Дунья 

 

опять аресты
15 ноября 2011как обычно рано утром, в дома четырех мусульман в башкирском городе Давлеканово пришли сотрудники УФСБ по РБ, с обыском. После проведения обыска они были задержаны по подозрению в причастности к деятельности партии
Хизб ут-Тахрир и доставлены в г. Уфа по адресу Крупская 18 в здание УФСБ. На данный момент известно, что Стрельцова Александра 1982г.р., Садретдинова Айрата
1987г.р.,Гатауллина Забира 1982г.р. и Дареева Фарита должны доставить к следователю СКР Халикову А.Н. Ни о каких основаниях для задержания, кроме двух
запрещенных книг не сообщается. Родственники ссылаясь на неизвестные пока
источники утверждают, что их избивают с тем, чтобы выбить показания. Эти аресты проходят на фоне визита в республику советника президента РФ по внутренней политике Ильи Баринова. О целях визита советника сообщил заместитель директора научно исследовательского центра Гали Фаизов Илью Александровича интересовало, как проходит разъяснительная работа с населением по традиционному исламу, его истории и культуре, как идет профилактика религиозного экстремизма. Наши специалисты совместно с руководством Духовного управления мусульман Башкортостана, преподавателями Исламского колледжа имени Марьям Султановой
и Российским исламским университетом в 2010 году провели выездные курсы в 8 районах республики. Этот год мы планируем завершить, посетив 23 города и района».
В рамках визита в Уфу Илья Баринов провел встречи с руководством Центрального духовного управления мусульман России и Духовного управления мусульман
Республики Башкортостан. Вот под давлением этих господ лишь за наличие запрещенных книжек мусульманина и его семью подвергают этим пыткам.
Мы требуем прекращения этих притеснений и призываем всех мусульман неустанно
раскрывать эти злодеяния против братьев в Башкирии и других местах. Призываем всех, кто как либо знаком с ситуацией, освещать ее, а также сообщать подробности в
редакцию сайта. О Аллах, укрепи этих братьев стойкостью и спокойствием! И покарай
их угнетателей!

 Ассаламу алайкум Друзья!
Если вам интересно, наш один друг (да будет доволен им Аллах) вчера закончил подборку документальных (исторически-религиозных) фильмов о Пророках Аллаха, (мир им)...
По воле Аллаха, получилось исправить качество звука и формат видео - надеюсь эти фильмы будут для вас полезны:

1. Пророк Ной (мир ему) - http://video.mail.ru/mail/mr.soulnet/1/528.html

2. Пророки Авраам и Лут (мир им) - http://video.mail.ru/mail/mr.soulnet/1/539.html

3. Пророк Иосиф (мир ему) - http://video.mail.ru/mail/mr.soulnet/1/529.html

4. Пророк Соломон (мир ему) - http://video.mail.ru/mail/mr.soulnet/1/520.html

5. Пророк Моисей (мир ему) - http://video.mail.ru/mail/mr.soulnet/1/523.html

6. Пророк Иисус (мир ему) - http://video.mail.ru/mail/mr.soulnet/1/538.html

7. Пророк Мухаммад (с.а.с) - http://video.mail.ru/mail/mr.soulnet/1/537.html

Новое качество видео и звука! Стандарт HQ и HD!

 

Бунт индейцев: коренные жители США намерены создать свое государство



    Индейцы племени лакота приняли решение создать собственное государство и выйти из состава США. В понедельник делегация племени в одностороннем порядке разорвала все договоры, заключенные с американским правительством почти 150 лет назад, которые "постоянно нарушались со стороны США" и, таким образом представляют собой ничто иное, как "пустые слова на дешевой бумаге".

    Территория расселения индейцев лакота (около 100 тыс. человек), которые входят в группу индейских племен сиу, проходит по штатам Небраска, Южная Дакота, Северная Дакота, Монтана и Вайоминг. О появлении новой страны на территории этих штатов индейцы уже успели объявить в посольствах Чили, Боливии, Венесуэлы и ЮАР.

    В скором времени в новой стране собираются выпустить свои паспорта и водительские права, а также освободить от налогов всех, кто признает себя гражданами нового государства.

    "Мы более не являемся гражданами США, и все, кто живет в зоне пяти племен, представляющей территорию нашей страны, могут свободно присоединиться к нам", - заявляет активист движения борьбы за права индейцев Рассел Минз (Russell Means).

    Пока правительство США никак не отреагировало на действия коренных жителей страны.

    Впрочем, как отмечает "Правда.Ru", независимость индейцам, скорее всего, не грозит. Еще в 1974 году они издали свою декларацию о независимости по аналогии с известным документом, провозгласившим независимость США от Великобритании. Однако, ни декларация, ни отсылы к Венской Конвенции 1980 года и 6-й статье американской конституции им не помогли.

    Буквально на прошлой неделе правительство США получило обвинение в расовой дискриминации от 250 американских правозащитных организаций. В докладе, получившем название "Закрывая глаза на несправедливость", сказано, что около 5,4 млн. граждан лишены права голоса; из них подавляющее большинство относится к национальным меньшинствам.

    Как заявил один из организаторов первой женевской конференции по правам индейцев в 1977 году Филис Янг (Phyllis Young): "У нас есть 33 договора, которым не следуют США. Они продолжают забирать у нас землю, воду, детей".

    Индейцы жалуются на то, что их представителей не приглашают на различные конференции, в том числе непосредственно затрагивающие их интересы.

    "Нас часто не принимают в расчет из-за предвзятого мнения о наших интересах и способностях, - сказал Тед Мозес (Ted Moses), вождь одного из канадских племен индейцев. - Например, мы не участвуем в научно-исследовательских программах. Наоборот, нас рассматривают как объект исследований".

    Четыре года назад от имени 300 тысяч коренных жителей в федеральный суд США поступил самый крупный коллективный иск за всю историю страны. Индейцы требовали от правительства вернуть им долг в размере 137,2 млрд долларов в качестве компенсации за использование своих земель,

    Согласно акту Дауэса 1887 года, индейские земли были переданы ряду компаний. Земля была разделена на участки, и каждой индейской семье полагался свой участок, что противоречило их исконным традициям, согласно которым вся земля принадлежала тому или иному племени. Акт Дауэса предполагал выплату индейцам компенсаций за использование их земель. При этом документ установил это правило "на вечные времена".

    Несмотря на гигантское досье адвокатов, доказывающее правоту индейских племен, в министерстве внутренних дел заявили, что не намерены бросать миллиарды долларов налогоплательщиков на удовлетворение необоснованных требований.

    Однако иногда индейцам удается отстоять свои права. В частности, в прошлом году американской администрации пришлось отложить запланированный сверхмощный взрыв на бывшем ядерном полигоне, расположенном в штате Невада. Индейцы племени Западных Шошон, которые проживают на территории этого штата, выступили с протестом этого действия, так как они уверены, что в результате взрыва с полигона на их земли может попасть радиоактивная пыль.

    Сегодня в Америке насчитывается 542 суверенных нации - по количеству индейских племен, численностью 2 миллиона человек. Самыми многочисленными племенами являются чироки, навахо и сиу (включающее в себя племя лакота). За каждым племенем формально закреплена территория (резервация), где индейцы вправе осуществлять местное самоуправление. Но фактически полномочия советов племен не простираются дальше надзора за залами игральных автоматов и решения простейших конфликтов. Каждый индеец, совершивший уголовное преступление, подпадает под юрисдикцию местного американского суда, а совет племени вправе лишь ходатайствовать о снисхождении или применении к виновному специфически индейских видов наказания.

 

«Боинг» в России: бизнес-перезагрузка на земле и в воздухе

«Наши долгосрочные инвестиции в Россию составляют 27 миллиардов долларов», – Сергей Кравченко, региональный президент компании «Боинг» по России и СНГ

В 2009 году Американская торгово-промышленная палата в России присвоила региональному президенту компании «Боинг» по России и СНГ почетное звание «Бизнес-персона года», которое по традиции отмечает лучшего руководителя среди американских компаний, работающих на российском рынке. Наша редакция попросила профессора Сергея Кравченко, члена Американского Института Аэронавтики и Астронавтики, члена Российской Инженерной Академии, почетного доктора Грузинского Технического Университета, рассказать об итогах и планах работы компании «Боинг» в России.

Вадим Массальский: Чем значим минувший год для американо-российского делового сотрудничества?

Сергей Кравченко: Это был год, которого я и мои коллеги ждали давно. Мы, люди, которые занимаются американо-российским бизнесом, почувствовали, что уровень коммуникаций и доверия между нашими странами заметно вырос.

Действительно историческим событием стала Московская встреча двух президентов. В ее рамках прошел деловой саммит, одним из организаторов которого стала и наша компания. Во время этого саммита мы совместно с госкорпорацией «Российские технологии» и ее дочерней структурой ВСМПО – АВИСМА открыли американо-российское предприятие: Ural Boeing Manufacturing. Кстати, Владимир Путин, еще будучи российским президентом, одобрил эту идею. И за полтора года мы построили один из самых современных на Урале заводов по механической обработке титановых сплавов. На этот завод были поставлены самые современные американские станки. Для этого даже получалось специальное разрешение правительства Соединенных Штатов.

В июле в символическом виртуальном запуске по прямой спутниковой линии связи нового производства из нашего московского представительства принимал участие министр торговли США Гарри Локк. А уже в октябре 2009 года в нашем московском офисе побывала Госсекретарь Хиллари Клинтон. Она также признавала, что наше деловое сотрудничество является важной частью общей американо-российской перезагрузки.

В.М.: Между тем некоторые американские предприниматели, давно работающие на российском рынке, иной раз заявляют, что, многие эти – и прежде всего политические – вопросы их не касаются. Дескать, политика политикой, а бизнес бизнесом. Что вы на это скажете?

С.К.: Абсолютно с этим не согласен. Я думаю, что для любой компании такие ключевые проблемы, как вступление России в ВТО, отмена поправки Джексона-Вэника, или сокращение стратегических ядерных вооружений – это вещи принципиальные. Это создает климат доверия и партнерства. Если этого нет, то очень трудно защищать серьезные инвестиции и убеждать советы директоров крупных корпораций в том, что с Россией можно реализовывать долгосрочные проекты. Для меня эта проблема стоит каждый год. Наш председатель Совета директоров Джеймс Макнирни регулярно посещает Россию. И для него очень важно, при каком политическом климате мы здесь работаем. Ведь для «Боинга» Россия является одним из главных партнеров в сфере гражданской авиации. Это партнер, который абсолютно незаменим как поставщик материалов из титана. Это партнер, который серьезно влияет на инфраструктурные проекты, связанные с трансконтинентальными перелетами в интересах наших компаний-заказчиков. Наконец, Россия – партнер, который предоставляет самые большие инженерные ресурсы для нашей компании. У нас нигде нет такого крупного инженерного центра, как в Москве. Для «Боинга», который совместно с российскими компаниями строит самолеты и занимается ракетно-космическими запусками, все это очень важно. 

Признаюсь, в 2007-м году, во время известных событий в Грузии, я опасался, что наша конструкция доверия и партнерства будет серьезно повреждена. А если бы это случилось, то как можно было бы говорить о 18 миллиардах долларов наших инвестиций в программу «Российский титан»? Ведь ежегодно у нас на сотни миллионов долларов идут закупки титана из России. 

Самый наглядный пример – новый самолет Боинг 787 – Дримлайнер (Dreamliner). Мне посчастливилось в декабре прошлого года в Сиэтле видеть, как этот самолет совершил свой первый испытательный полет. И для меня очевидно, что без российского участия этот полет бы не состоялся. В новом самолете беспрецедентно большое количество титана. Впервые широкофюзеляжная машина выполнена из композитных материалов. А в США не работают со сталью и алюминием. И вот Россия стала основным поставщиком авиадеталей из титановых сплавов.

В.М.: На блоге Русской службы «Голоса Америки» бурно обсуждался первый полет Дримлайнера. И в частности, высказывалось такое мнение: «Россия скатилась до сырьевого придатка США. Все, на что она теперь способна – это поставлять металл для американских самолетов…». Как бы вы прокомментировали такую точку зрения?

С.К.: Судите по фактам. Титан – это высокотехнологичный материал, который для авиакосмической промышленности хорошо делают только несколько компаний в мире. Одна из них – наш российский партнер ВСМПО - АВИСМА. Это самое лучшее и самое крупное титановое предприятие в мире. Россия имеет право им гордиться. Наша корпорация приобретает примерно треть всей продукции ВСМПО. Для России – мы огромный и надежный рынок сбыта.

Теперь, что касается технологий. Огромное количество деталей из титана для Дримлайнера сделано в России. Они не только спроектированы российскими инженерами, что само по себе очень сложно, но и сплавы разработаны российским учеными. Эти сплавы и технологии могут помочь и при создании российской авиатехники.

Куда технологически «скатилась» Россия – это пусть оценивают блоггеры. Но то, что у «Боинга» в России самые большие научный и инженерный центры за пределами Соединенных Штатов, это факт. У нас недавно на пике двух авиапрограмм трудились 1400 российских инженеров. Более 200 российских программистов в Москве, Томске и Новосибирске разработали программные продукты, которые не просто улучшили проектирование нового самолета Боинг-787, но и позволят в будущем авиакомпаниям-покупателям эффективно обслуживать эту машину. И когда мы говорим, что «треть носа» нового лайнера сделана в Москве, это значит, что российские инженеры работали также профессионально, как их американские коллеги.
 

Что же касается создания новой авиатехники в самой Российской Федерации – это вопрос не ко мне. «Боингу» бы хотелось, чтобы мощной компанией стала Объединенная авиационная корпорация (ОАК) – наш стратегический российский партнер. Мы помогаем создавать российский авиалайнер СуперДжет-100. Мы являемся основным консультантом по всем элементам создания новой машины. И в наших интересах, чтобы эта компания и этот самолет были успешными. Но это уже задача наших российских коллег, которую никто за них самих не сделает.

В.М.: Профессор Кравченко, расскажите подробнее о планах «Боинга» в новом году. Дримлайнер совершил свой первый полет, а что дальше?

С.К.: У нас в планах создание новой модификации этого самолета: Боинг-787-9. Это лайнер, который будет более длинным. Он будет перевозить уже не 230-240, а 280 пассажиров. Он сможет летать 18-19 часов, то есть совершать беспосадочные рейсы из Москвы в Аргентину и Австралию. Московский центр «Боинга» будет принимать серьезное участие в проектировании новой машины. Мы надеемся, что поставки этого самолета начнутся в 2012-м году.

Мы также с большим нетерпением ждем взлета в нынешнем году нашей новой машины Боинг-747-8 (Интерконтинентал). Она полностью сделана «в цифре», будет иметь совершенно новые двигатели и перевозить 450-460 человек. По сути, это новая модификация нашего самого известного брэнда - «курносого» двухпалубного 747-го самолета. Новая машина станет нашим ответом новому Аэробусу А-380. И, кстати, в нашем новом проекте также предусмотрен большой российский контент. Так что 2010-й год станет временем больших проектов и важных летных испытаний. И, я надеюсь, он также обозначит выход из кризиса. Пользуясь случаем, хочу поздравить аудиторию Русской службы «Голоса Америки» с наступившим Новым годом и пожелать всем здоровья, энергии, оптимизма и успехов. И, конечно, мне хочется, чтобы нынешний год принес реальные достижения в отношениях между Соединенными Штатами и Российской Федерацией.

В.М.: Спасибо за пожелания. И успехов вам.

 

Карта сайта сайта "Ислам против террора"


Карта сайта сайта "Ислам против террора"





Публикации

 

   
 

Это слово не поддается переводу. Но его можно и необходимо объяснить. "Нохчо" значит - чеченец. Понятие "нохчалла" - это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр моральных, нравственных и этических норм жизни чеченца. Можно также сказать, что это - чеченский "кодекс чести".
Качества рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника  и щедрого, надежного товарища ребенок в традиционной чеченской семье  впитывает, как говорится, "с молоком матери".  А истоки чеченского "кодекса чести" - в древней истории народа.
Когда-то, в далекие времена, в суровых условиях  гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, потерять силы от голода и усталости, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Закон предков - пригласить в дом, согреть, накормить и предложить ночлег гостю -  соблюдается свято.  Гостеприимство - это "нохчалла". Дороги и тропинки  в горах Чечни  узкие, часто змеятся вдоль обрывов и скал. Поскандалив или поспорив   можно  сорваться  в пропасть. Быть вежливым и уступчивым - это "нохчалла". Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь и взаимовыручку, которые тоже - часть "нохчалла". Понятие  "нохчалла" несовместимо с "табелью о рангах". Поэтому у чеченцев   никогда  не было князей и холопов.
"Нохчалла" - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере  не демонстрируя  своего превосходства, даже будучи в привилегированном  положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы  не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий  верхом на лошади должен первым поздороваться  с пешим. Если же пешеход старше  всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.
"Нохчалла" - это дружба на всю жизнь: в дни печали  и в дни радости. Дружба  для горца - понятие святое. Невнимательность  или   неучтивость по отношению к  брату простится , но  по отношению к другу - никогда!
"Нохчалла" - это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение  к родственникам своей матери или своей жены, мужчина сходит с коня прямо  при въезде  в село, где  они живут. А вот - притча о горце, который однажды попросился на ночлег  в   дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она  не могла отказать  гостю, накормила, уложила  его  спать. Наутро гость понял, что в доме  нет хозяина, а женщина  сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь      женщины может только мужчина, воспитанный  в духе  "нохчалла".
"Нохчалла" - это  неприятие  любого   принуждения. Чеченец издревле, с мальчишеских лет  воспитывался  защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне - "приходи свободным!" Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее   - это "нохчалла".
При этом "нохчалла" обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем,  уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не  прощается обида, причиненная  человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда.  С таким  грехом пребывать вечно.
"Ночхалла" -  не свод рекомендаций.  Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно. В этом  понятии - формула того, каким должен быть настоящий чеченец.

Адат в современной Чечне

Адат – от арабского «обычай» - обычное право у мусульман в отличие от духовного права – шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот  свод этических  норм, традиций и правил поведения – с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.

О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» («Голос Отчизны»). С-М. Хасиев пишет:«Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек (разбойник, народный заступник) Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Знаменитый абрек спросил, что случилось. «У меня отобрали младенца»,- ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка. Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За это Зелимхан убил их. – По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на подростка, не достигшего совершеннолетия, на женщину, на старика пенсионного возраста. Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить.

Другой пример связан с народной традицией. Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.

Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни - дом (очаг), другой – общественный центр поселения (майдан, площадь). Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб (материальный или физический) будет взиматься тем бо́льшая,  чем дальше от места драки расположен  очаг участника беспорядков.Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела.

По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж. Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.

В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».

С-М. Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов. Это – путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе.

«Восстановление начнется только тогда, - пишет С-М. Хасиев, - когда каждый научится спрашивать себя: что я сделал сегодня хорошего, доброго, полезного? Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль  - на этом пути можно творить добро. На этом пути формируется здоровая нравственно-этическая атмосфера общества». 

 

 

Взаимопомощь, взаимовыручка

При встрече каждый чеченец первым делом спросит: “Как дома? Все ли живы, здоровы?” При расставании считается правилом хорошего тона спросить: “Нужна ли моя помощь?”

Обычай трудовой взаимопомощи  уходит  корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни  заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор  участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село  брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в  дом, где  нет мужчины- кормильца.

Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники.

Традиция взаимной поддержки выработала в народе  отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме  горе, то  все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа – его горе.  Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо -  и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев  полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях,  в том числе и о несчастьях. И первым по приезде делом он  идет выражать соболезнования.

«Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше  умереть», «Единство народа – несокрушимая крепость», гласит чеченская мудрость.

 

Гостеприимство

Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа – символ воинственности – в одной руке и с куском сыра – символ гостеприимства в другой. «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать»,  «Гость в доме – радость», «Чем длиннее был путь гостя к твоему дому, тем этот гость дороже»… Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства.

Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется  «комната гостя», она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому  в любые времена в чеченской семье  специально откладывали на этот случай продукты.

Первые три дня у гостя не положено ничего спрашивать: кто он, зачем пожаловал… Гость живет в доме как бы на правах почетного члена семьи. В старину, в знак особого уважения, дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом.  Одно из основных правил чеченского гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.

Согласно чеченскому этикету гость не должен предлагать никакой платы за прием. Он может только сделать подарок детям.

Древнему обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.

С гостеприимством в прямой связи чеченское приветствие. Здороваясь, они раскрывают объятия, то есть открывают сердце, выражая так чистоту помыслов и искренность в отношении к человеку

В семейном кругу

Отношение к старшим.  Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях.

Обычно родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по  хозяйству начинает на половине стариков.  Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.

Не только сын, дочь, но и другие члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Деда по-чеченски называют «большой отец», а бабушку чаще всего – «мама». Дети  могут порой ослушаться, не выполнить просьбу отца или матери, и их за это простят. Но совершенно недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.

Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии родителей или любых  старших родственников. Нельзя также  разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.

Если родители не живут с одним из сыновей, то дети   подчеркнуто внимательны по отношению к ним:  например, лучшие  продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят  во дворе отдельный домик. Это давний обычай: там   старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.

Родственные обязанности.  Чеченские семьи в большинстве своем многодетны. Кроме того,  в одном дворе или в одном селе нередко живут со своими семьями несколько братьев. Веками складывались   правила родственных взаимоотношений. В общих чертах, они таковы.

Конфликтные ситуации, ссоры женщин, детей и тому подобное разрешает старший во дворе мужчина или женщина.

Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае, она может обратиться к любому родственнику мужа. Хотя считается правилом хорошего тона вообще не обращать внимания на детские обиды, ссоры, слезы.

Чеченские дети  знают, что именно дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он скорей откажет в чем-то своему ребенку,  но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу  детей своих братьев и сестер.

Правила родственных взаимоотношений предполагают обязанности младших перед старшими,  и наоборот. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия и взаимопонимания в семьях сыновей. При этом особая корректность требуется по отношению к невестке. Так, свекр обязан быть крайне деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую  в чеченской семье форму одежды.

«Честь семьи». У чеченцев принято относить как заслуги, так и недостатки отдельного человека на счет  всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников “почернеть лицом”, “опустить голову”.  А о достойном поведении говорят обычно: “Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать” или: “Сын  такого отца не мог   поступить  иначе”.

Воспитывая детей в духе семейных традиций, чеченцы прививают им качество «яхь», которое имеет значение здорового соперничества – в смысле «быть лучше всех». Наставления старших звучат примерно так: «У тебя должен быть яхъ. Ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам никого первый не обижай».  

 

 

Особенности формирования национального характера чеченцев

Борьбу за свою свободу и независимость чеченцам издавна приходилось вести в тяжелых природно-географических, экономических и политических  условиях, в окружении чаще всего недружественных кочевых племен и народов. Такие условия сформировали адаты – неписаные законы гор. Эти законы с детства формировали характер горцев.

В тяжелых условиях гор законы адата воспитывали из юношей воинов-защитников. А воин всегда должен был быть дисциплинированным, исполнительным, готовым жертвовать собой. В формировании национального характера исключительно важное значение имеет нравственный кодекс поведения чеченцев, называемый Нохчалла – от слова нохчо – чеченец.

Когда-то адаты и Нохчалла были единственными, необходимыми условиями выживания. К примеру, в условиях гор гость, не принятый в дом, вполне мог замерзнуть, потерять силы с голоду и ус­талости, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Поэтому при­нять, согреть, накормить и дать отдохнуть гостю — дело святое, просто необходимое. Свято соблюдать гостеприимство — значит соблюдать Нохчалла.

Дороги и тропинки в горах узкие, часто проходят узкими лентами вдоль обрывов и скал. Не быть взаимно вежливыми просто невозмож­но. Поскандалив или поспорив, можно сорваться в пропасть. Быть вежливым или уступчивым — это тоже одна из заповедей Нохчалла.

В тяжелейших условиях безземелья, будучи запертым в горах, когда по степям и долинам рыскали кочевые воинственные племена и народы, необходима была коллективная взаимопомощь. По сути дела, на протяжении веков и тысячелетий горцы жили по законам военной демократии -  это гогтовность к взаимовыручке.

У горцев чрезвычайно высока была цена слову. Слово истинного чеченца было и остается тверже всего. Ибо Слово - это и прощенная кровная месть, которую ни при каких ус­ловиях нельзя возобновлять. Слово - это решение спора из-за долины или горы. Слово — это остановленная война, прощеная обида, вос­становленная семья, измененный образ жизни. Иными словами, там, где общественная жизнь регламентировалась негосударственными ак­тами и силовыми структурами, несудебными постановлениями и про­курорским надзором, все решалось крепким мужским Словом. Это Слово чаще всего было не менее прочно, чем даже клятва на Коране. 

Чеченец-мужчина с мальчишеских лет воспи­тывался защитником, воином, солдатом свободы. Самый древний вид приветствия вайнахов, который сохранен и сегодня, гласит: «марша вог1ийла»- приходи свободным! Быть свободным и независимым – это самое главное для чеченца.

 Даже сегодня любой чеченец может и даже обязан смело открыть дверь другого чеченца, какой бы высокий пост он ни занимал. Никогда не было и нет у вайнахов такого, чтобы кто-то перед кем-то снимал шап­ку, склонял голову, униженно о чем-то просил.

С выходом на равнину, с изменением социально-экономических условий жизни строгие горские законы несколько смягчились. Однако вайнахи не торопятся с ними расстаться. О вайнахах говорят, что они скорее отторгнут какие-то нормы шариата, чем изменят своим устоявшимся обычаям и нравам.

Этнологу Яну Чеснову принадлежит очерк под названием «Чеченцем быть трудно». В самом деле, груз обязанностей, который ложится на истинного чеченца, настолько тяжел, что если человека не воспитать с детства, ему не пронести этот груз по сложным лабиринтам жизни.

Нормы и правила поведения, воспитываемые в чеченцах с детства, не должны нарушаться ни при каких условиях.  Истинный чеченец всегда уважает другого человека, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства. Если человек все же чув­ствует, что он в чем-то силен или находится в привилегированном по­ложении, он должен быть особенно учтив и приветлив, дабы не задеть самолюбие другого. Так, сидящий верхом на лошади должен здоро­ваться первым с пешим человеком. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.

Особое уважение человек должен оказывать родственникам своей матери и своей жены. Наиболее воспитанные слезали с коней не только на улице, где проживали родственники, но даже при въезде в их родовое село.

 Нравственный закон чеченцев –  неприятие любого насилия, любого принуждения. Из истории известно, что с помощью силы вайнахи не смогли принять даже Ислам. Поэтому в памяти народа не сохранилось имя ни одного исламского миссионера. Другое дело, когда к ним при­ходили учителя — устазы. И поэтому в народной памяти сохраняются  десятки имен устазов.

Чеченец не может отказать в гостеприимстве, даже если это его враг, пришедший с оружием в руках, но  на какой-то миг просит мира. Чеченец не может обидеть слабого, беззащитного человека, какой бы веры или национальности он ни был. Более того, чем дальше человек по родству, вере или происхождению, чеченец обязан быть к нему более внимательным. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть тебе когда-нибудь прощена. Ибо возможна встреча в Судный День. Но не может быть прощена обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. С таким грехом пребывать вечно.

Чеченцы очень ценят умение дружить, оставаться верным дружбе всю свою жизнь. Дружить у вайнахов означает быть вместе и в дни печали, и в дни радости.

Похороны, свадьба, торжественные случаи или неприятности – в любом случае лю­ди, объявившие себя друзьями, должны быть вместе. Причем, они обязаны дружить не только семьями, но и всеми родственниками с обеих сторон. Дружба для горца понятие святое. Даже брату прощается какой-то холодок, не­учтивость по отношению к своему брату. Но только не другу по отно­шению к своему другу

 В обычаях чеченцев   отношение к женщине, как к святой. Так случи­лось, что один горец постучал в дверь дома на окраине села и попро­сился на ночлег. Женщине (она была одна) неудобно было отказать, и она впустила гостя в дом. Гость не знал, что молодая хозяйка одна, иначе бы он не постучался в этот дом. Хозяйка накормила, уложила гостя спать, но только под утро гость догадался, что в доме нет хозяина и хозяйка всю ночь просидела в пе­редней у зажженного фонаря. Утром, когда гость умывался, он случайно задел руку хозяйки ми­зинцем своей руки. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил свой мизи­нец.

Свои коррективы в национальный характер чеченцев внесли события последнего десятилетия. Однако в сложных условиях войны чеченцы и русские не стали врагами. Они вместе пытаются осмыслить происходящую трагедию и винят в происходящем политиков, которые пытаются руководить без соответствующих знаний в области этнической психологии, без учета уроков прошлого.

 

Воспитание дисциплины

Горская система военной дисциплины того времени вошла в народные предания.

Периодически совет народа – «мехка кхел» проверял военную дисциплину мужского населения. Делалось это так. Неожиданно, чаще всего ночью, объявлялся всеобщий сбор. Того, кто приходил последним, сбрасывали со скалы. Естественно, никто не хотел опаздывать…

По легенде, были тогда  два друга. Один из них был влюблен. Случилось, что тревогу объявили в ту ночь, когда влюбленный отправился на свидание с девушкой, в далекий аул. Понимая,  что друг может опоздать, добираясь издалека, его приятель притаился в роще. Он понимал, что лучше будет пропустить  впереди себя  опаздывающего из-за свидания товарища. Все уж давно собрались, когда примчался наконец влюбленный. Его, как последнего явившегося, должны были сбросить со скалы. Но тут появился прятавшийся в роще  друг со словами: « Не трогайте его! Я последний!»

Старейшины разобрались в происходящем и, говорят, оставили в живых обоих.

 

 

Свои среди чужих, чужие среди своих (о чеченских татарах)
 
Автор: Предложил: Ильгиз Гараев   
29.11.2011 18:32

Татар дөньясы ...Шелковской район – Сарапан районы, станица Гребенская – Яна Кала авылы, в Кизляре была татарская слобода, которая ранее называлась по-татарски «Кызлар-кала» («Город девушек»), а в Веденском районе до сих пор есть село Гъазанлы, то есть «казанские» – «Казанлы». Как живут сегодня татары Чечни?...

 КАК ПРОВОДИТЬ САБАНТУЙ?

 Одной из целей моего пребывания в Чечню была встреча с чеченскими татарами. Несмотря на то, что, например, финских татар мы изучили досконально, информация о чеченских татарах у нас крайне скудна. После двух дней пребывания в Чечне я поехал в «татарскую деревню».

 Сарапан районы, Яна Кала авылы. Вы знаете где это? На русском это звучит так: Шелковской район, станица Гребенская. Уже 300 лет это поселение в Чеченской республике известно как место компактного проживания татар. Говорят, раньше в этих краях проходил Великий Шелковый путь, поэтому и район – Шелковской (почему на татарском он звучит как «Сарапан» - это вопрос ученым).

 

 Из райцентра в Гребенскую (станица находится на «гребне» (возвышенности), поэтому казаки дали ей такое имя) меня вместе с директором Шелковской телекомпании Абусаидом Анасовым привез глава администрации станицы Овган Надаев. Вышел я из машины и…

словно попал в родной Арск. Триста лет «гребенчане» прожили на Кавказе среди даргинцев, казаков, чеченцев, аварцев, но все равно остались татарами. Где бы татарин ни жил, глаза выдают его происхождение сразу. «Глаза с моном» – «монлы кузлэр».

 Мои собеседники – помощник Надаева Айганат Хайбулина и мулла «татарской» мечети Ваха Юзикеев (у многих здешних татар «чеченские» имена). В строительстве этой мечети Айганат Шагаповна сыграла большую роль. В станице уже была мечеть, но проповедь там шла на чеченском. К тому же татары – ханафиты, а чеченцы – шафииты. Строительство своей мечети началось с помощью первого Президента Чеченской республики Ахмат-Хаджи Кадырова в 2003 году. Но завершить его не удалось. В июне 2005 года, во время подведения итогов стодневного пребывания на посту председателя правительства ЧР Рамзана КадыроваАйганат Шагаповна обратилась к нему с просьбой помочь с завершением строительства мечети. Немедленно были выделены средства из фонда Ахмат-Хаджи Кадырова и уже 1 сентября мечеть открылась. «С помощью старшего Кадырова начали, с помощью младшего закончили», - говорит Айганат ханум.

 В станице более 5 тысяч жителей, в том числе около 700 татар. Обосновались они в южной части Гребенской целыми кварталами. Красивые кирпичные дома с большими окнами и чисто убранным двором. За триста лет проживания на Кавказе у гребенских татар выработался уникальный родной язык. Очень своеобразный татарский с большим количеством архаизмов и заимствований из кумыкского и чеченского. Мы проходим в мечеть.

 - До 1957 года чеченцев в Гребенской не было, - рассказывает работавший ранее парторгом Ваха хазрат. – Потом они начали возвращаться из мест депортации. Таких больших домов, как сейчас, у нас тогда не было. Две комнатки и коридорчик. Татары селили чеченцев у себя, пока те свои дома не построили. Например, у нас жили три семьи. Пока чеченцы чай не допьют, мы за стол не садились. Они были очень довольны, и старшее поколение до сих пор помнит об этом. В подтверждение этих слов Овган Зарманович задумчиво качает головой: «Если бы татары чеченцев не приняли, половина их умерла бы! Поэтому у нас не только дружеские, но и родственные отношения». С тех пор живем дружно, одной семьей. И радости, и горе – все у нас общее. На свадьбы, на похороны друг к другу ходим. Мы постоянно в поле зрения руководителей района. При строительстве мечети глава района Хусейн Нутаев по два раза на дню в Гребенскую заезжал. Говорят, мечеть татарская, но мне это не нравится. У мечети национальности не бывает. Баркалла («спасибо» по-чеченски – Р.Л.) всем, кто помог при строительстве…

 Мы несколько раз пытались наладить постоянную связь с родиной предков. Так и не удалось. Например, обращались в Татарстан при строительстве мечети, но отклика не было. Должен же быть в Татарстане какой-то орган, который курировал бы эти вопросы! Другие народы ведь поддерживают своих!

 - Я не совсем согласен с муллой, – прерывает разговор Овган Надаев. – Он немного обижен на Татарстан. Я скажу другое. Здесь, начиная с 1999 года, было много сводных милицейских отрядов из разных регионов России. Так вот, татарстанские милиционеры – единственные, кто забрал 30 детей на отдых в Казань. Из них 20 ребят были татарами. На татарстанских милиционеров за все время их пребывания здесь никто ни разу не пожаловался. Не было случаев, чтобы они, как некоторые, ходили в шортах или в пьяном виде… Когда я приезжал в Татарстан, меня, рядового руководителя станицы, принимали как министра! Потом татарстанцы нам воду провели. Я им за это очень благодарен. Поэтому я не хочу, чтобы кто-нибудь из Гребенской говорил что-то нелицеприятное о МВД, правительстве Татарстана. Они для нас сделали во сто крат больше, чем все остальные вместе взятые.

 - Ну, я говорю о недостаточном внимании, - продолжает Ваха хазрат. – Единственное, о чем мы просим: пусть почаще нас навещают. Чтобы наши люди знали, что они не заброшены.

 - Сабантуй у вас проводится?

 - Вот я об этом и говорю. Нет у нас связи с Татарстаном. Практически во всех татарских деревнях есть специальные площадки для сабантуя, но мы даже не знаем, как его проводить…

  СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ

 Гребенские татары многократно повторяют, что гуманитарной помощи они от Татарстана не просят: «От нее вреда больше, она нас разъединяет». Отправлявшиеся из Татарстана КамАЗы с гуманитарным грузом до гребенских татар ни разу не дошли. До сих пор какие-то аферисты от имени татарской общины, от имени уже ликвидированной организации «Азатлык» обращаются в разные инстанции с просьбой о помощи…

 В Гребенской с кем ни начнешь общаться – все говорят об одном. На тему Татарстана мы долго беседовали с Мурадом Хайбулиным и Магомедом Мурзаевым.

 - Мы давно горим желанием наладить связи с нашими соплеменниками, - говорит Мурад. - Мы ведь казанские татары. У нас раньше даже в паспорте писали: «казанский татарин» или просто «казанец». Чтобы с крымскими не путать, их же тогда выселили, а казанских нет… Я когда сдавал старый паспорт, даже ксерокопировал эту страничку на память. По новому паспорту мы для всех «чеченцы». Наши далекие родственники до сих пор живут в Татарстане, но как их найдешь? Мы осколок Татарстана, все-таки это наша родина, нас туда тянет. Мы не просим подаяния, гуманитарной помощи. Тяжелое время мы уже пережили. Просто нам очень хотелось бы держать связь с нашей исторической родиной. Нам хотелось бы поддерживать связь с муфтиятом Татарстана – хотя бы телефонную. Чтобы по мере возможности присылали нам литературу. Последние 15 лет идет сильная ассимиляция, нам грозит исчезновение. Хотя раньше крепко держались. Где бы ни находились, мы гордо говорили: «Мин татар». Теперь есть такой момент, что если знаешь чеченский язык, у тебя хорошо идут дела, а нет – дело стоит.

 - Было бы хорошо, если бы одного из наших назначили официальным представителем чеченских татар в Казани, - присоединяется к разговору Магомед Мурзаев. - Через него мы держали бы связь.

 - Когда я был в Казани, меня два раза забирали в отдел милиции Вахитовского района, - продолжает Мурад. - Я звонил руководителю автономии чеченцев в Татарстане Сусаеву и он меня вызволял. Я татарин, и в Татарстане из-под ареста меня вытаскивает чеченец. Даже в Татарстане на нас смотрят как на чеченцев. Мы и там чужие, и здесь чужие. Я был в конгрессе татар, лично с председателем разговаривал. Мне сказали, что проблема в том, что мы не знаем чистого татарского языка. А как нам его знать? Я слышал, Татарстан помог китайским татарам поступить в вузы Казани. А из гребенских в Казани только два студента учатся, и те на коммерческой основе.Должен развиваться национальный культурный центр. С этим вопросом мы обязательно обратимся к Кадырову, но в Чечне пока и без нас много проблем. У нас есть историческая Родина, и мы смотрим на вас как на спасителей. Да, да! Мы живем без родины, мы как заложники...

 - У нас есть очень одаренные дети, - продолжает Айганат Шагаповна. - Я говорю не только о татарах. Но они с трудом поступают в российские вузы, потому что к детям из Чечни предвзятое отношение. Студенты из Чечни в российских институтах имеются, но все они учатся на коммерческой основе. Не все родители могут себе это позволить. Было бы замечательно, если бы появилась возможность организовать учебу наших детей в ваших вузах. Естественно, тех, кто сможет сдать выпускные экзамены. Они вернулись бы обратно в Гребенскую, вносили бы свой вклад в развитие экономики, сельского хозяйства, культуры…

 Гребенчанин Ахмад Хайбулин везет нас на кладбище. Рассказывает о жизни соплеменников. Татары в основном занимаются здесь сельским хозяйством. Сам Ахмад абы взял землю и посеял подсолнечник. Вручную обрабатывает угодья с сыновьями Айваром и Муслимом – техники нет. Кроме этого занимается рыболовством и охотой.

 Кладбище располагается в трех километрах от Гребенской. Раньше селение татар находилось рядом с кладбищем, но изменение русла Терека с последующим затоплением домов вынудило татар переселиться в Гребенскую.

 Перед входом на кладбище молимся. По-нашему – по-ханафитски. Самая старая могила датируется 1800-м годом. Были и более древние, но все они уничтожены во время гражданской войны – большевики сначала сожгли кладбище, потом некоторые надгробные камни использовали в качестве укреплений. Надписи на надгробных камнях или на «чеченском татарском», или на кумыкском.

 Здесь же могилы жертв войны. Сотрудник МВД Фарит Хасанов, погибший во время операции по ликвидации боевиков, лесник Назырбек Алибеков, убитый в лесу ваххабитами, глава администрации Гребенской Дагир Шамшудинов… Последнего убили, когда в станице проходила зачистка, было много военнослужащих. Тем не менее, убийца средь бела дня, на глазах у свидетелей, застрелил главу и ушел. «Даже не бежал, спокойно шел», - рассказывают местные.

 УРОКИ ИСТОРИИ

 Есть несколько версий относительно того, как татары попали в Чечню. Этот вопрос исследовалпрофессор Арсланов из Елабуги. Историей своего народа увлекается и житель Гребенской Сираждин Селимгереев:

 - Согласно одной из версий, когда Петр Первый приезжал на Кавказ, он привез с собой татар в качестве переводчиков. Тогда тюркский использовался в качестве языка межнационального общения. По приказу Петра началось строительство укреплений – Махачкалы и Кизляра. В Кизляре была татарская слобода, ранее ее называли по-татарски «Кызлар-кала» («Город девушек»).

 Вторая версия. В первую кавказскую войну в русской армии был татарский полк. Его пленил имам Шамиль. И якобы сказал: «Я объявил священную войну за ислам, а это мусульмане. Я дарю им жизнь». Татары поселились в Веденском районе, в горах. Там до сих пор есть село Гъазанлы. То есть «казанские» – «Казанлы». Но татары степной народ, к тому же народ законопослушный. Видимо, им тяжело было жить в горах с их обычаями. Они попросили разрешения у царского наместника переселиться на равнину. Одна часть поселилась в Яна Кале - Гребенской, другая – в Карчыге (татарское название станицы Старощедринской). Со временем из Старощедринской многие уехали.

 Еще одну версию рассказал Мурад Хайбулин:

 - Наших предков привезли сюда рекрутами. Узнав, кто такой Шамиль, они не захотели воевать против мусульман и перешли на его сторону. Шамиль сказал им: «В моем государстве вы можете поселиться в любом месте, от вас даже военной службы не требую». Татары поселились в Веденском районе. Когда Шамиль пал, начался бардак, хаос. И татары ушли туда, где была хоть какая-то государственность. Казаки приняли их обратно. А те, кто остался в горах, переняли чеченский язык и культуру. У чеченцев даже тейпы есть татарского происхождения.

 «МЫ КАК БЫ В СТОРОНЕ»

 В Гребенской до 1961 года была и татарская школа. Учительницей трудилась самая настоящая казанская татарка! В 2002 году с подачи Ахмат-Хаджи Кадырова в Гребенской был организован национально-культурный центр татар. Выделено здание, три сотрудника получают зарплату из бюджета. Появилась возможность открытия национальных классов. Министерство по делам национальностей Чеченской республики обещало в будущем году выделить средства для переподготовки преподавателя в Казани. Ни одно из значимых национально-культурных мероприятий в Чеченской республике не проходит без участия татар. 11 ноября, в «День района», который проводился в станице Сарысу, был организован конкурс «Кухни народов Чечни». И татары заняли в нем первое место! Местные татарки умеют готовить и чак-чак, и кияу пилмэне, и эчпочмак, и губадию. Руководитель национально-культурного центра Альбина Бектемирова начала собирать экспонаты для будущего музея. Уже есть сабля татарского воина, воевавшего на стороне имама Шамиля. Еще один экземпляр – картина с изображением тройки. Сшила ее из ткани чеченская татарка, и на картине не бук с грабом, которые растут здесь, а ели.

 - У нас все жители знают, откуда они родом и почти все знают татарский, - говорит Альбина. – Попробуй кому-нибудь сказать, что он не татарин, а, например, кумык! В то же время у нас большие проблемы. Есть здание, но, во-первых, оно находится далеко от татарских кварталов, нет возможности собирать детей по вечерам. Во-вторых, оно в аварийном состоянии. Поэтому занимаемся, репетируем дома у методиста – Флеры Бектемировой. У нас нет национальных костюмов, музыкальных инструментов, аппаратуры. А к нам ходят не только татары, но и чеченцы. Учат татарский, некоторые даже поют. Вот научились петь песню «Казаным» из репертуара Гузель Уразовой. Вообще, мы как бы в стороне от татарской культуры, диск с этой песней к нам случайно попал…

 - Как другие народы живут?

 - Все они получают поддержку извне. Кумыки – из Дагестана, ногайцы – из Карачаево-Черкесии. У ногайцев очень хороший центр, хотя их немногим больше, чем нас. И кумыки, и ногайцы могут смотреть телепередачи на родном языке каждый день. У нас такой возможности нет…

 Утверждают, что самое распространенная татарская мелодия – это «Апипа», «танцевальный гимн» татар. Ее знают и сибирские, и крымские, и добруджинские, и многие другие татары… А чеченские татары не знакомы ни с «Апипой», ни с другими народными татарскими песнями. У них свои песни, напоминающие наши баиты.

 Гребенские татары не смогли принять участие и в праздновании 1000-летия Казани. Этот праздник они отмечали в родной станице. Было очень много гостей, СМИ.

 - Насколько тяжело было в период хаоса чеченцам, всем известно, - говорит глава администрации Шелковского района Хусейн Нутаев.- Но вдвойне тяжело было татарам, русским, ногайцам. Сейчас правительство уделяет большое внимание межнациональным отношениям, чтобы совместное проживание малым народам было не в тягость, а в радость. Татары принимают самое активное участие в политической жизни республики, восстановлении экономики района. Самая главная проблема – трудоустройство. Уровень безработицы доходит до 70%. Если решим этот вопрос, думаю, отток представителей татарского народа из республики прекратится. Я могу сказать, что татары очень организованный, дисциплинированный, законопослушный народ. Даже в период разгула преступности татары не создавали проблем ни федеральным, ни местным органам власти.

 КАК ПЕРЕЖИЛИ ВОЙНУ

 В Гребенской военные действия не велись. Но уже в 1991 году, с приходом Дудаева к власти, из станицы начали уезжать евреиПочти все они прекрасно владели татарским (при этом не знали чеченского). Пока работала почтовая связь, из Израиля в Чечню шли письма… «Они не хотели расставаться с нами, очень по нам скучали», - вспоминает Махаджарт апа. После того как бандитами были вырезаны несколько семей, начали уезжать и русские. А потом началась война… В начале 1996 года Гребенскую обстрелял вертолет. Погибли три человека, все татары... С началом второй чеченской войны в сентябре 1999 года окрестные леса, поля начали бомбить самолеты. Несколько глубинных бомб попало в станицу. По счастливой случайности ни одна из них не угодила в жилые постройки. Воронки были 6 метров глубиной и 12 метров в диаметре. Много зданий разрушилось взрывной волной, но жертв не было. Однако бесследно эти бомбардировки не прошли. Говорят, 70% жителей Гребенской – гипертоники.

 Тогда же, осенью 1999 года один из полевых командиров Турпал Атгиреев cо своими боевиками окопался за станицей.

 - Федералы поставили условие: выгоняйте боевиков, мы вас не тронем, - говорит Овган Надаев. – А как мы могли вооруженных боевиков выгнать? Атгиреев считал гребенских предателями, мол, они не воюют. И сказал: «Я Гребенскую сожгу дотла». Наш мулла поклялся не допустить этого. Мы делали все возможное, и за три дня переговоров удалось убедить боевиков покинуть станицу.

 Потом пришли федералы и потребовали сдать оружие. У каждой станицы – своя норма: такое-то количество автоматов, боеприпасов. А у населения Гребенской оружия практически не было. Пришлось скидываться, покупать оружие и сдавать…

 Насчет «предательства» Атгиреев был прав. Из 1000 татар только один стал боевиком. «Дослужился» до должности командира «Ногайского полка Ичкерии» Басаева. Убит.

 - Каждый вечер перед сном я думал, куда лечь спать, - рассказывает Сираждин абый. Но после того как нас разбомбили, спал в своей спальне. Понял: если бомба попадет в дом, никакой подвал не спасет.

 У каждой семьи своя история. Кто-то из родственников стал беженцем, кого-то ограбили, кого-то похитили. Жена Сираждина говорит: «Не было никакой уверенности в завтрашнем дне. Над станицей постоянно висели вертолеты. Выходишь на улицу, пулеметчик на вертолете держит тебя на прицеле. Идешь по улице – вертолет летит над тобой. И каждый день то же самое».

 КУДА ПОДАТЬСЯ?

 Идея переезда в Татарстан всем селом впервые возникла задолго до войны – в начале 90-х годов. ВТОЦ обещал гребенским выделить землю, оказать помощь в переселении. Но тогда большой необходимости в этом не было. С началом же войны, особенно после того, как станица была обстреляна, в Казань были отправлены несколько делегаций.

 «Одна делегация побывала в Челнах, привезла оттуда флаги, литературу, - рассказывают татары. - Но было поставлено условие - нам помогут переехать из Чечни, но мы должны быть в оппозиции к татарстанской власти, ходить на митинги. Никто не захотел уезжать – какой смысл бежать от одной оппозиции к другой?»

 В 1996 году была предпринята еще одна попытка, тогда делегация тоже вернулась практически ни с чем.«В Татарстан приезжает очень много татар, - объяснили правительственные чиновники в Казани. - Мы не можем разместить всех сразу. Поэтому живите там, где живете, мы помощь окажем». Впрочем, обещали 17 квартир где-то в Закамье.

 Послушав эти рассказы, я вспомнил, как один из этих чиновников говорил в одном из интервью: «Они не хотели переезжать, потому что у нас холодно». Гребенским тогда было не до холода…

 После неудачного визита в Казань делегация чеченских татар отправилась в Саратов. С помощьюмуфтия Бибарсова была организована встреча с губернатором АяцковымВ пригороде Саратова, в селе Рыбушка, чеченским татарам были выделены места для проживания. И до сих пор часть гребенских татар живет там, организовав национально-культурную автономию гребенских татар Саратовской области. Правда, после окончания войны многие хотят вернуться обратно. Специально для гребенских татар выделил земельные участки и Дагестан, несколько семей живет там.

 Сейчас желающих уехать из Чечни уже меньше. «Тогда было время разгула национализма, - говорит Айганат ханум. – Но лично я не хотела и не хочу уезжать, хотя из татар больше всех пострадала – в мой дом сто раз залезали, грабили… Могилы наших предков здесь. Мои отец, дед, прадед здесь родились. К тому же породнились мы с чеченцами».

 Но идея совместного переезда до сих пор жива. Теперь уже с целью обезопасить себя не от войны, а от ассимиляции. Кто-то предлагает переезжать в Астраханскую область, кто-то – в Крым…

 Я уезжаю. До Шелковской автостанции меня провожает Овган Надаев. Еще раз просит передать привет и большое «баркалла» МВД Татарстана. И у него есть радостное известие – боевиков, которые обстреляли наших милиционеров в Гребенской из «подствольников» (к счастью, тогда никто не пострадал), недавно задержали. Будут ли радостные вести для гребенчан из Казани?

Автор: Рамис Латыпов, Журнала "Татарстан"

 

"Арабская весна", источник оптимизма

Манифестанты, собравшиеся на площади Тахрир в Каире, после объявления об отставке президента Хосни Мубарака. 11 февраля 2011 года
Репутация Франции в арабском мире пошатнулась. Турция стала самой популярной страной среди арабов. Ближневосточная политика США вызывает у жителей арабских стран сомнения. Израильско-палестинский конфликт продолжает оставаться вопросом номер один… Это – результаты недавнего опроса общественного мнения проведенного в пяти арабских странах вашингтонским исследовательским центром "Институт Брукингза" и Мэрилендским университетом.

Подобные опросы на Ближнем Востоке проводятся с 2002 года. Нынешний опрос, охвативший пять арабских стран (Марокко, Иорданию, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Ливан), интересен тем, что был проведен в год, когда в ряде стран региона произошли революционные изменения.

В частности, авторы опроса хотели выяснить, как арабское население относится к происходящему в регионе. 55 процентов опрошенных сказали, что теперь – в результате "арабской весны" – они с большим оптимизм смотрят в будущее, 16 процентов выразили пессимизм, а 23 процента считают, что по большому счету ничего в их регионе не изменится.

Что касается ситуации в Египте, то 43 процента участников опроса уверены: военные лидеры этой страны стремятся нивелировать достижения революции.

Симпатии арабского населения явно на стороне тех, кто выступает против репрессивных режимов: 89 процентов опрошенных поддерживают повстанцев в Сирии, 86 – в Йемене и 64 процента симпатизируют протестующим в Бахрейне.

При этом большинство опрошенных считает, что импульсом к "арабской весне" стало стремление простых людей к свободе, к лучшей, более достойной жизни. 16 процентов говорят, что это была просто борьба за власть, а 19 процентов полагают, что волнения были инициированы извне.

Претерпели в этом году изменения взгляды граждан арабских стран на внешний мир.

Страной, сыгравшей самую конструктивную роль на Ближнем Востоке, респонденты назвали Турцию – 50 процентов. На втором месте Франция – 30 процентов, на третьем Соединенные Штаты – 24 процента. Россия оказалась на седьмом месте – 9 процентов.

При этом из всех иностранных лидеров наибольшие симпатии у опрошенных вызывает премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган.

Руководитель проекта, директор исследовательского центра имени Анвара Садата при Мэриледнском универсистете, профессор Шибли Телхами объясняет это так:

– В целом можно сказать, что когда граждане арабских стран оценивают происходящее в мире, политику США, например, они это делают, в первую очередь, сквозь призму арабо-израильское конфликта. Это самый болезненный для них вопрос. Разумеется, Турция им нравится из-за позиции, которую та заняла по данной проблеме…

Тем же самым, считает Шибли Телхами, можно объяснить и то, что в спискок наиболее уважаемых иностранных лидеров попал президент Венесуэлы Уго Чавес. Неважно, кто такой Чавес, важно, что он выступает на стороне палестинцев. Это не значит, что жители арабских стран хотят, чтобы ими руководил Чавес. Но они руководствуют принципом: враг моего врага – мой друг.

Арабо-израильский конфликт, по результата опроса, остается самой острой проблема региона. При этом только 10 процентов опрошенных считают, что мирное урегулирование конфликта между Израилем и палестинцами возможно в ближайшие пять лет. 53 процента респондентов сказали, что мир не наступит никогда, а 54 процента заявили, что в обозримом будущем мы будем свидетелями интенсивного конфликта.

44 процента опрошенных полагают, что главная цель ближневосточной политики США – защита Израиля. Правда, большинство (53 процента)  думают, что основная цель США в другом, а именно – в контроле нефтяных ресурсов региона. 32 процента считают, что Соединенные Штаты хотят ослабить арабский мир, и только 5 процентов верят, что Америка стремится к укреплению демократии на Ближнем Востоке.

Стивен Хейдеманн, вице президент вашингтонского Института Мира, отмечает, что один из самых интересных аспектов этого исследования – то, насколько сложно оказалось Соединенным Штатам получить дивиденды от поддержки, которую они оказали демократическим движения в арабском мире в нынешнем году. Тем не менее, констатирует Хейдманн, по сравнению с прошлым годом число арабских граждан, с симпатией относящихся к президенту Обаме, выросло с 19 процентов до 34 процентов.

Заметно в 2011 году пошатнулась репутация Франции в арабском мире. Если в прошлом году 36 процентов арабских граждан заявляли, что они выбрали бы Францию, если бы им довелось жить за границей, в этом году переехать во Францию хотели бы только 28 процентов опрошенных. Тем не менее, даже с этим показателем Франция стоит на первом месте в числе стран, где хотели бы жить арабские граждане. На втором месте Германия (22 процента), на третьем – Великобритания (15 процентов), на четвертом, как ни странно, – коммунистический и далеко не мусульманский Китай, на пятом – Соединенные Штаты, а на шестом – Россия, куда переехали бы 4 процента опрошенных.

"Если бы в мире могла существовать только одна сверхдержава, какую страну вы хотели видеть в таком качестве?" – так был сформулирован один из вопросов. Китай назвали 23 процента, Германию – 15, Россию – 12,  Францию – 10, Соединенные Штаты и Пакистан – по 7 процентов. Интересно, что в прошлом году Франция занимала в этом списке второе место, Германия первое, а Китай – третье. Падение популярности Франции в 2011 году специалисты объясняют недовольством в арабском мире позицией, которую правительство Николя Саркози заняло по отношению к Ливии.

Что касается самой Ливии, то 46 процентов участников опроса считают: международная поддержка повстанцев была ошибкой.

 

Чудовищные подробности издевательств над татарами в русской армии pdf Принтерга E-mail
Караучылар рейтингы: / 0
НачарӘйбәт 
Автор: Administrator   
23.12.2011 18:47

Русия төбәкләре...20-летний рядовой Руслан Айдерханов из села Арасланово повесился сам, после того как подвергся сексуальному насилию, считают независимые эксперты. Кроме того, по их мнению, военные знали, но скрывали факты надругательств...

Экспертиза: солдата Айдерханова перед смертью изнасиловали

Судмедэксперт Александр Власов окончил экспертизу по делу погибшего Руслана Айдерханова после эксгумации. Он уверен, что солдат все-таки повесился сам, и серьезной причиной на то были неоднократные изнасилования парня. Причем все характерные признаки были выявлены еще при первичном анализе.

Загадочная гибель солдата вызвала широкий резонанс

Директор Научно-исследовательской лаборатории судебной экспертизы Александр Власов считает, что военные с самого начала знали о фактах надругательств, но тщательно пытались их замалчивать.

- Я уверен, что солдат Айдерханов незадолго до смерти подвергся сексуальному насилию, - рассказал Life News директор Научно-исследовательской лаборатории судебной экспертизы Челябинска Александр Власов. - И более того - у меня есть основания считать, что этот факт был понятен на момент первичного осмотра и вскрытия трупа...

Александр Власов отмечает, что не смог сойтись в общем мнении с военными более чем по 20 пунктам. Но в своей правоте эксперт уверен, хоть и, ссылаясь на тайну следствия, не может озвучить все подробности своего заключения.

- Они заняли формальную позицию в своем заключении, которую мне трудно опровергнуть, - говорит Власов. - Говорят, что я не получил при эксгумации абсолютно объективных подтверждений. Ну так это и невозможно было сделать - труп пролежал в земле два месяца. Но фактически все данные истекают из первоначальных следственных действий экспертов, а там они прослеживаются вполне отчетливо.

В военных следственных органах с мнением эксперта не согласны. По словам представителя военного СУ СКР, в заключении нет свидетельств того, что Айдерханов подвергся сексуальному насилию.

Напомним, в августе военные сообщили, что рядовой Руслан Айдерханов сбежал из воинской части в Свердловской области. Его обнаружили на четвертые сутки повешенным в лесу. Труп в цинковом гробу отправили родным в деревню Арасланово Челябинской области.

Когда они вскрыли гроб, то увидели истерзанное тело парня. Только через два месяца военные следователи эксгумировали тело солдата, чтобы судмедэксперты провели повторное вскрытие.

http://www.lifenews.ru/news/77822

 

 
Бесплатный хостинг uCoz