|
Среда, 25 апреля 2012 Первый частный космический аппарат – запуск откладываетсяКомпания Space X объявила, что ей потребуется дополнительное время на испытания Частный космический челнок Запуск первого космического аппарата, созданного и управляемого частной компанией, к Международной космической станции был отложен на неделю.
Калифорнийская компания Space Exploration Technologies, более известная как Space X, объявила во вторник о переносе даты запуска с 30 апреля на 7 мая. Пресс-секретарь компании заявил, что инженерам необходимо дополнительное время, чтобы провести испытания ракеты и анализ имеющихся данных.
Компания Space X запустит беспилотную капсулу многократного применения Dragon с базы ВВС на мысе Канаверал по Флориде. Она должна доставить на МКС свыше 500 килограммов груза. Экипаж МКС произведет захват капсулы с помощью одного из роботизированных манипуляторов орбитальной станции, а затем пристыкует ее к МКС.
Спустя три недели после стыковки с МКС капсула Dragon должна вернуться на Землю с грузом, вес которого составит 600 тонн.
Компания Space X, принадлежащая интернет-предпринимателю Элону Маску, в декабре 2010 года стала первой частной компанией, запустившей космический аппарат на орбиту и вернувшей его на Землю. Множество других частных компаний соперничают с компанией Space X за тендер по замене выведенных из эксплуатации шаттлов NASA для доставки грузов (а позднее и космических экипажей) на МКС.
С момента вывода шаттлов из эксплуатации Соединенные Штаты были вынуждены использовать российские корабли «Союз» для доставки грузов и астронавтов на МКС. Турецкий лингвист Эрман Айдоганлар: «Татарский язык – продолжение кыпчакского» | | | |
Автор: Искандер Ахмедов | 28.04.2012 00:55 | С Эрманом (Erman Aydoganlar) мы встретились в уютном кафе в центре Казани. За чашкой ароматного кофе получилась теплая беседа обо всем, а интервью – о татарском и турецком языках и не только. Эрман приехал в Казань, чтобы попрактиковаться в татарском языке и собрать материал для своей научной работы –«Лингвистическое исследование романа Талгата Галиуллина «Покаяние». Он магистр Эгейского университета (г. Эзмир, Турция). Разносторонний и яркий турецкий парень влюблен в язык Тукая и Чингисхана, Кул Гали и Саифа Сараи – татарский.С таким человеком мы не могли не найти общего языка. Кстати, им стал татарский: Эрман с удовольствием дал интервью на языке Кодекса Куманикус... - Эрман, почему ты решил уделить внимание именно татарскому языку и посвятить научную работу роману татарского автора? - Татары и турки – братские народы. У нас одна вера, происхождение, схожая культура. Мы тянемся друг к другу. И у нас вековые традиции дружбы, братства. И мне очень нравится татарский язык, он очень красивый и мелодичный. И татарский язык - достаточно универсальный, это некий мост между многими тюркскими языками. Как говорится, татарга тылмач кирэкми - татарину не нужен толмач-переводчик. - Как международные и турецкие лингвисты говорят о татарском языке: прежде всего о его происхождении, классификации? - Тюркские языки делятся на ряд основных подгрупп. Крупнейшие из них – это огузская и кыпчакская. Огузские языки – это турецкий, азербайджанский, гагаузский, туркменский. Кыпчакские – это татарский, башкирский, казахский и другие. Так вот татарский язык, скажем так, - наиболее типичный представитель кыпчакского наречия. - Но у нас в Татарстане на фоне булгаристического угара (все свести к булгарам, а остальное сделать бесплатным приложением) некоторые предлагают относить татарский язык к какой-то булгаро-кыпчакской подгруппе... - Это неправильно, необоснованно. Как я уже отметил и в Турции, и во всем мире абсолютное большинство лингвистов относят татарский к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Татарский во многом идентичен кыпчакскому языку, это доказывает и древний словарь Kodex Kumanikus. А вот чувашский язык - это преемник булгарского, булгарская подгруппа. - В средние века татарский – кыпчакский язык был языком межнационального общения и международной дипломатии, а Золотая Орда называлась также Кыпчакским ханством – по названию основного этноса. Поэтому нам очень дорого наследие наших кыпчакских предков. О Турции: национальный герой – Ататюрк. Он известен глобальными реформами, в том числе языковой. Где-то читал, что во время реформы (чтобы очистить язык от доминирования арабских и персидских слов и сделать более современным) Мустафа Кемаль отправил специалистов в деревни на территории Турции, где жили татары, крымские татары, карачаевцы, балкарцы, другие тюркские народы, чтобы узнать древние слова, в том числе из кыпчакской группы. - Да, действительно это так. Причем лингвисты использовали разные методы. Одним из методов обновления – возрождения турецкого языка- стал поиск тюркских слов и аналогов заимствований в татарских, карачаевских, других тюркских деревнях в Турции. Сотни лингвистов наполнили деревни, беседовали со старейшинами, изучали диалекты, тонкости языков. Причем различий не делалось – кыпчакские ли это языки или огузский. В результате в турецком оказалось много слов из других тюркских языков. Но, учитывая, что прародитель у всех тюркских языков был единый пратюркский язык, это возвращение к истокам. Был и другой способ: изобретали новые слова. К примеру есть заимствование с арабского. «Культурный» - «мэдэни». От слова Медина, город. Так же и в татарском. Лингвисты изобрели новое слово: «уйгар». Нетрудно догадаться, что это видоизмененное слово «уйгур» - название народа, язык которого, кстати, очень близок татарскому. Объяснение такое: уйгуры – издревле славится своей высокой, в том числе и городской культурой...Сейчас в турецком используется оба варианта. В общем тюркские языки очень помогли в обновлении турецкого. - Мне как юристу стало интересно: как же переводится «закон» на турецкий. Оказалось, что один из вариантов перевода – «яса». А ведь Яса – это свод законов тюркского и монгольского гения Чингисхана... - Да, действительно, закон по-турецки - яса, есть и другие варианты. Но, думаю, понятно, откуда это слово в турецком языке. Чингисхана в Турции большинство считает своим – ведь он был вождем не только монголов, но и тюрков. НА ФОТО: Эрман Айдоганлар (слева), Искандер Ахмедов (справа). |
Мохши – новая Троя исламской цивилизации02.05.2012, 19:25 Просвещение ingvar (2899) 60 В этом году исполняется 700 – лет принятия ислама Золотой Ордой. В 1312 году власть в Дешт-и-Кипчаке перешла к молодому и амбициозному хану Узбеку, сразу объявившему об исламизации на огромной территории империи чингизидов. Важному историческому шагу предшествовали крупные политические события того времени: принятие ислама в качестве государственной религии Волжской Болгарии (922), падение Хазарского каганата (965), принятие христианства в качестве государственной религии Киевской Руси (988). Но, ни дипломатическая поддержка Багдадским халифатом своего мавля (верноподданного) – царя Алмуша, ни принятие ислама, не смогли спасти булгарское царство. В 1240 году, после опустошительных походов монгольской армии в 1236 и 1239 годах, Волжская Булгария прекратила свое существование и вошла в состав Золотой Орды. При этом исламу вскоре было суждено вновь обрести статус государственной религии. На этот раз уже в более крупных масштабах на территории северной Евразии. Прогрессивность хана Узбека заключалась в том, что он первым из язычников – наследников улуса Джучи, осознал значение ислама, как объединяющего фактора в построении сильной системы государственной власти. Он, также, понимал, что в условиях противостояния с католическим Западом и укреплением православия в русских княжествах, именно ислам способен объединить многочисленные этносы, входящие в состав некогда мощной монгольской империи, но уже раздираемой кланово-родовыми распрями. Почему же роль и значение личности хана Узбека многими современными историками до сих пор не оценена? Факт существования созданного им города Мохши (Наручадь, Наровчат), где ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды общеизвестный, но больших приготовлений к юбилейной дате что-то не наблюдается. У Москвы, которая долгие годы находилась в вассальной зависимости от ханов Золотой Орды, на то свои причины. Казань, по-видимому, не простила монголам разорения и завоевания Волжско-Камской Булгарии, которая считается прародиной тюрков и основным источником татарского этногенеза, А вот Пенза, на территории которой в начале XIV века ханы выдавали великим князьям ярлыки на управление русскими землями, могла бы отметить такое событие вполне достойно. Всему виной – правила политеса. В следующем году Пенза отметит свое 350- летие. В рамках юбилейных торжеств планируется установить и памятник «отцу – создателю» – русскому царю Алексею Михайловичу Романову, подписавшему указ о возведении града- крепости Пензы. Львиная доля юбилейных мероприятий к 350- летию города финансируется из федерального бюджета. Намного сложнее с ханом Узбеком. На основании совокупности письменных и археологических источников исследователи пришли к выводу, что из тридцати лет своего правления он первые восемь лет находился в северной столице улуса Джучи – на территории сурского края, Но пензенскому губернатору Василию Бочкареву, как-то неудобно ворошить историю и напоминать администрации Кремля про хана, которому кланялись русские князья, по сути, данники и вассалы Золотой Орды. Есть и другие накладки. Основание Мохши и 700 – летие принятия ислама Золотой Ордой, совпадает с 400- летием правления династии Романовых, положивших начало установлению родственных отношений с царствующими династиями Европы, в то время как правление Рюриков знаменовало собой тесное сближение со знатными родами половецких и золотоордынских ханов. Главная же неувязка в том, что история средневековой Мохши (сегодня имеет статус села Наровчат), затмевает своей славой современную Пензу. Эпитет «аль-Махруса» – Мохши Богохранимый, указывал на его особую значимость в ряду золотоордынских городов, а это накладывает огромные обязательства на организаторов юбилейных торжеств, при скудности расходной части областного бюджета. Вот именно поэтому о золотоордынском периоде сурской истории местные краеведы предпочитают не вспоминать. В прошлом году, например, в Наровчате возвели памятник легендарной мордовской царице Нарчатке. По преданиям она защищала свой город и погибла в бою с воинами Батыя. Что же касается хана Узбека, то на открытии монумента его имя даже не упоминалось. В этой связи обращают на себя внимание последние публикации, авторы которых предлагают дать непредвзятую оценку роли Золотой Орды в отечественной истории, призывают мусульманскую общественность России выступить активными инициаторами подготовки к масштабным мероприятиям, связанным с 700-летием принятия ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде. Однако не стоит забывать о роли Золотой Орды, как крупнейшего государственного образования средневековья, в мировой истории. При хане Узбеке, а также в годы правления его сына Джанибека, Золотая Орда достигла наивысшего расцвета. Она торговала с государствами Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем и странами Западной Европы. Наличие в Мохши таких инженерных сооружений: как водопроводы, бани и дома с подогревом полов горячим паром, свидетельствовало о высоком экономическом развитии городской культуры в начале XIV века. На политическое значение столицы северного улуса указывал тот факт, что там чеканились медные (пулы) и серебряные (дирхемы) – монеты, а возведение в городе мечетей, медресе, мавзолеев и караван-сараев подчеркивало огромную потребность в распространении ислама. Локальный ислам, существовавший в Волжской Булгарии, при хане Узбеке перерос в мощную религиозную систему, которую оценили и приняли тюркские этносы, потомками которых сегодня являются мусульманские народы регионов России и стран СНГ. Поскольку ареал распространения ислама имел место не только на территории Российской Федерации, а Золотая Орда сыграла огромное значение в судьбе многих мировых держав, сама юбилейная дата, приуроченная к 700 – летию принятия ислама Золотой Ордой, достойна оценки таких международных институтов, как ЮНЕСКО. Такие города, как Булгар, Мохши и Увек – таят еще много сенсаций, и мы их должны сохранить для потомков, как памятники исламской цивилизации и мировой культуры. Наровчатские аборигены рассказывали, что в окрестностях Мохши и вдоль границ Ногайской дороги местные люди и черные археологи находили кувшины с кладами монет, на которых было отпечатано изображение хана Узбека. Древние центры ислама еще ждут своего Генриха Шлимана, подарившего в свое время миру Трою и Микены в Малой Азии, древнегреческие Орхомен и Тиринф. Источник: tatar-duslyk.ru Раньше я считал, что наш этноним “ҚАЗАҚ” не имеет толкового перевода. Все источники, которые я раньше читал сводились к опроверганию абсурдных толкований вроде “гуся белого” и повторению значений слова вроде “свободный”, “независимый”, “скиталец”, “отделившийся” и т.д. без каких-либо лингвистических подкреплений. Все это продолжалось до тех пор пока мне в руки не попался сборник исследований известного казакстанского историка-востоковеда Вениамина Петровича Юдина (1928-1983), выпущенный Институтом востоковедения в 2001 г. В своей статье “К этимологии энтонима казах (қазақ)” Юдин приводит достаточно убедительную версию, что слово “қазақ” является поздним вариантом древнетюркского слова из памятника с реки УЮК-ТУРАН (ок. VIII в.): Қ-З-Ғ-Қ Тюркское руническое обозначение: Лингвисты В.В. Радлов, С.Е. Малов и А.Н. Бернштам транскрибируют это слово как “ҚаЗҒаҚ”. Радлов производит “ҚАЗҒАҚ” от корня, общего с тюркским глаголом “ҚАЗҒАН”. Обратите внимание на отрывок из древнетюркского словаря: Как видно из словаря, “ҚАЗҒАН” означает “приобретать”, “добывать”, в новой форме - “ҚАЗАН”. В современных языках слово в новой форме “қазан” употребляется с такими словами как “успех”, “победа”, “слава” и т.д. Например, в современном уйгурском: “ғәлибә қазан” - “одержать победу”, “шөһрәт қазан” - “приобрести славу”. Глагол ҚАЗҒАН–ҚАЗАН производится от глагола ҚАЗ – “копать” с первичным значением “докапываться”, “добиваться”, “достигать”. Аффикс –ҒА известен в тюркских языках, например, қоз - “возбуждать/раздражать”, қозға - “двигать, тревожить”. По этой версии “ҚАЗҒАҚ” является первичной формой слова “ҚАЗАҚ”. Т.е. қазақ производится от корня, общего со словом қазған/қазан. Исходя из этого, древнетюркское слово ҚАЗҒАҚ – ҚАЗАҚ имеет смысл “ДОБЫВАТЕЛЬ”, “ДОБЫТЧИК”, “ПРИОБРЕТАТЕЛЬ”, “НАЖИВАТЕЛЬ”, “СТЯЖАТЕЛЬ”. Т.е. тип человека, ставящего целью своей жизни приобретение чего-либо (славы и побед, например) или наживы. С точки зрения исторической фонетики выпадание Ғ и трансформация ҚАЗҒАҚ в ҚАЗАҚ вполне закономерна. В целом ряде древнетюркских слов после сонорных и др. звуков были ғ, қ, г, к, которые выпали в современных языках. Например, древнетюркские и казакские слова: тамҒақ –> тамақ (горло), қазҒұқ –> қазұқ, қазық (кол), қайҒұқ –> қайық (лодка), құлҒақ –> құлақ (ухо), кәрГәк –> керек (нужно). ------------------ Таким образом вырисовывается схема: Корень ҚАЗҒА– + Н = ҚАЗҒАН –> ҚАЗАН – “приобретать, добывать” + Қ = ҚАЗҒАҚ –> ҚАЗАҚ – “добытчик, стяжатель”------------------Подробнее о памятнике Уюк-Туран Третье слово во второй строке: ҚЗҒҚМ / ҚаЗҒаҚыМ Памятник обнаружен в 1886-1887 гг. Фунтиковым на территории современного г. Туран (современная Республика Тыва). В 1888 г. вторично найден Аспелиным по полученным от Мартьянова сведениям. Эстампы - 1888 г. (Аспелин), 1891 г. (Клеменц), 1906 г. (Гранэ). В 1943 г. доставлен Данзын-оолом в Кызыл. - Материал: оленный камень, бурый известняк - Параметры: размер 277х38х27 см - Форма: овальный в среднем сечении и с четко выраженными гранями в верхней части
______________________________________________________
О НАЗВАНИИ НАРОДА
Мы используем название "казак" по отношению к коренному народу Казакстана как первоначальный и единственно верный русский экзоэтноним (название этноса, данное другим народом).
С самого начала образования Казакского государства во второй половине 15 века, казаки назывались в русском языке именно так ("казаки", "Казацкая Орда", "Казачья Орда"). После пару веков абсурдных колониальных кличек вроде "киргиз-кайсаки" и "киргизы", в 1925 г. казаки вернули себе своё исконное название в русском языке. В 1936 году, в самый разгар страшных репрессий против интеллигенции и элиты казаков, Москва снова исковеркала название народа и изобрела колониальную кличку "казах".
Использовать кличку "казах" вместо единственно верного "казак" - некорректно и оскорбительно. Это так же неправильно как, например, говорить "рюкзаХ" вместо "рюкзак" или "колпаХ" вместо "колпак". Аргумент о том, что самостоятельный народ с собственным государством, языком, историей и культурой должен называться абсурдной колониальной кличкой "казах" в угоду тому, чтобы не создавать путаницы с названием одного из российских сословий, казачества, не выдерживает никакой критики. Татар конгрессы корылтаеннан соң туган уйланулар... Шулай дип яздым да, туктап калдым... Әйе, мин Бөтендөнья татар конгрессының соңгы, 5нче корылтае турында үз фикеремне әйтергә булган идем, әмма күңелдән "Бу корылтай соңгысы булыр ахыры..." дигән уйлар да китми. Бу фикер миңа 7 декабрь көнне, Муса Җәлил исемендәге опера һәм балет театрында, корылтайның пленар утырышында ук килгән иде... Чәчәкләргә төренгән бу купшы зал, чәчәкләрдән дә матур итеп киенгән-ясанган татарлар, дөньяның бөтен кыйтгаларыннан да бирегә җыелган йөзләгән делегат һәм кунаклар, милләтнең иң зур түрәләре һәм иң бай татарлары, иң билгеле затлары, алар тирәсендә бөтерелгән журналистлар, ялт-йолт итеп торган фото-камералар – алар гайре табигый параллель дөньяны хәтерләтәләр иде... Алар инде бу дөньяда барысына да ирешкән, борчу-хәсрәтләре калмаган, тормышлары ал да гөл булган бик бәхетле кешеләрне хәтерләтәләр иде... Әмма мин бу затлы театр ишегенең теге ягында, кар-буранлы шәһәр һәм авылларда бөтенләй башка тормыш кайнаганын да яхшы белә идем...Соңгы елларда Татарстан буенча йөзләгән, Россия буенча меңләгән татар мәктәбенең ябылуын, дистәләгән мөселман-татар ир-атларының, бер гаепсезгә төрмәләрдә газап чигүен, меңләгән эшсез, акчасыз, йортсыз-җирсез милләттәшләрем барлыган, Мәскәүнең Татарстан республикасын, татар милләтен, ислам динен бетерергә яңа планнар коруын да мин яхшы белә идем... Шуңа күрә мин залдагылар белән бергә куана алмадым, шулай ук алардан бу бәхетсез милләтне яклап сүз әйтүләрен дә көтмәдем, чөнки алар икесе ике дөнья иде... Бу купшы зал, түрдә чәчәкләргә күмелеп утырган татар түрәләре миңа бергамьсез "Титаник" карабын хәтерләтте, әмма алар үзләре моны аңламыйлар иде... Милләт су төбенә китеп ятканда, упкын аларны да йотачагын алар белми иде... Күз алдыма узган гасыр башындагы Милләт Мәҗлесе килде, татарның соңгы өмете... 1917 елның декабрендә Милләт Мәҗлесенең 77 депутаты Милли Идарә сайлап куя, әмма 1918 елның башында большевиклар аларны куып тарата, милли элитаның бер өлешен утызынчы елларда аталар, бер өлеше чит илләргә качып өлгерә... Татар конгрессының башкарма комитетына да бу юлы 77 әгъза сайланды, нәкъ моннан 95 ел элек Милләт Мәҗлесенә сайланган кебек... Анда керү өчен көрәш барды, бу үзенә күрә бер элитный татар клубын хәтерләтте, әмма алда үзләрен ни көтәсен чамаласалар, бу кешеләр конгресс ягына борылып та карамаслар иде... Анда милләт өчен үләргә дә әзер кешеләр генә керергә тиеш иде, әмма аларның күпчелеге бу исемлеккә түгел, корылтай залына да үтеп керә алмадылар... "Соңгы корылтай" дип язып куйдым да, тагы уйга калдым... Татарстан Дәүләт Советы рәисе Фәрит Мөхәммәтшин бу көннәрдә татар конгрессы турында бик сәер сүзләр әйтте. Ул конгрессны милли-мәдәни мөхтәриятләр белән якынаерга чакырды һәм :"Алга таба аларның кайсы мөһимрәк булыр әле, моны да уйларга кирәк", диде. Бу нәрсә дигәнне аңлата? Бу Россия хакимияте милли республикаларны бетереп, алга таба милләтләрнең бар тормышын шушы милли-мәдәни мөхтәриятләргә генә калдырырга мөмкин, дигәнне аңлата. Бу милли-мәдәни автономияләр юкка гына төзелмәде, ул вакытта ук Мәскәүләр еракка карап эш иттеләр. Хәзер бер татарларның гына да Россия буенча дистәләгән милли-мәдәни мөхтәриятләре бар, сезгә нәрсәгә республика, менә эшләгез шулар белән, диячәкләр. Һәм татар конгрессын шушы мөхтәриятләр белән кушып, берләштереп куячаклар, чөнки милли-мәдәни автономияләр Россия кануны нигезендә төзелде һәм яши, ә татар конгрессы Татарстан Президенты фәрманы белән төзелде. Татар конгрессының әкрен-әкрен төбәкләргә үтеп керә башлавы да, соңгы корылтайда Берләшкән Милләтләр Оешмасына керү турында сүз кузгатуы да Мәскәүдә күпләргә охшамагандыр... Хәзер тавыш чыгармыйча гына татар конгрессын бетерүнең иң кулай юлы – аны федераль татар милли-мәдәни мөхтәрияте белән кушу һәм юкка чыгару булачак... Федераль татар милли-мәдәни автономиясе – ул кәгазь оешма, ул беркайчан да милләт тормышына үтеп кермәде һәм керә дә алмаячак, чөнки ул федераль канун чикләреннән чыга алмый. Ул бары тик Россия татарлары белән, Россия законнары нигезендә генә эш алып бара ала, башка барлык татарлар бу оешма эшеннән читтә калачак. Аерылып калган бу татарларга урысларның "Соотечественник" оешмасына керергә һәм һәркайда Мәскәүнең шовинистик идеологиясен уздырырга, Мәскәү кулында җирле халыкларга каршы корал ролен үтәргә туры киләчәк. Әлбәттә, Мәскәүгә Бөтендөнья татар конгрессының үзе дә, сүзе дә кирәкми, татарларның бөтен дөнья буйлап таралып яшәүләре аларның тамагына кылчык булып кадалган... Шушылай була калса, татар конгрессы үзен яклап көрәшәчәкме соң? Көрәшмәс, дип уйлыйм, чөнки аның составында югарыдан кушканны сүзсез үти торганнар тупланган. Иң башта, Башкарма комитетны җыеп, рәисне алыштырырга мөмкиннәр, чөнки ул корылтайда түгел, шул комитетта гына сайланды, аннан тагы да тыңлаучанрак кешене сайлап куярлар да, конгресс белән үзләре теләгәнчә эш итәрләр... Шушы 20 еллык чор өчен татар конгрессы үзе булдыра алганны эшләде, дип уйлыйм – бөтен дөнья буенча структураларын төзеде, милләт тормышын системага салып эшләргә өйрәнә башлады, урыннарда милләт өчен эшләрдәй татарларны күтәреп чыгарды, зур-зур милли һәм дини чараларны иң биек югарылыкта оештырып күрсәтте... Дөресрәге, ул татарларның милли-мәдәни министрлык эшен башкарды. Әмма милләт татар конгрессыннан күбрәк көтте, күбрәк өмет итте – үзенә иң авыр вакытларда, бөтен яктан хокуклары кысылганда, Мәскәү татарларны күзгә карап мыскыл иткәндә, яклау сүзен көтте, гайрәтле адымнар, кыю эшләр көтте – тик алар булмады. Быел җәй мөселман-татарларны йөзәрләп төрмәләргә ыргытканда да, татар конгрессы дәшмәде, Россия буенча меңләгән татар мәктәпләре ябылганда да, татар конгрессы дөньяга үз сүзен ишеттермәде, Башкортстанда яшәгән миллионнан артык милләттәшебезне яклап та ул амбразурага ташланмады... Бу елларда татар конгрессының иң йомшак урыны – аның сәясәткә катнашмавы, татарларның хокукларын яклау буенча эш алып бармавы, телебезне, динебезне, тарихыбызны яклап, халыкара мәхкәмәләргә мөрәҗәгать итмәве, җитәкчеләр белән араны бозмыйм, дип, күп кенә татарларның ышанычын югалтуы булды... Һәм ни гаҗәп – татар конгрессының иң йомшак эшләгән урыны – татарлар иң күп яшәгән Татарстан һәм Башкортстан республикалары булды. Биредә бер генә авылда да татар конгрессының бүлекчәләре юк, халык аның нәрсә икәнен дә белми. Бүгенге көндә бу татар авылларында дин юк, мәчетләр буш тора, мәктәпләр әкрен генә русчага күчеп бара, эшсезлек, эчкечелек шактый киң таралган, халык сайлауларда үзен сарык кебек тота - өстән кемне кушсалар, шуның өчен тавыш бирә. Бүген татар авылларында чын мәгънәсендә феодализм хөкем сөрә, үз фикерле кешеләргә монда көн юк. Татарстанда исә озак елларга тоталитар режим урнашты, бер өлкәдә дә гаделлек юк, алдау, ришвәтчелек, коррупция чәчәк ата... Татар конгрессы исә беркайчан да милләтнең социаль, икътисадый мәсьәләләре белән кызыксынмады, череп барган татар тормышында гаделлек урнаштырырга тырышмады, киресенчә, күп очракта халык ягына түгел, хакимият ягына басты. Шуңа күрә, татар конгрессына авыр вакытта, аны милләт яклап чыгармы икән? Якламас, мөгаен, халык үзен талап көн күргән хакимиятне дә, аның тирәсендәге оешмаларны да беркайчан да якламый. Татар конгрессының корылтае буенча да, эш алымнары һәм планнары буенча да минем әйтер сүзләрем күп, әмма аларны әйтүдән ни мәгънә? Кемгә һәм нәрсә өчен әйтергә? Мин боларны 20 ел сөйлим бит инде, соңгы ун елда үзем дә Бөтендөнья татар конгрессының башкарма комитеты әгъзасы булдым, бу юлы да сайладылар... Әмма корылтайга әзерлек тә, кабул ителәсе документлар да безгә күрсәтелмәде, аларны Кремль белән ике арада йөргән берничә кеше генә белде, бөтен мәсьәләләрне махсус органнар, чекистлар хәл итте. Мин үзем дә бу юлы корылтай барышын опера театрының иң арткы рәтләрендә, ишек төбендә утырып кына күзәтә алдым, анда чыгыш ясау мөмкинлеге турында сүз дә була алмый иде! Мин башта хәтта делегат та түгел идем, Чаллы халкының ныклыгы сәбәпле генә корылтайга делегат булып сайланып килә алдым, секциядә булса да үз сүземне әйтергә тырыштым. Соңыннан башкарма комитетка сайлап куйсалар да, мин бу корылтайда үземне ятим итеп, кирәксез кеше итеп тойдым, милләт язмышы хәл ителгән вакытта, аны яклап үз сүземне әйтә алмадым, башка делегатларга мәсьәләнең ни кадәр кискен торуын, татар халкының язмышы хәл ителүен аңлата алмадым... Мөгаен, бу минем өчен дә соңгы корылтай булгандыр... Корылтай үтеп, нәкъ ун көннән соң, Россия Президенты Путин илнең милли сәясәт стратегиясенә кул куйды, анда милли республикаларга да, ислам диненә дә урын калмаган, ә татар һәм башка халыклар русларга кушылып, бер милләт – рус милләте барлыкка китерергә тиешлеге язылган. Моның өчен 12 ел вакыт бирелгән. Стратегия сүзе – хәрби термин, димәк, Россия дәүләте үзендә яшәүче рус булмаган халыкларга, шул исәптән, татарларга каршы да, сугыш игълан итте. Бу тигезсез сугыштан милләт исән чыгармы, аны яклап утка керерлек каһарманнар, халыкара мәхкәмәләргә барып җитәрлек оешмалар бармы? Бу сораулар турыдан-туры татар конгрессына да кагыла, югыйсә, корылтайның гына соңгысы түгел, милли яшәешнең дә соңгысы булырга мөмкин! Шуңа күрә Бөтендөнья татар конгрессы ашыгыч рәвештә бу шовинистик стратегиягә үз бәясен бирергә һәм шушы шартларда милләтне саклап калу буенча үз стратегиясен булдырырга тиеш, дип уйлыйм. Фәүзия Бәйрәмова,Татар халкының Милли Мәҗлес рәисе,Бөтендөнья татар конгрессының башкарма комитеты әгъзасы.2012 ел, декабрь ае. http://www.tatar-gazeta.ru/
Распространяйте новость ради Аллаха.Была информация по радио Эхо Москвы ,что флаги и символики экстремистских организаций будут запрещены и людей, которые будут демонстрировать символики и флаги, будут закрывать на 15 суток. Закон хотят принять на федеральном уровне. Боюсь что флаги ИСЛАМА, флаги которые установил сам посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует), белый и черный( флаг и знамя) будут признаны экстремистскими и будут запрещены.
|
|