучении геноцида черкесского народа во время Русско-Кавказской войны 19 века. Делегация черкесов из Соединенных Штатов представила доклад о положении этнических черкесов на родине и в изгнании на 9-м форуме Международной ассоциации исследователей геноцида (МАИГ, International Association of Genocide Scholars). Конференция под названием «Правда. Память. Справедливость. Восстановление» состоялась в столице Аргентины Буэнос-Айресе в конце минувшей недели. |