УДК 338.242
338.45:621
КРАВЧЕНКО Ю.П., ДАВЛЕТОВ Р.М., ДАВЛЕТОВ М.И.
ООО «Лайт-2» г.Уфа, ООО «Коинот» г.Уфа.
ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР В БАШКИРИИ.
После развала СССР половина республик союза стали свободными и независимыми, ставшими проводить независимую экономическую политику. Башкирия, являвшаяся экспортером, осталась без рынков сбыта. Изменились и транспортные потоки, все они в основном стали обходить республику. В связи с истощением запасов нефти и отработкой месторождений меди на самой территории Башкирии предстоят поиски новых путей развития экономики. За последние годы добыча нефти переместилась в Сибирь и Казахстан. Республика оказалась в стороне от путей транспортировки углеводородов: из Казахстана трубопроводы идут на Астрахань, из Сибири – через Пермский край на Альметьевск. Это означает необходимость финансирования НИОКР по всем остальным отраслям. В данный момент оказалось, что все инновационные проекты Башкирии были начаты во времена СССР. А в новые инновации СРО Башкирии не выделяют средств. Несколько лет назад даже пытались создать технопарк в АН РБ, но затем закрыли эту тематику, объяснив созданием Сколково. Только развитие сферы высоких технологий четвертого, пятого технологических укладов, производство наукоемкой, конкурентоспособной продукции республиканскими предприятиями способно предотвратить попадание Башкирии в число "банановых республик".
Созданный несколько лет назад венчурный фонд РБ, не может охватить всех предпринимателей региона. Поэтому есть необходимость привлекать венчурные структуры из других стран. Для этого необходимо проводить ежегодный республиканский форум с международными венчурными и инвестиционными организациями в Уфе.
В ряде стран активно применяются налоговые инструменты, поощряющие вложения граждан, в том числе т.н. бизнес-ангелов, в высокотехнологичные проекты. Так, в США лицам, инвестирующим в венчурные предприятия с капиталом менее 1 млн. долл., разрешается учитывать потери от таких вложений при расчете подоходного налога. Во Франции, Бельгии и Канаде действуют налоговые схемы, стимулирующие вложения граждан в венчурные фонды. В Великобритании индивидуальные инвесторы могут получить частичное возмещение налогов в счет затрат на НИОКР. Кроме того, потери от инвестиций в инновационные компании могут зачитываться в уменьшение подоходного налога и налога на доходы на капитал. В России [1], по данным ОЭСР, налоговая система не поощряет, а ущемляет расходы на НИОКР. Проблема заключается в крайне низком уровне финансирования НИОКР в России частным сектором. По сравнению с 1990-годами, количество работников в предпринимательском секторе НИОКР России сократилась более чем на 35%[37]. В стране отсутствует спрос на инновации. Удельный вес затрат на технологические инновации нашей промышленности составляет 1,2%, в том числе добывающей промышленности – всего 0,8%. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0,3% ВВП (в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах). Лишь 3 российских компании входят в число 1000 крупнейших компаний мира по размерам затрат на НИОКР (среди крупнейших компаний по расходам на НИОКР доля США составляет 38%, Европейского Союза -2 6%, Японии – 22%). На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России были приведены «убийственные» данные о мизерном уровне расходов крупнейших российских компаний на НИОКР - два процента всех инвестиционных расходов.
Расходы на НИОКР на душу населения в странах ОЭСР составляет около 700 долл., а в США, Японии, Израиле и Финляндии – примерно 1,1 тыс. долл.[41] При этом расходы частного сектора в странах ОЭСР составляют около 450 долл., а в США – примерно 750 долл., в Японии – 870 долл. В России подушевые расходы на НИОКР не превышают 140 долл. по паритету покупательной способности. При этом расходы частного сектора – всего лишь около 40 долл. (еще 15 долл. составляют расходы из зарубежных источников). По государственным расходам на НИОКР на душу населения (86 долл.) Россия отстает от лидеров в 4-5 раз, а по частным расходам (40 долл.) – в 15-20 раз. Даже Китай с его огромным населением по уровню подушевых расходов частного сектора на НИОКР уже почти в полтора раза опережает Россию!!!
Чрезвычайно негативную роль играет такой показатель, как крайне низкий уровень затрат на одного научного исследователя. По этому показателю Россия в 3 раза отстает от среднемирового показателя. Мы особенно уступаем развитым странам – в 5 раз меньше, чем в США и Германии, в 4 раза – Великобритании, Франции и Японии. Особенно низкими являются расходы на 1 российского исследователя в общественных и гуманитарных науках [таблица 1,2].
По мнению экспертов, ВПК, многие годы бывшая базой экономики РФ, не может стать оазисом технологического прогресса на фоне растущей примитивизации российской экономики в целом. Ведь в Соединенных Штатах уже несколько десятилетий идет перелив самых современных технологий из гражданского сектора в военный, а не наоборот.
Таблица 1 Внутренние затраты на исследования и разработки в России и некоторых развитых странах ОЭСР в 2003 году
Страны | Всего (в млн. долл.)* | В % к ВВП | В расчете на душу населения ( в долл.) |
Россия | 16837,6 | 1,28 | 98,6 |
США | 277099,9 | 2,67 | 977,7 |
Германия | 54449,5 | 2,5 | 659,98 |
Япония | 106863,6 | 3,12 | 838,4 |
Швеция | 10232,5 | 4,27 | 1149,0 |
Источник: ОЭСР, Основные научные и технологические показатели, май 2005 года, сс.18-19
Знаний, полученных в ходе обучения в вузе или на ученических курсах в процессе профтехобучения, в прошлом хватало на всю профессиональную жизнь; в настоящее время знания все быстрее устаревают, причем эти циклы устаревания становятся все более короткими. Повышение квалификации должно обеспечить адаптацию квалификации рабочей силы к актуальному состоянию знания.
В формирующемся многополярном мире складываются четыре главных центра научного прогресса – США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, РФ в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза.
Таблица 2: Структура расходов на НИОКР по видам исследований в основных промышленно развитых странах в 1996 г
Страна | Фундаментальные исследования | Прикладные исследования | Опытно-конструкторские разработки |
Япония | 14,5 | 25,4 | 60 |
США | 16,1 | 21,0 | 62,8 |
Франция | 21,1 | 34,4 | 44,5 |
ФРГ | 22,3 | … | … |
Источник: World Science Report, 1998
Сокращение доли государственного сектора свидетельствует об изменении государственной научно-технологической политики, о переходе от прямого стимулирования научных исследований и разработок к косвенному влиянию. Кроме того, государством финансируется 70-90 % всех фундаментальных исследований страны, которые являются основой развития НИОКР.
Частный сектор является главным источником финансирования и проведения НИОКР в экономически развитых странах. На его долю приходится 50-70% общего финансирования науки в Японии, США, ФРГ, Франции. Он проводит от 60 до 75% всех научных исследований и разработок в этих странах, финансирует и выполняет более 70% прикладных научных исследований и более 90% опытно-конструкторских работ. Доля же фундаментальных исследований, проводимых частным сектором, мала и не превышает 4%.
Таблица 3: Исполнители и источники финансирования НИОКР в промышленно развитых странах (1996 г.)
Страны | Источники финансирования | Исполнители | ||||
Частные компании | Государство | Вузы | Частные компании | Государство | Вузы | |
США | 59,4 | 35,9 | … | 71,0 | 10,8 | 18,2 |
Япония | 72,2 | 20,5 | 6,5 | 70,3 | 10,4 | 19,3 |
ФРГ | 61,1 | 36,9 | 0 | 66,5 | 14,4 | 19,1 |
Франция | 48,7 | 41,6 | 0,6 | 61,8 | 20,6 | 17,5 |
Великобритания | 48,0 | 33,3 | 0,8 | 65,5 | 14,5 | 20,0 |
Источник: World Science Report, 1998
При этом малые фирмы наиболее эффективны именно на стадии проведения НИОКР, оставляя право на массовое производство созданных образцов крупным корпорациям. В большинстве развитых стран развитие сферы НИОКР идет главным образом через создание и финансирование венчурных (рисковых) предприятий. Это сравнительно небольшие предприятия, развивая новые идеи и создавая технологии, тянут за собой гигантов, оперативно обеспечивая их передовыми разработками в самых различных областях. Целью создания венчурных фирм является проведение всех стадий НИОКР, создание опытного образца инновационного продукта и доведение его до стадии производства. Современные венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры и характеризуются чрезвычайно высокой и целенаправленной активностью, которая, объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в скорейшей успешной коммерческой реализации результата НИОКР с минимальными затратами.
Механизм финансирования НИОКР в развитых странах имеет большое количество разнообразных форм и подходов:
- финансирование НИОКР внутри крупных корпораций;
- финансирование НИОКР малыми фирмами;
- финансирование рисковых фирм через создание венчурных фондов;
- развитие некоммерческих научных организаций, работающих в области приоритетных прикладных НИР;
- развитие кооперации фирм в сфере НИОКР;
- прямое государственное финансирование фундаментальных исследований и приоритетных прикладных работ;
Таблица 4. Структура частного инвестирования в НИОКР в США
Пенсионные фонды и страховые компании | Средства корпораций | Прочие |
55% | 10% | 35% |
"Острая нехватка финансовых средств повлекла за собой в бывших социалистических странах резкое сокращение государственных затрат на НИОКР. Осуществляя переход к рыночным условиям хозяйствования, руководители восточноевропейских государств рассчитывали на активизацию внебюджетных источников финансирования НИОКР, полагая, что по аналогии с развитыми индустриальными странами основное бремя финансирования науки, равно как и расходы на внедрение в производство новых технологий, возьмут на себя крупные предприятия". Этого не произошло, поскольку последние сами испытывают значительные трудности.
Социалистическое наследие оказалось весьма тяжелым. Огромные заводы, выпускающие устаревшую продукцию и имеющие избыток рабочей силы, разумеется, не могут способствовать активизации НИОКР, исследовательские системы не востребованы ни государством, ни рынком, ни промышленностью. Происходящие в науке изменения оказались в значительной степени хаотичными. Значительной реструктуризации исследовательских систем не произошло и не предвидится в ближайшей перспективе (исключения здесь - Восточная Германия и в меньшей степени Чехия) [2]. Восточноевропейское научное сообщество все еще не ответило на главные вопросы - о структуре национальных исследовательских систем, их оптимальных размерах и эффективности (возможно, на эти вопросы и нельзя дать однозначных ответов). Как показал не совсем удачный опыт стран ЦВЕ надежда на повышение роли предпринимательского сектора в финансировании НИОКР, при значительных проблемах внутри данного сектора не оправдывает себя.
Наряду с этим должны совершенствоваться механизмы расходования государственных средств. В процессе распределения средств должны быть повышены принципы: независимости оценки эффективности проекта, конкурентности разработчиков, прозрачности денежных потоков, целевой направленности. Для нашей действительности это означает, что среди методов распределения средств бюджета и внебюджетных фондов должны большую распространенность получить практика предоставление грантов, проведение конкурсов среди разработчиков НИОКР.
К процессу его формирования стоило бы подключить Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Свой вклад могли бы внести банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, крупные корпорации, финансово-промышленные группы и иные альянсы. В этой связи законодательство следовало бы дополнить нормами, наделяющими пенсионные фонды и страховые компании правом инвестировать средства в венчурный бизнес. Еще один фактор развития венчурного бизнеса — существование достаточно развитого рынка ценных бумаг, где могли бы реализовываться акции венчурных предприятий.
В РБ необходимо создать единый центр разработчиков НИОКР, т.к. как правило, разработки этого типа исследований могут быть быстро внедрены в других отраслях. Проводить раз в месяц заседание специалистов НИОКР. Первым вопросом можно поставить: «Льготы для инвесторов НИОКР в РБ».
В зарубежной практике в настоящее время значительна часть финансирования НИОКР за счет средств предприятий осуществляется с помощью технологического сотрудничества корпораций (причина возникновения которой - высокая стоимость научно - технических разработок) и сотрудничества национальных транснациональных корпораций с зарубежной академической и университетской наукой. Технологическое сотрудничество в сфере НИОКР реализуется в следующих формах: соглашение о проведении фундаментальных исследований, совместные опытно - конструкторские работы, создание опытных образцов, проведение испытаний, осуществление серийного производства, создание консорциумов.
В Башкирии важную роль в продвижении по пути реформирования науки может сыграть интеграция научных учреждений с мусульманскими банками (Башкомснаббанк, Эллипс – 5% «Мудараба») и пенсионными фондами [таблица 4], испытывающими трудности с поисками высокодоходных предприятий. Первый этап интеграции может представлять собой кооперацию на договорных началах. На втором этапе представляется рациональным создание научно-финансовых групп (НФГ), включающих научные, проектно-конструкторские организации, банки и другие финансовые структуры. НФГ должны иметь возможность использовать все преимущества, предусмотренные законом "О финансово-промышленных группах", а также льготы, предлагаемые выше и связанные с инновационной деятельностью. Создание НФГ позволит осуществлять реальную координацию и интеграцию научных организаций НФГ с промышленными предприятиями, являющимися клиентами банков группы, обеспечивая НИИ заказами от промышленности и сбыт научно-технической продукции институтов в производственном секторе.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бобылов Ю.А. Российская отраслевая наука и налоговая политика// Финансы - 1998. - №7.
2.Водопьянова Л. Страны Центральной и Восточной Европы: наука в пути// Мировая экономика и международные отношения - 2000. -№10.
3.11.11
В Уфе (пр.Октября 110) прошла технологическая проверка подключения к системе банковских операций иджара филиала "Восточный" Эллипс банка (Н.Новгород).
Налоги и шариат
Традиционными лидерами в выпуске таких продуктов считаются Малайзия, Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ (Дубай). В Европе пытается вырваться вперед Великобритания, столица которой, являясь важнейшим финансовым центром, позиционирует себя как таковую и в части обращения исламских финансовых инструментов. В Люксембурге и Нидерландах ведутся дебаты о внесении изменений в законодательство, позволяющих странам претендовать на роль крупных региональных исламских финансовых центров.
Эти процессы не ограничиваются дальним зарубежьем. В Казахстане в настоящее время также успешно реализуются программы исламского банкинга. В долгосрочной перспективе позиционирование Казахстана как регионального исламского финансового центра не является нереализуемой задачей. В краткосрочной же перспективе, на наш взгляд, этот сценарий не представляется реалистичным, речь может идти преимущественно о потреблении исламских финансовых продуктов.
В налоговом аспекте это будет означать необходимость классификации выплат по таким продуктам в соответствии с положениями национального налогового законодательства и международных договоров.
Право и этика
Чтобы понять особенности исламского банкинга, необходимо разобраться в исламском праве, и здесь нельзя не упомянуть о шариате. Вопреки широко распространенному мнению или, скорее, заблуждению, шариат – это не писаный свод законов. Это система права и этических норм, включающая в себя как сами нормы, так и принципы их создания и их интерпретации.
Следующей важной особенностью исламского права является концепция права собственности. Абсолютное право собственности чуждо исламской правовой традиции, согласно которой создатель и собственник всего – Аллах. Право собственности лиц является производным от него и подвержено ограничениям. Это ни в коем случае нельзя воспринимать как слабость идеи частной собственности. Частная собственность надежно защищена исламским правом. Идея расщепленной собственности делает исламское право легко совместимым с концепцией траста, то есть доверительного управления. Аналоги этого института разработаны в исламском праве под названием вакфа или вакуфа.
В исламском праве является абсолютным запрет на получение рибы, то есть процентов на заем. Риба понимается как «чрезмерное». В применении к финансам это означает запрет на принятие и выплату вознаграждения на пассивный капитал. Вознаграждение должно иметь своим основанием работу, участие в рисках и/или ответственности.
Исламским правом запрещена выплата вознаграждения за временное пользование деньгами. Вместо традиционной для обычных банков формулы Д-Д` кредитные транзакции исламского банка всегда привязаны к процессу продажи или производства товаров и услуг: Д-Т-Д.
Объяснение не в том, что исламское право не признает ценности временного аспекта пользования денежными средствами. Оно признается и разрешено к компенсации, например, когда есть связь с товарной транзакцией, как частный случай – при продаже товара с отсрочкой платежа, то есть в кредит. Однако компенсация за временное пользование денежными средствами без привязки к производственной или товарной транзакции запрещена.
Легкое бремя
В условиях сделок между корпоративными резидентами доход банка и заемщика определяется по универсальным правилам, при этом квалификация выплат как процентов или предпринимательского дохода не будет иметь особого значения при налогообложении.
Если получателем является нерезидент, квалификация выплат как процентов или предпринимательского дохода будет иметь различные налоговые последствия. С процентов в казахстанских условиях будет удерживаться налог по ставке 15% или по сниженной ставке (до 10%) в договоре об устранении двойного налогообложения. Предпринимательские доходы по исламским продуктам, не являющиеся процентами, как правило, не будут облагаться налогом в стране-источнике.
В контракте салама на момент его завершения доход банка, потенциально заключающийся в возможности реализовать приобретенный со скидкой товар, не реализован. Здесь нельзя говорить ни о процентах, ни о налогооблагаемом доходе вообще. В контрактах мударабы и мушараки банк, по сути, будет являться участником партнерства с заранее неизвестными финансовыми результатами. В обоих случаях он будет нести риск финансовых убытков.
В контрактах иджары премия в части превышения выплат над покупной ценой включает в себя и премию за риск собственника. Собственно, это и является основным легитимным основанием выплаты премии. Требование выделения запрещенных к взиманию и уплате процентов за временное пользование денежными средствами делает сомнительной с точки зрения требований исламского права всю конструкцию иджары. Соответственно выплаты по иджаре согласно идее самого инструмента не должны квалифицироваться как проценты.
В казахстанских условиях многие договоры об избежании двойного налогообложения в статьях о роялти включают в их понятие арендные платежи. По таким договорам платежи по иджаре могут облагаться налогом у источника. Наличие в договорах такого условия и возможность эффективного зачета удержанных в Казахстане платежей в стране арендодателя должны учитываться при подготовке контрактов иджары.
Согласно Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относительно немногие исламские финансовые продукты могут рассматриваться как займы, в смысле квалификации платежей по ним как процентов. Пожалуй, единственным бесспорным «кандидатом» будут платежи по мушараке в части превышения платежей над покупной ценой имущества.
Британский опыт
Великобритания, начиная с финансового (бюджетного) акта 2005 года, последовательно вводит специальные правила налогообложения выплат по исламским финансовым продуктам. Идеология этих изменений сводится к приравниванию выплат по исламским финансовым продуктам к процентам там, где это возможно. Если обычные бизнес-расходы и доходы рассматривать как проценты, то в контексте международного налогообложения можно облагать выплаты у источника. В то же время обычные доходы согласно статье 7 Модельной конвенции могут облагаться у источника лишь в случае наличия у получателя в стране-источнике постоянного представительства.
Первыми в списке включаемых в налоговый режим исламских (или «альтернативных» в терминологии британских налоговых актов) финансовых продуктов являются долговые – мурабаха и основанный на долге сукук, либо квазиисламские, которые по своей сути не соответствуют базовым критериям, предъявляемым к исламским финансовым продуктам.
При этом признается, что некоторые продукты не могут квалифицироваться как долговые, а значит, и выплаты по ним – как проценты.
Такая попытка разогнать маятник в сторону бюджетных интересов наверняка будет предприниматься и в других странах, которые встретятся с необходимостью классифицировать выплаты по исламским финансовым продуктам в целях налогообложения. В связи с этим нужно быть готовыми структурировать сделки так, чтобы исключить возможность интерпретации отношений как заемных.
Еще одним инструментом уменьшения рисков переквалификации выплат в проценты является использование уже существующих разъяснений законодателя и налоговых органов. В силу широкого использования гибридных инструментов в целях планирования налогов многие страны разъясняли, какие из таких сделок не являются заемными. Например, участие кредитора в убытках заемщика, что характерно для мударабы и мушараки, не позволяет рассматривать сделку как заемную.
Казахстанский контекст
Налоговое законодательство Казахстана содержит положения, имеющие отношение к налогообложению дохода от исламских финансовых инструментов. Согласно статье 10 Налогового кодекса (НК РК) налогообложению подлежит вознаграждение, то есть выплаты за кредиты; за имущество, полученное по финансовому лизингу в виде вознаграждения в соответствии с законодательным актом РК, регулирующим вопросы финансового лизинга; по вкладам; по договорам накопительного страхования; по долговым ценным бумагам; выплаты по векселю. В статье 178 НК РК говорится, что доходами нерезидентов из источников в РК признаются доходы в форме вознаграждений, за исключением вознаграждений по долговым ценным бумагам, получаемым от резидентов, а также нерезидентов, имеющих постоянное учреждение или имущество, расположенное в Казахстане, если задолженность этих нерезидентов относится к их постоянному учреждению или имуществу.
Законом о банках и банковской деятельности заемные операции определяются как предоставление денег на условиях платности, срочности и возвратности.
Представляется, что обязательства участников партнерства (мудараба и мушарака) по разделению прибыли не будут квалифицироваться как процентные. Во-первых, здесь по определению отсутствует фиксированность вознаграждения. Во-вторых, обязанности партнеров имеют принципиальное отличие от обязанностей заемщика денежных средств и займодателя. Если невозврат заемщиком суммы денег будет квалифицироваться как нарушение обязательства, то невозврат партнером инвестированных средств может не рассматриваться как нарушение в случае убыточности проекта.
Учитывая то, что мудараба и мушарака не удовлетворяют условиям платности, срочности и возвратности, маловероятна классификация доходов от них в качестве процентов. Иджара в свою очередь тоже не подпадает под категорию займов, однако может рассматриваться как операционная аренда, выплаты по которой могут квалифицироваться как роялти. Статья 10 НК РК определяет роялти как платеж за использование или право использования авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков или других подобных видов прав; использование или право использования промышленного, торгового или научно-исследовательского оборудования; использование ноу-хау; использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи. При этом морские и воздушные суда, арендуемые по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, относятся к промышленному оборудованию.
Роялти рассматривается как доход из казахстанского источника, подлежащего налогообложению у источника выплаты по ставке 20%, но она может быть снижена до 10% согласно договорам об избежании двойного налогообложения.
Существующие правила национального и международного налогообложения создают возможность структурирования сделок с исламскими финансовыми инструментами с более благоприятными, чем в отношении традиционных заемных сделок, налоговыми последствиями. И это не требует внесения изменений в законодательство, т.е. возможно уже сейчас.
Мудараба – аналог венчурного финансирования. В ней банк выступает стороной, представляющей капитал, а заемщик – предпринимателем, оперирующим этим капиталом. Прибыли от проекта разделяются в согласованной между банком и предпринимателем пропорции. Риск возможных убытков лежит на банке.
Мушарака – обе стороны несут участие в капитале. Прибыли могут делиться по соглашению сторон, убытки – пропорционально участию в капитале. Популярной является убывающая мушарака, когда предприниматель постепенно выкупает долю банка в партнерстве.
Мурабаха – сделка, при которой банк покупает необходимую для клиента вещь, а затем продает ее клиенту с рассрочкой платежа. При этом банк обязательно должен стать собственником продаваемого имущества хотя бы на некоторый срок. Премия за платеж в рассрочку обязательно должна быть фиксированной.
Иджара – аналог лизинга. Основное отличие в том, что банк не перестает быть собственником имущества с передачей его клиенту и несет связанные с собственностью риски. Иджара может комбинироваться с мударабой и мушаракой. В этой ситуации клиент, будучи партнером банка, одновременно будет являться арендатором имущества в рамках партнерства и может выкупить его у банка по окончании срока иджары.
Салам. Клиент обязуется поставить определенный товар к определенному сроку и получает оплату до поставки. Довольно часто этот контракт используется параллельно с мубарахой и полученный от клиента в контракте салам товар передается клиенту в контракте мубарахи.
Секьюритизация. Сукук. Для облегчения участия в проектах мелких вкладчиков может производиться секьюритизация. Ценные бумаги (сукук) представляют собой сертификаты участия в проекте и в самом наименовании содержат указание на существо проекта (сукук аль мудараба, сукук аль мушарака, сукук аль иджара и т.п.). Наиболее популярными являются с точки зрения величины проектов и вовлечения в них европейских инвесторов проекты секьюритизации лизинговых сделок (сукук аль иджара).
Социо-экономические аспекты развития исламского банкинга в России
27.12.2012, 23:36
Основной причиной социально-экономической нестабильности мирового масштаба в наши дни является недавний кризис финансовой системы, который начался собственно с кризиса ипотечного кредитования в Америке и затем приобрел известные размеры. Можно сказать, что «трещит по швам» вся мировая банковская система. Её отголоски раздаются по всему миру, в очередной раз демонстрируя зависимость экономик всех стран друг от друга.
Мировое сообщество в лице таких международных организаций как «большая восьмёрка», «большая двадцатка», ООН пытается предпринять ряд экономических и политических мер по предотвращению, предупреждению и уменьшению негативных последствий финансового кризиса.
Так, относительно недавно, 26-27 июня 2010 года был проведен саммит «G 20» в Торонто по вопросам урегулирования финансово-экономического кризиса и поиску способов борьбы с его губительными последствиями для систем хозяйствования многих стран. Одной из тем, включенных в повестку дня саммита, было реформирование международной … Продолжение »