Крупнейшие техногенные катастрофы 

 

 

Ученый Руслан Гринберг – о транспортных катастрофах в свете государственной экономической политики

Руслан Гринберг

Руслан Гринберг

Опубликовано 13.07.2011 17:52
Участившиеся в последние годы катастрофы на транспорте свидетельствуют о сильной изношенности транспортной инфраструктуры, во многом сохранившейся в России еще с советских времен. Частный капитал, заинтересованный в быстром получении прибыли, не заинтересован в модернизации этой инфраструктуры, поскольку она невозможна без крупных государственных инвестиций и проведения иной, чем сейчас, экономической стратегии.

Об экономических процессах, которые кроются за трагедиями теплохода "Булгария" и недавних аварий самолетов Ту-134 и Ан-24, Радио Свобода рассказал директор московского Института экономики Руслан Гринберг:

– Существуют системные причины. Мы создали рыночную экономику быстрых денег и рыночную экономику сегодняшнего дня. Проблема в том, что у нас была создана научно-техническая советская цивилизация, которая была не рыночной, во многих своих частях очень неконкурентоспособной,  она была изолирована. Мы производили все: и обувь, и суда, и трактора, и автомобили, и другой всевозможный транспорт. Если сами не могли что-то делать, то у нас был Совет экономической взаимопомощи. Когда началась новая эра, стало ясно: покупательная способность резко снизилась, субсидии прекратились, и все производство стало тихонечко загибаться. А потом вдруг возникли какие-то перспективы: стали расти доходы, появился вот этот капитализм быстрых денег, который доминирует над всеми другими чувствами и мотивами в нашей стране. А замена инфраструктуры  предполагает вкладывание громадных денег, наличия закромов родины, над которыми мы смеялись. Но эти самые закрома были переданы за три копейки некоторым шустрым ребятам. И никто не хочет обновлять эту инфраструктуру. Во всем мире победила праволиберальная философия, в соответствии с которой государство должно уйти с рынка, но у нас частный бизнес не заменяет прежнюю активность государства в подобных случаях, поскольку обновление инфраструктуры не приносит быстрых денег. Отсюда и начинается полоса техногенных катастроф.

– Из-за существующих высоких ввозных пошлин на самолеты, которые призваны защищать отечественный авиапром, небольшие перевозчики не могут позволить себе покупать дорогую продукцию и вынуждены использовать подержанную технику. Судовладельцы, которых критикуют за  старый парк судов, говорят, что окупаемость новых судов в России слишком длинная, и они не могут себе этого позволить. Дмитрий Медведев запретил эксплуатацию Ту-134 и Ан-24? Сейчас выведут, наверное, из обращения большое количество старых речных судов. Это как-то решит проблему?

– Это проблему никак не решит. Это просто выражение некоторой паники. Я вижу во всех этих примерах импотентность государственной активности. Ситуация с ввозными пошлинами – яркий тому пример. Сначала наша страна делала крен в пользу потребителей и за ночь практически открыла внутренний рынок на все товары – от трусов до самолетов. Но мы оказались не приспособлены вот к такой экономике, к государственным субсидиям со стороны Запада, с помощью которых эти продукты пришли к нам. Теперь мы спохватились, начинаем дергаться с таможенными пошлинами, для того чтобы что-то самим научиться производить. Но уже произошла деградация, в том числе  и с профессиональным образованием. Поэтому здесь есть опасность: сначала убили производителя, а теперь можем убить и потребителя. Если мы закроем рынки в надежде, что наши предприятия начнут производить те же 120 самолетов в год, которые мы производили при советской власти, хотя сейчас производим 5-6, то тогда будет парализован воздушный транспорт. Здесь баланс надо искать. В моем представлении еще есть какие-то шансы на основе остатков советского научно-технического потенциала каким-то образом улучшить весь индустриальный ландшафт и поменять инфраструктуру. Но для этого  потребуются мощные государственные инвестиции. Перед страной возник вызов: как найти баланс между накоплением и развитием?

– Отечественная промышленность в целом, по сравнению с западной, не конкурентоспособна. Поэтому правительство вводит пошлины, которые помогают держаться на плаву громадным предприятиям, которые могли бы что-то производить, и производят, но продукцию не слишком качественную. Сохранение пошлин означает консервацию этой устаревшей технологической системы, которая исключает масштабный технологический прорыв.

– Все верно, такая опасность есть. Но есть и другая. Было сказано о консервации неконкурентоспособной продукции, но, если послушаться советов тех, кто считает, что раз у нас ничего не получается, то надо открыть рынки, то тогда есть риск потерять всякие шансы на преодоление консервации той топливно-сырьевой модели жизни, которая сложилась. Ведь мы живем в стране, где 15 процентов населения живет более-менее по-человечески, у них нет никаких проблем с товарами и услугами, они потребляют почти все импортное. А остальные 85 процентов людей борются за выживание. Но они – тоже люди, они хотят иногда прокатиться на пароходе, и понимают, что что-то может случиться. А с другой стороны, надеются: а вдруг не со мной? Это ужасная история, и она запрограммирована всем ходом 20-летних экономических процессов. Да и политических тоже, что тут говорить.

– А что делать-то?

– Проинвентаризировать то, что осталось, и принять решение. Мы не можем уже догнать далеко ушедший мир по всей  товарной номенклатуре. Но мы можем выделить некоторые приоритеты, которые нужно методом кнута и пряника восстановить. Вот Финляндия имеет два бренда – "Нокиа", например, но ведь это развитая страна, очень уважаемая. И у нас есть для такой перспективы очень серьезные возможности. Будет плохо, если совсем ничего не делать. Нужно, чтобы Сколково стало не только цитаделью научной мысли, результаты которой будут использованы на Западе, но превратилось в своеобразную метафору начала счастливой жизни с нуля. Надежды только на частный сектор, которые еще совсем недавно были, абсолютно иллюзорны и бесполезны.

пишет : _AAS Откуда: Реутов
13.07.2011 19:47
В других странах частный капитал строит очень даже хорошие дорогие. Любые государственные деньги разворует частный капитал при помощи продажных чиновников. Чиновником должен быть работник, защищающий интересы всего государства от недопустимых действий отдельных граждан. А в России таких чиновников мало. Продажного чиновника видно по одежке (часам на руке). Если одежда на чиновнике превышает размер его десяти годовых зарплат, то он ворует (к гадалке не ходи).
В ответ

пишет : Кассандра Откуда: Adelaide
13.07.2011 22:34
Российский чиновник может работать когда чует холодок ствола в затылке. Но сейчас и это не поможет ввиду абсолютной коррупции. Национальная идея - УКРАДИ и ВПАРЬ. Заметьте, не продай, а именно впарь. Рак экономики, а не "голландская болезнь". При феодализме население могло выжить, даже выплачивая громадные оброк и барщину, но в парагосударстве, паразитирующем на недрах, население брошено, оно не нужно вовсе.

пишет : AleksandrT Откуда: RU
13.07.2011 22:40
Если нищей страной руководят миллионеры, то почему развалившейся транспортной системой будет руководить специалист???? Во власть идут не работать, а зарабатывать деьзнаки. Отсюда все наши проблемы.

пишет : Moshe Откуда: Israel
13.07.2011 23:49
Сколько материалов было на сайте объясняющих почему частный бизнес не спешит инвестировать - не перечислить. Ну и вот пожалуйста - гениальное решение - давайте поручим тем людям которые убивают экономику из частных шкурных интересов заботиться о безопасности на транспорте. То-то они проинвентаризируют, то-то премьер лично проследит за ремонтом всего что катится, летает и плывет + перегораживает реки + дорог, фарватеров рек и прочая.

Безумная авария на АЭС под Питером

перейти к обсуждению ... 

 

На строящемся энергоблоке Ленинградской АЭС-2 произошло обрушение. Подобного ЧП при строительстве история отечественного атомстроя еще не знала

 

 

На строящемся в Сосновом Бору под Петербургом первом энергоблоке Ленинградской АЭС-2 обрушились металлоконструкции. По предварительным данным, арматура рухнула из-за нарушения технологического процесса. Так как станция еще не действующая, то ничего катастрофического не произошло. Но от вопроса, насколько надежной будет АЭС, на которой уже не первый раз происходят ЧП, никуда не деться.

Катастрофические последствия

Как утверждает наш источник, в свое время близкий к руководству «СПб АЭП», причиной аварии стали головотяпство и непрофессионализм. Были нарушены технологии проектирования и строительства. Еще в конце мая строители обнаружили отклонение арматуры, заложенной в наружную защитную оболочку блока. На отметке 22 метра оно составляло 600 мм от вертикали. Причины установит комиссия, но специалисты Сосновоборского филиала АЭП считают, что ЧП случилось из-за отсутствия в проекте жестких армокаркасов, которые бы фиксировали арматуру.

Строители взялись за устранение обнаруженного дефекта, им удалось выправить арматуру, дойдя до высоты 12 метров. Оставшиеся десятиметровые полосы металла не были зафиксированы и свободно «гуляли» под порывами ветра. Вот почему 17 июля произошло обрушение. Лишь по чистой случайности обошлось без человеческих жертв — за несколько минут до обрушения строители покинули рабочие места, отправившись на обед.

Как выясняется, подобный случай на стройплощадке ЛАЭС-2 уже был. В январе нынешнего года под порывом ветра рухнула 14-метровая арматурная стенка. И опять-таки повезло: мастер участка, обеспокоенный штормовой погодой, увел рабочих со стройплощадки.

«Технические специалисты подрядчика — филиала «СПб АЭП» — не раз обращались в головную организацию ОАО «СПб Атомэнергопроект» с предложением ввести в проект дополнительное армирование с жесткими армоблоками», — говорит источник. Реакции не последовало.

Примерно за месяц до аварии в Интернете появилось письмо сотрудников Сосновоборского филиала АЭП по поводу методов работы руководства головного института. «Недостаток компетентности в части целостного понимания технологии проектирования и сооружения АЭС, тем более в условиях сооружения фактически головного блока, руководство ОАО «СПб АЭП» пытается компенсировать недальновидными, карательными, импульсивными решениями в отношении немногих оставшихся профессионалов».

Масштабы аварии не столь уж безобидны. Специалисты оценивают ее как катастрофу. Окончательное слово по ликвидации последствий, безусловно, за экспертной комиссией. Однако уже можно предположить, что придется разбирать и демонтировать 1200 тонн арматурной стали из разрушенной стены. После этого обследовать уложенный в воскресенье,   17 июля, в наружную защитную оболочку блока 4-метровый слой бетона. Скорее всего, обрушившиеся арматура и куски стены привели к образованию в нем дефектов.

Это не первый форс-мажор на ЛАЭС-2. 29 декабря 2010 года по постановлению прокурора Соснового Бора за многочисленные нарушения норм пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства приостановлена деятельность ЛАЭС-2. Нарушения были выявлены еще в июле 2010 года, но строители это просто проигнорировали.

Тогда суд постановил заморозить работы на 40 суток. Правда, уже 11 января 2011 года свое решение отменил — учитывая положительную рекомендацию прокуратуры и обязательства застройщика устранить недоработки.

Сам себе контролер

«Информация о том, что на самом деле происходит на строительстве ЛАЭС-2, жителям Соснового Бора практически неизвестна, — рассказывает Олег Бодров — физик, эколог, руководитель экологической организации «Зеленый мир», житель Соснового Бора. — До руководителя центра информации ЛАЭС Аверьянова мне не удалось дозвониться даже по мобильному телефону. Но нам известно, как организовано строительство».

По словам Бодрова, авария связана с тем, что на строительстве ЛАЭС-2 работают иногородние, командированные из других регионов России. Есть и гастарбайтеры с Украины и, возможно, из Белоруссии. Они живут за пределами Соснового Бора, и их возят на работу. Так, в поселке Черная Лахта живет несколько сотен таких рабочих. Они работают по 12 часов в день, при поступлении на работу у них отбирают паспорта и фактически с ними обращаются как с рабами. Бараки, где они живут, не приспособлены к жизни в зимних условиях, там нет горячей воды, но рабочие живут там круглый год.

«Рассчитывать на то, что люди, работающие в рабских условиях, могут сделать качественную работу, невозможно, — говорит Бодров. — Кроме того, в советские времена при строительстве ЛАЭС за ним следило множество контролирующих организаций. А сейчас организация-проектировщик — «Ленатомэнергопроект» — является одновременно и застройщиком, и контролером».

Сейчас, чтобы увидеть образовавшийся в результате аварии ерш из арматурной сетки, не надо заходить на территорию стройплощадки ЛАЭС-2 — его видно из-за забора. Специалисты утверждают, что подобного ЧП при строительстве атомного блока история отечественного атомстроя не знает, с такими ляпами стенки атомных блоков АЭС еще не сооружались.

Ничего удивительного в том, что лишенные элементарных человеческих условий труда и проживания гастарбайтеры схалтурили, нет. Другой вопрос — почему стратегический объект возводят непрофессиональные рабочие.

Любой ядерный объект и его Система физической защиты составляет государственную тайну. Степень — «секретно». Соответственно, для работы на строительстве ЛАЭС-2 даже грузчик должен иметь определенный допуск. Ведь режимным объект становится не тогда, когда запускают реактор, а уже на стадии проектирования. Сначала разрабатывается Система физической защиты (СФЗ), а уже затем сама «начинка». И строится любая АЭС в таком же порядке: сначала все перекрывают и ставят под охрану, а уже потом роют котлован. А в СФЗ входит не только количество охранников, их вооружение и график смены постов, но и такие вещи, как подъездные пути, количество и планировка КПП, рвы, заборы, бетонная стена периметра и т.п. И это государственная тайна, к которой вряд ли есть допуск у белорусских и украинских рабочих.

К сожалению, «Росатом» настолько закрытая организация, что за ней (и ее подразделениями) практически невозможен контроль. Полиция и ФМС теоретически могут проверить право на работу в России у гастарбайтеров. Но сотрудников этих служб на территорию ЛАЭС не пустят — объект режимный.

ФСБ может проверить соответствие СФЗ существующим нормативам и соблюдение порядка охраны объекта. Что же касается квалификации и прочих качеств рабочих, стройматериалов, технической документации, возможного разгильдяйства или прямого воровства при строительстве или эксплуатации атомной станции — полномочия непонятно зачем строго ограничены. Хотя контроль спецслужб над ядерными объектами как раз был бы вполне объясним. В идеале, конечно, совместно с общественным контролем.

«Росатом» — госкорпорация, в экономических вопросах самостоятельная и подконтрольная разве что своим собственным службам. Вот если на территории ЛАЭС, не дай бог, будет планироваться теракт, тогда сотрудники ФСБ могут действовать. А если, к примеру, рухнет стена уже пущенного в эксплуатацию энергоблока, то разбираться будет прокуратура. Которая, кстати, работает с заявлениями граждан, а не мониторит ситуацию на стройке в режиме онлайн.

Получается, что «Росатом» сам разрабатывает проект, сам выбирает генподрядчика, сам оплачивает работы, сам себя контролирует, сам ошибается. Отвечать, надо думать, тоже будет сам. Только вот если что-то произойдет на уже РАБОТАЮЩЕЙ АЭС, будет ли толк в поиске ответчиков?

На этом участке работают «Метрострой», «Концерн «Титан-2» и «Трест Гидромонтаж». Функции заказчика-застройщика выполняет ОАО «Концерн «Росэнергоатом». Генеральным подрядчиком выступает ОАО «СПб АЭП» (входит в состав интегрированной компании ОАО «Атомэнергопром»).

Борис Вишневский
обозреватель «Новой»

Лина Зернова
Антон Морозов

21.07.2011

 

 

                            Гранты по геопатогенным зонам Башкирии.

          Все научные открытия в последнее время происходят на стыках наук. Настало время объединить данные геологии, геофизики, психологии в изучении  региональных процессов. Наибольший научный интерес представляют для изучения влияния геопатогенных зон на людей в пределах Башкирии следующие объекты:

  1. Территория между Улу-Теляком (взрыв газопровода) и п. Иглино (взрыв склада боеприпасов). Геологически это территория начало зоны разломов Урала, глобальной геологической системы. Здесь происходят активные горообразовательные процессы, все участки зоны испытывают сжатие-растяжение, меняются геофизические поля в широком спектре. Геологами по всему миру зафиксированы необычные явления, происходящие вблизи разломов: свечение газов ( аргон, радон и т.д.), ухудшение самочувствия людей, психофизические изменения состояния людей.
  2.  Янгантау – место горячих источников. Геологи еще не нашли подводящие каналы из зон магмы.
  3. Красноусольск - зона выделения аргона.  Эти газы также выделяются над активными участками движения магмы.
  4. г. Мелеуз – с периодичностью 1,5-2 года здесь происходят землетрясения до 5 баллов.
  5. Сипайлово в г.Уфе- зона разломов.
  6. Озера Асликуль и Кандрыкуль – это места 10 балльных землетрясений на одном из региональных разломов (академик Камалетдинов М.А, Казанцев Ю.В.- по данным филологической экспедиции БГУ зафиксированы шежеры о громе, трясении земли и грохоте в дождливую ночь…)
Бесплатный хостинг uCoz