Маркетинг 

Конец углеводородного счастья

перейти к обсуждению ... 

 

Экономика России может оставаться стабильной только в условиях аномально высоких цен на нефть

 

Петр Саруханов — «Новая»

Владимир Милов впервые появился на наших страницах в конце 2005 года. Тогда в нескольких номерах газеты был опубликован его по тем временам сенсационный «нефтегазовый» цикл статей, познакомивший читателей «Новой» с доселе невиданным понятием petrostate — «нефтегосударство». В статьях «Нефтяное государство», «Газовый президент» и «Повелители труб» бывший замминистра энергетики и президент Института энергетической политики рассказал о процессе восстановления путинским государством контроля за российской «нефтянкой»; о том, как «Газпром» стал чуть ли не главным инструментом российской политики; о том, куда и по каким соображениям прокладывают в нашей стране газо- и нефтепроводы.

В последующие годы тенденции, обрисованные Миловым, развивались и укреплялись, и «экономика трубы» стала, по мнению всех вменяемых аналитиков и некоторых политиков, российским экономическим проклятием и обузой для нормального политического развития.

Мы попросили автора возвратиться к этой теме в рамках нашей рубрики, посвященной предстоящим в 2011—2012 годах парламентским и президентским выборам. Нас интересовал их «нефтегазовый» фон.


Одна из главных проблем, с которой придется столкнуться России в «новом политическом сезоне», особенно после 2012 года, — исчерпание потенциала развития по модели petrostate, «углеводородной цивилизации», как метко выразился один мой коллега. Свалившееся на голову нефтяное благополучие в прошедшие 10 лет во многом позволяло власти расслабиться и не думать о грустном — серьезных реформах, конкурентоспособности экономики, повышении эффективности госуправления, борьбе с коррупцией. Нефтяной дождь заливал пожар этих проблем, поддерживая видимость, что их нет или что они второстепенны. Но период этого углеводородного счастья уже закончился, и на возобновление его рассчитывать не приходится.

Да, нефть и газ Россия продолжит добывать и экспортировать. Но не предвидится ни заметного роста объемов производства, ни таких сверхприбылей от нефтегазового экспорта, которые в прошлые годы помогали накапливать финансовые резервы, увеличивать госрасходы и при этом поддерживать бюджетный профицит, привлекать иностранный капитал.

При таких фантастических темпах роста размеров государства, которые мы наблюдали в последние лет 5—6, теперь уже и 75—80 долларов за баррель недостаточно для обеспечения роста экономики и сбалансированности бюджета. Если в 2002 году федеральный бюджет был сведен с профицитом 1,4% ВВП при ценах на нефть Urals $24/баррель, то бюджет 2011 года планируется с дефицитом  3,6% ВВП, в то время как средняя прогнозная цена нефти на следующий год — $75/баррель (примерно такая же, как и сейчас). При таких ценах бюджет и дальше продолжит оставаться дефицитным, а Резервный фонд Минфина — сокращаться.

В последние месяцы Резервный фонд стабилизировался на отметке около 40 млрд долларов — но это всего лишь 70%  планового дефицита федерального бюджета на следующий год. Так или иначе, Резервный фонд неминуемо будет растрачен на финансирование бюджетного дефицита.

В 1998 году, когда нефть Urals опускалась до $10, такое государство немедленно бы рухнуло.

$75 — это очень высокая цена нефти. Выше была только дважды: в 1979—1981 (в переводе на нынешние доллары) и в 2008 годах. Иначе говоря, это аномалия.

Разумеется, руководители России сейчас молятся на то, чтобы цена вновь выросла, — но реальных признаков этого не видно. Международное энергетическое агентство прогнозирует примерно двукратное замедление роста спроса на нефть в 2011 году — с 2,7% в 2010 г. до 1,4% в следующем. Свободная добывающая мощность в странах ОПЕК (простаивающие мощности по добыче нефти, которые можно задействовать в течение 30 дней) составляет сегодня рекордные 6 млн баррелей в день — это мощнейший навес стабильности над рынком, который, по прогнозам, будет оставаться на внушительных уровнях даже в 2014—2015 годах. Рекордными являются и показатели складских запасов нефти в странах—импортерах Запада, даже несмотря на некоторое сокращение в текущий период холодов. Все это — мощнейшие страховки рынка от физического дефицита нефти, которого нет и не предвидится.

Конечно, предпринимаемые западными правительствами усилия по новой накачке мировых финансовых рынков денежной ликвидностью могут вновь без достаточных оснований толкнуть нефтяные цены вверх — но как быстро и громко лопаются подобные пузыри, мы уже наблюдали в 2008 году.

В общем, вероятность того, что нефтяное счастье скоро вернется, крайне мала.

Да и издержки в нефтегазовой отрасли сейчас совершенно другого порядка: освоение новых месторождений требует больших капитальных затрат, стоимость добычи углеводородов там намного выше. Таких сверхприбылей, как раньше, нефтегазовый сектор уже не даст. Не случайно одним из драматических сюжетов этого года было противостояние министра финансов Кудрина с вице-премьером Игорем Сечиным и «Газпромом» по поводу налоговых льгот нефтегазодобывающим компаниям. Прибавьте сюда многие миллиарды на строительство мегадорогих и далеко не всегда необходимых нефтегазопроводных проектов, где, как мы недавно выяснили в деле «Навальный против «Транснефти», далеко не все расходы идут по прямому назначению…

Есть выход — сокращать непомерно раздутые размеры государства, прежде всего  отменять огромные субсидии госкорпорациям, урезать расходы на чиновников и спецслужбы. Именно эти направления (а вовсе не социальные расходы) были основными статьями роста расходов бюджета в последние годы.

Но это противоречит логике дорогостоящей вертикали власти, которая выстраивалась все эти годы не для чего иного, кроме как прокорма себя, любимой. Все попытки «либерального» министра финансов Кудрина противостоять давлению разнообразных лоббистов, настаивавших на наращивании госрасходов, провалились. Еще чуть-чуть — и лоббисты окончательно доедят кудринский Резервный фонд. Накопить новые резервы уж точно не удастся.

Есть и вторая проблема: в нефтегазовом хозяйстве вовсе не все так хорошо, как хотелось бы. Нулевые годы мы начинали с бурного роста, в основе которого лежали низкая база (к концу 1990-х добыча нефти достигла дна), крупномасштабные инвестиции (вроде инвестиций ЮКОСа в Приобское месторождение) и повышение эффективности эксплуатации месторождений. Все это стало возможным благодаря приватизации нефтяной промышленности.

Сейчас этот период относительно легкого роста позади. Добыча нефти пока продолжает расти, но основной ее прирост дают уже запущенные в действие крупные месторождения — например, в этом году рост добычи нефти был обеспечен в основном СРП-проектами с участием иностранных компаний (в частности, «Сахалин-1») и ростом добычи нефти на Ванкорском месторождении «Роснефти», где в прошлом году добыли менее 4 млн тонн нефти, а в этом планируют добыть 17 млн.

Но Ванкорская сказка скоро закончится — уже к 2014 году месторождение выйдет на пик добычи объемом около 25 млн тонн. А совокупная нефтедобыча на остальных месторождениях «Роснефти», без учета Ванкора, уже падает.

Будет сокращать добычу и ЛУКОЙЛ: в январе—сентябре этого года компания уже уменьшила производство нефти на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 2011 год планирует дальнейшее сокращение добычи.

Нефтяная отрасль могла бы успешно развиваться и дальше, но этому мешают риски для частных инвесторов: как показывает практика прошлых лет, активы, в которые вложены немалые средства, могут просто отобрать. Частные инвесторы экономят, а государственные монстры эффективно разрабатывать новые месторождения не могут: ввод в действие и Приразломного месторождения, и «Сахалина-3» откладывается уже много лет. Проблема усугубилась в результате того, что передел собственности в нефтегазовом секторе — скупка разнообразных активов «Газпромом» и «Роснефтью», обошедшаяся в десятки миллиардов долларов, — серьезно ограничил этим компаниям возможности инвестирования капитала в развитие производства, обременив их крупными долгами. Притом что экономический смысл этого передела, с точки зрения интересов отрасли и страны, так и остается загадкой.

Ситуация с добычей газа еще хуже. Только что «Газпром» в очередной раз пересмотрел в сторону снижения прогноз добычи газа на этот год — до 515 млрд кубометров —  в связи с резким падением экспорта газа в третьем квартале 2010 года. Экспорт упал почти на 25% даже к кризисному третьему кварталу 2009 г., потребление газпромовского газа снизили на десятки процентов все крупнейшие покупатели «Газпрома» — Германия, Италия, Турция, Франция. Притом что собственно спрос на газ в этих странах рос — но покрывался импортом газа из других источников.

Негибкая ценовая политика «Газпрома» приводит к тому, что российский газ в Европе становится неконкурентоспособным и вытесняется более дешевым газом других поставщиков. На этом фоне Международное энергетическое агентство прогнозирует сохранение избытка производства газа в мире по крайней мере до 2020 года — а значит, конкуренция будет жесткой, и «Газпром» может только мечтать и о докризисном уровне газодобычи в 550 млрд кубометров в год (пока перспектив возвращения к таким объемам производства вообще не просматривается), и о докризисных сверхприбылях.

Уже сейчас это приводит к масштабным сокращениям инвестпрограммы: текущих доходов не хватает для финансирования всех задуманных мегапроектов.

Вот такая вот невеселая картина. Нефтегазовый сектор, как и прогнозировалось несколько лет назад, стремительно превращается из главного актива власти в одну из главных головных болей. Его уже не получается «доить» так, как раньше, он требует налоговых послаблений ради новых инвестиций, притом что потребности разбухшего бюджета в нефтегазовых деньгах — все сильнее.

Простой вывод: воспроизводство старой модели развития страны в парадигме «углеводородной цивилизации» уже невозможно. Точнее, есть один сценарий — если мировые цены на нефть вдруг вновь взлетят до заоблачных высот и продолжат постоянный рост. Но этот сценарий маловероятен.

Сможет ли эта модель государства выжить в таких условиях?

Жесткая полемика уходящего года между Кудриным и Сечиным—Миллером по поводу сохранения/отмены льгот под разработку новых нефтегазоносных провинций вызывает неизбежные ассоциации с событиями четвертьвековой давности. Тогда в связи с падением цен на нефть КПСС вместо серьезных реформ и сокращения госрасходов выбрала противоположное — цепляться за государственное статус-кво «до последнего», по максимуму отнимая доходы у нефтегазовой отрасли.

Егор Гайдар подробно описывал в своей книге «Гибель империи», как советский министр нефтяной промышленности Динков умолял Совмин СССР помочь оставить в отрасли средства, необходимые для капвложений и технического перевооружения.

ЦК тогда нефтяников не слушал и деньги экспроприировал, направляя их на покрытие растущего дефицита советского бюджета. Результатом стало начало обвального падения нефтедобычи начиная с 1988 г. В 1992 году правительство Гайдара было вынуждено привлекать крупные займы Всемирного банка «на реабилитацию нефтедобычи».

Почти полное дежавю, не правда ли? Тогда ценой продления жизни предыдущей версии «углеводородной цивилизации» стало погружение сектора нефтедобычи в состояние тяжелого упадка на десятилетие — вытащить его из этого состояния помогла только приватизация.

Видимо, в ближайшие годы нас ждет нечто похожее. Перед государством стоит дилемма: полностью пересмотреть экономическую политику, начать всерьез сокращать госрасходы, стимулировать частную инициативу, частные инвестиции, повышение производительности труда —  или продолжать удерживать старую модель, выжимая все больше средств из нефтегазового сектора.

Позднесоветский опыт подсказывает, что удержать не получится, а вот по нефтегазовому сектору можно нанести серьезный удар. По всем признакам, власти сегодня наступают на те же грабли, что и 25 лет назад. Не исключено, что именно проблемы некогда донорской нефтегазовой отрасли станут той самой «точкой надлома» системы, после которой ее окончательная дезинтеграция станет необратимой.

Владимир Милов

15.12.2010

 

Директор Центра стратегических исследований Китая Алексей Маслов – о приходе юаня в Россию

 

15.12.2010 15:21
Московская межбанковская валютная биржа начала торги китайским юанем после того, как три недели назад в Китае состоялись первые сделки по российскому рублю. Таким образом, юань стал третьей после доллара и евро валютой, напрямую доступной участникам рынка в России.

Ежедневные торги российским рублем в Китае начались 22 ноября, а 15 декабря на Московской межбанковской валютной бирже, как и планировалось, состоялись первые сделки в паре рубль-юань. По данным торговой системы российской биржи, за отведенный для этого час было заключено 29 сделок на общую сумму почти 5 миллионов юаней (что эквивалентно более 735 тысячам долларов). Для сравнения: ежедневные объемы торгов по двух другим ведущим мировым валютам на московской бирже составляют от 4 до 5 миллиардов долларов и от 200 до 300 миллионов евро. В торгах по юаню могли принять участие 35 банков, преимущественно из Сибири и с Дальнего Востока.

По просьбе Радио Свобода это событие комментирует директор Центра стратегических исследований Китая Алексей Маслов:

– Долгое время решение по поводу того, торговать напрямую рублями и юанями или не торговать, было в подвешенном состоянии. Еще в апреле нынешнего года Кудрин на встрече в Вашингтоне органов Всемирного банка заявлял, что, в принципе, Россия рассчитывает на такие торги, но они – дело отдаленного будущего. То есть еще в апреле не было решено, состоятся ли торги, хотя вопрос обсуждался. И, по сути, сейчас произошел прорыв – после визита Дмитрия Медведева в Китай стало понятно, что Россия и Китай экономически готовы расширять свое сотрудничество.

Это не только экономическое, но и очень важное политическое решение, которое отвязывает рубль от однозначных торгов через доллар. Если не считать страны Западной Европы, то Китай – самый крупный российский торговый партнер. Переход на прямые торги свидетельствует, что Россия закрепляет свой статус как, в том числе, и азиатская держава, держава, которая влияет на азиатские рынки.

В переходе на прямые торги есть плюсы, в которых заинтересованы и Россия, и Китай. Но у каждой из стран есть также частные интересы, которые они преследуют. Общие причины, подтолкнувшие Россию и Китай к такому шагу, конечно, заключаются в том, что в двусторонней торговле конвертация через доллар невыгодна обеим странам, поскольку, во-первых, это занимает как минимум 3-4 дня, во-вторых, необходимо постоянно смотреть на курс доллара, что просто неудобно. А объемы торговли России и Китая таковы, что в этом году они могут достигнуть 60 миллиардов долларов.

Китай же, пожалуй, впервые получает один из прямых рычагов торговли, вытесняя иену, прежде всего, с позиций азиатской конвертируемой валюты. Юань, конечно, будет активно прорываться на российский рынок. Дело в том, что рубль на китайском рынке не столь вещественен, не столь солиден, как юань на российском рынке.

Надо напомнить, отчего вообще возникла потребность в таких торгах. Прежде всего, из-за того, что многие российские поставщики, российские производители во внутренних расчетах использовали юань как основную единицу котировки. Так что, по сути, нынешние торги – это лишь формализация того, что уже существовало. При этом я, например, никогда не слышал, чтобы китайцы между собой оценивали в рублях российские товары или поставки из России. Таким образом, от этих торгов, конечно, больше выигрывает юань, чем рубль.

Есть в прямых торгах и российский интерес, прежде всего интерес для банков Дальнего Востока и Сибири, поскольку тем самым закрепляются фиксированные цены относительно юаня. Дело в том, что за последние несколько лет наблюдались достаточно серьезные колебания доллара – и при этом юань оставался значительно более стабильным, чем доллар. Из-за колебаний доллара российские производители, российские поставщики заметно проигрывали. Поэтому, зафиксировав рубль относительно юаня (там колебания не могут быть больше 10 процентов), мы тем самым фиксируем и цены на многие товары.

Абсолютно точно можно сказать, что в дальнейшем юань станет конвертируемой валютой. Одно время китайская сторона называла даже дату – 2011 год. Сейчас конкретные даты не называются, поскольку не все так просто оказалось. Но вот прямые торги между юанем и рублем – это реальный шанс конвертации юаня как основной азиатской валюты. Скорее всего, как можно предположить, это все решится достаточно быстро. Может быть, к 2015 – 2017 годам юань не только станет конвертируемой валютой, а, по сути, начнет занимать место доллара и иены во всех азиатских расчетах

 

 

Ислам и налогообложение

Ислам и налогообложение

Налог – это одна из немногих составляющих жизни, которая, согласно широко известному афоризму, как и смерть, является неизбежной. Налогообложение - это система, которую используют государства для получения средств, обеспечивающих финансирование государственных расходов. Государства используют налоговые поступления для того, чтобы содержать армию и полицию, строить плотины и дороги, обеспечивать работу школ и больниц, предоставлять бедным питание, а пожилым медицинскую помощь и для сотен других целей. Государство не могло бы существовать без налогов, которые формируют бюджетный фонд страны, необходимый для выполнения государством его функций. 

На протяжении всей истории люди спорят о сумме и видах налогов, которыми государство должно облагать народ, а также как следует распределять бремя этих налогов в обществе. Непопулярные налоги вызывали протесты общественности, беспорядки и даже революции. В ходе политических кампаний мнения кандидатов по вопросам налогообложения часто определяют их популярность у избирателей. С экономической точки зрения, налогообложение - это отчуждение у физических и юридических лиц части имущества в пользу государства. Побочные эффекты налогообложения и теории о том, как лучше облагать налогом, являются важными вопросами в микроэкономике. Налогообложение почти никогда не бывает простым отчуждением имущества. Экономические теории налогообложения пытаются решить вопрос о том, как минимизировать ущерб, который наносят налоги экономическому благосостоянию народа, а также рассматривают то, как государство может выполнять перераспределение капитала наиболее эффективным способом.
Налогообложение и экономика 

Государства всего мира используют налогово-бюджетную политику для того, чтобы оказывать влияние на уровень совокупных расходов в экономике. Хотя для большинства стран этот метод перестал быть приоритетом в качестве рычага управления экономикой, все же до 1980-х годов это был основной метод, обеспечивающий отсутствие перегрева экономики и сокращение инфляции. В эпоху Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана использование налогов для управления экономикой уступило место монетаризму, т.е. использованию процентных ставок и денежной массы. 

Налоги являются наиболее важным источником доходов современных государств и, как правило, составляют более 90% их доходов. Остальная часть государственных доходов поступает за счет займов. Страны значительно отличаются суммами налогов, которые они собирают. В Соединенных Штатах в 2000 году около 30% валового внутреннего продукта (ВВП) - показатель экономического производства - ушло на налоговые платежи. С исторической точки зрения, 30% – это относительно низкая цифра. В результате очередного этапа снижения налогов в 2003 году, доля налоговых поступлений от ВВП, как ожидалось, была ниже, чем в любое время с 1959 года, когда многие крупные государственные программы, такие как Medicare и Medicaid, не существовали. В Канаде около 35% ВВП страны идет на налоги. Во Франции эта цифра составляет 45%, а в Швеции 51%. 

Виды налогов 

Существует много видов налогов, которыми государства облагают народ. В большинстве развитых стран, люди выплачивают налог на прибыль, когда они зарабатывают деньги, налог на потребление, когда они их тратят, налог на имущество, когда они владеют домом или землей, а в некоторых случаях налог на наследство, когда они умирают. В США все уровни органов власти - федеральные, государственные и местные - собирают налоги. Налоги на доходы населения играют важную роль в системе доходов всех развитых стран. В США личный подоходный налог является самым крупным источником государственного дохода. В 2006 году на его долю пришлось почти 50% всех доходов федерального бюджета. 

Налог на потребление служит символом Запада. Такой налог налагается на товары и услуги. Основные виды налога на потребление: общий налог с продаж, акцизы, налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины. Величина ставки общего налога с продаж является единой для большого числа товаров и, в некоторых случаях, услуг.

В 1990 году в Великобритании была реализована система местного подушного налога. Британцы посчитали этот налог настолько несправедливым, что провели ряд демонстраций, в том числе с применением силы, по всей стране. Крайняя непопулярность этого налога способствовала отставке премьер-министра Маргарет Тэтчер. Ее преемник Джон Мейджор, в 1991 году отменил этот налог. В США в 1964 году была принята 24-я поправка к конституции, которая запретила взимать избирательный налог за участие в общенациональных выборах. 

Проблемы налогово-бюджетной политики 

В любой стране уровень налогообложения влияет на экономическую активность людей, в том числе где работать, как хранить деньги и куда их вкладывать. Налогообложение на Западе создало ряд проблем в распределении капитала, где на бедных ложится большая нагрузка, в то время как богатые используют налоговые лазейки и налоговые убежища. 

Таблица
Чтобы понять это, приведем простой пример Великобритании, где человек обязан платить налог на прибыль и национальные страховые взносы, налоговое бремя которых достигает 34%. Если добавить к этому налоги на потребление, местные налоги правительству, дорожные налоги и другие косвенные налоги, то налоговая нагрузка приблизится к 50% отметке. Какой бы налоговый режим не использовался, прогрессивный или регрессивный, на Западе налоговая нагрузка остается очень высокой и резко влияет на потребительские расходы. Уровень расходов в экономике любой страны зависит от уровня налогообложения. Высокая налоговая нагрузка может оказывать большое влияние на экономику в целом, особенно на Западе, где расходы играют ключевую роль. 

Инвестиционные решения компаний также находятся под влиянием налогообложения. Так, например, материальные инвестиции предполагают вложение капитала в такие объекты, как машины, заводы, компьютерная техника, грузовые автомобили, офисная мебель и т.д. За счет прибыли от материальных инвестиций предприятия увеличивают свои доходы. Как влияют налоги на материальные инвестиции? По сути, налог на доход от предпринимательской деятельности является налогом на прибыль от материальных инвестиций – налог уменьшает доходы фирмы и, таким образом, инвестирование становится не выгодным. Большинство экономистов считают, что бизнес-налоги уменьшают объем материальных инвестиций предприятий. 

Налоги также оказывают влияние на то, какие виды материальных инвестиций осуществляют предприятия. Это происходит потому, что государственные налоги на некоторые виды инвестиций имеют более высокие ставки, чем на другие. Эти различия становятся причиной того, что предприятия принимают инвестиционные решения скорее на основе того, какие впоследствии придется платить налоги, а не потому, что они были целесообразными с точки зрения бизнеса. Искажая эти инвестиционные решения, налоговая система приводит к неэффективной структуре инвестирования. 

Сумма налогов вызывает постоянные споры на Западе. Например, в Великобритании компании обязаны платить акцизные взносы, когда они добывают нефть, затем нефть облагается налогом после переработки, после чего автомобилисты обязаны уплатить определенный сбор или налог на потребление, когда они заправляют топливом свои транспортные средства. Здесь одна и та же нефть облагается налогом три раза. По большему счету, проблема и спорный вопрос остается: что должно облагаться налогом - доход или капитал, и правительства развивающихся стран продолжают спорить о том, какой уровень налогообложения необходим для выполнения ими функций государства. Каждый год более 40% государственных расходов идет на социальное обеспечение и национальные системы здравоохранения. 

Исламский налог? 

Ислам имеет совершенно иной взгляд на экономику и налогообложение, так как Исламская основа отличается от капиталистической. С принципиальной точки зрения, в Исламе, и в Халифате, при налогообложении уделяется особое внимание налогам на имущество, а не на доходы. Исламская система налогообложения облагает налогом не прибыль, а капитал. Это означает, что средний человек получит более чистый доход, и он будет обязан платить налог на то имущество, которое останется в конце года. Это будет оказывать существенное влияние на экономику. Можно это продемонстрировать, взяв цифры из британской экономики и подставив их в исламскую модель. В 2007 году средняя годовая зарплата в Великобритании составляла 23 244 фунтов стерлингов, и налоговая нагрузка на эту зарплату составила 34% (подоходный налог и социальное страхование), что немного меньше 8 000 фунтов стерлингов. Получается, что в добавок к косвенному налогообложению (то есть налоги на расходы, а не доходы), а также муниципальному налогу, дорожному налогу, налогу с продаж и т. д., реальная налоговая нагрузка приближается к 40-50%-ой отметке. Это означает, что средний человек в этой стране  тратит 10 000 - 12 000 фунтов стерлингов на налоги. 

В Исламе, если упрощенно, налог на имущество составляет 2,5%. Это означает, что в течение одного года, средний человек может сэкономить, по крайней мере, 10 000 фунтов стерлингов. Это также означает, что каждый месяц средний человек будет иметь дополнительные 700 фунтов на расходы, так как он не будет облагаться налогом на свои доходы. Принимая во внимание, что общая численность населения Великобритании составляет около 31 миллиона человек, получается, что если бы доходы не облагались налогом, в экономику были бы влиты дополнительные 240 млрд. фунтов стерлингов. В результате чего два или три человека смогли бы легко организовать свой бизнес, удовлетворяя спрос потребителей на некоторые товары, в том числе промышленные, и, таким образом, создавая больше рабочих мест в экономике. Прямым результатом этого будет увеличение спроса на товары и услуги во всей экономике, которая будет порождать рост в торговле и, в свою очередь, увеличение капитала для бизнеса. 

Основными доходами Халифата являются:
  1. Различные виды доходов от государственной собственности
  2. Средства Закята
  3. Трофеи (фай)
  4. Земельный налог (харадж)
  5. Подушный налог (джизья)

Различные виды доходов от государственной собственности 

В Исламе государство формирует фонды денежных средств, чтобы удовлетворить основные потребности всего населения, устанавливая, что любой объект общего пользования, который считается необходимым для общества, является общественной собственностью. Необходимым он считается в том случае, если при его отсутствии люди вынуждены будут повсюду его искать, т.е. это ресурсы, которые трудно найти и трудно использовать, так как их нужно перерабатывать. Это означает, что объекты общего пользования будут находится в государственной собственности, и доход от них будет идти на благо всех граждан. Это правило выведено на основе хадиса Пророка صلى الله عليه وسلم : "Мусульмане являются совладельцами в трех вещах: в воде, огне и пастбищах". Хотя в хадисе упоминается только три вещи, мы можем использовать кийас (аналогию) и расширить это доказательство для охвата всех необходимых объектов общественного пользования. Таким образом, источники воды, леса и топливная древесина, пастбища для скота и тому подобное – все это является объектами общественного пользования, также как и нефтяные месторождения, электростанции, моря, озера, каналы, заливы, проливы, плотины и т.п. Халиф назначит уполномоченных лиц, которые будут отвечать за государственные доходы. Государство также будет экспортировать нефть в страны за рубеж, что принесет огромные суммы в казну государства. В 2006 году за день производилось 81 млн. баррелей нефти, 45% которой были добыты в мусульманских странах, а это почти 38 млн. баррелей в день, что при текущих ценах на нефть (80 долларов за баррель от 12 октября 2007 г.) составило 3 миллиарда долларов в день! 

Средства Закята 

Закят (милостыня) - это налог на имущество, которым облагается 2,5% имущества граждан, которым они владеют в течение года. Средства Закята хранятся в специальном месте в Байт уль-Мал (Государственная казна), и их можно расходовать только на восемь категорий людей, упомянутых в Коране. Но Халифу разрешено расходовать их так, как он считает нужным, по его мнению и иджтихаду, на эти восемь категорий людей. Этот налог служит для перераспределения имущества, которое раздается бедным, нуждающимся, тем, у кого есть долги и тем, кто несет исламский призыв, а также людям из других категорий, упомянутых в Коране. 

Трофеи (фай) 

Это имущество, которое будет передано в сферу полномочий Халифата посредством объединения мусульманских стран. Ислам обязывает мусульман жить в Халифате, который является политической структурой Ислама. Прямым результатом этого будет то, что экономика Халифата будет постоянно сливаться с другими экономиками, поскольку они перейдут в сферу его полномочий. 

Земельный налог (харадж) 

Харадж - это тип земельного налога; сбор, налагаемый на землю. Ставка налога рассчитывается в зависимости от качества земли и возможной стоимости производства. Это изменит ландшафт мусульманских стран, так как сегодня большая часть плодородных земель не используется или находится в руках землевладельцев, к

 

Доходность по исламским финансовым продуктам достигает 20%

Доходность по исламским финансовым продуктам достигает 20%

Финансовый дом «Амаль», специализирующийся на исламских финансовых услугах, опубликовал отчет о доходах по исламским инвестиционным продуктам «Популярный» и «Бизнес» в 2011 году.

Общая доходность от управления вложенными средствами клиентов по продукту «Популярный» за 3-й и 4-й квартал составила 18,97% из расчета годового исчисления. Доля клиентов в прибыли Финансового дома «Амаль» по продукту «Популярный» составляет от 25% до 75% в зависимости от срока размещения денежных средств, таким образом, доходность для клиентов по данному продукту составила от 4,74% до 14,23% из расчета годового исчисления на вложенный капитал, сообщает агентство IslamNews.

 Общая доходность от управления вложенными средствами клиентов по финансовому продукту «Бизнес» за 2-й, 3-й и 4-й квартал 2011 года составила более 19 процентов из расчета годового исчисления. Доля клиентов в прибыли Финансового дома «Амаль» по инвестиционному продукту «Бизнес» составляет от 35% до 75% в зависимости от условий договора, таким образом, доходность для клиентов по данному продукту составила от 6,84% до 14,66% из расчета годового исчисления на вложенный капитал.


Финансовый дом «Амаль» был основан в феврале 2011 года и ведет свою деятельность в соответствии с исламскими нормами, что подтверждается сертифицированным экспертом AAOIFI (Организация по учету и аудиту в исламских финансовых институтах, Бахрейн).

Источник: islamnews.ru

 Islamic Banking - Шариат завоевывает самый значимый сектор экономики

Станет ли приход арабских банков вопросом политики, а не экономики 

 В СНГ создадут Единый исламский банк. Возникновение принципиально нового для России механизма оборота денег  может положительно сказаться на финансовый сектор страны. Создаваемый на базе финансовых институтов СНГ единый исламский банк уже в скором времени частично объединит банковские системы Азербайджана, Казахстана и России. Впервые такая идея была озвучена на Бакинской международной банковской конференции государств-участников СНГ в декабре прошлого года. По замыслу авторов Международный банк Азербайджана и российский банк ВТБ намерены привлечь один из ведущих банков Казахстана. Сейчас в этом направлении ведется работа. Уже имеющий опыт взаимодействия с исламскими странами Азбанк выбран платформой и региональным центром по развитию исламского финансирования в странах Содружества. Российский банк ВТБ будет использовать опыт азербайджанских специалистов и консультантов в области исламского банкинга, а азербайджанский банк, опыт ВТБ на международном финансовом рынке.

На кого делается основная ставка и как это отразиться на мусульманских регионах России можно сказать после экспериментальной апробации этой модели.

В Дагестане основным оборотчиком исламской денежной системы является «экспресс- банк», но возможно, что Внешторгбанк сам станет крупнейшим оператором шариатского банкинга, или лицензирует по своему усмотрению одно из северокавказских подразделений любого финансового учреждения. Использование денежного оборота по нормам шариата кроме внешних вливаний позволит использовать и внутренний капитал, так называемые заначки верующих мусульман. Как известно только в один лишь период хаджа эти суммы составляют десятки миллионов долларов, а в масштабах всех «зеленных республик» страны сотни миллионов.     

 Попытки использовать исламский капитал отдельными банками уже были сделаны, но они не получили широкого распространения. Так в Дагестане были выпушены исламские пластиковые карты. В рекламных роликах их преподносили, как одобренные официальным духовенством республики, потому что верующих, тех, кто составляет основу исламских депозитов, интересует, а как именно будет наложен запрет на ссудные проценты, запрет на спекуляцию - использование каких-либо обстоятельств, или затруднений в своих интересах, запрет на азартные игры, лотерею, тотализатор и т.д. Важны социальные и этические условия отбора экономических действий. К ним относится запрет на инвестиции в производство алкоголя, эротическую продукцию, переработку мяса животных забитых не по исламу. Только при соблюдении определенных норм товары получают маркировку «халяль».                                                                                                                                    

Возникает логичный вопрос, а собственно что же такое шариатская форма оборота капитала - исла́мский банкинг.

Islamic Banking -  ведение банковских дел, в соответствии с религиозными правилами ислама. Суть исламской экономики - это отказ от процента и фьючерсных сделок, а метод работы связан с разделом рисков, долевым участием. Банк анализирует риски, изучив бизнес-план человека, пришедшего к нему за помощью. В этом случае гарантии дает исламское страхование, где  наложен принципиальный запрет на игры со временем. Главная установка ислама - не допустить закладывание времени, особенно будущего, ещё не прожитого времени, в пользу каких-то спекуляций. Например, запрещено продавать урожай, который ещё не выращен, что является обычным делом в не мусульманских странах. Но даже и там динамично развивается исламское банковское дело, особенно в Великобритании, где есть исламские банки, и есть исламские окошки в обычных банках, например Citibank.

Но такой механизм работы не везде уместен и вызывает споры не только в самой религиозной среде, поскольку есть понятие халяльные деньги (дозволенные по шариату, добытые не криминальным путем). Но если по примеру окошек будет развиваться исламский банк в таком регионе как Северный Кавказ, то многие верующие могут возразить, поскольку нет гарантий того что вложенные деньги не смешиваются с общей денежной массой, особенно в России и тем более в Дагестане. Ведь каждую копейку не уследишь, как этого требует религия, особенно при таком высоком уровне коррупции.

Исламский запрет на риба (проценты) существует более 1400 лет, а деловая практика исламских банков не более 25.   И здесь нужно знать, что исламские банки, также как и другие банки, привлекают финансы частных лиц и учреждений и направляют в коммерческие фирмы для поддержки их производства, значит, исламбанки выполняют те же функции, что и обычные банки.  Различие между ними в том, как это делается, как увеличиваются деньги и как именно они используются.  Исламбанки принимают депозиты с различными сроками погашения, с различными процентными ставками по каждому виду. В отличие от кредитных институтов, взимающих процент, они работают по принципу «такафул» – взаимострахования и не платят проценты по вкладам. То есть если ссуда в обычном банке не возвращается, то на её покрытие списывается собственный капитал и депозиты клиента, а в исламбанке собственный капитал и депозиты рискуют равно. Банк и его клиенты вместе выигрывают от инвестиций и теряют средства в результате неудачных операций.

Исламский банкинг - для России понятие новое,  поэтому «халяльный» бизнес как залог стабильности исламбанкинга в России пока активно не внедряется, а в Дагестане только зарождаются основы банкинга на нормах шариата.

Сегодня география размещения исламских банков разнообразна и насчитывает около 300 крупных исламских финансовых институтов с активами в 500 млрд долларов и не ограничена восточными странами. Так, если на Востоке основными центрами развития исламбанкинга являются Малайзия и государства Среднего Востока, то на Западе таким центром стала Великобритания.  Идеология исламского банкинга заключается в том, что всем имуществом владеет Аллах, а человек лишь может распоряжаться этой собственностью во время жизни на земле. При управлении «вверенными средствами» человек должен избегать двух вещей - спекуляции и бездействия.

В странах, где действует данная банковская система, существует совет экспертов шариата, который определяет степень нужды в средствах. Если вы имущий человек и деньги вам нужны, на открытие дополнительного бизнеса, то совет назначит вам одну плату за услугу банка, а если совет установит, что вы бедны и деньги нужны на экстренные траты - совсем другую. Эксперты по каждому обращению решают, какая плата подходит для данного случая.

Несмотря на растущий интерес к исламбанкингу, он все еще находится на ранней стадии своего развития. Выход на рынки сопряжен конкуренцией традиционных банков, предлагающих продукты исламского банкинга  открытием «исламских окон», и трансформацией традиционных банков в исламские.

В скором времени услуги исламбанков, будут востребованы российскими мусульманами. В республике с приходом крупных банков будет и потребность, а пока в Дагестане вводят элементы исламской банковской системы. В Дагестане, уже есть банки выпускающие пластиковые карты соответствующие канонам ислама, предоставляющие ячейки для хранения документов, денег, драгоценностей, вкладывают средства в золотые и серебряные монеты, осуществляют денежные переводы в любые страны.

Российское законодательство не позволяет, не начислять процентов, поэтому необходимо разработать для мусульман особый банковский продукт, которая полностью соответствует нормам ислама, и рекомендации  как соблюсти эти нормы. К примеру, помимо процентов, нельзя также взимать штрафы и пени.  И если светский банк открывает отделение, где предоставляет услуги соответствующие нормам ислама,  у мусульман именно это обстоятельство и вызывает сомнения, так как банк, работающий на процентах в целом, изначально не может давать халальной продукции, тем более, когда федеральное законодательство запрещает предоставлять кредиты без процентной ставки. В частности, банку запрещено заниматься торговой деятельностью, а в арабских странах, наоборот, больше банковских операций связано с торговлей.

Главным препятствием для банка, чтобы  работать в России по законам шариата, остается законодательство. Нужны нормативные акты для активного привлечения исламского капитала в экономику нашей страны. Российская банковская система не адаптирована к исламскому банкингу и перспективы развития банковских услуг в русле исламских норм, пока не велики. Правительство России должна  рассмотреть вопрос о развитии в стране системы исламского банкинга, основанного на принципах шариата. Дагестану,  где 95 % жителей мусульмане, уже на базе этих решений  надо делать упор на значимость исламского банкинга для клиентов, которые по религиозным соображениям не открывают счета в обычных банках. Для этого, чтобы привлечь инвестиции в регион, необходимо создать позитивный имидж дагестанских банков, поскольку исламские потребители банковских услуг более требовательны.

Огромные средства финансовых центров Саудовской Аравии, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, Малайзии в условиях нестабильности доллара готовы реализовывать крупные инвестпроекты и в Дагестане. Заинтересованностью арабов инвестировать, являются визиты в Дагестан  специалистов различных арабских компаний. И здесь мы не должны упустить свой шанс. 

Автор: Руслан Гереев, эксперт ЦИИ Северного Кавказа
Источник: blogspot.com

Бесплатный хостинг uCoz