Шелковый путь |
Законодательством ряда стран за производство и распространение наркотиков предусмотрена смертная казнь. Власти королевства Саудовской Аравии не любят тянуть с приведением приговора в исполнение. Система апелляций здесь практически не действует, и это считают наиболее эффективным средством в борьбе с распространением наркотиков. Казнь проходит обычно в наиболее многолюдных местах, присутствие женщин поощряется. Такая норма введена даже в законодательства ряда стран. Например, в Иране: ст. 4 Закона "О борьбе с употреблением наркотиков" указывает на то, что казнь целесообразно совершать в общественных местах. По этому же законодательству у приговоренного к пожизненному заключению или смертной казни конфисковывается имущество за исключением совсем незначительной части. В ряде государств получили распространение и телесные наказания, главным образом бичевание. Оно, как правило, является дополнительным наказанием к пожизненному заключению, срочному лишению свободы или штрафу. Леонид Шершнев: «Настало время окончательно разоблачить политику НАТО»
Видео продакшн «Новое время» 25 мая В Москве прошла крупнейшая научно-практическая конференция «НАТО: мифы и реальность. Уроки для России и мира», гости и участники которого, зарубежные и российские эксперты, провели независимый анализ целей и задач, стратегии и тактики, текущих операций и планов Альянса с учетом исторического контекста. Значительная часть информации, представленная в докладах, прозвучала в России впервые. Вероника Крашенинникова, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив: Мы собрались в важный исторический момент. Только что вступил в должность президент Путин. Очередной саммит НАТО, который через несколько дней начинается в Чикаго, нанесет новый удар по суверенным интересам многих государств. И сегодня мы представим ту информацию, которую информационное бюро НАТО в Москве вместе с провашингтонским и пронатовским лобби здесь не желают раскрывать. Но в демократическом государстве решения должны приниматься на основе всей полноты информации, и об истиной сущности НАТО должны знать все. И те, кто работает в государственных органах власти, и эксперты, и рядовые граждане, которых заботит судьба государства. Наша задача сегодня — сорвать красочную информационную обертку и представить сущность НАТО такой, какая она есть. Сергей Михеев, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России: На мой взгляд, ситуация, которая складывается в последние два десятилетия в мире и та роль, на которую НАТО претендует в этом раскладе сил, достаточно тревожная. Конечно, возможно, я скажу банальные вещи, но тем не менее. НАТО в последние годы откровенно пытается подменить собою Организацию Объединенных Наций. Да, ООН далеко не идеальная организация, никто не в восторге от ее работы. Тем не менее ООН – это все же консенсус всех государств мира. НАТО – это военная организация группы наиболее развитых стран. И тем не менее этого слишком мало для того, чтобы представлять интересы всего мира. Так вот, в последние два десятилетия НАТО совершенно откровенно пытается подменить собою все мировое сообщество и радикально перестроить всю систему международного права и систему принятия политических решений в мире, по сути возвращая мир в состояние, в котором прав тот, кто сильнее. По сути, везде, где появляется НАТО, не появляется ни стабильности, ни процветания, ни мира. НАТО решает свои собственные проблемы в разных уголках мира, при этом абсолютно не обращая внимание на то, какие побочные последствия для тех, кто проживает в этом регионе, несут ее действия. Леонид Шершнев, президент Фонда национальной и международной безопасности: Конечно, настало время, когда действительно нужно окончательно разоблачить политику НАТО, разбить вот эти все мифы, мифологемы натовские, и, собственно говоря, определиться с судьбой этого блока, что он несет человечеству, какие угрозы создает, сколько мы можем и сколько человечество может эти угрозы терпеть, сколько человечество может тратить ресурсы свои на войну и на подготовку к войне. И, в конце концов, доколе натовцы, доколе США и западная цивилизация будут пытаться внедрять свои ценности другим народам и государствам? Саммит НАТО: анализ повестки дня и исторический контекст. Альфред Росс, президент Института исследований демократии (Нью-Йорк, США): Для меня особая честь присутствовать здесь и иметь возможность высказаться по продлению отношений между Россией и НАТО. 9 мая президент Путин заявил, что именно наша страна приняла на себя главный удар нацизма, встретила его героическим сопротивлением, прошла через тяжелейшие испытания и определила сам исход той истории, сокрушила врага и принесла освобождение народам всего мира. Советский Союз разгромил нацистов в битвах под Сталинградом и Курском, оставалось только ликвидировать само нацистское государство, дойдя до Берлина. Это обязательно бы привело к освобождению прогрессивных сил в Европе, возглавлявших сопротивление нацистскому террору. Эти силы неизбежно бы стали противником экономических и политических кругов, развязавших эту войну, а также еще одного государства по ту сторону Атлантики, оказывающего огромное влияние на их жизни. Высадка американцев в Нормандии стала сигналом к тому, что процесс освобождения этих сил возможно остановить, что США смогут создать в Западной Европе структуру, которая позволит американцам построить здесь военный аванпост и добиться мировой гегемонии. В 1947 году президент и правительство США показали свое презрение к демократии как внутри своей страны, так и за ее пределами, издав правительственный указ №9835, положивший начало федеральной программе лояльности и запугивания американцев. Затем последовала доктрина Трумэна по вмешательству в демократические процессы Греции и Турции, а к декабрю 1947 года был принят указ, предписывающий ЦРУ и США сорвать первые выборы в Италии в апреле 1948 года, чтобы итальянские антифашисты не смогли прийти к власти в стране. Проведение США операции «Гладио», о которой мы говорили на первом заседании, было хорошо обдуманным ходом, позволяющим сделать из Западной Европы надежную стартовую площадку, а правительства этих стран заставить проводить политику, враждебную СССР и странам Организации Варшавского договора, а также антиколониальным, антирасистским и антиимпериалистическим движениям во всем мире. НАТО создавалось против России, а также народов Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии. В результате был сформирован самый протяженный в истории военный фронт, он проходил через Эстонию, Румынию, Болгарию, Грецию и Турцию до Центральной Азии, до Кыргызстана и границы Китая. Недавно военным плацдармом Альянса была объявлена и Северная Африка. Леонид Калашников, первый заместитель председателя Комитета по международным делам, депутат Госдумы: Прежде всего начну с того, что часто говорят о том, что нас с США разделяет. И это немало. Что же все-таки объединяет, что общего нам удалось с ними особенно за последние так называемые перезагрузочные годы достичь. Когда говорят о последних перезагрузочных успехах, то чаще всего вспоминают так называемый пражский договор СНВ-3, который мы заключили между Медведевым и Бараком Обамой, и потом ратифицировали у нас в Государственной Думе и в Сенате США. И второе — это афганский транзит, который сегодня грозит превратиться еще и в создание определенного перевалочного пункта, который чаще называют транзитным пунктом в Ульяновске. А по классификации НАТО это нечто иное, все-таки как тыловая военная база. Так вот, когда мы говорим об этих двух якобы успехах, мы должны понимать, что это на самом деле мины, которые заложило в том числе и некоторое российское руководство под то, что нас сегодня кардинально разделяет. Я имею в виду прежде всего систему создания противоракетной обороны в Европе и, в общем-то, глобальной системы ПРО. Когда мы обсуждали договор СНВ-3, ратифицируя его, мы говорили о его немалых недостатках, отмечая фактически в качестве одного из достоинств лишь взаимный контроль. Некоторые говорили о том, что у нас и так стареет баллистическое оружие. И его и мало, и у Америки больше, что являлось дополнительным аргументом. Чаще всего мы говорили о том, что мы с вами уподобимся тому самому игроку, который играет с шулером в казино, который заплатит, при этом проиграв, а потом начнет кричать, что его обманули. Прошло почти два года, и мы начинаем об этом действительно кричать. Альгирдас Палецкис, председатель Социалистического народного фронта (Литва): Вообще-то НАТО создавалось с таким лозунгом, по-английски он звучал так: «Иметь придавленную Германию низко, американцев внутри, русских – вне». Малые страны вообще не упоминались. И, к сожалению, продолжается до сих пор эта традиция. Да, у нас опыт есть, уже восьмилетний, и как раз о нем я хотел сегодня рассказать. С момента крушения СССР элиты Латвии, Литвы и Эстонии, будучи под четким руководством влиятельных пронатовских кругов, начали политику полной интеграции этих стран именно в НАТО. И чтобы понять, почему это произошло и как это произошло, очень короткий экскурс в историю. Три балтийские страны, к сожалению, ввиду своих малых размеров не влияли особенно на международные отношения, во всяком случае в новейшей истории. И они были восприняты после Первой мировой войны как государства, которые должны были сдерживать советскую Россию. И они были фактически между двумя войнами протекторатом западных стран. И из них самая влиятельная, конечно, была Германия. И несмотря на то, что в 1933 году пришли нацисты, в странах Балтии были уже профашистские режимы. В 1926 году в Литве произошел профашистский переворот, в 1934-1936 годах, соответственно, в Латвии и в Эстонии. Конечно, эти правители-автократы видели в Германии своего большого союзника, именно в это время росли большие неофициальные и официальные контакты с Германией. Дебаты внутри балтийских стран по поводу того, стоит или не стоит вступать в НАТО, были заглушены в самом начале при помощи простых методов: надо было создать образ агрессора, жертвы и спасителя. СМИ сумели внедрить в сознание населения следующую формулу: Россия является извечным врагом стран Балтии, эти страны не раз становились жертвами агрессии, а НАТО именно и есть спаситель. НАТО и наркотики: борьба или намеренное попустительство? Вероника Крашенинникова, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив: Борьба с наркотиками США и НАТО: является ли это намеренным попустительством? Пожалуй, миф о совместной борьбе против общих «угроз» (я беру это в кавычки) — это один из наиболее раздутых и распространенных мифов, которые были сделаны в Вашингтоне и переняты нашими кругами. Семен Багдасаров, член Центрального совета партии «Справедливая Россия»: Нам нельзя помогать Северному альянсу, потому что создавалась абсурдная ситуация. Я часто говорю: сколько российских бойцов погибло от пуль талибов? Ни одного. Сколько погибло после вывода советских войск из Афганистана? Вспомните 12-ю заставу и участие в ней бойцов Ахмад Шаха Масуда из подразделения Кази Кабира. И всегда у меня есть фотография, где я демонстрирую присутствие Ахмад Шаха с Кази Кабиром. Тогда, пользуясь лоббированием узбекских и таджикских псевдосоюзников, в Москве приняли обратную ситуацию и активно помогали Северному альянсу, и в результате мы получили то, что мы получили. Я часто приводил пример, что впервые в 1929 году советские войска вошли в Афганистан, но они помогали тогда пуштунам вернуть свою власть, которая тогда была захвачена таджиками, и установить то, что они установили, в обмен на то, чтобы они не вмешивались во внутренние дела советской России в Туркестане. После этого режим как только не назывался, но нам было все равно. Мы сейчас также находимся на перепутье. Мы говорим, в Афганистане есть терроризм. А кто такой — терроризм? Это талибан, разные шуры и т. д. И есть хорошие товарищи в лице господина Карзая и его окружения, а также афганской армии, где 70% — это бойцы Северного альянса, которым надо помогать, потому что им помогают и американцы, и мы, и все мировое сообщество. Это является абсолютно ложным постулатом. Я вам скажу — в той же войне 90-х годов мне часто приходилось участвовать в совещаниях в том числе и в Ташкенте, где узбекское и таджикское руководство находилось в панике: что будет, если движение «Талибан» выйдет на границу с Узбекистаном и с Таджикистаном? Все, паника. А я говорил: что произошло, когда «Талибан» вышел на туркмено-афганскую границу? Ничего не произошло. Мирное существование, все там было нормально. Руководитель и президент Туркменистана Сапармурат Ниязов-Туркменбаши наладил с ними нормальные отношения и все было прекрасно. Не надо вмешиваться во внутренние дела Афганистана. Почему кто-то в России, в Европе, в США вырабатывают какую-то программу для Афганистана, и говорят, что вы должны жить вот по такой схеме? Почему вы считаете, что афганский народ сам не в состоянии этого делать? Поэтому когда мы говорим по поводу того, что сделать, чтобы опиума было меньше, то в первую очередь оттуда должны выйти все иностранные войска. Во-вторых, дать афганцам возможность самим разобраться в своих делах. Да, на это уйдет 5-6 лет, это будет тяжело, но режим устоится такой, какой он устоится. И когда это произойдет, мировое сообщество не должно вмешиваться, оно должно оказывать гуманитарное содействие афганскому населению. Если нас, РФ, где 100000 человек умерло от наркотиков, от афганских опиатов, это волнует, то почему мы не контактируем с движением «Талибан», не добиваемся решения двух вопросов, чего уже, собственно, добивались: первое — о том, что движение «Талибан» не будет вмешиваться во внутренние дела соседних государств, входящих в ОДКБ, в частности, Таджикистана; и второе — что они покончат с наркотиками? Они готовы дать это заявление, они готовы дать эти уверения. Так почему же мы вместо этого помогаем американской стороне транзитом, участвуя в войне в Афганистане? Это очень важный вопрос. Второй вопрос: это может привести к тяжелым последствиям для России, еще большим, чем наркотики. Александр Князев, старший научный сотрудник института востоковедения РАН: Говорить отдельно о связи деятельности НАТО с наркотрафиком в Афганистане и в Средней Азии несколько проблематично, поскольку политика совокупного Запада в этом регионе носит комплексный характер. Это не только НАТО, это и деятельность отдельных государств, это деятельность отдельных международных организаций. Я бы назвал ОБСЕ, Европейский союз, НАТО, само собой и ряд других. Поэтому в своем выступлении я буду говорить в целом об этой комплексной политике, акцентируя отдельно внимание там, где это необходимо, на НАТО. Короткий экскурс в историю наркопроизводства в регионе. До 80-х годов наркотики, опиаты в Афганистане производились ровно в тех же объемах, в каких они производились в то же время в советской Средней Азии: в Таджикистане, Узбекистане или в Киргизии. У каждого уважающего себя сельчанина в Киргизии и в Таджикистане в огороде росло несколько кустиков опиумного мака, использовавшегося в медицинских целях: зуб заболел, желудок заболел и т. д. И никогда до этого Афганистан не являлся каким-то мощным экспортером этой продукции. Если посмотреть сводки НКВД и еще ОГПУ 20-30-х годов, то, скажем, на туркменском участке среди задержанной контрабанды преобладает по статье опиатов, по статье опиума и терьяка персидский, то есть иранский опиум, а не афганский. Массовое производство наркотиков относится к 80-м годам. Наверное, многие из присутствующих знают эту историю, я в двух словах ее обозначу. Когда примерно в 1982-1983 годах некоторые из отрядов афганских моджахедов на тех территориях, которые они контролировали, начали выращивать опиум в товарных количествах, был небольшой конфликт между ЦРУ, с одной стороны, и американским агентством по борьбе с наркотиками, с другой стороны, когда наркоборцы выступали против, а ЦРУ поддерживало эту инициативу, полагая, что таким образом, во-первых, отряды моджахедов частично перейдут на хозрасчет, будут окупать свою активность; с другой стороны, эти наркотики (тогда это уже было понятно) станут дополнительным оружием против противника как некий разлагающий фактор. Объемы были небольшие. За весь период присутствия советских войск было несколько крупных операций совместно с афганскими вооруженными силами тогдашнего афганского правительства, но это буквально разовые операции, поскольку явление не имело массового масштабного характера. Массовое производство наркотиков начинается в 90-е годы при талибах. Каким образом участвует совокупный Запад в этой сфере? Инструментами текущего порядка является целый ряд программ. Вообще эта деятельность носит в большей степени программный характер. Среди таких программ можно назвать известную программу «Сарекс». И я бы даже выделил отдельной строкой программу по реформированию границ, которую реализует Евросоюз, под названием БОМКА. Все эти программы — их много еще других: и уже упоминавшееся «Партнерство ради мира», и многие другие. Они носят характер, направленный на реформирование силовых, правоохранительных и специальных органов, ведомств, стран Центральной Азии. Результатом этой деятельности является следующее. Поскольку общества традиционные, вышедшие из достаточно жесткого авторитарного иерархизированного советского прошлого, то эта их активность, даже если она, может быть, я допускаю, в каких-то отдельных локальных случаях носит и благой характер, направленный на достижение позитивного результатов, тем не менее она приводит в первую очередь к разложению силовых правоохранительных и специальных структур и, во-вторых, к максимально недопустимой прозрачности в деятельности этих структур. Результаты? Очень ярким результатом являются события в Киргизии 2005 года, когда киргизские силовики заявляли о том, что они не будут применять оружие против собственного народа, это и есть результат разложения силовых структур. Люди, которые захватывают здания прокуратур, судов, здания органов внутренних дел, сжигают архивы, следственные дела, эти люди народом, вероятно, именоваться не могут. Для того и существует милиция, спецслужбы, армия, чтобы поддерживать жизнеспособность и эффективность государства. В Киргизии реформирование периода 1991 – 2005 годов этих структур шло при содействии: там участвовала, в частности, по линии спецслужб и была партнером германская БНД, другие европейские и американские структуры по линии НАТО — они добились того, что эти структуры оказались просто недейственными. То есть ни одна из силовых структур тогдашней Киргизии не оказала ни малейшего сопротивления, ни сделала ни малейшей попытки для того, чтобы защитить государство как институт. Какую позицию при этом занимали США? Я думаю, что США в лице тогдашнего посла, курировавшего всю эту работу, господина Стивена Янга, прекрасно понимали, кого они приводят к власти. Еще в период президентства Аскара Акаева на брата ставшего президентом Курманбека Бакиева Жаныша Бакиева поступали оперативные материалы из Службы национальной безопасности о том, что он курирует одну из веток тогдашнего наркотрафика. При Акаеве (я могу сказать, я занимался этой тематикой определенно) - наркотрафик не был монополизирован, он был разделен между несколькими преступными группировками, и одну из них курировал брат будущего президента Курманбека Бакиева. Приход Бакиева означал следующее: на протяжении примерно полутора лет — серия политических убийств. Убиты лидеры конкурирующих группировок — и к 2009 году весь наркотрафик, проходящий через Киргизию — я его назвал бы не просто афганским, а афганско-киргизско-таджикским наркотрафиком — был монополизирован семьей президента. В 2003 году, вероятно, под кураторством нашего уважаемого господина Пино Арлакки, когда он работал в ООН, в Киргизии было создано агентство по контролю наркотиков, которое, несмотря ни на что, работало сравнительно эффективно до 2009 года и финансировалось через структуру ООН американцами. К лету 2009 года американцы, когда им удалось достичь полного взаимопонимания с семьей Бакиева (я напомню, в июне 2009 года было подписано соглашение о преобразовании, и можно не лукавя сказать о переименовании американской военной базы в аэропорту Манас в центр транзитных перевозок), взаимопонимание было достигнуто, можно вспомнить известное высказывание о никарагуанском диктаторе Анастасио Самосе о том, что «он сукин сын, но наш сукин сын». И, я думаю, к Бакиеву, с точки зрения американцев, в тот период это было вполне применимо — взаимопонимание было достигнуто, США сделали заявление о том, что они не будут финансировать далее деятельность агентства по контролю наркотиков. Инициативу попыталась перехватить российская сторона. Россией было заявлено о том, что она берет на себя финансирование деятельности этого агентства. В июле 2009 года в Киргизии на Иссык-Куле состоялось совещание руководителей антинаркотических служб стран СНГ, на которое директор ФСКН Виктор Петрович Иванов приехал с готовым межправительственным соглашением, подписание которого было полностью сорвано киргизской стороной. Этот промежуток временис лета 2009 года и до апреля 2010-го, когда Бакиев был свергнут, в Киргизии вообще никто борьбой с наркобизнесом и с наркотрафиком не занимался. Иран и Афганистан в планах США и НАТО: следствия для евразийского проекта России. Леонид Шершнев, президент Фонда национальной и международной безопасности: И Иран, и Афганистан являются нашими естественными и истинными союзниками. Уже длительное время они противостоят главному противнику России и мирового сообщества, озабоченного выживанием человечества. От исхода этого противостояния во многом будет зависеть судьба России, конфигурация передела мира. Иран и Афганистан непосредственно примыкают к странам СНГ и оказывают заметное влияние на Кавказский и Среднеазиатский регионы, особенно на ситуацию на Каспии, где открыты мировые запасы нефти и газа. Поэтому мы не можем оставаться равнодушными к тому, что происходит и в Иране, и в Афганистане, и вокруг них. 11 лет продолжается оккупация Афганистана американо-натовскими войсками. США угрожает войной Ирану, рискуя ввергнуть мир в вооруженное, даже ядерное противостояние. Против Ирана осуществляются разного рода санкции. Наш прямой долг — оказать всестороннюю помощь, включая военно-техническую, Ирану и Афганистану для защиты их суверенитета и независимости, обеспечение безопасности. На мой взгляд, оценка Россией и ее реакция на действия США и НАТО против Ирана и Афганистана является непоследовательной, противоречивой, а порой и ущербной. Так, 11 апреля сего года президент Путин, отчитываясь перед депутатами Государственной Думы еще как премьер-министр, фактически оправдывал оккупацию Афганистана американо-натовскими войсками и оказываемую нашей страной помощь натовцам. «Если западное сообщество и НАТО (это его слова) держат там ситуацию под контролем, выполняют там нашу работу, иначе нашим солдатам пришлось бы воевать на таджикско-афганской границе». Более того, Путин сказал, что «мы с вами заинтересованы в присутствии американо-натовцев в Афганистане, и надо помогать им решать проблему стабилизации ситуации в этой стране», что, дескать, полностью соответствует национальным интересам России, РФ и нашего народа, если дословно цитировать. Нельзя не согласиться с ним только в том, что надо действительно считаться с реалиями, то есть идти на компромиссы. Глубоко убежден, что партнерство США и НАТО в связи с Афганистаном противоречит национальным интересам России. Проамериканская позиция Москвы в этом вопросе усугубляет обстановку в регионе, ослабляет, дискредитирует Россию, убеждает обывателя в том, что наша политика полностью подчинена вашингтонскому обкому. Для США очень важно сохранить в этом районе Евразии свои фронт-посты. Повторим: следует принять Иран и Афганистан в Шанхайскую организацию сотрудничества сначала в качестве наблюдателей, а затем и полноправных членов. ШОС призвана оказать решающее содействие мирному восстановлению Афганистана и в обеспечении региональной безопасности. Нам нельзя доверять США и НАТО безопасность в регионе, это дело самих государств, расположенных в нем. Надо объединить усилия России, Китая, Индии, Пакистана, других соседних государств в оказании всемерной помощи Афганистану, чтобы общими усилиями вывести страну из бедности и неграмотности. Халил Хашмат, председатель правления Фонда содействия укреплению дружбы и сотрудничества с Афганистаном: С Леонидом Ивановичем я согласен, что реальная работа строительства будущего Афганистана требует реальных действий. Не так просто американцы объявляют каждый раз, что каждый афганец может получить по $220 000 в год, приехав и осуществив кое-какие дела. Я называл, какие дела они осуществляют. Это все и есть реальная работа. Я думаю, что будущая организация, которую мы создаем, фонд, звучит так, что некоторые думают, что если фонд, то это экономическая организация. У нас не экономическая организация, но реально у нас есть потенциал из числа тех афганцев, которые обучались в вузах СССР и в российских вузах, специалисты, они работают в России не по специальности, как говорится, на базарах работают. И их можно собрать и туда отправить. Это действительно потенциал, они специалисты и могут работать в Афганистане. Такие примеры можно приводить и реально можно работать. Есть такой потенциал. То же самое в организации содействия ШОС. Мы тоже отправили свои пожелания и содействие, что афганцы имеют огромный потенциал и врачей, и строителей, можем посодействовать тоже. Подведение итогов. Сергей Михеев, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России: Основным выводом всего того, что было услышано, на мой взгляд, является необходимость еще один раз задуматься над тем, как же устроен сегодняшний мир и какова наша роль в нем, как нас играют и как мы можем играть. Что касается НАТО, то я думаю, что крайне осторожно надо относиться ко всем проектам, которые инициирует эта организация, в которой нас, в том числе здесь, в России, призывают участвовать. Это один из основных выводов, потому что, конечно, пора уже заканчивать с этим, знаете, перестроечным наивным полуидиотизмом разлива 90-х годов, когда мы просто-напросто потребляем пиар-продукцию большого блока и выдаем ее за чистую монету, при этом убеждаем друг друга в том, что это, на самом деле, так. Надо отличать пиар-продукцию от реальности. Леонид Шершнев, президент Фонда национальной и международной безопасности: Эта встреча наша, это обсуждение ко многому обязывает. Важно сейчас каким-то составом — пусть, Вероника, мы вместе подумаем — обобщить все, что мы сегодня слышали, что мы сегодня увидели, и выработать какие-то свои рекомендации для нашего руководства, для общественных организаций с тем, чтобы это было нашим практическим участием в этой большой политике. |
Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с наркотизмом в Йеменской Республике и Саудовской Аравии :АР Материал(ы):
|
За воровство, контрабанду, употребление наркотиков и алкоголя, гомосексуализм, умышленное убийство и прочие тяжкие преступления наказания жесткие - от отрубания конечностей до обезглавливания. Саудовская Аравия - единственное государство в мире, где до сих пор применяется публичная казнь через обезглавливание. Трансляция этой "процедуры" идет по всем общенациональным телеканалам. Довольно жесткие нормы наказания и за более "мелкие" нарушения канонов ислама. Правовая система. Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы. Основной чертой мусульманского права является тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предписаниями ислама. Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многим вопросам личного статуса) и территориального принципов применения. Мусульманская юриспруденция выделяет четыре основных источника права – Коран, сунна пророка (изречения пророка или рассказывающих о его поступках), иджма (единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной) и кияс (умозаключения, сделанные по аналогии). В юридическом смысле ведущим формальным источником мусульманского права традиционно являлась доктрина (фикх) - произведения выдающихся мусульманских юристов, представляющих различные школы доктрины. Мусульманское право иногда отождествляют с шариатом. Однако эти понятия полностью не совпадают, поскольку шариат наряду с правилами внешнего ("практического") поведения включает основы религиозной догматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульман. В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено «Основным низамом о власти», в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и сунна. Власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами. С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы. Третий элемент - нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норм мусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней относится Совет крупнейших улемов, возглавляемый генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролю за соблюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов состоит из 20 улемов - высших религиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право, фактически создавая новые правовые нормы. Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца, прежде всего, в сфере делового оборота, финансов, банковского дела, изобретательского и авторского права. Гражданское и смежные с ним отрасли права. В области гражданского права центральная роль принадлежит мусульманскому праву и низамам (актам), не противоречащим положениям шариата. Мусульманское право весьма строго охраняет право частной собственности, устанавливает принцип святости заключенного договора. В то же время оно запрещает взимание процента по денежным ссудам. Однако, этот запрет обходится на практике. Например, представлением кредитору имущества, дающего доход. Возмещение вреда, причиненного личности, основано на общем принципе "выкупа за кровь". По вопросам личного статуса продолжают применяться некодифицированные положения мусульманско-правовой доктрины, закрепляющие полигамию, главенствующую роль мужа в брачно-семейных отношениях. Консервативные нравы общественного строя в жизни женщин Саудовской Аравии проявляются не так уж и редко. В 2007 году апелляционный суд Эр-Рияда оставил в силе принятое в октябре 2006 года решение суда низшей инстанции о разводе супружеской пары вопреки ее воле. Фатима была разлучена со своим мужем, с которым прожила четыре года, по требованию ее двоюродных братьев. Они обвинили его в том, что во время сватовства он обманул семью невесты, скрыв тот факт, что происходит из более "низкого рода". В Саудовской Аравии в прошлом "низшими" считались кочевые племена, не имевшие собственных земель. Супруги отказались выполнять решение суда и были посажены в тюрьму, в которой Фатима с годовалым сыном остается и по сей день. Она отказывается покидать тюрьму, так как в этом случае ей придется возвращаться в дом своих братьев. Женщина в Саудовской Аравии, в каком бы возрасте она ни была, обязана иметь официального "опекуна", которым является либо ее муж, либо кто-то из родственников-мужчин. История с разводом Фатимы вызвала в Саудовской Аравии широкий общественный резонанс. Но ни мнение прессы, ни доводы многих священнослужителей и правоведов не повлияли на решение суда. Развод был окончательно утвержден в связи с "несоответствием происхождения" супругов. Фатима с сыном остается в тюрьме. Общаться с мужем и находящейся на его воспитании двухлетней дочерью тюремные власти ей не позволяют. И счастливого конца у этой истории пока не видно. В 2007 году 19-летняя жительница Саудовской Аравии, жертва изнасилования, была приговорена судом к 200 ударам плетями и шестимесячному заключению в тюрьме. При этом министр юстиции страны назвал решение суда справедливым, так как эта женщина, ставшая жертвой изнасилования, находилась в машине с мужчиной, не являвшимся её родственником. Многие страны, особенно западные, осудили такой вердикт саудовского суда. В частности, кандидат в президенты США Хиллари Клинтон вступилась за изнасилованную женщину. Выяснилось, что мужчина оказался приятелем девушки, но насильником был вовсе не он. Автомобиль с молодыми людьми остановила группа парней из семи человек, после чего сидевшие в машине подверглись изнасилованию. В ходе следствия четырёх участников банды признали виновными по статье о похищении людей. Но жертвы тоже не остались безнаказанными. Обоих приговорили к 90 ударам плетями каждому за "незаконные отношения". Немного позже судом было ужесточено наказание за действия 19-летней девушки - 200 ударов плетями, а также тюремное заключение сроком на полгода. Девушку в суде никто не защищал. Дело в том, что адвоката, вызвавшегося защищать правонарушительницу, не допустили в зал суда, а затем и вовсе лишили лицензии на адвокатскую деятельность. Имя девушки не разглашается, однако людская молва в Саудовской Аравии присвоила ей прозвище "девка из Катифа". Уголовное право в Саудовской Аравии остается в целом некодифицированным и применяется преимущественно в форме традиционной мусульманско-правовой доктрины. Наряду с ней действуют также принятые государственными органами нормативные акты. Мусульманские правоведы разработали классификацию правонарушений, в основу которой положены два основных критерия - степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. С учетом этого все правонарушения подразделяются на 3 группы. Первая включает преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на "права Аллаха" (т.е. интересы всей мусульманской общины) и наказываются точно определенной санкцией - хадд (худуд). Вторая объединяет преступления, которые также влекут фиксированное наказание (кисас), но нарушают права отдельных лиц. Наконец, третью группу составляют все иные правонарушения - тазир, которые наказываются не жестко установленной санкцией и затрагивают как "права Аллаха" (к ним относят нарушения всех религиозных обязанностей), так и частные интересы. В 2005 году суд Саудовской Аравии приговорил учителя химии Мохаммеда Саламу аль-Харби к 750 ударам палкой и 40 месяцам тюрьмы по обвинению в богохульстве. Он обсуждал с учениками Библию, защищал евреев и насмехался над Кораном. В свою очередь судья Абдулла Дахил обвинил М.Салама аль-Харби в том, что он "пытался посеять сомнения в душах студентов". Между тем активисты правозащитной организации "Human Rights Watch" заявили, что мужчина всего лишь делился с учащимися своими взглядами на христианство, иудаизм и причины терроризма. К категории хадд относятся такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт. Преступлениями категории кисас (возмездие) считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Все остальные правонарушения относятся к категории тазир. Считается, что государство вправе по своему усмотрению установить санкции за эти правонарушения. Это открывает возможность принятия современного законодательства, не затрагивающего первые две категории преступлений. В стране принят ряд низамов (актов), которые рассматриваются в качестве актов, фиксирующих наказание тазир за те преступления, в отношении которых шариат предусматривает точные неизменные меры ответственности. Это акты об ответственности за гомосексуализм, подделку документов, фальшивомонетничество, коммерческие злоупотребления и мошенничество, взяточничество. В соответствии с принципами мусульманского права установлена особо строгая ответственность за выступление против главы государства. Основанное на шариате уголовное право Саудовской Аравии распространяется и на немусульман, в том числе иностранцев. Известно немало случаев наказания иностранцев за преступления категории хадд и кисас. Система наказаний в уголовном праве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания. Смертная казнь в Саудовской Аравии применяется достаточно широко за ряд преступлений категории хадд (разбой, внебрачные половые отношения, вероотступничество, бунт), умышленное убийство (преступление категории кисас), а также за отдельные преступления категории тазир (например, хранение, распространение и изготовление наркотиков). Приговоры исполняются публично путем отсечения головы мечом или забрасывания камнями (за внебрачные половые отношения). Смертная казнь за умышленное убийство применяется по требованию родственников потерпевшего, которые могут заменить это наказание на "выкуп за кровь" (дийя). Право на такой выбор имеют только мужчины - наследники убитого. Размер полного "выкупа за кровь" в случае умышленного убийства в настоящее время он составляет 45 тыс. риалов. За телесные повреждения различной тяжести предусмотрена выплата потерпевшему определенной части данной суммы. Телесные наказания применяются за некоторые преступления категории хадд. Например, за употребление алкоголя или наркотиков предусмотрено наказание в виде 80 палочных ударов. Наибольшее число ударов кнутом, к которым приговорили осуждённых в случаях, известных Amnesty International, достигало 7000. В октябре 2007 года суд в городе Эль-Баха назначил это наказание двум мужчинам, признанным виновными в содомии. Помимо обычных (болезненных), применяются и членовредительские наказания. Так, кража, отвечающая всем установленным мусульманско-правовой доктриной критериям, наказывается отсечением руки. В 2007 году в Саудовской Аравии предлагали сажать в тюрьму хакеров, а заодно и тех, кто слишком увлекается фото- и видеосъемкой с помощью мобильных телефонов. В новом законе «О преступлениях в сфере информационных технологий» за подобные деяния предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком от 1 года и штраф в размере 500 тысяч риалов (133 тысяч долларов США). В новом законе съемка мобильным телефоном или другим подобным устройством фактически приравнивается к киберпреступлениям, таким, как например, взлом интернет-сайта. В первую очередь речь идет о фотографиях, сделанных, чтобы публично высмеять, оклеветать или оскорбить человека. Авторы законопроекта утверждают, что за подобные вторжения в частную жизнь необходимо предусматривать суровые наказания. Оснащенные камерами мобильные телефоны вообще не вызывают одобрения у религиозных лидеров Саудовской Аравии. И это несмотря на это, мобильники последних моделей и другие гаджеты там очень распространены, особенно среди молодежи. Власти Саудовской Аравии также жестко контролируют использование интернета и нередко блокируют пользователям доступ ко многим сайтам порнографического и политического характера. А некоторые форумы сторонников либеральных реформ и прочих "вольнодумцев" вовсе закрыли. Уголовный процесс в Саудовской Аравии в целом основан на нормах мусульманского права, закрепленных низамами (актами). Вслед за шариатом эти акты не проводят четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Характерной чертой применяемых в Саудовской Аравии правил уголовного процесса является сохранение системы формальных доказательств и частно-искового обвинения по ряду тяжких преступлений (например, по убийству). В качестве доказательств приоритет отдается свидетельским показаниям и признанию обвиняемого. Обвинение (исковое требование) должно быть подтверждено двумя свидетелями-мужчинами, предпочтительно мусульманами, или одним мужчиной и двумя женщинами. Особенно строгие требования шариат формулирует для доказательства внебрачных половых сношений - необходимы показания четырех свидетелей-мужчин. Виновность в таком преступлении может быть доказана и признанием обвиняемого. По делам о доказанных преступлениях категории хадд помилование невозможно. Однако поскольку признания обвиняемого достаточно даже при отсутствии свидетелей и других доказательств, отказ от признания на любой стадии судебного процесса может привести и к отказу от наказания хадд. Дела о преступлениях, за которые в качестве санкции допускается смертная казнь, забивание камнями либо отсечение руки или ноги, рассматриваются по первой инстанции общими судами. Приговоры по таким делам выносятся тремя судьями и могут быть обжалованы в апелляционный суд, который рассматривает жалобу в составе пяти судей. Апелляционный суд вправе утвердить приговор либо потребовать от общего суда его пересмотра. Окончательный смертный приговор передается на утверждение Высшего судебного совета и вступает в силу после издания соответствующего королевского декрета. Судебная система. В настоящее время в Саудовской Аравии действует несколько иная судебная система, которая включает в себя - суды первой инстанции из одного кади, решающего брачно-семейные дела и незначительные гражданско-правовые споры; так называемые общие суды, рассматривающие в составе трех кади уголовные преступления; апелляционный суд, имеющий палаты по уголовным, брачно-семейным и иным вопросам, а также Высший судебный совет, осуществляющий контроль над всеми мусульманскими судами и выполняющий функции высшей апелляционной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам. Высший судебный совет состоит из 11 членов, отобранных из ведущих улемов. Судьи назначаются Королем из числа лиц, имеющих высшее религиозно-правовое образование. Имеется Ведомство жалоб, которое выполняет роль административного суда, а также рассматривает любые споры, одной из сторон в которых выступает государство. В стране также действуют специализированные суды - торговые и по рассмотрению трудовых споров.
Кто «крышует» кыргызский наркотрафик… «За 2011 год наркотрафик через Киргизию в Россию увеличился на 30%»Категория: Общество Справка: Согласно выдержкам из доклада ООН Россия занимает первое место среди всех стран мира по потреблению героина. На ее долю приходится 21% всего производимого в мире героина. От наркотиков в России каждый год умирает больше людей, чем погибло советских солдат во время всей военной кампании Советского Союза в Афганистане. Спрос на афганский героин в России вырос поражающими темпами, и теперь страна стала в большей степени конечным пунктом поставок, нежели транзитной зоной.
С болью в сердце мы вынуждены признать, что за последние годы в Кыргызстане заметно активизировался наркобизнес, нагло использующий страну в качестве транзитной территории для доставки афганского зелья из Таджикистана в Казахстан, а далее в Россию и Европу. Среди государств, по чьей территории проходит международный наркотрафик – от Афганистана до Европы, Кыргызстан превратился в один из самых напряженных участков, образно говоря, слабым звеном цепочки. В итоге, больше всех страдает местное население, в особенности, наша молодёжь, которую нещадно сажают на иглу. А наркоты для этого предостаточно. Подумайте сами, ежегодно в Кыргызстане через Таджикистан поступает около 95 тонн героина, из них порядка 70 тонн переправляется в Россию, а остальное оседает здесь.
Так, в чём же кроется главная причина столь бурного роста наркобизнеса на «островке демократии», наносящего колоссальный ущерб не только разваливающейся экономике, но и всему генофонду нации? Ответ здесь один: высокий уровень коррумпированности в высших эшелонах власти и силовых структурах Кыргызстана, общественно-политическая и социально-экономическая нестабильность создают режим максимального благоприятствования для контрабанды наркотиков.
Тревога и озабоченность за судьбу будущих поколений, чувство гражданского и профессионального долга заставили нас, независимых журналистов Кыргызстана, взяться за перо.
Первым делом мы хотим поставить в известность всё мировое сообщество, что сегодняшние власти Кыргызстана и прислуживающие им правоохранительные органы практически не борются со страшным злом, захлёстывающим общество. За последние годы, словно перчатки, поменялись несколько президентов, но наркобизнес всё еще живёт и побеждает. Вместо того чтобы выявлять и уничтожать источники «белой смерти», наши силовики действуют с точностью до наоборот, «крышуя» наркоторговцев и сопровождая их грузы по территории республики. В этом мы убедились в ходе проведённых нами независимых журналистских расследований.
Абсурдность ситуации заключается в том, что кыргызские оборотни в погонах стараются по второму кругу продать изъятые или полученные в качестве оплаты за свободный провоз партии наркотиков. Оказывается, «милицейский» героин пользуется большей популярностью у наркоманов, так как он не разбавляется посредниками, а реализуется в первозданном виде.
Во время контрольных покупок нам также стало ясно, что торговля идет через подставных лиц, среди которых полно молодых кыргызских парней и девушек. Сами сотрудники правоохранительных органов в сделках не участвуют.
Не горят желанием засветиться.
Помимо героина, в Таджикистан и Кыргызстан ежегодно завозится 120-130 тонн опия, предназначенного для дальнейшего транзита в соседние республики Центральной Азии и Россию. Размеры доходов дилеров не известны никому. Ясно только одно: они баснословны. На эти деньги можно было бы построить тысячи школ, детских садов и больниц, которых так не хватает в республике. Нужно сюда ещё добавить и барыши, подкидываемые лидерами таджикских наркогруппировок для подкупа кыргызских чиновников. А те этому только и рады.
Некоторые неподотчётные властям кыргызские СМИ недавно намекали, что наркотрафик через южные области страны контролируется организованной преступной группировкой, подчиняющейся Кадыру Досонову по кличке «Дженго», а наркоканал через Кара-Балту находится в ведении криминального авторитета КР Алмаза Бокушева, которым покровительствует сам лидер партии «Ата-Журт» Камчибек Ташиев, недавно только претендовавший на пост президента страны. В народе шепотом поговаривают о том, что в одной повозке с ними находятся и заместитель министра внутренних дел по югу республики Курсан Асанов и мэр Оша Мелис Мырзакматов.
Вообще, причиной стремительного роста наркотрафика на юге страны считается апрельская революция 2010 года и последовавшая за ней дестабилизация общественно-политической ситуации. Именно тогда наркопреступность сильно разрослась. На все это время наркоторговцы получили полную свободу действий, а коррумпированные сотрудники милиции – новый способ удовлетворения меркантильных влечений.
Как бы оно там ни было, но рынок сбыта «товара» в Кыргызстане уже чётко поделен. Не лучшим образом сегодня обстоят дела и на севере республики. Несмотря ни на что, традиционным видом наркотиков в Кыргызстане была и остается марихуана. Республика является не только страной транзита, но и производства «анаши». На её территории имеется порядка 6 тысяч гектаров конопли. Она произрастает в основном в Иссык-Кульской и Чуйской областях, а ежегодный урожай достигает порядка 5 тысяч тонн марихуаны или около 150 тонн гашиша высокого качества. Отсюда пошло её название «чуйка». В своё время эта продукция использовалась исключительно для нужд Минздрава СССР. А сегодня она распределяется по усмотрению правящих кланов.
Мы очень обеспокоены сложившейся ситуацией в Кыргызстане. Страна оказалась на краю бездны. Как истинные патриоты своей Родины, обращаемся к мировому сообществу, ко всем здравомыслящим людям планеты с просьбой немедленного их вмешательства с целью оказания помощи народу Кыргызстана.
Опасаясь за личную безопасность и жизни наших друзей и родственников, мы решили сохранить свои имена в тайне. Бектурсун Айткеев
(источник - Белый Парус )
Реферат Борьба с производством наркотиков в Афганистане
Проблема борьбы с наркотиками имеет множество аспектов: экономический, политический, правовой, медицинский, нравственный. Наркомания – социальная болезнь современного общества и для ее лечения необходимы точный диагноз, понимание всей сложности недуга явления и трудностей его искоренения. По оценкам Интерпола, к 2000 г. мир подошел с 200 млн. человек, употребляющими наркотики всех видов. Именно этот массовый потребитель вызвал к жизни не менее масштабного производителя. На сегодня безусловным мировым лидером по производству опия и героина является Афганистан1, поэтому для решения проблемы необходим детальный анализ истории опия в этой стране. Афганистан, по оценке ООН, является одной из беднейших стран мира с высоким уровнем неграмотности, младенческой и материнской смертности и показателем средней продолжительности жизни только в 44 года. Выращивание опия для афганского населения – это, по сути, единственный способ выжить в сложившейся ситуации. Примерно половина героина, потребляемого в Западной Европе (около 120 т) провозится через Центральную Азию. Горный рельеф и практически полное отсутствие контроля на границах между суверенными государствами СНГ в первые годы его образования (1992–1995 гг.) облегчили контрабандный перевоз наркотиков из страны в страну, подстегнули их выращивание. Среднеазиатский субрегион образовал новый транзитный маршрут незаконного наркотрафика из Юго-Восточной Азии в Россию и Западную Европу. Повысился спрос на наркотики и на местных рынках, возросло число наркоманов. Проникновение сюда из Афганистана опия и героина приобрело постепенно характер наркоэкспансии. Недостаточная эффективность работы правоохранительных органов по причине их разобщенности, нехватка ресурсов, коррупция в их рядах содействовали увеличению объема незаконного производства и распространения наркотиков. Афганистан в 90-х годах XX в. превратился в крупнейшего мирового производителя и поставщика контрабандных опия и героина. После прихода к власти движения «Талибан» (1994–1996 гг.), активизации там центра международной террористической организации «Аль-Каида» поток наркотиков из этой страны в страны Центрально-азиатского региона заметно увеличился. Незаконная торговля наркотиками приносила и продолжает приносить огромную прибыль преступным группировкам, заинтересованным в сохранении конфликтной ситуации, нестабильности в регионе. Без детального изучения специфики проблемы, ее исторических корней вести эффективную борьбу с экспансией афганского героина невозможно. Афганистан – страна обычаев, где причины и следствия большинства событий повторяются, на удивление, очень часто, и исторический взгляд на проблему наркотиков в стране просто необходим, ведь причины расцвета контрабанды, активизации наркомафии остаются прежними: политическая нестабильность, экономический кризис, слабость пограничной охраны, отсутствие должного государственного контроля над хозяйственной деятельностью земледельцев со стороны государства. Опий впервые появился в Греции в V в. до н.э. Выдающийся врач и мыслитель Древней Греции Гиппократ, например, использовал в своей практике лечебные свойства наркотических средств, в частности, опия, считая его исцелителем боли, ценным медицинским препаратом в лечении различных заболеваний. В китайской медицинской литературе он впервые упоминается только в VIII в. н.э.2 Как следует из этого описания, выращивание опия впервые началось в районе Средиземного моря, и позже, по индийским торговым путям опий попал в Китай в VIII в. н.э., где стал одним из распространенных лекарственных средств, а в XV в. торговцы из Персии и Индии начали продавать опий как средство, «повышающее настроение»3. В период с 1640–1773 гг. благодаря активной торговой деятельности европейских и индийских купцов чрезвычайно высокая доходность продажи опия стала очевидной, и опий стал одним из наиболее ходовых товаров. Первые европейские экспедиции в Азию ознаменовали и начало вхождения Европы на рынок торговли опием. Первыми из европейцев опий открыли португальцы. Прибыв в Азию на век позже португальцев, датчане тоже стали активно торговать опием. Несмотря на то, что англичане последними из европейцев включились в сделки с опием, именно они в XVIII в. из предмета роскоши сделали его товаром масштабного потребления4. Современная эра глобальной торговли опием началась в 1773 г., когда английский генерал-губернатор Бенгала, в котором к тому времени уже существовала хорошо отрегулированная опийная индустрия, объявил монополию на торговлю опием. В течение последующих 130 лет Англия активно занималась развитием экспорта индийского опия. Во второй половине XIX в. опий стал важнейшим товаром. По всей опийной зоне, от Балкан до Манчжурии, наблюдался постоянный рост посевов и употребления опия. Более того, в это время фармацевтика сделала опиаты доступными массам в городах Западной Европы, обеих Америк и Австралии. И к началу XX в. опий и его производные (морфин и героин) наравне с кофе и чаем составляли основную номенклатуру импорта на Запад, где его потребление возросло в десятки раз. Во время Второй мировой войны объемы мировой торговли опием снизились. Проблемы с перевозкой наркотика привели к снижению его доли на европейских и американских рынках, что к концу войны сократило число зависимых от наркотика людей. На Востоке же Турция и Афганистан продолжали без особых проблем поставлять опий на обширный иранский рынок. Не прекращалось производство наркотика и в Китае. 40 лет «холодной войны» внесли много перемен в процесс мировой незаконной торговли опием6. Приход к власти коммунистов в Китае менее чем за 10 лет лишил мир основного опийного рынка. Во время «холодной войны» объем производства наркотика в Юго-Восточной Азии значительно возрос. Турция и Афганистан производили опий, который потребляли миллионы курильщиков в Иране, после китайской революции ставшем основным потребителем опия в мире. В этот период значительно возросло число наркобаронов в Азии, которые активно расширяли производство опия в регионе. Все это привело к будущему резкому увеличению производства наркотика в Мьянме и Афганистане. Как следствие сильной засухи в конце 70-х – начале 80-х годов и ряда других причин, производство опия в районе «Золотого Треугольника»7, до того времени являвшегося крупнейшим производителем наркотика в мире, резко сократилось. В ответ на необычайно высокий спрос на рынке производство героина в Афганистане и Пакистане возросло во много раз. К 1979 г. героин из этих стран захватил европейский рынок, а в 1980–1981 гг. и американский. К концу 80-х героин из Афганистана и Пакистана обеспечивал 60% потребностей американского рынка. Если в 1971 г. в Афганистане и Пакистане было произведено 100 т наркотика, то в 1982 г. объем составил 300 т, а в следующем году – 575 т. В период с 1984 по 1990 гг. доля потребляемого афганского и пакистанского героина в Америке возросла с 5 до 80%8. С 1979 по 1989 гг. региональные наркобароны впервые в истории начали действовать как самостоятельные игроки на международном рынке, умело приспосабливаясь к его условиям. Например, Гульбетдин Хекматиар, один из лидеров моджахедов Афганистана, контролировал большинство центров производства опия и героина и каналы их продажи. В начале 90-х годов героин превратился в «мировой» наркотик. Производство наркотика в Афганистане резко возросло. Окончание войны в Афганистане, возвращение беженцев способствовали этому. Люди возвращались в разрушенную страну, где перед ними стоял вопрос выживания. Это и является причиной того, что крестьяне в Афганистане предпочитали и до сих пор предпочитают выращивать опий, а не другие сельскохозяйственные культуры. Опий дает им стабильный доход, конечно, не такой высокий, как от продажи наркотика, например, в Европе или Америке, но вполне достаточный, чтобы выжить. К тому же культивация опия в стране хорошо налажена, производство героина отработано, а пути переправки в Европу и Америку надежны и проверены. Росту производства опия в Афганистане также способствовала оказываемая Западом помощь моджахедам, которые расширили посевные площади опийного мака в Афганистане и Пакистане, а концу «холодной войны» Афганистан, наравне с Бирмой, стал крупнейшим поставщиком героина на мировой рынок. Во второй половине XX в. в Афганистане резко возросли посевы опийного мака, и со временем, к 90-м годам эта страна прочно заняла лидирующую позицию на наркорынке. Опийный мак в Афганистане производился издавна. В 1932 г., когда только появились первые данные об этом, Афганистан производил 75 т опиума. Для сравнения, в Китае в это же время выращивалось 6000 т. Площадь выращивания в 1932 г. составляла менее 4 тыс. га (для сравнения – к началу 2000 г. площади составили 91 тыс. га9). Из докладов ООН об экспорте опиума из Афганистана в конце 30-х годов известно, что производство опиума равнялось примерно 100 т в год10. В 1945 г. в Афганистане был введен запрет на производство опиума, хотя продолжалась контрабандная перевозка его через Индию. В 1956 г. в Афганистане производилось только 12 т опиума. В ноябре 1957 г. был принят закон, запрещающий производство опиума. История производства наркотиков в Афганистане и превращение этой страны в 90-х годах XX в. в крупнейшего поставщика опия и героина на мировой рынок тесно связана с перманентным внутренним вооруженным конфликтом, провоцируемым внешними силами, стремящимися к мировому господству и разделу сфер влияния. Афганская проблема изначально имела международный характер. Здесь столкнулись интересы великих держав. В этой ситуации Афганистан превращается в базовую территорию для разного рода международных криминальных структур: исламских радикалов и тесно взаимодействующих с ними наркогруппировок. Отношение же властей к наркопроизводству на разных этапах гражданской войны в Афганистане было неоднозначным. Просоветский режим президента Наджибуллы официально декларировал решительную борьбу с производством наркотиков, неоднократно призывал к сотрудничеству в борьбе с контрабандой «белой смерти» и законодательно закрепил ответственность за участие в наркобизнесе. Оппозиционный режим моджахедов, пришедший к власти в Кабуле в 1992 г., напротив, активно использовал в вооруженной борьбе за свержение «неверных» огромные средства, вырученные от реализации ими же производимого опия и героина. С наркобизнесом были напрямую связаны и упоминавшийся лидер Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбетдин Хекматиар, и лидер Исламского общества Афганистана (ИОА) Бурханутдин Раббани, ставший в 1993 г. президентом страны, а также многие другие лидеры оппозиции и полевые командиры. Хекматиар, например, в 1992 г. владел, по крайней мере, 11 лабораториями по переработке опийной смолы в героин, 4 из них располагались в Пакистане11. Сырье поступало с опийных плантаций афганских провинций Нангархар, Кандагар, Забуль и Пактия, которые были подконтрольны полевым командирам из партии ИПА. Бурханутдин Раббани распространял свое влияние на северовосточный регион Афганистана заселенный, в основном, таджиками. Именно здесь расположены обширные поля опийного мака и индийской конопли, особенно в Бадахшане. Всего же под контролем полевых командиров Раббани находились семь крупных зон производства опия и конопли. Моджахедам нужны были деньги на закупку оружия для ведения гражданской войны и подкупа различных влиятельных вождей кланов, религиозных, политических группировок, чтобы привлечь их под знамена джихада, для создания инфраструктуры повстанческого движения, включая представительство за рубежом и содержание пропагандистского аппарата. Наикратчайший путь к удовлетворению огромных потребностей моджахедов лежал через поля опийного мака. Производимый в Афганистане и Пакистане наркотик уходил по давно проторенным авиамаршрутам, автодорогам и караванным тропам через пустыни Ирана в Турцию, оттуда в западную Европу, а через порт Карачи – в США. Власти США отказывались рассматривать сообщения о контрабанде наркотиков, т.к. тесно сотрудничали с моджахедами в войне против кабульского просоветского режима. Нередко грузовики, доставлявшие вооружение из Карачи афганским моджахедам, загружались в обратный путь опием и героином и беспрепятственно проходили через таможенные посты. ЦРУ США, осуществлявшее поставки оружия моджахедам и помогавшее им в войне с советским воинским контингентом в 1979–1989 гг. и режимом Наджибуллы в 1987–1992 гг., выиграло противостояние с Управлением по борьбе с распространением наркотиков США, протестовавшим против попустительства американских властей увеличению потоков наркотиков из зоны «Золотого полумесяца»12. Моджахеды настойчиво осваивали и другой маршрут – через советско-афганскую границу протяженностью 1500 километров. Однако надежная пограничная охрана, отсутствие отлаженного наркорынка на территории СССР сдерживали их стремления, хотя тайные проходы на границе имелись, и через них можно было выйти на приграничную территорию Узбекской, Таджикской ССР, куда проникали наркокурьеры, которые несли с собой оружие, опий, гашиш, происламскую пропагандистскую литературу. Отношение к проблеме производства наркотиков со стороны официального правительства Исламского Государства Афганистан (ИГА), пришедшего к власти после свержения просоветского режима Наджибуллы, оставалось непоследовательным и зачастую основывалось на политике двойных стандартов. Возглавлявшие моджахедов Б.Раббани, А.Масуд и др. в ходе гражданской войны поддерживали и поощряли производство опия-сырца и торговлю им, чтобы на вырученные деньги, как уже указывалось, приобретать оружие, содержать пропагандистский аппарат и т.п. Оказавшись у власти, возглавив коалиционное правительство в Кабуле, Б.Раббани и его окружение в силу объективных и субъективных причин сразу не имело возможности переориентироваться. В официальных заявлениях Б.Раббани декларировал, что решительно и бесповоротно выступает за уничтожение посевов опийного мака, активизацию борьбы с контрабандой наркотиков, а одновременно весьма сдержанно относился к фактам оживления торговли наркотиками, которую вели полевые командиры, высокопоставленные чиновники его правительства. Так, в совместном заявлении по итогам рабочего визита в Кыргызскую Республику 28–29 мая 1999 г. Президент ИГА Бурханутдин Раббани и Президент КР Аскар Акаев констатировали, что «незаконное распространение наркотиков, религиозного экстремизма и терроризма с территории Афганистана представляет угрозу безопасности сопредельных государств, обе стороны выразили намерение объединить усилия в целях противодействия этому злу…»13. Отступив под натиском талибов, правительство Б.Раббани, вооруженные силы, возглавляемые опытным военным стратегом Ахмад Шахом Масудом, тем не менее, контролировали в 1999–2000 гг. около 10% территории Афганистана, непосредственно прилегающей к границам Таджикистана и Узбекистана. Казалось бы, постоянные боевые действия, реальная опасность попасть под пули враждующих сторон должны были заметно снизить контрабандные перевозки наркотиков через территорию Северного альянса, сократить попытки прорыва наркокурьеров через границу на сопредельную территорию СНГ. Однако этого не произошло. Именно в этот период контрабандисты усилили свою деятельность, и Северный альянс не смог или не захотел решительно противостоять этому, хотя неоднократно заявлял о готовности к сотрудничеству в борьбе с наркобизнесом и необходимости получения в этом деле помощи со стороны международных организаций. Выступая 30 мая 2000 г. на международном форуме «Афганский наркотрафик и проблемы национальной безопасности государств Центральноазиатского региона», посол Афганистана в Таджикистане Сайд Ибрагим Хекмат, отвечая на вопрос, почему его правительство не обратилось в ООН за содействием в уничтожении производства наркотиков на территориях, контролируемых талибами и Северным альянсом, подчеркнул, что контрабандный наркотик идет, в основном, потоком через Горно-Бадах-шанскую Автономную область (ГБАО) Таджикистана. Протяженность границы ГБАО с Афганистаном 370 км по горам, ущельям, рекам, где перекрыть дороги крайне сложно. Гарантировать безопасность международных наблюдателей трудно. Контролировать их и одновременно вести войну с талибами, которых поддерживает и вооружает Пакистан и международные террористы, очень сложно. Однако факты свидетельствуют, что даже в самые трудные для судьбы правительства Б.Раббани времена, оно сохраняло и даже расширяло посевные площади под опийным маком на контролируемой территории14. Движение «Талибан», развернувшее вооруженную борьбу за власть в Афганистане в 1994 г., а к концу 1996 г. установившее свой контроль над 90% территории страны, заняло весьма неоднозначную позицию по отношению к производству наркотиков. Талибы поощряли и фактически узаконили широкомасштабное выращивание опийного мака, переработку опия-сырца в героин и контрабандную торговлю наркотиком, превратив последний в средство политического воздействия на «неверных», объединив вооруженный террор с наркотеррором. Одновременно режим талибов заявил, что намерен твердо проводить в жизнь идею борьбы с «антиисламской» наркоманией, превратив эту идею в предмет политического торга за признание зарубежными странами и международными организациями движения «Талибан» единственно законной политической силой. Земледельцы получали в Кандагаре денежные авансы под будущий урожай мака. После погашения долга они отдавали властям 10% натурой или деньгами в качестве налога, а остальной урожай продавали перекупщикам, которые в качестве агентов наркобаронов, владевших фабриками и лабораториями по переработке опия в героин, стремились оптом скупить опий-сырец по ценам ниже рыночных. Владельцы лабораторий платили властям 20-ти процентный налог15. Налоги с наркобизнеса изначально были главным источником финансирования военных и административных расходов режима талибов, которые принимали меры по повышению урожайности опийного мака, созданию образцово-показательных ферм по его культивированию. Посевные площади под пшеницей, картофелем, миндалем и другими традиционными для Афганистана культурами резко сократились, их вытеснил опийный мак. Специалисты по переработке сырца в сильнодействующие наркотики разработали методику маркировки героина под чай, сахар, изюм, создали новый жидкий высококонцентрированный субстрат героина «Слезы Аллаха», быстро приводящий к наркозависимости, организовали поставки семян высокоурожайных сортов мака и удобрений из Пакистана. Талибские власти выплачивали каждому крестьянину, сдавшему один килограмм опия-сырца, 5000 пакистанских рупий и выдавали документ, разрешающий владеть землей, собственностью, продавать и перевозить опий. А если уплачивалось 200 долларов США, то выдавалось разрешение беспрепятственно перевезти воздушным транспортом 1 кг героина из Кабула в Кундуз, где его можно было продать по более высокой цене. Контролировавшаяся движением «Талибан» наркосеть объединяла более 30 основных наркогруппировок, а переработкой сырья в 1999 г. занимались более, чем 200 лабораторий, дислоцированных, в основном, в провинциях Нангархар, Хост, Пактия, Гильменд, Кунар, Балх, Кундуз. Для работы в них приглашали специалистов-химиков, в том числе и из стран Европы. В 1999 г., по данным Программы по контролю за наркотиками ООН, в Афганистане было произведено 4565 т опия (три четверти общемирового объема), что эквивалентно 576 т героина. Лидеры движения «Талибан» установили контакты и с некоторыми европейскими наркоструктурами. Одновременно в явно пропагандистских целях правительство талибов объявило запрет на «противоречащее исламу» производство, продажу и потребление гашиша, наряду с алкоголем. На них был наложен строгий запрет, и полиция в массовом порядке конфисковывала обнаруженный у населения гашиш, потребителей насильственно «лечили», привлекали к ответственности продавцов. Эта мера оказалась достаточно эффективной, и коноплю в севообороте стал стремительно вытеснять опийный мак, выращивание которого талибы всемерно поощряли. Когда в конце 1995 г. пакистанские власти, стремясь заручиться поддержкой международных организаций в противостоянии с Индией, стали выборочно уничтожать у себя героиновые лаборатории, талибы включились в эту борьбу, перехватили несколько караванов грузовиков, перевозивших через афганскую территорию опий вдоль границ с Пакистаном и Ираном. Однако все попытки ООН и других международных организаций запретить посевы опийного мака ни к чему не привели. Талибы соглашались рассмотреть этот вопрос только при условии политического признания их режима и предоставления экономической помощи, которая компенсировала бы потери доходов от опийного мака. И только в июле 2000 г. под давлением мирового сообщества лидер движения «Талибан» Мулла Омар был вынужден подписать указ, запрещавший выращивание опийного мака, однако опубликованные официальные документы ни в коей мере не сократили поставки афганского опия-сырца и героина на мировой рынок. Основными причинами бума наркобизнеса в Афганистане стали не традиционные, а новые факторы внешнего и, особенно, внутреннего характера последних десятилетий. Большую роль сыграли факторы внутреннего порядка. Свыше 20 лет в Афганистане, то усиливаясь, то, временами, прекращаясь, идет война, которая была и продолжает оставаться основным занятием моджахедов, а затем сменивших их талибов. Страна была разорена, и противоборствующие стороны испытывали острую нехватку финансовых средств для закупки оружия и других целей. После трагических событий 11 сентября администрация Дж.Буша при поддержке НАТО провела антитеррористическую операцию в Афганистане, в результате которой правительство талибов было свергнуто. Но, несмотря на это, страна из кризиса не вышла. Наоборот положение населения еще более ухудшилось. Для разоренного войнами и окончательно обнищавшего афганского крестьянства выращивание опийного мака и получение опия являются наиболее выгодным занятием. По доходности эта отрасль значительно превосходит возделывание пшеницы – основной сельскохозяйственной культуры страны. Так и будет продолжаться, пока мировое сообщество не предпримет реальных, действенных мер по укреплению безопасности в стране, по возрождению ее экономики.
Список литературы наркотик афганистан борьба 1. Наркотрафик на Великом шелковом пути, М.Б. Олкотт, М., 2000. 2. Совместное заявление 29 мая 1999 г. Президента ИГА Бурханутдин Раббани и Президента КР Аскара Акаева // www.centrasia.ru 3. История афганской наркоэкспансии 1990-х, А.Зеличенко. 4. К истории и современному состоянию производства наркотиков в Афганистане и их распространения в Центральной Азии, А.Князев, 2003. Канадский профессор: «США контролируют поставки наркотиков из Афганистана»Опубликовано: 26.06.2004 19:02 Печать Недавно в Москве прошло совещание с участием президента, премьер-министра и другого крупного начальства, посвященное угрозе распространения наркотиков в России. Приводились жуткие данные о наркотизации нашей молодежи. Для борьбы с этим злом создано государственное ведомство численность в 40 тысяч сотрудников. Объявлено, что Госнаркоконтроль будет заниматься не просто поимкой мелких распространителей наркотиков, а прежде всего «крупной рыбой», то есть оптовыми торговцами, а также выявлением каналов сбыта наркотиков.
|