Долги 

 

Долг в исламе

Долг в исламе

1. Долг не указывает на грех.

В аяте четко сказано: "Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа" (2:283). Доверие означает дать в долг без записи, свидетелей и требования залога. Но в этом случае необходимо бояться Аллаха. Аллах приказал должнику бояться Аллаха и оправдать доверие (см. Tafseer al-Sa’di, 168-172).

2. Если долг не записан, и должник отказывается от него или затягивает с возвратом, то одалживающий не должен винить никого, кроме себя.

Передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что в случае, если долг не записан, то дуа давшего долг против должника не будет принято, если тот затягивает с возвратом долга или отказывается его выплатить. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Трое взывают к Аллаху, и на их дуа не будет ответа: …человек, одолживший деньги, но не засвидетельствовавший этого" (Saheeh al-Jaami’, 3075). Каждый, кто размышляет об этих и других правилах, увидит совершенство исламского шариата и как в нем уделяется внимание защите прав людей и предотвращается их убыток. Аллах приказал обладающим имуществом защищать его, не подвергать риску потери, каким бы малым оно ни было: "Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока" (2:282).

3. Преждевременная оплата долга.

В местных школах принято, что плата за обучение осуществляется в два приема, до начала первого семестра и до начала второго семестра. Некоторые школы извещают родителей о том, что в случае полной оплаты долга до начала учебного года они получат скидку в определенный процент. Является ли это дозволенным, с точки зрения Ислама?

Ответ: Вся хвала Аллаху. Согласно наиболее верному мнению из двух существующих, это позволено, так как служит интересам обеих сторон (Majmoo’ Fataawa Ibn Baaz, 19/301).

4. Долг шахида.

Абдуллах бин Амр бин аль-Аас передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Шахиду прощается все, кроме долга” (Муслим - Хаким - Ахмад). Аль Куртуби пишет: “Долг, который здесь подразумевается, - это когда шахид мог выплатить его, но не сделал этого, или мог написать его в своем завещании и не сделал этого. Это также включает в себя деньги, занятые для расточительства и разбазаривания и не возвращенные. Но если шахид занял деньги из-за бедности и острой нужды и затем был не в состоянии выплатить их, тогда это не помешает шахиду войти в Рай. В подобном случае правитель мусульман должен выплатить его долг. Если этого не произойдет, тогда Аллах сам выплатит за него его долг. Потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если ты занимаешь деньги и искренне хочешь выплатить их обратно, Аллах выплатит их за тебя. И если ты занимаешь деньги, чтобы растратить их впустую, тогда Аллах растратит их” (Бухари).

5. Брать деньги в долг для жертвоприношения.

Когда шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили: "Следует ли взять в долг тому, кто не в состоянии совершить жертвоприношение?", - он ответил: “Если человек будет в состоянии вернуть долг и взял в долг, чтобы совершить удхия, то это хорошее дело. Однако он не обязан этого делать”. (см. “Маджму’уль-фатауа” 26/305).

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: "Каково положение удхия, если на человеке есть долг с отсрочкой? Или же является необходимым спросить разрешения кредитора на это?". Шейх ответил: “Я считаю, что человеку, на котором есть долг, не следует совершать удхия, если только долг не является отсроченным. Например, человек знает, что когда придет срок расплаты, он сможет вернуть долг, поэтому нет проблем ему совершать удхия. В противном случае пусть копит свой каждый дирхам для возврата долга, ибо долг – вещь серьезная".  

6.Перевод долга на богатого.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Затягивание богатым (выплаты долга) является (проявлением) несправедливости, и (поэтому) если долг, который причитается кому-либо из вас, будет предложено перевести на богатого человека, пусть он согласится" (Аль-Бухари и Муслим). Комментируя данный хадис в "Фатх аль-Бари”, Ибн Хаджар указывает, что поскольку затягивание выплаты долга богатым человеком является проявлением несправедливости, кредитору следует соглашаться на предложение о переводе долга на него, так как взыскать долг с богатого может оказаться легче, а кроме того, это поможет богатому избавиться от греха совершения несправедливого поступка.

7. Близким умершего следует выплатить за него долги.

Сообщается со слов 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Долг следует выплатить прежде распределения завещания" (Аль-Байхакъи, хадис хороший. См. "Сахихуль-Джами’" 3419).

Сообщается, что когда некий человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Моя мать, которая должна была поститься в течение месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за нее?”, - Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Возмести, ибо долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть выплаченным!" (Аль-Бухари 1754, 1953, Муслим 2/154).

Асйад Ибн аль-Худайр недолго жил после этого. Аллах призвал его к Себе в период правления Умара. После себя он оставил долг в размере четырёх тысяч дирхемов. Чтобы выплатить долг, его наследники решили продать принадлежавшую Асйаду землю. Когда об этом узнал Умар, то сказал: "Я не оставлю детей своего брата Асйада попрошайками и нахлебниками у людей". Затем он поговорил с кредиторами, и они удовлетворились тем, что в течение четырёх лет будут покупать урожай с его земли, оставляя себе тысячу дирхемов ежегодно в счёт долга.

8. Если изначально никакого обуславливания не было, можно вернуть долг в большем размере.

Абу Хурайра рассказывал: "Однажды один человек пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и стал требовать с него возвращения долга, говоря с ним грубо. Сподвижники хотели проучить его, однако Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Оставьте его, ибо у имеющего право есть право и говорить", - после чего он сказал: "Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд". Ему сказали: “О Посланник Аллаха, у нас есть только верблюд постарше”. Тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Так отдайте ему этого верблюда! Поистине, лучшими из вас являются те, кто лучше всех отдает должное". (Аль-Бухари 2306).

9. Предоставление отсрочки для погашения долга.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: "Того, кто даст отсрочку оказавшемуся в затруднительном положении или (вообще) простит ему (долг), Аллах укроет в тени Своего Престола в День воскресения, в тот День, когда иной тени, кроме тени его, не будет". (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший достоверный хадис").

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: "Привели к Аллаху Всевышнему одного из рабов Его, которому Аллах даровал богатство, и Он спросил его: "Что делал ты в земной жизни?", - а они ничего (не в состоянии) скрыть. (В ответ) он сказал: "O Господь мой, Ты даровал мне богатство, и я вёл торговые дела с людьми. Мне было присуще прощать, и я делал послабления состоятелному и давал отсрочку находившемуся в затруднительном положении". И тогда Аллах Всевышний сказал: "Я обладаю большим правом на это, чем ты, оставьте же раба Моего!". Укба бин 'Амир и Абу Мас'уд аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, говорили: "(Именно) так мы слышали (эти слова) из уст Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)" (Муслим).

10. Снятие ответственности за часть долга.

От Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды принесли одного умершего мусульманина из числа Ансаров, чтобы он совершил над ним джаназа, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Совершите молитву над вашим другом, ибо на нём долг!". Абу Къатада сказал: “Он на мне”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: "Ты выплатишь?". Он сказал: “Да, выплачу”. И после этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил над ним молитву (Ан-Насаий 1960. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса).

Абу Сайд Аль-Худрия сказал: "Постигло (бедствие) некоего мужчину при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в плодах, которые он купил, и умножился его долг. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Несите ему милостыни!". И люди стали подавать ему, но и это не смогло покрыть его долга, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал его кредиторам: "Берите, что есть! Вам нет ничего, кроме этого!". Абдулла Ибн Кяб Ибн Малик сообщил от своего отца, что тот решился взыскать с Ибн Абу Хадрада долг, который был на нём в эпохе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в мечети, и голоса их обоих повысились так, что их услышал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), находясь в своём доме. И тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел к ним обоим, и вот, отодвинув завес в свою комнату, призвал Кяба Ибн Малика, сказав: "Кяб!". Тот откликнулся: "Я здесь, Посланник Аллаха!". И он (да благословит его Аллах и приветствует) показал тому своей рукой - мол, сними половину его долга. Кяб сказал: "(Хорошо, считай) я уже сделал (это), Посланник Аллаха!". И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал (должнику): "Встань и верни ему долг!".

11. Кто взял на себя обязательства выплатить долг за умершего, должен это сделать как можно быстрее.

В хадисе сказано, что когда Абу Къатада сказал: “Долг на мне”, - Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: "Долг на тебе и из твоего имущества, а умерший к нему уже не причастен". После этого, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встречал Абу Къатаду, он всё время спрашивал его о долге, и однажды он сказал: “Я выплатил его, о Посланник Аллаха”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Почему же сейчас, когда его тело стало холодным?" (Аль-Хаким 2/58, аль-Байхакъи 6/74. Иснад хадиса хороший).

12. Долги, которые лежат на человеке, приносят ему вред.

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто умер, не выплатив свой долг, динар или дирхам, то это будет выплачено его благими деяниями, поскольку не будет уже ни динаров, ни дирхамов" (Ибн Маджа 2114. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным).

Передаётся от Саида ибн Атваля, он рассказывает: "Умер мой брат, и остались после него его малолетний сын и 300 динаров. Я захотел расходовать эти деньги на него, но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине твой брат заключенный по причине своих долгов, иди и отдай за него долги". Я пошёл и вернул долги своего брата, потом вернулся к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: "Я вернул всё за своего брата, но осталась только одна женщина, которая претендует на два динара, но нет у неё твёрдых на это доказательств". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Дай ей, поистине она правдива в своих словах" (приводит Имам Ахмад 16776, а также Ибн Маджа 2/82. Шейх Албани сказал в книге "Сахих Джамиа" 1550, что хадис достоверный).

13. За того, на ком был долг, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал джаназа-намаз.

Когда к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) приносили покойника, он спрашивал:
"Есть ли на нём долг?". И если ему отвечали, что на нём не было долга, то он совершал над ним молитву, если же на нём был долг, он говорил сподвижникам, чтобы они совершили молитву, и не совершал её сам (см. “Задуль-Маад”).

14. Прощать человеку долги.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "(Один) человек, часто ссужавший деньги людям, всегда говорил своему слуге: "Когда приходишь к оказавшемуся в затруднительном положении, прощай ему, может быть, и Аллах простит нам", - и когда (этот человек) встретил Аллаха, Он простил его" (Аль-Бухари; Муслим). Передают со слов Абу Мас'уда аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "(Когда) с одного из живших до вас потребовали отчёта (после его смерти), оказалось, что он не делал ничего благого, если не считать того, что, будучи (человеком) состоятельным, он (вёл разные дела) с людьми и всегда приказывал своим слугам прощать (долги) тем, кто испытывал затруднения, и Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Мы ведь обладаем большим правом на это, чем он, оставьте же его!" (Муслим).

15. Дуа о помощи в деле уплаты долга.

Передают со слов Му‘аза, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: "О Му‘аз, не научить ли тебя одной мольбе? Будь у тебя долг, (огромный, как гора) Сабир, Аллах (поможет тебе) отдать его, если ты станешь обращаться к Нему с этой мольбой, так обращайся же с ней к Аллаху и говори: "О Аллах, Обладатель власти, Ты даруешь власть кому пожелаешь и лишаешь власти кого пожелаешь, делаешь могущественным кого пожелаешь и унижаешь кого пожелаешь. В деснице Твоей благо, поистине, Ты всё можешь, Ты вводишь ночь в день и вводишь день в ночь, выводишь живое из мёртвого и выводишь мёртвое из живого, и оделяешь кого пожелаешь без счёта. Милостивый и Милосердный в мире дольнем и мире вечном, Ты даруешь (блага обоих миров) кому пожелаешь и лишаешь (их) кого пожелаешь, так окажи мне такую милость, которая избавит меня от необходимости в милости кого бы то ни было, кроме Тебя! Аллахумма, Малика-ль-мульки, ту’ти-ль-мулька ман таша’у, ва танзи‘уль-мулька мим-ман таша’у, ва ту‘иззу ман таша’у, ва тузиллю ман таша’у. Би-йади-кя-ль-хайру, инна-кя ‘аля кули шай’ин кадирун, тулиджу-ль-ляйля фи-н-нахари, ва тулиджу-н-нахара фи-ль-ляйли, ва тухриджу-ль-хаййа мина-ль-маййити, ва тухриджу-ль-маййита мина-ль-хаййи, ва тарзуку ман таша’у би-гайри хисаб. Рахмана-д-дунйа ва-ль-ахырати ва Рахима-хума, ту‘ты ман таша’у мин-ха ва тамна‘у ман та-ша’у, ирхам-ни рахматан тугни-ни би-ха ‘ан рахматин ман сива-кя!" (передал Ат-Табарани).

Источник: islam-ozuevo.ru

Мусульманские корни Европы

Мусульманские корни Европы

У Европы и Ислама давняя история отношений. Были конфликты, но было и колоссальное сотрудничество. Более того, именно мусульмане, их интеллектуальные и духовные достижения стали одним из ключевых, если не основных, факторов наступления эпохи Возрождения.

 

Что послужило толчком Возрождения?

 Из учебников истории все знают, что феодальная Европа возникла не из античной культуры, а из христианской культуры, полностью отрицавшей прежнее наследие Рима и Греции, считая его языческим. Однако, вместе с религиями римского и греческого обществ, обновленная христианская Европа полностью отказалась от античного интеллектуального и научного наследия. В итоге средневековая Европа погрузилась во тьму невежества, тотальной неграмотности и дикости. И подобное мрачное состояние европейского общества продолжалось на протяжении нескольких веков.

 Но что же, в таком случае, послужило толчком для выхода европейского общества из этого мрака к свету научного и культурного Ренессанса (Возрождения)? Как мы уже говорили, данный толчок и стимул к преодолению вековой отсталости и невежества для Европы никак не мог исходить от античного научного и культурного наследия. Поскольку к тому времени, когда Европа утопала в крови междоусобных войн, задыхалась в дыму костров инквизиции, на которых сжигали невинных девушек и ученых по самым нелепым и диким обвинениям, античное наследие для западных стран казалось уже потерянным навсегда.

 Спасителем Европы, как ни странно, выступила именно та сила, которая сегодня представляется всеми СМИ и политиками, как смертный враг «цивилизованного Запада» - исламский мир. Блистательные цивилизации Андалусии, Сицилии, Северной Африки и Ближнего Востока, по образному выражению самих западных ученых, явились для мрачной средневековой Европы спасительными «маяками света».

 В то время, как Средние века в европейской культуре ассоциируются со всем самым мрачным, диким, варварским и отсталым, эти же Средние века для мусульманского мира являлись периодом наивысшего подъема и расцвета исламской цивилизации. В течение нескольких столетий, соответствующих европейскому средневековью, мусульманские столицы – Багдад, Кордова, Толедо, Александрия, Кайруан и другие города – являлись интеллектуальными центрами всего мира. Эти города были средоточиями огромных сообществ ученых, переводчиков, писцов и книгоиздателей, занимающихся развитием мусульманской науки, изучением наследия прежних цивилизаций и его переосмыслением в рамках исламских традиций.

 Мусульмане, которые породили невероятно мощную интеллектуальную цивилизацию, вызывали восхищение соседних народов. Желание прикоснуться к мусульманским культурным, научным, интеллектуальным, духовным и материальным сокровищам в среде европейцев было повсеместным. Знакомство и освоение мусульманского наследия европейцами началось, в первую очередь, в приграничных областях, где соприкасались западный и мусульманский миры – в Андалусии, Южной Франции и Италии, а также на Ближнем Востоке во время Крестовых походов.

 Этот процесс культурного и научного обмена между мусульманами и европейцами нарастал и развивался непрерывно в течение нескольких веков. На заре Ренессанса, христианская Европа носила восточные одежды, пела арабские песни и читала философские произведения испанских мусульман.

 Тема о том, насколько глубокое влияние оказала мусульманская цивилизация на средневековую Европу – достаточно широко раскрытая. Оттого остановимся здесь только на ее некоторых, наиболее интересных аспектах.

 

Создатель и спаситель Европы

 «Это история о том, как мусульмане научили Европу жить и думать. Это история о том, как Ислам создал современный мир», - пишет о том периоде писатель и лауреат премии Эдгара Марк Грэхэм. По его словам, не будь того мусульманского влияния на Европу, то западной цивилизации, какой мы ее знаем, возможно, вообще, не существовало бы.

 В своей книге, которая так и называется «Как Ислам создал современный мир», он обстоятельно и аргументировано разъясняет, как мусульмане не только сформировали собственные научные школы и новые дисциплины, не только сохранили античное интеллектуальное и научное наследие, значительно их развили, расширили и углубили. Но и то, как это мусульманское наследие создало тот мир, который мы сегодня воспринимаем, как исключительно западный.

 Этой же теме посвящена и книга «Что Ислам сделал для нас? Осознание исламского вклада в западную цивилизацию» ирландского автора Тима Уоллеса-Мэрфи. В ней автор раскрывает всю широту и глубину мусульманского вклада в развитие западной цивилизации в сфере образования и, практически, всех известных сегодня наук.

 Только передача Европе арабских цифр и системы счета привели к перевороту в познаниях европейцев в математике, алгебре, геометрии, на основе которых получили дальнейшее развитие система преподавания, архитектура, торговля, экономика и последующее процветание всей Европы. Кроме того, мусульмане познакомили Европу с принципами религиозной терпимости, уважения к учебе и знаниям, традициями рыцарства и братства.

 Мусульманские мыслители, поэты и ученые, по словам Грэхэма, заложили основу для европейского Ренессанса. Он приводит примеры того, как философские концепции мусульманских ученых, как например, андалусского философа ибн Рушда (Аверроэса) проникали в европейские университеты, оспаривали и опровергали ошибочные и косные догматы ортодоксальной церкви, пробивали путь научным методам в европейском обществе.

Грэхэм указывает на конкретные заимствования Данте в его «Божественной комедии» из произведений великого андалусского автора ибн Араби. Он вскрывает огромную роль в данном мусульманском влиянии на Данте его наставника Брунетто Латини. Латини долгое время обучался в библиотеке испанского города Толедо, где, даже после христианской реконкисты сохранялась та же интеллектуальная и культурная атмосфера, что и при мусульманском правлении.

 Далее в своей книге Грэхэм показывает еще один значимый исторический факт, за который Европа навсегда останется перед мусульманами в неоплатном долгу. Речь идет о том, что в 1260 году мусульмане стали той силой, которая встала на пути монгольских полчищ в Европу. Тогда египетские мамлюки наголову разбили монголов при Айн Джалут в Палестине и, фактически, спасли Европу от разорения и уничтожения.

 Это нежданное избавление от смертельной угрозы, которое мусульмане даровали Европе, Грэхэм называет еще одним «даром», которое исламский мир преподнес западному миру после «другого великого дара Ислама – знания».

 Несмотря на то, что все ведущие эксперты и политики разглагольствуют о неизбежности столкновения мусульманской и западной цивилизаций, Грэхэм не только позволяет себе смелые заявления об определяющей роли мусульманской цивилизации в формировании Европы. Но и утверждает, что мусульманская и западная цивилизации возникли из одних и тех же интеллектуальных и духовных корней. По сути, Запад и Ислам, на его взгляд, можно рассматривать просто как разные стороны одной цивилизации.

 

Забытый мусульманский Ренессанс

 О том, что именно мусульманская цивилизация явилась той силой, которая сохранила для Европы античные знания, подарила собственное научное и духовное наследие и подтолкнула к Ренессансу пишет и другой автор – Джордж Салиба в своей книге «Исламская наука и вызревание европейского Ренессанса». Его исследование вызвало настолько глубокий интерес в Европе, что автора приглашали с серией лекций по данной теме в многочисленные университетские и исследовательские центры.

 В числе авторов, разрабатывающих эту тему, стоит также назвать профессора Чарльза Бернетта, который отслеживал влияние арабских научных трактатов и переводов на европейское общество, выявлял мусульманские корни возрождения наук в Европе. Бернетт, вообще, заявляет о том, что влияние мусульманского научного и культурного влияния на Европу было настолько глубоким, что фактически сформировало на европейском континенте новое общество и даже подготовило общественные и экономические условия для зарождения капитализма.

 Что же касается самого Ренессанса, то американский автор Чарльз Хаскинс предлагает увидеть в истории не один Ренессанс, не одну эпоху Возрождения, а несколько. Он выделяет Ренессанс 12 века, который был вызван знакомством с мусульманской системой образования и наукой. Ренессанс 15 века, вызванный возвращением в искусство, архитектуру и литературу античных стандартов, которые, опять-таки, были сохранены для Европы мусульманами. Ренессанс 16 и 17 веков, по словам Хаскинса, снова были вызваны к жизни мусульманскими научными достижениями в области астрономии, когда под мусульманским влиянием формировались научные концепции Галилео и Коперника, полностью перевернувшие все миропредставление европейцев

 Чарльз Бернетт настойчиво убеждает своих западных коллег начать полную переоценку европейского возрождения с учетом невероятного влияния, которое на него оказали мусульмане. Ведь, как ни странно, даже в западной академической среде данный факт полностью вытравлен из сознания ученых.

 Этот процесс вытравления всех следов мусульманского влияния начался с тех пор, как европейцы, перенявшие все мусульманское научное наследие, сами превратились во влиятельную силу, развернули агрессивное вооруженное наступление против своего недавнего учителя, наставника и отца-прародителя. Европейская церковь и правители сделали все для того, чтобы представить в истории европейское возрождение исключительно как собственное порождение, исключительно европейское явление, не имеющего ничего общего с иными цивилизациями ни в прошлом, ни в настоящем.

 Уже цитировавшийся в данной статье Уоллес-Мэрфи заключает в последней главе своей книги: «Даже краткое исследование истории показывает, что европейская культура в долгу перед мусульманским миром. И этот долг огромен и неоценим. Мусульманские ученые сохранили и укрепили знания Древней Греции, заложили основы современной науки, медицины, астрономии и навигации, вдохновили нас на наши культурные достижения. Это долг перед мусульманским миром, вряд ли когда-нибудь можно будет погасить полностью. Однако, при этом мы отблагодарили мусульман веками недоверия, жестокости, Крестовых походов, имперских колонизаций и эксплуатации мусульманских народов».

Автор: Абдулла Ринат Мухаметов
Источник: ansar.ru

 

Бесплатный хостинг uCoz