Война и мир в Афганистане
Хает Хан Насреддинов
Опубликовано 11.11.2011 21:14
Я не нашел памятную табличку о нашем школьном товарище, который служил в Афганистане в 1982 году и принял там жестокую смерть. Табличка была отодрана от парты, за которой он сидел учеником, и стыдливо спрятана в закоулках затхлого подвала. И тогда я понял, что память о воинах-интернационалистах навсегда стерта из нашей, узбекистанской, истории. Нет записей, нет и людей.
Я старался восстановить памятную табличку о нашем однокашнике в другом месте и обращался за помощью ко многим людям, когда мне на почту пришло необычное письмо. «Я служил с Андрюхой (так звали погибшего в Афгане). Я могу рассказать вам о нем. И о себе, если вам интересно». Конечно же, я не отказался от возможности узнать правду. Его зовут Рахматулло Аждави. Он получил это имя, приняв ислам. А его родная мать, коренная москвичка Ирина Ивановна, при рождении нарекла его Степаном. В честь деда, участвовавшего в сталинградской битве и потерявшего там обе ноги. Степан попал в плен афганским моджахедам в 1982 году, был рабом на героиновых плантациях, принял ислам и остался жить в Западном Вазиристане. Его мусульманская жена Фериде Аждави родила ему четырех сыновей и одну дочь. Счастлив ли он?
– Счастлив, как и любой человек, имеющий покой в доме, - ответил он. Правда пауза была достаточной, чтобы увидеть его сомнения. – Да, я счастлив. У меня сытые дети, верная жена, крепкий дом. Хорошая работа. Что еще пожелать?
– А мама? Насколько я понял, вы с момента плена ни разу не виделись. А Ирина Ивановна ждала вас 17 лет! - у меня не получилось быть беспристрастным слушателем.
– Не кричи. Я пытался увидеться с ней. Но в моей жизни были события, не позволившие свободно приехать тогда в Москву. Когда я был рабом у Тарика Пейлевани, местного полевого командира, мне приказывали хоронить тела наших солдат, казненных «духами». Я снимал с них золотые коронки, сапоги или кроссовки, часы и все другое ценное, что можно было обменять на еду. Пойми, я не оскорблял память наших пацанов. Я хотел жить, а ребятам эти вещи были уже ни к чему. Кто-то заснял это на пленку. Потом это всплыло на родине и меня назвали предателем, а военная прокуратура СССР объявила меня в розыск. Поверь, это не так. Наших солдат я хоронил достойно. Я звонил маме много раз, но толком объясниться так и не смог. Она не поняла меня и предлагала покаяться. Я не считал себя виновным и отрезал от себя свое прошлое в Союзе.
Я слушал его сбивчивую речь, а сам смотрел на его взрослых сыновей, точные его копии, и понимал, что они ближе ему по духу, что мама осталась далеко в прошлом. И то, что она не смогла понять его, когда он остался жить на чужой земле, стало для него причиной обиды на мать.
– А Андрюха был спокойным и тихим. Все время читал книги и разговаривал культурно. Не понимал дедовщину. – Рахматулло-Степан не посчитал, что его жизнь интересна для меня и поменял тему разговора. - Такие армии всегда были чужими и потому лишними. Я был сильнее всех из нашего призыва и защищал его по мере сил от «дедов». Бывало, доставалось и мне. А он сильно переживал за мои синяки. Пытался договориться с нападавшими, чтобы меня не трогали. Старался избегать силовых стычек, ко всем относился уважительно и чаще на «вы». После одного боя, когда от нашего взвода осталось три насмерть перепуганных бойца, нас отправили на реабилитацию в тыл и я потерял Андрюху из виду. Он добровольцем остался защищать какую-то там важную высоту и через месяц погиб в ночном дозоре. «Духи» вырезали их всех. Знаешь, я мало плакал на войне, но в тот день, когда узнал о его гибели, ком в горле мешал дышать, а глаза почему-то стали влажными и не хотели высыхать. Кто-то посмеялся надо мной, а я рявкнул грубое и в драку полез. Потом ребята удивлялись, что я так остро переживаю за гибель малознакомого солдата… Отличный парень был. Такого бы друга иметь.
Афган сломал судьбы многим тысячам наших парней. Многие полегли там, другие остались калеками, кто-то смог выбраться из пекла и обустроиться в мирной жизни. Некоторые, как Степан (все же хочу называть его нареченным именем) остались на военной земле. Но в любом случае тяжело смотреть в глаза каждого из оставшихся в живых, в которых есть боль от войны и вопрос «зачем». Зачем мы полезли в страну, где все другое? Вопрос уже давно набил оскомину, но ведь все еще нет ответа и мы, как и раньше, четко разделены на два лагеря: те, кто прошел ту страшную войну или понимает поступки солдат, и те, кто осуждает все, что связано с интернациональным долгом и продолжает морально унижать солдат.
Я понимаю, что любая война, даже вызванная стремлением оказать интернациональный долг, несет с собой смерть и несправедливость. Я знаю, что афганская война была вызвана политическими причинами и чаяния афганского народа здесь ни при чем. Но восемнадцатилетние ребята, присягнувшие на верное служение и отправившиеся на смерть, не заслужили презрения и забвения. Оставшиеся в живых мало кого волновали тогда, совершенно забыты сейчас. Только редкие активисты и сами однополчане искали оставшихся на мусульманской земле русских ребят.
- Если бы меня выслушали, а не заклеймили сразу предателем, все было бы иначе, - Степан разволновался, и даже густая борода не скрыла его раскрасневшееся лицо. Он забылся и перешел с русского на язык урду, на котором он говорил последние 29 лет:
– Если бы мне помогли тогда доказать мою невиновность, как помогает сейчас союз солдатских матерей, я жил бы в Москве. И мать сделал бы счастливой. Но не было помощи. Обвинения были, злобные статьи в газете были, я читал. Интервью какого-то отставника было, полное вранья обо мне. Но главное для меня было другое. Понимаешь, брат, я много думал о своей жизни. Каждый прожитый день здесь, в Афганистане, по минутам просмотрел. Все вновь пережил. И уверенно считаю, что не виноват я в том, что остался здесь, что стало со мной. Это наши партийные руководители виноваты в моей судьбе. Бросили меня в огонь и велели выживать, как могу. Вот я и выжил как смог. За счет мертвых однополчан тогда и за счет героина сейчас. А виноваты те, кто бросил нас, молокососов, в эту афганскую мясорубку, неподготовленных ни физически, ни морально. Нас бросали в бой так, как бросают в потухающий костер все, что попадется под руку: что горит – оживит огонь, что не горит – пусть себе лежит в костре, все равно не нужная вещь была. И мой грех – это их грех.
- А после войны у вас не было грехов? Приняли ислам и жили праведно? А куда тогда деть ваш героин? – ну не нравилось мне, что он в своем малодушии обвинял не себя, а чужих. Не так должен вести себя солдат. Не так.
Он долго-долго молчал, нервно вертел в руках деревянную ложку и только сломав ее, ответил:
- Да, я убивал после войны. Героин – это не только хорошие деньги. Это еще и конкуренты, царандай (полиция Афганистана – примечание). Это американцы с недавних пор, когда одни из них сжигают наши плантации коки, а другие представляют нам свои «геркулесы» (военные транспортные самолеты США – Х.Н.) для отправки дури в штаты. И, чтобы выжить в этой карусели, приходилось убивать. За эти смерти перед всевышним я отвечу сам. Я старше тебя, но не намного. И проживу, иншалла, достаточно, чтобы попытаться очиститься. Мне не жаль своей жизни после армии. Я лишь сожалею, что тогда, в первый день плена, захотел остаться в живых. Будь я тогда чуть мужественней, может, сейчас и моя памятная табличка была бы закреплена на какой-либо парте моей школы. И я ни чем не был бы хуже Андрюхи. Было видно, что совесть этого отступника не дает покоя спокойно жить. 29 лет червь точит сердце. Тревожно спать, когда снятся жертвы его поступков. Тоскливо смотреть на север, где в далекой Москве в одиночестве и отчаянии умерла мама, пролежав в холодной квартире две недели, пока ее не обнаружили. И холодной квартира была, прежде всего, от отсутствия любви.
- А ты не мерь мои поступки своей мерой поведения, - прочитал он мои мысли. – На войне совсем другая жизнь и другие ценности. Если ты не смог умереть в первые мгновенья позора плена, то будешь цепляться за жизнь каждую следующую минуту и платить любую цену за нее.
Я понимал его правоту, но из упрямства, - потому что всегда бывают исключения, на которые надо равняться! – просто перечислил:
- Кузнецов, Карбышев, Зорге, 28 героев-панфиловцев, «Молодая гвардия». Есть еще много других имен.
- Я не смог поступить как они, - сейчас он говорил так тихо, что приходилось напрягаться, чтобы услышать его. – Не получилось. И я не знаю, почему Андрей пошел добровольцем на смерть, а я в плену всеми силами старался выжить.
Больше мы не говорили. Он, видно, уже не хотел откровенности, а я, подавленный услышанным, хотел уйти поскорей. Единственное, что он попросил перед моим уходом, так это найти могилу его матери в Москве и поклониться ей от имени сына.
|
Уроки холодной войны Обложка книги Джонатана Хэзлема "Российская "холодная война" Опубликовано 15.05.2011 10:31 В издательстве Йельского университета опубликована книга известного британского историка, профессора Кембриджского университета Джонатана Хэзлема "Российская "холодная война" ("Russia’s Cold War") с подзаголовком "От Октябрьской революции до падения Стены".Как пишет профессор Хэзлем, словосочетание "холодная война" впервые употребил в 1945 году Джордж Оруэлл при описании влияния ядерного оружия на мировую политику. "Возможно, нас ожидает не новый глобальный конфликт, – предсказывал автор романа "1984", – а эпоха не менее ужасающей стабильности, чем времена рабовладельческих империй античности". Однако, по мнению автора книги, эпоху "холодной войны", ставшую важнейшей геополитической конфронтацией ХХ века, трудно назвать стабильной; она сопровождалась постоянными региональными войнами, в которых участвовали США и СССР. Центральная идея исследования профессора Хэзлема состоит в том, что для Советского Союза "холодная война" с Западом началась не в 1945 году, а была продолжением ленинской политики разжигания мировой революции. Автор книги на обширном историческом материале показывает идеологическую преемственность между послевоенной советской внешней политикой и изначальной нацеленностью большевиков на мировую революцию. Без понимания целей и задач мирового коммунизма, считает Джонатан Хэзлем, невозможно понять историю "холодной войны". Именно поэтому он начинает свою книгу с 1917 года и завершает падением Берлинской стены в 1989-м. Огромный массив впервые опубликованных им документов из архивов ГДР, США и России позволяет яснее понять причину разрыва бывших союзников во Второй мировой войне. Профессор Хэзлем возлагает вину за это на Сталина и коммунистическую идеологию. Значительная часть книги посвящена экономическим последствиям "холодной войны". Если в США гонка вооружений и другие последствия противостояния не сказывались на уровне жизни населения, то в СССР, который тратил не менее 40 процентов своего ВВП на военные нужды, "холодная война" негативно отразилась на условиях жизни рядовых советских людей. Вот как профессор Хэзлем объясняет в интервью РС причину возникновения "холодной войны": Это было ужасное время, когда не говорили о соблюдении прав человека, когда господствовал страх внешней угрозы и ядерной катастрофы. Для многих народов это было кровавое время – Прежде всего, нужно помнить, что с 1917 по 1943 год Советский Союз обуревала идея переделать мир по своему образу и подобию. Эта глобальная миссия не была свойственна старой России. Сталин верил, что коммунизм можно распространить лишь силой оружия – с помощью военной экспансии за пределы СССР. Для осуществления этого замысла у Советского Союза не было необходимой военной силы вплоть до 1943 года. В ходе войны с гитлеровской Германией СССР создал военную машину, которой не было равных в Европе. После победы в 1945 году он уже обладал военным потенциалом, позволившим ему доминировать в Европе, что и входило в его планы. И дело не только в Сталине. Его маршалы и генералы придерживались такой же точки зрения, а некоторые из них были еще большими "ястребами", чем генералиссимус. С другой стороны, например, Молотов, придерживался чуть более умеренных взглядов. В то время у Советского Союза был соблазн использовать свою огромную военную мощь для достижения идеологических целей. И когда Великобритания, Франция и США осознали эту угрозу, они решили положить конец распространению советского влияния и экспансии советской военной мощи. Для этого им пришлось сбалансировать собственный военный потенциал с советским и тем самым заблокировать возможность достижения идеологических целей, которые ставил перед собой СССР. Профессор Хэзлем, вопреки мнению многих историков, не считает описываемую эпоху временем мировой стабильности. Он пишет о том, что, хотя "холодная война" и не переросла в третью мировую, она спровоцировала серию "горячих" периферийных войн: – "Холодную войну" можно считать холодной, если вы не жили в таких странах, как Корея, Эфиопия, Ангола, Вьетнам, Афганистан или если вы не были гражданами Венгрии или Чехословакии. Это было ужасное время, когда не говорили о соблюдении прав человека, когда господствовал страх внешней угрозы и ядерной катастрофы. Для многих народов это было кровавое время. Если на это посмотреть с точки зрения таких стран, как Британия, Франция или США, то возникнет иллюзия стабильности. Однако она достигалась огромной ценой, огромными человеческими жертвами. Не сомневаюсь, что эта цена была необходима, однако создается впечатление, что нужно было вести "горячую войну" в одних регионах мира ради сохранения "холодной войны" в других. К счастью, дело не дошло до обмена ядерными ударами, однако мир подошел к этому очень близко. Кубинский ракетный кризис это продемонстрировал. Тогда Хрущев привел в ужас собственных соратников по руководству страной, приняв невероятно рискованное решение. Это могло привести к катастрофе. Автор книги "Российская "холодная война" Джонатан Хэзлем делает вывод, что Советскому Союзу так и не удалось добиться перевеса ни в гонке вооружений, ни в экономическом и идеологическом соревновании с Западом. При этом профессор Хэзлем цитирует известное изречение Виктора Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Значит ли это, что советская система изначально была обречена на стагнацию? – Если говорить о позитивных сторонах советской системы, то вспоминается только всеобщая грамотность. Она не была стопроцентной, но большинство населения стало грамотным. Кстати, это произошло и на Кубе. Очевидной проблемой является лишь жесточайшая цензура. Если бы такой уровень был достигнут в дореволюционной России или при режиме либеральной демократии, это можно было бы считать огромным достижением. В этом смысле любое позитивное начинание в СССР рушилось под влиянием догматичной тоталитарной идеологии. Если бы в Советском Союзе сохранился капитализм, то современная Россия была бы одной из самых богатых стран мира. Достаточно посмотреть на современный Китай, чтобы это понять. Однако, к несчастью, этого не произошло. Пятница, 04 ноября 2011 Русский национализм: кто главный в стае?Россия в поисках неимперской идентичности «Почему именно четвертое ноября было избрано альтернативой седьмому?» – спросил корреспондент Русской службы «Голоса Америки» московского священника, историка и публициста Якова Кротова. Не согласившегося, однако, с самой постановкой вопроса.
«Это – то же самое Седьмое ноября, только слегка загримированное, – сказал отец Яков. – Сменить коммунистическую идеологию на националистическую – вот в чем была задача. Кстати, наверное, потому, что всеобщая деградация отразилась прежде всего на гуманитарной сфере, они просто неверно перевели старые даты: ошиблись, предполагая, что это – дата взятия Кремля. Потом поняли ошибку, но менять было уже поздно».
«В общем, – продолжал Кротов, – нашли ближайшую к седьмому ноября, удобную дату: в психологии ничего менять не надо. А кроме того: идею интернационализма, свободы, равенства, братства – по боку. Зато националистический мотив усиливается…»
И все-таки: почему именно четвертое? «Казанская икона Божьей Матери, – рассказывает отец Яков, – традиционно почиталась в России как покровительница военных побед. Ведь по-настоящему Иван Грозный стал царем только после завоевания Казанского царства: впервые Россия присоединила к себе удел бывшей Золотой орды – владения своих прежних повелителей. Конечно, почитание иконы в этом аспекте началось уже в шестнадцатом веке – в Смутное время. Потом – в девяностые годы, при Ельцине – возобновилось. В общем, немножечко национализма, немножечко православизма…»
Почему же из множества побед русского оружия выбор пал именно на освобождение от польских оккупантов? «Логика тут простая, – считает Яков Кротов. – Да, Россия одержала множество побед, но в целом она расширялась главным образом на восток, в Азию. В Европе Россия натолкнулась вначале на ожесточенное сопротивление – в первую очередь сопротивление Речи Посполитой… И вот – памятник победы над поляками. Но – не только над ними: я бы сказал, что это – праздник под названием «Трест ДЕ» (Даешь Европу!). Саркози и прочим Берлускони не стоит расслабляться…»
Плохой хороший национализм
Итак, не просто единство, но – единство национальное, споры о характере которого становятся день ото дня острее. Поскольку и власти предержащие, и оппозиция открыто говорят о русском национализме как о силе, с которой необходимо считаться.
У Якова Кротова – другое мнение. «Не думаю, что власть и оппозиция апеллируют к национализму. Нет, они сами и… Продолжение »
|
Пресса Британии о тупике среднего класса России
Подъем и спуск: социальная мобильность по-русски
«При огромном богатстве, сосредоточенном в руках единиц, отсутствие социального роста для большинства приводит к падению популярности Кремля и создает то напряжение, которое, по мнению некоторых, привело в свое время к падению коммунизма», — пишет Чарльз Кловер в аналитическом разделе Financial Times.
«Россия нуждается в успешных молодых предпринимателях, следовательно, губернаторам нужно иметь больше детей». Смысл этой шутки в России понятен всем, ведь в то время как молодым людям из рядовых семей сделать профессиональную карьеру становится все труднее, дела у детей высокопоставленных чиновников идут на удивление хорошо, отмечает автор.
Примеры? Газета готова привести множество: 25-летняя дочь губернатора Свердловской области, проработав несколько лет в бухгалтерской фирме в Москве становится соучредителем деревообрабатывющего предприятия, вкладывая в него 126 млн рублей (около 4,5 млн долларов). Сын главы ФСБ занимает пост президента северо-западного отделения второго по величине банка страны ВТБ. Сын председателя Совбеза России является президентом другого крупного финансового учреждения. Этот список, пишет FT, может быть продолжен.
При том, что с начала века социальный раскол в обществе все больше напоминает Латинскую Америку, государство продолжает пестовать недосягаемую элиту, которая контролирует власть и бизнес и не намерена никого подпускать к своему Олимпу.
«В российском обществе правят связи и непотизм, а социальная мобильность притормозилась», — пишет газета.
Между тем, пример «Арабской весны», когда молодое поколение, недовольное отсутствием перспектив, вышло на улицы и смело авторитарные режимы, должен был бы заставить российских политиков внимательнее присмотреться к ситуации. Так, при правлении Дмитрия Медведева «70 высших чиновников страны не меняли своих постов, что не способствует увеличению его популярности».
Газета приводит недавнее высказывание российского миллиардера Михаила Прохорова, по словам которого современная Россия напоминает ему Египет накануне падения режима Хосни Мубарка.
«Здесь ситуация не лучше, это советская модель, — заявил Прохоров. — Не думаю, что в июле 1991 года кто-нибудь в России о сознавал, что случится в августе».
Проблема социальной мобильности наблюдается во многих развивающихся экономиках, однако для России она относительно нова: еще пару десятилетий назад уровень жизни всех, от врачей до рабочих, был относительно низок.
Сегодня нацеленная на экспорт сырья экономика страны не в состоянии создать рабочие места для хорошо образованных и талантливых молодых специалистов, многие из которых вынуждены искать работу за рубежом.
А если работа в стране и находится, то инженер-нанотехнолог может рассчитывать на 15 тыс. рублей в месяц — на тысячу меньше, чем дворник.
Как это ни странно, относительно быстро продвинутся по служебной лестнице можно было при Сталине, когда рекордное число старых номенклатурщиков было снято с должностей и расстреляно, напоминает газета. В 1953 году на первую номенклатурную должность можно было рассчитывать уже через 8 лет, а в 1988-ом — через 23.
С падением коммунизма государственно-партийная работа перестала быть единственным «лифтом наверх». В начале 1990-х в стране появилась группа супербогачей, образовался класс олигархов.
С приходом к власти Путина стали наблюдаться две противоположные тенденции: с одной стороны это рост реальных доходов и повышение уровня жизни среднего класса, с другой — снижение шансов этого самого среднего класса выбиться в элиту. После захвата государством командных высот в экономике, социальное восхождение в частном секторе стало невозможным.
Зато пошли в рост работники госсектора. С 1999 по 2009 год их число возросло с 866 тыс. до полутора миллионов.
По мнению Financial Times, признаки того, что власти признают наличие проблемы, все же есть.
В июньском интервью FT Дмитрий Медведев подверг критике рост числа служащих госсектора.
«Когда я поступал в университет, и чуть позже, все хотели учиться на экономистов и юристов, — сказал он. — Но при этом я понял, что многие молодые люди хотят работать государственными чиновниками, не бизнесменами, юристами или экономистами, не говоря уже о космонавтах или инженерах, а государственными служащими».
При этом российский президент добавил, что часто главным мотивом были коррупционные возможности такой службы.
Медведев в прошлом году пообещал сократить госсектор на 20%, пишет газета, а также предложил меры по либерализации экономики для создания условий развития частных иницитиав.
«Однако еще предстоит узнать, готова ли система к таким реформам, или Россию ожидает очередной социальный взрыв», — заключает автор статьи.
Между тем, по мнению Financial Times, без глубоких экономических реформ, нацеленных на создание профессиональных рабочих мест в частном секторе, социальная мобильность в стране будет лишь падать. А это уже не повод для шуток.
Новость на сайте «BBCRussian.com»
|