…w.ukans.edu/~kansite/ww_one/comment/togan.html) аспектом Kazaklik является то, что он привёл к заметному отличию казахов от соседних тюркских народов. С другой стороны, не подверженные влиянию древней культуры, казахи лучше и быстрее усваивают современные научные методы и идеи, быстрее соседних, более культурных, тюркских народов.

Казахские племена и их подразделения( как правило, словом племя я переводил английское tribe,а тюркское uruk – словом род, более мелкое относительно племени подразделение, uruk состоит из oymak’ов, а те состоят из aris‘ов, состоящих из soy, далее следует tire. Названия всех этих родов я не рискну перекладывать в кириллицу, кое-где всё и так очевидно, а в большинстве случае просто не хочу попасть впросак): Старший Жуз(``Uluyuz'') включал 11родов(uruks): Duvlat (его оймаки(oymak): Buptay, Cimir, Siyqim, Canis), Adban, Suvan, chaprasti, Esti, Ochakti, Sari Uysun, Calayir, Qangli, Chanchkiliи Sirgeli. Согласно старым расчётам, общее население Старшего Жуза(``Uluyuz'') - 460,000. Они живут в Семиречье(Yedisu) и Сырдарьинской области(provinces). Средний Жуз(``Ortayuz'') имеет 5 родов(uruks): Girey, Nayman, Argin, Qipchaq и Qongrat. Girey имеет 2 оймака(oymaks): ``Uvak Girey'' (aris: Cantiqay, Cadik, chiruchi, Iteli, Qaraqas, Mulgu, chobar-Aygir, Merket, It- Imgen, Cas-Taban, Sarbas, chi-Moyun) и ``Qara-Girey'' (aris: Morun[soy Bayis Morun, Siban, Qurdcay, Tuma и Baysiyiq Semiz Nayman, Bulatchi, Toqpaq] и Bay-Ciket[soy Cumuq and Tugas]). Girey живут на Чёрном Иртыше(Kara Irtis), Иртыше(Irtis), Obagan, Kisma Isim и Oy речных бассейнах. Племя найман(``Nayman'') состоит из 12 оймаков(oymaks): Aqbora, Bulatchi, Ters Tamgali, Tortovul, Kokcarli, Ergenekti, Semiz Baganali, Sadir, Matay, Sari Cumart, Qazay, Baltali. Найманы жили в районах Улатау(Ulutav), озера Балхаш(Balkas) и хребта Тарбагатай(Tarbagatay). Согласно старым расчётам их общая численность - 500,000. Из этой линии oymak Baganali имеет 3 aris’а: Toqbulat(soy Ciriq, Ibiske, Qizil Taz, Qara Bala, Sari Sargaldaq); Sustan(soy: Boydali, Bes Bala); Aq Taz(soy Teney, Baliqchi, Qarmaqchi, Seyid [tire: Bay Emet, churtay ara Ataliq, Mamay, Babas, Bulatchi Nayman, Cumuq, Calman, Badana]). Племя Аргын(``Argin'') подразделяется на 3 больших оймака (oymak): Mumin(aris: Bigendik, chigendik[soy: Atigay, Bagis, Qancagali, Tobuqti, Qaravul, Sari, chaqchaq Tuman, Amancul, Kuchey, Baqay, Cuzey, Aq Nazar, Tenet, Qarabas, Qalqaman, Bay Emet, Qochkar, Cetim], Madyar, Tolek); Quvandiq(aris: Altay, Qarpiq, Temes, Agis, Qalqaman, Aydabul); Soyunduk (aris: Qurucas, Quzgan, Qusqal, Toki); кроме того, есть ещё независимый ``Qara Qisek'' aris(включающий soy Tortovul, Taraqti). Согласно старым расчётам, племя Аргын(Argin) насчитывает - 89,000. Они живут в бассейнах рек Иртыш, Ишым и Тобол. Племя ``Qongrat'' подразделяется на 2 больших оймака(oymak): Koktin Ogli и Kutenci (aris: Cemtimler, Mangitay, Qara Kose, Quyusqansiz, Teney, Toqbulat, Baylar-Cancar, Busman). Qongrat’ы живут в бассейне Сырдарьи. Племя ``Qipchaq'' имеет 4 большие оймака(oymak): Kok Murun, Kuldenen, Buchay, Qara Baliq. Qipchaq’и состоят из многочисленных aris, soy и tire. Они живут в большинстве своём в бассейнах рек ``Oy,'' ``Tobol,'' ``Turgay''. Младший Жуз``Kichi Yuz'' состоит из 3 племён(tribes): Alimoglu(в казахском произношении, ``Elimolu''), Bayoglu (казахское произношение, ``Bayoli''), Yedi Urug(казахское произношение ``Ceti-ru''). Aris’ами ``Alimoglu'' являются Qarasaqal (soy: chunqara [tire: Qangildi, Kutkulech, Sekerbay, Batan, Car Boldi], Saribas[tire: Baqti-Berdi, Bavbek, Nazim], Busurman[tire: Nogay, Gasikur, Cekey], Tortqara[tire: Turum ara: chavdar, Aviqman, Qachan, Toguz Seksen, Toqman ara: Saqal, Can-Keldi, Sekerbay, Kutkulech, Khan Geldi, Qasim ara: Ayit, Seksek, Madi, Baqcan, Appaq ara: Qara-Kese, Ak-Bes, Batan]), Qara-Kisek, Kite, Tort-Qara, chumekey, chekli, Qara-Kisek, Qazan-Taban, Istek, Bayis, Esen Geldi, Cakev. Aris’ами ``Bayoglu'' являются Aday(soy: Baliqchi, Aqman, Tubus[tire: Zarubay, chunqay, Bavbek, Tabunay, chikem, Bebkey], Mugal[tire: chavlay, chekuy], chibeney[tire: Cumart, chelim], Qonaq [tire: Urus, Toq-Sara], Qosay, Tukuchey); Cappas(soy: Kineki, Kirman, Sumruq, Andarchay, Qoldiqay, Qara-Koz, Qalqaman), Alacha, Baybaqti (soy: Qanq [tire: Kuli Sunduq, Bavbek, Aliz], El-Teke, Bataq(tire: chabachi, Qolchiq, Sagay, Cavgati, Tuqabay, Buganay, Kochmen, Itemke), Masqar(soy: Qutluch-Atam, Babanazar, Masaq), Beris, (soy: Sibaq, Nogay, Qayli-Qach, Can-Mirza[tire: Toqman, Bes-Qasqay] Isiq), Tazlar, Isen-Temir, chirkes(soy: Kusun[tire: Samay, Umurzaq, Utegen, Ulcabay], Cavqachiq, Qis- Kistek, Kuyus, Ilmen), Tana, Qizil-Kurt (soy: El-chula, Subi), Seyikhlar, Altun, (soy: Calabaq, Aydurgay, Sagay). Aris’ы ``Yedi Uruk(букв.7 родов)'' это: Tabin, Tama, Kirderi (soy: Yabagu), Cagalbayli, Kireyit, Tilev, Ramazan. Из этих племён(tribes), ``Elimolu'' живёт на Урале(the Ural province), вдольнижнего течения Сырдарьи, к юго-востоку от Аральского моря, в восточной части Хорезма и в восточной части Бухары; племя(tribe) ``Bayolu'' живёт в Bokey Orda, на Урале(Ural province), Мангышлаке, и по всему плато Устюрт. ``Yedi Uruklar,'' в свою очередь, живут на Урале и Туграе(Ural and Turgay provinces). По старым подсчётам, население Младшего Жуза(``Kichi Yuz'') примерно 800,000.


Узбеки(Ozbekler).


Узбекские племена приходят в Трансоксанию(The Ozbek Tribes Arriving in Transoxiana)

Современные узбеки прибыли в Трансоксанию и Хорезм Джучиева улуса со всей организацией и институтами, наличествовавшими у шейбанидских узбеков(Shiban Ozbeks). Фактически, иерархия(``orun'')которую образовывали племена в правительстве, была той же самой. Узбеки, сменив Тимуридов у власти, заменили и их госструктуры своими собственными. Вместе с узбеками пришли и элементы, близкие к дворцовым кругам ``Ich Eli'' - Золотой Орды(Altin Orda), которые можно охарактеризовать как вполне цивилизованные. Более того, следуя терминологии хроник(chronicler) Otemis Haci,* Шейбаниды, пришедшие в Трансоксанию, включали в себя правящие элементы старого Узбекского эля(``Ozbek Eli'') (т.е. Золотой Орды), ``знаменитой области Тура(Tura) называемой также Деревни Мангытов(Mangit Villages)'', т.е. западно-сибирской области Тура(``Tura''), где существовал оседлый улус мангытов(Mangit ulus) – область Тургай(Turgay Province), с центром в районе современного ``Ak-Gol''(озера Белого) ``chalkar-Gol,'' где также правили потомки Шибана. В своё время этими территориями правил Абульхайр-хан, отнявший области Тура и Башкурт(``Tura and Baskurt'' regions) у представителей другой ветви Шейбанидов, представленной западно-сибирским ханом Мамутеком(Mahmudek). Затем Абульхайр обладел нижним течением Сырдарьи, в 1431, и Хорезмом. Абульхайр следовал той политике, что в деле управления следует опираться на южные и северные земледельческие оседлые области улуса Джучи. Хусейн Хорезми(Huseyin Khorezmi), великий учёный своего времени, написал на тюркском языке поэму, восхваляющую этого правителя, под названием ``Kaside-i Burde,'' и приложил её к одной из своих научных работ. Другой ученый, по имени Mesut Kohistani, написал на персидском языке историческое жизнеописание Абульхайра. В течение XVI века значительная часть узбеков расселилась по селам и занялась земледелием в бассейне реки Зеравшан и в Хорезме. Возможно, они как раз представляли элементы, прибывшие из Сырдарьинского региона и Туры(``Tura''), где переход к оседлости уже достаточно продвинулся.

Shiban Han(Мухаммед Шейбани-хан) был правителем, привыкшим кочевать по пространству между Сырдарьёй и Астраханью. Shibanli Mehdi и Hamza Sultan, прибывшие в Трансоксанию до него, были сыновьями Бахтияр-султана(Bahtiyar Sultan), правителя оседлых областей, крепостей(strongholds), и замков(castles) области Тура(``Tura'' province). Считается, что они со своими узбеками прибыли туда(в Трансоксанию) в эпоху поздних Тимуридов. Теперь рассмотрим племенную организацию: узбеки``Ozbek'' повсеместно именуются ``doksan iki boy Ozbek'' [узбеки 92 племен]. Здесь boy означает племя. Для башкир(Baskurt), используется термин Башкиры 12 племен(``Twelve Tribe Baskurt''). У узбеков существует генеалогия, где все эти 92 племени названы поименно. Между современной версией этой генеалогии и версиями, имеющимся в копиях манускриптов XVI-XVII веков, есть некоторые различия (см.например, опубликованные версии ``Akhund Kurbanali,'' ``Khanikov,'' и ``Sheykh Suleyman''). Нет никаких сомнений, что эта генеалогия перечисляет названия племен эпохи Золотой Орды(Altin Orda), т.е. до отделения мангыт-ногаев и казахов. Вот эти племена: Min(минг), Yuz(йуз), Qirq(кырк), Ungechit, Calayir(джалаир), Saray(сарай), On(онг), Qonrat(конгурат), Alchin(алчин), Nayman(найман - в эпоху Чингис-хана так называлось одно из западно-монгольских племён, впрочем, многие найманские имена из Сокровенного Сказания имеют явно тюркское происхождение, что многих приводит к мысли, что они скорее были тюрками или сильно тюркизованными), Argin(аргун), Qipchaq(кыпчак), chichak, Qalmaq(калмак), Uyrat, Qarliq, Turgavut, Burlas, Buslaq, chemerchin, Qatagan(каттаган), Kilechi, Kineges, Boyrek, Qiyat(кият), Bozay, Qatay(Khitay - китай(катай), вероятно потомки каракитаев, ушедшего на запад ответвления киданей), Qanli, Ozce Buluci (?), Topchi (?), Upulachi, Culun, Cit, Cuyut, Salcavut, Bayavut(байаут), Otarchi, Arlat(арлат), Kireyit(кереит), Unqut(онгут), Mangit(мангыт), Qangit, Oymavut(уймаут), Qachat, Merkit(меркит), Borqut(буркут), Quralas, Qarlap, Ilaci(илачи), Gulegen(?), Qisliq(кышлык), Oglan(оглан), Kudey, Turkmen(туркмен), Durmen(дурмен), Tabin(табын), Tama(тама), Mechet, Kirderi, Ramadan(рамадан), Mumun, Aday, Tuqsaba, Qirgiz(кыргыз), Uyruci, Coyrat, Bozaci, Oysun, Corga, Batas, Qoysun, Suldiz(сулдуз), Tumay(тубай), Tatar(татар), Tilev(тилау), Qayan, Sirin(ширин), Kurlevut, chilkes(чилкас), Uygur(уйгур), Yabu(=Yabaqu - ябу), Agir(Agiran), Buzan, Buzaq, Muyten, Macar, Qocaliq, choran(шуран), churchut, Barin(=Behrin), Mogul, Nokus[Nukus](никуз). 33 из этих названий племен являются монгольскими, большинство остальных совпадают с названиями известных тюркских племен Джучиева улуса, происхождение остальных ныне нам неизвестно. Такие племена(tribes) как Barlas( Тимур был родом из него) и Kavchin, проживавшие в Трансоксании ещё до вторжения узбеков, но позднее присоединившиеся к ним, в этих списках не упоминаются. Из названных 92 племен, примерно 45 входят в состав современных узбеков. Вышеупомянутые монгольские племена конечно же происходят от подразделений монголов посланных когда-то(в период монгольского нашествия) в улус Джучи. Большинство из этих племён с монгольскими названиями ныне находятся в Трансоксании и Хорезме. Очевидно, что эта генеалогия, которая традиционно передавалась из поколения в поколение, отражает веру её обладателей, узбеков Трансоксании и Хорезма, в то что они являются потомками этих племен, и потому полностью представляют те силы, которые когда-то создали Золотую Орду, а затем перенесли эту структуру с собой в Трансоксанию(Transoxiana). Современное подразделение этих племен таково: (1) племя Qongrat tribe: Состоит из 5 oymak’ов. Первый оймак Qancagali, состоящий из следующих aris’ов: Orus, Qara-Qursak, cholik, Quyan, Quldavli, Miltek, Kur-Tugi, Gele, Top-Qara, Qara-Boz, Nogay, Bilgelik, Dostelik. Второй oymak, из 9 aris’ов: Aq-Tana, Qara, churan, Turkmen, Qavuk, Bes-Bala, Qarakalpaq, Qacay, Khoca- Bece. Третий oymak, Qostamgali, тоже из 9 aris’ов: Kul-Abi, Barmaq, Kuce-Khur, Kol-chuburgan, Qarakalpaq, Qostamgali, Seferbiz, Dilberi, Cachaqli. Четвертый, Qostamgali oymak, 7 aris: Tartugli, Agamayli, Isigali, Qazancili, Uyukli, Bukechli, Qaygali. Пятый, Qir oymak, 5 aris: Guzili, Kusevli, Ters, Baliqli, Quba. Все эти ветви (рода) Kongrat uruk проживают в дельте Амударьи, в провинциях Khuzar (Ghuzar) Бухары(Bukhara), Sirabad, Qurgan-Tepe. Они во значительной степени сохранили кочевые традиции в Бухаре. Теперь о племенах расселившихся в Хорезме; (2) племя Nayman tribe. 3 oymak’а: Qostamgali, Uvaqtamgali, Sadir. Они живут в Хорезме и Самарканде; (3) Kineges, состоит из 5 oymak’ов: Qayrasali, Taraqli, Achamayli, chikhut, Abaqli. Живут в Шахрисабсе(Shehrisebz – исторически Кеш) и Хиве(Khiva); (4) племя Mangit, состоит из 3 oymak’ов: Toq-Mangit, Aq-Mangit, Qara- Mangit. Живут в Хиве(Khiva) и Qarsi(Карши); (5) племя Tuyaqli, проживающее в Самарканде и Kette-Qurgan; (6) Muyten, проживающее в Самарканде и Kette-Qurgan; (7) Saray, проживающее на границах областей Shehrisebz-Yekke-Bag; (8) Barin, проживающее в Фергане и (тумене) Kette-Kurgan tumen; (9) Khitay и (10) Qipchak: Эти 2 племени образуют наиболее важные сегменты в Самарканде и Kette-Kurgan’е. Также много их в Хиве и Фергане; (11) Min, проживающие в Самарканде, Penchkent(Пенджикенте), Jizzakh(Джиззаке), и в Фергане; (12) племя Uch Uruk( букв.3 рода): Misit, Tama, Yabu. Они живут в окрестностях бухарского Ziyaeddin’а; (13) Burqut, живут вдоль границ chilek и Kermine; (14) Arlat, живут в Qara-Kol; (15) Qangli(канглы), проживающее по границе с туменом Jizzakh(Джиззак) tumen; (16) Qirk, Yuz, Min: живут в тумене Джиззак(Jizzakh tumen); (17) Batas, живут в окрестностях Qarsi, Ghuzar; (18) Qaraqalpak(караколпаки), состоят из 5 oymak’ов: Qara-Qoylu, Qara-Singir, Oymavut, Istek, Achamayli, и живут в дельте Амударьи и к северу от Самарканда, в ``Ak-Teпe''( белые холмы). Из всех узбеков лучше других сохранили свои древние наречия и традиции племена, проживающие в тумене Джиззак(``Jizzakh'' tumen) (Qirq, Qangli, Saliq, Turk, Turkmen, Nayman, Mangit, Qitay-Yuz, Solaqli, Tuyaqli, Alacha, Burqut, Sirkeli, Baymaqli, Calayir, Qirgiz, Yuz, Quyan-Tuyaqli, Parcha-Yuz, Qarapcha, Quschi, Oraqli, Toqcari, Qostamgali, Saray, Qancagali). Однако их численность невелика. В восочной части области Бухары есть племена ведущие кочевую жизнь, в окрестностях Душанбе(Dushanbe), кочуют племена``Laqay,'' ``Marqa Kichi Yuz,'' а в окрестностях Feyzabad’а, племя ``Qarliq.'' Что касается узбекских племен Афганского Туркестана, нам известен лишь список, составленный ещё в начале XIX века (индийцем Мир Иззатуллой)Indian Mir Izzetullah.* Согласно нему, там проживают следующие племена: в ``Serpul'' около ``Sibirgan,'' ``Achamayli'' oymak племени ``Min'' tribe; по соседству с ними, at ``Sayyad,'' ``Achamayli'' и ``Qazayagi'' племени ``Min''; в Sencayrek, род ``Qipchak'' uruk; в Kunduz, только (племя) ``Qatagan''; в окрестностях Балха(``Balkh'') роды ``Saray'' и ``Moyten'' uruks. В ``Eskemis'', что в Бадахшане(Badakshan), ``Burge'' и ``Timis'' oymak’и племени Qatagan. В ``Narin''( ?Нарыне) род “chagatay'' uruk. Mir Izetullah также сообщает об oymak’ах родов (uruk) Moyten и Qatagan uruk: Moyten состоит из 7 oymak’ов: Tilikhane, Germsili, Qazayaqli, chagar, Sum, Aqsayiq, chuchen. Род Qatagan uruk имеет 3 oymak’а: Bes-Qaban, Salcavut, Tort-Ata. ``Bes-Qaban'' имеет 5 aris’ов: Laqqa (=Laqay), Yangi-Qatagan, Kesmever, Qayan, Manas. Aris Kesmever имеет 4 tire: Aq-Taglik, Endicani, Qalasi, Bomin. Aris ``Manas'' имеет 3 tire: Temis, Sar-Bagis, Burge. Oymak ``Tort-Ata''(4 отца) имеет 4 aris’а: Sariq-Qatagan, churaq, Bassiz, Mardad. Aris ``churaq'' имеет 2 tire: Qiz Atizi, Solen. Aris Mardad итмеет 3 tire: Uchata, Bozan, Cutuduq. Среди узбекских племен(tribes) есть племена, именуемые(nickname) ``Bekzad.'' В прошлом они играли активную роль в управлении страной и в армии, они исполняли церемонию возведения хана на трон(enthroning ceremony). Среди них можно выделит: хивинские племена Qiyat-Qongrat, Uygur-Nayman, Qangli-Qipchak, Nukus- Mangit tribes; в Бухаре, времен правления Шейбанидов(descendants of Shiban), племена ``Quschu,'' ``Nayman,'' ``Qarluq,'' и ``Boyrek'' tribes; времен правления мангытов(Mangit) (согласно Радлову) были хорошо известны роды Min, Arlat, Barin, Batas uruks. Племя ``Qatagan'' также считается ``Bekzad.'' Роды(uruks): Tuyaqli, Moyten, Khitay (Qatay), Mangit; и большинство Qongrat’ов Бухары были в числе наиболее поздно прибывших из Кыпчакской степи(Desht-i Kipchak). Прежде они были, как и многие казахи, позднее прибывшие в Трансоксанию, членами конфедерации Мангыт-Ногаев(``Mangit-Nogay'' confederation).

Editor's Notes

a. a. Abulghazi Bahadir Khan (1603-1663), Secere-i Terakime (The Lineage of the Turks), completed in 1659. The French translation by Desmaisons is no longer satisfactory, for it lacks critical apparatus; an English translation is long overdue.

b. b. Cevdet Pasha (1822-1895) was an Ottoman historian, administrator, and educational and judicial reformer. See Stanford J. and E.K. Shaw, History of the Ottoman Empire and Modern Turkey (Cambridge: Cambridge University Press, 1977), vol. II.

c. c. In a footnote, below, Togan provides the nomenclature applied to subdivisions from the tribal confederation down to the smallest unit. An uruk is comprised of oymaks, which are made up of aris, a composition of soy.

d. d. Uran: the word shouted in the heat of the battle, to allow combatants to identify and gauge the whereabouts of their fellows without taking their eyes off the common adversary. It is an integral part of identity in Central Asia, forming a triad, along with tamga and dastan. The term tamga, originally referring to the ``seal'' of a given group, was later borrowed by Russians to designate customs levies (Russian: tamozhnia). The tamga was embroidered on tents, incorporated into rugs, filigreed into jewelry, and used as a cattle brand. A list of early tamgas is found in Kashgarli Mahmut's Diwan Lugat at Turk (twelfth century; hereafter DLT). A dastan is an ``oral history'' of the origins, customs, practices, and exploits of ancestors. See the discussion of the Dede Korkut dastan in this collection.

e. e. According to a popular etymology of the designation Ozbek, it is derived from ``Ozum Bek,'' meaning ``My Essence is Princely.''

f. f. Ortaq: ``partner.'' Among the Mongols, the khan provided capital to his ``partners'' so that they could take caravans from one end of the Mongol domains to other, to trade with neighbors. Elizabeth Endicott-West and Thomas Allsen have been jointly exploring this topic.

g. g. On the Bulgar Turks see O. Pritsak, ``Kultur und Sprache der Hunnen,'' Festschrift fur Dmytro Cyzev'ky (Berlin, 19540; and R.N. Frye, ``City Chronicles of Central Asia: Kitab-e Mullazade,'' Avicenna Commemoration Volume (Calcutta, 1956).

h. h. Here Togan provides the Arabic quotation in a footnote.

i. i. The lineages, inter alia, of the chigil and the Oguz Turks are outlined in DLT.

j. j. See H.B. Paksoy, ``Chora Batir: A Tatar Admonition to Future Generations,'' Studies in Comparative Communism, vol. 19, nos. 3 & 4 (Autumn/Winter 1986).

k. k. The original compilation of Mongol customary law was designated Altan Tobchi. See The Secret History of the Mongols, translated, inter alia, by F. Cleaves. For a later survival of the yasa, see V.A. Riasanovsky, Customary Law of the Nomadic Tribes of Siberia. Indiana University Uralic Altaic Series, vol. 48 (Bloomington, 1965).

l. l. Yedi San: Seven Reputations. The term ``san'' may also signify surname, or even the manner with which those tribes may have presented themselves in a gathering or in battle.

m. m. Togan uses this spelling. The name of Temur (Timor) (d. 1405) was corrupted in Western languages as Tamerlane, Tamburlane, and so forth.

n. n. See N. Elias and E. Denison Ross, eds., The Tarikh-i Rashidi of Mirza Muhammad Haidar Dughlat (London 1898), pp. 119, 122, 272-74.

o. o. For the significance of the ``as'' and ``Yog'' ceremonies, see A.T. Hatto, The Memorial Feast for Kokotoy Han (Oxford, 1977). p. Another relevant history on the region, compiled from several manuscript sources and edited by Y. Bregel, was published as Firdaws al-ikbal: History of Khorezm (Leiden, 1988).

http://vlib.iue.it/carrie/cec/ozkaz.shtml
Академия Аль-Мамуна.
Город Хива.
(Исторические сооружения Узбекистана)

В историю человеческой цивилизации народы всего мира внесли свой вклад, как в развитие науки, так и культуры. Центрально-Азиатский регион также внес свою значительную лепту в развитие человеческой цивилизации. В средневековые времена, в Центральной Азии было много ученых и научных школ, и Академия Мамуна в Хорезме может послужить тому ярким примером.

Резолюция 32 сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 2003 г. и распоряжение Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 ноября 2004 о Праздновании 1000 летия Академии Мамуна в Хорезме дали толчок к мировым исследованиям известной средневековой учебной академии и увеличило общественное понятие о научном и культурном наследии Узбекистана.

Политическая стабильность, экономическое и социальное развитие Хорезма в конце Х и начале ХII века, а также плодотворные отношения народов региона, создали благоприятные условия для создания научной школы в Гурганче (нынешний Урганч).

В 992 г. в Гурганче к власти пришел новый правитель - Абу Али Мамун. Во время его правления много ученых были приглашены для развития научной деятельности. Традиция правления Хорезмшаха была продолжена, и благоприятные условия были созданы его сыном Абу Хасан Али ибн Мамун (999-1009) и Абу Аббос Мамун бин Мамун. Главный советник, Абу Хусаин Ахмад бин Мухаммад ас-Сахлий, который очень интересовался наукой, литературой и поэзией, принял решение о создании института для научных исследований в форме Академии Мамуна в Хорезме.

Среди средневековых источников не существует информации о точной дате создания Академии Мамуна. Однако, существуют достоверные факты среди средневековых источников о том, что Абу Райхон Беруни и Абу Али ибн Сино (Авиценна) встретились в Гурганче для научных исследований в 1004 г. Потому мы смогли предположить, что Академия существовала до этого благодаря условиям, созданными правителями династии Хорезмшахов.

Несмотря на тот факт, что Академия Мамуна действовала до 1017, много научных исследований в сфере астрономии, математики, медицины, химии, физики, географии, минералогии, истории, философии, литературы, лингвистики, юриспруденции и других наук, все еще развивались. В частности, в астрономии, были разработаны скорректированные астрономические таблицы по звездам и движению планет, а также новые астрономические инструменты. Использовав эти инструменты, Беруни предсказал и исследовал лунное затмение в 1004.

Исследования в математике проводили Абу Мансур бин Ирок, Беруни и Абу Хайр Хаммор. Ибр Ирок, учитель Беруни, написал около 30 научных книг по математике и астрономии. Сам Беруни, в своих 150 книгах, писал статьи по математике и астрономии. Теорема о качествах равнобедренного треугольника была доказана Абу Хайр Хаммором и широко известна как «Теорема Хаммори» (Аш-Шакл ал-Хаммори).

Беруни и Ибн Сино внесли свой вклад в развитие химии. Беруни доказал связь между сравнительной массой субстанции и её химическим составом в своей статье о «Сравнительной массе». Ибн Сино проделал химические эксперименты по преобразованию субстанций и эти результаты были описаны в статье «Трактат о Философском Камне». Как известно, эта статья появилась в Хорезме в 1005.

Учеными Абу Сахл ал-Масихий, Абу Хайр Хамором, Ибн Сино и Беруни написаны научные работы по медицине. В частности, Абу Хайр Хаммор был известен как Второй Гиппократ за свои инновационные теоретические учения в таких сферах медицины, как человеческая анатомия, диеты пожилых людей, методы медицинских экспериментов, продовольственные субстанции и эпилепсия. Абу Сахл ал-Масихий получил известность своими практическими учениями в медицине. Ибн Сино, несмотря на свое короткое 5-летнее пребывание в Хорезме (1005-1010), написал очень важные статьи по лечению ран (Дафал-мадор).

Исследования по географии были в основном, связаны с именем Беруни. С 16 лет он проводил много времени, измеряя географическую широту различных мест, к примеру, он рассчитал географическую широту города Кят в Хорезме. В 994 он смог измерить точный уровень отклонения эклиптической плоскости села Бушканз (между западным берегом Амударьи и городом Кят) по отношению к экватору. В 995 Беруни начал исследования по созданию картины Земли в форме глобуса. Это было первым рисунком Земли в форме глобуса с рельефом. Беруни написал научные статьи по различным направлениям географии, такие как, естественная география, гидрология и минералогия.

Академия Мамуна в Хорезме также славилась своими исследованиями по социальным наукам. Философия была глубоко изучена во время корреспонденции Беруни с Ибн Сино. Оба ученых выразили свои точки зрения по философским идеям Аристотеля о конце мира. Беруни и Ибн Сино были сторонниками существования других миров и других культур.

Исследования по истории были широко развернуты в Академии Мамуна в Хорезме. Для продолжения академических традиций Беруни написал книгу - «Известные Личности Хорезма» или «Историю Хорезма». К сожалению, книга не сохранилась и основная часть книги была описана в книге Абу Фазл Байхахий «История Масуди», которая была посвящена султану Масуд Газнавий. Помимо этого, мы смогли найти информацию об истории в других книгах Беруни, таких как «Памятники», «Знание» (Ат-Тафхим) и «Индия».

Судя по книгам ас-Саолиби «Удивительная информация» («Латоиф ал-маориф», Х-ХI века), ас-Самони «Книга о Предках» («Китоб ал-ансоб» ХII век), Ёкут ал-Хамавий «Энциклопедия писателей» (Мужам ал-удабо) и других, Академия Мамуна пользовалась славой центра литературы и искусства. Много поэтов и писателей, такие как, Ахмад бин Мухаммад бин Сахрий, Абдуллох бин Хамид, Абу Сайид бин Шабиб, Абу Хасан бин Мамун, Абу Абдуллох ат-Тохир, Иброхим Ракконий, работали в Академии Мамуна. Советник при Хорезшахе ас-Сахлий писал стихи и регулярно организовывал соревнования по литературе в Академии Мамуна в Хорезме.
Бесплатный хостинг uCoz