Заседание ТОЦ

 Независимые гос-ва центральной Азии и уроки истории

Святой долг каждого из нас —
множить число своих друзей.

©Абай

Известно,
что центральноазиатские народы многие годы вследствие своей
разобщенности находились последовательно под влиянием окружающих
имперских государств - Китая,  царской
России. Возможны ли подобные ситуации в будущем? Отрицать такую
возможность нет оснований.


В связи с этим обратимся к
истории братских центральноазиатских государств и мировому опыту,
промоделируем их в будущее для более ясного понимания возможных
тенденций развития региона.


Поначалу вспомним главный
принцип стратегии ческой политики имперских государств «разделяй и
властвуй», направленный на разъединение народов зависимых регионов и
рассмотрим его в применении к центральноазиатскому региону. Это позволит
извлечь для народов центральноазиатского региона следующие уроки.


Первым уроком
может служить политика Советского государства, по отношению к региону.
Так, до середины 1920-х годов идентификации в Центральной Азии была
основана на: 1) религиозной; 2) региональной; 3) племенной
принадлежности. На вопрос: «Кто ты?», - отвечали, - «Мусульманин из
такого-то района, такою-то племени»». Только в середине 20-х голов
Россия начала делить регион по национально-территориальному признаку.


Центральноазиатские
национальности «европейском понимании этого слова были, в буквальном
смысле слове, созданы в этот период. Советская власть придала
культурно-региональным идентификациям политическую окраску. Разделение
Центральной Азии по национально-территориальному признаку с созданием
псевдоавтономий, подчеркиванием и сознательным углублением различий в
культуре и языках родственных народом, проводилось ею и целях
военно-политического контроля региона.


Имперский принцип
«разделяй и властвуй» был использован во всей полноте Народным
комиссаром по национальностям РСФСР Иосифом Сталиным - главным автором
всех территориально-национальных делений и Советском Союзе. Для Сталина
любая форма единой системы управления, учитывающей вековую
историко-культурную, языковую, этногенетическую общность тюркских
народов в центральной Азии была неприемлема, так как это подрывало
власть Москвы в регионе. Даже Татаро-Башкирская республика была
разделена на татарскую и башкирскую части, тогда как Оренбургская
губерния оставалась и составе России для того, чтобы татары и башкиры не
имели прямого контакта с родственными народами Центральной Азии.


С
установлением Советской власти в регионе постепенно истребляется
немногочисленная интеллигенция, понимающая силы и возможности единой
политической системы, адекватной культурно-цивилизационной общности
тюркских народов в Центральной Азии. Их места занимают местные
большевистские лидеры, состоящие на девяносто процентов из колонистского
населения и людей, направляемых из Москвы.


Между 1920 и
1950 гг. истребляется культурно-идентификационный пласт среднеазиатского
населения, вырывается целое звено из цепи поколений, что приводит к
обрыву связи между поколениями.


Последующие поколения
обучаются по новой системе ценностей, центральным пунктом которой были
политико-идеологические ценности. отвергающие общие
культурно-исторические корни центральноазиатских народов. Тюркское
население Центральной Азии, имеющее много общего, целенаправленно
отчуждается центральными властями друг от друга но
территориально-национальному признаку.


Отчасти это
является причиной сегодняшнего недоверия между государственными
чиновниками из стран Центральной Азии. Многие из них прошли через
партийную школу КПСС и знают, как никто, все Слабости и угрозы,
вызванные раздробленностью Центральной Азии.


В советской
истории, как и во всех остальных. призванных служить апологии
государственной политики, было принято интерпретировать историю казахов,
кыргызов, узбеков, туркмен как разрозненную историю. Это происходило
потому, что руководство Советского государства стремилось к тому, чтобы
новое поколение Центральной Азии думало о себе как об отдельных народах,
но имеющих ничего общего друг с другом. Правительству к Москве
раздробленность в Центральной Азии было выгодно, так оно направляло эти
народы по разным путям развития для того, чтобы они были друг против
друга.


При получении независимости многие из нас укоряли
наших предков в том, что они, имея возможность, но сумели сохранить
независимость Центральной Азии после развала Российской империи в 1917
г. Однако, и то время у нас не было необходимого интеллектуального,
экономического, военного потенциала для утверждения независимости.


В
течение двадцатого столетия нам во второй раз предоставляется
уникальная возможность установить и сохранить нашу независимость. В
отличие от 1917 г. в 1990 г в наших республиках для этого накопился
достаточный потенциал. Однако с наибольшим эффектом он может быть
использован только в случае совместных, взаимосогласованных усилии
народов региона.


Вторым уроком может служить
исторический пример развития государственного национализма в Европе. С
получением независимости перед центральноазиатскими странами возникла
новая угроза - государственный национализм. Государственный национализм
исторически возник, зародился в Западной Европе вместе с окончанием
религиозных войн и подписанием Вестфальского мира в 1648 г., по которому
религия государя признавалась религией народа, ему подчинявшегося.


С
развитием капиталистической системы, международной торговли, быстрым
ростом населения и первыми признаками урбанизации, правящим элитам
европейских стран нужно была новая форма лояльности населении, его
контроля и мобилизации на номы с виды деятельности. Старые формы -
общинная, религиозная и региональные идентификации стали стремительно
устаревать, будучи неадекватны новым реалиям.


В начале XIX
века национализм окончательно вытесняет старые формы идентификации и
становится главным элементом государственного строительства в Европе. В
это время национализм становится основополагающей чертой современных
европейских государств, где европейская элита больше не могла
контролировать быстро развивающееся общество прежними автократическими
методами.


Вместе с тем, национализм повысил мобильность
таких европейских государств, как Нидерланды, Португалия. Испания, затем
Франция. Великобритания и в конце XIX века Германия, Италия. Эти страны
к тугому времени разделили мир на зоны влияния.


Кроме
того, национализм помог установить современные международные отношения и
мировую систему, к которой всем новым государствам необходимо было
приспосабливаться. Неравномерность экономического развития различных
стран, проистекающая из самой сути капиталистической системы,
характерной для того этапа его развития, приводит к тому, что Германия
вышла на мировую арену намного позднее, чем другие европейские империи.
Противоречим национально-государственных интересов ведущих
капиталистических стран привели к I Мировой войне.


После I
Мировой войны, в результате ее незавершенности, Европу окутывают новые
волны национализма. Впервые появляются современные образы границы,
нейтральная полоса, национальная диаспора. визы, таможни. Экономическая
депрессия, вследствие несбалансированного. несогласованного роста
экономики Европы и Америки, закрытость рынков от внешней экономики,
экономическая автаркия, развитие тенденций к абсолютному
самообеспечению, - все это вызвало к жизни новые формы национализма. На
фоне экономической депрессии, реваншистских амбиций германского
руководства, недовольного результатами I Мировой войны, в Германии к
власти приходит фашистский режим Гитлера, развязавший II Мировую войну.


Опять
же рост государственного национализма в Европе до апогея, создание
восточноевропейских государств и связанного с ним взаимного недоверия,
не позволил создать систему европейской коллективной безопасности против
Германии в 1930-х голах.


Таким образом, совершенно
справедливо многие историки называют период с 1914 г. по 1945 г. одной
глобальной войной. История самым жестоким образом показало европейцам
всю силу всеразрушающего механизма национализма.


Лишь по
окончании II Мировой войны Европа встает на путь региональной
кооперации. Сначала создается Европейский союз угля и стали (1951 г.),
т.к. у Германии была руда, а у Франции - уголь для выработки стали. Этот
союз заложил основу для общего европейского рынка. В 1957 г., во
Франции, Германией, Бельгией, Нидерландами, Италией, Люксембургом
подписан Римский договор о создании Европейского Экономического Союза.


Интеграция
побеждает национализм в Европе путем создания европейской
государственной бюрократии - умных, высокообразованных людей, имеющих
личную заинтересованность в интеграции европейского населения по
религиозным, экономическим, политическим убеждениям.


Однако
разрушительный механизм национализма уже был заложен в международную
систему и бывшие колонии Европы внедрили этот механизм в свою
государственную систему. Саморазрушение национализма заключается в том,
что все государства, как и люди, движимы, образно говоря, инстинктами
самосохранения. Ими являются национальные интересы государств. Но их
реализации должна учитывать правила, установленной международной
системой.


Молодое государство, провозглашая национальную
независимость, заявляет о синих национальных интересах, и здесь возможны
различные коллизии, т.к. с развитием новых государств растут масштабы
национальных интересов, что гигантски усложняет процедуры их
согласования. При отсутствии политической волн руководства стран по
созданию практически работающей системы взаимосогласования неизбежно
назревает конфликт с национальными интересами других государств,
принимающим самые различные формы, и том числе и военного
противоборства.


Третьим историческим уроком может
служить новейшая история стран арабского мира. Историческая практика
наглядно показывает, что отсутствие общей политической, военной,
культурной стратегии и соответствующей тактики для стран, имеющих общие
региональные интересы, приводит, в конечном счете, и к утрате
возможности добиться национально-государственных интересов каждой
страной в отдельности.


Так, после 1948 г. страны Ближнего
Востока - бывшей подмандатной колонии Англии и Франции - стали одна за
другой провозглашать независимость. Но уже через десять лет каждое
независимое арабское государство состояло в конфликте по крайней мере с
одним из своих соседей. И сейчас, через 50 лет. Ближний Восток
продолжает оставаться наиболее горячей точкой планеты.
Военно-экономическая угроза исламского мира - это миф, который
используют некоторые заинтересованные силы. Исламской угрозы не
существует хотя бы потому, что арабские страны, как все другие страны с
мусульманским населением, разделены по национальным интересам.


Раздробленность
арабского мира была и остается выгодной некоторым заинтересованным
силам, так как это, во-первых. сохраняет влияние этих сил в регионе,
которые играют на конфликт между арабами; во-вторых, не дает арабским
странам проводить единую экономическую, в том числе нефтяную, политику.
Думаю, что этот исторический урок также должен учитываться молодыми
независимыми государствами Центральной Азии.


* * *


При
учете вышеприведенных уроков истории страны Центральной Азии имеют
возможность стать сильным и независимым регионом, т.к. впервые за
последние 500 лет наш регион становится экономически важным для мировой
экономики.


До конца XV века Центральная Азия оставалась
важным регионом мировой экономики. Наш регион являлся стратегическим
мостом, который соединял Восток и Запад. Однако, вследствие раздроблении
Монгольской империи на мелкие государства, а затем и развала Золотой
Орды, транспортировка по Шелковому пути стала дорогой, небезопасной и
непопулярной. Европейцы пересели на корабли, и транзитные государства
Евразии заметно обеднели и ослабли.


С увяданием Шелкового
пути Центральная Азия становится отсталой периферией. А ведь именно в
консолидации военных сил и едином контроле транзитной торговли
заключалась сила тюрков, которые контролировали большую территорию
евразийскою континента и, в особенности, ее транспортные артерии. И
воевали не для того, чтобы покорять оседлые народы, а для того, чтобы
заставить последних торговать с тюрками и давать кочевникам свободный
доступ к морю.


К концу XX века ситуация в Центральной Азии
изменяется с получением независимости. Теперь, и дополнение к тому, что
Центральная Азия укрепляет свои транзитные возможности, регион сам
становится поставщиком ценного на мировом рынке товара - нефти и газа,
рудного и сельскохозяйственного сырья. По примерным маршрутам древнего
Шелкового пути в XXI веке будут проходить нефтегазопроводы, по которым
станут перегонять Центральноазиатские нефть и газ как на Запад, так и на
Восток.


Однако для развития как транзитной торговли, так и
экспорта нефти и газа для народов Центральной Азии, как и в древние
времена, выгодны и нужны единая внешняя экономическая политика, единый
таможенный, налоговый контроль, единая система безопасности. Чтобы не
допустить превращения Центральной Азии в чью-то провинцию, выполняющую
роль сырьевого придатка, у нас в запасе есть время. Предположительно,
это период между 2000-2020гг., который будет характеризоваться
относительно умеренным военно-политическим влиянием мировых держав на
Центральную Азию.


В этой новой геоэкономической ситуации
страны Центральной Азии смогут защитить свою независимость только и
случае взаимозависимости друг от друга. Центральноазиатская интеграция -
это путь региона к военно-политической, экономической независимости на
мировой арене. Только в этом случае наш регион будет уважаем во всем
мире.


В XXI веке геополитика постепенно уступит место
геоэкономике. Другими словами, экономические интересы будут диктовать
военные и политические интересы. Но глобальном уровне создание
экономических блоков, опирающихся на военно-политические средства защиты
угрожает: а) принципам свободной торговли; б) созданию многополярной
мировой системы. Вместе взятое это может привести к новому переделу мира
на сферы влияния и новым глобальным конфликтам.


Важно
заметить, что первая половина XXI века будет отмечена соперничеством
великих держав за доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И в
наших интересах, интересах государств Центральной Азии, важно занять
правильную позицию по отношению к этому глобальному геоэкономическому
феномену.


На мой взгляд. разрабатывая общую стратегию
стран Центральной Азии, следует летально учесть как причины прежнего
успеха «азиатских тигров», так и все промахи арабских стран, приведших
арабский мир к раздробленности и неспособности проводить единую и
согласованную политику в общих интересах.


Кроме того,
необходимо учитывать, что советское наследие оставило
центральноазиатским странам целый клубок экономических, этнических и
других проблем, к которым теперь добавляется и некоторое несовпадение
краткосрочных национальных интересов.


Мы уже сейчас должны
разработать пакет мер, предотвращающих конфликты между
центральноазиатским странами. Заключенный договор о вечном мире между
Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном служит доброй базой, для этого
мы и должны работать над его практическим осуществлением.


Для
центральноазиатской интеграции и сближения наших государств в будущем
как народов, имеющих общую историю, культуру, язык, веру, центральное
значение имеют отношения Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана,
казахского, узбекского и кыргызского народов.


Нам. лидерам
центральноазиатских стран, уже сегодня надо понять и взять на
вооружение тезис, что любая агрессивная попытка формирования
национального государства с узко понятыми национальными интересами, без
учета общерегиональных, нарушит стратегический баланс в Центральной
Азии. В этой связи, разрабатывая национальную стратегию, как казахские,
так и узбекские, и кыргызские политики должны руководствоваться взаимной
ответственностью за результаты разрабатываемой политики и основываться
на взаимном уважении национальных интересов всех центральноазиатских
стран. Только в этом случае мы будем достойны наших общих великих
предков.


Для интеграции нашего региона у нас имеются более
сильные предпосылки, чем в свое время у европейских стран. К ним можно
отнести общность следующих факторов внешних угроз:
культурно-исторических корней: религии; экологических проблем. Кроме
того, от Советского Союза нам достались общие экономические. финансовые,
образовательные и экологические стандарты. О таких предпосылках для
интеграции архитекторы Европейского Союза только могли мечтать.


В
экономической сфере нам необходимо сделать следующее - укрепление
действующей единой Экономической зоны; повышение роли и статуса
Центральноазиатского банка развития: создание многостороннего
Таможенного союза; создание общего сельскохозяйственного рынка;
проведение единой внешнеэкономической политики; создание единой
транспортной системы; создание и укрепление трехсторонних
транснациональных компаний; создание «Общего рынка»; и, наконец, в
будущем - создание единой валютной системы.
http://my.mail.ru/community/jhfgvsd/69CA3B2C75B11FCD.html
http://my.mail.ru/community/historyturk/39C0795D444DA8E5.html

17.11.09

Выступает Иреков И.И., представитель башкирских общественных организаций: необходимо совместно написать резолюцию по закону №309 об отмене изучения национальных языков, о унификации Конституции РФ, предложенной институтом М.Маклая, ... Рахимов -хороший хозяйственник, много сделал для Башкирии, но пора ему уходить...

Имам ростовской мечети.

19.10.10

Галиаскар Камал исемендэге татар дэулэт академия театры: "курчак туе".

"Халык ихтыяры" газетаны тораткан Вильдан абый участковыйга языла.

 

Хамитов и Рахимов в битве за "Урал"

Громкие заявления президента Медведева, поддержанные Хамитовым, о необходимости расследовать случаи злоупотребления во власти в Башкирии, пока ни к чему не привели

Громкие заявления президента Медведева, поддержанные Хамитовым, о необходимости расследовать случаи злоупотребления во власти в Башкирии, пока ни к чему не привели

04.04.2011 16:10
Вопрос о дальнейшей судьбе колоссальных денежных сумм, оказавшихся под контролем бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова после продажи активов башкирского ТЭКа, до сих пор не сходит с повестки дня в республике.

О судьбе шестидесяти трех миллиардов рублей, которые ныне находятся в благотворительном фонде "Урал", не устает напоминать политическая оппозиция. На последнем мартовском митинге, организованном региональными отделениями партий "Яблоко" и КПРФ участники вновь потребовали вернуть денежные средства в бюджет республики. Председатель Башкирского регионального отделения партии «Яблоко" Сергей Наумкин следующим образом охарактеризовал планы оппозиции:

– Основное требование – вернуть в бюджет Республики Башкортостан деньги фонда "Урал", которые оказались в фонде в результате незаконной сделки по продаже башкирского ТЭК – сделки, от которой выиграла семья Муртазы Рахимова. Эти деньги необходимо направить на строительство детских садов, социального жилья, на решение проблем переселения граждан из аварийных бараков, на решение проблем инвалидов, детей-сирот – на все эти нужды власть уже который год не может изыскать средства. А они есть.

На днях очередной иск с требованием признать незаконной приватизацию предприятий башкирского ТЭКа направил в суд известный уфимский адвокат и правозащитник Евгений Кареев. Одновременно Кареев потребовал от Счетной палаты России представить материалы об итогах проверки законности этой приватизации. Стоить отметить, что и в Генеральной прокуратуре России аналогичное дело до сих пор не закрыто, хотя и находится в замороженном состоянии.

Между тем президент республики Рустэм Хамитов явно предпочитает не касаться этой острой темы. Хотя еще в декабре прошедшего года Хамитов заявлял, что деньги, аккумулированные в фонде "Урал" должны и будут работать на благо республики. Тогда президент сообщил, что в скором времени будет создан Попечительский совет фонда для контроля над расходованием его средств. Через некоторое время Рустэм Хамитов в своем блоге намекнул, что договориться с Муртазой Рахимовым не удалось. А недавно президент Башкирии публично заявил, что "правительство республики эти деньги практически не интересуют". Вдобавок, глава региона сказал, что, по его мнению, продажа основных активов республики экономическую ситуацию не ухудшила.

Эти заявления Рустэма Хамитова вызвали немалое удивление общественности, тем более, что, выступая в середине марта с посланием Государственному собранию, глава Башкирии сам же констатировал наличие множества проблем в социально-экономической сфере и нехватку средств для их решения:

– Безработица в республике выше, чем в среднем по стране. На бирже труда состоит более 39 тысяч человек. Зарплаты жителей Башкортостана на четверть ниже средней по России. Около 80 процентов работающих получают не больше 20 тыс. рублей в месяц. По обеспеченности населения жильем мы находимся на 56-м месте в Российской Федерации. А на ипотеку при таких-то зарплатах может рассчитывать не более 15-20 процентов граждан. Конечно, все эти проблемы необходимо решать. А для этого бюджету нужны дополнительные доходы. Где их взять? Крупной собственности, которую можно было бы реализовать, в республике почти не осталось.

Недоумение общественности и экспертов вызвал и тот факт, что президент Хамитов практически никак не прокомментировал итоги проверки бюджетной сферы республики комиссией Счетной палаты России. Напомним, комиссия работала в Башкирии в ноябре-декабре прошедшего года, а в начале нынешнего марта были обнародованы ее выводы. За период с 2009 по 2010 годы ревизоры обнаружили нарушения на общую сумму в 22 миллиарда рублей. Это примерно четверть годового бюджета региона. Уфимский политолог Альберт Мифтахов полагает, что молчание президента приводит к появлению самых разных слухов и предположений:

– Проверка была осенью, но почему ее результаты были опубликованы только в феврале? Очевидно, был определенный торг с чиновниками, и с Муртазой Рахимовым, целью которого было вытащить деньги из фонда "Урал". Но неясно, что Хамитов хотел им сказать: вы даете деньги, а я не публикую результаты проверки? Для чего тогда вообще весь этот шум поднимали – только за полтора года нашли двадцать два миллиарда украденных денег, но никого при этом не арестовали, не объяснили, кто воровал, уголовное дело не возбудили.

Страницы башкирской прессы в последние недели полны намеков на противостояние бывшего и действующего президентов. Некоторые издания прямо обвиняют нынешнее окружение Муртазы Рахимова в подспудной поддержке целого ряда протестных акций башкирских национальных движений, в попытках повлиять на кадровую политику Рустэма Хамитова. В немалой степени противодействием бывшего президента Башкирии объясняют и с неуспехи Хамитова в борьбе с коррупцией, в расследовании злоупотреблений многих высокопоставленных чиновников бывшего президента Рахимова. Хотя на целый ряд таких фигур, начиная с бывшего премьер-министра Раиля Сарбаева, в настоящее время заведены уголовные дела, оппозиционеры до сих пор скептически относятся к их судебным перспективам. Председатель Башкирского регионального отделения партии "Яблоко" Сергей Наумкин говорит, что никаких результатов усилий следователей пока не видно:

– Президенты Медведев и Хамитов говорили о каких-то отставках, даже о посадках в случае обнаружения вопиющих фактов коррупции. Пока нет ни посадок, ни отставок, ни увольнений. Дела есть, но уверенности в том, что они будут доведены до суда и действительно будут расставлены все точки над "i" нет никакой.

Характеризуя политику нынешней республиканской власти, политолог Альберт Мифтахов заключает:

– У нас нет единой, цельной политики, нынешняя администрация не выбрала некий главный вектора своих действий – то ли воевать с Муртазой Рахимовым, то ли мирно с ним жить. Наводить порядок, или не наводить – тихо-мирно жить, руководствуясь теми же принципами, которыми в своей работе руководствовался Рахимов.

Как отмечают эксперты, наблюдающие за развернувшейся в последние месяцы между Рустэмом Хамитовым и Муртазой Рахимовым подковерной борьбой, бывшему главе региона пока удается удерживать важные для него позиции.

Весенние призывы

перейти к обсуждению ... 

 

Митинги в Татарстане: татары хотят быть татарами, а мусульмане — мусульманами

 

Фото автора

В первые дни апреля в Татарстане прошли энергичные митинги, на которых звучали призывы, обозначившие два устремления. Первое: учиться, учиться и учиться. Второе: молиться, молиться и молиться. При этом учиться — на родном языке, а молиться — без административного прессинга.

Обе проблемы не новы. Третий год Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) выводит на улицу людей с протестом против закрытия татарских школ и известного закона, запрещающего школьникам сдавать ЕГЭ на татарском языке. И уже во второй раз за последние два месяца имам казанской мечети «Нурулла» Габдулла-хазрат Галиуллин выводит на площадь мусульман, недовольных вмешательством республиканских чиновников в формирование институтов духовной власти, в частности, в процедуру избрания нового муфтия Татарстана.

Проблемам родного языка были посвящены сразу два митинга: в Казани и в Набережных Челнах. В Казани выступавшие говорили о том, что за последние 3 года в республике под разными предлогами закрыли 175 татарских школ. В Набережных Челнах участники акции, касаясь национального образования в целом, сосредоточились на судьбе 29-й татарской гимназии, которую городские власти намерены объединить с другой, обычной, гимназией и тем самым лишить ее статуса национальной. И это при том, что в полумиллионном городе лишь 11 татарских школ и, по данным газеты «Звезда Поволжья», ни в одной из них обучение на татарском языке не ведется. «Все, что осталось, — сообщает издание, — это культурные мероприятия и среда развития татарских детей».

Проблемы мусульман, о которых говорилось на митинге в Казани, накапливаются день ото дня и могут даже привести к расколу исламской уммы (общины). И это не тот случай, когда умма — хорошо, а две — лучше. Намеченные на 13 апреля выборы муфтия республики (главы Духовного управления мусульман Татарстана), как и всякие выборы в нашей стране, не обошлись без административного ресурса. По мнению имама мечети «Нурулла» Габдуллы-хазрата, находящегося, как и ряд других имамов республики, в оппозиции к Духовному управлению, республиканские чиновники продавливают на пост муфтия кандидатуру удобного им священнослужителя, несмотря на то что тот не имеет надлежащего духовного образования и не пользуется уважением части верующих. А Духовное управление, говорится в резолюции митинга, «превратилось в главного духовного цензора и инквизитора, поддерживающего незаконные действия отдельных чиновников, ущемляющих гражданские права мусульман республики». Плакаты в руках митингующих призывали: «Мы требуем честных выборов муфтия! Муфтий — глава мусульман, а не чиновник!» А тем, кто обвиняет религиозную оппозицию в экстремизме и даже в ваххабизме, плакаты сообщали: «Мы не экстремисты и не радикалы! Мы — мусульмане».

Разные вроде бы митинги, но они наводят на общую мысль о том, что национальные и религиозные проблемы обостряются не только с ухудшением уровня жизни. Татарстан — благополучный в экономическом отношении регион, но экономика всех проблем не решает. А общественная жизнь тут масштабно проявляется лишь в дни музыкальных фестивалей и по расписанию игр «Рубина» и «Ак Барса». Да еще рыбаки недавно массово вышли на площадь в Казани, протестуя против платной рыбалки. Но и в этом случае обошлось без политики: никто не ратовал за белую рыбу или за красную.

Конечно, и без гражданского общества государство кое-что может. Но в одних случаях, например, с национальным обучением, республиканские чиновники явно боятся что-то предпринимать (а вдруг инициативу по сохранению татарского языка не одобрит Москва?). А в других случаях, например, во взаимоотношениях с религиозными общинами, они готовы предпринять что-то с избытком (а то вдруг Москве покажется, что мечеть чересчур отделилась от государства?).

В общем, чиновник — он, как плакат на митинге: трепещет и сворачивается, когда на минутку теряет ощущение сильной руки.

Борис Бронштейн
наш соб. корр.

Другие материалы по региону: Татарстан

05.04.2011

 

 

СТЕРЛИГОВ: ПОРА ДЕЛИТЬ РОССИЮ! (Письмо президенту)

Открытое письмо Президенту Медведеву и Премьеру Путину от овцевода Стерлигова



Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемый Владимир Владимирович!


Хочу
поделиться с вами плодами размышлений за время семи лет крестьянской
жизни. Ситуация с абортами, пьянством, наркоманией, колдовством и,
вообще, деградацией русского народа крайняя. Кроме мегаполисов, в
основном, в стране пустыня. Даже в Центральной России идет уверенное
замещение титульных наций другими народами. Даже в центре нас не хватает
для простого размножения. Скорее всего, дергаться поздно, но терять
нечего: вдруг, получится остановить наше дружное вымирание. Для этого
нужно отсечь все, что тянет нас на дно: от пьяной и обколовшейся с… Продолжение »

 
А.С. Пушкин.
***
"Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой:
Нет, не покинул я тебя
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
и скрыл от зоркого гоненья?
Не я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?
Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй".

Бесплатный хостинг uCoz