ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ УФЫ. НАДВИГОВАЯ ТЕКТОНИКА, ВЛИЯЮЩАЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ МОСКВА – УФА.

 

Давлетов М.И.¹, Кравченко Ю.П., Давлетов Р.М.¹, Мустафин М.М.¹, Давлетова Д.М.

ООО «Лайт-2», ООО «Коинот»¹,г.Уфа, Российская Федерация

astra.47@mail.ru,    mara-d@yandex.ru.

 

          Ключевые слова: промышленная безопасность, надвиги, сдвиги, тектоника, структурная геология, оползни, карст, овраги, промышленное и жилищное строительство, разломы, геодинамические зоны, проектирование.

 

             В начале 2000 года в ИГ УНЦ РАН была произведена дешифровка [1] космических снимков по территории РБ (рис.1). В результате выяснилось, что построенный автодорожный мост в Затон из г.Уфы пересекает узел разломов: оперяющий разлом Четырмано - Турбаслинского надвига (р.Белая) и Дудкинский сдвиг (фото 1).  При строительстве в основании моста было закачено 60 эшелонов цемента. При обследовании площадки опор моста выяснилось, что цемент начал всплывать возле станции Воронки (1 км ниже по течению), заполняя карстовые полости по зоне дробления оперяющего разлома на дне р.Белой (рис. 2). Академики Камалетдинов М.А., Казанцев Ю.В. постоянно на всех заседаниях отделения геологии АН РБ рекомендовали площадку строительства затонского моста на 300 м вправо - влево от узла пересечения разломов.

             

Фото 1. Дудкинский сдвиг (175 км) в виде оврага шириной до 500м. Под основание моста было закачано 60 эшелонов цемента.

          В настоящее время РЖД ведет проектирование I этапа скоростной железной дороги (до 300 км/час) Москва – Чернушки - Уфа, с конечной станцией «Уфа». Планируется строительство моста в 700 м выше по течению от старого автодорожного в Затон, через карстовую зону р.Белой. При таком поверхностном проектировании снова необходимо будет закачать 60 эшелонов цемента в основании скоростного жд моста.

           Кроме этого, специалисты РЖД не учитывают перспективу – продолжения скоростной магистрали. II этап: Уфа – Стерлитамак – Кумертау – Оренбург – Казахстан… - Иран – Персидский залив. Причем, при выводе конечной станции «Уфа», скоростной состав потеряет около 30 минут для разворота через станцию «Дема» при передвижении на мостовых переходах через р.Белую. Этот проект не экономичен,  и сопряжен со строительством по аварийной карстовой (разлому) зоне р.Белой.

      

Рис.1  Схема автодорожного моста через р.Белую в Затон. Фиолетовым цветом показано направление смыва цемента по карстовым разломам к станции Воронки. Красным цветом показан проект трассы высоскоростной жд магистрали с конечной станцией «Уфа» (попадает на оперяющий разлом – р.Белую, на карстовую зону). Синим сплошным цветом показана I и 2 очередь проекта трасса высокоскоростной жд Москва – Уфа  (– Стерлитамак – Кумертау – Оренбург…).

                                                           Вывод:

1.Необходимо проектировать скоростную жд сразу на станцию «Дема», на более безопасную площадку.                                                      

                                                   Литература:

1. Казанцев Ю.В., Казанцева Т.Т. «Структурная геология юго-востока Восточно-Европейской платформы». Издательство «Гилим». Уфа 2001г., С.235

2. «В Уфе рассыпается дом» / Ufa1.ru  от 27 мая 2013г (http://ufa1.ru/text/news/658516.html#video)

3. РЕН ТВ. Программа «Формула стихии». Геопатогенные зоны. http://smotri.com/video/view/?id=v1872210b3c2


(Статья не прошла на конференцию института геологии уфимского научного центра РАН, но из-за такого бездействия ИГ УНЦ РАН по инженерной геологии в Уфе по данным ЗапУралТИСИза за 20 лет треснуло более 100 домов. Попавших на карст (50%) и оползневые склоны Уфы:

- рядом с ЗапУралТИСИзом: ул.Зорге9/2,

- ул.Заводская 178...

Такой эгоизм докторов наук ИГ УНЦ РАН стоит потери более 100 тыс. рабочих мест, только по аэрокосмическому кластеру Башкирии).

Бесплатный хостинг uCoz