Постановка проблемы

Согласимся с тем, что «противостояние славянского, русского населения и мусульман, о котором говорят некоторые российские политики, искусственно и провокационно». Несомненно, межрелигиозные отношения, по сути своей, конфликтны, но вывод из этой аксиомы делается неверный. Обобщая частные случаи противостояний в воинских коллективах, С. Иванеев экстраполирует их на всё российское общество.

Если мы правильно поняли, то если в воинской части возникает группировка отрицательной направленности, состоящая из военнослужащих одной национальности и/или вероисповедания, то тогда «межнациональный конфликт может приобрести особенно жестокие и фанатичные формы, превращаясь в религиозную войну на полное истребление своего противника и всех иноверцев». Но ведь межличностный и межгрупповой конфликт может и не перерасти в религиозную войну? Есть ощущение, что автор этот вариант, который мы считаем приоритетным, не рассматривает, а жаль.

Проработав с «людьми в погонах» более тридцати (С. Мельков) и более двадцати (А. Перенджиев) лет, из которых не менее 10 лет непосредственно с военнослужащими – этническими мусульманами, считаем такую постановку проблемы идеологизированной и в корне неверной. Методологически и практически она неверна для тех десятков тысяч офицеров, которые каждый день служат вместе с представителями не только русского, но и других народов, не только с православными военнослужащими и атеистами, но и с представителями иных вероисповеданий. Не ясно, зачем им следует готовиться к религиозному противостоянию внутри воинских коллективов и кому это вообще нужно? В чем здесь позитив для эффективной военной службы?

Наверно, С. Иванеев старается приложить теорию насилия (классовой борьбы) к ситуациям в воинских коллективах. Эта теория была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. Лениным. В ее основе лежит утверждение о том, что классы между собой никогда не примирятся, пока существуют частная собственность и государство, стоящее на страже интересов власть имущих. Надеемся, читателям понятно, что частная собственность в нашей стране защищена Конституцией и государством, и к счастью, никто ее ликвидировать не собирается.

Мы же утверждаем, что никакой межрелигиозной войны ни в России, ни внутри вооруженных сил не может быть в принципе. И никому к ней готовиться не нужно. Как не нужно нагнетать обстановку вокруг ясного факта: российское общество и его вооруженные силы многонациональны. Это всем известно и, на наш взгляд, основная проблема сегодня в многонациональных воинских коллективах заключается в том, что офицерский состав профессионально к воспитательной работе не готов.

Полагаем, что причин такого положения три.

Во-первых, не указана настоящая цель воспитательной работы, на нее нет заказа со стороны руководства государства. Т.н. крепкая воинская дисциплина, либо морально-психологическое обеспечение личного состава – это средства, но что сегодня хочет руководство государство от военнослужащих? Чтобы они были лояльными своему государству? Допустим. Но разве с этим есть проблемы в российских вооруженных силах? Чтобы российские военнослужащие были готовы воевать? Согласны. Но разве это зависит от армейских воспитателей? И так далее.

Во-вторых, процесс подготовки профессионалов воспитательной работы не отлажен. Чехарда с переименованиями органов то воспитательной работы, то работы с личным составом, продолжается до сих пор. Офицеров-воспитателей продолжают упорно сокращать, наверно для того, чтобы потом «героически» их вновь возрождать.

В-третьих, мало кто знает, что делать с советским опытом воспитательной работы. Она сегодня не может основываться только на советском опыте партийно-политической работы, но и полностью отказываться от него бессмысленно. Нужно признать, что российские военнослужащие – это, в первую очередь, граждане, работающие в вооруженных силах, а не фанатики своей страны. Да, они работают на государство, но они РАБОТАЮТ, не являясь собственностью государства. Признание этого, совсем не очевидного для многих, факта, полагаем, позволит иначе выстраивать всю систему воспитательной работы.

Мусульмане – тоже граждане!

Уже не в первый раз С. Иванеев в СМИ критикует нашу брошюру «Методические рекомендации по работе с военнослужащими-мусульманами», выпущенную для военно-строительных частей (2004 год) и Сухопутных войск (2005 год). Он настаивает на том, что «брошюра является полезной в ознакомительном плане, но не может квалифицироваться как учебно-методическое пособие, т.к. ее пожелания антинаучны, т.е. подготовлены специалистами религиозной организации».

Так вот, ни мы (С. Мельков был преподавателем Военного университета, а затем главным экспертом аппарата Министра обороны, А. Перенджиев – помощником начальника Центрального проектного института Минобороны), ни полковник С. Григорян (один из авторов брошюры, в тот момент – начальник отдела Управления воспитательной работы Сухопутных войск) не были специалистами какой-либо религиозной организации. Может быть, С. Иванеев полагает, что при составлении брошюры не следовало контактировать с мусульманскими организациями и консультироваться с ее специалистами? Мы придерживаемся противоположной точки зрения!

Странным считаем утверждение С. Иванеева о том, что брошюра «составлена не на основе научного религиоведения (исламоведения), а с позиции современного «идеологического» богословия и объективно направлено на укрепление позиций ислама в обществе и ВС РФ, а также на защиту этой религии от беспристрастного научного анализа и критики». Мы всегда считали, что личный состав необходимо воспитывать, в том числе и «опираясь на религиозные убеждения военнослужащих-мусульман, где каждый командир может использовать позитивный материал исламской религии для улучшения морально-психологического климата в подчиненной части». Причем тут защита ислама от научного анализа и критики?

На основе своего многолетнего войскового опыта продолжаем настаивать на том, что религиозные организации могут и должны помогать воспитывать военнослужащих, не подменяя органы воспитательной работы (сейчас называемые иначе). А вот когда военнослужащим предлагают участвовать в молитвах и других религиозных обрядах, когда в частях распространяются священные тексты, молитвословы, жития святых и т.п. – это как раз и является подменой органов воспитательной работы.

Фактически вся религиозная деятельность военных священников направлена на обеспечение права «граждан в погонах» на свободу совести и вероисповедания. Статья 6 Конституции России четко определяет, что «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами». А статья 26 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

То есть, Конституция России однозначно препятствует попыткам запретить реализацию права военнослужащих на свободу совести и вероисповедания. Из этого исходили, выпуская вышеуказанные брошюры. Но нас, похоже, причисляют к сторонникам идеи глобального исламского мира, так как мы «… стремимся превратить мусульманские общины, проживающие на территории неисламских государств, в инструмент исламизации светских обществ»?

Что ж, мы никогда не состояли и на службе у тех или иных исламистских организаций и/или исламских государств. Размышлять о воспитательной работе в геополитических терминах вряд ли уместно. Осталось, пожалуй, присоединиться к некоторым пользователям Интернета, называющим нас «русскими масульмановедами» (орфография сохранена).

Мы когда-то были идеологическими работниками за счет членства в КПСС, поэтому прозвища и клише привычны. Но проблема состоит в другом. При сохранении призывной системы комплектования вооруженные силы России всегда будут многонациональными и многоконфессиональными. А за счет миграции с постсоветского пространства и более высокой рождаемости у мусульманских народов процент российских военнослужащих-мусульман постоянно растёт. И в дальнейшем будет только увеличиваться, независимо от того, нравится это кому-то или нет.

Но можно ли весь процесс обеспечения права «граждан в погонах» на свободу совести и вероисповедания централизовать? Рационально ли стремление одной конфессии монополизировать этот процесс? Как сами мусульмане оценивают, что военные священники в России будут представлять практически одну конфессию? Рационально ли высчитывать количество военных священников, исходя из усредненного и явно очень приблизительного количества верующих (как и кто их считает?) в том или ином гарнизоне?

Было бы любопытно ознакомиться с размышлениями С. Иванеева и других читателей в связи с поставленными вопросами.

Какую методику мы предлагали?

В наших Рекомендациях были предложены методики по решению различных проблем в воинских коллективах: профилактике нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, минимизации случаев отказа участвовать в хозяйственных работах (уборке), предотвращения самоубийств и т.д. Далее мы решили, в качестве примера, привести отрывок из рекомендаций по профилактике случаев употребления спиртных напитков и наркотических веществ, т.к. знаем, что большинство читателей газеты с ними лично не знакомы. Оцените сами, насколько этот текст «укрепляет позиции ислама в мире, отводит от него критику со стороны прогрессивной общественности»!

Цитируем учебно-методическое пособие для Сухопутных войск:

«Одной из распространенных проблем, с которыми сталкиваются офицеры, прапорщики и сержанты в воспитании подчиненных, является употребление спиртных напитков, наркотиков и токсических веществ. Опасность наркотического, алкогольного опьянения в армии вызвана присутствием в воинских коллективах боевой техники и вооружения. Даже в маленьких дозах опьянение может привести к совершению военнослужащим  преступления, гибели и увечью людей. Более половины всех преступлений и происшествий в Сухопутных войсках совершается в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Пьянство легче предотвратить, чем после совершения правонарушения разбираться с виновными лицами.

Хорошая организация повседневной деятельности, интенсивная боевая подготовка, соблюдение режима несения службы и отдыха, насыщенная общественная жизнь, развитая сеть кружковой работы по интересам и активное вовлечение военнослужащих в занятие художественным творчеством, спортом, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, в сочетании с медико-просветительской и профилактической работой, во многом снижают тягу к наркотикам и алкоголю.

Предлагаем офицерам материал для работы с военнослужащими-мусульманами в целях профилактики употребления ими спиртных напитков и наркотических средств.

Ислам среди других религий отличается социальной направленностью, пристальным вниманием к проблемам земной, повседневной жизни человека. И если военнослужащие-мусульмане будут не только читать Коран, Сунну и хадисы (изречения и деяния) Пророка Мухаммада, но и неукоснительно следовать их установлениям, то многие социальные проблемы могут быть успешно решены.

В Священном Коране (5:90) записано: «О вы, кто веруете, дурманящие зелья и азартные игры ... – не более, чем нечистота, дьявольские козни; так что избегайте этого, дабы могли вы преуспеть». Этот стих полностью запрещает все дурманящие зелья и азартные игры. Рассказывают, что, когда был ниспослан этот стих, глашатай объявил на улицах Медины, что вино запрещено, и в ответ на это все кувшины с вином в мусульманских домах были опустошены и вино текло по улицам рекой. Никогда в истории человечества столь глубоко укоренившийся порок, как пьянство, не был искоренен так быстро и окончательно (Коран, 5:90).

Обращаем внимание офицерского состава, прапорщиков и сержантов на то, что очень большое значение имеет внутренняя готовность человека преодолеть жизненные трудности, изменить свое положение. В Коране сказано: "Воистину, Аллах не изменяет положение людей, пока они не изменятся внутри себя" (Коран, 13:11). Важно напоминать военнослужащим, что по исламу человек ответствен перед Творцом за свою земную жизнь. Обладая здравым умом и физическим здоровьем, он не имеет права не трудиться, зависеть материально от других и употреблять спиртные напитки.

Ниспосланные положения Пророка по этому вопросу делятся на четыре этапа:

*                   Сначала Всевышний сказал: «Берите из плодов винограда и фиников хорошее и доброе».

*                   Затем было речение Всевышнего о том, что грех от употребления спиртного больше, чем польза, поэтому нужно искать другие источники пропитания. «Они спрашивают тебя об опьяняющем и об азартных играх. Скажи: «В них обоих – великий грех и (некая) польза для людей, но грех этот больше, чем эта польза»... Так поясняет Аллах вам послание, дабы могли вы поразмыслить» (Коран, 2:219).

*                   Далее Аллах предписал: "О вы, кто веруете, не приближайтесь к молитве, если вы пьяны, до тех пор, пока не станете понимать, что вы говорите… (Коран, 4:43). Так как молиться надо 5 раз в день, то опьянение никак не успеет пройти. Поэтому перед мусульманами встал выбор: либо потерять молитву, либо отказаться от вина.

*                   И наконец, этот порок был полностью запрещен. "Дьявол желает лишь посеять вражду и ненависть меж вами при помощи дурманящих зелий и азартных игр, дабы отвратить вас от поминания Аллаха и от молитвы. Так отвратитесь ли вы?" (Коран, 5:91).

Таким образом, нельзя торговать вином, хранить его, разносить и наливать его людям. Многие спрашивают, можно ли употреблять слабые алкогольные напитки, например пиво. Нет, это тоже запрещено, и в больших, и в малых дозах. Ведь употребление алкоголя в любых дозах ведет к потере инициативы, сокращению сроков жизни и работоспособности.

Таким образом, всякое одурманивающее средство называется по-арабски «харам» и полностью запрещено мусульманам. Мусульмане не могут войти в состояние ритуальной чистоты, находясь под воздействием наркотика или алкоголя, а также пребывая в полубесчувственном состоянии и рассеянии ума. «Всякое одурманивающее вещество, подобно вину, запретно» (хадис аль-Бухари). Известный мусульманский богослов шейх ибн Таймийя писал: «Грешные люди курят гашиш, ибо он, подобно вину, приводит их в состояние безудержного веселья и доставляет им наслаждение. Однако вслед за этим они впадают в тупость и оцепенение. Действие гашиша пагубно отражается на здоровье и нравственности, возбуждает похоть и ведет в дальнейшем к постыдному разврату».

Никто не имеет монополии на истину. Однако с помощью своей методики нам удалось на практике достигнуть положительного результата. Мы приветствуем критику, но только в том случае, когда что-то предлагается взамен. К сожалению, ничего конструктивного в статье С. Иванеева по повышению эффективности воспитательной работы обнаружить не удалось.

Сегодня альтернативой религиозному просвещению и одновременно педагогическому обучению офицеров является развитие в вооруженных силах сети религиозных организаций. Органы военного управления хранят по этому поводу загадочное молчание. Выбор сделан, и мнение ученых-практиков не имеет значения?

Мельков Сергей Анатольевич
– доктор политических наук, полковник запаса

Перенджиев Александр Николаевич
– кандидат политических наук,подполковник запаса

Источник: lawinrussia.ru

 

 

 

Эксперт: Афганистан разделят на "исламский эмират" и "государство Хорасана"???

22.04.2012, 07:24 Политика ingvar (2745) 0 51

Политическая система Афганистана будет конфедеративной, с двумя сегментами автономного управления: пуштунским "исламским эмиратом Афганистана" под властью талибов и со столицей в Кандагаре и "исламским государством Хорасана" под контролем таджиков, хазарейцев, узбеков и туркмен со столицей в Мазари-Шарифе. Об этом в ходе экспертного совещания "Региональная безопасность в контексте афганской неопределенности", которое прошло в Алма-Ате, заявил глава Центра изучения Афганистана (Германия) Азиз Арианфар. Афганский эксперт и политик в ходе совещания представил свое видение будущего страны.

По его словам, совершенно "ясно, что международное сообщество не признает существование одновременно двух государственных образований в Афганистане, однако будет вынужденно признать неизбежное фактическое разделение Исламской республики Афганистан на две части под одним названием". Более того, с учетом развития ситуации в контексте национальных, региональных и глобальных аспектов вопроса, "можно определенно сказать, что достичь мира в любом его проявлении с талибами не удастся. Таким образом, проходящий согласно сценарию, написанному в Вашингтоне, мирный процесс ничего не даст, и все переговоры напрасны. При этом нельзя исключать вероятный переход части талибов, согласно пакистанскому сценарию, на сторону Кабула для выполнения специальной роли и разыгрывания их в качестве пятой колоны".

Уже в 2014 году основная парадигма соперничества в Афганистане примет другую форму: "основными геополитическими соперниками становятся к этому времени США и Китай. Их притяжение и разорвет Афганистан на два квази-государства" - заключил эксперт.

Он акцентировал внимание на том, что даже сама идея федерализма выгодна Америке. При федеральном устройстве Афганистана "его можно разделить на семь-восемь сегментов таким образом, чтобы нынешняя администрация Кабула осталась у власти. Шесть или девять провинций при таком управлении будут отданы талибам, кандагарско-гилмандское направление будет отдано проамериканскому местному лидеру, восточные провинции, а также северные, северо-западные и центральные регионы будут отданы во власть коренных народов".

При помощи таких рычагов Америка "достигнет окончания гражданской войны с наименьшим финансированием при содействии Европейского Союза, Японии, Кореи и арабских стран и сохранит контроль над страной, обеспечив тем самым безопасность своим авиабазам в Афганистане", полагает Азиз Арианфар.

Автор: Глава Центра изучения Афганистана Азиз Арианфар
Источник: topwar.ru

 Пятница, 20 апреля 2012

Фред Старр: «ФСБ тормозит Россию»

Влиятельный американский аналитик о России, Евразии и современном мире

Фатима Тлисова | Вашингтон

Перемены в России неизбежны, выходцы из КГБ-ФСБ, мешающие развитию страны, утратят влияние, а в политику и экономику России придут профессионалы нового поколения; Евразия вернет себе статус глобального транспортного узла.

Фредерик Старр, основатель и директор Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джонса Хопкинса, профессор Высшей школы стратегического анализа имени Пола Ницше. В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» профессор Старр размышляет о будущем России и Евразии, о роли личности в американо-российских отношениях и о том, почему американцы стыдятся поправки Джексона-Вэника. 

 

Национальный вопрос. Татары, башкиры, геополитика

Национальный вопрос. Татары, башкиры, геополитика

В связи с уходом М. Рахимова с поста президента Башкортостана вновь затеплилась надежда на улучшение татаро-башкирских отношений. Состоялись визиты президента Татарстана в Башкортостан и президента Башкортостана в Татарстан. В Уфе открылся корреспондентский пункт татарстанского телеканала ТНВ. Усилилось экономическое и культурное сотрудничество двух республик. Но нерешенные проблемы и противоречия все еще остаются.

Как и когда возникли эти противоречия? Для этого обратимся к истории этих взаимотношений, начиная с 1917 года.

Основное противоречие между татарской и башкирской элитами того времени заключалось в том, что первая стремилась сформировать большую тюрко-татарскую нацию, в составе которой должны были быть и башкиры...

По мнению татар, только такая единая тюркская нация могла в политическом и культурном плане противостоять ассимиляции со стороны русских и существовать вполне самодостаточно. Башкирская же элита ставила во главу угла сохранение своей башкирской идентичности и создание башкирской нации, она боялась растворения башкир внутри тюрко-татарской нации.

В документе под названием «Основы национально-культурной автономии мусульман Внутренней России», принятом 22 июля 1917 года на II-ом Всероссийском общемусульманском съезде в г. Казани, появились такие понятия как «тюрко-татары», и «язык тюрки». Именно эти понятия свидетельствуют о том, что джадидские политики занимались «конструированием» конкретной «политической» нации, включавшей в свой состав татар и башкир.

Но лидеры башкирского национального движения имели насчет национального обустройства башкир несколько иные представления. Так, на I-ом Всеобщем съезде башкир, проходившем параллельно II-ому Всероссийскому общемусульманскому съезду в г. Казани в г. Оренбурге 20-27 июля 1917 года, была принята телеграмма в адрес последнего, где приветствовалось решение о «приступлении к проведению в жизнь ... национально-культурной автономии», но подчеркивалось, что»... перед башкирским народом стоит ... задача – завоевание территориальной автономии Башкурдистана.

Члены фракции «территориалистов» представили на рассмотрение Национального Собрания (г. Уфа) свой проект образования Штата «Идель-Урал», который рассматривался несколько раз и в итоге была создана специальная комиссия, на которую было воложено решение всех практических вопросов по организации Штата и по его провозглашению. Но одним из основных факторов, тормозивших провозглашение Штата «Идель-Урал» (оно было назначено на 1 марта 1918 года), стали противоречия, обнаружившиеся между татарами и башкирами.

Башкиры не принимали идею о «тюрко-татарской» нации с широкими этническими границами: III-й областной Курултай (съезд) Башкурдистана (проходил 8-20 декабря 1917 года в г. Оренбурге) утвердил объявленную еще 15 ноября 1917 года Центральным Башкирским Шуро «территориально-национальную автономию «Башкурдистана», которая представлялась в виде «национально-территориального штата». При этом подчеркивалось, что «Башкурдистан входит в состав России как один из национально-территориальных штатов», который равен в политическом и в других отношениях с остальными штатами «Федеративной России». На этом же съезде выяснилось, что правительство Башкурдистана выступает за присоединение к «Штату Башкурдистан» «целиком Уфимской губернии», на присоединение которой к Штату «Идель-Урал» рассчитывали лидеры татар.

Почему у элит этих двух очень близких по языку и культуре народов не получилось единого подхода к проблеме нациесторительства, а возникло разное видение развития этнополитического пространства?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть ряд факторов, которые исторически в какой-то мере формировали менталитет этих двух народов и способствовали тому, что к 1917 году у них сложились разные позиции в этно-политической сфере.

В основе формирования противоположных подходов татар и башкир, на мой взгляд, лежали 5 основных факторов. Один из них – субъективный, другие – объективные:

1. Отсутствие взаимопонимания и неприязнь между двумя ведущими лидерами этих народов: Гаязом Исхаки и Заки Валиди (субъективнй фактор).

2. Разный характер земельного вопроса у татар и башкир.

3. Различие в географическом расположении татарских и башкирских земель.

4. Различие в характере расселения татар и башкир в Российской империи.

5. Различие в культурном и образовательном уровнях татар и башкир.

1. Отсутствие взаимопонимания и неприязнь между двумя ведущими лидерами этих народов: Гаязом Исхаки и Заки Валиди.

Уже на I-ом Всероссийском мусульманском съезде 1917 года в г. Москве Заки Валиди считал Гаяза Исхаки нечестным человеком, ведущим политическую борьбу закулисными, нечестными методами. Вот как он описывает свои впечатления о Гаязе Исхаки: «Только из Башкортостана прибыло около 50 делегатов. Были представлены и многие другие регионы. Ахмет Цаликов, Шакир Мухаммедьяров, Гаяз Исхаки постарались вызвать из Казани людей сверх нормы представительства и надеялись, что они выступят против федерализма. Сообразив, что казанцы, как и туркестанцы, представители Азербайджана и крымских татар, будут также отстаивать идею федерализма, Гаяз Исхаки и его сторонники затеяли встречи с делегациями регионов по группам, попытались дискредитировать Мухаммад-Амина Расул-заде, меня и других противников унитаризма».

Гаяз Исхаки же считал, что Заки Валиди – очень амбициозный человек и в то же время очень недалек в своей политике: «Заки Валиди, сформировавшийся благодаря материальной и духовной поддержке Гумера Терегулова, ставший человеком, которому уже не стыдно появиться на людях, вместе с провокатором Шарифом Манатовым, обидевшись на то, что их не избрали в Центральный комитет I-го Всероссийского съезда, подбрасывает на политическую арену «башкирский вопрос». Чтобы воспитать в башкирах вражду к татарам и разрушить не только национальное единство, но и даже религиозное единство, он (Заки Валиди - Р.М.) пытается организовать нечто наподобие башкирского муфтията. Чтобы получить поддержку русских в этом начинании, он, заключив договор с казачьим атаманом Дутовым, начинает действовать вместе с ним».

2. Разный характер земельного вопроса у татар и башкир.

Так как татары были колонизованы уже 365 лет и их земли занимали стратегическое торговое и военное положение на пересечении больших рек и дорог, отторжение их земель было более длительным и массовым. Было две волны массового захвата земель: после 1552 года татары были вытеснены с земель, граничащих с большими реками и дорогами, и в самом начале XVIII века по указу Петра I были ликвидированы феодалы как социальный класс, а их земли были переданы русским переселенцам и царской казне. Татары с тех пор всегда страдали от безземелья.

У башкир же ситуация складывалась по-другому: У башкир, обладавших в течение всего периода нахождения в составе царской России вотчинным правом, выработался свой идеал национального и социального освобождения, который ассоциировался в народном сознании с возвращением к условиям присоединения Башкирии к Русскому государству, когда им со стороны царизма было гарантировано полное невмешательство в дела внутреннего самоуправления и право распоряжаться землей по своему усмотрению. Стремление башкир сохранить и защитить национальные земли, опираясь на историческое вотчинное право, на протяжении веков сталкивалось с интересами феодально-бюрократического государства, русских помещиков и капиталистов, а также с интересами многонационального крестьянства, переселявшегося в Башкирию особенно интенсивно в пореформенную эпоху и в период столыпинской аграрной реформы. Все это делало земельный вопрос в крае острополитическим вопросом, превращало его в существенный фактор формирования идеологии национального движения.

3. Различие в географическом расположении татарских и башкирских земель.

Татарские земли находились в глубине Империи, и они не граничили ни с одним национальным окраинным регионом, тем самым татарам было трудно чисто географически объединиться с каким-либо пограничным тюркским народом. Башкирские же земли располагались очень близко (50 км.) к границе казахских земель, тем самым увеличивалась вероятность союза с казахами.

4. Различие в характере расселения татар и башкир в Российской империи.

Известно, что татары даже на своих коренных землях не составляли подавляющего большинства населения, а в других губерниях они составляли незначительное меньшинство. Другими словами, татары в основном жили дисперсно.

Башкиры же на территории Малой Башкирии составляли подавляющее большинство населения.

5. Различие в культурном и образовательном уровнях татар и башкир.

По некоторым косвенным сведениям можно предположить, что широкие слои татарской интеллигенции в годы буржуазной и особенно, октябрьской революций считали, что при равенстве в законе с русской интеллигенцией они, в общественной и культурной жизни будут с ней на равных. При дисперсном расселении главным оружием татар был интеллект, организованность и высокие моральные качества. (Конечно, они не могли предположить, что уже в 30-годы тысячи людей из татарской элиты будут физически уничтожены по приказу Москвы. В 1917 году они думали иначе).

Джамалетдин Валиди пишет о татарской интеллигенции того периода: «Эту часть (средней и низшей – Р.М.) интеллигенции мало интересовала высокая политика, и поэтому она больше и скорее поддавалась влиянию Октябрьской революции ... Ведь фактическое уравнение их с русской интеллигенцией совершилось только после Октября. И потому большинство средней и низшей интеллигенции из татар не симпатизировало чехословацкому перевороту».

Сила же башкир была не в их медресе и интеллигенции, а в их обладании землей, в большинстве башкирского населения на своей исконной земле, в военной организованности и готовности башкирской элиты военным путем добиться независимости.

На мой взгляд, самыми важными факторами, лежащими в основе противостояния татар и башкир, были 4-й и 5-й факторы.

Анализ развернувшихся исторических событий с 1905 года, с первых съездов «Союза мусульман» до начала 1918 года, показывает, что в 1905-1907 годы татары были явными гегемонами в национально-демократическом движении. Но затем, после 1907 года и до 1918 года прошли Балканская война, I-ая Мировая война, осуществлялась переселенческая политика Столыпина, произошло восстание казахов в 1916 году. Все эти события повысили национальное самосознание тюрок Туркестана и Башкурдистана, но татарские лидеры и в 1917 году по инерции продолжали считать себя непрекаемыми лидерами и не учитывали произошедших изменений. Конечно, задним числом легко советовать, но татарским лидерам надо было проводить политику объединения с учетом исторических и национальных особенностей родственных народов, в частности башкир, с учетом их возросшего национального самосознания.

Когда к 1919 году большевики окончательно утвердились на Волге и Приуралье, татарские лидеры предложили создать Татаро-Башкирскую республику, но башкирская элита выступила против этого проекта и создала в 1919 году Башкирскую республику. Но ошибкой башкирских лидеров было присоединение Уфимской губернии к Малой Башкирии, так как при этом процентное соотношение башкир относительно всего населения Большой Башкирии резко уменьшилось, а татарский народ оказался разделенным в двух республиках.

Таким образом, тогда Москва убила сразу двух зайцев: татарского и башкирского.

Во многом отношение к тат

Бесплатный хостинг uCoz