Имена Аллаха

Ислам и будущее мира

Доктор Мурад Вилфред Хоффман, бывший немецкий дипломат, автор книг «Ислам: альтернатива», «Ислам 2000», «Путешествие в Мекку», обратился в Ислам в 1980 году. Эта статья – отрывок из его недавней лекции «Ислам и будущее мира», прочитанной в Нью-Дели.
Любое объективное изучение истории человечества показывает, что человек не может не задавать вопросов: откуда я? Почему я пришел в этот мир? Куда я попаду после смерти? Эти неизбежные вопросы делают каждо го из нас философом, хотим мы того или нет.
Поиск ответов на эти фундаментальные вопросы привел к возникновению многочисленных мифов, легенд о сотворении мира и других концепций. В конце концов, все попытки понять мир привели к возникновению религий. Самые древние из них – даосизм, индуизм и буддизм, не говоря уже о различных формах шаманиз ма.
Политеизм возник, когда люди стали связывать сверхъестественные силы с различными явлениями природы – громом и молнией, солнцем и огнем, плодородием и смертью. Подобный политеизм имеет мирный харак тер, поскольку у него нет претензий на универсальность. Каждый /из политеистов/ довольствуется теми бога ми, которым сам поклоняется.
Вместе с тем, в политеизме заложена тенденция к монотеизму. Когда одно из племен захватывает соседнее племя, победители пытаются навязать свои божества и оттеснить божества побежденных на более низкий уровень. Подобная ситуация имела место в доисламской Аравии, где «богини второго плана» - Лат, Манат и ‘Узза – были объектами поклонения в дополнение к аль-Илаху, верховному божеству.
Монотеизм выводит историю религии в совершенно иную плоскость. Конечно же, представление некоторых древних иудеев о том, что их Бог – это божество одного народа, заключает в себе внутреннее противоречие. Если есть Единый и Единственный Бог, Он является Богом всех людей, а не какой-то их избранной группы.
Вместе с тем, одновременно с наступлением периода универсализма в религии человечество вступило в один из самых кровавых периодов в своей истории. Христиане руководствовались учением о Единственном Боге и Единственной Церкви, вне которой, как они считали, невозможно спасение. Католическая церковь придержи валась этой догмы (по-латыни: extra ecclesiam nulla salus) на протяжении 1900 лет, до Второго Ватиканского Собора 1965-66 года. Из-за этой догмы приверженцы христианства стали проявлять смертельно опасную агрессивность. Это привело к физическому подавлению и искоренению всех прочих конфессий – иудаизма, Ислама, а также «не совпадающих с генеральной линией» течений в самом христианстве. Во имя Христа истреблялись германские племена, проливалась кровь мусульман в Аль-Кудсе во время крестовых походов, сжигались на кострах «ведьмы» и «еретики», было объявлено вне закона Православие, а из Испании были изгнаны все мусульмане и евреи.
Очевидно, что во время этой кровавой эпохи, продолжавшейся вплоть до 17 столетия, христианская религия использовалась, в первую очередь, как идеология, то есть как политический инструмент придания легитим ности существующей власти. Подобное в некоторой степени коснулось и Ислама. Он также превратился в идеологию могучей империи, простиравшейся от Медины до Дамаска, Багдада, Марокко и Стамбула.
Однако только начиная с провозглашения Века разума в 18 столетии мы вступили в настоящую эру идеологий. По мере того, как религия исчезала из общественного сознания, ее заменяли различные так называемые свет ские идеологии эпохи Просвещения. Отпочковавшись от религии, они носили псевдорелигиозный характер. Это касалось как романтизма 19 столетия, так и позитивизма (сайентизма). Первой идеологией в современ ном понимании этого слова стал марксизм – учение Маркса, Энгельса и позднее Ленина.

Марксизм представлял собой цельное мировоззрение. Его диалектический материализм объяснял функции онирование природы, а исторический материализм – функционирование человеческого общества. Подобно религии, марксизм пытался контролировать повседневную жизнь своих приверженцев. Безусловно, в этой, казалось бы, полностью материалистической доктрине присутствовали религиозные «атавизмы». «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал» были возведены в ранг священных писаний, Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин стали апостолами новой «веры». Коммунистическая партия взяла на себя роль непогрешимой церкви во главе со своими собственными первосвященниками – членами Политбюро. На смену представлению о Рае пришла картина светлого бесклассового будущего, где каждый сможет получать по потребностям, и люди достигнут всеобщего счастья.
Различные ветви фашизма, возникшие в Италии, Германии, Испании, Португалии и Греции, всего лишь перес мотрели коммунистическое учение, добавив в него изрядную дозу национального шовинизма, призванного оправдать наиболее кровопролитные преступления против представителей «иной расы», например, евреев и восточных славян. В фашизме опять-таки присутствовало некоторое сходство с религией. Книга «Майн Кампф» стала священным писанием Германии, а Адольф Гитлер предстал в роли спасителя, который был призван повести страну в лучшее будущее: тысячелетнюю империю. Нацистская партия, подобно церкви, определяла, что правильно, а что – нет, а отряды SS успешно выполняли роль инквизиторов.
В противовес марксизму и фашизму появились новые идеологии. Среди них следует назвать в первую оче редь западный либерализм (включая капитализм), а также секуляризм французского типа – с полным устра нением религии из сферы общественной жизни. Однако в постколониальном арабском мире ни одна из упомянутых идеологий не смогла пустить глубоких корней: национализм, либерализм, фашизм, социализм оказались мало востребованными.
В свете всего этого 20 век можно назвать веком идеологий.
Типичные черты идеологий 19-20 веков
Сфокусируемся на тех чертах, которые являются общими для всех идеологий 19 и 20 столетия. Все они по своей природе – светские, материалистические, не содержащие трансцендентального элемента. Вследствие этого, ни одна из них не смогла предоставить ответа на вечные вопросы: откуда пришел человек? почему? куда он уйдет?
Еще во время эпохи Просвещения, а также после ее окончания такие мыслители, как Иммануил Кант и Гегель полагали, что человек, освобожденный от пут религии, может овладеть этим миром лишь благодаря способ ностям своего разума. Рационализм был призван обеспечить процветающий и гуманный мир.
Сейчас мы можем судить об этом лучше, и это неудивительно. Проект модернизации с его попыткой подчи нить человеческие страсти рассудку бесславно провалился. Вместо пострелигиозного рая на земле мы полу чили самые жестокие войны в истории человечества, химическое и ядерное оружие, этнические «чистки» и другие элементы картины «светлого» будущего.
Это неудивительно, поскольку лишь религия может являться настолько сильным мотивом, что человек сумеет обуздать свои животные страсти, низменные инстинкты и колоссальный эгоизм. Когда человек становится мерилом всех вещей, потеснив Бога, все законы пишутся по человеческому усмотрению. Итак, священный закон был отброшен, а попытки найти «естественный закон» провалились.
Проницательные западные наблюдатели еще за поколение до нас пришли к печальному выводу, что человечество уничтожит себя вместе с планетой, если не вернется к религии. Даниэл Белл, профессор социологии в Харварде, еще в 1976 году понял, что капитализм в конечном счете разрушает сам себя, поскольку экономи ческий успех подрывает те достоинства человека, на которых может базироваться здоровая экономика. В своей книге «Культурные противоречия капитализма» Белл призывает к возрождению некоторой разновид ности религии (возможно, заново изобретенной), которая должна стать опорой для утверждения в обществе моральных ценностей.
Такую же проницательность проявил и другой критик западной цивилизации – бывший американский дип ломат Виллиам Офульс. В своем труде «Реквием по современной политике – трагедия Просвещения и вызовы нового столетия», написанном в 1997 году, он предсказал, что Запад ожидает упадок точно так же, как прои зошло до этого с коммунизмом.
Оба наблюдателя открыли то, что на самом деле является банальным: человеческая цивилизация не способ на выжить без духовности.
На этом фоне очень важно заметить, что начиная с 70-х годов 20 века в Исламе наступил беспрецедентный период возрождения. Чего можно было ожидать от религии, находившейся на протяжении последних 400 лет в состоянии стагнации, если не считать появления некоторых выдающихся деятелей. Чего можно было ожи дать от религии, почти все приверженцы которой были колонизированы европейскими державами?
Нельзя ругать западных востоковедов за отсутствие прозорливости, поскольку они изучали Ислам точно так же, как биолог изучает исчезающий вид. Ислам представлял для них лишь исторический интерес. Макс Хеннинг, издавая свой перевод Корана на немецкий язык, в 1901 году писал: «Очевидно, что Ислам уже отыграл свою роль в политике». Такая точка зрения была общепринятой. Никто не ждал возрождения Ислама.
Однако сегодня, каким бы невероятным это не могло показаться всего лишь несколько десятилетий тому назад, нельзя найти ни одной страны в мире, где не было бы активно исповедующих свою религию мусуль ман – от Кореи до Колумбии, от Исландии до Новой Зеландии. В то время как численность мусульман всего лишь сто лет тому назад составляла 1/7 населения земного шара, сейчас она составляет 1/5 часть. Крупные мечети построены в таких городах, как Лондон, Париж, Рим, Вена, Лиссабон, Загреб, Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Что еще более важно, благодаря мигра ции рабочей силы и привлекательности западных университетов в настоящее время в Европе и в США проживают миллионы активных мусульман, и повсюду Ислам становится второй по числу своих приверженцев религией. Сейчас нельзя развернуть газету или включить телевизор, чтобы не наткнуться на вопросы, так или иначе связанные с Исламом. В настоящее время стало доступно все богатство исламской литературы, которую можно прочитать на всех основных языках Европы. Коран стал наиболее часто перево димой и самой цитируемой книгой на земном шаре.
Поскольку это все произошло на протяжении «идеологического» 20-го века, некоторые исламские движения поставили перед собой политические цели, и некоторые мусульмане, движимые отчаянием, начали прибегать к использованию насилия. Из-за этого к Исламу в настоящее время также стали относиться как к идеологии. Однако это справедливо лишь настолько, насколько Ислам регла ментирует управление «мирскими» делами. Вместе с тем, мы должны избегать того, чтобы нашу веру превратили в идеологию, сделав ее инстру ментом в руках политиканов и средством дости жения успеха и корыстных целей в этом мире.
Как бы то ни было, на начало третьего тысячелетия остались лишь две модели мировоззрения, способные завоевать сердца и умы людей на Западе: постмодернистский секуляризм и Ислам. Такова имеющаяся альтернатива – третьего пока не предвидится, хотя некоторых интеллектуалов, желающих сделать еще одну попытку в еще одной земной жизни, привлекает буддизм.
Таким образом, мы подошли к вопросу, как говорят, «за тысячу долларов»: за чем же будущее? Чтобы понять это, для начала надо ответить на вопрос: будет ли 21 век веком религии? В настоящее время похоже на то, что религия уходит из жизни общества. Правда, такая картина наблюдается скорее в Европе, чем в США. Люди покидают христианские церкви толпами. Эти церкви еще больше приближают конец христианской религии, допус кая различные компромиссы, чтобы «идти в ногу со временем». Так, появились священники-гомосексуалисты, женщины-священники, были разрешены аборты в любое время и при любых условиях, факти чески больше не соблюдается пост. Церкви сдают свои позиции. В настоящее время многие из прихожан, да и некоторые протестантские священники, больше не верят в святость Иисуса (мир ему) или же в жизнь после смерти.
Однако это – не вся картина. Следует отметить и то, что в обществе, тем не менее, продолжаются поиски религии или ее суррогата. Религия пытается занять новые ниши существования. Зайдите в любой книжный магазин: вы увидите, что секция эзотерики занимает гораздо больше места, чем секция религии. Люди по-прежнему хотят знать, что с ними будет, хотят быть посвященными в секреты, хотят быть счастливыми. Эти стремле ния, в своей основе религиозные, вызвали бум в новой индус трии. Люди экспериментируют со всем подряд: с шаманизмом, сатанинскими культами, «путешествиями в себя» под действием наркотиков, учениями индийских гуру, фантастическими диетами и способами оздоровления, и даже танцуют экстатичес кое танго.
Я считаю, что такие люди, большинство из которых представители молодого поколения, имеют дело с неко торой «переходной» формой религии.
Они устали от бессмысленности своей жизни, духовного вакуума; они ищут определенности в том мире, где «можно все». Их воспитали без каких-либо ограничений. Они стремятся к духовному руководству, реальным ценностям и тем социальным нормам, на которые можно положиться. Короче говоря, в таких людях заложен огромный религиозный потенциал. Это может сделать 21 век веком религии. Но тогда возникает вопрос: сможет ли Ислам быть лучшей альтернативой, чем было христианст во? Пред почтут ли люди совместные молитвы исполнению религиоз ных обрядов в одиночестве, превалирующему в настоящее время? Что касается первого вопроса, то я считаю, что христианство в Европе «не подлежит ремонту». Я также убежден, что Запад не сможет найти спасение в искусственной новой религии, эклекти ческой вере, подобной языку Эсперанто. Последнее связано с тем, что религия должна исходить от Бога. Можно полагаться лишь на религию, полученную путем Откровения.
Что касается последнего вопроса, я настроен довольно оптимис тично. Сегодняшнее молодое поколение стремится к общению. Оно не хочет оставаться в одиночестве. Поэтому одно из привлека тельных для моло дежи свойств Ислама состоит в том, что он провозглашает ценность семьи, общины и всемирного мусульман ского братства. Это – реальная социальная общность, а не абстрактная любовь к ближнему, провозгла шаемая христианством. На фоне существующего в современном западном (европейском) обществе эмоции онального холода исламская умма привлекает молодежь своим теплом и состраданием.
Оторванная от жизни природа киберпространства, сексуально перегретая атмосфера и повсеместная конку ренция и спешка – из школы на работу, с работы – к сексуальным утехам, царящие на Западе, приводят к тому, что средний американец консультирует ся по крайней мере с одним врачом-психиатром, который является для него «отдушиной». Подобные люди не могут не оценить тот факт, что большинство мусульман довольны жизнью, не подвержены постоянному стрессу, не бегут все время куда-то, находятся в гармонии с Богом, самим собой и своим окружением. По этой причине многие люди, уставшие от каждодневных «крысиных бегов», будут стремиться открыть для себя в Исламе что-то новое.
Откроют ли они для себя эту религию, зависит от того, смогут ли мусульмане представить Ислам в правиль ном свете или же вместо этого будут предлагать различные ложные интерпретации. Да, Аллах ведет Своим путем, кого пожелает. И многие новообра тившиеся (например, Джеффри Лэнг из Сан-Франциско) приходят в лоно религии без какого-либо предварительного общения с мусульманами, просто прочитав Коран. Но, как правило, Аллах использует для призыва к Своей вере именно мусульман.
Хотелось бы сказать несколько слов о том, что должны делать мусульмане для пропаганды Ислама. Все эти рекомендации можно свести к одной фразе: надо представлять Ислам как лекарство от большинства смертельно опасных недугов западного общества и «современной цивилизации». Надо быть самоуверенными и занимать активную позицию, а не становиться в позу несправедливо обвин яемого и постоянно искать оправдания. Надо быть не тем, кто о чем-то просит, а тем, кто сам может что-нибудь предложить другим людям.
Что же мы можем предложить? Перечислим кое-что из уже упоминав шегося выше:
А) Наш главный актив – это мусульманское представление о Боге, Едином и Единственном, одновременно имманентном и трансцен дентном, находящемся вне времени и пространства, Единственном, наделенном реальной сущностью. Такая концепция вполне способна удовлетворить современного образованного чело века. Таухид, монотеизм в его наиболее чистом виде – вот основное достоин ство Ислама.
Б) Ни одна цивилизация не может существовать, когда разрушена структура семьи, что мы наблюдаем в нас тоящее время. Семья находится под реальной угрозой, даже если государство делает все для того, чтобы сохранить ее. Уровень разводов чрезвычайно высок. В большинстве домов на Западе хозяйством управляет один человек, включая женщин, желающих иметь детей, но не мужа. Огромная часть детей растет без отца. К каким дисбалансам это приводит, показывает возрастающая предрасположенность подростков к насилию. Их уважение к старшим и к семье находится на таком низком уровне, что в США дети вправе даже подавать судебный иск с требованием отделить их от своих нелюбимых родителей. Очевидно, что угроза нависла так же и над мусульманскими семьями, чему способствуют глобализация, экономическое давление и влияние телевидения. Однако в целом члены мусульманских семей теснее связаны друг с другом, и в мусульман кой семье человек чувствует себя гораздо более защищенным. Об этом активе мусульмане также не должны забывать.
В) Еще одну угрозу для западного общества представляет все большее распространение разного рода зави симостей – пристрас тия к сигарете, выпивке, кокаину, ЛСД и другим наркотикам, а также к телевидению и интернету. Можно без преувеличения сказать, что весь Запад от чего-либо зависим. Грустно видеть людей, неспособных обойтись без стакана, таблетки или сигареты. Фактически они исповедуют современную форму ширка (язычество). Они являются рабами чего-то, помимо Бога. Подобная ситуация проявилась бы с наибольшей яркостью, если бы эти люди попытались соблюдать пост в Рамадан: они бы не смогли сделать этого, поскольку больше не являются хозяевами самим себе.
Мусульмане могут гордиться своей трезвостью, тем, что их разум постоянно ясен, тем, что они не попадают в автомобильные катастрофы под воздействием алкоголя. Вряд ли что-то другое может столь ясно продемонст рировать, что Ислам – это альтернативный способ жизни, способный спасти Запад от саморазрушения.
Г) Еще одну внутреннюю угрозу западному обществу создают различные формы этнических предрассудков, расизм, шовинизм, дискриминация людей по религиозному признаку. В Соединенных Штатах до сих пор сохранились некоторые рецидивы рабства. Большинство войн, в которых до недавнего времени участвовали страны Европы, были вызваны подобными предрассудками.
Учитывая это, жители Запада будут приятно удивлены, обнаружив, что Ислам (по крайней мере – в теории, но большей частью – и на практике) – это единственная религия, последовательно добивавшаяся установления национального и религиозного плюрализма. Он ставит во главу угла богобоязненность, а не цвет кожи, про возглашает мусульман единой уммой и с подлинной терпимостью относится к другим религиям.
Это достоинство Ислама надо претворять в жизнь. Мы должны показывать, что среди мусульман цвет кожи, языковая принадлежность и другие подобные различия несущественны. Многие афро-американцы отдают предпочтение Исламу не в последнюю очередь потому, что Биляль (да будет доволен им Аллах), муазин Пророка (мир ему и благословение) был чернокожим. Почему бы миллионам других людей не сделать свой выбор, руководствуясь аналогичными соображениями?
Столь же впечатляющим, конечно же, является провозглашенный Кораном религиозный плюрализм (5:48 и 2:256). Подобная веротерпимость, заповеданная Пророком (мир ему и благословение) и воплощавшаяся в жизнь на протяжении 1400 лет до появления нынешнего Всемирного экуменистического движения, может показаться жителям Запада настолько экстраординарной, что они не смогут не восхищаться ею. Нам следует лишь напомнить людям, что греки оставались православными на протяжении 500 лет правления турок, и спросить, где сегодня мусульмане – коренные жители Испании, страны, в которой они прожили 800 лет перед своим изгнанием.
Д) Молодые люди очень эмансипированы. Они хотят оставаться свободными. Они ненавидят различные иерархические структуры, чиновников от церкви, совершающих таинства, мистические догмы и другие тому подобные элементы церковного механизма. Эти люди будут приятно удивлены, узнав, что в Исламе церковь отсутст вует, что там нет ни Папы, ни священства, ни таких уму непости жимых вещей, как боговоплощение, троица, спасение на кресте или прирожденный грех. Они будут потрясены, узнав, что нет более свободных верующих, чем мусульмане, которые не нуждаются в каком бы то ни было посредничестве – ни священ ников, ни даже святых, когда обращаются напрямую к Аллаху в своих молит вах. Они столь же удивятся, когда узнают, что каждый мусульма нин, независимо от религиозного «ранга», может быть имамом.
Е) Мусульманская сдержанность в вопросах секса может показаться привлекательной тем молодым мужчинам и женщинам, которые проявляют консерватизм в этих вопросах. Многие женщины Запада, чувствующие, что, выходя на улицу, они становятся объектом сексуального преследования, завидуют мусульманкам, чьи одежда и образ поведения являются для мужчин сигналом, что они – «вне игры». Многие поборницы прав женщин на Западе, которых не могут не возмущать порнография, конкурсы красоты и использование женской привлекательности в коммерческих целях, поймут, что их мусульманские сестры стремятся к тому же самому – уважению достоинства женщины, однако им удалось добиться гораздо больших успехов в этой области.
Отношение мусульман к гомосексуализму также будет импонировать молчаливому большинству на Западе, которое осуждает проводимую ныне политику придания гомосексуальным связям статуса нормальной раз новидности отношений между «партнерами». Многие жители Запада опасаются, что публичное поощрение гомосексуализма, включая государственную регистрацию браков между однополыми «супругами», является признаком упадка и деградации цивилизации. Они возмущаются, например, тем фактом, что в Сан-Франциско существуют два квартала, полностью оккупированных гомосексуалистами. Неудивительно, что их симпа тию вызывает позиция мусульман: не признавать гомосексуализм в качестве «альтернативы» для общества и считать его недопусти мым.
На Западе отношение к сексу подобно маятнику, который колеб лется от полной демонизации секса (даже и в браке) до сексуаль ной распущенности и вседозволенности. Поэтому сбалансированный и трезвый подход мусульман к данному вопросу, учитывающий естественные потребности мужчины и женщины, не может не выгля деть выигрышно. Ислам не провозглашает брак «священным», подобно христианству, и допускает, что брачный союз может быть невечным. В то же время супружеские отношения считаются в Исламе формой ибадата – поклонения Богу. Подобный подход соответствует здравому смыслу.
Ж) Даже и в области экономики Ислам способен преподнести Западу хороший урок. Запрет процентов, на первый взгляд, может показаться наивным и непрактичным. Однако, немного задумав шись, люди поймут, что такой запрет защищает основу капитализ ма – дух предпринимательства. Почему? Дело в том, что, предла гая вместо фиксированной процентной ставки соглашение об учас тии в прибылях и убытках, Ислам позволяет избежать застоя, возникающего в «безрисковой» модели экономики.
З) В Исламе есть много других достоинств, способных привлечь жителей Запада (например, оздоровительный эффект поста в месяц Рамадан).
Вместе с тем, все упомянутые аспекты, по большому счету, сводятся к одному принципиальному различию между Западом и Востоком: приоритету количества или же качества. Запад сфокусирован на количественном аспекте, забывая о подлинной ценности исчисляемых в денежной или другой подобной форме вещей. В результате происходит отрицание того, к чему неприменим количественный подход (например, духовных ценностей). Можно говорить о том, что цель жизни человека на Западе – иметь, а на Востоке – быть.
Восток, в том числе и мусульманский мир, конечно же, не против современных материальных благ, доступ ных благодаря глобализации. Однако там качественные аспекты жизни ценятся выше количественных. Действительно, качество жизни, включающее спокойствие, досуг, возможность поразмышлять, дружба и гостеприимство, которыми обладает мусульманский мир, способно привлечь многих жителей Запада, уставших от грубого материализма.
Итак, как было показано, Ислам можно и нужно использовать в качестве лекарства от многих болезней западного общества. Поэтому он может стать ведущей духовной силой 21 столетия.
Однако существуют и факторы, работающие в противоположном направлении. Мусульмане пока еще нигде не претворили в жизнь настоящую исламскую экономическую модель. Их позиция по многим ключевым вопросам, таким как демократия, права человека и права женщин, пока остается расплывчатой. А образова тельная система во многих отношениях застряла на уровне средневековья.
Кроме того, Многие мусульмане, проживающие на Западе, в первую очередь – неграмотные, вряд ли способны защищать свою веру. По этой причине они стремятся создавать замкнутые этнические группы, загоняя самих себя в некое подобие гетто. Защищая, в первую очередь, свою этническую идентичность – право сохранять свои особенности в еде, одежде, свой язык, свою музыку и традиции – они превращают Ислам в экзотическую «национальную» религию.

Что хуже того, многие иммигранты проявляют интерес лишь к своей родной стране, в которую мечтают вернуться. Проживающий в Германии турок, думающий о том, как вновь сделать свою родину подлинно ислам ской страной, во многом потерян для да’вата (исламского призыва) в стране проживания.
Те, кто пытается пропагандировать Ислам на Западе, часто делают это в таком грубом и формализованном (можно сказать - талмудизированном) виде, что людей отпугивает складывающееся впечатление об отсут ствии духовности. Форма ставится выше содержания, а второстепенные вопросы преподносятся как имеющие наибольшую важность.
По всем этим причинам само по себе присутствие на Западе мусульман-иммигрантов вносит не такой уж большой вклад в исламский призыв.
Существует и еще один фактор, препятствующий превращению Ислама в господствующее мировоззрение: удивительная способность человека уходить от существующей проблемы, переключая внимание на другое. Больной человек – а Запад болен – должен не только признать наличие болезни, он должен глотать пропи санные ему пилюли, а не держать их на тумбочке. Понимание – это одно, а действие – другое. Как признал бывший президент Германии Роман Герцог: «Наша проблема состоит не в понимании, а в применении».
В Коране много притч о народах прошлого, не сумевших распоз нать посланные им знамения и отвергших все предупреждения. Путь этих цивилизаций закончился трагически. Возможно, совре менный западный мир также не найдет в себе мужества и решимос ти изменить свой образ жизни в соответствии с Исламом. Запад, недавно победивший коммунизм, может уничтожить и сам себя: стать жертвой внутренних противоречий и ошибок, среди которых наиболее опасная – обожествление человека.
Это должно произойти, если Запад не откроет для себя священ ную, трансцендентную реальность – Аллаха, и не станет жить в соответствии с абсолютными ценностями и Божественными предпи саниями, ниспосланными нам в Коране и Сунне Последнего Пророка (мир ему и благословение).

Журнал «Ренессанс»

 


 АЛЬ-КАРИИМУ.
43. АЛЬ-КАРИИМУЩедрый;
Тот, у Кого не уменьшаются блага, сколько бы не дал; Ценнейший,
Охватывающий все ценное; Тот, у Кого каждое деяние достойно высочайшей
похвалы; Тот, Кто исполняет Свои обещания и одаряет не только сполна,
но и добавляет из Своей милости даже тогда, когда исчерпываются все
желания созданий. Его не беспокоит то, кого и чем Он одарил, и Он не
губит тех, кто укрылся у Него, ибо щедрость Аллаха абсолютна и
совершенна.

Тот, кто познал Всевышнего посредством этого имени, надеется и уповает
только на Аллаха, который одаряет всех, кто Его просит, однако Его
казна никогда не иссякает от этого.

Наибольшим же благодеянием Аллаха по отношению к нам является то, что
Он даровал нам созможность познать Его посредством Его имен и
прекрасных качеств. Он отправил к нам Своих посланникав, обещал нам
райские сады, в которых нет шума и нет усталости и в которых Его
праведные рабы будут пребывать вечно.

Будь братом каждому мусульманину!

История

Будь братом каждому мусульманину

Братство — это милость, дарованная мусульманам Всевышним Аллахом, Который объединил всех уверовавших в Него под единым знаменем ислама.

«И помните милость Аллаха к вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!». (Сура 3, аят103).

Ничто на свете не смогло бы так объединить арабов, пребывавших в нескончаемых воинах и раздорах, как вера в Аллаха. Исламское братство создало единую умму, охваченную общей целью, переживающую схожие чувства, имеющую общие мечты. Центром этого единства стала вера в Аллаха и поклонение только Ему одному.

«Он — тот, кто подкрепил тебя Своей помощью и верующими. И объединил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что на земле, то не объединил бы их сердца, но Аллах объединил их, — ведь Он — Великий, Мудрый!». (Сура 8, аяты 62,63).

Каждый, кто произносил свидетельство, становился братом для всех мусульман, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине не может быть у араба превосходства над неарабом, как и у неараба превосходства над арабом, не может быть у белого превосходства над черным и у черного превосходства над белым, кроме как по богобоязненности».

В этом единстве, плотными рядами, мусульмане противостояли выпадавшим на их долю испытаниям. Они поддерживали друг друга в трудные минуты и разделяли радость во время успеха. Это было братство, которое невозможно разрушить. Это было братство, которое ничто не могло поколебать. Это было братство несмотря ни на что.

«Мухаммад — посланник Божий, а те, кто с ним, — суровы и тверды против неверных, добросердечны меж собой. Ты видишь, как они, преклоняют колени, падая ниц (в молитве перед Богом), желая обрести Господню милость и сделаться Ему угодным». (Сура 48, аят 29)

Такому братству Всевышний ниспосылал победу и даровал Свою помощь, повергая их врагов и раскрывая мусульманам новые просторы для развития.

Однако, когда умма потеряла понимание священности братства, установленного Аллахом, и превратилась в совокупность разрозненных групп, выискивающих друг у друга недостатки, следящих друг за другом, и обменивающихся взаимными обвинениями, Всевышний лишил ее Своей поддержки и помощи.

Мусульмане стали небрежно относиться к братству, забывая, что оно установлено не людьми, по их большому одолжению, а Господом миров, как милость от Него к людям и как огромная ответственность.

«Они представляют милостью тебе то, что они приняли ислам. Скажи: „Не представляйте ваш ислам милостью мне. Это Аллах почтил вас милостью, что повел вас к вере, если вы правдивы!“». (Сура 49, аят 17).

Для того, чтобы мусульманский мир обрел бывалую силу и поддержку Всевышнего ему необходимо вспомнить о той основе, с которой начинался ислам — братстве всех уверовавших в Единого Аллаха, как Господа и пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как Его раба и посланника.

Речь в этой теме не идет о братстве, как об идеальных взаимоотношениях между мусульманами, хотя это не менее важно. Разговор пойдет о братстве как таковом, братстве, установленном Аллахом между всеми, кто произносит: «Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, посланник Аллаха». Речь идет о понимании единства всех мусульман, произносящих это свидетельство, сплоченности, исключающей религиозную вражду и непримиримость.

Необходимо братство, основанное на доверии и любви, без подозрительности и выискивания недостатков. Необходимо понимание общности братьев, несмотря на многочисленные, препятствующие, как кажется на первый взгляд, этому пониманию, обстоятельства.

«Скажи служителям Моим, чтоб говорили они то, что лучше. Поистине, меж ними Сатана желает несогласие посеять, а Сатана для человека — явный враг». (Сура «Ночной Перенос», аят 53).

«И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для этих — великое наказание». (Сура 3, аят 105).

Среди множества возможных препятствий на пути чувства братства мы рассмотрим два:

1. грехи и упущения в религии, которые совершает часть слабых или невежественных мусульман;

2. религиозно-правовые противоречия, которые существуют между мусульманами.

Братство, несмотря на грехи брата

Исламское братство сохраняется несмотря на наличие у брата грехов и упущений в религии. Понимание этого особенно важно в наши дни, когда многие мусульмане совершают большие грехи, а некоторые из них, по собственному невежеству, даже впадают в многобожие.

Известно, что совершение грехов не выводит человека из ислама, если человек их совершивший, не станет отрицать их греховность.

«Прощает все грехи Аллах, — поистине, Он милосерд и всепрощающ!» (Сура 39, аят 53).

В книге «Облегчённый комментарий к „Акиде“ Ат-Тахави». Доктор Мухаммад бин Абд ар-Рахман аль-Хамис пишет:

«Люди сунны и единодушия не обвиняют в неверии мусульманина, совершившего малый или большой грех, если сам он сердцем своим не посчитает для себя дозволенным совершение его, решив, что это не является для него запретным».

Все мы знаем, что вера — есть убеждение человека в сердце и подтверждение ее словами. Определенные поступки, или их отсутствие свидетельствуют о степени совершенства веры, а не о ней как таковой. Таким образом грехи, совершаемые человеком, будут свидетельством слабости веры, но не ее отсутствия, также как многочисленные благодеяния будут показателем совершенства веры.

Несомненно, что все мусульмане не могут быть совершенными и безгрешными, но из-за своей слабости они не становятся вероотступниками. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал тому, кто проклял пьяницу, которого уже несколько раз наказывали: «Не проклинай его — ведь он любит Аллаха и Его посланника».

Известно, что шариат назначил различные виды наказаний за такие грехи, как убийство, прелюбодеяние и пьянство, а если бы все это было неверием, то было бы одно наказание для всех — наказание вероотступника.

К тому же, очень важно помнить об опасности различных обвинений, совершаемых в опережение суда Всевышнего Аллаха, когда Он сам будет определять, кто есть неверный, а кто достоин прощения и милости. Поистине, милость Аллаха велика и объемлет всякую вещь, а сам Господь, перед тем как ввергнуть своего раба в геенну, будет искать малейший повод для того, чтобы простить его.

В одном из хадисов повествуется, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Среди сынов Израилевых было двое братьев, один из которых совершал грехи, а второй усердно поклонялся Аллаху. Постоянно видя, как брат грешит, правоверный говорил ему: „Прекрати!“ Однажды он вновь застал его, когда тот совершил грех, и сказал: „Прекрати!“ Тот ответил: „Оставь меня с моим Господом! Разве ты послан наблюдать за мной?“ Он же сказал: „Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя“. Когда же их души покинули тела, и они были собраны пред Господом миров, Аллах сказал тому из них, кто усердствовал в поклонении: „Знал ли ты обо Мне? Или же ты обладал Моим могуществом?“ А затем Он сказал грешнику: „Ступай и войди в рай по милости Моей“, — и повелел относительно другого: „Отведите его в Огонь!“». Абу Хурейра сказал об этом человеке: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, он произнёс одно слово, которое погубило как его мирскую, так и будущую жизни».

Помни, мой брат, что лучше ошибиться, говоря о том, что Аллах простит кого-то, чем утверждать, что его ожидает наказание!

Мусульманин, видя греховность и слабость веры своего брата, должен проявлять к нему снисхождение и жалость. Его важной задачей будет объяснить своему брату греховность совершаемых им поступков, проявляя терпение и выдержку, просить у Всевышнего укрепления его веры и прощения его грехов. Все это должно исходить из понимания, что он, несмотря на свои слабости, все равно мусульманин, а значит твой брат по вере, к которому ты должен относиться с уважением и снисходительностью.

Обвинение в неверии

Болезнь, которая постигла сегодня мусульманский мир — взаимное обвинение в неверии. Отвлекаясь от прогресса и развития, некоторые мусульмане проводят время, выискивая друг у друга недостатки и обвиняя своих братьев в неверии, лицемерии и т. п. Существуют даже группы, которые обвиняют в неверии всех мусульман, живших после 4 века хиджры по причине таклида.

Мусульманин должен помнить, что называя кого-либо неверным или безбожником, он берёт на себя ответственность говорить от имени Аллаха и Его Посланника, поэтому с обвинениями в неверии необходимо быть особенно осторожным.

В первую очередь, необходимо учитывать, что неверие может совершаться по причинам, которые являются с точки зрения шариата уважительными:

1. Неверие может совершаться по незнанию. Всевышний Аллах сказал: «А если кто-нибудь выступает против Посланника и не следует путём верующих, после того, как ему стал ясен прямой путь, то такого Мы направим туда, куда он обратился, и ввергнем в Ад». (Сура «Женщины», аят 115). (Поэтому тот, кто находился в заблуждении до того, как ему станет ясен прямой путь, не будет обязательно в числе адских мучеников).

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал о некоторых невежественных мусульманах, которые совершают многобожие: «Но по причине того, что распространилось невежество и уменьшились знания о послании среди последующих поколений, их нельзя обвинять в неверии за это (то есть за обращение с мольбой к мёртвым пророкам и праведникам), пока им не станет ясна разница между тем, с чем пришёл Посланник, и тем, что этому противоречит».

2. Поступки, внешне свидетельствующие о неверии, могут быть совершены неумышленно, то есть без соответствующего намерения.

Человек не становится неверным, если он не намеревался совершить неверие. Следует внимательно вникнуть в слово «намеревался», ибо это крайне важно. Непреднамеренное произнесение слов неверия может иметь место в нескольких случаях:

— в состоянии сильного гнева

— в порыве радости (хадис о человеке, потерявшем своего верблюда, и воскликнувшем при его обнаружении «О мой Аллах! Ты — мой раб, а я — твой Господь»).

— под принуждением. «Гнев Аллаха падёт на тех, кто отрёкся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принуждён к отречению, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере». (Сура «Пчёлы», аят 106).

Шейх Мухаммад ибн Салих сказал: «Для обвинения в неверии мы должны твёрдо знать, что совершённое человеком является неверием, о чём свидетельствует шариат, и тогда тот, кто совершил его, заслуживает обвинения в неверии. Если же мы не убеждены в том, что это является неверием, или сомневаемся в этом, то не имеем права считать человека неверным, ибо каждый человек считается мусульманином, пока не доказано обратное. Если мы знаем, что подобное деяние является неверием, но сомневаемся в положении человека, совершившего его, ибо не знаем, можно ли оправдать его поступок неправильным пониманием и неведением или нет, то мы также не считаем его неверным».

Наши праведные предки понимали огромную ответственность за исламское братство, которое установил Аллах и боялись обвинять в неверии мусульман.

Известно, что Али отрицал все обвинения хариджитов, но не отвечал им тем же и считал их мусульманами. Когда его спросили являются ли хариджиты неверными, он отвечал: «Бегите от обвинения в неверии!». Тогда его спрашивали: «Кто же они?» Он отвечал: «Они наши вчерашние братья, вышедшие против нас сегодня!»

Али также говорил хариджитам: «У вас перед нами три права: мы не можем запрещать вам посещать мечети, не можем лишать вас имущества и не можем начинать военные действия против вас, пока вы не начнете бунт». Али гарантировал им свободу богослужения в мечетях и предоставил все права мусульман. Это с учетом того, что каждый из хариджитов был хорошо подготовленным воином, готовым сражаться в любой момент.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа упоминал о том, как имам Ахмад ибн Ханбаль относился к заблудшим мусульманам. Он сказал: «Некоторые из правителей утверждали то, что говорили джахмиты, считали Коран сотворённым, считали, что никто не сможет увидеть Аллаха в будущей жизни, и т. п. Они проповедовали это среди людей, подвергали их мучениям. Тех, кто не отвечал на их призыв, они наказывали, а тех, кто не следовал за ними, обвиняли в неверии. Схватив пленного, они не отпускали его, пока он не признавал их убеждения в том, что Коран сотворён, и пр. Они назначали своими наместниками только тех, кто признавал это, и только таким людям оказывали помощь из средств заката.

Тем не менее, имам Ахмад молил Аллаха смилостивиться над ними и простить их, так как он знал, что им ещё не ясно то, что они опровергают Посланника. И хотя они и не отрицали того, с чем он пришёл, они ошибочно толковали это и слепо следовали за теми, кто научил их этому».

Мусульманин должен искать оправдания для своего брата, а не выискивать его недостатки, разыскивая повод, чтобы обвинить его. Коран категорически порицает такое поведение:

«О вы, кто верует! (с особым тщанием) себя от подозрительности берегите, — бывают случаи, в которых она становится грехом; и не подсматривайте друг за другом, и за спиной друг друга не злословьте. Захочет кто-нибудь из вас есть мясо умершего брата? Вам омерзительно бы это было! А потому страшитесь (гнева) Господа, — ведь обращающ Он и милосерден!» (Сура «Покои» аят 12).

Из жизни Абу Ханифы известно, что когда его сын спросил, почему он запрещает ему проводить дискуссии на философские темы, хотя сам в них участвовал, он ответил: «Мы вели споры так осторожно, будто на головах у нас сидели птицы, ибо боялись, что наш товарищ допустит ошибку, а вы ведете споры, желая, чтобы ваш товарищ ошибся, а тот, кто желает этого, желает, чтобы его товарищ впал в неверие».

Поэтому, относительно таких понятий как неверие необходимо проявлять особую осторожность.

Не нужно забывать о следующем хадисе Пророка, который сказал: «Придёт время, когда люди не будут знать ни о намазе, ни о посте, ни о хадже, ни о малом паломничестве, кроме стариков и старух. Они скажут: «Мы застали своих отцов, а они говорили: „Нет божества, кроме Аллаха“». Хузейфу ибн аль-Йамана спросили: «Им ведь не принесут пользы произносимые ими слова „Нет божества, кроме Аллаха“?» Он ответил: «Они спасут их от Огня!»

Мой дорогой брат, это является очень важной стороной исламского шариата, знать и придерживаться которой должен всякий, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника. Будь милостив к окружающим тебя в этом мире людям, и Аллах будет милостив к тебе в мире ином. Не спеши называть человека неверным, но спеши разъяснить ему истину с мудростью и добрым наставлением, и да поможет всем нам Аллах!

Братство несмотря на религиозные разногласия

В исламе существуют категорические положения, которые имеют однозначную, неопровержимую основу в Коране, сунне а также в иджма (единогласном мнении). Это положения, относительно которых у мусульманских ученных нет разногласий. Они обязательны для принятия, и противоречить им не дозволяется, так как это может привести к неверию.

Однако, существует в шариате большое количество второстепенных вопросов, которые входят в область иджтихада. Здесь — множество мнений, каждое из которых, имеет свою аргументацию. Это — милость, мягкость и широта шариата.

Факторов, порождающих религиозные противоречия, может быть множество. К примеру, возникновение различных мнений между мазхабами Абу Амина Биляль Филипс, в своей книге «Эволюция фикха», объясняет следующими причинами.

1. Различия в толковании отдельных слов, встречающихся в Коране и сунне. К примеру, Абу Ханифа считал, что слово «куру», упомянутое Коране, означает месячные у женщины, а Малик, Аш-Шафии и Ибн Ханбал, понимали его, как период чистоты между месячными. Исходя из этого представителями мазхабов были вынесены различные фетвы о времени наступления окончательного развода.

2. Различия в степени доступности хадисов для имамов и слабое развитие науки критики хадисов (что привело к использованию в ряде случаев слабых хадисов), а также различные подходы самих имамов к оценке и анализу хадисов.

Во многих случаях повествования хадисов не доходили до ученных в силу того, что рассказывавшие их сахабы к тому времени поселились в различных регионах по всему исламскому халифату.

Также надо отметить, что крупные мазхабы, появившиеся с середины 8 века до первой половины 9 века, были основаны еще до того, как были составлены полные собрания хадисов (шесть достоверных сборников), которые появились только в конце 9, начале 10 веков.

3. различия в использовании дополнительных второстепенных источников фикха.

Например, принятие имамом Маликом обычаев жителей Медины в качестве источника мусульманского права не было признано большинством ученных. А принципы «истихсан» Абу Ханифы и «истисла» Малика были отвергнуты имамом Шафии.

Различные суждения существуют не только между мазхабами, но даже внутри правовых школ. Например, в мазхабе имама Ахмада все разногласия уложены в сборник из 12 томов под названием «Выбор перевеса в противоречиях».

Противоречия между учеными это естественное дело, и оно не должно переходить в религиозную неприязнь и вражду. Пример братства несмотря на различные мнения в наилучшей степени проявили наши праведные предки. Известно, что разные ученные молились друг за другом, несмотря на различные подходы к вопросам утраты омовения, чтения басмаллы и другим вопросам.

Как-то Ахмада ибн Ханбала, который считал омовение нарушенным при выходе крови, спросили: «Если у моего имама выйдет кровь, и он не совершит омовение, можно ли мне молиться за ним?» Он ответил: «А как же ты не будешь молиться за Саидом ибнуль-Мусайибом и Маликом!»

Разные точки зрения будут существовать всегда, и привести весь исламский мир к следованию одному мазхабу или одному ученому невозможно. Выход из этого лишь в воспитании «адабуль ихтиляф» (уважение к различным точкам зрения) и понимания неизбежности и естественности такого различия мнений. Важно также воспитание прочного братства, которое должно стать крепким стержнем, не позволяющим мелким противоречиям нарушить единство и сплоченность мусульманской уммы.

«И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для этих — великое наказание». (Сура 3, аят 105).

Когда один из халифов мусульман Абу Джа’фар предложил Малик ибн Анасу установить его мазхаб в качестве единственного и обязательного для всех, он отказался сказав: «Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разошлись по городам, и у каждого народа сформировалось свое понимание, и если ты попытаешься привить им одно мнение, будет смута».

Надо отметить, что случаи различного толкования слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, бывали и при его жизни, и посланник Аллаха с мудростью их разрешал. Однажды, отправляясь в поход против иудейского племени Бану Курайза, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел своим сподвижникам не совершать послеполуденную молитву (аср), иначе как на месте прибытия. В пути сподвижники поняли, что не успеют доехать к месту назначения до окончания времени молитвы. Одни из них, расценив слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, буквально, продолжили путь без молитвы, а другие, решив, что пророк да благословит его Аллах и приветствует, хотел лишь поторопить их и не желал бы пропуска молитвы, совершили ее в пути. Однако, пророк, мир ему, не порицал никого из них, хотя кто-то в любом случае совершил ошибку. Это говорит о том, что действие при иджтихаде не может быть греховным, а значит не должно порождать взаимную неприязнь.

Абу Са’ид аль-Худри рассказал: «Два человека (имеется в виду сподвижники) выехали в путешествие. Настало время молитвы, и поскольку у них не было воды, они совершили тайаммум. Затем, в течение времени той же самой молитвы, они нашли воду. Один из них повторил свою молитву с омовением, а другой нет. Когда они увидели Посланника Аллаха, то спросили его относительно надлежащей процедуры в таком случае. Он сказал тому, кто не повторил молитву: «Ты действовал согласно сунне и твоя молитва достаточна для тебя». Другому же он сказал: «Ты получишь двойную награду». (Абу Дауд и Ан-Наса’и)

Понимая неизбежность противоречий в религиозных вопросах, мусульмане должны также понимать приоритетность единства и братства над всем остальным в исламе. Необходимо объединяться на основе того, что ясно и несомненно для всех уверовавших, а мелкие вопросы могут обсуждаться в спокойной дискуссии ученых людей.

Известен случай, когда один из египетских ученых приехал прочитать лекцию в каком-то селении. В мечети между жителями села в это время разгорелся спор, который готов был вылиться в противоборство. Причина спора была в том, что часть мусульман считали, что таравих следует совершать в восемь ракаатов, а другие настаивали, что нужно делать двадцать. Разногласия имели место также по вопросу делать ли дуа после азана вслух или шепотом. Из-за разногласий джамаат разделился на два лагеря, каждый из которых отстаивал свою точку зрения.

Когда в селение прибыл ученый, жители решили обратится к нему по указанным выше вопросам, чтобы он разъяснил сколько ракаатов совершать и как читать дуа. Когда ему задали вопросы, и сообщили о конфликтах возникающих на их почве, он дал им ответ, который их удивил. Он посоветовал им вообще не совершать таравих в мечети и вообще не делать азан, совершая молитву без него. Таравих и азан — это сунна, пояснил ученный, а единство, которое вы нарушаете из-за разногласий в них — это обязанность. Лучше вообще оставить сунну, чем из-за нее нарушить обязанность.

Действительно, за что Аллах спросит больше, за то сколько ты делал ракаатов таравих, как ты совершал дуа вслух или шепотом, или же за единство и братство, которое Он установил и повелел сохранять.

«Держитесь за вервь Аллаха, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!». (Сура 3, аят 103).

«И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для этих — великое наказание». Сура 3, аят 105.

Единство — это то оружие, которое мусульмане должны противопоставить своим врагам. Поэтому верующим необходимо проявлять мудрость и осмотрительность, не поддаваясь на уловки шайтанов из джиннов и людей, желающих раздробить мусульманскую умму, чтобы потом уничтожить ее по частям.

«Скажи служителям Моим, чтоб говорили они то, что лучше. Поистине, меж ними Сатана желает несогласие посеять, а Сатана для человека — явный враг». (Сура «Ночной Перенос», аят 53).

Единство и братство — это те условия, которые Всевышний Аллах сделал обязательными для победы.

«Поистине Аллах любит тех, кто сражаются на Его пути (плотными) рядами, словно они единое здание» (Сура 61, аят 4).

Напротив, разобщенность и противоречия служат предпосылкой поражения.

«Он — тот, кто подкрепил тебя Своей помощью и верующими. И объединил их сердца». (Сура 8, аяты 62,63)

Да объединит Аллах сердца мусульман
И дарует им правильное понимание Его религии
И убережет их от поспешности и дарует им рассудительность

Идрис Магомедов, Аль-Азхар (Египет)

 

 

Смысл и условия свидетельства "Ла иляха илля Ллах"

Знай мой брат-мусульманин, что свидетельство "нет
достойного поклонения, кроме Аллаха" является ключом к вратам рая. Однако ключ
становится ключом только тогда, когда он имеет зубцы. Ключ с зубцами может
открыть дверь, а без них сделать это не удастся. Именно условия произнесения
свидетельства "нет достойного поклонения, кроме Аллаха" являются зубцами к ключу
от врат рая. Вот эти условия:


1. Знание смысла этого
свидетельства, который состоит в отрицании поклонения кому-нибудь, кроме Аллаха,
и утверждении Одного Аллаха в качестве объекта поклонения. Всевышний
сказал: "Узнай, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха"
(Мухаммад, 19). Только Аллах заслуживает поклонения на небесах и на земле.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Кто умер со знанием
того, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, тот попадает в
рай"
. (Этот хадис передал Муслим).


2. Убежденность, не допускающая сомнения. Это означает, что
человек должен твердо и без сомнения, верить в это. Всевышний сказал:
"Поистине, верующие - только те, которые уверовали в Аллаха и Его
посланника и затем не усомнились"
(аль-Худжурат, 15).
 
Пророк
(мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Свидетельствую, что нет
достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха. Любой раб,
встретивший Аллаха этими словами, безпрепятственно войдет в рай"
.
(Этот хадис передал Муслим).


3. Принятие сердцем и словесным
признанием этой формулы в ее полном смысле. Всевышний сказал о
язычниках: "Когда им говорили: "Нет достойного поклонения, кроме
Аллаха", - они превозносились и говорили: "Откажемся ли мы от наших богов из-за
безумного поэта?""
(ас-Саффат, 35-36). Пророк (мир ему и благословение
Аллаха) сказал: "Мне было приказано сражаться с людьми до тех пор,
пока они не скажут, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха. Тот, кто
скажет, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, убережет от меня свое
имущество и жизнь, если только Ислам не даст мне право посягнуть на них. А
отчитываться он будет перед великим и могучим Аллахом".
(Этот
хадис передали аль-Бухари и Муслим).


4. Повиновение и покорность тому,
на что указывает это свидетельство. Всевышний сказал: "С раскаянием
обратитесь к Господу вашему и покоритесь Ему"
(аз-Зумар, 54). Ибн Касир
писал, что это означает: вернитесь на путь своего Господа и покоритесь Ему.



5. Правдивость, которая исключает
лживость. Всевышний Аллах сказал: "Алиф. Лям. Мим. Думают ли люди, что
они будут оставлены в покое и не будут испытаны, если скажут: "Мы веруем"? Мы
испытали тех, которые были прежде них. Поистине, Аллах распознает тех, которые
правдивы, и распознает лжецов"
(аль-'Анкабут, 1-3). Пророк (мир ему и
благословение Аллаха) сказал: "Аллах запретил ввергать в ад каждого,
кто правдиво засвидетельствует, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, и
что Мухаммад - Его раб и Посланник".
(Этот хадис передали
аль-Бухари и Муслим).


6. Душевная чистота и искренность,
которые означают совершение любого дела с благим намерением ради Аллаха.
Всевышний сказал: "Им было велено лишь поклоняться Аллаху, искренне
обращая к Нему веру..."
(аль-Баййина, 5). Пророк (мир ему и
благословение Аллаха) сказал: "Моим заступничеством будут осчастливлены те,
кто от всего сердца искренне скажут, что нет достойного поклонения, кроме
Аллаха".
(Этот хадис передал аль-Бухари). Пророк (мир ему и благословение
Аллаха) сказал: "Аллах запретил ввергать в ад того, кто сказал, что
нет достойного поклонения, кроме Аллаха, стремясь к лику великого и могучего
Аллаха"
. (Этот хадис передал Муслим).



7. Искренняя любовь к этим
замечательным словам, их глубокому смыслу и значению, а также любовь к тем, кто
выполняет требуемые ими условия и действует в соответствии с ними, и ненависть
ко всему, что противоположно им. Всевышний сказал: "Есть среди людей
такие, которые придумывают равных Аллаху и любят их так"
. Пророк (мир
ему и благословение Аллаха) сказал: "Трое ощущают сладость веры: любящий
Аллаха и Его посланника больше всего на свете, любящий другого только ради
Аллаха и не желающий вернутся к неверию после того, как Аллах спас его от него,
также, как он не желает быть брошенным в огонь"
. (Этот хадис передали
аль-Бухари и Муслим). (Из книги "аль-Валя ва аль-Бара" Мухаммада Са'ида
аль-Кахтани).


8. Отрицание всех видов тагута.
Тагут - это любой объект поклонения, кроме Аллаха. Всевышний сказал:
"Кто не верует в ложных богов и верует в Аллаха, тот ухватился за
крепкую рукоять, которая не сломится вовеки"
(аль-Бакара, 256).


Свидетельствование, что нет достойного поклонения,
кроме Аллаха


Самым важным из пяти столпов, на
которых воздвигнут великий Ислам, является ”Шахада”: свидетельствование, что нет
достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Его (Ла илаха
илла Ллах Мухаммадан Расулу Ллах).


Всевышний сказал: ”Посему знай,
что нет достойного поклонения, кроме Аллаха”
. (Коран, Сура Мухаммад,
аят 19).


Аллах призывает всех прежде всего к
Единобожию, к тому, к чему стремился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение
Аллаха) и все предыдущие Пророки Всевышнего. Посланник Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха) сказал: ”Священны имущество и жизнь того, кто
сказал, что ”нет достойного поклонения, кроме Аллаха”
. (Об этом
рассказал Муслим). Смысл слов Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
заключается в том, что произнесение формулы свидетельства Единобожия
подразумевает отказ от служения чему-либо или кому-нибудь, кроме Аллаха! И такое
свидетельствование полезно в том случае, если Его произносят и практически
следуют ему в жизни.


Произнесение Свидетельства должно быть
программой и планом жизни, и только в этом случае человек предохранит себя от
мучений Ада. Простое повторение формулы единобожия не ставит человека в число
тех, кто выполняет миссию, возложенную на всех Единым Творцом. Между отрицанием
(нет) и утверждением (кроме) кроется суть поклонения. Говоря ”Нет”, мы ограждаем
Аллаха от того, чему поклоняются наши души, чувства, страсти; от лживых богов,
идолов, президентов, министров и т.д.; от соблазнов, корысти, славы,
властолюбия, тирании - от всего того, что недостойно поклонения. Словом ”Кроме”
мы делаем исключение: подтверждаем истинную действительность Великого Аллаха,
подтверждаем, что только Он над каждой вещью мощен.


Формула Единобожия представляет собой
целостный путь жизни, который осуществляется всеми видами служения и поклонения.
Она означает, что Бог Един, без сотоварищей, Первичный без начала, Вечный без
конца, Живой и Бессмертный; нет ничего подобного Ему, Он ни в чем не нуждается,
а в Нем, наоборот, нуждаются все; Он Всемогущий, Имеющий волю над добром и злом,
но Недовольный злом и не Любящий его.


Формула Единобожия - это признание того,
что Истинное Божество, достойное поклонения и служения, - только Один Аллах. Она
требует глубокого понимания Его смысла, понимания всего того, что несовместимо с
шариатом Ислама. Формула Единобожия перестает быть истинной, если мы отрицаем
атрибуты Аллаха, зафиксированные Кораном и Истинной Сунной. Аллах Един со всеми
Своими атрибутами, Он не похож на Свои создания. По этому поводу Аллах
сказал… Продолжение »

Братство в Исламе

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, верующие – братья». (Комнаты, 10).
Также, Всевышний Аллах сказал: «…и вы стали братьями по милости Его». (Семейство Имрана, 103).
Передают со слов Анаса что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе». аль-Бухари; Муслим.
Сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если встретишь мусульманина, то поприветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его приглашение; если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)». аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 925. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
От Ибн 'Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самые любимые люди для Аллаха - это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим - эта радость, которую ты приносишь мусульманину или помогаешь ему в беде или выплачиваешь за него долг или утоляешь его голод. И поистине, придти на помощь своему брату мусульманину в том, в чём он нуждается любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в Исламе), тому Аллах прикроет его наготу (т. е. скроет его недостатки и грехи), и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И того, кто вышел помогать своему брату мусульманину в его нужде пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот день, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мёд». Ибн Абу д-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. “Сахих аль-Джами” 176.
Субхана-Ллах, какой великий хадис!
Также от Абу Хурайры передаётся, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются грехи каждому рабу, ничему не поклоняющемуся на раду с Аллахом, за исключением такого человека, которого ненависть разделила с его братом. И тогда будет сказано: "Подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом!"» Муслим 2565.
Абу Хурайра рассказывал: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено мусульманину, прерывать отношения со своим братом (в Исламе) более чем на три дня! И тот, кто прервал отношения со своим братом свыше трёх дней и умер, войдёт в Огонь!»" Абу Дауд 4914, Ахмад 2/392. Хадис достоверный.
Субхана-Ллах, какой устрашающий хадис!
От ан-Ну'мана ибн Башира сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульмане подобны единому телу человека. Если глаз его поражает болезнь, это значит, что болеет всё тело, и если голову его поражает болезнь, это значит, что болеет всё тело». Муслим 2586.
Сообщается от 'Укъбы, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и не дозволяется мусульманину продавать своему брату вещь, в которой есть недостаток, если он не указал на него». Ибн Маджа 2/755. Хадис достоверный.
К огромному сожалению мало мусульман, кто следует этому наставлению в наши дни!
Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: "Три вещи обязательно принесут тебе любовь твоего брата: то, что станешь ты приветствовать его первым при встрече, и освобождать для него место в собрании рядом с собой, и называть его самыми любимыми для него именами".
Ибн Умар сказал: "Как-то раз одному из сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подарили овечью голову, и он сказал: «В ней больше нуждается такой-то из моих братьев», а тот человек послал эту голову другому, и люди пересылали её друг другу, пока эта голова, побывавшая у семи человек, не вернулась к первому".
Аллаху Акбар!
Али, да будет доволен им Аллах, сказал: "Поистине, я предпочитаю отдать двадцать дирхемов своему брату в Аллахе, чем раздать сто дирхемов в качестве милостыни нуждающимся".
Абу Сулейман ад-Дарани сказал: "Если бы весь мир этот принадлежал мне и я подарил его одному из своих братьев, то, поистине, посчитал бы я, что и этого для него мало!"
‘Ата сказал: "Разыскивайте братьев своих по истечении трёх дней: если они болеют, навещайте их, если их одолели заботы, оказывайте им помощь, а если они забыли (о вас), напоминайте им".
Мухаммад ибн Йусуф аль-Исфахани часто говорил: "Где найдёшь подобного праведному брату (в Исламе)? Члены твоей семьи поделят твоё наследство и будут благоденствовать благодаря тому, что ты оставишь, и один только он будет печалиться по тебе и думать о том, что ты сде¬лал при жизни и к чему ты пришел, и обращаться к Аллаху с мольбами за тебя во мраке ночи, когда ты будешь лежать в земле".
Такими были саляфы, да будет доволен ими Аллах, которые воплощали в жизнь веления Всевышнего и Его пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Прошу Аллаха даровать нам такое же братство, какое было у них!
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», - и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» Муслим 2564.

Бесплатный хостинг uCoz