НЕРАЗРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ ГЕОЭКОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ, ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, КОММУНИКАЦИЙ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ВТОРОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «URBANБАЙРАМ - 2014». УФА.

 

Гумерова Р.Б., Кравченко Ю.П.¹, Давлетов М.И.², Мустафин М.М.², Давлетова Д.М.²

БГУ, ООО «Лайт-2»¹, ООО «Коинот»², г.Уфа, Россия

astra.47@mail.ru,    mara-d@yandex.ru   

 

        18-22 августа в Уфе прошел второй градостроительный форум UrbanБайрам - 2014. Главной темой форума была «Стратегия развития в масштабе человека». В Уфе подписано постановление о разработке Стратегии города. Необходимо проанализировать текущее развитие города, его роль в регионе и в России, спрогнозировать его будущее, грамотно учесть интересы и планы всех стейкхолдеров. При этом необходимо помнить, что стратегические решения будут оказывать влияние на повседневную жизнь жителей Уфы, ведь именно для них разрабатывается Стратегия. Как сделать жизнь уфимцев разнообразнее, интереснее, комфортнее? Как будут связаны решения на макро- и на микроуровне? Это те вопросы, на которые предстоит искать ответ. Развитие большинства российских городов по-прежнему идет в рамках колоссальной инерции системы градостроительного планирования, унаследованной из советского прошлого. Для того чтобы разорвать порочный круг городских проблем необходимы пересмотр политики территориального планирования, внедрение новых методик разработки основополагающих документов, изменение местных нормативов, включение специалистов: медиков, геофизиков, геологов (института геологии УНЦ РАН), машиностроителей, авиационников, нефтепереаботчиков в разработку ТЭО (технико - экономических обоснований) проектов.

          18-22 August in Ufa the second Urban Forum UrbanBajram-2014. The main theme of the Forum was the "human scale development". In Ufa signed the Decree on the Development Strategy of the city. To parse the current development of the city, its role in the region and in Russia, predict the future, to take account of the interests and plans for all stakeholders. It must be borne in mind that strategic decisions will have an impact on the daily lives of the inhabitants of Ufa, it is a strategy for them. How to make life more interesting, more diverse ufimtsev more comfortable? How are decisions on macro-and micro-levels? These are questions that will have to look for the answer. The development of most Russian cities still goes through tremendous inertia of urban planning system, inherited from the Soviet past. In order to break the vicious circle of urban problems require revision of territorial planning policies, the introduction of new methodologies for the development of basic documents, changing local regulations, the inclusion of professionals: doctors, geophysicists, geologists (Institute of geology of the UFA BRANCH of Russian Academy of Sciences), engineering, aviacionnikov, neftepereabotčikov in the development of the FEASIBILITY STUDY (feasibility) projects.

            Ключевые слова: стратегия развитие города Уфы, геодинамика, геопатогенные зоны, планировка кварталов города с учетом геологических разломов.

              Key words: strategy for the development of the city of Ufa, Geodynamics, geopathic zones, neighborhood planning, taking into account the geological faults.

    “У Уфы есть генеральный план, утвержденный в 2006 году. Его необходимо корректировать, так как он оторван от жизни, от потребности горожан. Разработка Стратегии развития Уфы позволит создать образ, видение развития города, увязать интересы всех заинтересованных сторон. А на основе этой стратегии  появится генплан — более понятный, качественный и эффективный, с реальными сроками и с подкрепленными экономическими выкладками” (Ильдар Ибрагимов, главный архитектор города Уфа)

             В качестве первого этапа в Главархитектуре Уфы прошел I градостроительный форум UrbanБайрам - 2013. В рамках форума прошел ряд публичных лекций, дискуссий, круглых столов и обсуждений о будущем города. Были затронуты такие темы, как необходимость разработки Стратегии развития города, идентичности и бренда города, вопросы сохранения культурного наследия, качества и доступности жилья. Отдельная сессия была посвящена анализу практики разработки стратегических мастер-планов российских и зарубежных городов.

 

 
   

 Фото 1. Башкирские кони (потомки сарматских), в южных районах республики до сих пор  на полувольном  содержании.  

 Фото 2. Гунны. Атака конницы Аттила.

 
   

            На заключительной стадии I форума приглашенные эксперты сформулировали общие предложения по основным направлениям стратегического развития Уфы, основанные на изучении конкурентных преимуществ и реального потенциала. Эти предложения были презентованы широкой общественности и главе Администрации ГО Уфа РБ

            Однако, несмотря на большой объем проделанной работы, форум остается на уровне лекций и рекламы различных сторонних фирм. Не учитывается развитие наук, техники, требования рынка Башкирии. В первую очередь - это инертность мышления архитекторов  Уфы.

            Для лучшего осмысления докладов, выступлений и предложений зарубежных специалистов, выработки решений, необходимо затронуть историю Башкирии.

Фото 3. Уфимская крепость.

 
   

                                                          История.

              Выбор площадки строительства города Уфы был обусловлен 2 факторами:

 1. защита поселений лесными массивами

 2. Строительство железной дороги.

              Территория Уфы была освоена не менее 2000 лет назад на водном пути из Аркаима на Каму, чуть севернее степных открытых пространств, контролируемых скифами и савроматами (фото 1), позднее гуннами: мадьярами) тюрками. По летописям средневековья, территория поселения (города) Уфы начиналась как стоянка ногайских ханов. На протяжении 60 км вдоль реки Агидель, – на месте современной Уфы, были стоянки кочевников. Причем все окрестности Уфы были окружены густыми лесами. Итальянский архитектор Габриэле Филиппини постоянно сравнивает пейзажи (термины римской архитектуры) Уфы с пейзажами Венеции. Идет сравнение лесных пространств с морскими. Эти лесные массивы и рельеф Уфимского полуострова - обрывы с 3 сторон, надежно гарантировали защиту от конных атак южных соседей (фото 3, 4).

              Большое значение в развитие Уфы сыграло строительство железной дороги Москва - Владивосток. Город стал ускоренно развиваться. Открытие нефти в Башкирии обусловило создание на территории города нефтехимических производств и заводов по ее переработке.

              Вторая мировая война привела к передислокации крупных машиностроительных заводов с западных территорий СССР и созданию авиационных производств. Все это привело к резкому увеличению численности населения города.

               Распад СССР привел к деградированию многих производств Уфы, потере рынков. Все это отразилось на экономике Башкирии, г.Уфы. Идут процессы выработки новых механизмов развития производств, экономического потенциала республики и города. В последние годы произошли крупные изменения в топливно - энергетическом комплексе Башкирии: многие нефтяные месторождения отработаны, идет свертывание производств, перенос заводов в другие регионы: Западную сибирь, Ямал. Основные трубопроводные системы РФ также оказались за пределами Башкирии — в Пермской области. Соседи четко обозначили спорные области и сразу заявили, что Башкирия является их прямым конкурентом и начали свертывать поставки нефти на уфимские заводы через г.Челябинск (Сургутнефтегаз).

                Это вынуждает минпром РБ, предпринимателей искать новые эффективные решения.

 

 

 
 

 


Фото 4. План Уфы.

 

       В ходе выступлений было рассмотрено на уровне презентаций опыт работ фирм Москвы, Екатеринбурга, Перми, Ижевска, Вологды, Пензы, Италии. Правда  большей частью это были концепции, довольно далекие от реального состояния дел в Уфе (фото 5).


 

 

 
   

 

 

Фото 5. Маркетинговые решения при обустройстве городов.

 

           В результате кризиса в РФ, многие заводы оказались без заказов, убыточными и встал вопрос о их закрытии. Часть производств после экономических расчетов предлагается вынести за пределы жилого фонда г.Уфы. Большинство производств исчерпали моральный срок эксплуатации, планировка рабочих мест не соответствует сегодняшним нормативам. Пока мэрия решает вопрос с переносом старых производств и созданием новых промзон (фото 6 - 8).

 

 

 
   

 

Фото 6. Старые цеха УЗЕМИК.

 

 

 
   

 

 

Фото 7.   Перепланировка площадки УЗЕМИК. Учитывая большое развитие карста, зон геологических разломов, проблемы с промышленной безопасностью зданий Уфы: за 20 лет треснуло 100 домов, 5 уже разобрали, = планировка площадки не обоснована геофизическими замерами. Геофизика вообще не проводилась. Сразу вопрос к проектировщикам: известно ли им карстовое строение Уфимского полуострова, знакомы ли они с картой дешифрирования космических снимков института геологии УНЦ РАН (академика Казанцева Ю.В.), проведены ли геофизические замеры карстовых зон? По последним наблюдениям (http://mara-d.narod.ru/index/sklonovye_javlenija/0-354) по ул.Заводской г.Уфы установлено, что вероятно, большая часть сноса грунтов с территории города происходит по карстовым полостям вертикально вниз.

 

 

   

 

          

 

Фото 8. Торговый центр «Лето».

  

                            Кластерный вариант финасирования промышленности.

 
   

            Представители торгово - промышленной палаты РБ начали докладывать о кластерной политике ТПП РБ, но сразу были остановлены вопросом: какие объемы финасирования? Оказалось, на все 95 проектов минпром РФ выделил всего 2,5 млрд. руб. Что не позволяет восстановить даже старые заводы, стоимостью в млрд.руб. Заказы по этим программам не гарантированы.

     Фото 9

                                      

                                   Коммерческие перспективы развития Уфы.

          3 года назад Уфу посетила делегация авиационной фирмы из Израиля. Планировалось построить завод по ремонту боингов в Уфе. Инженеры сообщили, что Уфа находится на середине авиатрассы Лондон — Пекин, что является самым экономичным вариантом логистики в Поволжье. Это позволят планировать авиационные производства вокруг аэропорта Уфы. Целесообразно было бы создать авиационный сборочный завод (ТЭО на 9,5 млрд. дол. отправлен президенту РФ в январе 2013г) на базе 8 комплектующих авиазаводов ракетно – космического комплекса республики в пределах современного аэропорта. В перспективе — здесь должен развернуться завод космических транспортных зондов (250 млн. дол.). 4 года назад предприниматели г.Уфы направляли предложения по созданию сборочного авиазавода  на боинг, аэробус, бомбарде. Т.к. это правительственные корпорации, ТП передали эти предложения частным инвесторам. Поэтому сейчас отдел экономики мэрии удивляется, почему большинство фирм ЕС просят площадки возле автодороги в аэропорт.

Учитывая исторический фактор: проживание мусульман Поволжья, город Уфа имеет возможность работать с мусульманскими фирмами – рынок сбыта 1,6 млрд. населения планеты. Такой ход событий позволяет пригласить для архпроектов специалистов из Лондона (самый концептуальный модерн в мире) и Пекина. Китайские специалисты могут привлечь на свои проекты и собственные крупные инвестиции. Это позволит получить контракты в большем объеме и по линии ШОС, БРИКС. А также привлечь архитекторов ОАЭ (+ инвестиции), где строятся самые высотные здания в мире (фото 10). Кстати, на месте Дубая, 40 лет назад была пустыня.

Фото 10. Татарский театр «Нур» (араб.  «свет»), в период перестройки здесь был долгострой – районный кинотеатр. Башгражданпроект сделал проект среднестатистического российского театра, с конными статуями на фасаде, что не соответствовало исламским канонам. Татарские общественные организации (ТОЦ РБ) и архитектор Гильмияров Фарид предложили свои эскизы архитектурных решений: на базе среднеазиатских (мусульманских) планировок общественных зданий Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана. Сюда вошли элементы Регистана (Самарканд), куполов иранских мечетей, отделка крыш бакинских комплесов….В итоге эти предложения лично утвердил министр строительства РБ Усманов Минираис Марванович http://golosislama.ru/news.php?id=16077. Правда архитектурные решения были ограничены техническими возможностями заводов стройматериалов г.Уфы. В дальнейшем эти элементы были использованы при проектировании и строительстве башкирского драмтеатра, стадиона «Динамо».

 Разрушение зданий по городу Уфе в результате надвиговых (тектонических) движений.

           В результате изучения геологических явлений в Башкирии, академики Камалетдинов М.А., Казанцев Ю.В. (институт геологии УНЦ РАН) пришли к выводу о надвиговом характере тектонических движений по территории республики и городу Уфе. По подсчетам геодезистов в Уфе за 20 лет треснуло 100 домов, 5 пришлось разобрать. Половина из этих нарушений зафиксирована на карстовых зонах. Карст в тектонике рассматривается как пересечение 2 геологических разломов. Из самых характерных разрушительных явлений здесь можно перечислить: Дудкинский сдвиг 175км http://golosislama.ru/news.php?id=18516 (автомобильный мост в Затон, западный склон Уф. полуострова) на пересечении с оперяющим разломом по р.Белой – Четырмано - Турбаслинского надвига 55 км, здесь военные инженеры закачали 60 эшелонов цемента под опоры и часть этого состава всплыла 1км ниже в районе Воронок; Спасский храм на ул.Октябрьской революции 37а (восточный склон Уф. полуострова) – простоял 190 лет, но попал в зону пересечения оперяющих разломов и пошли осадки фундаментов (фото 11, рис.1). Материалы по площадке нового автомоста в Затон (5 млрд. руб.) были направлены президенту РАН с предложением ввести в техзадание моста карту Казанцева Ю.В. (2000г) и создать закон по быстрому введению наработок институтов РАН в нормативно – техническую документацию производственников РФ. На следующий день президент РАН встретился с президентом РФ, через день был издан указ о восстановлении минстроя РФ.

Фото 11. Спасский храм.

Рис.1  Схема расположения Спасского храма на оперяющих разломах. В октябре 2013 г. эти материалы были переданы в Уфимскую епархию, далее в РПЦ. На следующий день в интернет  – газете был опубликован материал о том, что проектирование православных храмов находится на крайне низком уровне и был объявлен всероссийский конкурс архитекторов по проектированию храмов с зарубежным участием. По результатам конференции I-ой научно-практической конференции с международным участием «Геоэкология жилого дома» Геодинамически активные разломы и их воздействие на здоровье и жизнедеятельность человека Санкт-Петербург 9-11 июня 2014 г. был сделан вывод о том, что такие зоны разломов необходимо застраивать только парками, складскими помещениями, легкими постройками.

 

                                                             ВЫВОДЫ:

  1. Нет обратной связи властных структур г.Уфы, бизнеса с общественностью и частными предпринимателями г.Уфы [1].
  2. Большинство проектов развития г.Уфы – популистские.
  3. Архитекторы Уфы и Башкирии продолжают проектировать город без учета надвиговой тектоники республики (ИГ УНЦ РАН), без учета новых наработок медиков РФ, - в ближайшее время стоимость компенсаций за лечение населения будут нести проектировщики и строители (будут новые законы) [2].
  4. Каждая площадка под строительство должна быть обследована геофизическими методами [3]
  5. По результатам работ медиков СПб составлена схема геопатогенных зон г.Уфы (рис.2). Основное требование уменьшения влияния геопатогенных зон: меньшая влажность и более дальнее расположение строений от зон геологических разломов. По этим данным наиболее безопасное строительство возможно на Уфимском полуострове и  Деме. По воде (долинам рек) идет передача излучений сотовой связи, блуждающих токов, электроустановок на значительные расстояния, плюс испарения водных растворов – утечек токсичных  производств Стерлитамака, Салавата и т.д. Причем мощность геопатогенных факторов не уменьшается, а наоборот – увеличивается.
  6. Для получения инвестиций необходимо на строительных форумах присутствие представителей духовного управления мусульман Башкирии, т.к. большинство инвесторов из арабских стран просят указать халял - проекты для их инвестирования в республику.

 

 

 

 
   

 

 

Рис. 2. Наложенные схемы геологических разломов (Казанцев Ю.В. 2000г – черные пунктиры, ИГ УНЦ РАН) с геопатогенными зонами по речной сети возле г.Уфы (светло-коричневого цвета).                                       

                                               Линии:

фиолетовый цвет – промзоны:    1. ТЭК на севере г.Уфы

                                                         2. Машиностроительная, аэрокосмическая  - на юге г.Уфы, вдоль дороги и вокруг аэропорта. Экономисты мэрии озадачены: большинство зарубежных фирм просит дать площадки под строительство своих производств именно вдоль трассы Уфа – аэропорт.

Светло – коричневый цвет:  геопатогенные зоны по речным долинам вокруг Уфы

Красный цвет – трасса высокоскоростной магистрали Москва – Уфа, вторая очередь Уфа-Стерлитамак  – Оренбург  – Казахстан – Персидский Залив.

Синий цвет- наземное метро в аэропорт (на 200 тыс. чел)

 

                                                                  Литература:

  1. http://natalvital.livejournal.com/579963.html
  2. ТРУДЫ I-ой научно-практической конференции с международным участием «Геоэкология жилого дома» Геодинамически активные разломы и их воздействие на здоровье и жизнедеятельность человека / Геоактивные зоны и их воздействие на здоровье и поведение человека /Санкт-Петербург 9-11 июня 2014 г.
  3. http://www.iga1.ru/pribor.html

 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz