|
…гордо перечисляет он. "Если раньше арабы обвиняли турок в отступничестве от Ислама, - продолжает шестидесятилетний Геркан, - то теперь наша страна превратилась в рок-звезду для арабского мира" . Мне демонстрируют карикатуру в одном из популярных журналов. На рисунке премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган в блестящем костюме эстрадной звезды с микрофоном в руках и с заклеенным правым глазом. Поводом стало недавнее высказывание Эрдогана о том, что турки не могут жить без арабов, араб для турка все равно что левый глаз. Турецкого премьера называют "героем арабского мира". Посещая мусульманские страны, Эрдоган традиционно меняет излюбленный галстук красного цвета национального флага на зеленый исламский шарф. Харизматичный, блестящий лидер, сторонник хиджаба, был назван "Человеком года" по результатам голосования пользователей интернет сайта " CNN Arabic". В минувшем году Эрдоган стал инициатором создания "шенгенской зоны" между Турцией и рядом арабских стран - по примеру стран Евросоюза. Еще одно соглашение - о свободной торговле - уже подписали Иордания, Ливан и Сирия. Турки верят, что присоединятся и другие арабские страны. Стамбульский бизнесмен Ахмет Каан, однако, считает, что мощная индустриальная Турции может оказать негативное влияние на слаборазвитые экономики арабских стран. Ахмет Каан: Власти многих арабских стран до сих пор живут старыми племенными понятиями. Выбрасывают на ветер миллиарды долларов на реализацию показных, экономически бестолковых проектов, вроде подпирающих небеса зданий. Однако им не хватает средств для защиты своих экономик от реальных финансовых проблем. Включение этих стран в зону свободной торговли даст не так уже и много. В Сирии, например, считают, что турецкий импорт негативно влияет на экономику, которая очень слаба и испытывает трудности из-за вмешательства государства. Наши фабрики производят для внешнего рынка все, начиная от машин и кончая футболками. Турция ушла далеко вперед, но не надо забывать, что у нас есть свои экономические интересы. Елена Солнцева: "Если арабы владеют нефтью, то турки владеют водой". Эту фразу частенько повторяют турецкие политики. На юго-востоке Турции берет начало речная система Месопотамии - бассейны рек Тигра и Евфрата и их притоков, дающие жизнь арабским пустыням. Эти реки являются международными, права на Евфрат и Тигр идут из глубины истории, их ресурсы не могут использоваться по своему усмотрению ни одной страной. Такова позиция арабских стран. Между тем в Турции вот уже который год обсуждают возможность строительства мощной плотины в бассейнах этих рек. Проект еще в семидесятых годах был одобрен бывшим президентом Турции Сулейманом Демирелем. Действительно, юго-восточные регионы страны остаются одними из самых экономически отсталых, здесь по-прежнему ощущается острый дефицит в воде. К тому же Tурция сильно зависит от внешних источников энергии. Масштабные гидроэнергетические проекты уменьшат эту зависимость. Однако на самом деле контроль над водными ресурсами рассматривается амбициозными политиками как главный, ключевой элемент власти. Контролируя воду, идущую в арабские страны, считает независимый эксперт Ахмет Айдын, можно держать пульс на всей арабской политике. Ахмет Айдын: В будущем главной причиной войн и конфликтов станет борьба за водные ресурсы. Вода превратится в то же, чем была нефть, в ближайшем будущем цена литра воды будет значительно выше литра бензина. Вода может ввергнуть страны региона в большую войну. Неразрешенность водной проблемы может стать главным тормозом на пути к урегулированию региональных, локальных конфликтов. Елена Солнцева: "Правящая исламистская партия хочет вернуть бывшую сферу влияния Османской империи. Эрдоган медленно, но верно поворачивается спиной к Европе, устремляясь на Ближний Восток", - это цитата из публикации в оппозиционной газете. Правящую партию под руководством премьера обвиняют в заигрывании с арабскими режимами, а самого Эрдогана называют новым турецким султаном Реджепом Первым, который борется за политическое влияние и власть. "Неужели в Ливии есть хотя бы намек на соблюдение принципов демократии?" - заявил один из лидеров оппозиционной Народно-республиканской партии после того, как Эрдоган получил международную премию по защите прав человека, учрежденную ливийским диктатором Каддафи. Власти, по мнению оппозиции, должны заниматься своими делами. В самый разгар египетских волнений в Анкаре прошла многотысячная антиправительственная акция протеста. Протестующие двинулись к зданию правительства, заблокировав центр города. Полиции пришлось перекрыть главную дорогу, применить слезоточивый газ и водометы, чтобы разогнать толпу. На митинге скандировали лозунги "Мубарак, забери с собой Эрдогана", "Сегодня Египет - завтра Турция". Чем новые китайцы отличаются от новых русских12.03.2011 23:45 14 марта в 11 часов вечера в программе Александра Гениса "Поверх барьеров. Американский час" – заметки архитектора о новом Китае, вклад Хэмфри Богарта в экзистенциализм, Диалог на Бродвее, сага семьи Эйтингтонов. После восстаний в Восточной Европе в Пхеньяне собрали высших чиновников и показывали им видеорепортаж, где бывшие партийные начальники из ГДР продают на улицах карандаши. После этого элита Северной Кореи твердо решила никогда не отдавать власть. Нечто похожее, пишет "Нью-Йорк Таймс" сейчас происходит в Китае. Боясь "арабской эпидемии", власти заранее обрушились на западную прессу. Один американский журналистов был избит, других запугивают. Квартиры западных журналистов в Шанхае обходит служба безопасности. Власти пытаются выбить подписку о том, что журналисты не станут ничего печатать о так называемой "жасминовой революции", призрак которой сейчас бродит по Китаю. Понятно, чего боится Пекин, понятно – и почему. Новый Китай поставил перед собой двусмысленную цель: достичь богатства свободного мира, исключив то, что его делает таковым – свободу. О том, как это – буквально – выглядит на практике, АЧ беседует с нью-йоркским архитектором Антоном Гликиным, который работает сейчас в Китае. Зодчество, в определенном смысле, самое массовое и самое интимное из всех искусств. Оно способно не только говорить, но и проговариваться. …У новых китайцев показные амбиции сведены практически на нет, у них нет помпы. Нет малиновых пиджаков, нет никакого хвастовства, они работают очень эффективно, все эмоции спрятаны глубоко в карман, это – идеальные партнеры. Мы осматривали многие богатые частные дома, например, комнаты для прислуги великолепно оборудованы. Девелоперы, с которыми мы работали, не позволяли себе высказываться пренебрежительно в адрес беднейших слоев китайского населения. Это – умная правительственная политика, которая, безусловно, значительно более, я бы сказал, гибкая, чем это мы видим в России. Они очень умело манипулируют социальными процессами. А также 14 марта в 23 часа в программе "Поверх барьеров. Американский час": Миф Хэмфри Богарта …Богарт был призван в армию – точнее, на флот – во время первой мировой войны и был легко, но заметно ранен: крохотный осколок задел его верхнюю губу, и отсюда родилась его знаменитая зловещая, гангстерская улыбка: его верхняя губа перестала двигаться. Меховщики, шпионы, фрейдисты …Леонид стал, что называется, "человеком Сталина" и приводил в исполнение самые трудноисполнимые приговоры вождя. Он выслеживал и убивал неугодных Сталину российских иммигрантов в Харбине и Константинополе и неугодных коммунистов в Испании – во время гражданской войны. Подготовкой Меркадера и вообще всей организацией убийства Троцкого в Мексике тоже занимался Леонид Эйтингтон, за что получил орден Ленина. Сталин чрезвычайно ценил Леонида. В книге приводится указание Сталина своим приближенным: "Пока я жив, чтоб ни один волос не упал с его головы! Судя по всему, Леонид слишком доверился этим словам... "Диалог на Бродвее" "Никсон в Китае"; Фрэнк Гери – в Майами; Куба – в Нью-Йорке; Прокофьев – в США
Ислам и демократия12.03.2011 13:30 Массовые протесты в арабских странах заставляют духовных лидеров мусульман размышлять над тем, насколько совместимы ислам и демократия. Это важнейший вопрос для будущего целого региона. В последнее время духовные лидеры мусульман на Ближнем Востоке и в Северной Африке обсуждают, стоит ли им поддерживать народные восстания, вспыхнувшие в Тунисе, Египте, Ливии и других странах. Одну сторону в споре представляют поддерживаемые властями сторонники первостепенной роли религии в обществе – например, консервативные религиозные деятели Саудовской Аравии. Они осуждают антиправительственные протесты и называют их "неисламскими". По другую сторону – мусульманские духовные лидеры, призывающие начать реформы, но по-разному оценивающие происходящее: одни считают, что реформы возможны только при соблюдении норм ислама, другие выступают за секуляризм. Влияние всех этих духовных лидеров и наставников на общественное мнение в мусульманском мире велико. Миллионы жителей арабских стран следят за их выступлениями и читают их публикации. 6 марта Совет духовных лидеров Саудовской Аравии распространил заявление, в котором тактика участников акций протеста в странах Ближнего Востока и Северной Африки названа "подстрекательской" и "противоречащей тому, что велел Всемогущий Аллах". В то же время, либеральный египетский исламский ученый Гамаль аль-Банна, младший брат основателя религиозно-политической организации "Братья-мусульмане" Хасана аль-Банна, объясняет, что не существует большой разницы между демократическими ценностями и исламом: Согласно множеству опросов общественного мнения, большинство мусульман выступают за то, чтобы религия играла значительную роль в государственной политике – Протесты и демонстрации являются одним из важнейших способов сохранения достоинства и общественной морали. Выходя на демонстрации, люди стремятся восстановить свои нарушенные права или призывают выполнять свои законные требования, – утверждает Гамаль аль-Банна. Некоторые приверженцы реформ в качестве возможного примера страны, где ислам и демократия не вступают в противоречие, называют Турцию, где у власти находится исламская Партия справедливости и развития. Во время визита в Турцию один из политических лидеров Туниса Рашид Ганучи, который вернулся на родину недавно – после свержения президента страны Бена Али, – сказал, что турецкая Партия справедливости и развития "примирила ислам с современностью". Создать похожую партию в Египте пытается и религиозно-политическая организация "Братья-мусульмане". Катарский политолог Шади Хамид говорит, что разногласия духовных лидеров мусульман, как правило, не столь связаны с религией, сколь имеют политическую окраску. Хамид обратил внимание, что многие духовные наставники мусульман ассоциируются с тем или иным политическим движением, а, кроме того, имеют миллионы последователей. Через неделю после отставки президента Египта Хосни Мубарака известный духовный наставник мусульманского мира Юсуф Аль-Карадави выступал перед тысячами верующих на центральной площади Каира. В его первом за последние 50 лет обращении к египтянам, он убеждал их сохранить свою вновь обретенную свободу. Политолог Шади Хамид считает, что выдающееся положение Аль-Карадави свидетельствует о том, что новое поколение в арабском мире не хочет, чтобы религия влияла на управление государством: – За это выступает даже организация "Братья-мусульмане". Хочу внести ясность: отделение мечетей от государства не одно и то же что отделение религии от политики. Согласно множеству опросов общественного мнения, большинство мусульман выступают за то, чтобы религия играла значительную роль в государственной политике, – сказал Шади Хамид. Демократия в странах Ближнего Востока и Северной Африки может снизить влияние таких радикальных движений как "Аль-Каида" Муктадер Хан из Университета Делавэра, специализирующийся на исследованиях ислама, предполагает, что в арабских странах возникнут демократические мусульманские движения по примеру того, как это случилось в Европе, где появились христианские демократы. Он считает, что такие движения могут принять классические положения демократии, но при этом не перенимать антиисламскую риторику и не выступать против законов шариата. Если это произойдет, члены духовной иерархии будут главными проигравшими: – Саудовская Аравия превращается в аутсайдера этого региона, в то время как демократия, свобода и равенство становятся нормой в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В последние три месяца я неустанно пишу о том, что в случае, если Египет станет демократическим государством, демократия будет нормой во всем арабском мире, а каждая оставшаяся недемократической страна региона превратится в изгоя. Это то, чего опасаются духовные лидеры Саудовской Аравии, – сказал Муктадер Хан. Влияние радикального исламизма при этом нельзя недооценивать. Катарский политолог Шади Хамид говорит, что протесты в арабских странах уменьшают влияние "Аль-Каиды", так как общество начинает понимать, что перемен можно достичь мирным путем, не прибегая к насилию. Однако, по его словам, если арабские страны охватят хаос и беспорядки, это может привлечь радикальные движения, например, "Аль-Каиду". Вот что говорит Муктадер Хан из Университета Делавэра: – Демократия в странах Ближнего Востока и Северной Африки может снизить влияние таких радикальных движений как "Аль-Каида". Как только люди почувствуют, что они могут свободно распоряжаться своей судьбой, радикализм в регионе уступит. Демократия будет действовать как противоядие экстремизму и терроризму Афганистан: стандартная интервенция13.03.2011 15:41 В британском издательстве "Profile Books" опубликована книга бывшего посла Великобритании в Советском Союзе и России сэра Родрика Брейтуэйта "Афганцы: русские в Афганистане, 1979-89". Это не только хорошо документированная история советского вторжения в Афганистан, но и рассказы участников войны, с которыми автор книги встречался в России. Родрик Брейтуэйт был послом Великобритании в Москве с 1988 по 1992 гг, то есть в период вывода советских войск из Афганистана и в момент крушения СССР. После этого он был политическим советником премьер-министра Джона Мейджора, затем – главой Объединенного комитета по разведке. Само название книги – "Афганцы" – говорит о том, что это не просто история войны, но, прежде всего, рассказ о ее участниках – советских солдатах и офицерах, из которых свыше 15 тысяч не вернулись домой. Среди ветеранов этой девятилетней войны, с которыми встречался бывший британский дипломат и политик, а ныне писатель и историк, – российские политики, журналисты, советники правительства, солдаты, офицеры, генералы, врачи, медсестры, инженеры и строители. Многие из них до сих пор убеждены, что Советский Союз вторгся в Афганистан с благими намерениями. Они говорят, что провели земельную реформу, накормили голодных, освободили женщин от шариата, всем дали бесплатное образование, построили электростанции и заводы. В памяти других ветеранов сохранились лишь ужасы войны, кровь, нечеловеческая жестокость с обеих сторон, чувство страха и одиночества, которые они испытывали на горных блокпостах и заставах. Горечью проникнуты их рассказы о враждебности, с которой ветеранов-афганцев нередко встречали по возвращении домой. Именно эта враждебность, а также память о поражении и бессмысленных потерях подталкивали их к криминалу. Автор книги об этих событиях Родрик Брейтуэйт отмечает, что советская война в Афганистане мало отличалась от любой другой войны, а ее участники очень похожи на солдат других армий: На войне солдаты становятся не только свидетелями, но и участниками ужасных деяний. В этом заключается природа войны. Вовсе не надо быть советским солдатом, чтобы эти деяния совершать. Это касается и англичан, и американцев – Это была война, а на всех войнах происходит одно и то же: ужас и смерть. Воюющие молодые солдаты неизбежно становятся участниками трагических и жестоких событий. Солдат остается солдатом на всех войнах. В России я разговаривал только с теми ветеранами-афганцами, которые хотели со мной говорить. Дело в том, что после любой войны многие ее участники отказываются вспоминать, отказываются рассказывать о войне. Даже в собственной семье они предпочитают не вспоминать о ней. Такое происходило и после Второй мировой войны. Любая война чревата серьезной психологической травмой, поэтому ее участники очень неохотно вспоминают о военных событиях. Те ветераны, с которыми мне удалось поговорить, – это афганцы, которые согласились рассказать о прошлом. Конечно, мне облегчил задачу тот факт, что мы беседовали о войне спустя двадцать лет, и ветеранам было легче вспоминать. Кроме того, у них был и еще один стимул: им было лестно, что люди ими заинтересовались – ведь по возвращении домой из Афганистана их встретили молчанием, их критиковали, они были в подавленном состоянии. В своей книге мне хотелось передать и этот момент. – Одна из частей вашей книги называется "The Long Goodbye" ("Долгое прощание"). Почему советское вторжение в Афганистан затянулось на девять лет? Ведь СССР рассчитывал на краткосрочную военную операцию... – Дело в том, что руководство СССР мало что планировало, решившись на вторжение в Афганистан. Многое при этом было чистейшей импровизацией. В то время русские не думали, что им придется воевать. Предполагалось, что вторгшиеся войска наведут нужный СССР порядок, обучат афганскую армию и полицию и уйдут через полгода, максимум через год. И вдруг оказалось, что они были вовлечены в войну. Они этого не ожидали. Любопытно, что обсуждение способа вывода войск из Афганистана в политбюро ЦК КПСС состоялось уже через месяц после вторжения. – Вы сравниваете советскую войну в Афганистане с другими колониальными войнами. В чем ее специфика по сравнению с другими войнами такого типа? – Я провожу такие сравнения, чтобы показать, что никакой специфики нет. Это была стандартная интервенция. Когда войска какой-то одной страны вторгаются на территорию другой, а там происходит гражданская война или это просто чуждая цивилизация, люди, как правило, оказывают вторжению сопротивление. Это происходит независимо от того, пытаетесь ли вы насадить в этой стране демократию или социализм. Народы не хотят этого. Они сопротивляются любому иностранному вторжению. Так случилось во Вьетнаме, в Индокитае, при советском вторжении в Афганистане. Так происходит сейчас в Афганистане. – Ваша книга завершается такими словами: "По возвращении домой, воевавших солдат обуревают ужасные видения того, что они совершали"... – На войне солдаты становятся не только свидетелями, но и участниками ужасных деяний. В этом заключается природа войны. Вовсе не надо быть советским солдатом, чтобы эти деяния совершать. Это касается и англичан, и американцев. В этом суть военных действий. После любой войны ее участников преследуют ужасные воспоминания, которые наносят огромную психологическую травму. Последствия этой травмы ощущаются годами и даже десятилетиями
Эксперты заговорили о повторении арабских событий в странах Центральной АзииВ странах Центральной Азии возможно повторение событий, приведших к смене власти в ряде стран Ближнего Востока, однако, в случае реализации такого сценария, это станет не цепной реакцией на арабские события, а будет обусловлено внутренними причинами, считает секретарь казахстанской народно-демократической партии "Нур-Отан" Ерлан Карин, передает ИА "Новости-Казахстан".
"Если отвлечься от различных теорий, рейтингов и концепций, при ответе на вопрос "возможно ли повторение арабских событий в Центральной Азии", то можно ответить сначала — "да, вполне". Более того, подобное уже происходит в регионе — в Киргизии", - сказал он в пятницу в Алматы в ходе казахстанско-российского семинара "Центральная Азия: 20 лет новой истории". При этом он подчеркнул, что цепная реакция арабских событий и их прямое влияние на страны региона маловероятны. "События в том же Кыргызстане не приводили к эффекту домино в соседних странах Центральной Азии, хотя там (в Кыргызстане) произошли две революции. Поэтому, когда многие эксперты сегодня говорят, что события в арабском мире могут сдетонировать или спровоцировать подобные события в Центральной Азии, мне это кажется несколько сомнительным", - заметил он. События в том же Кыргызстане не приводили к эффекту домино в соседних странах Центр… Продолжение » |
|