Исламские банки 

СВОБОДНАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЗОНА   В ЗИЛАИРСКОМ  РАЙОНЕ  БАШКИРИИ.

        Недавно правительство РФ провело заседание по вопросу создания свободных экономических зон в регионах. Учитывая все возрастающий экономический кризис, создание свободных экономических зон в республиках Поволжья приобретает большую актуальность. Предложение министра Набиуллиной Э. как нельзя более подходит для южных районов Башкирии, испытывающих недостаток производственных мощностей. Наиболее сложное положение в Зилаирском районе. Он всегда считался дотационным. Но в связи с новейшими работами малых фирм этот район в перспективе может стать одним из самых развитых регионов Южного Урала. Местные геологи начали готовить документацию по освоению крупнейшего в Европе месторождения глинистых сланцев для производства пенокерамики: запасы 3 трил. тонн, стоимость месторождения 600 трил руб., размеры 100х10х1 км, срок эксплуатации 1000 лет. Сдерживает проведение работ по освоению сложившаяся банковская система Башкирии. Банки неохотно идут на финансирование мелких фирм, и их процентные ставки не позволяют развиваться производителям. Решением вопроса финансирования может быть создание исламского банка в Зилаире с одновременным созданием свободной экономической зоны на юге Башкирии. Тогда можно будет профинансировать строительство завода пенокерамики для малоэтажного строительства (10 млн.дол) и освоение залежей месторождения (1.5млн дол) на наиболее выгодных условиях.

 

                                   Литература

1. Давлетов М.И. «Проблемы введения крупнейшего в Европе месторождения глинистых сланцев Зилаира (Башкортостан) в эксплуатацию. ГХ-6. Международная конференция «Современное состояние наук о Земле» 1-4 февраля 2011г, МГУ, Москва

2. Давлетов М.И., Кравченко Ю.П., Турикешев Г.Т-Г., Савельев А.В. «Перспективы использования нанотехнологий в производстве пенеокерамики Зилаира». ГХ-7 Международная конференция «Современное состояние наук о Земле» 1-4 февраля 2011г, МГУ, Москва

3. Савельев А.В., Давлетов М.И., Кравченко Ю.П. «Опыт использования прибора ИГА-1 для исследования геодинамики трасс магистральных газопроводов при проектировании и подготовке площадок под строительство». Международная конференция «Современное состояние наук о Земле» 1-4 февраля 2011г, МГУ, Москва

4.  -129.Турикешев Г.Т-Г., Давлетов М.И. «О современных вертикальных тектонических движениях на территории Южного Предуралья и влияние их на отдельные элементы ландшафта».  XLIII Тектоническом совещании на тему: «Тектоника и геодинамика складчатых поясов и платформ фанерозоя». 2-5 февраля 2010г. Москва.

5. Турикешев Г.Т-Г., Давлетов М.И. «О возможности экологических катастроф в зонах прохода нефте- и газопроводов через водные переходы в пределах Южного Предуралья» / Доклады научно-технической конференции 14-15 октября 2009г «Геомеханика в горном деле» / ИГД УрО РАН, Екатеринбург С. 201-207

6. Барышников В.И., Турикешев Г.Т-Г., Давлетов М.И. «Практика ведения мониторинга газопровода в Башкирии» / Доклады научно-технической конференции 14-15 октября 2009г «Геомеханика в горном деле» / ИГД УрО РАН, Екатеринбург С. 316-325 

 

В России впервые выпустят исламские облигации

Лента.Ру, 2 часа назад, 25 мар 2011, 10:58
Казань. Фото с сайта mn.russia.edu.ru
Фото: Лента.Ру

Казань. Фото с сайта mn.russia.edu.ru

Татарстан намерен выпустить исламские облигации (сукук) на 100–200 миллионов долларов, которые будут размещены на рынках Малайзии и Люксембурга. Газета «Коммерсантъ» пишет, что исламские облигации выпускаются в России впервые.

Сейчас Татарстан ведет переговоры с потенциальными инвесторами из стран Персидского залива, Юго-Восточной Азии и Европы. Средства от размещения сукук, по словам президента некоммерческого фонда развития исламского бизнеса и финансов Татарстана Линара Якупова, пойдут на «долгосрочный инфраструктурный проект».

Сукук, в отличие от традиционных облигаций, не предполагают выплату ссудного процента. Как и другие исламские финансовые инструменты, они являются формой инвестиции, где ответственность разделяют эмитент и кредитор.

В январе 2011 года Bloomberg приводил данные опроса банкиров, отмечавших, что объем выпуска исламских облигаций в текущем году может составить 31 миллиард долларов, повторив рекорд, установленный в докризисном 2007 году.

Интерес к исламским финансам в мире значительно вырос из-за финансового кризиса. В середине марта власти Казахстана, начавшие развивать индустрию исламского финансирования в стране, заявили, что в ближайшие 5–7 лет намерены привлечь до 10 миллиардов долларов «исламских» долларов.

 

"Если процветает мой сосед, то процветаю и я" - создатель Исламского банка в Британии

01.04.2011

Архив новостей:

Среди западных стран Великобритания является лидером по исламскому финансированию. В начале 2000-х мусульманское сообщество этой страны решило, что у них должен быть исключительно собственный исламский банк. Таким образом, создателем первого в Великобритании исламского банка стал Уахид Кайсер, ныне управляющий директор QCC. В кулуарах второй казахстанской конференции по исламским финансам, прошедшей в Астане, он любезно согласился ответить на вопросы корреспондента газеты «Деловой Казахстан».

- Расскажите об опыте открытия первого исламского банка в Великобритании.

- Опыт открытия первого исламского банка был для меня интересным и приятным одновременно. Поскольку этому благоприятствовал целый ряд факторов, некоторые аспекты сошлись в нужной точке, то есть был правильный настрой со стороны государства, правительства, регулирующих органов. Кроме того, климат был благоприятным для того, чтобы начинать процесс подачи заявки на лицензию. К тому же и управленческая команда была очень хорошая.

- С какими трудностями пришлось столкнуться? На конференции вы упомянули о том, что собираетесь открыть банк во Франции…

- Сам я родом из Бахрейна, работал в Дубае и Южной Америке, затем поехал в Великобританию. Там я работал в UBS, HSBC, занимался частным банкингом. После этого занялся созданием первого исламского банка в Великобритании. Я был лидером, и очень горд этим. Конечно, не стоит этим хвалиться, но считаю, что это возможность, которая дается лишь раз в жизни.

При хорошем управлении, если у вас есть хорошая команда, все возможно. Мы стали предоставлять исламские ипотечные кредиты. О нашем банке извещали на канале BBC, в результате чего мы получили десятки тысяч обращений. До этого мы предоставили всего 10 ипотечных кредитов.

Традиционные банки предоставляли такие же кредиты, которые включали скрытые комиссии и отражались очень мелким текстом, люди не знакомились с договором, не читали его. Практически они узнавали об этих условиях либо в случае дефолта, либо когда у них возникали какие-то сложности при выплате кредита.

Занимаясь исламском ипотечным кредитованием, мы столкнулись с рядом больших вызовов. Первый – это большой гербовый сбор. Когда банк покупает собственность, на этом этапе он должен выплатить гербовый сбор таможенному, налоговому или регулирующему органу. Когда банк продает с надбавкой, возникает второй, двойной платеж гербового сбора. Второй уже приходится на повышенную стоимость, на надбавку. С этим мы боролись в течение двух лет. В итоге добились успеха, победив сложности. Это был одним из тех редких случаев в Великобритании, когда мы сумели внести изменения в Конституцию королевства усилиями малой группы людей.

Исламское население Великобритании составляет всего 7% населения страны. Но благодаря постоянной работе и поддержке со стороны руководства Банка Англии наша комиссия разрослась до 20 членов, в результате чего мы смогли изменить ситуацию.

В течение последних 3 лет я пытаюсь создать исламский банк во Франции. Это универсальный банк с капиталом 200 млн. долларов, сейчас мы все еще ждем лицензию от французского регулирующего органа. Я надеюсь, что мне удастся открыть этот банк. Это огромная задача. Потому что ситуация постоянно меняется.

- Чем вы занимаетесь в настоящее время?

- Дальше я решил идти вперед, создав консалтинговую компанию. Я уже давно ушел из банка в Великобритании. Сейчас у меня собственная частная практика в области финансовых консалтинговых услуг. Моя компания оказывает консалтинговые услуги в сфере проектного финансирования, поддержку компаниям, которые хотят пройти листинг на фондовых биржах. Что касается первого исламского банка в Великобритании, он был ориентирован на розничную работу с клиентами и предоставлял не полный, а достаточно узкий спектр услуг.

Казахстан заинтересовал меня своим замечательным народом и тем, что это мусульманская страна. У руководства страны четкая стратегия. И президент, и правительство делают все для своего народа. Поэтому я готов оказать помощь со своей стороны. Наша цель – распространить знания, экспертизу в максимальной степени.

- В чем отличие ипотечного кредитования в исламском банкинге от традиционного?

- Исламский банк занимается работой только в сфере торговли и производства. Что касается конкретного исламского продукта, ипотечного кредита, когда вы приходите в традиционный банк, они проводят проверку вашей кредитной истории, далее вы проходите через юристов, они проверяют и подтверждают то, что вы потратите деньги именно на приобретение жилья, а не на какие-либо другие цели, и главный аспект – когда вы работаете с традиционным банком, то платите процентную ставку, то есть банк берет деньги за то, что вы получили деньги от банка, в традиционном банковском деле деньги являются товаром. Что касается исламского банка, деньги не являются товаром, они только средство обмена. Мы работаем с реальными активами, то есть с материальными активами. Есть и определенные исключения: мы работаем с малой долей реальных активов, таких как «гудвил», например. Но в основном работаем с реальными активами. Что делает исламский банк? Он платит за актив, берет на себя риски и дает право человеку либо выкупить актив, либо получить его в аренду. Я имею в виду жилье, то есть банк покупает и предоставляет его клиенту, который имеет право расплатиться за это жилье, когда у него будут возможности.

- С какой надбавкой продается ипотечное жилье в исламском банке? В Великобритании, к примеру?

- Работа исламского банка рыночно ориентирована, то есть мы следуем рынку. Поэтому в любых надбавках имеем право запросить надбавку премиум, которая выше рыночной стоимости. По шариату запрещена такая премиум-надбавка. Были компании, банки, которые пытались это делать. Но они менее преуспели, работая с большим количеством клиентов.

Что я подразумеваю под рыночно-ориентированной работой? То есть любой продукт, который человек получает через исламский банк, не имеет права быть завышенным относительно рыночной стоимости, каких-то сопоставимых продуктов, потому что все должно соответствовать рынку либо среднерыночному уровню, возможно, даже ниже.

- В традиционном страховании, если человек, скажем, болен, он не сможет застраховать свое здоровье и получить дорогостоящее лечение. Как обстоит с этим в исламском страховании?

- Исламское страхование базируется на принципах взаимности. Трудно сопоставлять традиционную и исламскую страховые системы. В исламском страховании, как только вы входите в круг взаимности, если что-то с вами случается, вам будет помогать вся система. То есть получается, что за счет сборов, премий всех участников вам оказывается помощь. Премию, которую мы получаем от всех участников «Такафул», мы финансируем согласно принципам шариата. И любой доход, который мы получаем от инвестирования, возвращается в общий котел. И совет директоров уже решает судьбу этого общего котла, будет ли он реинвестирован или же будет распределен между участниками схемы страхования.

При исламском страховании участники вкладывают в один фонд с намерением иметь обоюдную гарантию в случае подвержения опасности. Если по итогам деятельности фонда в нем останется положительный остаток, он может возвращаться участникам, так как в отличие от обычных страховых компании такафул-оператор является лишь управленцем данного фонда.

- Что необходимо для развития исламского финансирования в Казахстане?

- Если у вас есть вызовы, связанные с исламским финансированием в любой сфере, составьте список этих вызовов и проблем, с которыми вы столкнулись, посмотрите, поищите возможные решения и определите, кто является критически важной заинтересованной стороной, которая может помочь вам в решении, устранении этих проблем. Нет ничего невозможного в этом мире.

Нужно искать таланты, человеческие ресурсы, в первую очередь по разумной цене. Розничный банк не обеспечит колоссальную прибыль. Очень сложно розничный банк превратить в прибыльное предприятие. Поэтому тем, кто планирует заниматься исламским финансированием, следует иметь в виду, что необходимо будет охватить несколько сфер, сообщества, институты, НПО, корпорации, госорганы, где есть люди, заинтересованные в продуктах.

Сегодня ни у кого нет достаточного времени, чтобы пойти в различные организации, для того чтобы искать ответы на свои вопросы. Люди хотят прийти в одно место и получить весь спектр услуг. Поэтому вам нужен универсальный проект, который охватывает большинство сфер.

По поводу капитала банка. Не начинайте банк с 10-30 миллионов долларов. Смотрите на тот перечень услуг, которые вы будете предоставлять. Посмотрите на услуги и на 2-3 года оцените, сколько денег вам надо. Если вы начинаете розничный банк с 50 миллионами, определите, сколько вы можете дать ипотечных кредитов, посмотрите на среднюю стоимость домов, которые вы собираетесь выдать в кредит. И это даст вам ответ – не нужно углубляться в детали.

Хочу еще добавить: если мой сосед доволен, он процветает – это выигрышно для всех. Возьмем, к примеру, двух соседей. У одного – миллион, у другого – тоже. Один из соседей имеет все возможности, а у другой хочет инвестировать только в этические, исламские финансы. Если сравнить их через 5 лет, будет видно, что у человека, который работает с традиционными банками, возможности выросли до 5 млн., а того, который не имел возможности инвестировать в соответствии со своими ценностями, верованием, все еще остался свой миллион, который даже уменьшился в течение этого периода из-за снижения стоимости валюты. То есть возникает конфликт, нет гармонии между двумя людьми, возникают зависть и ненависть, разные коллизии. Для того чтобы избежать таких случаев и создать гармонию в сообществе, важно обеспечить платформу, где у обоих этих людей появятся возможности для того, чтобы практиковать и удовлетворять свои финансовые потребности в соответствии со своей верой и ценностями.

Для справки: 
В 1976 году в Великобритании представитель сообщества пакистанцев, бывший журналист и глава Агентства печати Пакистана Музам Али основал Институт исламского банковского дела и страхования. А в 1982 году саудовская инвестиционная компания Al Baraka International со штаб-квартирой в Джидде, приобретая в Великобритании Hargrave Securities, преобразовала ее в исламский банк. Но в 1993 году фонд сдал банковскую лицензию, закрыл свои филиалы и продолжал работать как инвесткомпания. Затем Объединенный банк Кувейта в 1991 году в составе банка открыл специализированное подразделение по исламскому банкингу. Активы под управлением этого подразделения превысили 750 млн. долларов к концу 1990-х до слияния с банком Al Ahli, что привело к переименованию банка как Al Ahli United bank. Многие члены мусульманского сообщества Великобритания считали, особенно после ухода банка Al Baraka International с рынка розничных банковских услуг, что у Великобритании должен быть собственный исключительно исламский банк. Группа бизнесменов Персидского залива с его основными инвесторами, базировавшимися в Бахрейне, но с обширными деловыми кругами в Великобритании заявила о готовности вложить начальный капитал в размере 50 миллионов. В 2002 году бизнес-план и официальное заявление на получение банковской лицензии были поданы в управление по финансам и услугам (Financial Servises Authority, FSA UK).

 

Адалет Джабиев: «Ислам – не наука рациональных теорий и рациональных действий»

04.04.2011

Архив новостей:

Адалет Джабиев: «Ислам – не наука рациональных теорий и рациональных действий»

О сложностях становления и развития исламской экономической системы рассказал в рамках лекции «Формирование исламской экономической среды в России. Практические аспекты» генеральный директор инвестиционно-финансовой компании «Аш-Шамс Капитал». По его словам, при существующем законодательстве полноценное воплощение в жизнь принципов этической экономики в большинстве случае просто невозможно. На сегодняшний день практически невозможно создавать исламские паевые фонды, которые могли бы вкладывать средства пайщиков внутри России, и при этом не в «бумажные компании», а в реальный сектор, – например, производство халяльной продукции, развитие сетей дистрибьюции и т. п. Немаловажную роль в создании исламской экономической среды играет понимание самими мусульманами этических принципов бизнеса с точки зрения шариата. «Я принципиальный противник того, что при создании исламского банка исходить только из размера прибыли, которую акционеры могут получить», – подчеркнул эксперт. «Ислам – не наука рациональных теорий и рациональных действий. Мы предпринимаем усилия, но будет ли баракят – знает только Всевышний». Отвечая на вопрос об основных направлениях деятельности ИФК «Аш-Шамс Капитал» и наиболее приоритетных направлениях инвестиций, А. Джабиев назвал такие сферы, как халяль-индустрия, дистрибьюция и телекоммуникационные технологии. По материалам muslimeco.ru

Резюме

Gulrez Jamal Rizvi

New Delhi.India.

Tel: 0091-11-26492883 mob.0091- 9350824232

Office: +91-11-23354373/4386 Fax- 011-23317548

Email: gulrezr@gmail.com

 Профессиональный опыт

Авиационная промышленность

Я работал с авиационной промышленностью с 1993 и работал в нескольких отделах с независимым обвинением и в частях Авиакомпаний то есть Пассажира и в Грузе, также как ответственная станция.  Уверенный и способный, чтобы поднять ответственность любой области.  Я хорошо связан с властями для гладких операций бизнеса.

 У меня есть экспертиза в Аналитической системе управления доходом.  В настоящее время имея портфель маркетинга аналитика для секции МИРА, с Kuwait Airways, приложенным с Региональным директором.

 Kuwait Airways Corporation

Маркетинг аналитика Пэкса с тех пор 1May04 до сегодня.

• Анализ данных для пассажирского движения к и от области.

• Исполнительный Анализ и оценка десяти станций онлайн в индийском Субконтиненте.

• Исследование рынка области.

• Деятельности по продвижению СМИ и их распределение бюджета.

• Исследование и развитие управления урожаем для лучшего полного использования.

 Полный диспетчер Карго для индийского Субконтинента начиная с 20May1999-15Oct02 и 15Jul03 до 30Apr04 В региональном отделении Kuwait Airways

• Полный контроль для 10 станций онлайн для индийского Субконтинента.

• Формулировка системы распределения для системы управления резервирования согласно управлению урожаем.

•   Исполнительный Анализ всех станций 

• Целевая формулировка.

Станционные Назначения:

1-кохинхинок, Керала Индия

Грузовые продажи чиновника и операции для Кералы Индия

• Станция, отвечающая за Admin, Продажи, Маркетинг и операции, переданные из регионального отделения на специальной задаче с тех пор 16Oct02 до 14 июля 2003.

• Рекомендация политики продаж в Главный офис.

• Инициализированные грузовые услуги едока от станции.

С 2 Мумбаи

С тех пор 15Apr10 до 30 июня 10, переданный Мумбаи, для краткосрочного назначения с дополнительной оплатой Admin, HR и Юридического департамента регионального главного офиса Мумбаи.

Admin, HR и юридическая ответственность –

• Корреспонденции, имеющие отношение ко всем законным, admin и личные вопросы, со всеми станциями области, так же как с Властями и Местными властями.

• Явки в суд

• Выполнение соглашений с администрациями аэропортов, оснуйте Handlings, безопасность и с продавцами.

• Выполнение контрактов со Штатом и оценкой в главный офис.

• Содействующие рекомендации.

• Связь с адвокатами и сообщением главного офиса.

• Требуйте Handlings и общей корреспонденции.

• Обработка жалоб с клиентами.

 Accounts и чиновник Admin для Alitalia итальянские Авиакомпании с тех пор 1Apr1993 до 19May1999.

• Грузовой доход, считающий с Alitalia для Северной Индии.

• Автоматизация их системы учета, которая находится все еще в использовании.

• Хранение данных и подготовка управленческой Информационной системы.

• Liaisoning с агентами IATA и Власти для бухгалтерских урегулирований.

• Грузовые продажи рассказа.

 Профессиональные курсы авиакомпаний

• Распределение запаса AWB и автоматизация 2004.

• Грузовой курс резервирования (переболее новый 2004)

• Груз, основной от Kuwait Airways 2004.

• Курс DGR от Kuwait Airways 2001

• Грузовое резервирование быстро IV курсов 20

Компьютерные Профессиональные Профессиональные знания программных обеспечений главного управления и Аппаратных средств.

 Личная информация

 Имя отца Сайед Нэфасат Хусейн Ризви

Постоянный адрес 1043/593 Dariyabad Аллахабад 211003

    Тел.: 0532-2659579

Возраст 44 ГОДА (16 апреля 1968)

Образовательный бакалавр наук из университета Аллахабада

 (Математика / Статистика)

Женатое семейное положение

Языки известный английский, хинди, урду, язык панджаби и арабский язык

 Сайед Галрез Дж.Ризви

 Менеджер – HRD

НЬЮ-ДЕЛИ.

 Предмет: Заявление на положение подходящего назначения

 Уважаемый господин,

 Я узнал через рекламу, изданную на веб-сайте, что есть вакансия в Вашей уважаемой организации.  Я тем самым помещаю свою кандидатуру для Вашего доброго рассмотрения.

Я хотел бы упомянуть в настоящее время, нижеподписавшийся был связан с Региональным Headquarter Kuwait Airways и работал “Маркетингом Мира Аналитика” для индийского Субконтинента в течение прошлых одиннадцати лет.  С полным опытом работы 16 лет в авиационной промышленности я полностью сведущий в текущем маркетинге продаж, планировании, операциях и проблемах admin.

Ожидая благоприятное соображение из Ваших хороших офисов.

 Наилучшие пожелания

 

Исламские принципы финансирования

Когда в Турции несколько лет назад разразился финансовый кризис, то выстояли в основном банки, работавшие по исламским принципам финансирования. Главное условие исламского банкинга: не выдавать кредиты под проценты. Как работает такой механизм финансирования, на чем зарабатывают банкиры, плюсы и минусы этого вида кредитования - ответить на все эти вопросы мы попросили банковских специалистов, знакомых с этим делом не понаслышке. В подготовке этой статьи принимали участие сотрудники открытого акционерного общества (ОАО) "ЭкоБанк", которое реализует пилотный проект по внедрению исламских принципов финансирования в нашей республике. Первые исламские банки появились в 1970-е, а сегодня они развиваются очень быстро, с ними приходится считаться банкирам и предпринимателям всего мира. Однако большинство бизнесменов с трудом понимает специфику исламского бизнеса, что осложняет их отношения с деловыми исламскими партнерами. До сих пор исламские финансовые институты остаются во многом "вещью в себе", несмотря на то, что обладают, по признанию многих специалистов, значительным потенциалом. - Исходя из того, что Ислам охватывает все стороны жизни человека - в том числе регулирует его хозяйственное поведение, - сформулировать основную идею работы исламских банков можно так: если есть банк, то он должен работать по законам Шариата, - считает Эрмек Козубеков, руководитель пресс-клуба "Исламская экономика". По законам Шариата запрещено брать проценты или давать проценты, деньги не могут быть предметом отсроченной сделки, деньги нельзя продавать и покупать как товар. Но Ислам заботится и о глобальной справедливости: считается, что если одна сторона продает деньги другой стороне без участия в рисках, без партнерства получает некую выгоду независимо от результата этой сделки, то здесь есть элемент эксплуатации, элемент несправедливости. То есть деньги необходимо зарабатывать, а не просто получать проценты. Разные школы по-своему трактуют одни и те же положения Ислама, в результате деятельность одних исламских банков может отличаться от деятельности других. Тем не менее, существуют общие принципы, которые никто не оспаривает, поэтому есть ряд операций, одинаковый для всех исламских банков. Одни из главных принципов и задач исламских банков - обойти ссудный процент, и вся техника исполнения и весь инструментарий всего этого лишь обслуживают реализацию истинного партнерства между банком и его клиентом. То есть исламский банк не берет процент за выданный кредит, и обе стороны ведут себя как равноправные партнеры. В первую очередь это относится к беспроцентному кредитованию. В Исламе есть запрет на риба (ростовщичество). Согласно этому запрету, выдача денег под проценты по тяжести греховной равна семидесятикратному зина (прелюбодеянию). Следовательно, банки, действующие на исламских принципах, не имеют первого источника прибыли обычных коммерческих банков (разница между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам). Однако исламские банки все равно имеют источники дохода, как и западные банки. Рассмотрим основные виды сделок по исламским принципам кредитования. Мурабаха - это сделка по продаже товара, приобретенного банком по заявке клиента. Цена продажи товара банком определяется сторонами как сумма цены закупки и согласованной сторонами договора наценки. Мудараба - это сделка, по которой на основании договора одна сторона - инвестор - предоставляет капитал (денежные средства), а другая - предприниматель - принимает капитал и использует его с применением собственных трудовых ресурсов в целях получения прибыли и ее распределения между сторонами в соответствии с договором. Шарика - это договор о партнерстве между двумя или более сторонами, посредством которого каждый партнер вносит определенную сумму денег или с согласия всех партнеров - материальные активы, - что дает каждому партнеру право вести дело, используя активы компании на условиях распределения прибыли согласно договору, а убытки каждый партнер несет в соответствии со своим вкладом в общий капитал компании. Мушарака - это исламский способ сотрудничества в финансовой сфере, когда две стороны объединяют свои капиталы для финансирования какого-либо проекта, при этом прибыль они делят в заранее определенном порядке, а убытки - в зависимости от долевого участия в капитале. Иджара - это вид инвестиционной деятельности по специальному приобретению арендодателем оборудования или другого имущества в собственность и предоставление его арендатору в имущественный наем (аренду) во временное владение и пользование на согласованный срок на платной основе. Иджара мунтахийя биттамлик - это сделка, включающая договор иджара, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятое в аренду (временное владение и пользование) имущество, либо по окончании срока действия договора Иджара, либо поэтапно в течение периода действия договора. Истиснаа - это продажа имущества, которое должно быть изготовлено или построено производителем или строительным подрядчиком и передано их заказчику после завершения работы. В некоторых условиях механизм определения банковской прибыли, которым пользуются исламские банки, является более предпочтительным по сравнению с западным методом, поскольку он более точно определяет степень участия каждого партнера в реализации намеченного проекта. Процентные банки часто практически не участвуют в реальном производстве, поскольку законодательство обычно и без этого гарантирует им возврат кредита или хотя бы его части. Имеется и другая особенность исламского банковского дела, помимо выраженного в мударабе и мушараке акцента на прямое участие в прибыли и убытках финансируемого проекта. Обычный банк занимается заимствованием и ссудой денег, то есть в каком-то смысле их покупкой и продажей; исламский же банк занимается покупкой и продажей товаров, при этом деньги выполняют сугубо служебную функцию - меру стоимости. К примеру, мурабаха предполагает приобретение банком от своего имени и за свой счет товара по спецификации клиента с принятием на себя всех рисков торговой операции и последующую перепродажу товара клиенту по цене, включающей закрепленную в договоре наценку, которая составляет в данном случае доход банка. Шариат требует от сторон 100%-й прозрачности сделки, равноправное участие как в прибылях, так и в убытках общего дела. Одним словом, Шариат уравнивает роль и шансы финансируемой стороны и владельца бизнеса. Исламская экономическая система выстраивает свои задачи и стратегии, основываясь на исламском мировоззрении и моральных ценностях, и исключает возможность конфликтов между двумя сторонами. В исламском финансировании понятие "кредит" отличается от традиционного понимания. Поэтому если говорить о ссудах, о которых мы привыкли слышать в повседневной жизни, то таких кредитов при исламских принципах финансирования практически не бывает. Вместо этого партнерам исламского банка предоставляется финансирование, основанное на принципах участия банка в прибылях и убытках делового проекта, а также долгового финансирования. Банк в данном случае выступает именно в роли партнера. В исламском финансировании однозначно запрещены виды деловой активности, связанные с производством и торговлей запрещенных Шариатом товаров, таких как наркотическая и алкогольная продукция, свинина, порнографическая продукция. Есть виды деятельности, категорически несовместимые с моралью Ислама: игорный бизнес, лотереи, установление монополии, традиционное (коммерческое) страхование, а также сговор продавцов с целью повышения цен на однородный товар. Запрещается нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению. Применительно к сфере экономических отношений мусульманское право содержит следующие запреты: риба (ростовщичество) - участие в операциях, связанных с взиманием и выплатой процента; гарара (опасность) - чрезмерная неопределенность в сделке; майсира (азартная игра) - получение дохода, возникшего из случайного стечения обстоятельств, а также бизнеса, связанного с торговлей вещами, которые ислам определяет как нечистые (алкоголь, наркотики и другое)

 

Татарстан – ворота для исламских финансов в Россию

28.06.2010

Татарстан – ворота для исламских финансов в Россию

В Казани продолжает работу II Международный саммит исламского бизнеса и финансов. Более 500 представителей мусульманского бизнеса со всего мира обсуждают стратегию развития исламских финансов в России.
Председатель "GAPID", экс-премьер Малайзии Махатхир Мохамад, член британской Палаты лордов лорд Мохамед Ильтаф, управляющий Исламской корпорации по развитию частного сектора Халед Мохаммед Аль-Абуди – эти известные в исламском мире персоны стали гостями Казанского саммита. Россию и Татарстан представляли президент Татарстана Рустам Минниханов, премьер-министр РТ Ильдар Халиков и постоянный представитель РФ при Организации Исламская конференция Камиль Исхаков, генеральный директор IBFD-Foundation Линар Якупов, депутат Госдумы, экс-министр торговли РТ Хафиз Салихов и др.
В своем приветственном выступлении президент Татарстана Рустам Минниханов подчеркнул важность проходящего сегодня саммита не только для Татарстана, но и для всей России. Президент РТ так же заявил, что отношения России со странами исламского мира приняли новый уровень развития после того, как Россия получила статус наблюдателя в ОИК.
Как отметил Минниханов, Татарстан выступает инициатором совместных начинаний с ОИК, а в России уже функционирует ряд проектов – Группа стратегического видения "Россия - исламский мир", Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования и другие. При этом Казань становится площадкой для обсуждения актуальных тем. Впоследствии это может дать серьезные результаты, работа над которыми по ряду направлений уже ведется.
Президент Некоммерческого фонда развития исламского бизнеса и финансов Линар Якупов напомнил, что в результате первого саммита в 2009 году были достигнуты значительные итоги. В частности, была образована Татарстанская международная инвестиционная компания и открыт специализированный логистический центр "Казанский халяльный хаб". Открытию нынешнего саммита предшествовала выставка халяльной продукции Kazanhalal 2010.
Премьер-министр РТ Ильдар Халиков говорил об экономической ситуации в республике, подчеркнув, что в Татарстане создается все больше условий для осуществления инновационных проектов, наша республика является своеобразной экспериментальной площадкой для внедрения новых форм стимулирования экономики. Технопарк «Идея», Венчурный фонд, особая экономическая зона «Алабуга», «IT-парк» и другие экспериментальные площадки говорят о готовности Татарстана активно действовать и внедрять новые технологии в экономике. Хафиз Салихов так же говорил об инвестиционной привлекательности Татарстана, призвав гостей вкладывать во «взлетающий самолет» - экономику Татарстана и России, пообещав, что их бизнес будет процветать.
Экс-премьер Малайзии Махатхир Мохамад в своем выступлении подчеркнул, что исламские финансы – не магическое решение, и в них нет никакой идеологии. «Мы просто хотим вести бизнес прозрачно, чтобы в завершении обе стороны вышли победителями», - сказал г-н Мохамад. По его убеждению, у людей должна быть альтернатива – пользоваться той или иной финансовой системой, и исламские банки хотели бы предоставить россиянам такого права. И это ни в коем случае не означает, что они хотят заменить обычную финансовую систему, действующую в России. «Просто сегодняшняя банковская система оставляет места для злоупотреблений. Мы убеждены, что этого не должно быть. Мы готовы работать, только если четко будут соблюдены исламские традиции. Сейчас в мире есть очень богатые и очень бедные люди. Мы должны сократить разрыв между очень богатыми и бедными. Работать над тем, чтобы создать лучшее общество, сначала в исламском мире, затем в мире в целом».
Экс-премьер Малайзии также заявил, что они заинтересованы в инвестировании в проекты, развивающие туристическую инфраструктуру в Татарстане: аэропорт, гостиницы и т.д., потому что хотели бы, чтобы «как можно больше людей увидели вашу красивую страну».
Член британской Палаты лордов лорд Мохамед Ильтаф призвал не бояться исламской финансовой системы. Он заявил, что Великобритания приняла исламские традиции, и стала на сегодня исламским бизнес-центром Европы. В Британии 60 млн населения, и 2 млн из них мусульмане. «Услугами исламских банков пользуются не только мусульмане, 70 процентов крупнейших исламских банков – не мусульмане», - подчеркнул г-н лорд.
Постоянный представитель РФ при Организации Исламская конференция Камиль Исхаков коротко объяснил, чем отличается исламский банк от обычного: «В исламском кредите ваш банк становится вашим партнером, ему выгодно, чтобы ваше дело процветало, а обычный будет лишь контролировать своевременный возврат кредитованных денег».
Камиль Исхаков так же пояснил, что самая простая форма участия исламских банков в экономике России - кредитование – не приемлемо в России, так как для этого нет законодательной базы. «Есть опыт Казахстана, где для этого был принят крупный законодательный акт – 2 кодекса и 5 законов, хотя Казахстан как страна член ОИК и ИБР имеет возможность получать прямое кредитование. Мы сейчас работаем в условиях приближенных к прямому кредитованию. Татарстан самый развитый в этом отношении регион в России. Германия, Франция тоже не имеют законодательной базы, но используют подзаконные формы», - сказал Камиль Исхаков. Он уверен, что обширное поле деятельности открывают «исламские окна», то есть существует возможность найти формы и методы работы в условиях существующего законодательства. По мнению К.Исхакова, законы будут приняты, когда для этого созреют бизнесмены, появится опыт.
Завтра в рамках II Международного саммита исламского бизнеса и финансов пройдут Инвестиционный форум и Конференция по исламской экономике и финансам.

 

Исламские банки

Вклад мусульманского права в мировую правовую культуру сложно переоценить. И сегодня это активно развивающаяся правовая система. Институты, создаваемые на основе принципов мусульманского права, в конкурентной борьбе доказали свою жизнеспособность. Одним из наиболее загадочных институтов являются так называемые "исламские банки". Банк, не берущий ссудный процент, не занимающийся спекулятивными операциями и ... получающий прибыль, сравнимую с показателями классических банков. Это кажется парадоксом. Некоторое время назад первый исламский банк открылся ...в Москве (http://www.fortebank.ru/).

На вопросы российского правового журнала "Коллегия" о мусульманском праве вообще и об исламских банках, в частности, отвечает признанный специалист в этой области профессор Леонид Рудольфович Сюкияйнен.

"Коллегия": Леонид Рудольфович, вряд ли кто-либо будет спорить, что мусульманские страны являются традиционными торговыми партнерами Россия. Не могли бы Вы кратко охарактеризовать особенности правовых систем этих стран?

Леонид Сюкияйнен: К мусульманским относятся страны Арабского Востока, Иран, Пакистан, Афганистан, Турция, бывшие среднеазиатские республики СССР и Казахстан. За исключением Турции и бывших советских республик, где шариат в принципе не влияет на правовую систему, необходимо отметить, что ни в арабских странах, ни в Иране, Пакистане или даже Афганистане шариат не является единственной действующей правовой системой. Такого не было даже во времена Халифата: уже тогда наряду с нормами шариата применялось обычное право, племенное право и т.д. Таким образом, исламские страны можно условно разделить на три группы: с превалирующим влиянием норм шариата на правовую систему (Саудовская Аравия, Иран, Йемен, Судан), со сбалансированным влиянием шариата и светского права (ОАЭ, Кувейт) и с подчиненной ролью шариата в правовой системе (например, Тунис).

"К.": В обывательском сознании шариат ассоциируется с паранджой, отрубленными руками и Усамой бен Ладеном... Что представляет собой шариат на самом деле?

Л.С.: Шариат - очень емкое понятие. Он состоит из трех элементов. Во-первых, религиозная догматика, а именно представления об Аллахе, сотворении мира, Коран и т.д. Во-вторых, это нормы религиозной этики, касающиеся внутреннего мира мусульманина. В-третьих, это правила внешнего поведения. В свою очередь, правила внешнего поведения разделяются на религиозные правила, касающиеся, например, религиозных обрядов, и нормы мирского поведения (семейные, политические, экономические, социальные). Необходимо учесть, что если по религиозным вопросам в шариате содержатся окончательно сформулированные ответы, то по вопросам мирского поведения таких жестких норм мало. И в большей части нормы шариата в этой области развивались юристами путем толкования Корана и сунны Пророка. Таким образом, в зависимости от правовой школы нормы могут варьироваться, в том числе и в области регулирования деловых отношений. Хотелось бы отметить, что вклад исламского права в мировую юридическую культуру - это отнюдь не экзотические, с точки зрения европейца, нормы, касающиеся, например, внешнего вида, а базовые, основополагающие правовые принципы. К ним относится и идея непричинения вреда и избежания затруднений. Эта идея - сквозная для шариата. Помимо того, европейское право в средние века испытывало значительное влияние со стороны шариата. Именно из мусульманского права пришли институты векселя, морской аварии, правового статуса военнопленных. И это не удивительно, ведь по степени своего развития в то время шариат уступал, пожалуй, лишь римскому праву. И сегодня особый интерес вызывают некоторые исламские правовые конструкции, в том числе и исламское банковское право.

"К.": Какова история возникновения исламских банков?

Л.С.: Первые исламские банки появились в конце 60-х годов прошлого века. Первый опыт был неудачным. Однако с начала 70-х исламские банки стали постепенно развиваться. Организация Исламская конференция объявила о создании Международного исламского банка развития. Открывались и национальные исламские банки. В Дубае была создана Международная Ассоциация исламских банков, которая, кстати, сегодня издает журнал "Исламские банки и экономика". Отношение к этим банкам менялось. Изначально их считали не более чем пропагандисткой акцией, финансировавшейся за счет нефтедолларов. Многие аналитики предрекали крах исламских банков при прекращении финансирования. В наши дни уже всем очевидно, что исламские банки - это серьезный коммерческий проект. Они существуют не только на Востоке, но и в Великобритании, Люксембурге, на Багамах. Традиционные банки начинают открывать так называемые "исламские окна" (подразделения, занимающиеся банковской деятельностью согласно нормам мусульманского права).

"К.": Чем, помимо шариата, регулируется деятельность исламских банков?

Л.С.: Исламский банк должен координировать нормы светского законодательства с нормами шариата. На практике банки в основном создаются в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Это справедливо и для исламских банков. Соответственно, они регулируются нормами корпоративного права, действующим в стране банковским законодательством. В некоторых странах существуют также специальные нормы, например, законы об исламских банках или, как в Египте - президентские декреты. Конечно, существуют и внутренние акты: положения, уставы, акты об учреждении. Кстати, многие исламские банки учреждаются специальными законами или декретами. Таким образом, ничего особенного в исламских банках нет. Собственно исламская специфика видна из операций банка.

"К.": Эта специфика, очевидно, основана на запрете ссудного процента (рибы) и намеренного риска (гарара). Таким образом, классические для западных банков операции - процентное кредитование и спекулятивные операции на фондовых и валютных рынках запрещены?

Л.С.: Да, это так. Ссудный процент запрещен в двух случаях - при несвоевременном погашении долга и при обмене. Причем обмен понимается очень широко - это и обмен товара на товар, денег на деньги и т.д. Иначе говоря, если я взял сегодня тонну риса, то через определенное время обязан вернуть тоже тонну риса. Тем самым заем покрывается понятием мены. Проблема состоит в том, что деньги должны работать. Это не противоречит шариату. Запрещено лишь взимать процент. Таким образом, деньги должны быть включены в проекты, которые приносят прибыль. Соответственно шариат требует известную долю личного участия. Этим определена и специфика операций исламских банков.

"К.": Какие основные операции проводят эти банки?

Л.С.: Назову три основных. Во-первых, это мудараба. Это договор, согласно которому клиент банка передает деньги банку для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности. Прибыль, полученная в ходе реализации проекта, делится в оговоренной пропорции. Итак, мудараба представляет собой аналог пассивной банковской операции - привлечение денег. Специфика в том, что клиент знает, куда идут его деньги. Так, банк не может вкладывать деньги в некоторые запрещенные виды деятельности, например, производство и продажу алкоголя, организацию игорных домов и домов терпимости. Кроме того, мудараба исключает получение процентов в чистом виде. Второй операцией является мурабаха. Мурабаха - разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи. Такая деятельность не противоречит шариату, поскольку торговля предполагает определенное личное участие и усилия. Банк берет на себя маркетинг, организацию продаж, хранение, перевозку и т.д. Если банк привлекает деньги посредством мударабы, то размещает он привлеченные средства через операцию мушарака. В рамках мушараки банк кредитует определенный проект. Фактически речь идет о специфическом виде проектного финансирования. Когда мы говорим о мушараке и мударабе, надо понимать, что по своей сути эти операции сводятся к товариществу. Это объясняется историей возникновения рассматриваемых институтов. Своими корнями они уходят в караванную торговлю, когда одни купцы предоставляли товар, а другие брались доставить товар до места назначения и выгодно продать, а потом доставить выручку назад.

"К.": А работают ли исламские банки с ценными бумагами?

Л.С.: Конечно, но эта работа строится на тех же принципах. Исламские банки выступают, скорее, акционерами, нацеленными на получение дивиденда.

"К.": Поскольку исламский банк работает по схеме совместной деятельности, что произойдет, если по какой-либо причине заемщик не сможет вернуть долг, ведь при совместной деятельности стороны делят убытки.

Л.С.: В принципе, если проект, в который вложены средства, не принес прибыли либо вообще оказался убыточным, то сторона, которая предоставила деньги, несет убытки. Однако существуют системы страхования. Кроме того, при выборе проектов банк ограничен также запретом намеренного риска (гарара) при выборе проекта. Исламские банки очень серьезно выбирают проекты для финансирования и тщательно следят за целевым - использованием средств и развитием проекта. Следует учесть, что вкладчики исламских банков в достаточной степени защищены. Так, помимо риска невозврата кредита, существуют и инфляционные издержки. Эти издержки также учитываются и страхуются путем привязки к твердым валютам или индексам.

"К": Возвратимся еще раз к вопросу нормативной базы, на основании которой строится деятельность исламских банков. Получается, что банк должен проделать двойную работу: организовать свою деятельность не только в соответствии с национальным законодательством, но и с нормами шариата?

Л.С.: Именно так. Во многих исламских банках есть специальные отделы, занимающиеся разработкой видов операций, договорной работой, координацией норм национальной правовой системы и норм шариата. Эти отделы проводят очень серьезную работу. Часто они привлекают консультантов из академической среды.

"К.": Что можно сказать о конкурентоспособности исламских банков?

Л.С.: За последние несколько лет по некоторым показателям исламские банки даже смогли обогнать классические финансово-кредитные институты. Этому есть два объяснения. Первое - исламские банки накапливают опыт работы, в том числе и с западными партнерами (кстати, вовсе необязательно быть мусульманином, чтобы стать клиентом исламского банка). Во-вторых, роль играет и нравственная сторона. Для мусульманина очень важно знать, что его деньги используются на богоугодные дела. Именно такую гарантию и дает исламский банк.

"К.": В России проживает около 10 миллионов мусульман. В СССР эта цифра была еще больше. Насколько серьезное внимание уделяет отечественная наука изучению исламского банковского права?

Л.С.: Начиная с 70-х годов, на русском языке стали появляться работы, посвященные этим вопросам. Однако проблемами исламских банков занимались в основном экономисты. В Институте государства и права Академии Наук и в Университете дружбы народов было написано несколько кандидатских диссертаций по исламской экономике. Надо учесть, что в советские времена исламская экономика подвергалась жесткой, часто неоправданной критике. Сегодня ситуация изменяется.

Операции

Мушарака - совместное предпринимательство

Мудараба - финансирование на основе участия в прибыли

Мурабаха - финансирование торговли иджара - сдача в аренду (аналог лизинговой операции)

Иджара ва-иктина - лизинговое соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить оборудование, строения и другие объекты, когда последовательно накапливаемые выплаты достигают уровня, соответствующего согласованной цене продажи

Истисна - финансирование банком производства специализированного оборудования или продукции при вкладе, сделанном клиентом на базе согласованной цены.

Словарь

Ариэ - ссуда - обязательство, по котором)- одно лицо предоставляет другому собственное имущество для пользования и извлечения плодов, с обязательством возвратить то же самое имущество по требованию собственника или в оговоренный срок

Риба - любое неоправданное приращение капитала при займе или торговой сделке (любой ссудный процент)

Гарар - намеренное и неоправданное превышение риска (любая спекулятивная операция)

Факты 

На сегодняшний день, по разным данным, общее число исламских банков превысило 200, а их совокупные активы - 160 миллиардов долларов США. 

Исламский банковский сектор в течение последних нескольких лет развивается в странах Ближнего Во-стокаболее динамично, чем неисламский сектор. Ежегодные темпы прироста активов превышали 10 %.

Исламские банки выходят на мировой финансовый рынок, устанавливая партнерские отношения с крупнейшими мировыми банками, а также осуществляя финансирование некоторых приемлемых проектов за рубежом. ·

Крупнейшие мировые банки (Deutsche bank, Citibank, HSBC) открывают специальные исламские департаменты, что еще раз показывает интерес к исламской финансовой системе. ·

По данным Международной ассоциации исламских банков, сегодня в 35 странах (включая Россию) функционируют приблизительно 200 исламских кредитных учреждений. ·

Верховный суд Пакистана запретил банковский процент во всех формах и потребовал от республиканской партии (ныне правящей) полностью перейти на беспроцентную систему банковского дела с июня 2001г.

 

Татарстан ожидает прихода исламских инструментов финансирования

Татарстан ожидает прихода исламских инструментов финансирования
25.11.2010 года

Хуссейн Хамид Хасан предложил рассмотреть возможность участия исламского банкинга в финансировании некоторых инвестпроектов


Возможность участия исламских инструментов финансирования в экономике Республики Татарстан обсудили в среду на встрече премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков и управляющий директор консалтинговой компании "Dar AI Sharia Legal & Financial Consultancy LLC" Исламского банка Дубай доктор Хуссейн Хамид Хасан. Об этом сообщает агентство "Татар-информ" со ссылкой на пресс-службу президента республики.

На встрече, прошедшей в Доме правительства республики, с татарстанской стороны присутствовали помощник Президента Татарстана Искандер Муфлиханов, генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин, генеральный директор ЗАО «Татгазинвест» Ринат Ханбиков, генеральный директор ИФК "Линова" Линар Якупов.

Ильдар Халиков приветствовал гостей от имени президента Татарстана Рустама Минниханова и поблагодарил за проявленный интерес к республике. «Сегодня Татарстан с большим вниманием относится ко всем возможностям сотрудничества с институтами Исламского банка развития и финансовыми структурами, работающими по канонам ислама», - сказал премьер-министр республики.

По его словам, ярким примером может служить проведение в Казани международного форума исламского бизнеса и финансов Kazansummit, других мероприятий с участием исламских институтов финансирования.

Ильдар Халиков выразил уверенность в том, что сегодняшняя встреча повлечет за собой установление новых взаимовыгодных контактов, участие в реализации новых совместных проектов.

Хуссейн Хамид Хасан, в свою очередь, отметил, что в современных экономических условиях исламские инструменты финансирования – банки, синдикаты, сукук – становятся частью международной финансовой системы и востребованы во многих странах. Он сообщил, что исламские банки выпустили исламские ценные бумаги (сукук), которые пользуются спросом в США, Китае, странах Европы (Франция, Германия). По словам Хуссейна Хамеда Хасана, до 80 процентов сукук востребованы международными банками. Сегодня многие проекты в Малайзии, Индии финансируются через исламские ф… Продолжение »

 

Банкинг (Исламские банки в современном мире)

Исламский банк (Islamic bank)Жизнь усложняется. Мир совершенствуется с каждым днем. И порой для кого-то выжить в условиях научно-технического прогресса, в наш век компьютеризации представляется очень сложной задачей. Каждый ищет для себя наиболее подходящий и комфортный путь достижения благополучия. И не редко, даже не озираясь на мораль и нравственность, закон и порядок не только государства, в котором он живет, но и нормы шариата, предписанные нам Всевышним.

Кто бы мог подумать, что при том, что 100%-ной истиной в Исламе является запрет на ростовщичество («риба» – давать и брать деньги под проценты и т. д.), являющееся основополагающим моментом в построении банковских структур во всем мире, сегодня банковскими услугами будут пользоваться миллионы мусульман по всей планете. Однако сегодня это возможно. И не только потому, что многие мусульмане пользуются банковскими услугами, невзирая на запрет в Исламе. Сегодня появились специализированные исламские банки, предоставляющие мусульманам услуги в соответствии всем нормам шариата. Да и многие светские банки, не являющиеся исламскими, активно внедряют практику предоставления услуг именно мусульманам. Причем финансовое положение многих исламских банков с каждым днем все улучшается, даже на фоне разразившегося на Западе и в Европе финансового кризиса.
Является ли появление исламских банков обдуманным шагом компетентных в вопросах религии лиц, предпринятым во благо мусульманам или это продуманный PR-ход для привлечения немалочисленного контингента людей, способных принести ощутимую прибыль банкам? Попробуем разобраться...

Банки сегодня

Сегодня исламские банки находятся в центре внимания, как средств массовой информации, так и потенциальной потребительской аудитории. Они предлагают новые продукты и увеличивают свое присутствие на новых рынках – от США до Китая. Мусульманское население, в свою очередь, открывает для себя рынок банковских услуг, ориентированных на соблюдение законов шариата. Неисламские банки, работающие на оживленных рынках Европы и США в условиях жесткой конкуренции и борьбы за каждого клиента, в свою очередь начали осознавать, что на этих рынках появился новый сегмент активных потребителей.
Столь высокое внимание к исламской банковской системе понятно: Ислам, как религия и образ жизни с каждым днем все больше укрепляет позиции в мире.
В шариате есть прямой и безусловный запрет на риба (ростовщичество). Выдача денег под проценты, на чем строится благосостояние традиционной банковской системы, в Исламе считается грехом, таким же тяжелым, как семьдесят прелюбодеяний.
Следовательно, в исламских банках не может быть в классическом понимании таких услуг, как кредитование. Кроме того, шариат запрещает некоторые другие виды банковского заработка, например, игру на бирже, поэтому исламские банки могут хранить свои активы (именно в смысле «хранить», а не «приумножать») в «длинных» бумагах и долгосрочных инвестициях.
Для привлечения сбережений частных лиц исламские банки используют два пути. Первый – это «мудараба». Вкладчики как участники «трастового финансирования» участвуют в прибылях и потерях банка. Второй путь – клиенты вносят свои сбережения на беспроцентные счета, но при этом имеют право на получение кредитов, предоставляемых на льготных условиях (взимается 2-3 % в качестве комиссионного сбора).
При этом вкладчики получают права, сопоставимые с правами акционеров: в случае убытков, которые влекут за собой ущерб вкладчикам, последние вправе начать судебное расследование деятельности банка.
Потребительские кредиты также представлены в спектре услуг исламских банков. При всей похожести на классические схемы, клиент подвергается гораздо меньшему давлению, нежели в привычных нам кредитных организациях.
Сама схема проста: обходя запрет на ростовщичество, банк сам покупает нужный клиенту товар, и затем продает его с рассрочкой денежного платежа. Разница между ценой закупки товара и «продажи» его клиенту и составляет прибыль банка. Причем, если клиент просрочит платеж, исламский банк не имеет права начислять проценты.
Мусульмане – потребители банковских услуг, живущие в неисламских странах, до недавнего времени сталкивались с определенными трудностями, когда им необходимо было воспользоваться финансовым сервисом. Трудности эти возникали потому, что исламского банкинга в этих странах попросту не существовало. Особенно это относилось к базовым банковским продуктам – вкладам, платежам, ипотеке и инвестициям.
Однако в последнее время ситуация изменилась. Исламский банкинг становится все более доступным и жителям немусульманских стран. Например, в Великобритании созданы банки HSBC Amanah и UK'Islamic Bank of Britain. С подобными инициативами выступили, среди прочих, такие банки как BNP Paribas, Lloyds TSB, American Finance House, Bank of Whittier, Devon Bank. Мусульманское сообщество восприняло эти новшества с большим энтузиазмом, а этические нормы исламского банкинга в сочетании с принципами разделения прибыли и рисков привлекают в исламские банки и немусульман.
Вместе с тем, возникает вопрос: каково будущее исламских банков после того, как спадет нынешняя волна энтузиазма? Смогут ли такие банки занять конкурентоспособную позицию на мировых финансовых рынках? Многие представители западных банков обращают внимание на то, что исламский банкинг в немалой степени ориентирован на соблюдение морально-этических норм. Европейские банки тоже предлагали ссуды с нулевым процентом, но, тем не менее, они никогда не связывали понятия «банкинг» и «мораль» воедино.
Пример банка, который воплощает связь этих понятий в жизнь – Национальный банк Катара (QNB), последовавший стратегии «предложения ценности». В прошлом году, когда начался священный для мусульман месяц рамазан, QNB объявил об отсрочке платежей для своих клиентов-заемщиков по потребительским и автокредитам до конца месяца.
Изучив финансовое положение и траты своих клиентов во время рамазана, эксперты QNB обнаружили, что именно в этот период траты заемщиков превышают их доходы. Таким образом, была сформирована стратегия отказа от платежей, соответствовавшая нуждам потребителей.
Так QNB продемонстрировал общность восприятия исламских ценностей со своими клиентами и предложил им то, что соответствовало их желаниям.
В результате следования стратегии «предложения ценности» QNB сформировал вокруг себя устойчивое сообщество лояльных клиентов.
Сейчас исламские банки расширяют сферы своей деятельности, предлагая свои услуги самым широким потребительским слоям – от самых богатых клиентов до находящихся практически за чертой бедности, от крупных межнациональных корпораций до малых и средних предприятий. И по мере развития исламских банков становится все более ясно, что следующие десять лет станут проверкой на прочность для них.
В дальнейшем мусульманским банкам нужно сосредоточиться на двух аспектах – модернизации своих продуктов и сохранения клиентской аудитории. До сегодняшнего дня мусульманские банки стремились подражать обычным банковским практикам и продуктам. Первое поколение исламских банков имело целью создать у клиентов общее представление о мусульманском банкинге и не создавало основ для более глубокого изучения потребителем этих практик.
В то время как обычные банки позиционируют свои продукты как неотъемлемый атрибут повседневности, исламские банки должны, прежде всего, расширить свой продуктовый ряд; инновации должны стать «двигателем» для второго поколения мусульманских банков.
Следующее поколение исламских банков должно действовать в четырех направлениях:
– Конкуренция между исламскими банками в своем сегменте;
– Освоение стандартных банковских продуктов или модернизация продуктов, основанных на принципах шариата;
– Выход на новые финансовые площадки, в т. ч. на рынок небанковских финансовых организаций;
– Просветительская работа с мусульманским населением в целях привлечения новой потребительской аудитории.
Обычные банки, в свою очередь, уже рассматривают мусульманских потребителей как перспективный сегмент и начинают предлагать им более дешевые продукты, ориентируясь на религиозные воззрения этой аудитории.
В то же время банкиры-мусульмане проявляют дальновидность, оптимизируя свои продукты под нужды потребителя и инвестируя в новые технологии.

Асият МАГОМЕДОВА

Бесплатный хостинг uCoz